БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Таможенное право кср » Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Доклад

по дисциплине «Таможенное право»
на тему:
Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Выполнил: Бандык О. И., студент 5 курса, группы ПХ-51

Барановичи, 2012

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрен главой 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) и главой 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь 2007 г. (далее – ТК РБ).
В соответствии со ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г. (далее – ГК) к объектам интеллектуальной собственности относятся:
1) результаты интеллектуальной деятельности:
произведения науки, литературы и искусства;
исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг:
фирменные наименования;
товарные знаки и знаки обслуживания;
географические указания;
3) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами [3].
На основании ст. 989 ГК результатам интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (интеллектуальной собственностью), предоставляется правовая охрана [3].
Одной из задач таможенных органов Таможенного Союза является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции (п. 9 ст. 6 ТК ТС) [5]
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном законодательством Таможенного Союза и Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 328 ТК ТС меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:
1)физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2)в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
3)дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования [5].
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве-члене ТС, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ТС, а в соответствии с законодательством государств-членов ТС также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.
На основании принятого ГТК Республики Беларусь решения об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности объект (объекты) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) будут осуществляться такие меры, включается (включаются) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
При принятии ГТК Республики Беларусь решения об отмене решения об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности объект (объекты) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) осуществлялись такие меры, подлежит (подлежат) исключению из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ст. 94 ТК РБ) [4].
В целях реализации Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза» установлен Регламент о порядке действий ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан, связанный с включением и отказом от включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр; продлением сроков и внесением изменений и дополнений включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр; исключением объектов интеллектуальной собственности из единого реестра [1, с. 107].
В единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств-членов ТС.
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при их включении в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах-членах ТС, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств- членов ТС с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения в такие реестры (ст. 329 ТК ТС) [5].
Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в единый реестр, публикуется в официальных изданиях и на официальных интернет-порталах Комиссии ТС и таможенных органов государств-членов ТС.
Применение таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, осуществляется на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.
Правообладатель вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением его исключительных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь об интеллектуальной собственности [2, с. 152].
Заявление об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности, подаваемое заявителем в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, должно содержать:
- информацию о правообладателе с указанием объектов интеллектуальной собственности, права на которые при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, могут быть нарушены, и о сроке, в течение которого таможенные органы будут осуществлять меры по защите прав интеллектуальной собственности;
- детальное описание товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также сведения о месте изготовления таких товаров, их производителях и лицах, имеющих разрешение или лицензию на право использования прав на объекты интеллектуальной собственности, иные имеющиеся в распоряжении заявителя сведения;
- описание товара, в отношении которого предполагается, что этот товар является контрафактным;
- иную информацию, позволяющую выявить контрафактные товары;
- приложения:
1. документы, подтверждающие наличие и принадлежность права на объекты интеллектуальной собственности (свидетельство, лицензионный договор, другие документы в соответствии с законодательством), а в случае необходимости – документальное подтверждение полномочий лица, представляющего интересы правообладателя;
2. обязательство заявителя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 150 ТК РБ в связи с приостановлением таможенного оформления товаров;
3. иные документы, содержащие информацию, позволяющую выявить контрафактные товары (ст. [4].
Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности могут применяться методы анализа рисков для определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степень такой проверки.
Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней (п. 1 ст. 331 ТК ТС ) [5].
По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
Таможенный орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ТС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.
Таможенные органы Республики Беларусь вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством государств-членов таможенного союза несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с ТК ТС, если не будет установлено нарушение прав правообладателя.
В соответствии со ст. 332 ТК ТС решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;
2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза;
3) в иных случаях, определенных белорусским законодательством [5].
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.
После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии ТК ТС, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Таможенный орган представляет декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска. Информация, полученная декларантом, правообладателем или лицом, представляющим его интересы, является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
На основании ст. 333 ТК ТС с письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары [5].
Таким образом, таможенные органы Республики Беларусь обладают эффективными правовыми средствами защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в товарах, перемещаемых через государственную границу, что позволяет защитить права и законные интересы правообладателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Анохина, О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза / О. Г. Анохина. – М.: «Проспект», 2011. – 134 с.
2 Вобликов, А. Б. Таможенное право: учеб. пособие / А. Б. Вобликов. –Тверь : Тверской государственный университет, 2011. – 180 с.
3 Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
4 Таможенный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 4 янв. 2007 г., № 204-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
5 Таможенный кодекс Таможенного союза : Приложение
к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 : в ред. от 16.04.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии