БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » экономика и организация инфраструктуры апк » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В АПК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В АПК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В АПК

1. Грузовой автомобильный транспорт как важное звено в системе транспортного обслуживания.
2. Технико-экономические показатели использования грузового автомобильного транспорта.
3. Основные направления повышения эффективности использования автомобильного транспорта в АПК.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Грузовой автомобильный транспорт как важное звено в системе транспортного обслуживания.
В условиях интеграции РБ в мировую экономику необходимо использовать технически и экологически безопасные автотранспортные средства. Автотранспорт имеет отраслевой и региональный характер, но большую часть организаций частной формы собственности.
Участники рынка разделяются на группы:
• Ведомственный транспорт;
• Крупные транспортные компании (более 100 авто);
• Мелкие и средние;
• ИП и физические лица (до 60% состава).
Грузовой автотранспорт в экономике РБ занимает 8% ВВП. Схема управления рынком автотранспортных услуг в АПК:
1. Рыночными регуляторами являются:
• Спрос и предложения;
• Свободное ценообразование;
• Открытость рынка;
• Конкурентоспособность.
2. Рынок автотранспортных услуг связывает производителя и потребителя этой услуги, которая находится в зависимости от рыночных регуляторов.
3. Экономические регуляторы государства:
• Инвестиции в финансово-кредитную и налоговую политику;
• Контроль за тарифами;
• Лицензирование и сертификация.
Система производственно-технического обслуживания способствует развитию этого вида услуг и задачей её является обеспечение автотранспортом посредствам поставки автомобилей «МАЗ». Использование автотранспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей: во-первых, большое разнообразие перевозимых грузов; во-вторых, ярко выраженная сезонность перевозок и связанная с этим неравномерность грузопотоков в течение года; в-третьих, в большинстве своем плохие дорожные условия (дороги без твердого покрытия, полевые, ); в-четвертых, преимущественно односторонние перевозки (вывоз навоза, транспортировка зеленой массы от кормоуборочных комбайнов, картофеля). Все это сказывается на эффективности использования автомобильного транспорта.
Автотранспорт во многих сельскохозяйственных предприятиях выделен в самостоятельное обслуживающее подразделение. Организация его работы предполагает:
• составление производственной программы (определение объемов автотранспортных работ);
• определение потребности в автотранспортных средствах;
• расчет эффективности использования внутрихозяйственного автотранспорта.
При составлении производственной программы транспортных работ определяют объем перевозок (грузообъем), т.е. количество грузов, которое перевезено, перевозится или подлежит перевозке на период (месяц, квартал, год) в одном направлении. Для учета транспортных работ, кроме грузообъема, используется грузооборот. Он рассчитывается умножением грузообъема (тонн) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (километров) и измеряется в тонно-километрах (ткм).
В сфере АПК рынок автотранспортных услуг имеет следующие особенности: специфика отраслей; отсутствие равновесия в спросе и предложении; конкуренция между автотранспортными организациями; автотранспорт является интегратором между сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими отраслями. Грузопотоки в АПК зависят от сезона, структуры грузов, специализации предприятий и региона. Наибольшая мощность потоков: весенне-летний период и осенний.
Специфика автотранспорта АПК и его технические особенности предопределяют область функционирования этого автотранспорта, так как автомобили перевозят различные грузы. По устройству груза они могут быть:
Автомобили общего назначения имеют неопрокидывающуюся платформу и предназначены для перевозки всех видов грузов, за исключением жидких без тары, при наличии соответствующих погрузочных и разгрузочных средств.
Специализированные автомобили приспособлены для перевозки отдельных видов грузов с соответствующей конструкцией кузова, включая самосвалы, цистерны, специальные платформы и др.
Специальные автомобили предназначенные для выполнения транспортно-технологических работ, которые осуществляют с помощью установленного на них специального оборудования, включая автокраны, противопожарные машины и др.

2. Технико-экономические показатели использования грузового автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно — в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.
Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использование грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использование машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочее время (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробег (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемность (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна поездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза. Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели:
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу аитомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию – отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве.
Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т.е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю пробега автомобиля с грузом к общему пробегу.
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Опреде¬ляется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок.
Среднее расстояние перевозки груза – средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн.
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде. Измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения в гараж за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля. Определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость - условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят нижеследующие:
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, т.е. время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа поездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (тонн) или работой (т/км), выполненной за единицу времени (тонн за рейс, т/км за рейс). Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.
Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: I и II категории — дороги межгосударственного и основные республиканского значения, III категория — остальные дороги республиканского и основные областного значения, IV — остальные дороги областного и районного значения; V категория — дороги местного значения. Большинство внешнехозяйственных дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном — профилированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше. Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.
Для составления производственной программы транспортных работ определяют объем перевозок на определенный период (месяц, квартал, год) в одном направлении. Чтобы рассчитывать объем перевозок (грузообъем), необходимо знать вид продукции и объем производства, затем определяют грузооборот (произведение объема перевозки на расстояние перевозки, т/км). Для составления плана транспортных работ можно использовать следующие приемы:
1. Определенные возможные грузопотоки и их физический объем (для этого устанавливают место погрузки и разгрузки, схему перевозки и объемов грузов по видам);
2. Расчет общей массы грузов (здесь используется коэффициент повторности перевозок и среднее расстояние перевозок фактического объема перевозок превышающих массу грузов, отправленных из пункта погрузки, это связано с технологическими особенностями производства). Примерные коэффициенты повторности перевозки: зерна - 2,8; картофеля и сенажа - 2; органических удобрений - 1,4.
3. Возможный объем транспортных услуг определенный с учетом численности и состава автопарка, его технической готовности, производительности.
Экономическая эффективность транспорта оценивается с помощью коэффициентов:
1. Коэффициент использования автомашин в работе;
2. Коэффициент рабочего времени;
3. Коэффициент пробега;
4. Коэффициент использования грузоподъемности.

Коэффициент использования автомобилей в работе (Кар):
,
где Кар- коэффициент использования автомобилей в работе;
АДр — число автомобиле-дней в работе;
АДХ — число автомобиле-дней в хозяйстве.

Коэффициент использования рабочего времени (Крв)

где Крв - коэффициент использования рабочего времени;
Тдв — автомобиле-часы в движении;
Тно — автомобиле-часы в наряде.

Коэффициент использования пробега (Кпр ):

где Кпр – коэффициент использования пробега;
Lг — пробег автомобиля с грузом, км;
L — общий пробег автомобиля, км.

Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр):

где Кгр - коэффициент использования грузоподъемности;
гф - грузоподъемность автомобиля фактическая, ткм;
гн - грузоподъемность автомобиля техническая (номинальная), км.

Производительность автомобиля в т и т/км:
,
,
где Па – производительность автомобиля;
Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км;
АДх — число автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Q – объем перевозок автомобилей за анализируемый период
где Рткм - общий грузооборот: Рткм = Lобщ ∙кпр ∙гн ∙кгр
Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы (1 т/км).
Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы затрат:
• оплата труда водителей;
• отчисления на социальные нужды;
• материальные затраты (топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание, замена или восстановление шин);
• амортизационные отчисления;
• прочие.
Себестоимость 1 т/км рассчитывают по формуле:

где Сб - себестоимость 1 т/км.;
∑Иэ — сумма эксплуатационных затрат по автопарку, тыс. руб.
Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км.
∑Иэ — всего затраты (у.е.) по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей):
∑Иэ = Изп + Исн+ Игсм+ Ир+ Иш+ Иa+ Ипр+ Ин,
Изп—заработная плата водителей;
Исн – отчисления на социальные нужды;
Игсм— стоимость горючего и смазочных материалов;
Ир—затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание;
Иш — затраты на восстановление износа и ремонт шин;
Иa—амортизационные отчисления по автомашинам и прицепам;
Ипр — прочие прямые затраты;
Ин— накладные расходы.

3. Основные направления повышения эффективности использования автомобильного транспорта в АПК
Так как до 85 % грузов в народном хозяйстве перевозят грузовыми авто, спрос на этот вид услуг превышает предложение. Одним из перспективных направлений является инновационное развитие рынка автотранспортных услуг. Для этого необходимо снижение себестоимости перевозок с целью конкурентоспособности. Достичь этого можно за счет кооперации автотранспортных организаций и потребителей услуг. Чтобы развивать это сотрудничество необходимо создавать центры автотранспортных услуг АПК, улучшать состояние дорог; выбирать поставщиков услуг с помощью логистических провайдеров, мотивация труда, профессиональный подбор кадров. В сельскохозяйственном производстве Беларуси одновременно функционируют различные организационные формы хозяйствования, включая колхозы, совхозы, различные виды акционерных товариществ, фермерские и мелкие крестьянские хозяйства и т. д. Указанные хозяйства существенно различаются по масштабам сельскохозяйственного производства, по площади землепользования, по числу рабочих, по финансовым возможностям и т.д. Особенно существенно различаются их возможности по приобретению и эффективному использованию новой высокопроизводительной техники. При современных высоких ценах на сельскохозяйственную технику даже крупным хозяйствам не под силу комплектование машинно-тракторного парка (МТП) новой техникой. Средним и мелким хозяйствам такая задача вообще не под силу. Большинству хозяйств не под силу и создание собственной ремонтно-обслуживающей базы. Следует учитывать и тот факт, что для небольших хозяйств экономически нецелесообразно приобретение многих видов новой техники и организация её ремонта и обслуживания из-за малой годовой загрузки машин и оборудования. Эффективное использование техники имеет большое экономическое значение. Ее высокая производительность при прочих равных условиях сокращает сроки проведения сельскохозяйственных работ, снижает затраты трудовых и материальных ресурсов на их единицу. Это способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и эффективности производства в целом.
Во многих хозяйствах машинно-тракторный парк используется далеко не полностью. В частности средняя дневная выработка на 1 усл. эт. трактор (ДТ-75) составляет 7—8 га, что примерно в 1,5 раза меньше, чем было бы при рациональной организации труда. Невысокая выработка — одна из главных причин перерасхода затрат труда и материальных средств на единицу выполняемых работ. Уровень использования МТП зависит от многих условий и факторов производства, поэтому очень важно выбрать из них те, которые на данном этапе являются главными и оказывают решающее влияние на эффективность применения технических средств труда.
Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники показаны на рис.1.

 

Рисунок 1. – Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники 

Поэтому для получения более высокой сельскохозяйственной продукции при высокой рентабельности всех видов организационных форм хозяйствования предполагается широкое развитие новых форм использования, а также технического обслуживания и ремонта МТП.
Научно-исследовательские институты предполагают следующие новые формы использования техники:
Прокат техники - передача машин за соответствующую плату от одного хозяйства другому на определенный период. Такая форма кооперации особенно необходима фермерам. Она выгодна и для владельца техники, так как повышается годовая загрузка машин. Крупные хозяйства также могут брать напрокат машины разового пользования, включая гидромелиоративные, дорожные машины и т.д. Техническое обслуживание и ремонт машин при этом осуществляют их владельцы.
Аренда техники - в отличие от проката предусматривает передачу её на более длительный срок. Обслуживание и ремонт машин при этом осуществляют арендаторы сами.
Кооперативы по собственному использованию техники создают, объединяя средства нескольких сельскохозяйственных предприятий, включая фермерские, для приобретения новой техники и её совместного использования.
Соседская помощь предусматривает оказание временной помощи техникой соседнему хозяйству по договорным ценам.
Подряд на выполнение определенного объема работ предполагает выполнение хозрасчетной организацией со своей техникой и работниками выполнение за определенную плату отдельных видов и комплекса работ – вплоть до выращивания урожая.
Для технического обслуживания и ремонта техники предлагается четырехуровневая материально-техническая база:
1. База первого уровня включает фермерские и дилерские пункты обслуживания и ремонта машин, площадки для хранения техники и т.д.
2. База второго уровня в колхозе, совхозе и АО включает центральные ремонтные мастерские, машинный двор пункты технического обслуживания, автогараж, теплые и крытые стоянки машин.
3. База третьего уровня состоит из районных сервисных предприятий на базе бывших РТП и агроснабов или современных агрокомбинатов, агрофирм и т.д., имеющихся в своем составе центральных ремонтных мастерских, станций технического обслуживания и т. д.
4. База четвертого уровня включает специализированные предприятия (мотороремонтные, авторемонтные и т.д.), оснащенные новым техническим оборудованием.
Многие из указанных функций по использованию и ремонту техники могут выполнять также вновь создаваемые районные машинно-технологические станции.
Новые формы использования и обслуживания техники находятся в стадии становления, развития и совершенствования.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии