Развитие социальной инфраструктуры села

1.Жилищное строительство и коммунальное обслуживание.
2. Развитие бытового обслуживания.
3. Развитие потребкооперации.
4. Электрификация и топливоснабжение.
5. Ресурсное и организационное обеспечение Государственной программы укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Жилищное строительство и коммунальное обслуживание.
Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы определяет основным направлением развития села развитие уже созданных агрогородков. Мероприятия осуществляются по плану развития каждого агрогородка на период действия данной программы.
Основные направления жилищно-коммунального совершенствования включает дальнейшее благоустройство сельских населённых пунктов и создание условий проживания в сельской местности. Для этого необходимо увеличить его ремонт, развивать систему водоснабжения и газоснабжения, заниматься благоустройством таких населённых пунктов.
Основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства на селе станет дальнейшее благоустройство сельских населенных пунктов и создание комфортных условий проживания в сельской местности. В плане совершенствования и укрепления уже созданных агрогородков приоритет будет отдан работе по наполнению их недостающими и развитием существующих объектов инженерной инфраструктуры в целях обеспечения условий проживания населения, соответствующих нормативам государственного социального стандарта.
Данная работа будет проводиться по следующим приоритетным направлениям:
• проведение мониторинга сельского жилищного фонда;
• увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда;
• развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения;
• капитального ремонта и модернизации систем теплоснабжения;
• оснащение специальной техникой производственных участков жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство территорий населенных пунктов.
Предусматривается до конца 2015 года обеспечить все сельское население, проживающее в агрогородках, централизованным водоснабжением с нормативным качеством воды. Для этого в Государственную программу «Чистая вода» на 2011 – 2015 годы включено строительство около 476 артезианских скважин, 2,035 тыс. км водопроводных сетей и 771 станция обезжелезивания, Программой развития жилищно-коммунального хозяйства на 2011 – 2015 годы предусматривается: капитально отремонтировать 260 тыс. кв. м жилищного фонда; заменить 1165 км тепловых и 530 км водопроводных сетей; отремонтировать 365 котельных и 1027 артезианских скважин; обеспечить до конца 2012 года во всех сельских населенных пунктах сбор, вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов силами организаций жилищно-коммунального хозяйства; обустроить 1327 мест размещения твердых коммунальных отходов и приобрести 225 единиц специальной коммунальной техники; осуществить развитие предоставления сельскому населению дополнительных платных услуг, связанных с эксплуатацией и ремонтом жилых домов, включая замену изношенных электрических сетей, ремонт печного оборудования, выполнение противопожарных мероприятий, ремонт шахтных колодцев, повышение уровня благоустройства жилищного фонда.

При возведении современных объектов очень важно соблюдать новые href="http://www.grisstroy.ru. Ведь только при соблюдении всех деталей можно получить качественное и долговечное здание. 
Потребность в денежных средствах для дальнейшего развития жилищно-коммунального обслуживания сельского населения оценивается в размере 1,6 трлн. рублей. Финансирование предполагается осуществить за счет средств местных и республиканского бюджетов, местных фондов охраны природы, инновационных фондов облисполкомов, собственных средств организаций ЖКХ и кредитных ресурсов.

2. Развитие бытового обслуживания.
Дальнейшее развитие системы социального обслуживания включает расширение перечня и качества социальных услуг. С этой целью на территории сельских пунктов обеспечить быстрое строительство новых центров бытового обслуживания населения, где будет оказана услуга сельскому населению, начиная от топлива и ремонта одежды, ремонта сложнобытовой техники и других видов услуг.
Главными целями в области бытового обслуживания на селе являются достижение утвержденных нормативов государственных социальных стандартов и приближение к рациональным нормам потребления бытовых услуг.
В бытовом обслуживании сельского населения намечается:
• развитие и совершенствование сети объектов бытового обслуживания населения за счет открытия новых КПП и объектов бытового обслуживания, их ремонта и реконструкции;
• обновление производственных мощностей по ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, химической чистке одежды и стирке белья, ремонту и строительству жилья по индивидуальным заказам населения;
• развитие стационарной сети по приему заказов на оказание бытовых услуг в сельских поселениях, а также выездных форм обслуживания организациями бытового обслуживания населения, а также субъектами малого предпринимательства, расположенными в городах;
• удовлетворение платежеспособного спроса жителей села на основные виды бытовых услуг;
• дальнейшее развитие услуг, связанных с ведением личного подсобного хозяйства;
• обеспечение территориальной и ценовой доступности социально необходимых видов бытовых услуг пенсионерам и другим наиболее социально уязвимым группам сельского населения;
• повышение инвестиционной и инновационной активности организаций, формирование конкурентной среды;
• развитие внутрисистемной кооперации между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания для оказания услуг по ремонту теле- и радиоаппаратуры и сложной бытовой техники.
Заключение договоров о сотрудничестве организаций бытового обслуживания с республиканским унитарным предприятием ”Белпочта” по приему заказов на бытовое обслуживание у населения малых городских поселений и доставке выполненных заказов по месту жительства расширит сферу бытовых услуг.
Развитие бытового обслуживания на селе будет осуществляться в следующих направлениях:
• расширение и укрепление действующих объектов службы быта, а также создание новых объектов, в том числе в агрогородках; при этом необходимо обеспечивать сбалансированность сети объектов бытового обслуживания и востребованность в услугах сельского населения с учетом реальной покупательской способности;
• развитие оказания услуг личным подсобным хозяйствам граждан, проживающих в сельской местности.
В сельских населенных пунктах социально значимые бытовые услуги будут оказываться в соответствии с социальными стандартами (ремонт и пошив кожаной обуви; ремонт и пошив швейных и кожаных изделий и головных уборов; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; услуги фотоателье и фотолабораторий; услуги бань и душевых; услуги парикмахерских; ритуальные услуги).
Низкорентабельные и убыточные виды услуг, относящиеся к группе социально значимых, оказываемые в сельской местности, остаются мало привлекательными для частного бизнеса и основная нагрузка по предоставлению данных услуг населению ложится на районные комбинаты бытового обслуживания, в связи с чем предполагается сохранить организационные и экономические меры государственной поддержки развития сферы услуг в сельской местности.
Предусматривается дальнейшее развитие и совершенствование сети объектов бытового обслуживания. Для этого необходимо обеспечить поддержание в надлежащем состоянии объектов бытового обслуживания в агрогородках, созданных в 2005 – 2010 годах, создать при необходимости новые комплексные приемные пункты во вновь формируемых агрогородках, провести ремонт действующих объектов бытового обслуживания населения, в том числе в отдаленных сельских населенных пунктах. Всего предусматривается проведение ремонта и реконструкции 727 комплексных приемных пунктов и объектов бытового обслуживания, обеспечивающих выполнение социальных стандартов по обслуживанию населения.
Через сеть комплексных приемных пунктов будет предоставляться весь спектр бытовых услуг, предусмотренных минимальным перечнем социальных стандартов. Дальнейшее развитие и совершенствование выездного бытового обслуживания населения потребует приобретения для организаций, бытового обслуживания (комбинатов бытового обслуживания), оказывающих услуги в сельской местности порядка 100 единиц автотранспорта. Продолжатся работы по расширению видов оказываемых услуг с учетом спроса населения и местных особенностей, с приоритетом услуг, направленных на развитие личных подсобных хозяйств. Наиболее приоритетными направлениями развития бытового обслуживания в сельской местности в ближайшие годы станут развитие туристической инфраструктуры и создание условий для развития агро- и экотуризма (создание пунктов проката спортинвентаря, лодочных станций, станций технического обслуживания автомобилей и др.), что будет способствовать обеспечению занятости населения данных регионов.
Развитию бытовых услуг в сельской местности, росту объемов бытовых услуг, обеспечению утвержденных нормативов государственных социальных стандартов обслуживания населения будет способствовать повышение технического уровня производства и в первую очередь районных домов быта, которые являются основным звеном в оказании услуг сельскому населению. В первую очередь подлежат техническому перевооружению прачечные и химчистки, швейное, трикотажное, деревообрабатывающее производства и ряд других. Кроме того, будет приобретаться оборудование для внедрения новых видов услуг в соответствии с региональными программами технического перевооружения организаций бытового обслуживания населения. На эти цели предполагается направить не менее 10,0 млрд. рублей.
Учитывая то, что услуга проката постановлением Совета Министров от 30 мая 2003 г. № 724 включена в перечень социально значимых бытовых услуг в рамках выполнения государственных социальных стандартов, будут приняты меры по обновлению и расширению ассортимента предметов проката, которые действительно востребованы населением. Для обеспечения организаций бытового обслуживания кадрами предусматривается освоение работниками службы быта смежных профессий, повышение квалификации кадров. С целью привлечения инвестиций планируется дальнейшая приватизация объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги в сельской местности, путем преобразования их в открытые акционерные общества с передачей доли государства в управление облисполкомам.

3. Развитие потребкооперации. Розничная торговля
Главными направлениями развития розничной торговли потребительской кооперации на селе станут:
• обеспечение торгового обслуживания населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов. В этих целях планируется расширять и укреплять торговую сеть, переспециализировать имеющиеся неэксплуатируемые объекты и возобновлять работу ранее закрытых магазинов;
• осуществление специализации торговой сети в сельских населенных пунктах в зависимости от численности проживаемого населения:
 с численностью населения более 500 человек - через магазины по торговле продовольственными, непродовольственными товарами и продукцией общественного питания;
 с численностью населения от 200 до 500 человек - через магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров;
 с численностью населения до 200 человек - при отсутствии стационарной розничной торговой сети и строительство новых торговых объектов нецелесообразно, осуществлять торговое обслуживание современными автомагазинами, другими объектами мелкорозничной торговой сети;
• совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров, установление оптимальных режимов работы;
• развитие торговой сети потребительской кооперации в дачных кооперативах;
• расширение форм розничной торговли посредством проведения активных форм торговли, выносной, развозной торговли, доставки товаров на дом и методов увеличения объемов продаж, а также использование новых методов стимулирования продаж;
• максимальный охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, через развозную торговлю. Для организации торгового обслуживания жителей малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, обеспечить бесперебойную работу автомагазинов. В целях расширения ассортимента товаров, требующих температурного режима хранения, дооснастить автомагазины холодильным оборудованием из расчета не менее двух единиц однокамерного оборудования на один автомагазин. Устанавливать режимы работы, графики и маршруты движения автомагазинов с учетом максимального удовлетворения платежеспособного спроса;
• расширение торговли по предварительным заказам населения в сельской местности с бесплатной доставкой товаров на дом одиноко проживающим и престарелым гражданам.
Общественное питание
Приоритетными направлениями развития общественного питания потребительской кооперации в сельской местности являются:
• осуществление специализации торговой сети в сельских населенных пунктах в зависимости от численности проживаемого населения:
 с численностью населения свыше 500 человек - осуществляется через стационарные объекты общественного питания с учетом всех форм собственности;
 с численностью населения до 500 человек - осуществляется реализация продукции общественного питания через торговые объекты данных населенных пунктов;
• расширение сети предприятий быстрого обслуживания;
• организация доставки продукции общественного питания на предприятия торговли, расположенные в сельской местности, реализация ее через автомагазины;
• увеличение производства и реализации собственной продукции, расширение ассортимента, улучшение качества, снижение издержек производства за счет дополнительной реконструкции и технического переоснащения объектов общественного питания;
• расширение спектра предоставляемых услуг.
Заготовительная отрасль и сфера услуг
Развитие системы оказания услуг по ведению личных подсобных хозяйств граждан (по заготовке продукции, реализации семенного материала, саженцев, инвентаря, удобрений и средств защиты растений) предусматривается за счет:
• максимального охвата сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью путем увеличения количества сезонных приемозаготовительных пунктов потребительской кооперации и числа разъездных заготовителей;
• реализации населению семян растений, саженцев плодовых деревьев, пестицидов, минеральных удобрений и др.;
• закупок продукции выращенной населением через сельские магазины;
• продажи товаров по предварительным заказам сельских жителей, предоставления сдатчикам скидок на приобретение ряда товаров;
• оказания гражданам помощи в реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальном секторе посредством предоставления торговых мест на рынках, оборудованных в соответствии с техническими требованиями для ее продажи;
• широкого использования средств массовой информации для информирования населения о проводимой потребительской кооперацией работе по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья, о предъявляемых требованиях к качеству.
Для обеспечения межсезонного хранения сельхозпродукции потребкооперация располагает 180 хранилищами, емкостью единовременного хранения 78 тысяч тонн. За 2004-2009 года затрачено на их реконструкцию и ремонт порядка 10 млрд. рублей собственных средств, однако большинство имеющихся хранилищ требуют технического перевооружения и капитальных вложений из республиканского бюджета в сумме 30 млрд. руб. Это даст возможность увеличить объемы хранения качественной продукции, предназначенной для последующей реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Участие заготовительной отрасли потребительской кооперации в развитии индивидуального сектора производства позволит:
• оказать воздействие на специализацию конкретных поселений для производства одного – двух видов заготавливаемой продукции;
• усилить экспортный потенциал за счет повышения качества производимой населением сельскохозяйственной продукции и сырья.
Для обеспечения межсезонного хранения сельхозпродукции потребкооперация располагает 180 хранилищами, емкостью единовременного хранения 78 тысяч тонн. За 2004-2009 года затрачено на их реконструкцию и ремонт порядка 10 млрд. рублей собственных средств, однако большинство имеющихся хранилищ требуют технического перевооружения и капитальных вложений из республиканского бюджета в сумме 30 млрд. руб. Это даст возможность увеличить объемы хранения качественной продукции, предназначенной для последующей реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В ходе выполнения намеченных мероприятий ожидаются следующие результаты:
• рост уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения на основе качественного изменения структуры товарооборота и расширения спектра предоставляемых услуг;
• увеличение доходов населения, получаемых от продажи потребительской кооперации излишков сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущей продукции и лекарственно – технического сырья;
• увеличение прибыльности отраслей потребительской кооперации республики и ликвидация убытков за счет роста объемов производства и снижения затрат.
Реализация намеченных мероприятий также позволит укрепить материально-техническую базу объектов торговли и общественного питания в действующих агрогородках и населенных пунктах имеющих предпосылки для создания в них агрогородков, обеспечить наиболее полное удовлетворение покупательского спроса сельского населения в необходимых товарах и услугах, повысить качество торгового обслуживания населения.

4. Электрификация и топливоснабжение сельских населенных пунктов
В целях развития энергетического хозяйства необходимо реконструировать и строить линии электропередач. Второй задачей является газификацировать природным газом агрогородки и сельские населенные пункты. Еще одной задачей в этой области является удовлетворение потребности сельских населенных пунктов в топливных брикетах.
В целях дальнейшего развития энергетического хозяйства предусматривается:
• реконструировать и построить не менее 9 118 км линий электропередач напряжением 0,4 – 10 кВ для электроснабжения сельских населенных пунктов в целях выполнения социальных стандартов проживания населения ;
• газифицировать природным газом 141 агрогородок, сельских населенных пунктов за счет строительства к ним 839 км подводящих газопроводов, 935 км распределительных газопроводов – для газификации 30,8 тыс. квартир и 690 км распределительных газопроводов – для газификации вводимого жилья;
• в полном объеме удовлетворять потребности сельского населения в топливных брикетах.

Таблица 1 – Распределение объемов строительства (реконструкции) электрических сетей и инвестиций в строительство (реконструкции) линий электропередачи напряжением 0,4 – 10 кВ*
Показатель
Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2011 -2015
Брестская область
Протяженность электрических сетей, км 171 178 200 250 260 1059
Инвестиции, млрд. рублей 17,8 20,4 25,2 34,7 39,7 137,7
Витебская область
Протяженность электрических сетей, км 160 180 200 140 120 800
Инвестиции, млрд. рублей 10,7 13,3 16,2 11,4 11,8 63,4
Гомельская область
Протяженность электрических сетей, км 300 305 310 315 320 1550
Инвестиции, млрд. рублей 20,4 22,8 25,5 28,5 31,8 129,1
Гродненская область
Протяженность электрических сетей, км 42 43 33 35 36 189
Инвестиции, млрд. рублей 2,1 2,3 2,0 2,3 2,6 11,2
Минская область
Протяженность электрических сетей, км 800 800 800 800 800 4000
Инвестиции, млрд. рублей 73,9 81,3 89,4 98,4 108,2 451,3
Могилевская область
Протяженность электрических сетей, км 280 340 300 300 300 1520
Инвестиции, млрд. рублей 21,9 29,2 28,4 31,2 34,3 144,9
Всего
Протяженность электрических сетей, км 1753 1846 1843 1840 1836 9118
Инвестиции, млрд. рублей 146,8 169,3 186,7 206,4 228,4 937,6

* источник финансирования – средства республиканского бюджета. Объемы финансирования будут уточнены по результатам разработки проектно-сметной документации

5. Ресурсное и организационное обеспечение Государственной программы укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 год
На выполнение мероприятий социально–экономического развития села намечено потратить в текущих ценах около 250 трлн. бел. руб. За прошлую пятилетку был потрачен 131 трлн. бел. руб.
Потребность в средствах на выполнение намеченных мероприятий социально-экономического развития села оценивается (в текущих ценах) около 248,8 трлн. рублей за пятилетний период. Из них на развитие производственной сферы – 208,9 трлн. рублей.
Справочно. За период 2005  2010 гг. ожидаемый объем финансирования действующей программы 131 трлн. руб. (21,8 трлн. в год). С учетом сложившейся и прогнозируемой инфляции порядка 10 % в год в ценах 2011-2015 гг. потребуется около 50 трлн. руб. в год (248,8 млрд. за пятилетний период). При этом в связи с ростом объемов производства возможности привлечения собственных средств организаций возросли.
Источниками финансирования по предварительной оценке могут являться собственные и привлеченные средства организаций (113,7 трлн. руб.), средства бюджетов всех уровней (91,1 трлн. руб.), кредитные ресурсы (39 трлн. руб.) и средства инвесторов в рамках кооперативно-интеграционных структур и т.д. (5 трлн. руб.).
Запланированная потребность в финансовых ресурсах на реализацию программы согласуется с необходимостью выполнения ежегодных темпов роста производства продукции сельского хозяйства, которые для сельскохозяйственных организаций сохраняться на прежнем уровне (примерно 8-9%). К тому же ставится задача выйти к концу 2015 года на рентабельность на уровне 30% и экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 5,6 млрд. долл. США.
В прогнозном периоде предстоит ввести в эксплуатацию такие важнейшие инновационные объекты, как молочно-товарные фермы суммарной мощностью 350 тыс. голов в количестве (476 ед., потребность в ресурсах на которые составляет около 20 трлн. руб.), комплексы животноводческих помещений для откорма свиней мощностью 600 тыс. скотомест (38 ед.  4,5 трлн. руб.), птицефабрики мощностью 180 тыс. тонн (6 ед.  1,2 трлн. руб.), провести модернизацию механизированных дворов (1000 ед.  2 трлн. руб.), наладить производство новых зерноочистительно-сушильных комплексов с установкой на них новейших технологических систем (795 ед.), осуществить модернизацию действующих зерноочистительно-сушильных комплексов (750 ед.), построить зернохранилищ емкостью 1840 тыс. тонн и ряда других объектов.
Кроме того, укрепление экономики сельскохозяйственных организаций требует дальнейшего обновления их машинно-тракторного парка. Необходимо оснащение сельского хозяйства тракторами с высокой удельной мощностью, обеспечивающими высокую эффективность производства работ. Следует учитывать также острую необходимость дальнейшего совершенствования перерабатывающей промышленности, что обусловлено повышением требований к качеству продовольственных товаров и, с другой, усложнением сбыта их на внешних рынках из-за роста конкуренции. Это потребует значительных инвестиционных средств. Осуществление Программы позволит создать комплекс условий, обеспечивающих последовательное повышение экономической эффективности агропромышленного производства, его конкурентоспособности и на этой основе наращивание экспортного потенциала. Возрастут доходы сельского населения, повысится престижность проживания в сельской местности и улучшится демографическая ситуация на селе. Существенно повысится эффективность аграрной экономики. В 2015 г. производство валовой продукции в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, увеличится на 46,5 процентов, а рентабельность сельскохозяйственного производства достигнет 25 – 30 процентов. Экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия возрастут до 5,8 млрд. долл. США. Среднемесячная заработная плата увеличится до 1880 тыс. руб., что эквивалентно 650 долларам.

Таблица 2 – Прогнозные финансово-экономические показатели по реализации Государственной программы укрепления аграрной экономики развития сельских территорий на 2011-2015 годы, трлн. руб.
Показатели* 2005 – 2010 гг. 2011 – 2015 гг. 2015 г.
Потребность в средствах средств. 131,0 248,8 57,6
в том числе:
собственные средства 60,6 113,7 29,1
бюджетные средства 41,7 91,1 20,9
кредиты банков 26,2 39,0 6,4
средства инвесторов 2,5 5,0 1,2
Средства на развитие производственной сферы села 104,0 208,9 48,0
Средства на развитие социальной сферы села 27,0 39,9 9,6
Финансовые обязательства (кредиты, кредиторская задолженность), на конец периода 25,6 - 42,1
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства (без НДС) 55,1 103,4 26,5
Себестоимость реализованной продукции 54,3 93,9 23,2
Прибыль от реализации продукции 0,8 9,5 3,3
Рентабельность реализованной продукции, % 1,5 10,1 14,1
Рентабельность по конечному финансовому результату, % 11,9 23,0 30,0
* сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии