БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Приватизация и разгосударствление

Приватизация и разгосударствление

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5
1.2 Организация приватизации……………………………………………..7
1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………...….16
2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………...23
3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23
3.2 Итоги приватизации…………………………………...……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий [14, с.56]. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.
В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд.
Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике.
Объектом и предметом исследования курсовой являются приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь.

В связи с этим, цель данной работы – рассмотреть сущность, цели, принципы и методы приватизации, определить перспективы развития приватизации в Республике Беларусь, изучить и проанализировать итоги и проблемы уже проведенных мероприятий по приватизации и разгосударствлению.
Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.
Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2011 год, за январь – сентябрь 2012 года, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ, сравнение, метод дедукции.
Вопросы, посвященные процессам разгосударствления и приватизации, широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Планы приватизации утверждаются Советом Министров, порядок проведения мероприятий по разгосударствлению регулируется нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы использовался материал, опубликованный в интернете, а также следующая литература: Лемешевский И. М. «Макроэкономика», Павловская В. П. «Основы приватизации», Базылев Н. И. «Макроэкономика», нормативно-правовые акты: Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий: «Экономическая газета», «Белорусский банковский бюллетень» и др.

ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ


1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации

В основе любой экономической системы лежат отношения собственности. Преобразование этих отношений посредством разгосударствления и приватизации – одно из важнейших условий формирования социально-ориентированной рыночной экономики. В настоящее время в мире нет стран, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью [4, с.283].
Существует два основных вида собственности: государственная и негосударственная (Приложение А).
Преобладание государственной формы собственности в экономике страны (огосударствление) приводит к возникновению государственной монополии, пагубной для развития экономики и населения, но выгодной для производителей. Противоположное понятие «разгосударствление» наоборот означает совокупность мер по уменьшению роли государства в экономике. Процесс разгосударствления гораздо шире и не сводится к одной приватизации.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления, которое заключается в передаче государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. В результате приватизации государство теряет право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими [11, с.55].
Главная задача приватизации – повысить эффективность деятельности предприятий и других субъектов хозяйствования.
В качестве основных целей приватизации можно выделить:
1) поиск ресурсов для предприятий,
2) покрытие дефицита государственного бюджета,
3) смена собственников [6, с.1].
В более узком смысле под приватизацией понимают продажу объектов приватизации субъектам приватизации.
Объектами приватизации являются:
- предприятие как имущественный комплекс государственного унитарного предприятия;
- акции (доли в уставном фонде) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности или собственности административно-территориальных единиц [15, с.2].
К субъектам приватизации относятся:
1) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства);
2) юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных органов и хозяйственных обществ, в уставном фонде которых количество акций, долей РБ или ее административно-территориальных единиц превышает 50%,
3) иностранные юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами;
4) международные организации;
5) иностранные государства и их административно-территориальные единицы.
К основным принципам приватизации можно отнести следующие:
- законность;
- дифференциация методов, форм, органов и процедур приватизации;
- предоставление определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий,
- обеспечение широкой гласности процесса приватизации, в том числе освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации,
- плановость – приватизация проводится в соответствии с планом, разработанным на три года и утвержденным Президентом;
- принцип равенства субъектов приватизации,
- содействие развитию эффективности социально ориентированной рыночной экономики,
- соблюдение и защита прав собственников [17, с.4].
Таким образом, осуществление приватизации в условиях перехода к рыночной экономике является актуальной задачей, поскольку позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. Ключевой предпосылкой приватизации является сокращение доли государственного сектора. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования [19, с.1].


1.2 Организация приватизации

Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы, а именно с анализа республиканской и местных программ приватизации, необходимых, прежде всего, для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.
Республиканской программой предприятия разделены на группы (рисунок 1.1).

Государственные предприятия Республики Беларусь



Предприятия, приватизация которых запрещена

Предприятия, приватизация которых проводится по решению правительства


Рисунок 1.1 – Классификация предприятий в зависимости от возможности приватизации

Примечание: – Источник [9]

В случаях, когда инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов, бухгалтерии и представителя профсоюзного комитета.
Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива. Результаты опроса дают общее представление о ситуации и готовности к преобразованию предприятия.
Для разработки проекта приватизации инициативная группа с помощью специалистов готовит данные об отраслевой принадлежности предприятия, месте его нахождения, численности работающих с разбивкой по категориям и стажу работы на данном предприятии; структурную характеристику предприятия; данные о среднемесячной заработной плате; степени вредности и тяжести труда; а также данные о балансовой, восстановительной и остаточной стоимости основных фондов, оборотных фондов, данные о планируемой прибыли, рентабельности и иные необходимые экономические показатели.
После этого, с помощью анализа предоставленных данных можно определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов [8, с.156].
На втором этапе подготовительной работы определяется предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.
Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.
Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы – предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия: представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия.
На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия [18, с.29].
Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу.
Для приватизации предприятия как имущественного комплекса путем его продажи на аукционе (по конкурсу) орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая:
- определяет состав подлежащего приватизации предприятия как имущественного комплекса;
- выявляет дебиторов и кредиторов государственного унитарного предприятия;
- готовит предложения по дальнейшему использованию объектов социального назначения, объектов, составляющих исключительную собственность государства, объектов, находящихся только в собственности государства, и жилых помещений государственного жилищного фонда;
- определяет оценочную стоимость предприятия как имущественного комплекса;
- составляет заключение о начальной цене продажи, условиях продажи (в случае продажи по конкурсу) предприятия как имущественного комплекса;
- организует выполнение других работ, связанных с приватизацией предприятия как имущественного комплекса [17, с.16].
В состав комиссии по приватизации включаются представители органа приватизации, представители коллектива работников государственного унитарного предприятия, представитель государственного органа, государственной организации, в подчинении (составе) которых находится государственное унитарное предприятие.
С момента создания комиссии по приватизации руководитель государственного унитарного предприятия согласовывает с ней совершение сделок, влекущих изменение состава и стоимости имущества государственного унитарного предприятия, сумма каждой из которых превышает 5 процентов чистых активов государственного унитарного предприятия на первое число месяца, в котором совершается сделка. Решения комиссии по приватизации по этим сделкам обязательны для выполнения руководителем и работниками государственного унитарного предприятия.
Орган приватизации назначает своего представителя председателем комиссии по приватизации. Члены комиссии несут ответственность за соблюдение законодательства о приватизации, в том числе за объективность материалов, подготовленных для принятия решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса, в соответствии с законодательными актами.
Орган приватизации готовит проект решения о приватизации:
1) предприятия как имущественного комплекса – на основании заключения комиссии по приватизации;
2) акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности Республики Беларусь, – на основании предложений государственных органов, государственных организаций;
3) акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.
После определения состава подлежащего приватизации предприятия как имущественного комплекса и до принятия решения о его приватизации руководитель государственного унитарного предприятия обеспечивает в соответствии с актами законодательства осуществление государственной регистрации создания предприятия как имущественного комплекса и возникновения прав на него.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что организация приватизации в Беларуси производится специально созданными органами в соответствии с ее основными принципами: законности, гласности, плановости. Законодательство Республики Беларусь направлено на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики [15, с. 1].


1.3 Методы и способы приватизации

В Республике Беларусь приватизация государственной собственности осуществляется путем продажи:
1) акций (долей в уставных фондах) на аукционе;
2) акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;
3) предприятий как имущественных комплексов на аукционе;
4) предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;
5) акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления [15, с. 4].
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.
Под продажей на аукционе понимается такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов и переходят в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.
Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.
Продажа по конкурсу – это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.
Условия конкурса предусматривают:
- сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;
- проведение природоохранных мероприятий;
- обеспечение безопасных условий труда;
- сохранение или создание новых рабочих мест;
- финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия [5, с. 68].
Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.
Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.
На аукционах и по конкурсу, как правило, продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.
Продажа части акций Открытых Акционерных Обществ (но не более 10% уставного фонда), принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам акций, задолженность по финансовым обязательствам которых в течении 2 лет, предшествующих приватизации соответствует балансовой стоимости предприятия или превышает ее (убыточные предприятия) может быть осуществлена по результатам доверительного управления предприятием. По итогам истечения срока доверительного управления проводится конкурс на продажу части акций [1, с. 83].
Таким образом, не смотря на то, что приватизация в Беларуси осуществляется различными методами, которые дифференцируются в зависимости от ее объекта и субъекта, цель приватизации остается единой – повысить эффективность работы предприятий. С каждым годом приватизация в Беларуси приобретает все более необратимый характер, что характерно для стран с переходной рыночной экономикой.

ГЛАВА 2
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности

В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства [16, с.1].
Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, который требует либерализации и децентрализации экономики.
Под разгосударствлением понимают процесс отстранения государства частично или полностью (в том числе путем приватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами [11, с.54].
Разгосударствление охватывает все формы собственности. Прежде всего, в рамках самой государственной собственности оно проявляется в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.
В Беларуси разгосударствление – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике, уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства [3, с.10].
Основные формы разгосударствления:
– аренда государственных предприятий;
– преобразование государственных предприятий в акционерные общества;
– ограничение вмешательства государства в управление собственностью [5, с. 46].
В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества со стопроцентной долей государства; с участием других, кроме государства, учредителей.
До октября 2012 года преобразование государственных предприятий в акционерные общества осуществлялось на основании плана преобразования, утверждаемого Советом Министров на три года (Приложение Б).
С октября этого года данный план изложен в новой редакции. В нем по-прежнему остались 128 предприятий, которые уже были преобразованы в 2011 – 2012 году, а также те, приватизация которым еще предстоит (Приложение В). Изменились также и планируемые годы преобразования. Некоторые перенесли на более ранний срок, приватизацию других отложили до последнего года трехлетки – 2013 года.
Внесение изменений в план преобразования свидетельствует о том, что он не совершенен. Преобразование в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления. Если такие предложения отсутствуют, инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.
С 1991 года в Беларуси было реформировано 4864 предприятия (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Реформированные предприятия в Беларуси за 1991-2012 гг.

Вид собственности Количество реформированных предприятий
Республиканская 1575
Коммунальная 3289
Итого: 4864

Примечание: – Источник [2]

Основную долю в общем количестве реформированных предприятий занимают предприятия коммунальной собственности, количество которых за время приватизации в Беларуси составило 3289 штук, что составляет 68 %, предприятия республиканской собственности – 32 %, что составляет 1575 штук.
В основном, предприятия коммунальной собственности приватизировались путем выкупа арендованного имущества арендной организацией, продажи на аукционах и по конкурсу.
Основные способы разгосударствления:
- сокращение доли государственного сектора в экономике;
- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
- либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
- перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
- переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;
- денационализация собственности [1, с. 89].
Таким образом, вопросы разгосударствления актуальны по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. В настоящее время процесс разгосударствления в Беларуси продвигается медленно. Нет единой государственной стратегии и четкой позиции по политике разгосударствления. Не смотря на это, разгосударствление в Республике Беларусь продолжается, так как путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен.


2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

Одним из путей разгосударствления является приватизация, под которой понимается смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность – это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.
Если рассмотреть структуру организаций государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг. (рисунок 2.1), то можно сделать вывод, что за всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.

Рисунок 2.1 – Организации государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг.

Примечание: - Источник [2]

С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией, – этот вид приватизации был распространен в начале 1990-х и сегодня не практикуется.
Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.
Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.
Заметное охлаждение к вопросам приватизации произошло в 2011 году. (Таблица 2.2)

Таблица 2.2 – Приватизация за 2011 год

Вид преобразования Вид собственности приватизированного предприятия Количество приватизированных предприятий
В акционерные общества 77
Продано по конкурсу, 1
в том числе предприятия коммунальной собственности 1
Продано на аукционе, 2
в том числе предприятия коммунальной собственности 1
предприятия республиканской собственности 1
Итого: 79

Примечание: – Источник [2]

Всего за 2011 год было приватизировано 79 предприятий. Это при том, что за трехлетку 2008-2011 гг. – 735 предприятий (Таблица 2.3). Основным способом приватизации в 2011 году было преобразование в открытое акционерное общество – 77 случаев (98 %). В 2008-2011 году также наибольший удельный вес имели преобразования в открытое акционерное общество (97 %) – 713 предприятий.

Таблица 2.3 – Приватизация за 2008-2011 гг.

Вид преобразования Количество приватизированных предприятий Удельный вес в общем количестве, в процентах
В акционерные общества 713 97
Продано по конкурсу, 7 1
Продано на аукционе, 9 2
Итого: 735 100

Примечание: – Источник [2]

 Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


3.1 Проблемы приватизации

Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. За последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно [3, с. 21].
Причины медленной приватизации в Республике Беларусь:
1) Позиция руководства страны в отношении государственной собственности предполагает постепенность и взвешенность ее трансформации. Государство осторожно подходит к приватизации особенно крупных предприятий: лишь в 140 открытых акционерных обществах государство не имеет доли, а на примерно 70% ОАО доля государства составляет более 25%.
2) Пример ускоренной массовой приватизации в России, имевшей негативные социально-экономические последствия.
3) Для погашения приватизационных чеков не было выделено достаточно имущества, а выкуп непогашенных чеков ляжет чрезмерной нагрузкой на государственный бюджет.
4) Крупные предприятия стоят дорого, а у местных предпринимателей не хватает средств. Есть риск подчинения всей политики приватизации бюджетным потребностям, то есть только «самые дорогие» предприятия будут приватизированы, причем только в ситуации, когда есть инвестор, готовый купить их по цене, которая подходит государственному продавцу. Правительство становится не заинтересованным в приватизации других госпредприятий, таким образом, оставляя проблему структуры собственности народного хозяйства и микроэкономической эффективности нерешенной.
5) Оценка имущества (балансовая цена объектов приватизации) зачастую значительно выше рыночной. Часто переговоры относительно продажи крупных предприятий стратегическим инвесторам заканчиваются провалом из-за непомерных цен, запрашиваемых белорусской стороной.
6) Трудные условия для собственника (сохранение профиля предприятия, избыточной численности работников, содержание социальной сферы).
7) Сдерживание республиканскими органами преобразования подведомственных предприятий, так как это «сужает» сферу влияния отраслевых органов управления.
8) Слабая профессиональная подготовка управленческих кадров для работы в новых условиях.
9) Негативное отношение части населения к приватизации.
10) Недостаточная информированность населения, особенно сельского, о наличии в сбербанках пакетов акций и о завершении сроков чековой приватизации [7, с. 211].
К основным проблемам приватизации государственной собственности в Республике Беларусь относятся следующие:
- менее значительные объекты реформируются активнее, чем более значимые;
- преобразование форм собственности проходит медленно и отстает по темпам осуществления процесса приватизации не только от большинства стран, проводящих рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;
- проблема старения производственных фондов и необходимости их модернизации, которые требуют притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных [18, с. 36].
Вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.


3.2 Итоги приватизации

Приватизация в Беларуси началась в 1991 году с принятием Советом Министров постановления №360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» и других нормативных документов по преобразованию государственной формы собственности. Уже в 1991 г. было преобразовано 19 предприятий республиканской и 42 коммунальной собственности [12, с. 256].
При этом только три предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества, в то время как остальные государственные предприятия тем или иным способом выкупались. Для проведения приватизации в 1992 г. создан Комитет по управлению госимуществом.
В 1993 году начался активный процесс реформирования государственной собственности. Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество».
В последующие годы принимались новые нормативные акты, которые значительно изменили отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры по трансформации собственности – с другой.
Ввиду изменения отношения правительства к приватизации и желания контролировать все материальные и финансовые потоки в стране, после 1996 г. процесс приватизации и акционирования резко замедлился.
Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70 % ВВП Беларуси. Этот показатель почти в два раза выше, чем у России и других стран-соседок.
В течение длительного периода времени выбранная экономическая модель в Беларуси делала акцент на механизме государственного регулирования и предпочитала государственную форму собственности. Конкурентоспособность экономики Беларуси поддерживалась огромными субсидиями из России. До 2007 г. Беларусь могла развиваться довольно быстрыми темпами, без каких бы то ни было структурных реформ и, следовательно, процесс приватизации игнорировался [3, с. 18].
В 2008 г. была издана официальная программа приватизации 155 государственных предприятий, которые должны были быть проданы в 2008-2010 гг.
Фактически, были проданы только семь из этого списка и два дополнительных предприятия.
В 2011 г. была объявлена новая программа приватизации для 244 государственных предприятий на 2011 – 2013 гг. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий в 2011 г. В действительности только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму приблизительно USD 43 млн., 893 существующих предприятий были проданы за общую сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза – белорусская газовая инфраструктура и транспортная компания – за USD 2.5 млрд.
В начале 2012 г. появился дополнительный список 19 больших государственных предприятий, которые должны быть приватизированы в 2012 г.
В конечном итоге, в марте 2012 Президентом было принято решение о том, что любое государственное предприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные требования (среди прочего увеличение производственных мощностей и никаких временных увольнений в течение первых нескольких лет). Согласно закону о приватизации, любое соглашение о приватизации свыше суммы USD 50.000 должно быть принято Президентом.
Таким образом, в Беларуси уже нет плана приватизации и перечней продаваемых предприятий, можно приватизировать любое предприятие, если есть инвестор, определена цена объекта. В настоящее время готовятся проекты распоряжений Президента по продаже акций некоторых предприятий на аукционах и конкурсах. До конца текущего года ряд объектов планируется выставить на продажу. За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:
• начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;
• новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;
• изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;
• сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;
• новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.
Отрицательным моменты разгосударствления и приватизации:
• разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;
• они длятся дольше намеченных сроков;
• общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;
• иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации [9, с. 54].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально – экономических преобразований [10, с. 93].
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
Приватизация является основанием экономической и политической трансформации. Без обширной частной собственности невозможно построить рыночную экономику и демократическое общество. В большой степени передача государственной и муниципальной собственности в частные руки ответственна за рост эффективности экономических реформ. Проведенные исследования в области приватизации, реструктурирования предприятий и корпоративного управления подчеркивают приоритетную важность приватизации для успешного протекания рыночных реформ [21, с. 115].
Сама по себе приватизация не является панацеей, нет никакой зависимости между долей частного сектора в экономике и экономическим процветанием. В дополнение к приватизации развитие рыночной экономики нуждается в макроэкономической стабилизации, микроэкономической либерализации и структурных реформах [20, с. 71].
Приватизация в белорусской экономике, которая находится все еще во власти государственного сектора, может действительно быть важным инструментом улучшения эффективности и производительности, а также повышения конкуренции. Но приватизация должна сопровождаться рядом институциональных реформ, нацеленных на создание сильного и здорового частного сектора в Беларуси, которые позволят ей продвигаться к международной конкурентоспособной экономике.
За всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.
С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией.
Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.
Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.
Всего за 2011 год было приватизировано 79 предприятий. Это при том, что за трехлетку 2008-2011 гг. – 735 предприятий.
Таким образом, эффективная политика приватизации не может быть осуществлена без четкого представления о ее целях. Самым важным в списке целей должен быть стратегический пункт, такой как реструктурирование экономики, увеличение ее эффективности [13, с. 200].
Осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.
В Беларуси приватизация имеет необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Формы и методы приватизации могут быть различными. Но принципы и цели не меняются. При проведении разгосударствления и приватизации определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований государственной собственности. Приватизация только тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2001. – 637 с.
2 Беларускi бiзнэс // Экономика [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://economics.bel.biz/news/privatizacia bel. – Дата доступа: 20.10.2012.
3 Гапеева, О. П. Приватизация и частное предпринимательство в Беларуси – возможности международного сотрудничества / Гапеева О. П. // Европейский диалог с белорусским обществом о модернизации: материалы Варшавской конференции, Варшава, 16 апр. 2012 г. / Варшава, 2012. – 22 с.
4 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.
5 Кажуро, Н. Я. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н. Я Кажуро. – Минск: Мисанта, 2003. – 672 с.
6 Кузнецова, О. Три цели приватизации / О. Кузнецова // Экономическая газета. – 2011. – 18 февр. – С. 1.
7 Курс экономической теории: учебн. пособие / А. В. Сидорович [и др.]; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 2-е изд., Москва: Дело и Сервис, 2001. – 380 с.
8 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – 3-е изд. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 702 с.
9 Лобкович, Э. И. Экономическая теория: системный курс: учебн. пособие / Э. И. Лобкович. – Минск: Новое знание, 2000. – 661 с.
10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.
11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.
12 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
13 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
14 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с.
15 О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
16 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4. – Минск: Амалфея, 2010. – 11 с.
17 О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
18 Павловская, В. П. Основы приватизации: учебно-методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина; под ред. В. П. Павловской. – Брест, 2004. – 100 с.
19 Приватизация // [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/investoram-klimat/privatizaciya. – Дата доступа: 15.10.2012.
20 Сумцова, Н. В. Экономическая теория: учебник для вузов / Н. В. Сумцова, Л. Г. Орлова; под ред. Н. В. Сумцовой, – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.
21 Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева; под ред. М. Н. Чепурина. – Киров: АСА, 2006. – 832 с. ПРИЛОЖЕНИЯ



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии