БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Государственный бюджет. Проблемы формирования и использования

Государственный бюджет. Проблемы формирования и использования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41с., 6 рис., 2 табл., 28 источников, 3 прил.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.

Государственный бюджет является одним из важнейших экономических показателей любого государства. Несбалансированность, превышение доходов расходами приводит к возникновению бюджетного дефицита, который финансируется как с помощью внешних, так и внутренних источников, что приводит к образованию государственного долга.
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.
Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита Республики Беларусь:
1. выявлены перспективные направления регулирования бюджета и его показателей, одним из которых является совершенствование планирования годового бюджета, его корректировка в течение года, максимально приближающая к реальности;
2. сделаны выводы о том, что в настоящее время бюджетная система страны не совершенна, что в свою очередь даёт толчок для ее дальнейшего развития и улучшения.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________________

ВВЕДЕНИЕ

Состояние государственных финансов – это один из самых важных экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.
Одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений происходило развитие бюджета. Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов [1, с.312].
Существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. В свою очередь бюджетные отношения – часть экономической структуры общества, объективно предопределенная закономерностями общественного развития.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.
Бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науке, который требует большого внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях, а также может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Тема эффективности управления бюджетными средствами была и остается актуальной во все времена существования государства. Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, предметом исследования – закономерности формирования и использования бюджета.
При написании курсовой работы использовались метод анализа, сравнения, дедукции, группировка.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.
Для проведения исследования использовались данные за 2009 - 2011 гг., а также за январь-сентябрь 2012 г.
Государственный бюджет, сбалансированность доходов и расходов, минимизация бюджетного дефицита и поддержание оптимально допустимого размера государственного долга широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Формирование доходной и использование доходной части бюджета, порядок определения дефицита регулируются нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Базылев Н. И. «Макроэкономика», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 года № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий и материал, опубликованный в Internet.

ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода

Главное звено финансовой системы любого государства – его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [14, с.353].
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая.
Складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением денежные отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных отношений.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для того, чтобы раскрыть природу бюджета, необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
К особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, так как бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Финансы выступают как особая форма производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса. В это же время начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта – чистого дохода в его денежной форме, в результате чего формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов [27, с.12].
Такой порядок определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципе самофинансирования, для обеспечения расширенного воспроизводства, а также бесперебойных расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется заранее.
В итоге зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.
В настоящее время платежи в бюджет субъектов хозяйствования являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов [8, с.90].
Это означает, что бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов (рис. 1.1). Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

где М – чистый доход,
m1 – часть чистого дохода, направляемого в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда,
m2 – часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования.

Рисунок 1.1 – Взаимосвязь бюджетных и финансовых отношений

Примечание: – Источник [27]

Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения имеют следующие особенности:
- обусловлены функционированием государства;
- связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
- носят перераспределительный характер;
- опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
- регламентированы бюджетным и налоговым законодательством [4, с.15].
Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.
По своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития. По организационной форме бюджет – это основной финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Бюджет формируется как финансовая база государства, через него перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости [11, с.84].
Как финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и другие. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.


1.2 Доходы и расходы государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть – на какие цели направляются аккумулируемые государством средства [12, с.101].
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и другими факторами.
Для обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов.
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает:
1. классификацию доходов;
2. классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;
3. классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;
4. классификацию источников внешнего финансирования дефицита;
5. классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;
6. классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь [18, с.5].
Доходы бюджета включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.
Не смотря на различия в структуре бюджетов различных государств правительство любой страны в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, соответствие которых называется “балансом дохода”.
На практике в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов, так называемый «бюджетный дефицит», либо наоборот превышение доходами расходов («профицит»).
Дефицит (от лат. «Deficit» – недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо [10, с.51].
Как финансовая категория дефицит бюджета выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры. По формуле (1.1) дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет:

D=( G + N + F ) – T (1.1)
где D – бюджетный дефицит,
G – сумма закупок товаров и услуг,
N – выплата процентов по государственному долгу,
F – общий объем социальных выплат,
Т – налоги.
Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако следует учитывать, что в отличие от других внутренне присущих экономической системе отрицательных категорий (кризис, инфляция, безработица) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий [5, с. 243].
Международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной части бюджета.
К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:
• частые и продолжительные спады производства;
• чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности;
• усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;
• расширение "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
• бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
• увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
• неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней налогоплательщиков;
• милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий) [3, с.128].
Говоря о сущности дефицита важно уяснить, что речь идет не об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.
Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики. Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. При этом необходимо учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.

1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

Бюджетная система и принципы ее построения – основа бюджетного устройства современного государства. Под бюджетной системой понимают совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.
Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса, под которым понимается регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета [4, с.6].
Несмотря на ограничения, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.
Формы проявления бюджетных отношений различны. Они находят материальное воплощение в бюджетном фонде. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.
В бюджетном фонде концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций, населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов: на поддержку отраслей экономики, развитие социальной сферы, организацию управления и обеспечение обороноспособности государства. Это дает основания рассматривать бюджет как основной централизованный фонд денежных средств государства. Бюджетные фонды, формируемые на различных уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему. Права участников бюджетного процесса регламентируют бюджетные права [4, с.3].
В странах с различным государственным устройством построение бюджетной системы отличается. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное государство – это централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя.
Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
а) в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней:
- государственного бюджета,
- местных бюджетов.
б) административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса, имеют право принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти; в) жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом, что проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;
г) действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы [15, с.128].
Бюджетная система федеративного государства отличается тем, что имеет три уровня:
1) бюджет центрального правительства (федеральный);
2) бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);
З) местные бюджеты.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации – в пределах своей территории.
Но и в унитарных, и в федеративных государствах существует одна общая черта: все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Но для того, чтобы определить направления единой бюджетной политики государства и ее эффективность, а также выявить общие тенденции в развитии доходной части и направление государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно- территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.
Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
- единства;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированности бюджетов;
- гласности;
- самостоятельности бюджетов;
- эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- достоверности бюджетов;
- адресности и целевого назначения бюджетных средств;
- ответственности участников бюджетного процесса [14, с.38].
Таким образом, поскольку государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти, то в рамках бюджетного процесса органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов. Основной задачей бюджетной системы является наиболее эффективное распределение доходов и расходов между различными уровнями, в результате которого фактическое соотношение доходной и расходной части соответствовало бы плановому.

ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕНННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета

Предельные размеры доходной и расходной частей бюджета, дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Составленный Министерством финансов законопроект, представляется в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
На 2013 год государственный бюджет утвержден по расходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей [22, с.1]. Больше всего средств – 10,5 триллионов рублей – выделено на правоохранительную деятельность и возврат госдолга. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 триллионов и почти 3 триллиона рублей — для помощи по обеспечению жильем. Также в 2013 году планируется, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, с объемом финансирования всей социальной сферы республики.
Если отследить планируемые ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита (Таблица 2.1) в соответствии с законами на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Начиная с 2012 года, планируемый бюджет стал «сбалансированным» – расходная часть равна доходной [19, с.1]. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, то наблюдается снижение размера государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом) и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

Таблица 2.1 – Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2013 гг., млрд. руб.

Год 2009 2010 2011 2012 2013
Доходы бюджета 54899,3 35522,4 33611,4 92772,0 121720,3
Расходы бюджета 57699,3 38222,4 39611,4 92772,0 121720,3
Дефицит 2800,0 2700,0 6000,0 0 0

Примечание: – Источник [24]

На 2011 год также прогнозировалось снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом) и рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей) [20, с.2].
Поскольку уже с конца 2011 года для Республики Беларусь стали характерны рост цен и уровня инфляции, то соответственно планируемые на 2012 и 2013 гг. размеры доходной и расходной части значительно возросли: в 2,8 и 2,3 раз возросли доходная и расходная часть соответственно в 2012 году по сравнению с 2011 г.
Доходная и расходная части – важнейшие составляющие бюджета, поэтому при изучении его динамики в первую очередь рассматривают динамику доходов и расходов по отдельным статьям.
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 гг. в процентах представлена в Приложении А.
Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.
Удельный вес в общем объеме доходов неналоговых поступлений значительно ниже налоговых и составил 9,1; 7,7; 14,0 процентов в 2009, 2010 и 2011 гг. соответственно.
До исключения из доходов бюджета в 2010 году взносы на государственное социальное страхование имели достаточно высокий удельный вес в общем объеме доходов, к примеру, в 2009 году их объем составил 25,2 %.
Менее одного процента в структуре доходов занимают безвозмездные поступления.
Поступление доходов в течение года (Рисунок 2.1) имеет неравномерный характер.

Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Примечание – Источник [25]

Из графика видно, что основная доля доходов приходится на конец года. Также на общем уровне высока доля доходов, поступающих в апреле, июле, октябре. Это можно объяснить тем, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые. Налоговая система республики совершенствуется путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь на поквартальную уплату налогов. Следовательно, доля доходов в месяце, следующем за отчетным кварталом, значительно выше, чем в остальные [28, с.199].
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Основную долю расходов консолидированного бюджета за 2009 - 2010 гг. (Рисунок 2.2) занимают национальная экономика, здравоохранение, общегосударственные расходы.

Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

Примечание – Источник [25]
В январе-сентябре 2011-2012 гг. (Рисунок 2.3) распределение основной доли расходов незначительно изменилось. Наибольший удельный вес имеют национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды; общегосударственные расходы и образование.



Рисунок 2.3 – Структура расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011-2012 гг., %

Примечание – Источник [24]

Если отследить динамику расходов с 2009 по 2011 год (Приложение Б), то видно, что расходы практически по всем статьям классификации, за исключением расходов на национальную экономику, возрастали с каждым годом.
По экономической классификации основную долю в расходах занимают текущие, основная доля в которых – текущие бюджетные трансферты. Удельный вес капитальных расходов в течение 2009-2010 гг. сохранялся на уровне 20 % из общей доли расходов и снизился до 15 % в 2011 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.


2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит

С огромным размером дефицита государственного бюджета Беларусь столкнулась еще в начале 90-х годов. Он был связан не столько с приобретением суверенитета государства, сколько явился выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.
В экономической литературе того времени бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому планирование бюджета осуществлялось с профицитом.
После распада СССР Беларуси досталась разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В 1991 году сальдо бюджета уже суверенной республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился уже в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор некоторое время являлся хроническим для республики [6, с. 7-8].
За годы независимости Беларусь провела структурную перестройку бюджетной системы. С 1998 г. республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Год 2007 2008 2009 2010 2011
Доходы, млрд. руб. 48049,0 65663,4 62807,6 48754,2 85608,4
Расходы, млрд. руб. 47626,8 63811,3 63766,0 52979,8 79428,2
Дефицит/профицит, млрд. руб. 422,1 1852,0 -958,3 -4225,6 6180,2
в % к ВВП 0,7 % 2,4 %

Примечание: – Источник [26]

На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно видеть, что, не смотря на планируемый дефицит, с 2007 по 2008 год бюджет государства был исполнен с профицитом. В 2009 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП. В 2011 году, не смотря на значительный рост по сравнению с планом, государственных доходов и расходов, вместо планируемого дефицита бюджет Республики был исполнен с профицитом.
В январе-сентябре 2012 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом 5,5 трлн. рублей (Рисунок 2.4) или 1,5 % ВВП (Рисунок 2.5) по сравнению с профицитом 4,5 трлн. рублей или 2,5 % ВВП за аналогичный период 2011 года.



Рисунок 2.4 – Исполнение консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010-2012 гг., трлн. руб.

Примечание: – Источник [24]


Рисунок 2.5 – Параметры консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010-2012 гг., % к ВВП
Примечание: – Источник [24]

  Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом, как и любого другого государства, актуальны для Республики Беларусь. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей.

ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита

Рассмотрев и проанализировав составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основной способ минимизации бюджетного дефицита – увеличение доходов государства и сокращение расходов. Но в реальности перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения части расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.
Характерным для государственного бюджета Беларуси и его составляющих является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете. В этой области одной из основных проблем является эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Актуальной является и проблема финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников [2, с.55].
Из анализа динамики и структуры доходной части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере. Изучение показателей показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов. Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов: около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.
Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины [23, с.1].
В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие [17, с.101].
По-прежнему проблема высокого уровня налогообложения в РБ, занимающего лидирующее положение на территории постсоветского пространства, остается острой. В условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики это создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ [9, с.44]. Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.
Возможными мерами могут быть:
а) отмена так называемых «оборотных налогов»;
б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения фонда оплаты труда.
Реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность снизить бюджетную нагрузку и вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Оно должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния [7, с. 40].
Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных. Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
В Беларуси применяется в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны, существует проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета [13, с.121].
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита проводимые мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.


3.2 Бюджетные методы регулирования

Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно-хозяйственных, региональных пропорций.
С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы [16, с.278].
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом.
В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:
а) закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
б) регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. За отдельными бюджетами закреплены конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). Объем расходов местных бюджетов, как правило, больше закрепленных доходов. Для покрытия разрыва предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов (регулирующие доходы) в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования;
в) дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РБ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих;
г) субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных, строго целевых расходов;
д) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РБ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
е) трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки в бюджеты нижестоящего уровня;
ж) секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;
з) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
и) бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года [13, с.174].
Таким образом, реализация на практике бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике. Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом при соблюдении следующих принципов:
- эффективности – учитывается долгосрочная выгода для общества в целом;
- стабильности – государство должно контролировать взлеты и падения экономического цикла и формировать бюджетные резервы для предупреждения диспропорций в развитии экономике;
- принцип социальной справедливости – должно обеспечиваться равенство обложения равных доходов для всех субъектов хозяйствования и предоставления социальных гарантий определенного уровня всем гражданам. Бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная политика должны рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Республика Беларусь является унитарным государством, которому соответствует такой тип построения бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. В рамках бюджетного процесса органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов [15, с.108].
Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. В современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.
Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. Необходимо также учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [8, с.159].
Таким образом, не смотря на то, что в связи с переходом к рыночным отношениям методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений, вопросы формирования и использования государственного бюджета являются актуальными для Республики Беларусь. Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;
2 Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007. – 272 с. ;
3 Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред. М. К. Бункиной. – Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.;
4 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 203 с.;
5 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.;
6 Заико, Л. Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес – без риска? / Л. Ф. Заико // Дело. – 2002. – № 1. – С. 7-8.;
7 Заяц, В.В. Средства осуществления устойчивого развития / Заяц В. В. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – № 11. – С. 39-47.;
8 Иванова, Н. Г. Казначейская система исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
9 Киреева, Е.И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2004. – № 6. – С. 42-44.;
10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.;
12 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.;
13 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;
14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;
15 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;
16 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с. ;
17 Налоговый Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: текст кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012 – 512 с.;
18 О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 158-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.;
19 О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:
одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.;
20 О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом Республики 4 октября 2010 г. ;
21 О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 г.;
22 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.
23 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2009 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 10/yd10. – Дата доступа: 01.03.2013 г.;
24 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yansep2012. – Дата доступа: 01.03.2013 г.;
25 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2010 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 9/yd9. – Дата доступа: 01.03.2013 г.;
26 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2011 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yd11. – Дата доступа: 01.03.2013 г.;
27 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.;
28 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 1997. – 81 с.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии