БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » экономика и организация инфраструктуры апк » МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СФЕРЫ АГРОСЕРВИСА

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СФЕРЫ АГРОСЕРВИСА

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СФЕРЫ АГРОСЕРВИСА

1. Место агросервиса в АПК.
2.Роль государства в развитии агросервиса.
3.Качество услуг, конкурентоспособность и технологичность.
4.Предпринимательство, менеджмент и экономичность организации
5.Материальное стимулирование труда. Взаимосвязь экономических интересов агросервисных и сельскохозяйственных предприятий.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Место агросервиса в АПК.
Аграрный сервис – оказание комплекса производственно-технических работ и услуг, которые востребованы с/х товаропроизводителями.
Аграрный сервис делят на 2 группы:
1. Производственной обслуживание
2. Материально-техническое снабжение сельскохозяйственных предприятий (своевременное, качественное и полное удовлетворение с/х предприятий в средствах и предметах труда и оказании различных услуг: предпродажное техническое обслуживание техники, создание обменного фонда узлов и агрегатов, сбор изношенных деталей и аккумуляторов, техническое обслуживание и снабжение запчастями на период гарантийного срока использования приобретенной техники, обеспечение спецодеждой).
Снабжение сельскохозяйственных производителей тесно связано с функцией планирования, учета, контроля и сбыта. С ростом технического оснащения и расширением объема производства увеличиться сфера производственного обслуживания. Эта сфера связана с изготовлением сельскохозяйственной продукции и поддержанием средств производства в рабочем состоянии, поэтому в системе производственного обслуживания выделяют техническое обслуживание.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ и операций по поддержанию в исправности основных средств. В связи с этим технический сервис должен обосновывать парк машин-производителей, организовывать снабжение техникой, оборудованием, запчастями, обеспечивать производителей продукции нормативно-технической документацией, технической литературой, оборудованием для диагностики, а также предоставлять консультативные, информационные услуги о машинах, работах, агрегатах.
Совокупность услуг аграрного сервиса предлагает коммерческие организации различных организационно-правовых форм, но материально-техническое снабжение и производственное обслуживание предприятий сосредоточено в коммерческих организациях республиканского объединения «Белагросервис».
Современное агропромышленное производство, особенно его аграрная сфера, основано на применении все более сложных и наукоемких видов машин и механизмов, которые эксплуатируются в экстремальных природных и технологических условиях. В этой связи, когда товаропроизводители ощущают дефицит техники, оборудования, запасных частей - становится особенно актуальной проблема ремонтного обслуживания. К тому же, при разрушенной системе ресурсного обеспечения аграрной сферы, существенно повышается роль технического сервиса и расширяется поле его деятельности. Это объясняется тем, что при отсутствии эффективного материально-технического обеспечения сельского хозяйства из-за нарушения экономических отношений с поставщиками средств производства, изготовители техники для села также находятся в тяжелом финансовом положении вследствие трудностей ее сбыта.
Развитие новых форм собственности и хозяйствования значительно расширили круг потребителей услуг, изменили их номенклатуру. В этих условиях повышаются требования к комплексности услуг, их оперативности, надежности, более полному соответствию интересам и нуждам потребителей.
Переход сельскохозяйственных товаропроизводителей на рыночные условия хозяйствования оказал существенное воздействие на уровень спроса услуг обслуживающих предприятий. Отказ сельскохозяйственных предприятий от значительного количества услуг является оправданным с точки зрения экономии, с другой стороны, эти услуги не могут быть оплачены службам агросервиса из-за катастрофического финансового состояния предприятий аграрной сферы. Другой важнейшей причиной снижения спроса на услуги агросервиса является неудовлетворенность хозяйств стоимостью выполняемых работ, частыми нарушениями сроков их выполнения, а также низким уровнем качества выполнения этих работ.
Важным условием реализации рыночных производственно-экономических отношений сельскохозяйственных и агросервисных предприятий является место последних в общей системе организации и управления агропромышленным производством. Организационно-экономические принципы, заложенные при формировании обслуживающих предприятий, должны быть сохранены и при новых условиях хозяйствования. Коллегиальное руководство агросервисными предприятиями со стороны потребителей услуг было прогрессивным шагом в организации взаимоотношений сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий. Это способствовало значительному снижению объемов работ, передаваемых обслуживающим предприятиям, в связи с экономичностью выполнения их собственными силами, снижению затрат по основным видам услуг.
Выделение материально-технического снабжения в самостоятельную систему способствовало более полному и комплексному обеспечению ресурсами аграрной сферы.
Одним из главных направлений повышения эффективности сельского хозяйства Республики Беларусь является технико-технологическая модернизация и переоснащение машинотракторного парка сельскохозяйственных производителей. Как показывает практика, решение данной проблемы заключается не только в простом обеспечении сельскохозяйственных производителей средствами механизации, но даже в большей степени зависит от уровня ремонтно-технического обслуживания машин на протяжении всего периода их эксплуатации.
С научной точки зрения система технического сервиса предполагает совокупность взаимосвязанных средств, исполнителей услуг и работ в соответствии с нормативно-технической документацией по обеспечению эффективного использования сельскохозяйственной техники, поддержанию ее в исправном состоянии в течение всего срока службы.
В настоящее время в республике практически создана и функционирует на республиканском, областном и районном уровнях система сервисного обслуживания, включающая поставку, наладку, ремонт и технический сервис сельскохозяйственной техники в гарантийный и послегарантийный периоды, обеспечение запасными частями, подготовку и переподготовку механизаторов и специалистов сельскохозяйственных организаций и агросервисных предприятий.

2. Роль государства в развитии агросервиса.
По мере развития рыночных отношений роль государственного регулирования АПК не теряет значимость, а усиливается. Подтверждением этому является множество программ и нормативных документов, принятых в стране в последнее время.
Одной из таких программ является Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития сельскохозяйственных территорий на 2011-2015 годы.
Цели и задачи программы:
• создание комплекса условий, обеспечивающих последовательное повышение экономической эффективности агропромышленного производства
• повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и рыночной сбалансированности внутреннего продовольственного рынка по спросу и предложению
• наращивание экспортного потенциала.
Обеспечение возможностей для поэтапного повышения доходов сельского населения, укрепление основ для роста престижности проживания в сельской местности, улучшение демографической ситуации на селе.
В связи с этим в 2011 году начата работа по 18 отраслевым программам, где 2 – по механизации, 7 – по растениеводству.
В государственный бюджет на 2011 год согласно статьи 8 предусмотрен расход средств на программы сельского хозяйства в сумме 1 трлн 249 млрд. бел.руб. на развитие рыбоводства, сельскохозяйственных производителей, переработку.
К основным задачам государственного регулирования агросервиса относят:
1. Разработка стратегических направлений аграрного сектора экономики.
2. Решение текущих задач в системе, разработанной в общей концепции.
Система государственного регулирования включает:
1. Планирование АПК.
2. Механизм стабилизации и развития, в т.ч. ценообразование, налогообложение, кредитование, финансирование.
3. Информационная база.
Рынок по своей природе является саморегулирующейся системой, но это не исключает необходимость государственного вмешательства в нее. Целесообразность регулирования АПК подтверждается опытом стран с рыночной экономикой: по мере развития рыночных отношений система государственного регулирования национальной экономики не только не теряет свою значимость, но, наоборот усиливается и совершенствуется.
Отказ от регулирующей функции государства означало бы отрицание самого государства.
Основными задачами государственного регулирования агросервиса должны быть следующие направления:
• разработка стратегических направлений аграрного сектора экономики;
• решение текущих задач в системе разработанной общей концепции.
Механизм государственного регулирования и поддержки агросервиса является достаточно тонким и его применение должно быть рациональным.
Деятельность предприятия осуществляется и адаптируется в соответствии с выработанной стратегией. Отсюда, функции управления реализуются в увязке и с учетом целей и интересов предприятия. Система управления неотделима от выполнения технологических, экономических и финансовых процедур. Следовательно, при построении структуры управления необходимо учитывать взаимодействие и соподчинениость всех составляющих элементов, образующих целостность предприятия. Алгоритм решения задачи формирования организационной структуры предприятия агросервиса определяется влиянием объема оказываемых услуг, товарооборота, иерархическим рангом и другими конкретными условиями деятельности.
Неотъемлемым элементом теории и практики управления является стратегическое управление. Оно рассматривается как комплексный план, благодаря которому осуществляется достижение предприятием основополагающих целей в перспективе. Стратегия определяет зону возможных действий организации и предпринимаемых управленческих решений.
Основные организационно-экономические и производственно-технологические связи сельских товаропроизводителей осуществляются на районном уровне. Поэтому формы и методы их регулирования будут различны в зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, определяющих различия установления связей с агросервисом и соответствующими организационными структурами управления АПК района. Однако, в любом случае, эта структура будет иметь двойное подчинение: с одной стороны - вышестоящего органа регионального уровня, с другой — местной администрации.
Создание оптимальных темпов и пропорции расширенного воспроизводства основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения является непременным условием развития отрасли, повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования сельских товаропроизводителей. Значительная часть фондов формируется и поддерживается в работоспособном состоянии сферой агросервиса.

3. Качество услуг, конкурентоспособность и технологичность.
Качество услуг – совокупность свойств, обуславливающих пригодность данного вида услуг удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Стандарт – нормативный документ, который содержит правила, требования и методы определенных объектов стандартизации.
Сертификат – документ, подтверждающий соответствие продукции или услуг требованиям, установленным стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядоченности в определенной области под средством установления правил для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих потенциальных задач.
Задачи стандартизации:
1. Оказание помощи товаропроизводителя в производстве в производстве продукции такого качества, которое будет нужна потребителю и будет пользоваться спросом.
2. Регламентация требований к условиям и методам обеспечивающим определённые показатели качества.
Сертификация – средство гарантии производителя продукции относительно полного соответствия ее требованиям нормативно-технической документации.
Сертификация включает два вида деятельности:
1. Технический надзор за соблюдением установленных требований и правил, подтверждается сертификатом.
2. Аттестация продукции и производства.
Основные функции сертификации:
3. Создание современных условий для деятельности предприятия всех форм собственностити на внутреннем рынке и для участия их в международной торговле.
4. Содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг.
5. Защита потребителя от не добросовестности изготовителя или продавца.
6. Подтверждение показателей качества продукции или услуг заявленным изготовителям.
Сертификация бывает: обязательной, добровольной.
На основании стандартизации и сертификации разрабатывается система качества предприятия, она включает организационную структуру, процессы и ресурсы, необходимые для общего управления качеством.
В систему качества входят следующие блоки:
1. Обеспечение качества.
2. Управление качеством.
3. Улучшение качества.
Качество продукции (услуг) непосредственно влияет на конкурентоспособность не только продукции (услуги), но и предприятия в целом.
Конкурентоспособность предприятия – его преимущества по отношению к другим внутри данной отрасли и за ее пределами.
Конкурентоспособность зависит от следующих факторов:
• технико-экономические
• коммерческие (сервис, имидж предприятия, реклама)
• нормативно-правовые (безопасность, патенты)
Конкурентоспособность услуги – характеристика, которая отражает отличие услуги данного предприятия от услуги конкурента по степени соответствия потребности и по затратам.
Конкурентная способность продукции зависит от следующих факторов:
1. производственные (качество продукции, дополнительные возможности, долговечность и надёжность, технологическое преимущество, упаковка, высокое качество сырья)
2. факторы человеческого капитала (качество ручного труда, квалификация персонала)
3. маркетинговые факторы (торговая марка, обслуживание и ремонт, удобство и скорость заказа, доставка и установка, обучения потребителям).
Для обеспечения качества и конкурентоспособности необходимо систематически проводить следующие мероприятия:
• контроль соответствия стандартам и регламентам
• техническое планирование
• организационно-экономическая оценка машин, технологий
• контроль и оценка качества работ исполнителей

4. Предпринимательство, менеджмент и экономичность организации
Экономическая среда предпринимательской деятельности включает систему экономических, политических, правовых и социальных институтов, формирующих реализацию экономических интересов человека.
Формы предпринимательства характеризуют соглашения между предприятиями в области организации их деятельности организационно-правовые формы.
Структура экономической среды предпринимательской деятельности выглядит так6 в рыночной экономике составляющими агробизнеса являются товары и услуги, они характеризуются спросом и предложением.
Составляющие предложения рынка:
1) земля, труд, капитал;
2) технология;
3) длительность использования продукта (услуги);
4) затраты на единицу;
5) деловые отношения.
Составляющая спроса:
1) ценовая эластичность;
2) уровень доходов;
3) наличие заменителей;
4) сезонность производства;
5) методы закупок;
6) традиции и привычки.
Спрос и предложение формируют структуру рынка, которая включает:
• количество продавцов и покупателей;
• вертикальная и горизонтальная интеграция, кооперация.
В зависимости от структуры рынка формируется экономическое решение, т.е. ценовая стратегия, продуктовая, маркетинговые исследования, инновационная и инвестиционная деятельность, и юридическая тактика.
При правильном ведении бизнеса по результатам деятельности должна быть получена экономическая выгода, которая может быть выражена такими показателями: рентабельность, стабильность, платежеспособность, конкурентоспособность, занятость, экономический рост государства в целом.

5. Материальное стимулирование труда. Взаимосвязь экономических интересов агросервисных и сельскохозяйственных предприятий.
Стимулирование – побуждение человека к действию, причиной которого является материальные потребности (может быть моральным и материальным).
Материальное стимулирование повышает качество труда исполнителя и содержит 3 основных составляющих:
- система показателей оценки качества;
- систематизация отчетности о качестве труда и экономии средств.
- систематизация оплаты труда в зависимости от качества.
Соизмерителем качества труда также является тарифная система, с помощью которой достигается дифференциация уровня оплаты труда различных групп и категорий работников.
Существует два источника материального стимулирования:
1- Фонд дополнительной заработной платы, который зависит от качества пыполненных операций и учитывается в себестоимости продукции;
2- В агробизнесе является фонд, который создается за счет качества и урожайности (формируется за счет дополнительной прибыли, которая получается за счет превышения достигнутого уровня качества над нормативным).
В производстве и переработке продукции кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет преодолеть монополизм бывших государственных предприятий и создать заинтересованность работников кооперативов в увеличении производства продукции. Кооперация выполняет несколько функций, создающих преимущество такой формы хозяйствования перед другими в аграрном секторе экономики. Во-первых, кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей благоприятствует осуществлению деятельности небольших производственных кооперативов. Во-вторых, в кооперации создаются лучшие условия для сочетания личных интересов ее членов с интересами всех участников процесса производства. В-третьих, кооперация защищает членов кооператива от монополистических проявлений сбытовых, банковских и других структур.
Кооперация – форма организации труда, при которой люди участвуют в одном в одном или разных между собой процессах труда на добровольной основе ( в сельском хозяйстве это производственные бригады, звенья, механизированные отряды)
Агропромышленная кооперация соединяет отрасли сельскохозяйственной промышленности и торговля с целью производства и реализации товаров и услуг.
Интеграция – высшая форма кооперации. В отличие от кооперации не всегда является добровольной.
Если для кооперации важен социальный эффект и получение кооперативной выгоды за счет эффективности экономической деятельности, то интеграции присущ экономический эффект деятельности образования.
Отличительная черта АПК:
• увеличение объема производства и качества продукции
• наращивание инвестиций в обновление основных фондов
Специализация - процесс сосредоточения выполнения определенных видов услуг в отдельных отраслях на отдельных предприятиях на определённых территориях.
Преимущества специализации:
1) специализация является основой для механизации и автоматизации отдельных производственных процессов;
2) обеспечивает более высокое количество выпускаемой продукции за счёт постоянного выполнения однотипных действий и улучшение отдельных процессов;
3)создание дополнительной возможности для применения более производительной техники и технологий, и наиболее эффективного их использования;
4)позволяет снизить издержки на производство продукции за счёт более высокого уровня механизации и автоматизации, использование более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
5)обуславливает необходимость развития стандартизации и унификации производства;
6)позволяет даже на мелких предприятиях обеспечить высокую эффективность.
Недостатки специализированных предприятий:
1- монотонность в работе и необходимость разработки и внедрения мероприятий по снижению отрицательного воздействия монотонности на работника.
3- большая зависимость от поставщиков и покупателей специализированной продукции.
4- подверженность малым конъюнктурным колебаниям.
5- отсутствие выхода на потребителя конечного изделия.
Концентрация производства (лат.-собирание) - изменение масштабов производства, которое осуществляется за счёт внутренних и внешних источников накопления; рост числа крупных предприятий, сосредоточивающих большие производительные силы.
Происходит наряду с концентрацией капитала, что ведёт к укрупнению производства и росту обобществления труда. При концентрации производства размер совокупного капитала в обществе увеличивается за счёт внутренних источников накопления. На уровне предприятия масштабы производства имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным. Увеличение масштабов производства даёт экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Создаётся возможность применения системы машин, автоматизации производства, уменьшаются издержки на единицу продукции, повышается производительность труда, появляется возможность внедрения научно-технических разработок.
Изменение масштабов производства происходит в процессе концентрации производства и централизации капитала и может осуществляться в разных формах: интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация, конгломерация.
Кооперирование – форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных между собой процессах труда (в сельском хозяйстве это производственные бригады, звенья, механизированные отряды, посевные комплексы).
Агропромышленная кооперация соединяет отрасли сельского хозяйства, промышленности и торговли с целью производства и реализации товаров и услуг.
Кооперация и интеграция – это тот организационный механизм, который может обеспечить поддержание паритета и эквивалентности обмена между предприятиями АПК по всей технологической цепи от поля до потребителя. В современных условиях реформирования АПК процесс кооперации и интеграции переходит от отдельных попыток установления связей между предприятиями и отраслями к системным отношениям. Поэтому для адаптации сельскохозяйственного производства к рыночным условиям особое значение приобретает образование концептуальных форм собственности и хозяйствования на основе их кооперации и интеграции. В настоящее время в РБ получают развитие две формы экономической кооперации и интеграции производства:
• горизонтальная, представленная сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности и хозяйствования;
• вертикальная – в виде объединения сельскохозяйственных предприятий с соответствующими формированиями перерабатывающей промышленности и другими организациями АПК. Из двух форм кооперации и интеграции производства определяющая роль должна принадлежать сельскохозяйственным товаропроизводителям, поскольку от них зависит номенклатура и размеры производства, характер производственной деятельности, сроки производства и т.д.
На основе кооперации и интеграции происходит реорганизация АПК по уровню хозяйствования:
1 уровень. Сельскохозяйственные предприятия, работающие на базе коммерческого расчета.
2 уровень. Кооперативы по обслуживанию населения.
3 уровень межхозяйственные кооперативные объединения.
4 уровень. Районные кооперативные объединения.
5 уровень. Областной (холдинг).
6 уровень. Республиканский (кооперирование в виде холдингов, подкомплексов).
7 уровень. Межгосударственный и межнациональный.
В результате кооперации и интеграции происходит разделение труда и специализация, а с другой стороны наблюдается взаимодействие отраслей АПК.
Специализация предполагает выделение 1 главной или нескольких основных отраслей и создание условий для их развития.
Для того, чтобы специализировать развитие, необходимо использование концентрации, т.е. сосредоточение средств производства, рабочей силы и производства продукции.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии