БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Автор: Maxvel 1-08-2013, 20:26

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 с., 16 источников.

МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, КОНТРОЛИРУЮЩИЙ (НАДЗОРНЫЙ) ОРГАН, СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕРКА, РЕВИЗИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Объект настоящего исследования – контрольно – ревизионные отношения, складывающиеся в Республике Беларусь между контролирующими (надзорными) органами и субъектами предпринимательской деятельности.
Цель исследования – рассмотреть систему действующих в Республике Беларусь методов финансового контроля, выявить их характерные особенности, изучить порядок их проведения, а также дать правовую оценку урегулированию данного института со стороны нашего государства.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
1. рассмотреть систему действующих в Республике Беларусь методов финансового контроля, наиболее детально изучить среди них проверку и ревизию – основные методы финансового контроля;
2. рассмотреть особенности порядка проведения проверки и ревизии отдельными государственными органами;
3. проанализировать порядок наложения экономических санкций на субъекты предпринимательской деятельности и порядок обжалования ими решений контролирующих (надзорных) органов;
4. дать рациональные предложения по – поводу урегулирования неэффективных норм в институте методов финансового контроля.
Основными методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом этого в работе предоставлены наиболее характерные и существенные признаки рассматриваемых вопросов. В работе также нашел применение формально-юридический метод.
В результате проведённого исследования был сделан ряд теоретических выводов, которые могут быть использованы при преподавании курса «Финансовое право». Итогом работы также явились предложения по совершенствованию действующего законодательства по теме исследования.
Автор подтверждает, что приведенный в работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………….5
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ПРОВЕРКИ И РЕВИЗИИ……………….12
2.1 Условия и общий порядок проведения проверок (ревизий)…...12
2.2 Оформление результатов проверки (ревизии)………………………..19
2.3. Особенности проведения проверок и ревизий отдельными государственными органами…………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ………..29
3.1 Порядок наложения в отношении субъекта предпринимательской деятельности по результатам проверки (ревизии) экономических санкций…………………………………………………………29
3.2. Порядок обжалования субъектом предпринимательской деятельности решений контролирующих органов……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .38

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

Учитывая условия становления Республики Беларусь на современном этапе как правового, социально ориентированного государства важным является соблюдение проведения постоянных проверок по выполнению хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Это говорит о том, что результаты выбранной Республикой Беларусь стратегии во многом предопределяются эффективностью работы контролирующих (надзорных) органов, первостепенное значение которых состоит осуществлении финансового контроля, то есть в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Современное белорусское законодательство определяет разнообразные методы, используемые в процессе проведения финансового контроля. Применение конкретных методов финансового контроля способствует, во-первых, соблюдению установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, соответствии их задачам государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное белорусское законодательство определяет довольно широкий спектр методов, используемых в процессе проведения финансового контроля, однако не все из них урегулированы в полном объеме. К тому же в связи с недавним принятием 31 декабря 2010 года Президентом Республики Беларусь Директивы № 4, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в нашем государстве, сегодня ведется всесторонний пересмотр планов работы контролирующих (надзорных) органов в области финансового контроля.
Сегодня политологи-теоретики ведут активные споры и рассуждения по построению прогнозов в сфере повышения эффективности деятельности контролирующих (надзорных) органов, но конечно же с первостепенным учетом интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Выявление особенностей действующих в Республике Беларусь методов финансового контроля позволит разработать предположения о их дальнейшем совершенствовании и развитии в современном белорусском обществе.
Данная тема исследования раскрывается в работах таких белорусских ученых, как Пилипенко А.А., Вишневского А.А., Гальцева В.С., Сауткина И.В. и других.
Объектом исследования являются контрольно – ревизионные отношения, складывающиеся в Республике Беларусь между контролирующими (надзорными) органами и субъектами предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются законодательные акты, монографии, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.
Цель исследования – рассмотреть систему действующих в Республике Беларусь методов финансового контроля, выявить их характерные особенности, изучить порядок их проведения, а также дать правовую оценку урегулированию данного института со стороны нашего государства.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:
5. рассмотреть систему действующих в Республике Беларусь методов финансового контроля, наиболее детально изучить среди них проверку и ревизию – основные методы финансового контроля;
6. рассмотреть особенности порядка проведения проверки и ревизии отдельными государственными органами;
7. проанализировать порядок наложения экономических санкций на субъекты предпринимательской деятельности и порядок обжалования ими решений контролирующих (надзорных) органов;
8. дать рациональные предложения по – поводу урегулирования неэффективных норм в институте методов финансового контроля.


ГЛАВА 1
МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сегодня в условиях рыночных отношений весьма серьезно повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия. Однако, учитывая условия становления Республики Беларусь как правового, социально ориентированного государства важным является соблюдение проведения постоянных проверок выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Именно эту цель и преследует финансовый контроль, который выступает в качестве одной из форм управления финансами любого звена. То есть, в самом общем плане цель финансового контроля состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политики нормативных предписаний. В более узком – его значение состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения [1, с. 4].
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления.
Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и других, причем они могут применяться как на стадии разработки финансовых планов, так и на стадии проведения операций, то есть практически на всех этапах движения денежных средств [15].
На наш взгляд к основным методам следует отнести:
1) наблюдение
2) проверку
3) обследование
4) анализ
5) ревизию
Наблюдение - это действия, направленные на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля. Можно сказать, что деятельность контролирующих органов предполагает постоянное и непрерывное использование данного метода [13, с. 116].
Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При этом используют анкетирование и опрос. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и тому подобного [2].
Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и другие [1, с. 5].
Весьма своеобразным является изучение таких методов, как проверка и ревизия, так как сегодня многие авторы отождествляют данные методы, рассматривают их как единое целое. Однако мы считаем, что все же данные методы следует четко разграничивать. Изначально дадим им определение.
Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников [12].
Как показывает практика, самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.
В соответствии с ратифицированным Республикой Беларусь Модельным законом государств - участников Содружества Независимых Государств "О государственном финансовом контроле" ревизия (комплексная проверка) представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций [7].
Иначе говоря, ревизия выступает в качестве разновидности, составной части проверки, представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.
Таким образом, если объективно оценить проверку и ревизию, следует все же прийти к выводу, что эти методы весьма различимы. Отождествить их – то же самое, что отождествить, к примеру, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: да, и тот, и другой орган действуют в сфере государственного контроля, и тот, и другой имеют своей целью пресечение правонарушений, однако, все же и область их деятельности, и компетенция существенно отличаются друг от друга.
То же мы можем видеть с проверкой и ревизией: они оба выступают в качестве методов финансового контроля, имеют схожий порядок проведения, но все же их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Ревизия – это разновидность проверки, которая предполагает детальное изучение отдельных, конкретных хозяйственных и финансовых операций и действий организации, либо документации.
Важно отметить, что виды проверки и ревизии во многом совпадают. Так теоретики выделяют плановые и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, комплексные и тематические, формальные и фактические и другие виды проверок и ревизий.
Помимо этого в зависимости от исследуемого объекта ревизии и проверки могут подразделяться на следующие виды: ревизия, проверка кассы и кассовых операций; ревизия банковских операций; ревизия операций по начислению денежного довольствия и заработной платы; ревизия расчетных операций; ревизия сохранности и использования материальных ценностей; ревизия учета бланков строгой отчетности; проверка организации бухгалтерского учета; проверка работы с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам бесхозяйственности [4].
Таким образом, исходя из того, что многие авторы рассматривают разновидности проверок и ревизий в полном отождествлении, мы также считаем целесообразным рассматреть их в одном аспекте.
Плановые проверки (ревизии). Проводятся они в соответствии с планами работы контролирующих органов. О проведении извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается [12].
Внеплановые проверки (ревизии), как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:
- в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;
- по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;
- в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины [13, с.124].
Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами [12].
Формальная проверка (ревизия) заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая проверка (ревизия) имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и тому подобное [2].
Тематическая проверка (ревизия) проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению [15].
Комплексная проверка (ревизия) включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств [2].
Вневедомственные проверки (ревизии) проводятся государственными органами специальной компетенции в отношении организаций, предприятий, учреждений вне зависимости от ведомственной подчиненности. К данным государственным органам относятся Комитет государственного контроля, Генеральная прокуратура, Национальный банк и банки второго уровня, Министерство финансов, его органы на местах, Министерство по налогам и сборам, его территориальные инспекции, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения [12].
Ведомственные проверки (ревизии) проводятся силами самого ведомства на объектах, находящихся в подчинении самого ведомства.
Важно отметить, что в рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:
 плановые проверки не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска;
 внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) [12].
Можно выделить и иные разновидности проверок (ревизий), однако на наш взгляд вышеперечисленные наиболее важны в классификации. Знание их является основополагающим в формировании учебных материалов в области изучения проверки и ревизии, как наиболее значимых и эффективных методов финансового контроля.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение конкретных методов финансового контроля способствует, во-первых, соблюдению установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, соответствии их задачам государства. Кроме того правильный и точный выбор определенного метода контроля способствует выявлению доходов, сокрытых от налогообложения - важнейшего аспекта борьбы с преступностью в сфере экономики, поскольку налоговые преступления теснейшим образом связаны с различными экономическими, должностными и другими правонарушениями. Следовательно, методы финансового контроля служат важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Их правильный и точный выбор является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.


ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ПРОВЕРКИ И РЕВИЗИИ

2.1 Условия и общий порядок проведения проверок (ревизий)

Несмотря на то, что в предыдущей главе мы рассматривали ревизию как разновидность проверки, все же порядок их проведения мы считаем правильным рассматривать в одном контексте, так как законодательство Республики Беларусь закрепляет порядок их проведения в однородном порядке.
Органы финансового контроля строят свою работу по проведению проверок (ревизий) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании сводных планов проверок согласно установленным срокам.
Так сводные планы проверок формируются государственными органами в соответствии с требованиями Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 года на каждое полугодие, утверждаются их руководителями и представляются в органы Комитета государственного контроля в электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [12].
Однако в целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. Координация плановых проверок государственных органов осуществляется органами Комитета государственного контроля, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, – представившими их государственными органами [12].
Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки [12]. В данном координационном плане ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители (ревизоры) [14].
Необходимо отметить, что одним из первых шагов ведения любого бизнеса юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начатого в Республике Беларусь, является получение ими книги учета проверок (ревизий). В эту книгу сотрудники контролирующих органов, проводящие проверки (ревизии) хозяйственной деятельности фирмы или индивидуального предпринимателя, обязаны вносить информацию о проводимых ими проверках [14].
Книга учета проверок (ревизий) оформляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем на каждое обособленное подразделение, торговое место, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенный вне места нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя [10]. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в течение одного месяца с даты их государственной регистрации [14]. Заверение книги учета проверок (ревизий) осуществляется налоговым органом по месту постановки юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальным предпринимателем на налоговый учет [10].
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения, а о назначении внеплановой проверки – за 15 дней. Уведомление направляется по месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления. Уведомление должно содержать: наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку, наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), дату начала проверки, проверяемый период, указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана), исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке [12].
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке. При этом контролирующие (надзорные) органы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок [4].
Проведение внеплановой проверки может быть дано по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями, руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:
1. при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения (анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок);
2. использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
3. значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;
4. существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности [12].
Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:
• индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, – пятнадцати рабочих дней;
• иных проверяемых субъектов – тридцати рабочих дней [12].
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки не должен превышать трех рабочих дней.
Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней [4].
Необходимо отметить, что проведение плановой проверки при определенных условиях может быть приостановлено, либо однократно продлено.
Так проведение плановой проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий трех месяцев при наличии следующих обстоятельств:
• проведении исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
• необходимости восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
• направлении запроса в компетентные органы, в том числе иностранных государств;
• необходимости получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;
• невозможности продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта [12].
Период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки [15].
Проведение плановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других) [2].
Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта. Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей проверяемых субъектов, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых.
Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта, и обязательно в его присутствии или же его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица [12].
Немаловажно отметить, что к ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. Так в пределах своей компетенции они вправе:
• при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
• привлекать экспертов, специалистов;
• получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
• истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
• требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
• осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами [2].
Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии [15].
Контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта или специалиста, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Ходатайство проверяемого субъекта или его представителей о назначении эксперта (специалиста) числа указанных ими лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта (специалиста) удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем контролирующего (надзорного) органа.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются сведения о проведенных им исследованиях, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для проверки обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение [12].
Специалисты, принимавшие участие в проведении ревизий, результаты ревизии оформляют отдельными справками, подписанными совместно с руководителями соответствующих служб проверяемой организации [6].
При проведении проверки проверяющим может быть принято решение о применении технических средств (в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений), о чем под роспись уведомляется проверяемый субъект или его представитель [12].
Таким образом, мы видим, что действующее белорусское законодательство предусматривает довольно детальное урегулирование общего порядка проведения проверок (ревизий). Однако, в связи с недавним принятием Президентом Республики Беларусь Директивы № 4, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в нашем государстве, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь уже активно пересматриваются планы работы по проведению проверок (ревизий), что говорит о вероятном изменении в скорейшем времени ряда правовых норм в деятельности контролирующих (надзорных) органов.

2.2 Оформление результатов проверки (ревизии)

По результатам проверки (ревизии) организации, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой [6].
Необходимо отметить, что в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта [12]. Необходимо избегать многословного, детального описания фактов нарушений, следует выделять главное, что характеризует то или иное нарушение. Достаточно привести в акте 3 - 4 примера и общий результат по нарушению, а подробную справку о допущенных нарушениях приложить к акту [6].
В акте проведенной плановой проверки (ревизии) с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:
• основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
• даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;
• проверенный период;
• должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
• наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);
• наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
• кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;
• какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;
• описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
• размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
• должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;
• иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.
Помимо данных указаний в акте проверки (ревизии) могут излагаться и предложения об устранении выявленных нарушений [12].
Важно отметить, что все записи в актах должны быть подкреплены копиями документов или выписками из них (счета, ведомости, ордера, чеки, наряды и другие документы).
Составляется акт плановой проверки в трех экземплярах, из которых первый направляется руководителю, назначившему ревизию, второй остается в обревизованной организации, а третий для информации направляется в вышестоящий орган [6].
В акте внеплановой проверки (ревизии) помимо сведений, которые должны содержаться в акте плановой проверки, также обязательно указывается, проводились ли контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг) и их результаты.
Также в отличие от акта плановой проверки (ревизии), акт внеплановой проверки (ревизии) составляется не в трех, а в двух экземплярах: первый экземпляр остается у проверяющих, второй – передается проверяемому субъекту (его представителю).
Необходимо заметить, что акт внеплановой тематической оперативной проверки (ревизии) может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется [12].
Акты и справки подписываются лицами, проводившими ревизию, руководителем ревизуемой организации (при его отсутствии - уполномоченным заместителем руководителя), начальником финансово-экономической службы (главным бухгалтером) ревизуемой организации, а при необходимости - другими лицами [15].
В случае отказа представителей организации от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. Руководитель организации вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
По окончании проверки (ревизии) необходимо проинформировать вышестоящий орган обревизованной организации о выявленных фактах нарушений законодательства, а также направить акт ревизии руководителю контролирующего (надзорного) органа, назначившему ревизию [6]. После рассмотрения данного акта руководитель имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства [12].
Таким образом, мы видим, что действующее законодательство предусматривает широкий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны указываться в акте (справке) проверки (ревизии).

2.3. Особенности проведения проверок и ревизий отдельными государственными органами

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 года проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов [12].
Раздел III данного Указа закрепляет особенности организации и проведения проверок по поручению отдельных государственных органов, а также содержит утвержденный Президентом Республики Беларусь перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.
На наш взгляд наиболее целесообразно рассмотреть особенности организации и проведения проверок Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, а также Министерством финансов Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля) осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь [12].
Особенность проведения проверок (ревизий) Комитетом государственного контроля состоит в том, что он и его территориальные органы имеют право осуществлять вневедомственные проверки (ревизии), но конечно же в соответствии с законодательством и предписаниями на их проведение (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено).
Так в отношении проверяемых субъектов Комитетом государственного контроля и его территориальные органы вправе:
• самостоятельно определять методы и способы проведения проверок;
• приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки на срок не более двух суток розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций и порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
• при осуществлении не связанных с проведением проверок мероприятий, проводимых во исполнение законов и решений Президента Республики Беларусь, поручений руководства Комитета государственного контроля и комитетов государственного контроля областей, входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при предъявлении служебных удостоверений;
• вызывать руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других граждан для представления документов и (или) информации о деятельности и (или) имуществе проверяемого субъекта, для дачи объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, а также по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве Комитета государственного контроля, его территориальных органов;
• осуществлять иные права, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь [8].
Важно отметить, что оплата проведения экспертиз и услуг специалистов производится Комитетом государственного контроля и его территориальными органами за счет средств республиканского бюджета. Однако, возмещение (оплата) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимости израсходованных проб и образцов производится лишь в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь [8].
По окончанию проверки (ревизии) Комитет государственного контроля, его территориальные органы могут в установленном порядке передавать материалы о выявленных нарушениях законодательства на обсуждение коллективов работников, рассмотрение государственных органов, иных организаций.
Проверяемые субъекты, считающие, что действия или решения работников Комитета государственного контроля, его территориальных органов ущемляют их права и законные интересы, вправе в порядке, установленном законодательными актами, обжаловать их в вышестоящий орган Комитета государственного контроля (вышестоящему должностному лицу), прокурору и (или) в суд, если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами [12].
Национальный банк Республики Беларусь (далее - Национальный банк) в рамках надзора за банковской деятельностью уполномочен проводить внеплановые тематические оперативные проверки с целью проверки вопросов соблюдения проверяемыми субъектами:
законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;
порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;
законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;
законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности [12].
Плановые комплексные проверки назначаются Председателем Правления Национального банка или его заместителем, а тематические проверки – Председателем Правления Национального банка (его заместителем) или начальником главного управления Национального банка по области (его заместителем) путем издания соответствующего распоряжения.
Перед началом проведения проверки Национальный банк вправе провести организационную встречу с руководящими лицами проверяемого субъекта, включая руководителей структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего аудита, обеспечения безопасности и защиты информации [9].
Национальный банк вправе привлечь работников государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» к проведению проверок деятельности банка, принятого на учет, в части установления объема и содержания обязательств этого банка перед физическими лицами, а также проверок правильности расчета таким банком календарных взносов, перечисляемых в резерв данного учреждения [12].
Интересно заметить, что проверяемые субъекты не вправе производить личный досмотр проверяющих и осматривать технические средства, находящиеся в их пользовании.
По результатам проверки составляется акт либо справка проверки, которые должны быть оформлены и подписаны руководителем проверки не позднее 15 рабочих дней со дня окончания проверки [12].
По результатам комплексной проверки составляется также заключение.
По результатам же тематической проверки заключение составляется при необходимости по указанию лица, назначившего проверку.
Также по результатам проведения проверки Национальный банк принимает решение о вынесении проверяемому субъекту предписания и (или) о применении к нему меры воздействия, которые определяются в соответствии с действующим законодательством. Как правило, информация, полученная Национальным банком в ходе проведения проверки, не подлежит разглашению [2].
Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) и его территориальные органы осуществляют проверки в отношении проверяемых субъектов по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам, за исключением субъектов, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) государственных органов и республиканских государственно-общественных объединений, проверки в отношении которых проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами государственных органов.
Основными методами осуществления Министерством финансов, местными финансовыми органами проверок является проведение документаль¬ной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки [9].
Перед проведением проверки Министерством финансов (его территориальными органами) могут быть уточнены вопросы, подлежащие проверке, и период проверки, а также вопросы необходимости участия специалистов иных контролирующих органов. По результатам уточнения должен быть составлен согласованный с соответствующим должностным лицом органа уголовного преследования, суда перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке [9].
Акт (справка) проверки представляется на подпись (направляется для ознакомления и подписания) представителю проверяемого субъекта только после ознакомления с ним должностного лица органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителя органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшего поручение на проведение проверки [12].
Таким образом, помимо общего порядка проведения контролирующими (надзорными) органами проверок (ревизий), действующее законодательство предусматривает и определенные особенности в проведении проверок (ревизий) отдельными государственными органами. Как правило, это высшие органы государственного управления, которые по сравнению с иными контролирующими (надзорными) органами наделены в данной области более значительным и широким объемом полномочий.


ГЛАВА 3
ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

3.1 Порядок наложения в отношении субъекта предпринимательской деятельности по результатам проверки (ревизии) экономических санкций

Экономическая санкция - установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений [5].
При выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины контролирующим (надзорным) органом составляется акт, на основании которого должны быть установлены размер причиненного вреда, причины нарушений и лица, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения [2].
В случае если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт, на основании которого уполномоченным контролирующим органом и могут быть применены экономические санкции [12].
В промежуточном акте проверки (ревизии) с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок (ревизий) обязательно должны быть указаны:
• место, время (если оно установлено) и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
• факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;
• факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
• установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
• размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
• должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения;
• а также иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении [12].
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии). Один экземпляр общего и промежуточного актов направляется проверяемому субъекту предпринимательской деятельности (вручается его уполномоченному представителю), а другой направляется (передается) должностному лицу контролирующего органа, уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении [9].
Уполномоченные должностные лица контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию), обязаны не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов проверки (ревизии) вынести в пределах своей компетенции решение о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций, обеспечить контроль за выполнением этого решения, а также принять иные меры по устранению выявленных нарушений и привлечению соответствующих лиц к ответственности [4].
В решении должны быть указаны должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего решение; дата его вынесения; сведения о правонарушителе; обстоятельства совершения правонарушения; акт законодательства, который нарушен и (или) предусматривает ответственность за данное правонарушение; вид и размер налагаемых на правонарушителя экономических санкций; порядок и сроки исполнения решения, а также порядок его обжалования. Копия данного решения о применении экономических санкций в 5-дневный срок должно быть направлено субъекту предпринимательской деятельности (вручено его уполномоченному представителю), в отношении которого оно вынесено [2].
Экономические санкции налагаются с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного вреда и характера допущенных нарушений [16].
Важно отметить, что субъект предпринимательской деятельности не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же экономического правонарушения. При этом применение экономических санкций за совершение экономических правонарушений не освобождает должностных лиц юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей от иных видов ответственности, установленных законодательством [2].
К субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены экономические санкции, если истекли следующие сроки:
• два года со дня совершения правонарушения;
• три месяца со дня обнаружения правонарушения.
Началом течения этих сроков является день, следующий за днем совершения (обнаружения) правонарушения [4].
Субъект предпринимательской деятельности - правонарушитель на основании решения соответствующего контролирующего органа обязан произвести уплату экономических санкций в течение 15 дней со дня получения им копии решения, а в случае обжалования решения - в течение 15 дней со дня получения решения об отказе в удовлетворении жалобы либо со дня вынесения судом решения об оставлении в силе (полностью или частично) решения контролирующего органа [16].
Суммы экономических санкций, не внесенные субъектом предпринимательской деятельности, списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа, наделенного правом бесспорного списания, со счетов правонарушителя в национальной валюте, а при недостаточности средств в национальной валюте - в иностранной валюте с его счетов или со счетов дебиторов [15].
В случае недостаточности денежных средств для уплаты экономических санкций взыскание может быть обращено на имущество правонарушителя в установленном законодательством порядке.
Необходимо отметить, что акты законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность за экономические правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются на правонарушения, совершенные до вступления этих актов в законную силу, за которые не были применены экономические санкции ,а акты законодательства, устанавливающие или усиливающие ответственность за экономические правонарушения, обратной силы не имеют [1, с. 34].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязательным условием применения экономических санкций является наличие установленных и описанных в акте проверки (ревизии) фактов нарушения субъектом предпринимательской деятельности конкретных предписаний актов законодательства, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь и (или) предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушения. Основанием для наложения в отношении субъекта предпринимательской деятельности контролирующим (надзорным) органом экономических санкций является промежуточный акт, составляемый до окончания проверки (ревизии). Налагаются экономические санкции в первую очередь с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного вреда, характера допущенных нарушений, а также установленных сроков.

3.2. Порядок обжалования субъектом предпринимательской деятельности решений контролирующих органов

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением установленных норм законодательства, либо нарушают его права [12].
Заявления (жалобы) о признании проверки незаконной должны направляться проверяемыми субъектами в вышестоящие контролирующие (надзорные) органы либо руководителю контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует. Для направления такого заявления (жалобы) установлен десятидневный срок со дня начала проверки, а пропуск указанного срока является основанием для отказа в рассмотрении заявления. Как показывает практика порядок обжалования действий (бездействий) проверяющих, принятых по результатам проверки решений, а также проведения незаконных проверок не соблюдается проверяемыми субъектами, что ведет к пропуску ими сроков на обжалование [3].
При несогласии с решением вышестоящего органа (руководителя контролирующего (надзорного) органа) об отказе в признании проверки незаконной проверяемым субъектам следует обжаловать такое решение в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью. Для подачи такой жалобы в суд установлен десятидневный срок [12].
Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения (досудебный порядок урегулирования спора). Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических санкций. В случае если субъект предпринимательской деятельности не обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций, санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном порядке [16].
Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений:
• оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
• отменить решение полностью или частично;
• отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).
Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались [12].
Отмена решения контролирующего органа о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций влечет за собой возврат этому субъекту всей взысканной суммы экономических санкций с начислением пени в размере учетной ставки Национального банка, действующей на момент возврата денежных средств, за каждый день, включая день возврата. Указанные суммы возвращаются из того источника, в который были зачислены суммы экономических санкций.
Дополнительную проверку (ревизию), как правило, проводит вышестоящий контролирующий орган либо по его решению орган, ранее проводивший проверку (ревизию) [9].
Важно отметить, что повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются [2].
Таким образом, мы видим, что проверяемый субъект имеет право обжаловать решения или действия (бездействие) контролирующих (надзорных) органов, если полагает, что они нарушают правовые нормы, либо его законные права, но при этом он обязательно должен учитывать установленные сроки для подачи жалоб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы:
1. финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и других, причем они могут применяться практически на всех этапах движения денежных средств;
2. применение конкретных методов финансового контроля способствует, во-первых, соблюдению установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, соответствии их задачам государства;
3. действующее белорусское законодательство предусматривает довольно детальное урегулирование общего порядка проведения проверок (ревизий). Однако, в связи с недавним принятием Президентом Республики Беларусь Директивы № 4, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в нашем государстве, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь уже активно пересматриваются планы работы по проведению проверок (ревизий), что говорит о вероятном изменении в скорейшем времени ряда правовых норм в деятельности контролирующих (надзорных) органов;
4. помимо общего порядка проведения контролирующими (надзорными) органами проверок (ревизий), действующее законодательство предусматривает и определенные особенности в проведении проверок (ревизий) отдельными государственными органами. Как правило, это высшие органы государственного управления, которые по сравнению с иными контролирующими (надзорными) органами наделены в данной области более значительным и широким объемом полномочий;
5. основанием для наложения в отношении субъекта предпринимательской деятельности контролирующим (надзорным) органом экономических санкций является промежуточный акт, составляемый до окончания проверки (ревизии). Налагаются экономические санкции в первую очередь с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного вреда, характера допущенных нарушений, а также установленных сроков;
6. проверяемый субъект имеет право обжаловать решения или действия (бездействие) контролирующих (надзорных) органов, если полагает, что они нарушают правовые нормы, либо его законные права, но при этом он обязательно должен учитывать установленные сроки для подачи жалоб.
Мы предлагаем отменить запрет на повторную подачу жалоб по одному и тому же основанию, так как, на наш взгляд, данное условие деятельности контролирующих органов не отвечает принципам построения правового социально ориентированного государства. В данном случае лучше создавать в качестве структурных подразделений при контролирующих органах отделы по рассмотрению жалоб. Это помогло бы, во – первых, создать дополнительные рабочие места для высококвалифицированных специалистов в данной области, а во – вторых, снизить трудовую нагрузку на вышестоящих должностных лиц;
7. по нашему мнению деятельность контролирующих (надзорных) органов должна сдвинуться в область профилактики нарушений. Хорошим примером может служить опыт стран Азии, в ряде которых деятельность контролирующих органов строится по принципу «последнее китайское предупреждение». То есть мы предлагаем контролирующим органам изначально лишь указывать субъектам предпринимательской деятельности на имеющиеся нарушения и предоставлять время на их устранение. Если этого не происходит, только тогда принимать самые жесткие меры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вишневский, А. А. Финансовый контроль / А. А. Вишневский, В.С. Гальцев, И. В. Сауткин; под ред. А. А. Вишневского. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. – 92 с.
2. Информационный портал Беларуси [Электронный ресурс] / Бизнес информация. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://info.minsk.by/business/content/kontr/porprover/ – Дата доступа: 06.05.2011.
3. Михович, Ф. Обжалование решений контролирующих органов / Ф. Михович // Маяк. Общественно – политическая газета Березовского района. – 2010.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии