Образование личности

Образование личности

1. Образование как общечеловеческая ценность.
2. Мировые социокультурные тенденции.
3. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества.
 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Образование как общечеловеческая ценность

Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же бремя выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняются.
Для определения места образовательной сферы в социальной структуре общества и значения образования в развитии личности и социума необходим анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящих в обществе социальных, экономических, культурных изменений.
Социокультурная ситуация в республике определяется, во-первых, мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире, в Республике Беларусь; во-вторых, обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношений их с природой, Друг с другом.
Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.
Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид. Она различает три основных типа культур — постфигуративнуго, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративиую, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества являлись, главным образом, постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира обращаются к определенным формам конфигуративного обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуратиганым пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира.
В конфигуративпых и префигуративных культурах возникает феномен детской субкультуры. Он связан с социальными процессами, происходящими в современных урбанизированных странах. Резкое увеличение городского населения, переход к типичной для городских условий так называемой нуклеарной семье (родители проживают с детьми), разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников — в детском саду, школе, во дворе, — все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации.
Действительно, общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь, будущее мало отличалось от прошлого, детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к ошибке. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.
Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено: 1) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; 3) рост культурного плюрализма и самобытности человека; 4) расширение способов передач и получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.
Охарактеризуем глобальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе и определяют значимость и роль образования в их разрешении.
Процесс развития современной цивилизации вступил в период глобальной истории и носит планетарный характер: складываются единые мировые экономические, коммуникативные системы; социальные проблемы (экологические, демографические и др.) приобретают международный характер. Выделяются следующие основные проблемы интернационального характера, масштабность и глубина которых придают им статус глобальных:
• Разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы представляет серьезную угрозу среде обитания человека.
• Истощение материально-сырьевых ресурсов планеты может привести к их катастрофической нехватке уже в ближайшие десятилетия.
• Возможное удвоение народонаселения Земли в первой четверти XXI века до предела обострит актуальную сегодня проблему продовольствия.
• Гонка вооружений и военный бюджет становятся опасными и непосильными для человечества.
• Кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы), ведет к быстрому росту количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу самому генофонду человечества.
В международных отношениях наблюдается кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, попытки нарушить военно-политический баланс в разных регионах мира, усиливается угроза международного терроризма.
Возникновение глобальных общественных проблем поставило человека перед выбором: продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно, на научной основе их разрешать. Единственным средством разрешения проблем жизнедеятельности людей является целенаправленная деятельность самого человечества по коренному изменению ситуации. Эти радикальные изменения возможно осуществить посредством сознательного самоизменения, саморазвития каждого человека. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества, должно стать образование, направленное на развитие разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.
Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных методов познания (или научной рациональности) над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством, опытом проектно-технической деятельности. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.
Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельности. Ранее содержание познания и образования определялось главным образом объектом и в меньшей степени средствами и технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т. е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.
Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Темпы научно-технического прогресса (НТП) коренным образом изменили современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТН стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.
Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации — стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу ее универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной современного человека как мирового субъекта («думать глобально — действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности. Социокультурная ситуация в Республике Беларусь
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь может быть проведен с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу. По утверждению философа образования Н.И. Латыша, модернизация — это переход от традиционного общества к современному, от аграрного — к индустриальному от общества, которое обновляется на основе традиций, статичного идеала, — к динамическому. Динамическому обществу свойственно постоянное изменение: повышение эффективности процесса функционирования, развитие способностей личности к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса.
Сегодня перед республикой стоит задача не только технического перевооружения ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, но и необходимость создания принципиально нового народнохозяйственного комплекса, обеспечивающего экономические и социокультурные условия развития страны.
На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход:
а)от тоталитарного общества к демократическому;
б)от статического состояния к обновлению общества, и в будущем — к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;
в)от революционного развития к эволюционному;
г) от мировоззренческого единства к плюрализму;
д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.
При этом социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу, которому присуще разнообразие как общественных, так и лич¬ностных идеалов, разнообразие жизненных укладов и образов мышления. Впервые в современной истории человечества процесс развития всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общества. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию. Личностный динамизм, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, конкурентоспособность становятся условиями общественного развития.
Таким образом, направления социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.
Образование как механизм развития личности и общества в целом. В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и другие учреждения системы образования являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации, опыта, культуры, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью.

2. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели

Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально развитому и динамическому обществу, важнейшей особенностью которого является его постоянное изменение, развитие. В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом — процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования в основном все еще выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом, или традиционном, обществе, а между тем, ему предстоит жить в будущем — новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья. Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования. Чтобы определить пути реформирования образовательной практики, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об отличительных особенностях системы образования, присущей традиционному и динамическому обществу.
Образование в обществе реализует две основные функции:
1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);
2) развития (общества, личности).
Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая — универсальной (способностной, или деятельностной).
Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т. д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентированная.
Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования — универсальная, или способностная, или инновационная, или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию, в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению — социальному и культурному. То есть, выделяются некоторые личностные универсальные способности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. К таким универсальным способностям также относится способность к рефлексии, мышлению, диалогу, анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения, к пониманию других людей и совместной продуктивной деятельности. Многие исследователи (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев и др.) выделяют две группы универсальных способностей:
1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях;
2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству.
Таким образом, реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми. Эта универсальная, или способностная, модель образования характерна для динамического общества.
Подводя итог вышесказанному, обратим внимание на две основные функции образования:
1) воспроизводства культуры, опыта и деятельности людей
2) развития личности, общественного сознания. Первой функции соответствует теоретическая, или традиционная, модель образования, которая реализуется преимущественно в традиционном обществе и направлена на организацию репродуктивной деятельности обучающихся и освоение ими готовых знаний и опыта.
Функция развития осуществляется в универсальной модели образования, которая реализуется в динамическом обществе. Задачи развития личности учащегося в процессе образования могут быть решены преимущественно в рамках универсальной образовательной модели, в которой учебная деятельность обучающихся приобретает личностно-ориентированный характер и поисковую, исследовательскую направленность.

3. Образование как педагогический процесс

Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, с которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее — всего общества. Этим подходам к роли образования в обществе соответствуют разные образовательные концепции, педагогические процессы и, соответственно им, разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации.
В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как способ взаимодействия между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.
В традиционной парадигме педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача способов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоционально-цен постного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.
Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации (конкретного учебного материала), но и овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным. Отсюда следует еще одно название этой модели образования — деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистов-предметников.
В деятельностном содержании образования один из основных его элементов — понятие — выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний (понятий) и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. Например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии — техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии — рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики — развивающих (личностно-ориентированных) технологий; технологий обучения, воспитания и самовоспитания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др.
Таким образом, универсальная образовательная модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способностной модели образования задает новый тип содержания образования — деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.
Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося, с одной стороны, выступает как фактор его самоопределения и развития; с другой — является частью содержания обучения.
При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают так называемые активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения — формы и методы проблемного и развивающего типов обучения, исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, игровые методы и приемы. Такой подход не исключает информационного объяснения учебного материала, использования технологий и методик программно-алгоритмического типа, но приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение в педагогическом процессе новых технических средств обучения: персональных компьютеров с разнообразным набором обучающих программ, видеокомпьютерных информатек, способствующих организации учебно-исследовательской деятельности.
Эффективность и результаты обучения в образовательной универсальной модели при деятельностном подходе к образованию определяются не уровнем усвоения ЗУНов, а сформированностью личностных способностей и готовностью личности самостоятельно добывать информацию, использовать старые и приобретенные новые знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях. Другими словами, деятельностный подход к образованию в универсальной образовательной модели способствует освоению обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию у них способностей к познанию и преобразованию мира, формированию готовности к самообразованию и саморазвитию.
Чтобы перейти к анализу состояния образования в современных условиях, обобщим представленный в данной главе материал.
1. Для переосмысления роли образования в современном динамическом мире, в котором оно начинает выступать важнейшим механизмом развития личности, социума, цивилизации в целом, необходим анализ социокультурной ситуации в обществе. В качестве элементов анализируемой социокультурной ситуации рассматриваются мировые социокультурные тенденции и глобальные социальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на развитие образования как во всем мире, так и в Республике Беларусь.
2. Выделяются следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции:
1) смена типа культурно-исторического наследования;
2) смена установки при изучении действительности от научного познания к культуре;
3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;
4) возникновение информационных технологий и мировой информационнойсистемы;
5) стремление к национально-культурной и экономической регионализации. Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено:
1) на формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей.

Литература

Основная:
1. Амельнов, А.А. Основы педагогики и психологии (Текст) : Учебно-методическое пособие / А.А. Амельнов : ― Минск:БИПС. ― Плюс. 2008. ― 72с.
2. Бороздина, Т.В. Основы психологии и педагогики (Текст) : учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Бороздина. ― Минск : 2009. ― 335с.
3. Бородовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – Спб: Питер, 2006.
4. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В.Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учеб. пособ. / В.С. Безрукова.― Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
6. Жук, А.И.Основы педагогики / А.И.Жук, О.В. Жук, К.В. Казимирская. ― Мн., 2002.
7. Основы психологии и педагогики: электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / сост. Н.А. Гончарук, Г.П. Костевич. — Барановичи: БарГУ, 2010.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ / И.Ф. Харламов. ― М.: Высшая школа, 1998.

Дополнительная:
1. Закон об образовании в Республике Беларусь.
2. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-ое изд. доп. – Минск: НИО, 2000.
3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В.Мудрик / Под ред. А.В. Слатенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2000.
4. Народная педагогика / Авт. Л.Н. Воронецкая, Ю.В. Мелешко. – Минск: Красико-Принт, 2007.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии