БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Особенности рассмотрения хозяйственных дел кср » Специфика разрешения хозяйственных споров третейскими судами

Специфика разрешения хозяйственных споров третейскими судами

Автор: Maxvel 1-09-2013, 15:04

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Контролируемая самостоятельная работа по дисциплине «Особенности рассмотрения хозяйственных дел»
на тему: Специфика разрешения хозяйственных споров третейскими судами

Выполнил: Бандык О. И., студент 5 курса, группы ПХ-51

Проверил: преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Барановичи, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД И ЕГО ВИДЫ..........................................................................4
ПОНЯТИЕ И ФОРМА ТРЕТЕЙСКОГО СОГЛАШЕНИЯ.....................................7
ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО......................................................................9
РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА........................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................18

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая ситуация в Республике Беларусь требует интенсивного создания правовых механизмов, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Любой экономический спор замедляет развитие предпринимательской активности. Поэтому важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.
Разрешение хозяйственных споров может осуществляться как путем судебного разбирательства, так и с применением альтернативных способов разрешения споров. Одним из наиболее эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд.
При выполнении работы использовались общенаучный метод познания (обобщение, индукция), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (структурно-правовой метод).
Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих в связи с функционированием системы третейских судов и разрешением ими хозяйственных споров.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие отношения в области третейского разбирательства, а также специальная научная литература.
Цель исследования – изучение общих положений о правовой природе и особенностях подготовки и принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) определить понятие и виды третейских судов,
2) уяснить порядок заключения и особенности третейского соглашения,
3) выявить особенности третейского разбирательства.

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД И ЕГО ВИДЫ

Легальное определение понятия «третейский суд» закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.2011 г. № 301-З «О третейских судах» (далее – Закон о третейских судах). Согласно указанной статье третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора [2].
На основании этого определения можно выделить следующие особенности третейского суда:
1) это организация, создаваемая в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, и имеет все признаки, присущие юридическому лицу,
2) третейские суды не входят в судебную систему Республики Беларусь, они образуют собственную автономную систему и относятся к способам альтернативного разрешения споров,
3) основная цель создания третейского суда – разрешение споров в пределах определенной законодательством компетенции,
4) третейский суд разрешает только частноправовые споры.
Можно выделить следующие виды третейских судов.
Постоянно действующий третейский суд – некоммерческая организация либо обособленное подразделение (подразделение) юридического лица, выполняющие свои функции на постоянной основе.
Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут образовывать третейские суды. Для создания и деятельности постоянно действующего третейского суда учредители должны утвердить регламент постоянно действующего третейского суда, которым определяются порядок его деятельности, правила третейского разбирательства, список третейских судей, содержащий сведения о третейских судьях (дата рождения, образование, специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, круг вопросов, в сфере которых специализируется третейский судья). Регламент должен соответствовать требованиям действующего законодательства Республики Беларусь.
Постоянно действующий третейский суд действует на основании утвержденного его учредителями устава (для некоммерческой организации) или положения (для обособленного подразделения). Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации или постановке на учет (ст. 3 Закона о третейских судах) [2].
Третейский суд для разрешения конкретного спора – организация, образуемая сторонами третейского соглашения и прекращающая свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору. Порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора определяется третейским соглашением с учетом положений законодательства Республики Беларусь.
Ст. 5 Закона о третейских судах закрепляет принципы деятельности третейских судов:
законности – при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь;
независимости – при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;
состязательности и равенства сторон – стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;
автономии воли сторон – что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;
конфиденциальности – участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;
соблюдения права сторон на юридическую помощь;
содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;
обязательности для сторон решений третейского суда – стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;
окончательности принятых третейским судом решений – они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;
возмездности деятельности третейских судей – за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение [2].
Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда (для некоммерческой организации) осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Постановка на учет постоянно действующего третейского суда (для обособленного подразделения (подразделения) юридического лица) осуществляется главным управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета по месту нахождения юридического лица.
Ликвидация постоянно действующего третейского суда (для некоммерческой организации) осуществляется по решению учредителей или уполномоченного уставом органа управления постоянно действующего третейского суда либо суда, входящего в судебную систему Республики Беларусь (далее – суд), в соответствии с законодательством.
Порядок государственной регистрации и ликвидации постоянно действующего третейского суда установлен ст.ст. 6-7 Закона о третейских судах.
Сведения о третейских судьях, а также постоянно действующих третейских судах подлежат включению в Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов, ведение которого осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Порядок ведения Реестра третейских судов определяется Министерством юстиции Республики Беларусь (ст. 8 Закона о третейских судах) [2].

ПОНЯТИЕ И ФОРМА ТРЕТЕЙСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

В соответствии со ст. 9 Закона о третейских судах «третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон» [2].
Законодательство Республики Беларусь устанавливает, что третейское соглашение рассматривается в качестве юридического факта, являющегося основанием возбуждения третейского процесса. Только в том случае, если стороны заключили такое соглашение, возникший спор может быть передан на рассмотрение третейского суда [3, с. 121].
Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки – отдельного положения, содержащегося в договоре. Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.
Субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица. Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения.
В случае перемены сторон в обязательстве по договору, содержащему третейскую оговорку, указанная оговорка не распространяется на новую сторону обязательства.
Полномочия представителя стороны на заключение третейского соглашения должны быть специально оговорены в доверенности (ст. 10 Закона о третейских судах) [2].
Содержание третейского соглашения составляет обязательные условия (положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в третейском суде, наименование постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора) и факультативные (сведения о количестве третейских судей, месте, языке третейского разбирательства).
При передаче спора в третейский суд для разрешения конкретного спора стороны в третейском соглашении также должны указать сведения о третейском судье (судьях), порядок его (их) избрания, в том числе путем использования списка третейских судей одного или нескольких постоянно действующих третейских судов.
Ст. 11 Закона о третейских судах устанавливает, что по соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также третейское соглашение может быть прекращено. Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается [2].
При несоблюдении требований, предусмотренных ст.ст. 9-11 Закона о третейских судах, третейское соглашение считается недействительным.
Таким образом, только третейское соглашение установленной формы и содержащее все необходимые условия может повлечь за собой определенные юридические последствия в виде третейского разбирательства.

ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.
Правила третейского разбирательства определяются Законом о третейских судах, а также регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.
Третейское разбирательство ведется на белорусском или русском языках в помещении третейского суда, если стороны не договорились об ином.
Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда (ст. 18 Закона о третейских судах) [2].
Типовой регламент постоянно действующего третейского суда (далее – Типовой регламент) утвержден Постановлением Совета Министров от 18.012012 г. № 51 «Об утверждении Типового регламента постоянно действующего третейского суда».
Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик, которые обладают равными правами, предусмотренными ст. 22 Закона о третейских судах.
Истец излагает свои требования в форме письменного искового заявления, в котором должны быть указаны:
- дата подачи искового заявления;
- наименование и место нахождения юридических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, фамилии, собственные имена, отчества, место жительства (место пребывания) физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, а также банковские реквизиты сторон (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
- сведения о заключенном третейском соглашении;
- требования истца;
- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
- доказательства, подтверждающие требования истца;
- цена иска, если иск подлежит оценке;
- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов (п. 22 Типового регламента) [1].
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. К исковому заявлению, подписанному представителем истца, должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.
После принятия третейским судом искового заявления копия искового заявления и приложенных к нему документов в течение пяти дней направляется третейским судом ответчику.
Исковое заявление и приложенные к нему материалы возвращаются истцу, если:
- между сторонами отсутствует третейское соглашение или установлена его недействительность;
- в исковом заявлении непосредственно затрагиваются права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения;
- исковое заявление подано в третейский суд, не предусмотренный третейским соглашением;
- исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание;
- истцом подано заявление об отзыве из третейского суда искового заявления;
- в производстве этого же или иного третейского суда, суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 27 Закона о третейских судах) [2].
Третейский суд самостоятельно убеждается в наличии и действительности третейского соглашения и рассматривает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции на разрешение конкретного спора.
Заявление стороны об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску.
Третейский суд вправе отложить на срок до семи дней рассмотрение вопроса относительно наличия у него соответствующей компетенции. Решение о наличии у третейского суда компетенции на разрешение конкретного спора отражается в определении о возбуждении третейского разбирательства.
После принятия решения о наличии компетенции на разрешение конкретного спора третейский суд выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, извещает стороны о времени и месте третейского разбирательства, предлагает ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление [1].
Состав третейского суда должен рассмотреть дело и вынести решение не позднее трех месяцев со дня вынесения определения о возбуждении третейского разбирательства. Более длительный срок третейского разбирательства в пределах одного года может быть установлен третейским соглашением.
Ответчик вправе представить письменный отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои разъяснения по существу заявленных против него требований, а также возражения против иска.
Отзыв должен быть направлен истцу и составу третейского суда.
В ходе третейского разбирательства до принятия решения ответчик вправе предъявить истцу встречный иск. Сторонами может быть согласован иной срок для предъявления встречного иска.
В порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, сторона вправе обратиться с заявлением (ходатайством) об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, в суд по месту третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты меры по обеспечению иска. К заявлению (ходатайству) об обеспечении иска прилагается определение третейского суда о возбуждении третейского разбирательства.
В ходе третейского разбирательства истец вправе изменить или дополнить исковые требования, а ответчик - возражения против иска.
Если стороны не договорились об ином, они должны быть извещены о времени и месте третейского разбирательства не позднее десяти дней до заседания третейского суда.
Неявка без уважительных причин любой стороны или ее представителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте третейского разбирательства, не препятствует рассмотрению дела по существу. Дело может быть рассмотрено на основе имеющихся доказательств.
Если стороны не договорились об ином, дело рассматривается в закрытом заседании и в таком порядке, который состав третейского суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Порядок исследования доказательств определяется третейским судом. Третейский суд непосредственно исследует все имеющиеся по делу доказательства. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Непредставление сторонами документов и иных материалов третейскому суду без уважительной причины не является препятствием для третейского разбирательства.
В заседании третейского суда ведется протокол, если стороны не договорились об ином. Лицо, ведущее протокол, определяется третейским судом. Стороны третейского разбирательства вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания по нему с указанием на допущенные неправильности и неполноту.
Замечания по протоколу рассматриваются третейским судом в пятидневный срок со дня их подачи. В случае согласия с замечаниями третейский суд выносит определение о приобщении их к протоколу. В случае несогласия с замечаниями по протоколу третейский суд выносит определение об их отклонении. Замечания по протоколу и определение третейского суда об их отклонении приобщаются к протоколу.
При отсутствии возражений сторон допускается звуко- или видеозапись третейского разбирательства, которая вместе с протоколом приобщается к материалам дела.
По окончании третейского разбирательства третейский суд выносит решение или определение о прекращении третейского разбирательства в случаях:
- отказа истца от своих исковых требований, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законных интересов в разрешении спора по существу;
- соглашения сторон о прекращении третейского разбирательства;
- принятия третейским судом решения об отсутствии у него компетенции на разрешение конкретного спора и вынесения им определения об отказе в разрешении спора;
- принятия третейским судом решения об утверждении мирового соглашения;
- вступления в законную силу решения третейского суда или решения суда, принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
- ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся сторонами третейского разбирательства;
- смерти физического лица, являющегося стороной третейского разбирательства, либо признания его безвестно отсутствующим (ст. 27 Закона о третейских судах) [2].

РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Третейский суд, исследовав требования истца, возражения ответчика, ходатайства сторон, факты, установленные в ходе третейского разбирательства, документы и иные материалы, принимает мотивированное решение. Решение может вынести только состав третейского суда, рассмотревший спор (п. 54 Типового регламента постоянно действующего третейского суда) [1].
Отдельные исследователи понимают под решением третейского суда «процессуальный правоприменительный акт, вынесенный органом по защите гражданских прав, обязательный для сторон разбирательства, могущий быть обеспеченным принудительной силой государства и содержащий признание существования или отсутствия между сторонами определенного правоотношения» [3, с. 154].
Решение принимается большинством голосов третейских судей, разрешающих спор, объявляется в заседании третейского суда и вступает в законную силу в день его принятия. Решение вручается сторонам в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения, если стороны не согласовали иной срок.
По ходатайству сторон третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения. Содержание мирового соглашения излагается в решении третейского суда.
Решение третейского суда излагается в письменной форме и должно быть подписано третейским судьей, разрешающим спор единолично, а при коллегиальном разрешении спора – всеми третейскими судьями, разрешающими спор, или большинством таких судей с указанием уважительных причин отсутствия подписей других третейских судей.
В решении третейского суда указываются:
- дата принятия решения;
- место третейского разбирательства;
- состав третейского суда и порядок его формирования;
- наименование и место нахождения юридических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, фамилии, собственные имена, отчества, место жительства (место пребывания) физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, а также банковские реквизиты сторон;
- требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;
- обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, акты законодательства, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения;
- выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования, а также сумма расходов, связанных с третейским разбирательством, порядок распределения этих расходов между сторонами, при необходимости - порядок и срок исполнения решения третейского суда (ст. 37 Закона о третейских судах) [2].
На основании п. 63 Типового регламента постоянно действующего третейского суда любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней со дня получения решения просить третейский суд о принятии дополнительного решения в отношении требований, которые были ею заявлены, однако не нашли отражения в решении третейского суда. Третейский суд должен вынести дополнительное решение либо отказать в удовлетворении заявления в течение десяти дней со дня его получения [1].
В соответствии со ст. 39 Закона о третейских судах любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней со дня получения решения просить третейский суд о разъяснении принятого им решения в случае его неясности. Третейский суд в течение десяти дней со дня получения заявления стороны выносит определение о разъяснении принятого им решения, не изменяя его содержания, либо отказывает в разъяснении решения [2].
Третейский суд вправе по ходатайству одной из сторон или по своей инициативе исправить допущенные в решении третейского суда описки, опечатки, арифметические ошибки, о чем выносится определение, которое является составной частью решения третейского суда.
Вступившее в законную силу решение третейского суда является основанием для прекращения производства по делу и основанием для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии со ст.ст. 149 и 151 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь [4].
Решение третейского суда может быть обжаловано стороной третейского разбирательства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, путем подачи в соответствующий суд заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в течение трех месяцев со дня получения решения стороной, ходатайствующей об отмене (ст. 36 Закона о третейских судах) [2].
Решение третейского суда является обязательным для сторон и подлежит исполнению в порядке и срок, установленные этим решением, либо в течение трех дней со дня вступления его в законную силу, если решением такой срок не установлен.
Принудительное исполнение решения третейского суда, не исполненного добровольно в установленный срок, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а на территории иностранных государств - в соответствии с нормами международного права.
Решение третейского суда – акт компетентного органа, направленный на разрешение спора по существу и определяющий взаимные права и обязанности сторон в рамках определенного правоотношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Третейские суды являются элементом системы альтернативного разрешения споров, они автономны от судебной системы Республики Беларусь и позволяют сторонам спора сохранить партнерские отношения и разрешить спорную ситуацию.
Третейский суд – организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора
Основанием для рассмотрения спора в третейском суде является третейское соглашение, которое заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями. Третейское соглашение является действительным, если содержит все установленные законодательством обязательные условия.
Главной целью третейского разбирательства является разрешение спора и в этом случае третейский суд выносит решение, по иным процессуальным вопросам третейский суд выносит мотивированное определение. Решение третейского суда может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Об утверждении Типового регламента постоянно действующего третейского суда : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 янв. 2012 г., № 51 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
2 О третейских судах : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 301-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
3 Скворцов, О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы / О. Ю. Скворцов. – М.: Волтерс Клувер, 2005 – 370 с.
4 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии