БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Прогнозирование и планирование экономики » Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики

Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики

Автор: Maxvel 7-12-2013, 16:02

Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики

1. Планирование развития предпринимательской деятельности
2. Обоснование антимонопольной политики

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Планирование развития предпринимательской деятельности

Предпринимательство - процесс организации бизнеса и управления им. Развитие предпринимательской деятельности способно оказать существенное влияние и даже полностью изменить экономические перспективы не только отдельных отраслей народного хозяйства, но и всей экономики страны. Это мощнейший стимул развития и совершенствования производства продукции, проведения работ и оказания услуг. Предпринимательство - особый вид человеческой деятельности, позволяющий свести вместе денежные средства, оборудование, материалы и рабочую силу для получения результата в виде нового продукта, работы и услуги, совершенствования уже существующего производственного процесса, улучшения организации производства, труда и управления. Предпринимательская деятельность тесно и непосредственно связана с созданием и функционированием предприятий негосударственного сектора, деятельностью предпринимателей-индивидуалов, действующих без образования юридического лица. Создание нового предприятия требует решительности, смелости, проницательности, инициативы, творческого подхода, убежденности в успехе дела.
Многие страны пошли по пути государственной поддержки предпринимательства, в том числе малого. Для этих целей разрабатываются государственные программы развития предпринимательства, в которых выделяются разделы по поддержке малого (малые предприятия и предприниматели-индивидуалы), среднего (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого типа) и крупного (акционерные общества открытого типа,
объединения, образующиеся путем преобразования крупных государственных предприятий) бизнеса. При разработке этих программ ни в коей мере нельзя допускать чрезмерной регламентированности. Вместо установления планов-заданий по образованию новых субъектов хозяйствования на принципах предпринимательства необходимо создавать условия для вступления в действие новых предпринимательских структур.
В Беларуси, например, разработана специальная государственная программа поддержки и развития предпринимательства. В ней намечен комплекс взаимосвязанных мер в экономической, социальной и нормативно-правовой сферах.
Для малого бизнеса программой предусмотрена корректировка действующей налоговой системы, денежно-кредитного регулирования предпринимательства, включая изменения денежной политики Национального банка, системы дифференциации процентных ставок и другие меры, способствующие успешной деятельности и дальнейшему развитию предпринимательства, в частности малого. Даны предложения по его устойчивому ресурсному обеспечению.
Намечены к реализации мероприятия, направленные на создание конкурентной среды, поддержку внешнеэкономической деятельности частных предприятий, привлечение в республику прямых иностранных инвестиций. Кроме того, программа содержит предложения по формированию специального механизма государственной поддержки и созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.

2. Обоснование антимонопольной политики

В рыночной экономике субъекты хозяйствования взаимодействуют посредством обмена, в процессе которого выявляется истинная ценность всякого произведенного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Однако это происходит только в условиях конкурентной среды. Отсутствие конкуренции искажает истинные ценности продуктов, приводит к тому, что монополист получает незаслуженные преимущества. Рыночная экономика сама по себе еще не гарантирует полной и добросовестной конкуренции. Об обеспечении конкуренции на рынках, от чего выигрывает потребитель, должно заботиться государство. Конкурентные отношения рынка должны устанавливаться и поддерживаться экономическими и политическими мерами государства.
Антимонопольное регулирование способствует развитию свободной конкуренции производителей, недопущению злоупотреблений за счет монопольного положения на рынке. Монополией называется такое положение на рынке, когда там действует один продавец того или иного товара и много покупателей или же один покупатель и много продавцов товара. Такое положение создает для монополиста, продавца или покупателя, серьезные преимущества, так как он может устанавливать цены на товары, значительно и даже многократно превышающие затраты на их изготовление. В результате страдают потребители или производители, поскольку приходится приобретать товары по высоким ценам или реализовывать продукцию по очень низким. Из всех возможных ситуаций на рынке желательны только те, которые допускают так называемую свободную конкуренцию, когда ни производитель, ни потребитель не могут воспользоваться своим монопольным положением.
Основным показателем степени монополизации рынка является общая доля CRk (concentration ratio) самых крупных предприятий на рынке:

где Qi — объем реализации продукции i-ro предприятия в стоимостном или натуральном выражении; k — общее число самых крупных предприятий, реализующих продукцию на данном рынке.
В США в том случае, если CRk превышает 0,75, вводятся ограничения на слияние и поглощение предприятий по причине монополизации рынка.
Коэффициенты CRk применяются в практике антимонопольного регулирования многих стран. В США и Франции расчеты ведутся для 4, 8, 20, 50 и 100 ведущих предприятий, в Германии, Англии, Канаде — для 3, 6, 10.
Достаточным условием для признания доминирующего положения является доля субъекта хозяйствования на соответствующем рынке определенного товара в том случае, если она превышает предельную величину (табл. 23.1).
Достижение, а тем более превышение этих значений являются основанием для включения хозяйствующего субъекта или их группы в Государственный реестр монополистов. Основанием для исключения из Государственного реестра одного или группы хозяйствующих субъектов будет тот факт, что их доля на товарном рынке снизилась и стала меньше указанных выше предельных значений.


Таблица: Условия признания доминирующего положения производителей на рынке
Число крупнейших субъектов хозяйствования на рынке

Минимальная предельная доля на рынке производителей продукции, кроме продукции производственно-технического назначения производителей продукции производственно-технического назначения
1 0,30 0,45
2 0,54 0,67
3 0,78 0,86
4 0,95 1,00
Антимонопольная политика в странах с переходной экономикой, к которым относятся все постсоциалистические страны, имеет чрезвычайное значение, так как здесь практически полностью отсутствовала конкуренция и все предприятия были монополистами на общегосударственном, или местных рынках.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии