БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Правовая служба предприяти кср » Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

Автор: Maxvel 4-09-2013, 21:03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Контролируемая самостоятельная работа

по дисциплине «Правовая служба предприятия»
на тему: Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

Выполнил: Бандык О. И., студент 5 курса, группы ПХ-51

Проверил: преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Барановичи, 2012

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

На законодательном уровне невозможно урегулировать все правовые ситуации, возникающие при осуществлении деятельности организаций. Поэтому законодатель предусмотрел возможность принятия (издания) локальных правовых актов, которые действуют в рамках отдельных предприятий.
При выполнении работы использовались общенаучный метод познания (обобщение, индукция), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (структурно-правовой метод, метод толкования правовых норм).
Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих в связи с разработкой, подготовкой и принятием локальных нормативных актов.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие отношения в области применения локальных нормативных актов, а также специальная научная литература.
Цель исследования – изучение общих положений о правовой природе и особенностях подготовки и принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) определить понятие и правовую природу локальных нормативных актов,
2) уяснить порядок разработки и принятия локальных нормативных актов
3) выявить особенности подготовки отдельных видов локальных нормативных актов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ. ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах» локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций [4].
На основании указанного определения можно выделить следующие признаки локального нормативного акта:
1) нормативных характер – правила, установленные таким актом, являются обязательными для всех работников данной организации,
2) ограниченная сфера применения – положения этого акта могут применяться лишь в рамках правоотношений, возникающих в организации,
3) подзаконный характер – порядок, условия принятия и основные положения устанавливаются законодательными актами,
4) различные сферы регулирования – трудовые, производственные, управленческие отношения.
Юридическая служба принимает участие в подготовке и принятии локальных нормативных актов, поскольку они должны соответствовать нормам действующего законодательства.
Одной из основных задач юридической службы является обеспечение соответствия законодательству издаваемых в организации локальных нормативных правовых актов, а в случае издания данных актов, противоречащих законодательству, принятие мер по их отмене в установленном порядке;
Для решения указанной задачи юридическая служба:
1) участвует в работе по подготовке и использованию системы локальных нормативных правовых актов организации, регламентирующих взаимоотношения подразделений, иные вопросы ее производственно-хозяйственной деятельности;
2) вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных правовых актов организации (п. 9-10 Примерного положения о юридической службе государственной организации) [3].
Классифицировать локальные правовые акты можно по разным основаниям:
1. в зависимости от сферы применения: трудовые, производственные, управленческие,
2. в зависимости от порядка принятия: издаваемые руководителем единолично, принимаемые коллегиальным органом, принимаемые совместным решением нескольких органов организации,
3. в зависимости от количества субъектов: акты, применяемые в одной организации, и акты, применяемые в нескольких соподчиненных организациях (холдинги, консорциумы) [6, с. 65].
Статья 1 Трудового кодекса Республики Беларусь 1999 г. относит к локальным нормативным правовым актам: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя [5].
Таким образом, локальные правовые акты составляют основной массив документов, с которыми приходится работать юридической службе любой организации.

УЧАСТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Любой локальный нормативный акт разрабатывается соответствующими подразделениями организации с обязательным участием юридической службы.
Можно выделить следующие этапы подготовки любого локального нормативного акта.
1. Определение адресата документа – конкретного круга лиц, на поведение которых должен оказать влияние данный акт.
2. Определение общей структуры документа – формулировка темы, определение смысловых составляющих документа.
3. Систематизация материала и подготовка общей структуры документа на основании полученной информации.
4. Прогнозирование и анализ возможных последствий – на основе всех имеющихся сведений необходимо проанализировать акт и определить возможные последствия его применения на практике, как положительные, так и отрицательные.
5. Редактирование материала – обработка текста акта с точки зрения соответствия требованиям юридической техники.
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых (а в равной мере локальных нормативных) документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности [1, с. 546].
Текст любого локального нормативного акта должен быть ясным, однозначным, логичным и содержать термины только в одном значении.
После подготовки проекта акта его обсуждают, принимают и он визируется работником юридической службы. Визирование подтверждает, что содержание данного акта соответствует не только актам законодательства, но и другим локальным нормативным правовым актам.
Важнейшим локальным нормативным актом в любой организации являются правила внутреннего трудового распорядка.
Типовые правила внутреннего трудового распорядка утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь № 46 от 05.04.2000 г. Согласно этому постановлению правила внутреннего трудового распорядка (далее – правила) могут содержать следующие разделы.
1) Общие положения
2) Порядок приема и увольнения работников
3) Обязанности работника
4) Обязанности нанимателя.
5) Рабочее время и его использование
6) Поощрения за успехи в работе
7) Ответственность за нарушение трудовой дисциплины [2].
Главная задача юридической службы при утверждении указанных правил заключается в проверке соответствия их условий положениям трудового законодательства. Правила не могут ухудшать правовое положение работника по сравнению с положением, предусмотренным законодательством. Лишь после согласования с юридической службой издается приказ руководителя организации об утверждении правил внутреннего трудового распорядка.
Коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель (ст. 363 Трудового кодекса Республики Беларусь) [5].
Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает содержание коллективного договора (соглашения):
1) организации труда и повышении эффективности производства;
2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
6) заключении и расторжении трудовых договоров;
7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
18) других трудовых и социально-экономических условиях [5].
Юридическая служба должна проверить соблюдение требования ст. 363 Трудового кодекса Республики Беларусь об условиях, ухудшающих положение работников и исключить их до утверждения коллективного договора.
Юридическая служба участвует в подготовке и принятии положения о премировании. Данное положение должно содержать условия, порядок и размер премий, выплачиваемых работникам. Все эти положения должны соответствовать как законодательным актам, так и ведомственным актам, устанавливающим особенности оплаты труда работников в отдельных отраслях.
Юридическая служба организации активно участвует в подготовке и принятии локальных нормативных актов, проверяя их законность и обоснованность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.
Трудовой кодекс Республики Беларусь относит к локальным нормативным правовым актам: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.
Задача юридической службы организации заключается в проверке законности и обоснованности локальных нормативных актов как на стадии подготовки и согласования, таки и на стадии окончательного принятия решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П. Орловский. – 5-e изд., испр., доп. и перераб. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009 – 1500 с.
2 Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка : Постановление Министерства труда Респ. Беларусь, 05 апр. 2000 г., № 46 : в ред. Постановления Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 10.12.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
3 О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 2070 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 28.04.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
4 О нормативных правовых актах : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
5 Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
6 Шишко, Г. Б. Юридическая служба предприятия / Г. Б. Шишко. – Минск, 2003 – 159 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии