БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Национальная экономика кср » Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Отраслевая структура национальной экономики Беларуси характеризуется соотношением между отдельными отраслями, сферами деятельности, межотраслевыми хозяйственными комплексами по показателям их доли в ВВП страны, стоимости основных средств, численности занятых. Сложившаяся отраслевая структура белорусской экономики обусловлена исторически, она формировалась эволюционным путем под влиянием множества объективных внутренних и внешних факторов, в числе которых факторы экономического потенциала Беларуси, изменения в глобальном экономическом окружении, развитие технологий.
Отраслевая структура экономики характеризуется определенной устойчивостью, ее не просто изменить в течение короткого промежутка времени, но в то же время в ней постоянно происходят изменения, движущей силой которых является конкуренция: одни предприятия, лидирующие в конкурентной борьбе, наращивают масштабы производства, увеличивают капитал и количество занятых, другие не выдерживают конкуренции, сокращают объемы деятельности и в конечном итоге могут уйти с рынка.
Успех предприятий в конкурентной борьбе неслучаен, он имеет субъективную и объективную основу. Качество управления и предпринимательский талант руководителя могут проявляться независимо от отрасли специализации предприятия и создают субъективную основу конкурентоспособности. Присутствует также совокупность факторов, включая наличие природных ресурсов, традиционные знания и умения людей в определенной области, размещение предприятий в пространстве, которые имеют объективную природу и влияют на успех каждого предприятия в конкурентной борьбе. Именно данная группа факторов создает предпосылки для успешного развития не отдельных предприятий, а целых отраслей экономики.
В современной глобальной экономической среде, для которой характерно свободное перемещение товаров и капитала между странами, действие конкуренции переместилось с локального на мировой уровень, и от успеха каждого предприятия зависит не только положение отдельных отраслей, но и состояние всей экономики страны. Но не одна лишь конкуренция определяет степень развития отраслей экономики, не менее важна роль правительства, которое посредством структурной политики стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей. Чем, например, можно объяснить лидирующие позиции США в области информационных технологий? Одним из факторов успеха стала государственная целевая программа развития информационных технологий, инициированная американским правительством еще в 60-х гг. XX в. Государственная целевая программа, стимулировавшая инновационную активность предприятий Финляндии в 80—90-х гг. XX в., позволила занять этой стране лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций.
Сейчас в рамках проводимой правительством Беларуси структурной политики решаются схожие задачи: в будущем белорусская экономика должна стать инновационной и ресурсоэффективной, с этой целью требуется создание принципиально новых производств в таких сферах, как информационные технологии и телекоммуникации, биотехнологии, энергетика и др. Не последнюю роль в стимулировании изменений отраслевой структуры экономики играет мировой финансовый кризис, под влиянием которого стали очевидны малозаметные в период длительного экономического роста проблемы ресурсной обеспеченности, высокой материалоемкости, узости рынков сбыта ряда отраслей экономики.
При изучении отраслевой структуры национальной экономики Беларуси важно усвоить базовые понятия, в числе которых отрасль экономики, сектор экономики, межотраслевой хозяйственный комплекс.
Под отраслью экономики понимается совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Отрасль экономики представляет собой совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает производственно-техническим единством.
В рамках большинства отраслей экономики могут быть выделены несколько более узких отраслей, а также подотраслей. Например, промышленность как отрасль экономики включает в себя такие отрасли, как энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и др. В свою очередь машиностроение и металлообработка включает подотрасли: автомобильную промышленность, тракторное и сельхозмашиностроение, станкостроение, приборостроение и др. В белорусской экономике выделяют более 100 отраслей и подотраслей. Координация деятельности предприятий внутри каждой крупной отрасли осуществляется отраслевыми министерствами.
Межотраслевой хозяйственный комплекс — сложная система с высоким уровнем интеграции между образующими ее элементами по потокам товаров, ресурсов информации, в силу чего обладающая высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям. Высокая взаимосвязанность и лучшая управляемость предприятий, включенных в хозяйственный комплекс, создает эффект синергии, который проявляется в превышении суммарной эффективности комплекса над суммой собственной эффективности каждого из образующих его предприятий.
В белорусской экономике выделяют девять хозяйственных комплексов:
1) топливно-энергетический;
2) машиностроительный;
3) химико-лесной;
4) агропромышленный;
5) строительный;
6) транспортный;
7) социально-потребительский;
8) социально-культурных отраслей;
9) отраслей жизнеобеспечения.
Сектор экономики — базовая в системе национальных счетов институциональная единица, выделяемая для удобства ведения статистического учета в условиях рыночной экономики. В соответствии с системой национальных счетов экономика включает пять секторов:
1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия (реальный сектор экономики);
2) финансовые учреждения;
3) государственное управление;
4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);
5) домашние хозяйства.
Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК включает сельское и лесное хозяйство, отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство.
Переработкой сельскохозяйственного сырья занимаются пищевая промышленность, ряд подотраслей легкой промышленности.
К отраслям, производящим средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК, относятся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для пищевой промышленности, ремонт сельскохозяйственной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство.
Управление структурными подразделениями АПК осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение) и др.
Агропромышленный комплекс призван обеспечивать основные потребности страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны.
Сельское хозяйство должно обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, снабжать пищевую и легкую промышленность необходимым сырьем; сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. В настоящее время эта задача полностью не решена.
С 2000 г. наблюдается тенденция роста сельскохозяйственного производства. Колебания в производстве сельскохозяйственной продукции связаны с социально-экономическими факторами: уменьшением внесения минеральных и органических удобрений; ухудшением агротехники возделывания сельскохозяйственных культур; износом материально-технической базы; ухудшением кормовой базы; низкой продуктивностью животных из-за отсутствия целенаправленной селекционной работы.
Достигнуто увеличение объемов производства по основным продуктам сельского хозяйства в расчете на душу населения.
Эффективность сельского хозяйства определяется такими важнейшими показателями, как рентабельность сельскохозяйственной продукции и затраты труда на производство ее основных видов.
Несмотря на то, что территория Беларуси относится к одной природной зоне, имеются существенные различия в социально-экономических и природных условиях не только отдельных ее регионов, но и хозяйств. Эти различия определяют зоны специализации сельского хозяйства.
Для интенсивного ведения сельскохозяйственного производства на всех угодьях Республика Беларусь не располагает достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, а сохранение экстенсивных методов экономически неэффективно. Следовательно, приоритетное развитие должны получить сельскохозяйственные предприятия, создавшие высокоэффективное товарное производство.
Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси представлена рядом отраслей и производств, среди которых пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Пищевая промышленность включает более 2,3 тыс. предприятий. В ее состав входят более двух десятков подотраслей. Наиболее крупными являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.
Повышение эффективности АПК предусматривается, прежде всего, за счет реализации комплекса организационно-экономических мероприятий по рациональному использованию природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечению рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке. Приоритетными задачами в этой сфере являются: совершенствование специализации сельскохозяйственного производства; повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель; развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности; расширение внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса; совершенствование его организационно-экономической структуры и ряд других.
Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспективе является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны.
Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.
Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие организации, специализирующиеся в области строительства.
Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Строительство (капитальное строительство) рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. Жилищное строительство относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь. В республике принят ряд нормативных и правовых документов, предусматривающих меры по увеличению жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья.
Промышленность строительных материалов и конструкций непосредственно связана со строительством и обеспечивает его необходимыми материалами. Важной ее особенностью является использование в качестве основного сырья нерудных полезных ископаемых. Промышленность строительных материалов в Беларуси представлена более 1400 предприятиями и производствами. В настоящее время отрасль объединяет 20 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов.
Развитие промышленности строительных материалов на перспективу определяется Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на период с 1998 по 2015 г. отраслевыми программами.
Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт воздействует на весь процесс воспроизводства, объединяет в целостную систему все секторы экономики, определяет устойчивость транспортно-экономических связей, регулярность и сроки доставки сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов. В стратегическом плане транспортный комплекс обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики, населения в перевозках и услугах.
Транспортный комплекс страны — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Выделяют транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы — пассажирский и грузовой транспорт. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Национальное и межгосударственное значение транспортного комплекса Беларуси определяется:
• трансграничной ролью страны, обусловленной ее географическим положением;
• значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни страны;
• уровнем воздействия на окружающую природную среду и среду обитания человека.
К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров; повышение экономичности перевозочных процессов; сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров; обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов; повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны, по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия), измеряется в тоннах. Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах, измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены, измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Транспортная сеть — материальная основа транспортной системы. Она состоит из путей сообщения общего и необщего пользования (за исключением технологических) и включает в себя железные дороги, автомобильные дороги, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа, транспортные узлы.
Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных).
Основным регулирующим органом в области связи в Республике Беларусь выступает Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Приоритетными направлениями развития отрасли связи являются создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению новых современных услуг связи.
Для модернизации материально-технической базы отрасли предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Отрасли социально-культурного комплекса вносят решающий вклад в формирование человеческого капитала страны. Управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации и другими органами.
В развитии отраслей комплекса значительная роль отводится выполнению государственных минимальных социальных стандартов. В соответствии с законом «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. № 322-3, государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС) — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В систему ГМСС включаются минимальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.
ГМСС применяются для решения следующих задач: удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах; нормативного обеспечения формирования и использования средств бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В отрасли функционирует система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Основное образование включает уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Данный вид образования может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Здравоохранение — система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний, повышение уровня здоровья населения. Система здравоохранения выполняет две основные функции — экономическую и социальную. Содержание экономической функции состоит в том, что в результате деятельности учреждений восстанавливается трудоспособность работников, т.е. здравоохранение участвует в воспроизводстве трудовых ресурсов, влияет на повышение производительности труда. Содержание социальной функции проявляется в участии медицинских учреждений в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни. В здравоохранении выделяют лечебно-профилактический, санаторно-курортный и аптечный комплексы. Одним из направлений реформирования системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических организаций и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. Совершенствование обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами направлено на повышение качества, оптимизацию объемов и структуры подготовки специалистов во взаимосвязи с реформированием отрасли и реструктуризацией медицинской помощи.
Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (в редакции 2009 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма.
К сфере культуры и искусства относится совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Ведущим органом в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь. Законом «О культуре в Республике Беларусь» (в редакции 2009 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Беларуси, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи.
Социальное обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
Проведение преобразований в социально-культурной сфере требует учета специфики каждой отрасли комплекса.
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
Торговля — обособившаяся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации — Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. В сферу бытового обслуживания включаются технологически разнородные производственные отраслевые группы: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное (жилищная сфера), гостиничное, коммунальное хозяйство.
В управлении развитием отраслей социально-потребительского комплекса широко применяется программно-целевой подход. В частности, принята Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011—2015 гг. в соответствии с которой предусматривается увеличение валового внутреннего продукта за счет ускоренного развития сферы услуг; расширение спектра и объемов услуг, повышение их качества; повышение конкурентоспособности отраслей сферы услуг, обеспечение их доступности для всех слоев населения; совершенствование структуры услуг на основе ускоренного развития приоритетных и новых видов услуг; увеличение экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на мировом рынке услуг; обеспечение ускоренного развития сферы услуг в малых городах и сельской местности; проведение кадровой политики по стимулированию притока работников в сферу услуг, прежде всего в сельскую местность.


Список литературы

Основная:
1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006.
2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Дополнительная:
1. Бондарь, Н.П. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
2. Брестская область [Текст]: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редкол.: Г. Н. Хвалько и др.]. - Брест: [Главное статистическое управление Брестской области], 2012. - 398 с.
3. Ван, Яотянь Эффективность реализации инновационных программ в отдельных отраслях АПК Республики Беларусь [Текст] / Яотянь Ван // Новая экономика: научно-теоретический, научно-практический, научно-методический журнал. - 2011. - № 1. - С. 61-67.
4. Головачев, А. С. Конкурентоспособность национальной экономики: сущность, проблемы и пути их решения [Текст] / А. С. Головачев // Экономика и управление: научный и производственно-практический журнал. - 2010. - № 2. - С. 3-12.
5. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с.
6. Гусаков, В. Г. Кооперативно-интеграционные отношения в аграрном секторе экономики [Текст]: [монография] / В. Г. Гусаков, М. И. Запольский; Национальная академия наук Беларуси, Институт системных исследований в АПК. - Минск: Беларуская навука, 2010. - 295 с.
7. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с.
8. Промышленность Республики Беларусь [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 280 с.
9. Регионы Республики Беларусь - 2012 [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 870 с.
10. Республика Беларусь - 2012 [Текст] = Republic of Belarus: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 599 с.
11. Стратегия устойчивости развития АПК – продовольственная безопасность: монография / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорусская наука, 2008. – 514 с.
12. Шимова, О.С. Устойчивое развитие: учеб. пособие / О.С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Нормативные и законодательные акты:
1. Комплексный план развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2008-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 янв. 2008 г. № 37.
2. Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г. № 943.
3. Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2008 г. № 262.
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004.
5. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII.
6. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 дек. 2010 г. № 1852 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №312. – 5/33044.
7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии