БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Микроэкономика кср » Задания к семинару по теме: «Теория потребительского выбора»

Задания к семинару по теме: «Теория потребительского выбора»

Семинар 2. Тема: «Теория потребительского выбора»

Ключевые категории и понятия.
Потребительское поведение. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Бюджетные ограничения. Закон Энгеля. Индивидуальный и рыночный спрос.

Литература:
1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник /Под общей ред. Д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ-М.: «ДИС», 2002.-304с.
2. Макконнелл К., Брю С.. Экономикс. - М., 1992, 1996. - Т.2, Гл. 27 – 28
3. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. М., 1993. Т.2. С. 1-86.
4. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1998.

Доклады и выступления

1. Полезность и анализ потребительских предпочтений. Оценка полезностей.
2. Бюджеты потребителей и их выбор.
3. Равновесие потребителя. Закон Энгеля.
4. Эффект замены и эффект дохода.

Вопросы собеседования

5. Что понимают под ассоциированным потребителем?
6. В чем суть кардиналистского подхода к измерению полезности?
7. Как кардиналисты определяют оптимум потребителя?
8. В чем суть измерения полезности ординалистами?
9. Какова связь между динамикой общей и предельной полезности?
10. В чем суть закона убывающей предельной полезности?
11. Что понимают под рациональным потребителем?
12. В каком случае при распределении дохода полезность для потребителя будет максимальной? Как это отражается математически?
13. Как карта безразличия отражает полезность набора благ?
14. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему такие кривые являются а) нисходящими и б) выпуклыми по отношению к началу координат? Почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат? Почему кривые безразличия не могут пересекаться? Как на графике отразить неполное использование дохода на приобретение благ?
15. Что понимают под предельной нормой замещения?
16. Какую информацию несет в себе бюджетная линия? Чем ограничивается бюджет потребителя?
17. Почему оптимум потребителя находится в точке пересечения ЛБО и кривой безразличия? Чему равен наклон ЛБО?
18. Каким образом переместится бюджетная линия, если денежный доход потребителя а) увеличится и 6) уменьшится? Каким образом переместится бюджетная линия, если цена продукта, количество которого отмечается на горизонтальной оси, а) увеличится и б) уменьшится?
19. Каково значение определения линии «доход-потребление», «цена-потребление»?
20. В чем сущность эффекта замены и эффекта дохода?
21. Каково значение компенсирующего и эквивалентного изменения дохода?
22. "Ничто не является более полезным, чем вода, но на нее едва ли можно хоть что-нибудь купить или получить хоть какую-нибудь вещь в обмен. Бриллиант же, наоборот, едва ли имеет какую-то ценность с точки зрения его непосредственного употребления; однако огромное количество других товаров часто может быть получено в обмен на него"'. Поясните эти утверждения.
23. Объясните при помощи графика, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

Практические задания

1. Докажите, что предельная норма замещения снижается по мере продвижения по кривой безразличия.
2. Определите на графике компенсирующее и эквивалентное изменение дохода.
3. Определите на графике выигрыш потребителя при изменении цены.
4. Постройте ЛБО с учетом фактора времени.

5. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения — на горизонтальной:
а) Цена продуктов питания (РF) — 50 центов за единицу, цена развлечений (РН) — 50 центов за единицу.
б) PF = 50 центам, РН = 1 долл.
в) PF = 1 долл.; РН - 50 центам.
г) РF = 40 центам; РН = 40 центам.
д) PF = 50 центам; РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.
е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

6. В таблице 1 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.
Таблица 1
Набор 1 (кривая безразличия 1С1) Набор 2 (кривая безразличия IC2) Набор 3 (кривая безразличия IС3)
Н F Н F Н F
2 40 10 40 12 45
4 34 12 35 14 40
8 26 14 30 16 35
12 21 17 25 18 30
17 16 20 20 21 25
22 12 25 16 27 20
29 9 30 14 33 17
34 7 37 12 38 15
40 5 43 10 44 13
45 4 50 8 50 12
а) Начертите три кривые безразличия.
б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?
в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?
г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:
A. 50Н и 8F.
Б. 45Н и 4F.
B. 12Н и 45F.
Г. 25Н и 16F.
Д. 21Н и 11F.
Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.
д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?
е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения 1 а). Можете, ли вы сейчас определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность?

7. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:
а) Точку, в которой А максимизирует свои потребности.
б) Точку, в которой А покупает только грампластинки.
в) Точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров.
г) Точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей.
д) Точку, в которой А покупает только одежду.
е) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей А.

 

Рис. 1. Кривая безразличия и бюджетная линия потребителя

8. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты.
Таблица 2 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала — 1,5 долл., а цена кассеты — 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.
Таблица 2
Количество Журналы Кассеты
Полезность
(ютил) Предельная полезность мu/р Полезность
(ютил) Предельная полезность мu/р
1 60 360
2 111 630
3 156 810
4 196 945
5 232 1050
6 265 1140
7 295 1215
8 322 1275
9 347 1320
10 371 1350

а). Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.
г) Изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.
д) Можете ли вы установить, максимизирует ли студент полезность?
е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?
ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.
з) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

9. Цена товара X - 1,5 руб. Цена товара Y- 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y, какой он должен принять предельную полезность товара X (или в условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос)?

10. Пускай MUa = z = 10-x, а MUb = z = 21-2y, где z- предельная полезность, измеренная в ютилях, х - цена продукта А, у – цена продукта В. Предположим, что потребитель собирается потратить на товары А и В 10 долл., т.е. х+у=10.
Как лучше всего распределить эти деньги между товарами А и В?
Какова будет величина полезности, принесенной предельным долларом?


ТЕСТЫ

1. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:
а) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров.
б) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров.
в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода.
д) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

2. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:
а) Изменении наклона бюджетной линии.
б) Параллельном сдвиге бюджетной линии вправо.
в) Параллельном сдвиге бюджетной линии влево.
г) Уменьшении наклона бюджетной линии.
д) Увеличении наклона бюджетной линии.

3. Эффект дохода имеет место в следующем случае:
а) Если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта,
б) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.
в) Объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей.
г) По мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.
д) Во всех перечисленных случаях.

4. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 300, 400, 500.
б) 200, 450, 750, 1100.
в) 200, 400, 1600, 9600.
г)200, 250, 270, 280.
д) 200, 350, 450, 600.

5. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 150, 100, 50.
б) 200, 300, 400, 500.
в) 200, 200, 200, 200.
г) 200, 250, 270, 280.
д) 200, 150, 150, 150.

6. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
а) Разницу между общей и предельной полезностью,
б) Общую полезность.
в) Среднюю полезность.
г) Предельную полезность.
д) Каждую из перечисленных величин.

7. Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полезность) потребитель должен:
а) Не покупать недоброкачественных товаров.
б) Быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям.
в) Уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров.
г) Быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег.
д) Распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара.

8. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:
а) Максимизирует полезность.
б) Желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет,
в) Не полностью использует свой бюджет.
г) Находится в положении потребительского равновесия.
д) Ни один из ответов не является верным.


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии