БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Деньги и денежные агрегаты

Деньги и денежные агрегаты

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 38 с., 2 рис., 3 табл., 23 источника, 3 прил.

ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ, ФУНКЦИИ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА

Под денежной системой понимают устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпевала существенные изменения. Но не менялась суть денег как всеобщего эквивалента.
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Она нацелена на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Уровень жизни населения напрямую зависит от политики, которую выбрало государство.
Целью курсовой работы является выявление сущности денег, их функций, необходимого размера денежной массы, определение перспектив развития денежной системы Республики Беларусь.
Изучены и подробно описаны понятие денег, состав денежных агрегатов, охарактеризованы функции денег и их виды, изучены элементы денежной системы и динамика показателей денежной массы .
Изучена денежная система в Республике Беларусь, предложены направления ее развития и совершенствования.
Проведен анализ размеров денежных агрегатов, денежной массы и денежного мультипликатора Республики Беларусь
Выявлены перспективы развития белорусской денежной системы:
- увеличение доли безналичных расчетов,
- введение единой валюты с Россией.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
  ________________________ 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ В МАКРОЭКОНОМИКЕ……………….…..…5
1.1 Эволюция, сущность и виды денег……………………………………..……5
1.2 Функции и роль денег в экономике………………………………………….7
1.3 Денежные агрегаты……………………………...…………………………..10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………15
2.1 Элементы денежной системы Республики Беларусь…………...…………15
2.2 Анализ основных показателей денежного рынка Республики Беларусь...18

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………..24
3.1 Основные направления совершенствования денежной системы Республики Беларусь…………………………………………………………….24
3.2 Опыт функционирования зарубежных денежных систем и возможности его использования………………………………………………...……………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….38

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


ВВЕДЕНИЕ


Деньги часто называют «языком рынка», так как, благодаря им, совершается кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые, в свою очередь, платят деньги за ресурсы, которые получают от населения. Правильно организованная и четко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.
Поскольку деньги служат мерой стоимости товаров, вся экономическая наука без них была бы невозможна. Ведь именно с помощью денег мы сравниваем и измеряем стоимости различных по своей природе товаров и услуг [3, с. 42].
Деньги – это финансовый актив, который служит для совершения сделок покупки товаров и услуг. Активом называется все, что обладает ценностью. Под ликвидностью понимают способность актива быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный либо финансовый, или превращаться в принятое в экономике платежное средство. Свойством ликвидности обладают все активы, но у разных активов степень ликвидности разная. Наименьшей ликвидностью обладают реальные активы, поскольку их продать сложнее, чем, например, ценные бумаги. Что же касается финансовых активов, то наибольшей ликвидностью обладают денежные финансовые активы, поскольку в рыночной экономике только деньги могут обслуживать сделки и являются универсальным законным платежным средством. Свойством абсолютной ликвидности обладают наличные деньги [7, с. 91].
Таким образом, деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Поэтому цель данной работы – рассмотреть эволюцию, сущность, виды денег, порядок расчета денежных агрегатов, определить роль денег в экономике страны и перспективы развития денежной системы в Республике Беларусь.
К задачам данной работы можно отнести анализ денежных агрегатов и других элементов денежной системы Беларуси, а также определение перспектив ее развития.
Для проведения исследования использовались данные за 2011 год, а также за январь – сентябрь 2012 года.
  Поддержание стабильности национальной валюты, а также необходимого количества денежной массы в обращении является основными задачами любого государства, которые регулируются законодательно Национальным банком Республики Беларусь. Поэтому при написании данной работы были использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь: Банковский кодекс, литература: Кравцова «Деньги, кредит, банки», Базылев «Макроэкономика» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий: «Белорусский банковский бюллетень», «Главный бухгалтер», «Банковский вестник» и др. Также был использован материал, опубликованный в Internet.


ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ В МАКРОЭКОНОМИКЕ


1.1 Эволюция, сущность и виды денег

Много времени прошло с тех пор, как человеческая цивилизация познакомилась с деньгами, значение которых постоянно менялось. Деньги – это одно из величайших изобретений человечества. Аналогов в живой природе не найдётся. Вся структура современной экономики, определена существованием денег. Деньги появились на свет вследствие торговли. Поскольку торговля является одним из самых древних занятий, то и корни денежной системы уходят в старину.
Считается, что самые первые монеты появились в Китае и древнем Лидийском царстве в 7 веке до нашей эры.
Происхождение денег можно связать и с еще более ранним временем – 7 – 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.
Исторически в качестве средства обмена использовались скот, сигары, ракушки, камни, кусочки металла и т.д. Деньги определяются самим обществом: все, что общество признает в качестве средства обращения, – это и есть деньги.
Таким образом, деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров [13, с.48].
Этапы развития денег можно представить следующим образом:
1. появление денег с выполнением их функций случайными товарами,
2. закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента,
3. этап перехода к бумажным или кредитным деньгам,
4. постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.
За свою историю человечество использовало огромное количество различных видов денег.
Самыми первыми деньгами были товарные. Под понятием «товарные деньги» понимается экономический товар, применяемый в качестве средства платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. При торговле ими или при любом другом способе использования их в качестве денег товарные деньги имеют ту же ценность, что и обыкновенный товар.
В рыночной экономике денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Наличные – это деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде. Под наличными деньгами понимаются металлические (монеты) и бумажные деньги (банкноты). Монета – денежный знак, изготовленный из металла (меди, золота, серебра), а в настоящее время из различных сплавов меди, никеля, алюминия. Бумажные деньги (банкноты) – знаки стоимости, выпускаемые центральным банком, замещающие в обращении полноценные деньги и наделенные принудительным курсом. Наличные деньги являются символическими деньгами. Символические деньги – средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании [15, с.91].
Сущность денег связана с функциями, которые они выполняют:
- функция меры стоимости;
- функция средства обращения;
- функция средства платежа;
- функция средства сбережения и накопления;
- функция мировых денег [6, с.18].
Таким образом, деньги являются одной из важнейших экономических категорий. Не зависимо от формы сущность денег заключается в том, что это – специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Рынок невозможен без денег. Денежное обращение – это движение денег, которое обслуживает оборот товаров и услуг, реализацию товаров, а также движение финансового рынка.


1.2 Функции и роль денег в экономике

Как уже было упомянуто выше, деньги выполняют пять основных функций:
1) Функция денег как меры стоимости означает, что деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Но товары делают соизмеримыми не деньги, а количество затраченного общественно необходимого труда. Соизмерение их стоимости возможно лишь потому, что сами деньги обладают стоимостью. При металлическом обращении эту функцию выполняли действительные деньги – золото и серебро, но они выражали стоимость товаров идеально, в виде мысленно представляемых денег [4, с.53].
При обращении неразменных кредитных денег механизм действия функции меры стоимости изменяется. Товары получают общественное признание не столько через деньги, сколько непосредственно в процессе производства. Поскольку заключающееся в них рабочее время уже в процессе производства начинает выступать в определенной степени как общественно необходимое, товары оказываются способными соотноситься друг с другом уже на этой ступени, а не после предварительного приравнивания их к денежному товару в обращении, как было на первоначальных этапах товарного производства.
Поэтому кредитные деньги – это форма проявления денежного капитала и обслуживают они не обращение товара, а капитал, то есть выполнение функции меры стоимости ими осуществляется не только в сфере обмена, но и в сфере производства.
2) Функция денег как средства обращения – поскольку товарное обращение включает два изменения форм стоимости: продажу одного товара и куплю другого, то в этом процессе деньги играют роль посредника в обмене двух товаров (рисунок 1.1).

Деньги (Д)

Товар 1 (Т 1)
Товар 2 (Т 2)


Рисунок 1.1 – Функция денег как средства обращения

Примечание – Источник 6

Отличие товарного обращения от непосредственного обмена товара на товар отличается тем, что оно обслуживается деньгами в качестве средства обращения, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные и пространственные границы, характерные для прямого товарного обмена.
Особенность функции денег как средства обращения заключается в том, что эту функцию выполняют, во-первых, реальные, или наличные, деньги, а, во-вторых, знаки стоимости – бумажные и кредитные деньги. В настоящее время, когда золото демонетизируется, функцию средства обращения выполняют кредитные деньги [8, с.13].
3) Функция денег как средства платежа – возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве. В этой функции деньги используются при продаже товаров в кредит, необходимость которой связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, уплатой налогов и сборов, а также при выплате заработной платы рабочим и служащим.
Следовательно, деньги в функции средства платежа имеют свою специфическую форму движения, отличную от формы движения денег как средства обращения.
Кредитные деньги функционируют и как покупательное средство, и как средство платежа: если схема (рисунок 1.1) не прерывается во времени, то обращение товаров происходит на основе денег как покупательного средства; если происходит разрыв между покупкой и продажей товаров, то деньги выступают как средство платежа [4, с.69].
4) Функцию денег как средства накопления выполняют полноценные и реальные деньги – золото и серебро. Поскольку деньги представляют всеобщее воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению. Но для этого необходимо прервать товарообмен (рисунок 1.1). В данном случае за продажей товара не следует купля другого товара, а деньги выпадают из обращения и превращаются в сокровище. С прекращением размена банкнот на золото и изъятием его из обращения средством накопления и сбережений населения становятся кредитные деньги. Они по своей природе, как и денежный капитал, представляемый ими, не являются сокровищем. Следовательно, особенность кредитных денег как средства накопления состоит в том, что они накапливаются в процессе постоянного обращения. Если они оседают в сундуках, то превращаются из действительных денег в бумажные символы. В этой функции кредитные деньги опосредствуют также процесс аккумуляции временно свободных денежных средств и накоплений и превращение их в капитал. Но главное – кредитные деньги выполняют функцию накопления для осуществления расширенного воспроизводства, когда нужно накопить необходимую для капитализации определенную денежную сумму. Накопление капитала в виде кредитных денег требуется и в движении оборотного капитала, когда образуется разрыв в продаже продукции и покупке сырья и т.д. Таким образом, кредитные деньги, выполняя функцию накопления, способствуют сглаживанию нарушений в кругообороте капитала [21, с.118].
5) Функция мировых денег получила полное развитие с созданием мирового рынка. Мировые деньги имеют троякое назначение и служат всеобщим платежным средством; всеобщим покупательным средством, материализацией общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, главным образом по платежному балансу.
Таким образом, деньги являются неотъемлемой частью развитого товарного хозяйства, оказывающей существенное и постоянное воздействие на состояние хозяйственной жизни и все экономические процессы. Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквивалента, поскольку выделение специфического товара особого рода на эту роль является законом любого товарного производства. В современных денежных системах деньги эффективно выполняют свои функции, если поддерживается их оптимальное количество в обращении.


1.3 Денежные агрегаты

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика [9, с. 111].
Денежная единица – это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг.
Под денежной массой понимают совокупность всех денежных средств, находящихся в обращении в национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах.
Оптимальное количество денег в обращении позволяет им выполнять свои функции. Для этого Национальный банк использует количественные величины, характеризующие денежное обращение, так называемые «показатели денежной массы».
Денежные агрегаты – это показатели объема и структуры денежной массы.
В широком смысле денежный агрегат – это специфический показатель денежной массы, которая характеризует определенный набор ее элементов в зависимости от их ликвидности. Количество агрегатов, которые используются отдельными странами, разное, что объясняется существенными отличиями в элементном составе денежной массы, в спектрах активов, которые рассматриваются в национальной практике как деньги, в задачах использования денежной массы в регулятивных целях.
В РБ рассчитываются следующие денежные агрегаты:
Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) – это наиболее ликвидная часть денежной массы: банкноты и монеты на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц небанковского сектора (характеризует размер наличных денежных средств во внебанковском обороте в белорусских рублях).
Агрегат М1 – это агрегат М0 плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.
Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) – это агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные), открытые в банках юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.
Агрегат М2* (рублевая денежная масса) – это агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных Национальным и другими банками в белорусских рублях.
Агрегат МЗ (широкая денежная масса) – это агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь. [15, с.130].
Наличные деньги в обороте и переводные депозиты в национальной и иностранной валютах представляют собой высоколиквидную часть денежной массы, которую называют активной широкой денежной массой.
Денежная масса (широкая денежная масса в Республике Беларусь) – это совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления небанковскими финансовыми учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте.
На основе денежных агрегатов может рассчитываться коэффициент монетизации экономики, который характеризует уровень обеспечения национального хозяйства денежными средствами (отношение денежной массы к ВВП).
Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархичную систему: каждый последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий. Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности, под которой понимается "возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости"'. Самая высокая ликвидность у денежного агрегата М0. Ликвидность Ml ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечении этого срока.
Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то Центральный банк имеет большие возможности увеличить денежную массу. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег.
Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия "денежная база", под которым понимают сумму наличных денег и
денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральный банк в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои обязательства [23, с.201].
Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отношение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.
Можно сделать вывод, что расчет агрегатов денежной массы и проведение политики, основанной на данных расчетах, представляют собой важнейшие задачи для любого государства. Денежная политика нацелена на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Уровень жизни населения напрямую зависит от той политики, которую выберет государство. Поэтому правительству следует выбирать такую денежную политику, которая лучше всего подходит именно для экономики данной страны [10, с.85].

ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


2.1 Элементы денежной системы Республики Беларусь

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством [11, с.105].
Основными элементами денежной системы Беларуси, как и денежных систем других стран, являются:
1) Наименование национальной денежной единицы – возникает, как правило, исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование. Национальный банк РБ определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля. Обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, а также хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет.
2) Виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу – бумажные знаки стоимости, т.е. кредитные деньги, казначейские билеты и разменная монета. Эти виды денежных знаков обслуживают наличное денежное обращение.
3) Эмиссионный механизм – включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, а также денежной эмиссии и обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. Исключительное право выпуска наличных денег, принадлежит Национальному банку Республики Беларусь.
4) Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков обеспечивается находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно-конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.
5) Структура денежного оборота, рассматриваемая, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Важное значение имеет также соотношение между денежными знаками разной купюрности - купюрное строение наличной денежной массы (Таблица 2.1). С увеличением доходов населения, ростом цен обычно в структуре повышается доля купюр более высокого достоинства [7, c.134].

Таблица 2.1 – Структура купюрного состава банкнот Национального банка Республики Беларусь, находившихся в обороте в 2011 году, млн. руб.

Банкноты номиналом, рублей Фактически на 2011 год к 2010 году, процентов Удельный вес, процентов
01.01.2011 г. 01.01.2012 г. 01.01.2011 г. 01.01.2012 г.
10 1797,6 1342,3 74,7 0,04 0,02
20 2247,0 3355,9 149,4 0,05 0,05
50 3595,1 4027,1 112,0 0,1 0,1
100 6740,9 7382,9 109,5 0,2 0,1
500 13032,3 14765,9 113,3 0,3 0,2
1000 37299,4 34901,1 93,6 0,8 0,5
5000 58420,7 61748,2 105,7 1,3 0,9
10000 178407,9 218803,2 122,6 4,0 3,3
20000 410293,3 602715,6 146,9 9,1 9,0
50000 1308174,9 2809540,8 214,8 29,1 41,9
100000 2473893,2 2953172,3 119,4 55,0 44,0
Итого: 4493902,3 6711755,3 149,4 100,0 100,0

Примечание – источник 12

Из таблицы 2.1 видно, что на 1 января 2011 года основную долю купюр составляют пятидесятитысячные – 29,1 % и стотысячные – 55 %. На 1 января 2012 года по-прежнему самый высокий удельный вес имеют купюры большего номинала – пятидесятитысячные (41,9 %) и стотысячные (44 %). Это свидетельствует о том, что как в 2011, так и в 2012 году росли цены на товары и доходы населения.
6) Порядок установления валютного курса – определение соотношения между валютами разных стран. Валютный курс характеризует "цену" денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран (Таблица 2.2). Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках [16, с.528].

Таблица 2.2 – Официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, устанавливаемый Национальным банком Республики Беларусь ежедневно

Наименование На 01.01.2012 г. На 01.10.2012 г.
1 гривна 1039, 85 1 043, 20
1 доллар США 8350 8500
1 евро 10800 10990
1 злотый 2450,91 2671,82
1 российский рубль 261 275

Примечание – Источник 14

За январь-октябрь 2012 года произошли незначительные колебания валютных курсов (таблица 2.2). Курс доллара вырос на 150 рублей, курс евро – на 190 рублей, курс российского рубля – на 14 рублей.
Расчеты валютного курса белорусского рубля делаются на основании внешнеторгового баланса Республики Беларусь, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах республики, данных об объемах экспортной продукции, цен мирового и внутреннего рынка и других факторов [10, с.112].
7) Государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения. Одной из важнейших целей деятельности Национального банка РБ является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует их для поддержания устойчивости денежной системы.
Таким образом, приоритетом политики Национального Банка является поддержание курса белорусского рубля. Не смотря на то, что 2011 год был сложным не только для всей экономики, но и для банковского сектора, Национальный банк принял следующие меры: обеспечил выход на единый курс белорусского рубля, прекратил эмиссионное кредитование экономики Национальным банком, ужесточил денежно-кредитную политику [14, c.2]. Белорусский рубль все больше пользуется доверием населения, о чем говорит постоянный рост банковских депозитов в национальной валюте. Официальный курс валюты полностью сравнялся с теневым, как следствие, теневой валютный рынок практически исчез.


2.2 Анализ основных показателей денежного рынка Республики Беларусь

Поскольку, деньги являются товаром особого рода, то на денежном рынке на них предъявляется спрос и предложение. Равновесие между спросом и предложением формирует цену денег.
Общая денежная масса, которая находится в обращении, формирует денежные предложения. Для его характеристики используются денежные агрегаты.
Рублевая денежная масса в Республике Беларусь за 2011 год возросла на 16979 млрд. рублей, что в процентах составило 64, 3 % (Таблица 2.3). Это изменение произошло за счет роста всех факторов ее составляющих. Наибольший удельный вес имел рост депозитов юридических лиц, что в процентах составило 141 %, в денежном выражении – 6705, 8 млрд. рублей. Это связано с тем, что во втором полугодии начал возобновляться приток срочных рублевых, а затем и депозитов в иностранной валюте. Также возросло количество депозитов физических лиц на 2383, 1 млрд. руб., на 34, 1 %. Наблюдалось возрастание активной рублевой денежной массы на 48, 9 %, на 6677, 3 млрд. рублей.

Таблица 2.3 – Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих, млрд. руб.



Примечание – Источник 14

На 1 января 2012 года рублевая денежная масса сложилась в объеме 43, 4 триллиона рублей и за 2011 год увеличилась на 64, 3 процента, за 2010 год –на 27, 4 процента. Можно видеть, что в течение года количество рублевой денежной массы постоянно изменяется (рисунок 2.1). Это связано с тем, что увеличивается потребность экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта и повышением уровня цен на товары и услуги, в результате которых требуется дополнительная эмиссия денег. Также количество денежной массы в обращении зависит от факторов, влияющих на скорость оборота денег и от факторов, влияющих на развитие системы безналичных расчетов и кредита.



Рисунок 2.1 – Динамика рублевой денежной массы (денежный агрегат М2) в Республике Беларусь

Примечание – Источник 14

Если рассмотреть динамику денежной массы в Республике Беларусь за январь – сентябрь 2012 года (ПРИЛОЖЕНИЕ А), то можно отследить тенденцию ее возрастания. На первое сентября 2012 года показатель широкой денежной массы (агрегат М3) возрос на 38134 млрд. рублей, что в процентах составило 34,3 %. Также наблюдается и возрастание всех ее составляющих: денежных агрегатов М0, М1, М2, М2*.
Колебание объема денежной массы, и в частности ее увеличение, может привести к разным последствиям, не обязательно отрицательным. Действия государственных органов должны различаться в зависимости от активной или пассивной роли денежной эмиссии в достижении экономического равновесия [17, с.354].
Рост денежной массы может всего лишь сопровождать увеличение национального продукта, выражаемое в физических величинах. Чтобы выплачивать более высокую заработную плату, получать все большие доходы, заключать торговые сделки на все более крупные суммы, требуется больше денег. Значит, успешное развитие национальной экономики само по себе определяет необходимость новой эмиссии.
Так, на 1 сентября 2012 года наличные деньги в обороте (агрегат М0) составили 10290, 4 млрд. рублей, что выше чем аналогичный показатель на 1 января 2012 года на 3578, 6 млрд. рублей, в процентах на 53 %.
Произошел рост денежного агрегата М1 на 9098, 8 млрд. рублей за счет роста наличных денег в обороте и переводных депозитов как юридических, так и физических лиц.
Агрегат М2 – денежная масса в национальном определении увеличился на 17862 млрд. рублей, в процентах на 43 %.
В настоящее время сложились два подхода к экономической сущности денежной массы, ее роли и месту в системе экономического регулирования, а также к методам обоснования.
Согласно первому подходу, денежная масса является доминирующим фактором стабилизации цен, сбалансированности бюджета, спроса и предложения в целом.
Отсюда вытекает постановка вопроса о более жестком регулировании денежной массы. Но для правильного установления ее объемов необходимо хорошо знать факторы формирования денежной массы и их взаимосвязи.
Второй подход основывается на том, что деньги и кредит выступают самостоятельными активными факторами оживления хозяйственного оборота, пополнения оборотных средств, расширения инвестиций, что, в свою очередь, требует надежной и слаженной системы продвижения денежной массы (кредитная и бюджетная политика, целевое расходование фондов). Такой подход предполагает, что денежная масса, хотя и является очень важным индикатором, существует в системе других, не менее значимых регуляторов рыночной экономики.
Для полной характеристики денежной массы используется показатель денежной базы, который представляет собой совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов коммерческого банка, находящихся на счетах в центральном банке (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
По состоянию на 1 октября 2012 года объем денежной базы составил 26964,2 млн. рублей, что превысило ее количество по состоянию на 1 января 2012 года на 44 % в денежном выражении на 8206,7 млн. руб. Возрастание денежной базы произошло за счет роста наличных денег в обороте и в кассах банков на 3723,9 млн. руб и 1575,9 соответственно, а также обязательных резервов на 3983,6 млн. руб.
По сравнению с началом года на 1 октября произошло снижение объема депозитов банков и других секторов на 1100 и 40975,4 млн. руб. соответственно.
На основании денежной базы рассчитывается денежный мультипликатор (1):

Мд=ДМ/ДБ, (1)
где Мд – денежный мультипликатор,
ДМ – денежная масса (денежный агрегат М2),
ДБ – денежная база.

Денежный мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате возрастания денежной базы (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
По состоянию на 1 сентября 2012 года денежный мультипликатор составил 2,29, что меньше на 0, 17; чем аналогичный показатель на 01.09.11 г. Денежный мультипликатор зависит от поведения банковского сектора, который выбирает оптимальное соотношение резервов и привлеченных депозитов, а также от населения, которое определяет соотношение необходимой наличности и депозитов.
  Таким образом, денежная система Республики Беларусь регулируется Национальным банком Республики Беларусь путем проведения жесткой денежно-кредитной политики. В Беларуси растут как цены, так и доходы населения, размер широкой денежной массы варьируется. В планах Национального банка Республики дальнейшее регулирование денежной массы в обращении, доведение золотовалютных резервов до размера, который обеспечит экономическую безопасность страны, развитие платежной системы [17, с.6].
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


3.1 Основные направления совершенствования денежной системы Республики Беларусь


Под денежной системой понимают форму организации денежного обращения, то есть непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, которая сложилась исторически и закреплена законодательством [16, с.50].
Деньги, которые обслуживают оборот общественного продукта, выступают в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов.
Наличные деньги обслуживают, как правило, отношения государства с гражданами и работодателей с их работниками.
Безналичные денежные расчеты применяются между юридическими лицами и при расчетах между юридическими лицами и государством.
Денежная система Республики Беларусь, как и денежные системы других государств, складывается из элементов, характерных для всех денежных систем.
Денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Введение на территории Беларуси других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Подделка и незаконное изготовление официальных денежных знаков преследуется по закону.
Государство, создавая денежную систему, устанавливает виды денежных знаков. В Республике Беларусь в обращении находятся денежные знаки одного вида – банковские билеты (банкноты).
Государство наделяет денежные знаки качествами законного платежного средства, обязательного к безотказному приему во всех денежных платежах по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.
Денежная эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение и изъятие денег из обращения в основном государственными банками и является монополией государства. В Республике Беларусь эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении осуществляет Национальный банк, который является единственным эмиссионным органом страны. Никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки [1, с.3]. Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается на определенные финансово-правовые реальности.
Наличными деньгами осуществляются, прежде всего, расчеты населения и выплачиваются зарплата, пенсии, пособия. В хозяйственной сфере взаимные погашения денежных обязательств и требований юридических лиц осуществляются путем безналичных расчетов, или путем обращения безналичных денег.
Правовое регулирование денежной системы осуществляется нормами конституционного права, финансового права, а также нормами гражданского и уголовного права. Правовое регулирование как элемент денежной системы наглядно указывает на то, что деньги являются не только экономической, но также юридической категорией.
Со второй половины 1993 года банки Республики Беларусь стали осуществлять операции с использованием карточек международных банковских ассоциаций. В марте 1994 года ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Беларусь приступили к созданию национальной системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек «БелКарт».
Одной из основных целей деятельности Национального банка Беларуси является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [18, с.9].
Доля электронных платежей неуклонно растет. Сейчас она составляет около 11%. На сегодняшний день 24 банка Республики Беларусь эмитирует банковские пластиковые карточки внутренних, международных и внутренних частных и международных частных платежных систем. Количество банковских пластиковых карточек, находящихся в обращении по состоянию на 1 января 2011 года составило 9246,2 тыс., в том числе 3336,1 тыс. карточек системы "БелКарт", 5909,6 тыс. карточек международных систем расчетов, 101 карточка внутренних частных систем расчетов и 484 карточки международных частных систем расчетов.
Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых карточек составляет 49,7%.
Рынок карточек в Беларуси на сегодняшний день представлен тремя основными системами: Visa, на долю которой приходится 45% всех карточек, "БелКарт", доля карточек которой составляет примерно 30%, и MasterCard – 25% карточек.
Национальный банк принял решение по кардинальному повышению роли национальной системы расчетов "БелКарт". Белорусы достаточно редко используют карточки международных систем, выезжая за рубеж, поэтому было принято решение обеспечить перевод всех зарплатных проектов предприятий и организаций государственной формы собственности, акционерных обществ с контрольным пакетом акций у государства и бюджетных организаций на карточки внутренней платежной системы "БелКарт". На данный момент это более 2,5 миллионов карточек. При этом Национальный банк не рассматривает международные платежные системы как конкурентов на рынке республики.
Работа над созданием национальной платежной системы с использованием банковских пластиковых карточек по заданию банков началась в марте 1994 года, а 26 сентября 1995 года проведена первая финансовая операция.
Межбанковские расчёты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка. BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли-продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке [19, с.29].
В платежной системе Беларуси за январь 2011 года проведено платежей на сумму около 100 трлн. бел. рублей. Это значительно больше, чем за аналогичный период прошлого года, как по количеству, так и по сумме платежей.
Главная проблема использования карточек не в том, карточки каких систем эмитированы в нашей стране, а в том, что для применения этих карточек населением пока не создана необходимая программно-техническая инфраструктура, обеспечивающая проведение безналичных платежей и получение наличных денег, независимо от принадлежности карточки к внутренней либо международной системе расчетов. Более того, не обеспечено эффективное использование уже установленного оборудования.
Требуется разработать и реализовать ряд следующих мер организационно-экономического характера, направленных на сбалансированность экономических интересов партнеров по карточному бизнесу – держателей карточек, банков, предприятий торговли и сервиса:
- грамотное бизнес-планирование, наращивание объемов эмиссии чиповых EMV-карточек;
- внедрение кредитных карточек;
- разработка и внедрение терминального оборудования и его эффективная эксплуатация на предприятиях торговли и сервиса;
- разработка и внедрение программ, стимулирующих активность держателей карточек в проведении расчетных операций с их использованием;
- развитие новых видов услуг для держателей карточек, проведение маркетинговых мероприятий;
- совершенствование тарифной политики;
- освещение накопленного опыта работы в СМИ [20, с.19].
Подводя итог, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития денежной системы нашей страны. В настоящее время «карточный» бизнес в Беларуси развивается не так стремительно, как хотелось бы. Это объясняется тем, что платежная культура населения республики пока находится на минимальном уровне. Огромная масса розничных платежей все еще осуществляется с использованием наличных денежных средств. Дальнейшее активное использование банковских пластиковых карточек, электронных платежей и интернет-платежей позволит снизить затраты, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, повысит скорость расчетов и уровень обслуживания населения [22, с.68].


3.2 Опыт функционирования зарубежных денежных систем и возможности его использования

Одним из актуальных направлений развития денежной системы Республики Беларусь является и объединение с денежной системой Российской Федерации.
Постсоветские отношения между Россией и Беларусью всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. Уже поэтому вскоре после распада СССР предпринимались попытки решить "денежный" вопрос. Но всякий раз от объединения денежных систем по тем или иным причинам приходилось воздерживаться [19, с.30].
В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок.
Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.
Однако Беларусь – это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР.
Таким образом, интеграционный процесс между Беларусью и Россией может предполагать две модели развития:
1. Путем поэтапного выравнивания экономической базы этих государств для эффективного экономического сотрудничества, которое может предполагать возможность в итоге введения единой валюты.
2. Путем введения вначале общей денежной единицы, посредством чего будут создаваться единые экономические условия [19, с.32].
Рассматривая второй вариант, необходимо учесть рассмотренный выше опыт объединения Германии. Экономические потенциалы Беларуси и России настолько несопоставимы, что потребуются значительные финансовые вливания со стороны обоих государств для соответствующего экономического выравнивания. Очевидно, что тех кредитов, которые Центробанк предоставил Национальному банку для стабилизации курса белорусского рубля явно недостаточно. К тому же они являются целевыми и ограничены рамками девизной политики государства. Одномоментное введение наличного российского рубля на территории Республики Беларусь приведет к неизбежной переориентации бюджетной политики [15, c.16].
Кроме того, в результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, а это значит, что белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньше, чем в РФ) просто растворится в российской. К тому же фактически все отношения с международными финансовыми организациями будут вестись исключительно российской стороной, а это, без сомнения, повысит незащищенность белорусских интересов.
Таким образом, рассмотренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Денежная единица, вводимая для ускорения экономического выравнивания интегрирующихся стран, на этапе своего безналичного обращения фактически может превратиться и остаться расчетной единицей, не выполняя возложенных на нее обязательств. Искусственно рассчитываемая валюта, не подкрепленная реальными экономическими показателями, фактически уже существовала в рамках СЭВ (переводный рубль) и не привела к сближению экономических систем и введению полноценной валюты.
В связи с этим можно отметить, что поэтапное выравнивание экономических баз России и Беларуси, эффективное экономическое сотрудничество (первый вариант) вполне может предполагать возможность в итоге введения единой валюты и будет являться приемлемым для обеих сторон. Это подтверждается тем, что экономические потенциалы Беларуси и России значительно разнятся между собой. В частности, Республика Беларусь более чем в 20 раз уступает Российской Федерации по размерам номинального ВВП, расходов и доходов бюджетов. Денежная масса России в 67 раз превышает аналогичный показатель в Беларуси, а международные резервы — в 96 раз [15, c.17].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деньги – это процесс эволюции общественных отношений, особый товар, играющий роль всеобщего стоимостного эквивалента. Деньги – это то, с чем человек имеет дело каждый день [7, с. 29].
Не смотря на это, сами деньги у отдельно взятого человека не представляют никакой ценности, ведь их главная функция – приносить пользу, выгоду посредством обмена. Денежное обращение как раз и является этим обменом.
Денежное обращение – это важный составной элемент экономического механизма, а его устойчивость – необходимое условие общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на размер экономики, затрагивая в той или иной степени большинство экономических процессов.
Устойчивость денежного обращения означает относительную стабильность покупательной способности денег, то есть количество пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести за денежную единицу, постоянно или растет [22, с.68].
Механизм государственного экономического регулирования в Республике Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике, таких, как обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, платежного баланса и максимальная занятость населения.
Для стабилизации покупательной способности денег Национальный банк осуществляет следующие меры:
1) поддерживает соотношение между денежной массой в обращении и массой реализуемых товаров;
2) обеспечивает эластичность денежного обращения, то есть способность денежной массы расширяться или сокращаться в зависимости от потребностей товарооборота и динамики развития общественного хозяйства;
3) обеспечивает стабильность курса национальной валюты, который зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов;
4) проводит антиинфляционную политику и денежные реформы.
Поскольку денежное обращение является комплексным показателем, рассматривая его проблемы и тенденции, необходимо затронуть множество макроэкономических показателей, которые, по своей сути и формируют само денежное обращение. Таким образом, с целью регулирования скорости денежного обращения и недопущения главным образом инфляции, роста активов и благосостояния государство постоянно регулирует эти макроэкономические показатели. Главными из них выступают денежная масса, которая присутствует на рынке, учётная ставка (ставка рефинансирования), нормы обязательных резервов, налоговая политика, курсовая политика, развитие электронных платёжных средств, а так же действия государства по смягчению антициклических колебаний в экономике.
Замедление скорости оборота наличных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск. Денежный оборот способствует формирование доходов и расходов населения, позволяет прогнозировать и моделировать процессы инфляции. Основными на данный момент способами влияния на скорость оборота денежных средств являются частичный отказ от «бумажных» денег и привлечение новых средств, таких как электронные деньги, пластиковые карточки, безналичные расчёты, что позволяет уменьшить реальную денежную массу на рынке, повысить скорость денежного оборота, а так же снизить рост инфляции [22, с.69].
Сложность проведения денежно-кредитной политики в нашей стране на данном этапе обусловлена не только мировым экономическим кризисом, но и самой национальной денежной единицей, которая не является конвертируемой в других странах и для расчёта государство использует иностранную валюту, тем самым, поддерживая экономику других стран. Республика Беларусь достаточно эффективно регулирует процесс обращения денежных средств. Для повышения эффективности действий национальной экономики, необходимо более основательно внедрить в экономику электронные средства расчёта, а также рассмотреть вариант перехода на другую валюту в процессе интеграции с союзным государством – Россией.
Эффективная организация системы денежного оборота в конкретной стране является залогом макроэкономической стабильности в целом.
На современном этапе Национальным банком производится жесткая денежно-кредитная политика по регулированию денежной массы и денежной эмиссии, что привело к относительному снижению инфляционных процессов и девальвации национальной валюты, однако их темпы являются довольно высокими среди других стран СНГ. Только жесткая монетарная политика способна и в дальнейшем удержать инфляцию под контролем и создать предпосылки для устойчивого экономического роста [5, с.10].










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 25 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июня 2010 г. – Минск: Амалфея, 2011. – 216 с.
2 Бюллетень банковской статистики. – Минск, 2012. – № 8. – с. 38
3 Деньги, кредит, банки: учебник / Н. В. Байдукова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой – Москва: Юрайт, 2007. – 620 с.
4 Желиба, Б. Н. Деньги, кредит, банки: учеб.-метод. комплекс для студентов эконом. специальностей / Б.Н. Желиба, И.Н. Кохнович; под ред. Б. Н. Желиба. – Минск: Издательство МИУ, 2005. – 260 с.
5 Калечиц, Д. К вопросу взаимосвязей инфляции, денег и реального выпуска / Д. Калечиц // Банкаускi веснiк. – 2010. – N 16. – С. 10-13.
6 Короткевич, А.И. Денежное обращение и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И Короткевич, И.И. Очкольда; под ред. А.И Короткевич – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 352 с.
7 Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444 с.
8 Крупнов, Ю.С. О функции денег как средства обращения / Ю.С.Крупнов // Бизнес и банки. – 2010. – № 39. – С. 13-16.
9 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.
10 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.
11 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с.
12 Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
13 Павловская, В. П. Современная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения / В. П. Павловская. – Брест, 2006. – 126 с.
14 Пресс-релизы Национального банка Республики Беларусь // Банковский вестник. – 2012. – № 3. – с. 2-6
15 Румянцева, О. И. Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие для вузов / О.И Румянцева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 461 с.
16 Сенчагов, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов / В.К. Сенчагов. – Москва: Проспект, 2011. – 720 с.
17 Сенько, В.Я. Об организации наличного денежного обращения: письмо Нацбанка РБ от 27.10.2009 № 28-20/259 / В.Я.Сенько // Главный бухгалтер. Транспорт. – 2010. – №4. – С.6.
18 Стратегия развития банковского сектора экономики Респ. Беларусь на 2011 – 2015 годы: утв. постановлением Правления Национального банка Респ. Беларусь от 3 марта 2011 г., № 73 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
19 Унгур, Д. Тенденции и перспективы развития розничных платежных систем / Д. Унгур // Вестник Ассоциации белорусских банков: еженедельный информационно-аналитический и научно-практический журнал. – 2010. – N 43. – С. 29-35.
20 Ушанов П.В. Денежные потоки и критерии их выделения / П. В. Ушанов // Банковские услуги. – 2010. – N 7. – С. 19-25.
21 Чалдаева, Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов / Л.А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2011. – 540 с.
22 Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег / В. А. Челноков // Деньги и кредит. – 2010. – N 5. – С. 68-70.
23 Чернецов, С.А. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие для вузов / С.А. Чернецов. – Москва: Магистр, 2011. – 494 с.
24 Щеголева, Н.Г. Деньги и денежное обращение : учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, А.И Васильева; под ред. Н. Г. Щеголевой – Москва: МФПА, 2011. – 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии