БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Национальная экономика кср » Экономическая роль государства в Республике Беларусь

Экономическая роль государства в Республике Беларусь

Экономическая роль государства в Республике Беларусь

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Регулирование экономики — воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.
Государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Экономическая политика — проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.
Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.
Административно-правовые методы регулирования экономики — это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики, включает в себя такие разделы, как законы о собственности и компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д.
Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.
Жесткая экономическая политика — твердая экономическая политика, проявляющаяся в стремлении строго придерживаться заранее выработанного экономического курса и оказывать давление на экономических субъектов, от которых зависит исполнение такого курса.
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры.
Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др.
Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью промышленной, структурной и научно-технической обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).
К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста.
Кредитно-денежное регулирование включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а следовательно, на уровень нормы процента, предложения денег и реального объема производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.
В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самостоятельную форму.
Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Целевое финансирование — выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта.
Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований.
Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от объективных ситуаций, традиций и политической системы.
Роль и основные функции государства в Республике Беларусь заключаются сегодня в том, чтобы создать необходимые условия для развития экономики и социальной сферы, надежно и стабильно обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, эффективно подавить и искоренить организованную преступность, не дать развернуться коррупции и протекционизму.
Сам рыночный механизм порождает проблемы, требующие вмешательства государства. Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, проблемами экологии, обустройством территории. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.
Глобальные перемены в начале XXI в. затрагивают все аспекты человеческой деятельности, что непосредственно влияет на роль и место государства в современном обществе. Чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды, государство вынуждено активизировать свою деятельность, приспосабливаясь тем самым к происходящим изменениям.
Одним из важнейших условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного эффективно действовать в новой экономической и политической среде.
Система государственного управления — система, в которой реализуются функции государственного управления, включающая государственных служащих, специалистов, объединенных в органы государственной власти и управления (самоуправления); используемый комплекс методов и средств управляющего воздействия и государственного регулирования; связи между органами власти и управления (самоуправления), объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами власти и управления для достижения целей государства.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Финансы наряду с отражением товарно-денежных аспектов аккумулируют в себе политические, социальные, экономические аспекты и выступают экономическим инструментом по регулированию денежных потоков в интересах государства, пред приятии, населения. Финансы можно определить как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.
Финансовая система страны — сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны, в которой выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.
Финансовая стабилизация — антипод финансовой дестабилизации. Обычно связывают с несколькими важнейшими экономическими показателями: во-первых, с устойчивостью валютного курса, во-вторых, с низкими темпами инфляции, в-третьих, с достижением положительного экономического роста. Эти показатели свидетельствуют о состоянии экономического положения страны.
Финансовый кризис — резкое ухудшение показателей финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние государственных и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.
Бюджетная система Беларуси включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
Государственный бюджет — это доходы и расходы государства, или, иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.
Бюджетно-финансовая политика — это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием главным образом бюджетных и налоговых инструментов.
Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.
Бюджетный профицит — излишек бюджета, т.е. превышение доходов над расходами.
Государственный долг — общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Налоги — это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.
Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методов и принципов их построения, способов исчисления и взимания, а также налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.
Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения, включающая в себя следующие элементы: денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег, институты регулирования денежной системы.
Денежная масса — совокупность всех имеющихся в обращении денег, которая является важнейшим количественным показателем денежного обращения, она включает несколько компонентов, выделяемых на основании критерия их ликвидности.
Кредитная система — сфера отношений между государственными органами, центральным национальным банком страны, коммерческими банками страны и остальными хозяйствующими субъектами (предприятиями и домохозяйствами) по поводу особого вида денежных отношений — кредитных, составляющих важную часть любой хозяйственной деятельности.
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).
Инфляция — снижение покупательной способности денежной единицы, выражающееся в непрерывном, устойчивом и общем росте цен.
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 50 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация плюс инфляция).
Глубинными причинами инфляции являются монополии государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах — экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляет собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Совокупность мер антиинфляционного характера, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, монетарных факторов инфляции, а также комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой.
Валюта — национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.
Национальная валюта — законное платежное средство на территории выпускающих ее стран.
Цена — это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести, а производители реализовать товар (услугу).
Государственное регулирование цен — воздействие органов государственной власти на условия, порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами.
Социальный императив государственного регулирования определяет приоритетность социального в государственной политике и в государственном регулировании экономики. Социальные цели должны выдвигаться на первый план, а человек и его развитие — признаваться высшей ценностью в ходе всех социально-экономических процессов. Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь является повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.
Повышение уровня жизни населения находится в центре социальной политики государства. Уровень жизни населения — это достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ. Все показатели уровня жизни можно условно разделить на интегральные, показатели соотношений (например, доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума, располагаемых ресурсов по группам населения) и показатели единичные (величина доходов, размер потребления), но являющиеся результатом воздействия множества факторов. Для измерения уровня жизни применяются различные системы показателей. Варианты их построения многообразны. Показатели уровня жизни могут быть сгруппированы, например, следующим образом:
I. Обобщающие макроэкономические показатели (ВВП, реальный ВВП в расчете на душу населения, расходы на конечное потребление домашних хозяйств в СНС и др.).
II. Демографические показатели (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень заболеваемости, коэффициент младенческой смертности и др.).
III. Показатели экономической активности населения (уровень экономической активности, уровень безработицы, соотношение занятых в экономике и общей численности населения и др.).
IV. Показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, покупательная способность денежных доходов, показатели бедности, масштабы бедности, средний размер пенсии, стипендии и др.).
V. Потребление и расходы населения (потребительские расходы, среднедушевое потребление продуктов питания, химический состав и энергетическая ценность потребленных продуктов питания и др.).
VI. Денежные сбережения населения.
VII. Накопленное имущество и жилищные условия (обеспеченность населения жильем, жилищный фонд, благоустройство жилья, наличие и характеристика предметов
длительного пользования в собственности населения и др.).
VIII. Социальная дифференциация населения (распределение населения по размеру среднедушевого дохода, структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднего дохода, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), децильные и квинтильные коэффициенты дифференциации доходов населения и др.).
IX. Показатели социальной напряженности (число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. и др.).
Оценка уровня жизни должна обеспечивать сопоставимость данных во временном (для оценки эффективности воздействия мероприятий социальной политики на уровень жизни населения) и территориальном (для определения расхождений уровня жизни населения по регионам страны, в различных государствах или их группах) разрезах.
Имеются попытки применить для характеристики уровня жизни интегральные показатели. В разное время в качестве такого показателя рассматривались: ВВП на душу населения, национальный доход, доля расходов на питание в общих расходах и др. Наиболее известным из используемых сегодня интегральных показателей уровня жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Наряду с ИРЧП применяются и другие обобщающие показатели для измерения уровня жизни (индексы нищеты населения и др.).
Доходы — основа формирования уровня жизни населения и повышения качества жизни граждан. При оценке уровня жизни и проведении социальной политики оцениваются доходы населения в денежной и натуральной форме. В состав доходов включаются: оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы от собственности, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, прочие доходы. Большое внимание уделяется динамике реальных денежных доходов населения, которые представляют собой денежные доходы населения, скорректированные на индекс потребительских цен.
Эффективное социальное регулирование возможно только при применении социальных норм и нормативов. Основными элементами системы социальных норм и нормативов в Республике Беларусь являются: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда.
Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. В условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе принципов социальной справедливости, индивидуальной и социальной ответственности, социальной солидарности и партнерства, равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг, обеспечения социальных гарантий. Основная цель социальной политики Республики Беларусь в 2011—2015 гг. — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических прогнозов и программ социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также благодаря разработке и выполнению целевых социальных программ (например, президентская программа «Дети Беларуси», Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» и др.). Социальная политика осуществляется на макро- и микроуровнях. Можно выделить также международный уровень, на котором реализуются межгосударственные социальные программы.
Выделяют следующие направления социальной политики: регулирование доходов, политика занятости населения, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы. К основным компонентам социальной защиты в Республике Беларусь относятся социальное страхование, социальное вспомоществование и социальное обслуживание.
В социальной политике Республики Беларусь чрезвычайно важны комплексность и взаимная согласованность проводимых мероприятий, их соответствие избранным долгосрочным целям социально-экономического развития страны. Актуальной остается задача законодательного обеспечения проводимых изменений.
Важной частью государственной социальной политики и политики доходов является политика оплаты труда, направленная на ее стабильное повышение и переход к политике высокой оплаты труда, для которой характерны выполнение всех функций заработной платы, высокая доля оплаты труда в ВВП, соответствие уровня заработной платы накопленным объемам человеческого капитала и существование объективно обусловленной дифференциации заработной платы, не снижающей стимулов к труду. При этом оплата труда должна иметь решающее значение в располагаемых ресурсах работников и их семей.
Современный этап развития системы социальной защиты Республики Беларусь молено охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями — программно-целевой характер, широкое применение заявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи. Необходимо постепенное увеличение объемов оказания платных услуг населению, увеличение доли собственных средств населения в финансировании услуг социальной сферы. Работа в сфере социальной защиты может быть значительно расширена на основе активного привлечения негосударственного сектора в соответствии с принципами государственно-частного партнерства.
Определим направления реформирования системы социальной защиты населения Республики Беларусь по ее составляющим.
Основной задачей социального страхования является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Система пенсионного обеспечения Беларуси построена по принципу текущего финансирования. В соответствии с Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения предполагается осуществить переход на трехуровневую пенсионную систему, включающую всеобщую, трудовую и добровольную пенсии. В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Приоритетным направлением развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения. В первую очередь целесообразно развивать сеть нестационарных учреждений социального обслуживания. Наряду с территориальными центрами социального обслуживания следует создавать учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому, дома социальных услуг в сельской местности и др. Требуется оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания, обеспечение всех нуждающихся необходимым количеством мест, реконструкция зданий и сооружений в малых городах, поселках и сельской местности.
Социальная помощь, в отличие от программ по социальному страхованию, предполагает финансирование из бюджета либо за счет средств благотворительных организаций и ориентацию на индивидуальную нуждаемость получателя социальной помощи, принадлежащего к определенной социально уязвимой группе либо населению страны в целом. Через институт социальной помощи реализуется концепция минимально гарантированного дохода. В настоящее время в Беларуси сформирована система адресной социальной помощи (ее выплата началась с 2001 г.), а также реформируется система социальных льгот.
Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

Список литературы

Основная:
1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006.
2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.

Дополнительная:
1. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с.
2. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с.

Нормативные и законодательные акты:
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004.
2. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 5 мая 2006 г. № 289.
3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1998. - №20.
4. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 дек. 2010 г. № 1852 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №312. – 5/33044.
5. Об утверждении перечней научно-технических программ на 2011-2015 годы и на период до 2020 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 01 февр. 2011 г. № 116 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - №20. – 5/33254.
6. Об утверждении перечня государственных программ научных исследований на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 09 июня 2010 г. № 886 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №145. – 5/32008.
7. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 22 июля 2010 г. № 378 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №183. – 1/11797.
8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии