ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
2. Ощущение, восприятие
3. Внимание, его функции и свойства
4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции
5. Мышление, речь, воображение

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»

Человек рождается на свет человеком. У появившегося на свет новорожденного конфигурация тела предусматривает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу для будущего использования орудий труда и т.д., и этим новорожденный человек отличается от животных, которые ни при каких обстоятельствах не смогут приобрести таких качеств. Факт принадлежности ребенка к человеческому роду фиксируется понятием индивид.
Индивид – единичный, отдельный представитель человеческого рода.
Есть и другое значение понятия «индивид» — особь, каждый самостоятельно существующий организм. Однако мы будем использовать понятие индивид в первом значении.
Таким образом, индивидом можно назвать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя и глупца, и высокообразованного жителя цивилизованной страны и представителя диких народов. Поэтому сказать об определенном человеке, что он индивид — значит сказать немногое. Эти слова означают, что он представляет собой отдельно функционирующее существо. Однако для более глубокого познания понимания человека психологам были необходимы другие характеристики.
Появившись на свет как индивид, человек включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает его как личность.
Этимология слова «личность» (регsоnа) связана с актерскими масками (в римском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращенное с аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих ли. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль.
На вопрос что такое личность, существует множество ответов, суть которых определяется исходными теоретическими ориентирами исследователя. Поэтому мы будем исходить из понимания личности, которое сложилось в отечественной психологии Суть этого понимания можно выразить словами известного советского психолога Б.Г. Ананьева: «Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении».
Таким образом, под личностью мы будем понимать следующее.
Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией экономикой, педагогикой и другими науками. Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обучения, в процессе взаимоотношений.
В мире нет двух одинаковых людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность — это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности, неповторимости. Если личность фиксирует социально значимые качества человека, её включенность в социальные отношения, то индивидуальность акцентирует внимание на неповторимом своеобразии, на особенностях человека, которые отличают его от других людей.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, определяющее его своеобразие и отличие от других людей.
Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.
Таким образом, при рассмотрении проблем психологии личности важно учитывать, что понятие «личность» позволяет характеризовать человека с точки зрения субъекта социальных отношений. Но изучение личности невозможно без учета содержания таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект и др. Самое широкое и общее понятие — понятие «человек» — указывает на принадлежность к виду Ноmо Sарiens, для которого характерна биосоциальная природа, обладание членораздельной речью, развитие высших психических функций (абстрактно-логического мышления, логической памяти и т. д.), способность создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда и др. К категории индивид обращаются, когда надо указать на отдельного представителя биологического вида или человеческого рода. А понятие «индивидуальность» подразумевает, что каждый человек, обладая социальной сущностью, в то же время характеризуется наличием уникальных признаков, сочетание которых, определяет его своеобразие и отличительные особенности.

2. Ощущение, восприятие

Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, воля и т.д. – поставляют и составляют материал внутреннего мира человека.
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Познавательные процессы – от ощущений до мышления – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
Познавательную деятельность человека составляют серии познавательных процессов: ощущения, восприятие, представления, внимание, память, мышление и речь.
Познание окружающего мира происходит на двух уровнях: 1) чувственное познание (ощущение, восприятие); 2) логическое познание (с помощью понятий, суждений, умозаключений).
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических процессов. Информация о внешнем мире попадает в головной мозг через органы чувств (сенсорную систему), которые можно считать воротами сознания.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Способностью к ощущению обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и внутренней среды. По своему характеру ощущения являются как объективными, так и субъективными (так как зависят от состояния нервной системы, индивидуальных способностей, предшествующего опыта человека).
Наши органы чувств (анализаторы) с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физические, механические, химические). Эти раздражители вызывают импульсы в нервной ткани. Таким образом, ощущения представляют собой реакцию нервной системы на той или иной раздражитель и имеют рефлекторный характер.
Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа.
Виды ощущений.
1. Экстерорецептивные отражают свойства предметов и явлений внешней среды:
1) зрительные (человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 тысяч оттенков между ними);
2) слуховые (человек воспринимает речь других людей, контролирует некоторые работы, наслаждается музыкой и т.д.);
3) обонятельные (отражение запахов);
4) вкусовые (определение качественных особенностей пищи);
5) температурные (ощущения тепла и холода);
6) тактильные (осязание) – отражение качественных особенностей предметов (жесткость, шероховатость, плотность, прикосновение предмета к телу и пр.).
Каждое из этих ощущений имеет свой орган-анализатор: глаз, ухо, нос, кожа и язык.
2. Интерорецептивные отражают состояние внутренних органов:
болевые – сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
ощущения равновесия – обеспечивают вертикальное положение тела человека;
ощущения ускорения – отражают развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы;
органические ощущения – ощущения голода, жажды, насыщения. Например, существует особый центр насыщения, стимуляция которого может привести к неутолимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (к булимии).
3. Проприоцептивные предоставляют информацию о состоянии мышечной системы: о положении тела в пространстве, взаимном положении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.
Ощущения как психический процесс обладают определенными свойствами.
1. Адаптация. Чувствительность анализатора нестабильна, она изменяется в зависимости от различных условий. Адаптация – это повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей (например, адаптация к освещенности: зрение приспосабливается к более высокому уровню освещенности). Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленно.
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильного раздражителя, обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воздействия.
2. Контраст. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. В литературе это явление называют еще взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают световую чувствительность зрительного анализатора. В то же время резко ухудшается различительная чувствительность глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.
Зрительная чувствительность изменяется также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Известны факты повышения слуховой, зрительной, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.
3. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Синестезия наблюдается в различных видах ощущений. Однако наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда воздействие звуковых раздражителей вызывает зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н.Скрябин), художник М.Чюрленис.
4. Пороги ощущений. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Нижний порог ощущений – та минимальная величина (сила) раздражителя, которая способна вызвать ощущения. Чем меньше эта величина, тем выше чувствительность анализаторов (мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 28 км). Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Дальнейшее увеличение силы раздражителей вызывает болевое ощущение (сильнейшая яркость, сверхгромкий звук).
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Это процесс, с помощью которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный опыт о событиях, звуках, объектах и т.д.
Человеческий мозг обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия.
Способ классификации воспринимаемого у каждого из нас тесно связан с нашим предварительным жизненным опытом. Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные линии. Если людям, слепым от рождения, возвратить зрение уже во взрослом возрасте, они смогут различать предметы на определенном фоне, следить за движущимися объектами и различать цвета. Но они не смогут узнавать отдельные предметы, геометрические формы и даже лица, назвать цвет, который они видят.
Все виды восприятия – результат практики и опыта.
Физиологической основой восприятия является одновременная и согласованная деятельность нескольких анализаторов.
Отличие восприятия от ощущений реализуется через конкретные их свойства.
Избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
Предметность – способность отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов (психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы).
Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, знаний, интересов и установок человека. В восприятии одного и того же предмета разными людьми могут быть расхождения. Глядя на костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.
Константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
При восприятии пространственных качеств объектов в некоторых случаях возникает аконстантность – иллюзии зрительного восприятия.
Осмысленность и обобщенность – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом.
Целостность – образы отражаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Принять выделять различные виды восприятия:
1) в зависимости от цели: преднамеренное – в основе лежит сознательно поставленная цель (связано с волевыми усилиями); непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи, процесс восприятия не связан с волевыми умениями.
2) в зависимости от форм отражения: пространства – восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления; времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности; движения – отражение изменения положения, которое предметы занимают в пространстве.
3) в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в восприятии: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.
Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия.
Сенсорная изоляция – изоляция от внешних раздражителей и раздражителей из собственного организма. Человек теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, начинаются галлюцинации и кошмары.
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.
Некоторые люди страдают неполнотой и неточностью восприятия. Их восприятие часто дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуациях, связанных с повышенной эмоциональностью. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам. Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность восприятия, его недостаточную осмысленность и целостность.
Особенности восприятия человека человеком. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика, социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества (злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.), отдельные черты лица выделяются избирательно (волосы, глаза, улыбка).
Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами. Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.
Восприятие речи. Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящим, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.
Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова. Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы.

3. Внимание, его функции и свойства

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Чем большей новизной, сложностью и интенсивностью будет обладать стимул-раздражитель, тем больше наше внимание будет привлечено к нему. Другим определяющим фактором проявления внимания является повторение: реклама, даже совершенно нелепая, на сотый раз способна привлечь внимание.
Однако выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов личности (голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески кафе, кафетериев, ресторанов). Мы часто склонны обращать внимание только на те детали, которые отвечают нашим ожиданиям.
Внимание развивается постепенно и на определенном этапе своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный. Он достаточно и полно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим качеством.
Внимательность человека проявляется и в отношении к другим людям: чуткость, отзывчивость, понимание настроения и переживания другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении.
Свойства внимания.
1. Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего, что находится за пределами решаемой задачи.
2. Распределение – возможность человека иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность.
3. Объем – количество объектов или элементов, которые воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
4. Интенсивность – затрата нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью, быстротой.
5. Устойчивость – способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Виды внимания.
1. Преднамеренное – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности.
2. Сосредоточенное – направлено на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим (в начале работы характеризуется малой интенсивностью, и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность) и статическим (высокая интенсивность внимания легко возникает в самом начале деятельности и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения).
3. Непреднамеренное (непроизвольное) – вызывается внешними причинами, особенностями объекта: интенсивностью раздражения (более сильный звук, более яркий план); новизной и необычностью объекта; динамичностью объекта (наблюдения за соревнованиями, просмотр кинокартины).
Способы повышения внимания.
1. За счет «внешних» факторов:
а) изложение парадоксального случая или спорного утверждения повышает внимание (использование фактора новизны);
б) значимую информацию необходимо усиливать, для этого ее можно повторить несколько раз или выделить каким-то способом (в разговоре можно сделать вид, что что-то забыто, а потом вернуться и вставить значимое замечание);
в) неполное представление содержания также привлекает внимание («дальше будет интересно» – механизм личной включенности);
г) систематизация материала, структурирование информации.
2. За счет внутренних факторов:
а) излагаемый материал должен соответствовать личным интересам слушателей;
б) не рекомендуется начинать разговор со своих проблем или своей темы.
Часто, обладая большими способностями, человек не может реализовать их из-за плохой самоорганизации, несобранности. Главным признаком самоорганизации является умение настроиться на деятельность и поддерживать работоспособное состояние в течение длительного времени, не прилагая волевых усилий. Эту настройку помогают осуществить концентрация и устойчивость внимания.

4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом" (С.Л. Рубинштейн).
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание) непосредственным образом связаны с функциями памяти.
Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации. В результате запоминания происходит закрепление знаний путем связывания их с ранее приобретенными. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает интерес и эмоции.
При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника.
Мнемонические техники улучшают запоминание простой информации, их эффективность при запоминании сложной информации более ограничена. Ниже приведены некоторые из мнемонических приемов запоминания.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый...).
При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
а) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе (2–31–69=2+100 или 35–89–54: 89=35+54);
б) выделить знакомые числа (64314= 64 – год рождения брата, 314 – значение числа "П").
Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Сохранение не является пассивным процессом. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Воспроизведение – извлечение из памяти сохраненного материала. Эффективность воспроизведения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти.
Еще один процесс памяти, необходимый для эффективной работы, – забывание. С помощью этого процесса человек избавляется от бесконечного количества деталей и облегчает возможность обобщения.
Факторы, влияющие на забывание:
1) возраст;
2) неиспользование информации и ее характер;
3) интерференция – влияние других, приобретенных раньше или позднее, знаний и навыков (отрицательный перенос);
4) подавление (вытеснение в подсознание).
Формы памяти:
1) непроизвольная;
2) произвольная.
Непроизвольная – такое запоминание, сохранение и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки специальной задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Произвольная – обязательно присутствует задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание обязательно является более слабым, чем произвольное. Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная умственная работа.
В основе выделения различных видов памяти лежит объект запоминания, т.е. что запоминается.
1. Образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная) – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимаемых предметов и явлений действительности.
2. Словесно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок. Это специфический человеческий вид памяти.
3. Двигательная (моторная) – запоминание и воспроизведение движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьба, письмо, трудовые и профессиональные навыки).
4. Эмоциональная – память на пережитые чувства.
Основными уровнями памяти являются:
Мгновенная память – удержание полной и точной картины воспринятого (длительность 0,1–0,5 с).
Кратковременная память – хранение информации в течение короткого промежутка времени. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Из мгновенной памяти в нее попадает лишь та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека.
Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения определяется задачей и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Промежуточная память – информация сохраняется несколько часов. Во время сна память очищается.
Долговременная память – хранение информации в течение неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение только упрочивает удержание информации в памяти. Это предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью требуется мышление и усилие воли.
Генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Индивидуальные различия памяти у людей определяются скоростью, прочностью, длительностью, точностью и объемом запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти (зрительная, слуховая, эмоциональная), так и их функционирования.
Существуют два фундаментальных требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти: 1) наличие мотивации, заинтересованности; 2) умение видеть и наблюдать.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью (человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей).
Законы памяти:
закон осмысления – чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти;
закон интереса – интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий;
закон установки: а) установка на время – запоминание лучше проходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез и надолго"; б) установка на содержание;
закон усиления первоначального впечатления – чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее запоминание;
закон контекста – информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями;
закон объема знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое;
закон оптимальной длины запоминаемого ряда – чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается (7 + 2 – закон Миллера);
закон торможения – всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться";
закон повторения: сразу после запоминания; через 20–30 минут; через день; через 2–3 недели. При этом повторение должно быть активным.
Нарушения памяти.
1. Ослабление избирательной репродукции – затруднение в воспроизведении необходимого в данный момент материала (даты, имен, названий, терминов).
2. Амнезия – грубые нарушения памяти, утрата способности запомнить новую информацию с последовательным сокращением информационного запаса памяти.
3. Обманы памяти – ложные воспоминания и искажения памяти.

5. Мышление, речь, воображение

“Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом” (И.П. Павлов).
Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. И все же не всякое явление может быть изучено на уровне чувственного познания (ультрафиолетовые лучи). Такое познание идет не непосредственным (чувственным), а опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления.
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Оно является результатом переработки как индивидуального, так и огромного прошлого опыта предшествующих поколений.
Физиологическую основу мышления представляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий мозга в виде возникновения временных нервных связей. Эти связи возникают под воздействием сигналов речи.
Содержание мышления может быть представлено мыслительными операциями, формами мышления, видами мышления, способами мышления.
К мыслительным операциям относят:
1) анализ – это расчленение предмета (мысленное или практическое) на составляющие его элементы;
2) синтез – построение целого из отдельных частей.
Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Поэтому, характеризуя мышление, уместно будет говорить об аналитико-синтетической деятельности человека;
3) сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и выявление на этой основе сходства и различия;
4) абстракция – выделение какой-либо стороны (аспекта) явления, которой в действительности как самостоятельной не существует;
5) обобщение – объединение многих предметов и явлений по каким-либо признакам;
6) конкретизация – операция, обратная обобщению: из общего определения выводится суждение о принадлежности отдельных вещей к определенному классу;
Среди форм мышления выделяют:
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Например, ФЭП – один из лучших факультетов БарГУ. Студенты ФЭП всегда подготовлены к занятиям по курсу “Основы педагогики и психологии».
Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений общего положения (шесть делится на три, следовательно, все числа, кратные 6, делятся на 3).
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека.
Способы мышления:
Индуктивный (от единичных фактов к общему выводу);
Дедуктивный (в обратном порядке индукции).
Виды мышления.
Теоретическое мышление – это мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое – на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое понятийное мышление – человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с чувственным опытом. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление – материалом решения задачи являются образы. Таким мышлением пользуются представители литературы, искусства и т.д.
Понятийное и образное теоретическое мышления дополняют друг друга, делают наше восприятие действительности глубоким, разносторонним, точным и богатым оттенками.
Наглядно-образное – человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления представлен у людей, занятых производственным трудом.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития.
Индивидуальное своеобразие типов мышления (К. Юнг).
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. Интуитивный тип ориентирован на практически полезное использование знаний: истинно то, что полезно.
2. Мыслительный тип. Свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым (логики над интуицией и чувством). Мыслительный тип интересуется знаниями как таковыми, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями.
Критерием истинности для интуитивного типа является ощущение правильности и практики, а для мыслительного типа – эксперимент и логическая безупречность выводов.
Качества мышления.
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных процессов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не обдумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные суждения.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Понятие и структура интеллекта. В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта.
Биологическая трактовка – способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.
Педагогическая трактовка – способность к обучению, обучаемость.
Структурный подход (А. Бине) – способность адаптации средств к цели, т.е. интеллект – это совокупность тех или иных способностей.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил 7 таких потенций.
1. Счетная способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия).
2. Вербальная (словесная) гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова).
3. Вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь).
4. Пространственная ориентация (способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве).
5. Память.
6. Способность к рассуждению.
7. Быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Расстройства мышления.
Ментизм – непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют сознание и изливаются целыми потоками на окружающих (при эйфории, в начальной стадии опьянения).
Неоправданная обстоятельность мышления – вязкость, малоподвижность, отсутствие способности выделять главное, существенное.
Паралогическое мышление – эмоциональные, возбудимые люди иногда пытаются объединить несопоставимое.
Разорванное мышление – нарушение логических связей, отсутствие смыслового единства, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным.
Функциональная ригидность мышления – привычка к шаблонным решениям и выводам, чрезмерная зависимость от накопленного опыта, формирование стереотипов мысли.
Бред («интеллектуальная мономания») – мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей («бред изобретательства», «бред реформаторства», «бред ревности», «бред преследования»).
Интеллектуальное качество и степень убедительности бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими захвачен. Обнаружить бредовый характер умело излагаемых идей далеко не просто, и не всегда возможно. Поэтому бредовые положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.
Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.
В психологии различают произвольное и непроизвольное (в сновидениях) воображение.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Ниже приведены примеры изменения предметов в образах воображения.
1. Изменение величины в сторону преувеличения (великаны) или преуменьшения (гномы).
2. Соединение частей или элементов разных объектов (сфинкс – у древних египтян, кентавр – у древних греков, человек-бык – у ассирийцев).
3. Мысленное усиление какого-либо свойства или качества, изменяющего характеристику объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца).
4. Создание нового образа на основе обобщения черт (Печорин, Онегин, Обломов – герои своего времени).
Виды воображения.
Пассивное воображение (фантазии, грезы, галлюцинации, сновидения) подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятыми словесными сообщениями, схемами, условными изображениями (чтение карт, чертежей и т.п.).
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Связь воображения с мышлением:
• и воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать оптимальное решение;
• воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному удовлетворению потребностей может предшествовать иллюзорное удовлетворение, т.е. яркое, живое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
Речь относится к поздним психическим процессам. Она достигает высших показателей к 30 – 40 годам и держится на этом уровне довольно долго, иногда до конца физической жизни, в зависимости от социальной активности человека, его профессионального статуса, коммуникативных связей.
Речь – это специфически человеческий способ формулирования мыслей с помощью языковых средств.
Физиологическая основа речи – речевые центры, расположенные в левом полушарии: центр Вернике и центр Брока. Кроме корковых отделов левого полушария в организации речи большую роль играют задние отделы (функция хранения информации) и верхний ствол мозга.
Функции речи.
Сигнификативная (обозначение): у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.
Интеллектуальная функция (обобщение) – речь как орудие мышления. Слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Коммуникативная функция – передача информации, внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции выделяют три стороны: информационную (передача знаний, связана с функцией обозначения и обобщения), выразительную (помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения) и волеизлиятельную (направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего).
Экспрессивная – отражает отношение человека к событиям действительности, его оценку, эмоциональные состояния. Проявляется в голосе и ритмической организации высказывания.
Виды речи.
1. Внешняя: устная (монологическая и диалогическая) и письменная.
2. Внутренняя речь – это особый вид речи. Выступает как этап планирования в практической и теоретической деятельности. Формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается сокращением структуры внешней речи, а переход от внутренней к внешней требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи.
Качества речи.
Информативность речи зависит от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношением между сложностью речи и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами прямого и переносного значения.
В речи, как ни в каком другом психическом процессе, очень ярко проявляется сам человек со своими индивидуально-психологическими и личностными особенностями, способами мышления, темпераментом и интеллектом. Недаром еще древние говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


Рекомендуемая литература

Основная
1. Бороздина, Т.В. Основы психологии и педагогики (Текст) : учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Бороздина. ― Минск : 2009. ― 335с.
2. Вечорко, Т.Ф. Основы психологии и педагогики (Текст) : Ответы на экзаменационные вопросы / Т.Ф. Вечорко, 2010 ― 191 с.
3. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И.Б. Гриншпун. ― М.: Ин-т практической психологии, 1997.
4. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004.
5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. ― М.: Флинта, 1998.
6. Основы психологии и педагогики: электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / сост. Н.А. Гончарук, Г.П. Костевич. — Барановичи: БарГУ, 2010.

Дополнительная
1. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. ― М.: Изд-во МГУ, 1998.
2. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Курс лекций: В 2ч. Ч. 1. / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2003.
3. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф. Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер.― М.: ЧеРо, 1998.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии