БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения Древнего Востока

Политические и правовые учения Древнего Востока

Автор: Maxvel 1-11-2010, 23:20

Политические и правовые учения Древнего Востока

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
 
1. Политические и правовые учения возникают после зарождения государственности.

Первые политико-правовые доктрины возникают в Египте, Индии, Китае. Особенностью политико-правовых доктрин этого периода будет являться их религиозно-мифологический характер. Кроме того общим для государств этого периода будет господство патриархального натурального хозяйства, в связи с чем государственное устройство будет носить консервативный характер. В нем крайне медленно развивается частная собственность, господствует общинное землепользование. В Индии еще одной особенностью политико-правовых идей этого периода будет то, что они носят локальный, закрытый характер.

Это связано с тем, что цивилизации Древнего Востока были речными и носили локальный характер. Поэтому развитие политико-правовых идей носило обособленный характер, развиваясь параллельно друг другу. Основную массу населения государств Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Несмотря на широкое распространение рабства в производстве оно не играло решающей роли. Инициатива человека была ограничена патриархальной сельской общиной, главенствующее положение занимала патриархальная знать, которая занимала посты государственной власти. В политическом сознании главенствующее место занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Этими мифами были связаны традиции обожествления существующей власти и ее указания. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Так как политико-правовые идеи носили религиозно-философский характер, то политические взгляды были тесно связаны с философскими, моральными и иными представлениями. Правовые запреты являлись одновременно общефилософскими принципами и религиозными заповедями. Это прослеживается в талмуде, законах царя Хаммурапи, правовых предписаниях, Библии. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не сформировались в самостоятельную сферу общественного сознания. Они носят конкретно-прикладной характер и не отделяли от морали. Еще одним примером религиозно-мифологического характера будет то, что в доктрине не только сохранились философские идеи, но и получают дальнейшее развитие. Еще одной особенностью политико-правовых учений этого периода будет то, что вследствие постоянных войн, ведущихся в это время многие государства Древнего Востока погибли, поэтому их политико-правовые идеи не получили дальнейшего развития. Продолжение и развитие получили идеи только Древней Индии и Древнего Китая.  

2. Политико-правовые идеи Египта и Вавилона.
Первые государства пришедшие на смену первобытнообщинному обществу появились в 4-1 тысячелетии до н.э.. Одним из них был Древний Египет. В основе Древнего Египта представление о государстве и праве лежит представление о божественном порядке устройства общества и государства. Наиболее древним египетским памятником государства и права можно считать мемфиский богословский трактат. Как любой труд того периода этот трактат является гимном божественного начал земного правления. Здесь рассказывается о боге, как о первопричине всех явлений и порядков и человеческой жизни. Древнеегипетская мифология наделяет правителей качествами богов. В гимне богу Ра говорится что бог Ра является царем богов и царей, он не только царь верхнего и нижнего Египта, но и владыка неба и земли, начало жизни. Мифология переносит на фараона-сына качества отца-бога, олицетворяет истину и справедливость в обществе. Древние учения не только обосновывает безграничность власти фараона, но также предписывало им правило справедливости и добродетели. Так по учениям фараона своему сыну отец давал наставления не делать ничего неправедного и противозаконного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. Божественный характер власти, а также опора на умных советников является основой общественного порядка. Религия является не только первым обоснованием власти, но и первым ее регулятором. Мифологический характер древних воззрений на государственное устройство обусловлено слабостью и неструктурностью общественного мышления, неспособностью объяснить многие явления окружающей среды и как следствие – страхом перед неизвестностью, справится с которым помогали мифы. Эта особенность и определяет мифологический характер древнего сознания, что отразилось в повествовательном характере политико-правовых дисциплин. Правовая культура Древнего Египта основывалась на понимании права как меры должного поведения, правильности действий и поступков, обусловленных специальным статусом и моралью исторически первыми египетскими правилами поведения стали мононормы. Среди всех мононорм наиболее прочное место занимают нормы ритуалов, погребательные культы, которые были закреплены письменно. Так в книге мертвых приводится пример суда в загробном мире, председательствует в нем Осирис – владыка двух истин. Здесь же находится 42 бога, каждый из которых владеет определенным грехом. Каждый умерший выступает перед судом с двумя речами – двумя истинами. В этих речах находится перечень добрых дел, которые составляют законопослушное поведение. Нарушение той или иной заповеди рассматривается как смертный грех. В связи с тем, что политико-правовые идеи носят прикладной характер, сохраняется масса разнообразных судебных и административных инструкций, в которых были закреплены принципы правосудия. В начале 3 тысячелетия до н.э. в Шумере на территории Двуречья возникает ряд городов-государств, среди которых был Лакош, во главе которого был Урукамин, который впервые провел государственную реформу, цель которой - создание правовой базы. Урукамин составил программу реформ, которая состоит из указаний на то, что существующим злоупотреблениям будет противостоять божий закон. В соответствии с этим законом повсюду созданы суды, были упорядочены сборы налогов, прекратилось расхищение знатью имущества богов. Одним из крупнейших памятников правовой мысли Древнего Востока стали законы царя Хаммурапи (18 в. до н.э.). законы Хаммурапи были написаны на базальтовом столбе. Сам текст состоит из пролога, основной части и заключения. Основная часть содержит 282 статьи. Из них полностью сохранилось 247 статей. Законы Хаммурапи носили сугубо казуальный характер. Они были сгруппированы по содержанию, но различия между уголовными, гражданскими или процессуальным право не проводило. Это различие не осознавалось. Расположение закона внутри и их переход от группы к группе осуществлялся ассоциативно. Так 1 группа законов (1-5) устанавливает кару за важнейшие правонарушение(ложное обвинение, убийство и т.д.). 2 группа (6-25) посвящена охране собственности царя, царских людей, храмов. Последний параграф этого раздела касается противоправного захвата чужого имущества. С 26 по 41 статью закон касается имущества полученного за службу. 4 группа (42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся недвижимости. 89-126 – регулирующие торговые и коммерческие операции. 127-195 – семейное право. 196-214 – умышленные или неумышленные телесные повреждения. 217-282 – операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем. Законы Хаммурапи закрепляют социальное, экономическое и политическое неравенство как установленный богом порядок. В законах Хаммурапи смертная казнь предусмотрена за 30 преступлений и применяется не только за умышленные, но из неумышленные преступления. В зависимости от наказания предполагалась различная смертная казнь – утопление, сожжение, сажание на кол. Во время смертной казни применялось и членовредительные наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха языка, применялся принцип талиона (око за око). Законы Хаммурапи закрепляют следующие принципы талиона:
1) простой – глаз за глаз
2) символический – за грубое слово в адрес господина отрезали язык
3) зеркальный – за гибель сына хозяина под обвалившейся крышей казни подвергался сын строителя.
Параллельно было обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф, принудительный труд, клеймение, битье палками. Законы Хаммурапи являются кодексом отражающим право рабовладельческой эпохи. Эти законы защищали интересы рабовладельца, остальные статьи соответствовали об отношении к рабу как к вещи, а также узаконивают жестокое обращение с рабом, который не желает подчинятся. Правовая мысль Месопотамии не достигла уровня судебной системы, но определенные понятия уголовного права сформировались уже тогда - соучастие, подстрекательство, недоносительство, укрывательство.

3. Политико-правовые идеи Индии
В период формирования государства в Древней Индии политическую и идеологическую силу имела религия брахманизм. Свое закрепление брахманизм получил в ведах. Веды являлись религиозными сборниками, закрепляющими основные положения брахманизма. Наибольший интерес в них представляют сборники ригведа – собрания книг и атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний). Затем возникают комментарии – упанишады, а также нормативные сборники – дхарамасутра. Наиболее крупным и авторитетным памятником прав в Древней Индии являлись законы Ману. Они были составлены не ранее 2 века до н.э. и приписывались богу Ману. Они закрепляли кастовость и неравенство древнеиндийского общества. Для каждого сословия (Варны) устанавливался разный набор прав и обязанностей, закрепленные дхармой. Дхарма – правило поведения, состоявшая из культовых, общественных и семейных обязанностей, устанавливающихся для каждой из Варн. Варны происходили от мирового духа – Уруша. Из его уст появились брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ступней – шудры. Для каждой из Варн были установлены особые занятия: брахманы – обучение, жертвоприношения, раздача и получение милостыни; кшатрии – охрана подданных, изучение вещей, должны быть непривержеными мирским утехам; вайшьи – пасли скот, занимались торговлей, ростовщичеством и земледелием; шудры – служили остальным Варнам. В законах Ману закреплялось привелигерованное положение брахманов и только они наделялись полномочиями трактовать дхарму. Неравенство Варн закреплялось также при установлении наказаний: например, кшатрий, обругав брахмана, подлежал штрафу в 100 медных монет, вайшья – 250 монет, шудра – тесное наказание. Законы Ману регулирований вопросы брачно-семейных отношений, судебного процесса, а также вопросы справедливого наказания. Однако все положения законов Ману отличались казуальным характером. Здесь отсутствовали теоретические формулировки. Размер и вид наказаний определялся как в зависимости от Вареновой принадлежности, так и в зависимости от количества совершенных преступлений.
Законы Ману стали основой для многих комментариев. Одним из важнейших стали законы Ману в изложении Нарады, смыслом которых являлось рассмотрение судебных процессов.

4. Политико-правовые идеи Древнего Китая.
Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями Китая являлись конфуцианство, даосизм, майизм и логизм.
Родоначальникам конфуцианства является китайский мыслитель Конфуций, чьи мысли изложены в сборнике лунь-ый (беседы и высказывания составленные его учениками в 5в. до н.э.) при династии Хан в Китае. Конфуцианство стало ведущей религией и с тех пор ее господство было постоянным. В конфуцианстве можно выделить 3 главных части: доктрина Цзюнь-цзы (доктрина совершенного мужа), доктрина Жень (гуманности), доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (Ли).
В целом учение Конфуция являлись моралистическими, т.к. его основу составляли принципы добродетели, нравственности и человеколюбия. Государством должны были управлять мудрецы, ученые мужы под началом государя, который считался сыном неба. Люди делились на высших и низших не по имущественному признаку или знатности, а по этическим качествам и знаниям. Философ говорил, что благородный муж должен обладать любовью к людям, чувством долга и справедливости. Благо народа – главный пункт политической доктрины Конфуция. Конфуций являлся сторонником патриархальной модели управления государством. Государь должен был относится к подданным как к детям, защищать их и заботится о их достатке. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям. Систему социального регулирования, согласно Конфуцию, составляют ее правовые нормы, а правила ритуалов и нравственные заповеди. Конфуций считал, что в том обществе, где отношения строятся на основе соблюдения традиций и ритуалов, нормативный закон не нужен. Если ритуалы рассматривались как нормативно-правовая основа взаимоотношений, то материальную сторону. Нравственные нормы: 
• Правило человеколюбия
• Заботы о людях
• Почтение к родителям
• Долг
Конфуцианство во 2в. до н.э. стало официальной идеологией Китая.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии