БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Правовое регулирование правового контроля финансового права

Правовое регулирование правового контроля финансового права

Правовое регулирование правового контроля финансового права

1.Понятие и значение финансового контроля
2.Виды и формы финансового контроля
3.Методы финансового контроля
4.Государственые органы осуществляющие финансовый контроль
5.Особенности проведения ревизий

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Финансовый контроль - это строго регламентированное деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Цель финансового контроля:
-обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государством.
Содержание финансового контроля:
-проверка выполнения юридическими и физическими лицами финансовых обязательств перед государством
-проверка совершения финансовых операций, а так же хранения денежных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
-проверка правильности использования республиканскими и коммунальными организациями денежных ресурсов – бюджетные средства, ссуды, кредиты
-устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины
-выявление внутренних резервов производства роста производительности труда, более эффективного использования материальных и денежных средств

Финансовый контроль на макро уровне высшие местные исполнительно-распорядительные органы. Объект – государственные финансы. Предметом является – сводные финансовые планы.
Задачи финансового контроля на макро уровне:
-обеспечение полного и своевременного функционирования централизованных органов
-содействие оптимальному использованию денежных средств
-обобщение и анализ практики
-разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства

Финансовый контроль на микро-уровне. Субъект – специализированные органы финансового контроля. Объект – финансово-хозяйственная деятельность отдельного предприятия. Предмет – контроль за получением доходов и расходы. Задачи:
-обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования финансового законодательства
-обеспечение полноты и своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и вне бюджетными фондами
-содействие рациональному использованию финансовых ресурсов и выявление резервов их увеличения
-предотвращение нарушения финансового законодательства

2. Виды финансового контроля. В зависимости от осуществляющих его субъектов выделяют следующие виды финансового контроля
-государственный вневедомственный контроль - проводиться государственными органами специальной компетенции в отношении организаций предприятий учреждений вне зависимости от ведомственной подчиненности. Органы – Комитет государственного контроля. Национальный банк РБ и банк второго уровня, Министерства финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его инспекции, Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты РБ.
-ведомственный финансовый контроль – проводиться силами самого ведомства на объектах находящихся в подчинении данного ведомства, осуществляется в целях осуществления в целях улучшения контрольно ревизионной работы министерствах и иных республиканских органах, государственных ведомствах РБ. 
-внутрихозяйственный финансовый контроль – проводиться финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования(бухгалтерия) непрерывное наблюдение за финансовой экономической производственной снабженческой и сбытовой деятельностью, направлен на выявление и устранение причин порождающих хищения и бесхозяйственность.
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября (в редакции от 26 декабря 2007г) задачи ведения финансовой отчетности на предприятии является:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении
-обеспечение при совершении хозяйственной организации внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и денежных средств, а так же об использовании материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами нормативами и сметами
-предотвращение отрицательных результатов финансовой деятельности
Аудиторский(независимый) закон РБ « Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994г.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а так же других документов субъектов хозяйствования в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской(финансовой) отчетности и соответствии совершаемых финансовых операции законодательству.
-Инициативный аудит – проводиться по решению субъекта предпринимательской деятельности либо по требованию его учредителей
-Обязательный аудит – обязательность его проведения устанавливается законодательством, ст.3 закона.
Аудитор - физическое лицо имеющее высшее экономическое и(или) юридическое образование, стаж работы не менее 3 лет, квалифицированный аттестат аудитора.
Аудиторским организациям и аудиторам запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности кроме научной и преподавательской. Аудиторская проверка проводиться после заключения договора об оказании аудиторских услуг, договор содержит:
-предмет, срок проведения проверки, стоимость услуг, взаимные права и обязанности сторон, ответственность за не выполнение обязательств. 
По результатам проверки составляется аудиторское заключение.

Формы в зависимости от времени осуществления контрольных действий выделяют 3 формы финансового контроля:
-предварительный контроль – проводиться до совершения каких либо финансовых операций, носит предупреждающий характер способствует предотвращению не целевого не эффективного расходования финансовых ресурсов осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово кредитной системы при рассмотрении финансовых планов смет и других нормативных расчетов, при открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
-текущий контроль – проводиться непосредственно в процессе осуществления операций по расходованию и поступлению денежных средств объектом текущего контроля становиться документация связанная с уплатой или получением денежных средств
-последующий контроль – осуществляется после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности он осуществляется путем анализа отчета и балансов за истекший период, а так же путем ревизий непосредственно на предприятиях, учреждениях, организациях.

Указ президента РБ от 22 июня 2010 года «О ведомственном контроле в РБ» 

3)Основным методом финансового контроля является проверка Указ президента РБ от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в РБ» положение «О порядке организации и проведения проверок»
Проверка – это совокупность мероприятий проводимых контролирующими органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а так же совершаемых финансово-хозяйственных операций.

Виды проверок:
-плановая проверка – данные проверки включены в координационный план контрольной деятельности РБ включается в план при условии указания контролирующим органом конкретной темы проверки субъекта в отношении которого будет проведена проверка, сроки ее проведения. 
-внеплановые проверки – обязательность проведения данных проверок устанавливается налоговым законодательством и проводиться только по поручению президента РБ президиума совета министров РБ председателя комитета государственного контроля и его заместителей председателей комитета государственного контроля областей генеральным прокурором и его заместителей
-встречная проверка – под ней подразумевается установления фактического отражения субъектами предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово хозяйственных операций которые осуществляются с другими субъектами предпринимательской деятельности и в отношении которых проводятся плановые либо вне плановые проверки
-рейдовая проверка – это проверка финансово хозяйственной деятельности которая направлена на оперативное выявление нарушений законодательства
-камеральная налоговая проверка проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налогов и деклараций и иных расчетов
-выездная налоговая проверка проводиться по месту нахождения плательщика
-комплексная проверка в процессе данной проверки устанавливаются вопросы уплаты всех налогов и сборов пошлин которые обязан уплачивать проверяемый субъект хозяйствования
-комплексно-тематические проверки


4)Основные задачи решаемые в ходе проверки:
-соблюдение законодательства в сфере экономических отношений
-проверка законности совершения хозяйственных и финансовых операций 
-своевременной выявление пресечение и предотвращение правонарушений установление причин и условий способствующих правонарушений
-принятие мер по возмещению причиненного вреда
Проверки проводятся на основании предписания контролирующего органа либо его заместителя. Предписании содержится наименование контролирующего органа, наименование субъекта деятельности в отношении которого проводиться проверка, ФИО проверяющего его должность, тема проверки и сроки её проведения, общий срок проверки не должен превышать 30 рабочих дней но может быть продлен руководителем контролирующего органа не более чем на 15 дней.
Полномочия – изучает документы бухгалтерскую отчетность бухгалтерские книги балансы планы сметы, проверять наличие денег в кассе наличие материальных ценностей, ценных бумаг, имеет право требовать письменных объяснений по тем или иным вопросам возникающим в ходе проверки, имеет право опечатывать кассы склады архивы места где хранятся материальные ценности, требовать проведения инвентаризации, привлекать специалистов из других отраслей, они имеют право знакомится в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, имеют право получать копии этих документов
-имеют право запрашивать документы и сведения необходимые для проведения проверки у других государственных органов и организаций, требовать у проверяемого субъекта копии документов и выписки из них и др.
В случаи выявления нарушений в ходе проверки то по её результатам составляется акт, если не выявлено нарушений то составляется справка.
Акт подписывается проверяющим, директором предприятия, главным бухгалтером. При наличии возражений по акту проверки лицо которое подписывает акт делает об этом запись перед своей подписью и в течении 15 рабочих дней со дня подписания акта предоставляет свои возражения в контролирующий орган, а письменном виде, если же возражение не предъявлено в 15 дневной срок то в последующем оно не может быть представлено
В акте проверки указывается основанное назначения проверки, дата начала проверки, место, должность ФИО работника проверяющего субъекта который в последующем должен подписать акт проверки, наименование место нахождения и подчиненность проверяемого субъекта, учетный номер налогоплательщика, указывается наличие книги учета проверок, сведения о внесенных в нее данных, какие операции проверялись и за какой период, место время и характер совершенного правонарушения и мера ответственности за нарушение.
Установленные в ходе проверки недостачи денежных средств и материальных ценностей, размер причиненного вреда должность ФИО лиц действия которых повлекли нарушение законодательства и т.д.

Акт проверки направляются должностному лицу контролирующего органа уполномоченному проверять материалы о совершаемым правонарушений. Указ президента РБ от 1 марта 2007 года № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности»

5)Комитет государственного контроля система органов комитета госконтроля комитет государственного контроля и его органы на местах. В соответствии со статьей 129 Конституции РБ данный орган осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета контроль за использованием государственной собственности а так же за исполнением актов законодательства регулирующие отношения в сфере хозяйственной финансовой и налоговой деятельности. Закон РБ от 1 июля 2000 года «О комитете государственного контроля РБ и его территориальных органах». Особая роль в осуществлении финансового контроля так же принадлежит органам финансовых расследований комитета государственного контроля.
В соответствии со статьей 2 закона РБ «Об органах финансовых расследований комитета госконтроля» задачи 
-защита общества и государства от преступлений и преступных посягательств
-защита законных прав и интересов граждан РБ
Профилактика выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений в финансовой сфере, осуществляет следствие и дознание по уголовным делам, ведет административный процесс ст. 13, 14 закона.
Налоговые органы. Налоговые органы в РБ включают в себя министерство по налогам и сборам РБ, а так же налоговая инспекция на местах. 
Министерство финансов РБ действует на основании положения утвержденного постановление совета министров РБ от 31 октября 2001 года №1585 «Вопросы министерства финансов РБ» Основные задачи предусмотрены в пункте 3 данного положения. Важным структурным подразделение министерства финансов является главное контрольно ревизионное подразделение. Осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления,за целевым использование бюджетных и вне бюджетных средств за законностью совершения ими финансово хозяйственных операций.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии