БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Административное право КСР » Судебный и общественный контроль в государственном управлении

Судебный и общественный контроль в государственном управлении

Судебный и общественный контроль в государственном управлении

1. Судебный контроль за законностью осуществления государственного управления.
2. Общественный контроль за законностью осуществления государственного управления.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Судебный контроль за законностью осуществления государственного управления

Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля относятся:
Конституционный Суд Республики Беларусь;
 суды общей юрисдикции;
 хозяйственные суды.
Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь и международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров, актов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и актов любого другого государственного органа.
В случае признания Конституционным Судом акта не соответствующим Конституции, данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, определяемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Суды общей компетенции основной своей задачей имеют рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. Кроме того, граждане могут непосредственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти.
Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении:
- рассмотрение жалоб граждан на действие и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;
- рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
- рассмотрение жалоб организаций;
- проверка при рассмотрении уголовных дел качества предварительного следствия;
- рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
- проверка при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц.
Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельности органов государственного управления путем:
 предупреждения нарушений через санкционирование властных действий, вынесение частных определений;
 восстановления нарушенных прав;
 взыскания причиненного имущественного и морального ущерба;
 привлечения нарушителей законности к ответственности.
Хозяйственные суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц. а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Систему хозяйственных судов представляют:
 Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
 хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска;
 специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Свою деятельность указанные суды осуществляют на основе Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления хозяйственных судов - обязательны для всех государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неуважения к хозяйственному суду влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

2. Общественный контроль за законностью осуществления государственного управления

В укреплении законности большую роль играет общественный контроль.
Общественный контроль осуществляется за деятельностью органов управления, предприятий, учреждений, должностных лиц. Следовательно, объект общественного и государственного контроля единый, как едины и стоящие перед ними задачи. Различие между ними заключается, главным образом, в методах осуществления контрольных функций. Органы государственного контроля выступают от имени государства и наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями. Органы общественного контроля выступают от имени общественности и ее организаций. Их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера, и лишь в отдельных случаях государство предоставляет некоторым их них подобного рода полномочия.
Контроль профсоюзов
Широкие полномочия в области организации общественного контроля предоставлены профсоюзам. Он проводится путем включения представителей профсоюзов в состав органов управления народным хозяйством, социально-культурным строительством, в области охраны общественного порядка на правах членов коллегиального руководства. Из актива членов профсоюза подбираются общественные контролеры, формируются комиссии общественного контроля на предприятиях, учреждениях и в организациях. Контроль профсоюзов распространяется на планирование, оперативное управление, решение кадровых вопросов, режим и охрану труда, вопросы заработной платы. Содействуя совершенствованию деятельности органов управления, профсоюзный общественный контроль главным образом нацелен на защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза.
Контроль добровольных обществ
Научные, технические, культурные, спортивные, оборонные добровольные общества наделены правами контроля в разнообразных сферах. Многие общественные инспекторы наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях. КоАП Республики Беларусь предоставляет такое право представителям общественных организаций или органов общественной самодеятельности: народным дружинникам, общественным лесным инспекторам, общественным инспекторам охраны природы, общественным охотничьим инспекторам, общественным инспекторам органов рыбоохраны, охотоведам и егерям обществ охотников и рыболовов, общественным инспекторам Белорусского общества памятников истории и культуры и др., а также внештатным инспекторам.
Контроль средств массовой информации
Одной из форм контроля в государственном управлении условно можно назвать деятельность средств массовой информации (СМИ). УПК Республики Беларусь обязывает возбуждать дела по имеющимся в выступлениях в СМИ сведениям о совершенном или готовящемся преступлении, проводить соответствующее разбирательство. Указ Президента Республики Беларусь №630 от 05.12.1997 года “О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации” говорит следующее: “В целях укрепления исполнительской дисциплины, повышения роли государственных СМИ в общественно-политической и социально-экономической жизни нашего общества устанавливается, что государственные СМИ Республики Беларусь уведомляют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо прозвучавших на теле- и радиоканалах материалах, содержащих сведения о невыполнении ил ненадлежащем выполнении должностными лицами или работниками этих предприятий, учреждений, организаций Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, решений Совета Министров Республики Беларусь, а также информирует об этом Комитет государственного контроля и прокуратуру”. Этим же указом предусмотрена ответственность руководителей за не рассмотрение, непринятие мер по критическим выступлениям, не направление сообщений о результатах рассмотрения в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения от занимаемой должности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Административное право : учеб. пособие / Л. М. Рябцев [и др.] под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск : Книжный дом, 2007. – 320 с.
2. Болотников, В.Т. Административное право (в схемах, дефинициях, комментариях и выводах) / В.Т. Болотников, Н.Е. Сокол. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2002. – 168 с.
3. Гавриленко, Д. А. Административное право : учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под общ. ред. Д.А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. – 416 с.
4. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004 – 416с.
5. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть : пособие для студентов вузов / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004. – 288с.
Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И.И. Мах. – Минск : Амалфея, 2008 – 704 с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии