БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » экономика и организация инфраструктуры апк » Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и организация инфраструктуры АПК»

Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и организация инфраструктуры АПК»

Автор: Maxvel 7-07-2013, 11:07

Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и организация инфраструктуры АПК»

1. Эволюция понятий: инфраструктура и инфраструктура АПК
2. Сущность и значение инфраструктуры АПК

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Эволюция понятий: инфраструктура и инфраструктура АПК
Вопросы взаимосвязи и взаимовлияния экономических и социальных факторов всегда были предметом пристального внимания. Видное место среди них занимают проблемы развития такого общественного явления как "инфраструктура". Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению процесса функционирования инфраструктуры, необходимо уточнить само понятие "инфраструктура". Формирование любого понятия, в том числе понятие "инфраструктура", связано с развитием общественной практики и науки, с ее более глубоким проникновением в закономерности общественного развития. Длительное время (практически в течение всей первой половины XX в.) представления об общих условиях эффективного развития материального производства и социальной жизни развивались параллельно. Соответственно этому появлялись, с одной стороны, идеи относительно условий развития промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, связанные прежде всего с обоснованием принципов функционирования таких отраслей, как транспорт и связь. В результате в 50-х годах вышли специальные работы (Р. Нурксе, П. Розеиштейна-Родана, А. Хиршмана, А. Янгсона и др.), авторы которых предприняли попытку обосновать роль и значение инфраструктуры для эффективного функционирования производства. С другой стороны, в работах демографов, социологов, архитекторов содержался анализ и обобщение практики создания материальных условий не только для трудовой, но и для других форм деятельности людей.
Следует отметить, что к моменту появления самого термина "инфраструктура" произошло сближение этих двух линий, результатом чего явилось представление об инфраструктуре как о едином комплексе соответствующих условий. Сам термин "инфраструктура" появился в экономической литературе в конце 40 - x годов 20 века. Он заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, объектов, обеспечивающих действия вооруженных сил.
Уже в 50-х годах американский экономист Розеиштейн-Родан объяснял инфраструктуру как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.
Однако, несмотря на разные подходы к инфраструктуре в западной социологической и экономической мысли, значение инфраструктуры в жизни общества определяется в ней через понятия "издержки общества", "накладные расходы".
В российской научной литературе на роль таких элементов производительных сил, как транспорт, связь, создающих общие условия функционирования производства, впервые обратили внимание ученые-экономисты С. Г. Струмилин, Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев, И. Г. Александров.
Рассмотрению некоторых проблем инфраструктуры посвятили свои исследования и географы, начиная с Н. Н. Колосовского, который в работе "Теория экономического районирования" обосновал территориальную организацию производительных сил и высказал ряд интересных предложений о комплексе условий, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства. Его идеи были развиты в работах учеников и последователей И. И. Белоусова, Т. М. Калашниковой, Ю. Т. Саушкина, Б. С. Хорева и др.
Развитие инфраструктуры исследовалось в работах ученых, изучающих проблемы размещения производительных сил, территориального планирования и непроизводственной сферы: А. Н. Алымова, М. К. Бандмана, Д. В. Белорусова, В. А. Жампна, В. П. Красовского, А. И. Кочерги, И. И. Панфилова, В. А. Сенникова, М. В. Солодкова и др.
Первые российские исследователи, которые выделили инфраструктуру в качестве самостоятельного объекта исследования, прежде всего обратили внимание на то, что она предназначена обеспечивать условия эффективного развития материального производства. Так, только к производственным задачам сводил задачи инфраструктуры С. А. Хейнман, имея в виду "комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство". Постепенно и среди других ученых получила большое распространение трактовка инфраструктуры не только как условий развития и функционирования материального производства, но и как условий эффективного решения важных социальных задач развития общества.
Таким образом, складывается более или менее единая точка зрения на смысл понятия "инфраструктура", под которым теперь имеют в виду условия эффективного развития не только материального производства, но и других сфер общественной жизни.
В настоящее время усилилось внимание науки и практики к проблемам развития инфраструктуры. Общие и специфические проблемы ее развития нашли отражение в трудах российских и зарубежных социологов и экономистов, были предметом обсуждения на многочисленных конференциях как внутри страны, так и за рубежом. Столь пристальное внимание к проблемам инфраструктуры объясняется, во-первых тем, что она все более становится составной частью воспроизводственного процесса, поглощает значительную часть капитальных вложении и трудовых ресурсов; во-вторых, дальнейшее углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве повышает нагрузку на отрасли экономики, призванные обслуживать все более усложняющееся и расширяющееся общественное производство, создавать материальные условия для нормальной жизнедеятельности населения, функционирования общественных и межгосударственных отношений; в-третьих, в теоретическом плане инфраструктура представляет собой пока еще малоисследованную сферу экономики.

2. Сущность и значение инфраструктуры АПК
Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В экономической энциклопедии инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, водохранилищ, портов, мостов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожный транспорт; связь, водоснабжение и канализацию; общее и профессиональное образование, науку, здравоохранение и т. п.
Учеными выделяются производственная (обслуживающее производство), социальная (создающая условия для жизнедеятельности населения), институциональная (подсистема управления экономикой региона) и экологическая инфраструктуры.
Анализ многочисленных определений сущности инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что она является материальным условием для размещения и функционирования всего общественного производства и нормальной жизнедеятельности населения.
При определении самой инфраструктуры и ее видов, классификации ее отраслей, необходимо исходить из определенных принципов, совокупность которых позволила бы ту или иную отрасль, подотрасль общественного производства или даже вид деятельности отнести к инфраструктуре. Речь идет о функциональном назначении инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, какие функции выполняет та или иная отрасль или подотрасль в системе производство - распределение - обмен - потребление. Далее надо исходить из того, что круг отраслей и видов деятельности, а также объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной гибкостью. Как отмечает В.П. Красовский, границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых производственных и социальных проблем, очередных задач, выдвигаемых в том или ином периоде, от масштаба уже созданного ранее потенциала, комплексов.
Если исходить из того, что понятие "инфраструктура" буквально означает: infra - ниже, под; struktura - строение, расположение, то станет очевидным, что она представляет собой материальные условия для функционирования, либо производства, либо жизни населения, либо одновременно и того и другого. Поэтому при исследовании инфраструктуры представляется более правильным горизонтальный и вертикальный принципы подхода к ее определению. Горизонтальный подход будет означать укрупненную группировку отраслей инфраструктуры по сферам деятельности, где раскрывается их функциональное назначение: производственная, социальная, институциональная и экологическая инфраструктуры. Вертикальный подход раскрывает экономическое содержание инфраструктуры внутри определенной сферы экономики на различных уровнях ее функционирования. Например, инфраструктура сферы материального производства, отрасли производства, предприятия и т. д.
Возникновение инфраструктуры как материального условия функционирования производства и жизнедеятельности населения связано с развитием общественного разделения труда и углубления на этой основе специализации и кооперирования производства. В этом процессе углубляется взаимосвязь и зависимость между основным производством и обслуживающими его отраслями, видами деятельности. Это естественный исторический процесс развития общественного производства. Так, с развитием крупной машинной индустрии появляются новые источники энергии, ее носители, массовое производство требует организации иных форм его материального обеспечения, перемещения продукции, что делает объективно необходимым развитие транспорта, связи и т.д. Углубление общественного разделения труда, рост населения и усложнение его потребностей рождают новую сферу приложения труда, т.е. сферу услуг, которая постепенно превращается в систему жизнеобеспечения человека. Следовательно, возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает новые виды производства, обслуживающих и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением. Отрасли, входящие в инфраструктуру, принимают непосредственное или опосредованное участие и общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых ее отраслях продолжается процесс материального производства, а живой труд, затрачиваемый здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости. Наиболее общая функция инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, по мнению В.П. Kpacoвского, выражается преимущественно в производственных и непроизводственных услугах, в обеспечении перемещения и хранения материальной продукции.
Анализ социально-экономической литературы, посвященной инфраструктуре позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, а также производств и видов деятельности, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей природной среды.
Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, производств и видов деятельности, основными функциями которых являются производственные услуги, а также обеспечение оборота в экономике. Говоря о производственной инфраструктуре, следует подчеркнуть, что она создает необходимые общие условия для размещения и успешного функционирования производства.
Существуют внешние и общие условия производства, и между ними имеются определенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают главным образом косвенное влияние на развитие производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства: чем выше уровень технической вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда. Транспорт и связь составляют общее условие производства и выступают как основное ядро инфраструктуры, хотя они возникли и получили развитие не раньше некоторых других элементов производственной инфраструктуры. Транспорт и связь начинают выполнять роль основного ядра инфраструктуры при крупном производстве, когда они постепенно были приспособлены для обслуживания массового производства, постоянного перемещения капитала и труда из одной сферы производства в другую и для обеспечения расширяющихся мировых рыночных связей.
В результате развития общества постепенно возникли и сформировались также другие отрасли и элементы производственной инфраструктуры. Общие условия современного производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции: объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.). Такая классификация производственной инфраструктуры носит укрупненный характер. Содержание понятия инфраструктуры как общего условия производства связано с ее межотраслевым назначением. Приведенные отрасли и элементы отраслей выступают инфраструктурой материального производства в целом. Наряду с этим каждая из них может выступать инфраструктурой любой отрасли материального производства или видов производств.
В экономической литературе существует также иная трактовка классификации производственной инфраструктуры в регионе: промышленных узлов; сельская; капитального строительства; магистральных видов транспорта. Здесь между отраслями и элементами производственной инфраструктуры существует тесная связь, отражающая уровень специализации и кооперирования производства и проявляющаяся в региональном воспроизводственном процессе.
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности, функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин "социальная инфраструктура" стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.
Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.
Данная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, и в этом смысле она является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы). Управленческие отношения в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют собой элементы производственных отношений, складывающиеся в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.
Затраты на развитие экологической инфраструктуры будут расти, так как воздействие человека на природу вызывает совершенно неожиданные последствия. По характеру затрат и срокам их окупаемости экологическую инфраструктуру можно разделить на две подгруппы. В первую входят затраты общества на воспроизводство природных ресурсов (например, лесопосадки, общее благоустройство земельных площадей, мест извлечения природных богатств и др.), окупаемость которых предвидится в далекой перспективе. Другая подгруппа - это технологические элементы современного производственного процесса, которые непосредственно входят в затраты общества на создание валового внутреннего продукта (различные очистные сооружения, водоотстойники крупных металлургических производств, дымо- и пылеуловители и т.п.). Инфраструктура в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, но она специфична для каждого способа производства и ее отрасли развиваются под влиянием требований экономических законов той или иной формации.
В результате дальнейшего углубления процесса разделения труда, роста масштабов производства и расширения вывоза капитала внутри мирового сообщества развивается инфраструктура, обслуживающая производство, обращение, производящая услуги и другие блага. Известно, что растущие потребности производства и населения вызывают развитие городов, дорог, портов, аэродромов, предприятий и учреждений торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, зон массового отдыха населения, различных увеселительных заведений и т.п.
Особенно усиливается взаимосвязь и взаимное влияние между основным производством и инфраструктурой, без нее резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства. Не преувеличивая, можно сказать, что инфраструктура стала основным элементом воспроизводственного процесса. Однако на предприятиях и в учреждениях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, прибыль может быть меньше. Поэтому частные предприниматели не всегда заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии