БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » экономика и организация инфраструктуры апк » Создание и функционирование машинно-технологических станций

Создание и функционирование машинно-технологических станций

Создание и функционирование машинно-технологических станций

1. Основные направления развития машинно-технологических станций.
2. Эффективные модели машинно-технологических станций.
3. Зарубежный опыт создания и функционирования специализированных формирований по оказанию услуг товаропроизводителям.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Основные направления развития машинно-технологических станций.
При острейшем дефиците сельскохозяйственной техники, ее интенсивном старении, снижении надежности особое значение приобретает эксплуатация машинно-тракторного парка. Для решения этой задачи создаются машинно-технологические станции (МТС).
Одной из важнейших задач стабилизации и роста машинного производства продовольствия является формирование и эффективное функционирование небольшой сети предприятий таких как МТС. В создание этих предприятий большой вклад внесли ученые и специалисты Министерства сельского хозяйства.
Организация МТС решает 2 важные задачи:
1. Удовлетворение сельскохозяйственных производителей по многочисленным производственно-техническим услугам.
2. Освоение сельскохозяйственными производителями прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
При выполнении первой задачи МТС выполняет работы с большей производительностью и меньшей стоимостью за счет высокопроизводительной техники, специально обученные работники и лучшей организации труда. Вторая задача решается в результате применения прогрессивных технологий для данного региона. При такой организации можно получать высокую прибыль используя новые технологии в полеводстве, животноводстве и переработке продукции.
Структура МТС, характер и объем услуг подчинены одной цели: получение максимальной прибыли сельскохозяйственными производителями, поэтому основные цели подразделения МТС:
• высокая урожайность сельскохозяйственных культур;
• повышение качества продукции;
• получение максимальной прибыли.
В результате опроса сельскохозяйственного производства выяснено, что около 80 крупных и более 90 мелких хозяйств нуждаются в производственно-технических услугах.
Развитие сети МТС позволяет решить следующие задачи:
1. Ликвидировать дефицит необходимой техники.
2.Обеспечить материально-техническими ресурсами производство сельскохозяйственной продукции.
3.Провести техническое перевооружение машинно-тракторного парка в отрасли сельского хозяйства.
4.Позволить внедрить прогресс, технологии ведения сельскохозяйственного производства.
Для того чтобы МТС организовать, требуется:
• определить потребителей и объем работ;
• разработать бизнес-план и иметь стартовый капитал;
• использовать высокие технологии и организацию труда;
• создать ремонтно-обслуживающую базу;
• снизить себестоимость оказанных услуг(работ) по сравнению с теми, которые уже выполняются в зоне обслуживания.
Одним из путей приобретения техники является привлечение денежных средств предприятий промышленности, банков, а для этого МТС должны быть включены в состав производственно-финансовой кооперации.
Для того чтобы получить льготы по налогообложению МТС могут:
1. Заключать с хозяйствами долгосрочные договоры о совместной деятельности по производству, хранению, переработке продукции.
2. Уменьшить или освободить станции от уплаты местных налогов. Но основными путями снижения себестоимости работ, выполненных МТС, является применение интенсивных технологий, рациональное комплектование машинно-тракторных агрегатов, режим работы в 2-3 смены, сокращение простоев, соблюдение технологических дисциплин и др.
Чтобы установить контроль за деятельностью МТС и препятствовать завышению тарифов сельскохозяйственными производителям необходимо обладать контрольным пакетом акций МТС. Важным резервом экономии ресурсов и уменьшением затрат является экономия топлива. Добиться этого возможно при выборе оптимальных скоростей регулировкой состояния топливной аппаратуры, своевременным техосмотром и т.п. Чтобы обеспечить надежность использованных машин, необходима своевременная диагностика и ремонт. Для этого создается соответствующая ремонтно-обслуживающая база. Резервом снижения себестоимости работ является загрузка в течение года основного состава кадров путем организации переработки сельскохозяйственной продукции, оказание услуг по ремонту техники, монтаж оборудования и др.
Создавать МТС целесообразно на базе существующих агросервисных организаций районного уровня. Вариантами создания МТС могут быть:
1.Базовое агросервисное предприятие преобразовывается в МТС с сохранением организационно – правовой формы (ОАО, ЗАО, ООО, кооператив, унитарное предприятие)
2. МТС может входить в состав агросервисного предприятия в качестве структурного подразделения без права юридического лица.
3. Как новое юридическое, экономическое, самостоятельное предприятие.
4.Как унитарное предприятие базового агросервисного предприятия.
5. В МТС могут трансформироваться механизированные отряды.
МТС в первую очередь должна обслуживать те предприятия, которые не могут освоить принадлежащие им земли и производственные работы в полном их объеме. Тип создаваемой МТС будет зависеть от следующих показателей:
1. Типа учредителя т е. могут быть государственным, акционерным обществом, частным предприятием, кооперативом.
2.Вида возделываемых культур - специфические, универсальные.
3. Зоны обслуживания - обслуживание отдельных субъектов, а также районного и межрайонного масштабов.

2. Эффективные модели машинно-технологических станций.
На территории Республики Беларусь действуют следующие машинно-технологические станции:
1) Березовская МТС;
2) Ивацевичская МТС;
3) Логойская МТС;
4) Жлобинская МТС;
5) Плещеницкая МТС;
6) Крупская МТС.
Начиная с 2001 г. станции ведут многоотраслевое сельскохозяйственное производство на собственных землях. МТС в форме унитарного предприятия в соответствии с ГК РБ относятся к коммунальной собственности областей, организационное и научное обеспечение осуществляют Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также институт аграрной экономики НАН РБ.
Для создания МТС разрабатывается устав, организационно-управленческая структура, формы контракта приема на работу, штатное расписание, нормы выработки, калькуляция всех видов работ, механизмы расчета с хозяйствами.
Березовская машинно-технологическая станция создана в Брестской области и является открытым акционерным обществом. Занимаются производством картофеля, овощей, семян корнеплодов, выращивают крупный рогатый скот на убой, реализуют продукты питания и зерно.
МТС Жлобинская создана на базе ОАО «Жлобинская райагропромтехника». Учредителями являются Жлобинский райисполком, Белорусский металлургический завод, ОАО «Жлобинская райагропромтехника» и ряд колхозов. Сформированы постоянно действующие мобильные специализированные отряды по вывозке органических удобрений, подготовке почвы и вспашке зяби, заготовке кормов, уборке зерновых культур, оснащенных современной высокопроизводительной техникой и обеспечивающих в оптимальные агротехнические сроки и на высоком уровне проведение важнейших сельскохозяйственных работ. Имеет ряд филиалов, которые включают колхозы, сельскохозяйственные унитарные предприятия и республиканские формы собственности.
Плещеницкая МТС создана во исполнение реализации "Программы совершенствования агропромышленного комплекса Минской области на 2002-2005 гг.", утвержденной сессией Минского областного Совета депутатов от 28 декабря 2001 г. № 101 и является приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с действующим Гражданским Кодексом Республики Беларусь в форме открытого акционерного общества она образована путем слияния ОАО "Логойская агрохимия", зарегистрированного решением Минского облисполкома от 10 апреля 2001 г. № 237 за № 600019092; колхоза" 1 Мая", зарегистрированного решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 г. №2061, за № 002485 (серия ЮЛ); колхоза им. Володарского, зарегистрированного решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 г. № 1830, за № 001986 (серия ЮЛ); колхоза "Путь Ленина", зарегистрированного решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 г. № 2119, зал» 002488 (серия ЮЛ); колхоза "Правда", зарегистрированного решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 г. № 2069, за № 002480 (серия ЮЛ); колхоза "Искра", зарегистрированного решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 г. № 1828, за № 001983 (серия ЮЛ). Данные хозяйствующие субъекты вошли в её состав в качестве структурных подразделений (отделений) без права юридического лица. Учредителями создаваемой МТС являются ОАО "Логойская агрохимия" и бывшие работники вышеназванных колхозов.
Учредительным документом ОАО "Плещеницкая МТС" является ее устав. В соответствии с разработанным Уставом главным предметом и целью деятельности данного предприятия есть коммерческая, хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Рекомендуемая номенклатура выполняемых функций и работ обусловлена производством конкурентоспособной продукции как растениеводства, так животноводства, развитием собственной переработки, организацией оптовой и розничной торговли и т.п. Наряду с перечисленными в Уставе видами деятельности станция осуществляет также оказание всего комплекса производственных услуг по агрохимическому обслуживанию колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим товаропроизводителям Логойского района. Кроме того, она в установленном порядке может заниматься внешнеэкономической деятельностью. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются после получения соответствующей лицензии.

Таблица 1 Совокупный размер уставного фонда (чистых активов) ОАО "Плещеницкая МТС" по состоянию на 01.01.2002 г.
Наименование предприятий-учредителей Стоимость уставного фонда, руб. %
ОАО "Логойская агрохимия" 830 503 935 12,5
колхоз "1 Мая" 1374 914 250 20,7
колхоз им. Володарского 1068 410 250 16,1
колхоз "Путь Ленина" 2 085 446 250 31,4
колхоз "Правда" 371 984 400 5,6
колхоз "Искра" 906 450 750 13,7
Всего 6 637 709 835 100,0

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод. Основной вклад имущества в создаваемую станцию внесли колхозы-учредители, на долю которых приходится 87,5% стоимости их уставного фонда, тогда как на долю ОАО "Логойская агрохимия" - только 12,5%. В разрезе отдельных хозяйств, стоимость их уставного фонда в общей стоимости уставного фонда станции распределилась следующим образом. На долю колхоза" 1 Мая" приходится 20,7% общего уставного фонда станции, колхозов им. Володарского, "Путь Ленина", "Правда" и "Искра" соответственно -16,1,31,4, 5,6 и 13,7%.

Рисунок 1 – Организационная структура ОАО «Плещеницкая МТС»

Таблица 2 Распределение акций среди участников-учредителей, ОАО Плещеницкая МТС"

Наименование предприятий-учредителей Количество принадлежащих акций, шт. %
ОАО "Логойская агрохимия" 47 689 12,5
колхоз "1 Мая" 78 950 20,7
колхоз им. Володарского 61350 16,1
колхоз "Путь Ленина" 119 750 31,4
колхоз "Правда" 21360 5,6
колхоз "Искра" 52 050 13,7
Всего 381 149 100,0

Таблица 3 Расчет доли государства при создании ОАО "Плещеницкая МТС"по чистым активам по балансу на 01.01.2002 г.

Наименование показателей Единица измерения Значение
Количество выпущенных простых акций шт. 47 689
% 100,0
в том числе принадлежит: Миноблисполкому шт. 46 665
% 97,85
коллективу шт. 1024
% 2,15
Чистые активы ОАО "Логойская агрохимия" руб. 830 503 935
% 100,0
в том числе: Миноблисполкома руб. 812 670 975
% 97,85
коллектива руб. 17 832 960
% 2,15
Чистые активы ОАО "Логойская агрохимия" с учетом имущественного вклада хозяйств-учредителей
руб.
6 637 709 835
% 100,0
в том числе: Миноблисполкома руб. 812 670 975
% 12,24
коллектива руб. 5 825 038 860
% 87,76

Очередным этапом в механизме создания станции является дальнейшее распределение принадлежащих каждому хозяйству-учредителю акций среди бывших работников того или иного предприятия. Это распределение должно осуществляться на базе установления для каждого бывшего члена колхоза размера принадлежащего ему пая в стоимостном выражении в следующей методологической последовательности.
Определение количества паев членов бывшего колхоза производится комиссией по его реорганизации на основании расчета. Расчет количества паев, которыми наделяются бывшие члены колхоза, производится по трудовому вкладу. На один условный год трудового стажа работы в колхозе член бывшего колхоза наделяется одним паем. Величина трудового вклада члена бывшего колхоза трудоспособного возраста в условных годах трудового стажа рассчитывается путем умножения его средневзвешенного индивидуального коэффициента заработка за три года на трудовой стаж работы в колхозе, указанные в реестре бывших членов колхоза. Величина трудового вклада округляется в сторону увеличения до целых единиц и служит основанием для начисления паев. Средневзвешенный индивидуальный коэффициент заработка рассчитывается путем деления суммы индивидуальных коэффициентов заработка на количество этих коэффициентов. В случае если средневзвешенный индивидуальный коэффициент заработка будет менее 0,3, то ему устанавливается коэффициент 0,3.
Индивидуальный коэффициент заработка устанавливается путем деления заработка бывших членов колхоза, указанного в реестре бывших членов колхоза, на среднюю величину заработка бывших членов колхоза трудоспособного возраста, указанного в итоговой строке реестра бывших членов колхоза. Номинальный размер пая может устанавливаться в белорусских рублях или в евро по курсу Национального банка Республики Беларусь на день расчета пая. Номинальный размер пая определяется путем деления стоимости чистых активов колхоза на количество паев членов бывшего колхоза. Результаты расчета количества паев, членов бывшего колхоза утверждаются решением комиссии по его реорганизации и служат основанием для юридического закрепления имущественных паев на эти паи членов бывшего колхоза. Количество паев и их номинальная стоимость указывается в реестре членов бывшего колхоза. После установления номинального размера индивидуального пая бывших членов колхоза, определяется, исходя из этого, количество акций, которые будут принадлежать каждому в отдельности.
Общее управление коммерческой и хозяйственной деятельностью ОАО "Плещеницкая МТС" осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор. Контроль за деятельностью станции осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО "Плещеницкая МТС". Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью станции в период между собраниями акционеров, а руководство текущей деятельностью - дирекция и генеральный директор. ОАО "Плещеницкая МТС" в соответствии с разработанным Уставом может создавать в своем составе различные филиалы, представительства и дочерние предприятия.
Наряду с производством сельскохозяйственной продукции станция может осуществлять коммерческую и хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли. Кроме производства растениеводческой и животноводческой продукции, станция оказывает весь комплекс услуг по агрохимическому обслуживанию всем колхозам и совхозам Логойского района, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям. Плещеницкая МТС - это многопрофильное предприятие по оказанию различного рода производственных и агрохимических услуг хозяйствам, включая реализацию продукции, ремонт технических средств потребителей и т.д. В связи с этим здесь должна быть создана и укомплектована кадрами соответствующей квалификации инженерная служба.

 

Рисунок 2 – Иерархическая структура ОАО «Плещеницкая МТС»

В соответствии с иерархической структурой управления ОАО «Плещеницкая МТС» (рис. 2) все 6 заместителей генерального директора и специалисты соответствующих служб центрального аппарата имеют прямой выход непосредственно на отделения при решении любых производственных задач. Наличие должностей и их количество определяется исходя из предусматриваемой специфики функционирования Плещеницкой МТС. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе её производственной деятельности и в зависимости от конкретных условий штатной расписание подлежит соответствующей корректировке.
Что касается технического персонала (кадров механизаторов) то их необходимо будет комплектовать из расчета два опытных работника на одно мощное техническое средство (трактор). Кадры следует комплектовать на контрактных условиях, что позволит повысить их ответственность за рациональное использование технических средств и эффективное выполнение сельскохозяйственных работ.

Таблица 4 Посевные площади ОАО «Плещеницкая МТС» на 2002 г., га
Наименование
возделываемых
культур Отделения
Итого
«1 Мая» им. Воло-
дарского «Путь Ленина» «Правда» «Икра»
Зерновые, всего 740 690 970 970 630 4000
в том числе:
озимые 408 366 38 215 310 1679
яровые 332 324 590 755 320 2321
Лен 30 - 70 - - 100
Картофель 37 3 25 25 17 107
Рапс яровой 60 20 100 - 20 200
Кукуруза 200 180 220 260 140 1000
Корнеплоды 25 20 35 30 20 130
Многолетние травы - 231 150 100 175 656
Сено 44 136 122 - - 302
семена - 10 50 70 25 155
Однолетние травы - - - - 31 31
Повторные 70 153 180 200 100 703
сенокосы 180 115 100 300 262 957
пастбища 602 373 781 404 314 2474
Всего: пашни 1133 1227 1700 1490 1038 6588
сельхозугодий 1928 2057 2777 2464 1998 11224

Эффективное функционирование МТС возможно при полном и последовательном соблюдении всех технологических требований и режимов. Для этого необходимо руководствоваться технологическими регламентами на возделывание сельскохозяйственных культур. Технологические регламенты содержат агротехнические требования по сельскохозяйственным работам в соответствии с технологическими картами в тесной связи с качеством выполнения операций под любые уровни программируемой продуктивности.
Предусматриваемая технология возделывания сельскохозяйственных культур требует определенного количества и качества сельскохозяйственной техники и машин. Очень важным в этой связи является определение оптимальной численности и состава машинно-тракторных агрегатов. Процедура решения данной задачи должна быть построена таким образом, чтобы численность тракторов и самоходных машин была минимально необходимой, а их годовая загрузка (наработка) была максимально возможной. Задача каждого хозяйства - структурного подразделения "Плещеницкой МТС" заключается в обеспечении максимального выполнения запланированных темпов по производству сельскохозяйственной продукции.
Помимо собственного сельскохозяйственного производства ОАО "Плещеницкая МТС" должна осуществлять весь комплекс производственных услуг по агрохимическому обслуживанию колхозам и совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям Логойского района. В этом случае систему экономических отношений необходимо строить с ними на договорных началах. Форма договора может применяться любая произвольная, но сам договор должен включать обязательно общие положения, права и обязанности сторон, расчеты по договору, форс-мажор и дополнительные условия. Выполнение отдельных механизированных работ тем или иным потенциальным потребителям может осуществляться и по разовым заявкам. При этом на все выполняемые виды работ должны быть разработаны и утверждены соответствующие расценки и калькуляции.
ГУП "Логойская МТС" создана в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и относится к коммунальной собственности Минской области. Учредителем указанного предприятия является Минский облисполком. Организационное и научное обеспечение Логойской МТС с момента ее создания и по настоящее время осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Станция, как новое юридическое формирование, начала функционировать с 1 апреля 2000 г., её становление происходило в два этапа (первый-2000 г., второй-2001-2002 гг.). На первом этапе в зону обслуживания Логойской МТС по совместному производству растениеводческой продукции входили колхозы им. Ленина, Машерова, Гайна", "Логоза", "Янушковичи", "Нива", "Семково", им. К. Маркса. При этом она оказывала все виды производственно-технических услуг и другим хозяйствам Логойского района (рис. 3).
В конце первого этапа началось совершенствование организационной структуры и экономического механизма хозяйствования станции, направленного на замкнутый цикл производства продукции растениеводства и животноводства. Согласно второму этапу функционирования МТС произошло присоединение к ней колхозов им. К Маркса, им. Ленина, "Гайна", "Логоза", "Нива", "Семково" с площадью сельскохозяйственных угодий 14492 гектаров, в том числе 11421 гектаров пашни (что составляет соответственно 20,5 и 23,4% от всей площади сельскохозяйственных угодий и пашни Логойского района). Передача имущества указанных хозяйств произошла на основании единогласного решения общих собраний членов колхозов и решения Логойского райисполкома от 21 декабря 2000 г. № 13 3 "О прекращении деятельности колхозов им. К. Маркса. им. Ленина, "Гайна", "Логоза", "Нива", "Семково" и присоединения их к ГУЛ "Логойская МТС". Данные хозяйства вошли в состав Логойской МТС в качестве её структурных подразделений (рис. 3.4).
В этих условиях кардинально изменился и статус станции: наряду с производством растениеводческой продукции по договорам совместно с сельскохозяйственными товаропроизводителями, начиная с 2001г. она стала вести многоотраслевое сельскохозяйственное производство и на собственных землях, а также оказывать весь комплекс услуг производственно-технического характера всем сельскохозяйственным предприятиям Логойского района. Это потребовало разработки и внесения соответствующих изменений и дополнений, отвечающих новым условиям хозяйствования, в действующий устав государственного унитарного предприятия «Логойская машинно-технологическая станция». В результате этого значительно расширилась сфера ее деятельности, направленная непосредственно на повышение эффективности производства, адекватно рыночным условиям. К примеру, если в соответствии с действующим Уставом она могла выполнять более 20 различных видов деятельности, то в настоящее время – 86 или в 4,1 раза больше. При этом расширении номенклатуры выполняемых функций и работ обусловлено, прежде всего, производством конкурентоспособной продукции, как растениеводства, так и животноводства, развитием собственной переработки, организацией оптовой и розничной торговли и т.п.
Выпуск продукции осуществляется в соответствии с действующими технологическими регламентами на возделывание сельскохозяйственных культур, содержащих агротехнические требования с разработанными технологическими картами, что позволяет задействовать важнейшие внутренние организационно-экономические факторы и резервы. Реализация их на практике дает возможность обеспечить значительный рост эффективности сельскохозяйственного производства в каждом структурном подразделении Логойской МТС. Своевременное и качественное выполнение Логойской МТС работ в оптимальные агротехнические сроки и строгое соблюдение технологии при внесении необходимых доз минеральных удобрений и средств защиты растений позволило обеспечить устойчивый рост урожайности зерновых культур во всех без исключения хозяйствах. Что касается производства животноводческой продукции в структурных подразделениях Логойской МТС, наметилась устойчивая тенденция по дальнейшему наращиванию её объемов. Наряду с этим Логойской МТС в настоящее время освоены и новые виды оказываемых услуг кроме традиционных, отмеченных выше. К примеру, в 2001 г. станция и СП "Акарына" г. Минска заключили договор о совместном выращивании льнотресты на площади 100 га. При этом все работы по выращиванию льна, вплоть до доставки льносоломки на переработку в г. п. Плещеницы Логойского района выполнялись техникой Логойской МТС. Имеется также и практика предоставления сельскохозяйственной и иной техники в аренду потребителям во временное владение и пользование для выполнения определенных видов сельскохозяйственных работ, например, кошения зерновых культур и других.
Рисунок 3 – Организационная структура первого этапа функционирования государственного унитарного предприятия «Логойская МТС» и зона его обслуживания

Рисунок 4 – Организационная структура государственного унитарного предприятия «Логойская МТС» на втором этапе ее функционирования



4. Зарубежный опыт создания и функционирования специализированных формирований по оказанию услуг товаропроизводителям.
Первая МТС была создана в 1928 в Одесской области в совхозе им. Шевченко, отряд состоял из 10 тракторов для оказания производственной помощи крестьянам окружающих селений.
Количество МТС в РФ в настоящее время превысило 950 МТС - практически единственная структура, которую отечественные и зарубежные инвесторы охотно финансируют. Наиболее перспективными, как показал опыт многих регионов, являются МТС двух моделей, работающих:
• в составе агропромышленных предприятий (агрофирм, агрокомбинатов и т.п.), выполняющих полный цикл производства продукции;
• на подряде, выполняющих работы по заказам сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Из-за недостатка техники сельскохозяйственные предприятия вынуждены сокращать посевные площади, работать по упрощенным технологиям, что приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и ухудшению качества продукции. В таких условиях наиболее актуальной становится проблема рационального использования оставшегося производственно-экономического потенциала, в частности, материально-технических ресурсов сельского хозяйства. С этой целью в регионах происходит поиск новых организационных форм использования имеющейся техники. Предпринимаются также попытки приспособить к нынешним условиям то, что применялось прежде, что проверено практикой, но, естественно, не в том виде, в каком они существовали ранее, а с учетом новых условий хозяйствования. Как показывает отечественный опыт развития сферы ремонтно-технических услуг в сельском хозяйстве, наиболее целесообразной формой концентрации производства и капитала в данном случае выступает организация машинно-технологических станций (МТС).
Второй раз за последние семьдесят лет возвращаются к структуре под названием МТС - машинно-тракторная (сейчас - машинно-технологическая) станция, так как нынешняя ситуация в аграрном секторе - это почти зеркальное отражение ситуации в период коллективизации сельского хозяйства страны. Сегодня, как и тогда, крайне остро стоит проблема повышения уровня технической вооруженности сельскохозяйственного производства, а финансовые ресурсы хозяйств и государства весьма ограничены. Результаты опроса сельских товаропроизводителей показывают, что 84% крупных и 92% мелких хозяйств остро нуждаются в производственно-технических услугах и поддерживают идею возрождения машинно-технологических станций. Последние создают предпосылки для развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе с целью обеспечения технического, технологического, организационно-экономического и финансово-кредитного единства и непрерывности этапов воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
В частности, развитие сети МТС позволит:
• ликвидировать дефицит в оснащении сельскохозяйственных производителей необходимой техникой;
• обеспечить материально-техническими ресурсами производство сельскохозяйственной продукции;
• оказывать товаропроизводителям необходимые услуги по их техническому обслуживанию;
• провести техническое перевооружение машинно-тракторного парка сельского хозяйства;
• внедрять прогрессивные интенсивные технологии ведения сельскохозяйственного производства.
Белгородская МТС Белгородской области. В МТС области техника используется в 1,8-2,2 раза эффективнее, чем в хозяйствах. Выполняется более 15% всех уборочных работ в области. Сравнение сезонной выработки с работой контрактных предприятий Германии, работающих, как и МТС на порядке с применением аналогичных комбайнов «Доминатор» фирмы Класс, свидетельствует о том, что выработка МТС в России в 5 - 6 раз выше. В МТС используются методы «широтной» работы агрегатов, когда техника перегоняется по мере созревания урожая. За счет увеличения выработки в несколько раз по сравнению с нормативом, Белгородская МТС не смотря на большую стоимость техники, работает прибыльно даже при относительно небольшой урожайности убираемых культур.
В Ставропольском крае функционирует 8 МТС. В настоящее время ведется работа по созданию специализированной МТС, в т.ч. по уборке зерновых. ООО «МТС Ставропольсельхозхимия» осуществляет специализированные работы по химической обработке полей против сорняков и вредителей. Такая специализация позволила значительно повысить качество работ, уровень экологической защиты, снизить затраты на выполнение операций. Заявки хозяйств значительно превышают технические возможности МТС. Поэтому МТС постоянно повышает уровень оснащенности техникой. В МТС используется техника как отечественного, так и зарубежного производителя.
В Воронежской области Павловская МТС осуществляет капитальный полнокомплектный ремонт тракторов и создает обменный фонд отремонтированных машин. Хозяйства передают МТС машины, которые хуже используются, и силами хозяйств их восстановить невозможно. МТС взамен отдает отремонтированную машину из обменного фонда. При желании владельца он может взять ее напрокат, а затем получить свою, после окончания ремонта, либо приобрести восстановленные машины по сниженной цене из обменного фонда. Основной недостаток МТС в ее деятельности заключается в дебиторской задолженности заказчиков, которая составила 26,8 млн.руб. Этот недостаток, к сожалению, характерен для большинства МТС. Хороших результатов добилась Зирганская МТС, оснащенная в основном техникой «Кейс». МТС обслуживает 8 районов республики, в которых созданы филиалы МТС и 4 района (21 хозяйство) Оренбургской области, с которыми заключены договора о совместной деятельности. Это позволило отнести МТС в категорию сельхозпредприятий и пользоваться льготами по налогам. Зирганская МТС - многоотраслевое предприятие. Так, для ремонтной мастерской МТС составляет 29% от общего объема производства. В МТС созданы уборочно-транспортные отряды, их организация и структура аналогичны Кармаскалинской МТС.


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии