БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Национальная экономика кср » Шпоры по Национальной экономике

Шпоры по Национальной экономике

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера                                                                                       автор: CRASY_Loop

 

1. НЭ как отрасль экономических наук и учебная дисциплина.
Термин НЭ вошел в научный оборот, как синоним понятия экономика суверенной страны, экономика республики.
В Советский период экономика БССР была составной частью единого народно-хозяйственного комплекса СССР. После его распада начала формироваться нац.экон.система в рамках суверенного белорусского государства.
Предмет НЭ: соц-экон. Процессы воспроизводства закономерностей функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциала и механизмов.
Объект НЭ: нац.хозяйственная система страны.
Субъект НЭ: органы управления и научные структуры.
Инструментарий: методы экон. исследований.
Предмет курса: изучение целостной системы экономики, как совокупности соц-экон. процессов, закономерностей ее функционирования и развития в разрезе структурно-функциональныхх элементов, подсистем, потенциалов, механизмов.

2. НЭ как хозяйственная система страны. Характерные черты и условия функционирования национальной экономики.
НЭ — хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации.
Ее характерные черты и условия:
• Суверенитет нации и государства.
• Территориальная целостность
• Единство экон. пространства и юрид. среды.
• общность хозяйства, хоз. институтов
• наличие единого платежного средства — нац.денежной единицы — и целостной фин.системы
• развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических отношения.
• эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения нац.богатства в интересах повышения благосостояния нации.
НЭ, как система, включает комплексы организационных, структурных, функциональных, институциональных подсистем, компонентов, характеристик.
В организационнтом плане — совокупность субъектов хозяйствования организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей региона, их взаимосвязей.
В структурном плане — хозяйственные комплексы: промышленность, АПК, ВПК, ТЭК, строительный комплекс.
В функциональном плане — совокупность потенциалов: прир.ресурсного, демограф. и труд, научн. и инновационного, производственного и экологического.
В институциональном плане — совокупность институтов рынка и сегментов нац.рынка: рынка фокторов производства, товаров и услуг, валютного рынка, объектов интеллектуальной собственности, рынков жилья.
Выделяют след. уровни управления НЭ:
• Макроуровень: экономика в целом
• Мезоуровень: отрасли, регионы.
• Микроуровень:предприятия, организации.

5. Типы хозяйственных систем и моделей национальной экономики
Модель – образец; схема чего- небудь. Единой модели для всех стран мира не существует, это объясняется историческими особенностями стран:- географическим положением страны; - уровнем их экономического развития; - ур-ем грамотности.
Модели экономического устройства:
- американская построена на поддержке предприимат. инициативы граждан, ориентирована на достижение личного успеха тем, кто более образован, энергичен, предприимчив. В такой системе наблюдается развитие уровня дохода, не ставится задача обеспечения соц-го равенства, тем не менее высокая мотивация к труду позволяет стране достичь высокого эконом. уровня и через распределение нац. дохода поддерживать приемлимый уровень жизни всего населения.
– японская в отличии от американской предполагает высокую степень вмешательства гос-ва в регулирование эк-ки, активно поддерживается и стимулируется частный сектор, в эк-ке приоритетом дается развитие малого и среднего бизнеса, в его доле в японской экономике составляет более 80%. Главный критерий на кот. ориентируется японская экономика – высокие темпы эк. развития и высокая конкурентоспособность эк-ки.
– шведская хар-ся значительным вмешательством го-ва в регулирование эк-ки и активной соц-ой политикой. Высокие налоги позволяют гос-ву сосредоточить в своих руках значительные средства и направлять их на решение соц. задач.
– немецкая. Её отличает сильное влияние гос-ва на эк-ку при значительном удельном весе гос. собственности. В немецкой модели сильны позиции частного предпринимательства. Немецкая пунктуальность обусловливает формирование зак-ва, направленное на строгое соблюдение договорных обязанностей, защиту конкуренции и окр. среды.
– китайская. хар-но значительная доля гос-го сектора в эк-ке (свыше 50%). В с/х упор сделан на семейные крестьянские хозяйства с передачей им земли в пользование на 15-30 лет.
Все модели можно свести либеральным( модели, в кот. господствует частная собственность и стимулируется частное предпринимательство)и соц.ориентированным(основанные на значительном вмешательстве гос-ва в процессы регулир-ии эк-ки как науке на макроуровне).

6. Белорусская модель социально- экономического развития
В настоящее время в каждом из государств, возникших на постсоветском пространстве, формируется собственная, во многом своеобразная модель социально-экономического развития.
Собственную модель развития избрала и Беларусь. Социально-экономическое развитие белорусского государства – экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием.
На развитие белорусской экономики в значительной степени оказывают влияние общемировые тенденции, а именно – интернационализация и открытость национальных экономик, стремление к более тесному взаимодействию стран, интеграционные процессы. Это обусловлено как сбытом продукции, так и потребностью в обеспечении энергетическими ресурсами.
Наша страна имеет ограниченный набор ресурсов, в том числе и научно-технических. Мы нуждаемся в новых технологиях и в привлечении иностранных инвестиций для развития конкурентоспособных отраслей. В своём развитии РБ ориентируется на модернизацию экономики и расширение внешней торговли. Также важной задачей является дальнейшее укрепление национальной экономики. Внешнеэкономическая деятельность РБ должна строится на активной интеграции в глобальное экономическое пространство.
Особенности белорусской модели социально-экономического развития: -целевая (социальная) направленность модели; - экологические проблемы, обусловленные катастрофой на ЧАЭС; -социально щадящий характер реформирования и развития; -интеллектуально-инновационная основа модели; -последовательность и постепенность реформирования экономики; -смешанность экономической системы; -увеличение и усложнение функций государства; Беларусь обладает рядом конкурентных преимуществ: выгодное географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, строительное сырьё); промышленный комплекс и мощная строительная база; относительно развитые научно-технический и инновационный потенциалы, достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень кадров; многовекторные, многосторонние внешнеэкономические связи.
Вместе с тем проблемами развития белорусской экономики, влияющими на её конкурентоспособность, являются: снижение конкурентоспособности национальной продукции по причине высокой энерго- и материалоёмкости производства, вследствие значительных объёмов импорта сырья и материалов, цены на которые постоянно растут; достаточно низкий уровень наукоёмкости белорусской продукции; значительный износ основных производственных фондов; низкий уровень инвестиций в реальный сектор экономики, незначительный объём иностранных инвестиций, кредитов; рост скрытой безработицы; снижение реальной заработной платы и производительности труда.

12.Человеческий капитал как фактор накопления и преумножения научно- технического и инновационного потенциала страны
ЧК—совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества в целом.
ЧК в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развитие общества и земли, вкл образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарии, интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности. Является главным фактором формирования инновационной экономики.
Инновационная экономика—экономика способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации. Также является общей инфраструктурой в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике.
Инновационная экономика вкл 6 основных составляющих:
-образования
-наука
-человеческий капитал
-инновационная система(законодательная база)
-инновационную промышленность
-благоприятную среду функционирования человеческого капитала

17. Научный, научно-технический и инновационный потенциал страны.
Научный потенциал — совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований(фундаментальных и ориентированно-фундаментальных).
Научно-технич.потенциал — совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторских и опытно-технологические работы.
Инновационный потенциал — совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
Инновации — внедрение новой либо существенно улучшенной продукции или процесса, нового метода маркетинга, нового оргганизац.метода предпринимат. деят-ти, организ. раб.процесса или внешних связей.
Осн.часть научн.потенциала сосредоточена в НАН РБ, Министерствах промышленности, образования, здравоохранения. с/х и продовольствия,в БГУ и концерне БелНефтеХим.
Научные организации делят на 3 сферы: академическую, вузовскую, отраслевую.
Одна из важнейших задач эффективности использования научн.потенциала — кадровое обеспечение и финансирование.
Прог-ой соц.экон.развития предусмотрено решение след.задач:
1) Модерниз.важнейших секторов экономики на основе технолог.обновления производства.
2) Развитие материально-технич.базы в науке.
3) Расширение международного сотрудничества.
4) Создание действенной системы защиты прав интеллект.собственности.
5) Расшир.подготовки высококвалифиц.специалистов
6) Развитие инновац.производств, используя наукоемкие технологии.

18 Информационно-технологический потенциал
Информационно-технологический потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества в рамках национальной экономической системы.
Оценка производится на базе следующих параметров:
— плотность телефонных сетей (в Республике Беларусь 30 на 100 жителей, и развитых странах 40);
- охват кабельными сетями потенциальных пользователей (в Республике Беларусь 3 % от количества потенциальных пользователей, в развитых странах 10 %>;
- доступность Интернета для граждан (с точки зрения стоимости) (в Республике Беларусь Интернет доступен 10% населения, в развитых странах 100 %);
- степень конкуренции в области предоставления доступа в Интернет (в Республике Беларусь монополия);
- обеспеченность школ доступом в Интернет (в Республике Беларусь 4 % школ имеют доступ, но он закрыт вне времени занятий, в развитых странах 100 % школ);
- доля занятого населения, регулярно работающего в Интернет-среде (в Республике Беларусь 3 %, в развитых странах 10 %);
- представительство правительственных организаций в Интернет (в Республике Беларусь 55 правительственных сайтов, в развитых странах 100 % представительство в Интернет)
Еще одной характеристикой информационно-технологического потенциала страны является структура используемых технологий.
В Республике Беларусь в области технологического уклада наблюдается следующая картина: 23,9 % используемых технологий соответствуют I—III технологическому укладу, 68,7 % — IV техно-логическому укладу и 7,7 % - V—VI технологическому укладу.
По степени прогрессивности используемых технологий прослеживается следующая ситуация: 79 % - традиционные технологии, 15,8 % — новые технологии и 5,2 % - высокие технологии.

19.Производственный и инвестиционный потенциалы страны
Производственный потенциал – сов-ть всех условий, обеспечивающих воспроиз-во экономических благ. Он опред-ся возможностью научного хозяйства произв. кнкурен-ую промышленную и с/х продукцию.
Основными составляющими произ-го потенциала явл.: - сов-ть производственных мощностей и технологическая база произ-ва, действующий кадровый потенциал; -объем вовлеченных в произ-ва ресурсов и их запасы; -произ-ая инфроструктура; -система организации упр-ия и институционно-правовая база регулирования экономики.
Важнейшие задачи развития промышлен. до 2015г.: -ускореная модернизация и комплексное технич. переоснощение пр-ва; -использ. новых отраслей пр-в; -укрепление матер.-технич. базы; -достижение высокого ур-ня качества выпускаемой техники; -создание на базе нац. предприятий ТНК.
Произв. потенциал АПК – земля, осн. произв-ые фонды и труд. ресурсы. Важнейшие задачи АПК на 2011-2015гг.: - создание условий для развития личныхподсобных и фермерских хоз-в; -модернизация организ.,перераб. с/х сырья; -эффект. использ. произв. и почвенно- климатич. условий.
Инвестиции – имущества, интеллект. ценности, предприн. деят-ти, предусм. изучению видов деятельности в итоге получен. прибыли. Может быть:-капитальное стр-во; - денежные средства; -целевые банк. вклады; -акции, др. ценные бумаги; -движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения); -имущественные права; -права польз. землей и др. природ. ресурсами.
В состав инвестиц. сферы вкл.: -инновац. сфера, где реализ. научно- техническая продукция и интеллект. потенциал; -сфера оращения фин. капитала. Для развития инвестиц. попотенциала важное значение имеет соц. аспект – содействие в обеспеч. занятости и доходов населения, развития и увеличения кол-ва объектов соц. инфраструктуры, поддержка отраслей и произ-в, имеющих для эк-ки жизненно важное значение провед. прогрессивной техничесой политики в области капитального стр-ва.
Программой соц.эконом. развития в области инвестицион. политики определены след. задачи: -повышение эффективности инвестиций проектов и сокращение сроков их реализации; -создание “земного” коридора для привлечения инвестиций высокотехнологичного произ-ва и секторы экономики; -совершенствование высокотехнол. инвестиций климата и благоприятного имиджа страны.

20. Внешнеэкономический потенциал страны
ВПС- комплексная хар-ка, которая отражает материальные и интеллектуальные возможности, ее участие в эконом-ом сотрудничестве, стр-ре страны.
Составляющие ВПС.: -промышл. потенциал; -потенциал с/х; -относительно дешевое, но достаточно высокая квалификация рабочей силы, которая может работать на совместных и зарубежных предприятиях; -природные ресурсы; -выгодное географическое положение с развитием транспортной инфрастр-ой.
РБ поддерживает отношения с 130 странами мира. В стр-ой внешнеторгового оборота 55% приходится на страны СНГ доля России в котор. достигает 85%.
В товарной стр-ре экспорта преобладает: машины, оборудование, транспортные средства, продукции хим. промышленности.
Программой соц.-эконом. развития на 2011-2015гг. определены след. задачи: -рост экспорта товаров и услуг, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли; -совершенствов. системы правового и инф. сопровождения внешнеэкон-ой деятельности.
Для решения этих задач необходимо: - повышение эффективности действующих и создание новых экспортно- ориентированных производств; -увеличение доли услуг; -увеличение экспорта; -высокотехнологичн. и неукоемкой продукции; -освоение новых внешних рынков; -создание предпр. за рубежом в целях снижения издержек и увеличение экспортной прибыли; -активизация участия РБ в интеграционных процессах; -устранение барьеров доступа товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений в торговле с осн. странами-партнерами.

22. Взаимосвязь экономического роста и состояния природной среды, основные положения концепции устойчивого развития. Повестка дня на XXI век ООН.
Повестка дня на 21 век принята конференция ООН об окружающей среде и развитию с 1992 и представляет собой динамичную программу. Она посвящена актуальным темам сегодняшнего дня, а также имеет цель подготовить мир к решению проблем с которыми он столкнется в след столетии.
Она отражает глобальные вопросы и принятия на самом высоком уровне коллективных обязательств в отношении сотрудничества по вопросам развития окружающей среды. Ответственность за успешное осуществление ложится на правительство. Решающее значение для достижение этой цели имеет строгие планы и политику.
Комплексный подход к проблемам окружающей среды и развития будет способствовать удовлетворению основных потребностей, повышение уровня жизни всего населения, способствовать доле эффективной охране и рационального использования экосистем и обеспечение безопасного и благополучного будущего.

24. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики. Переход на инновационный путь развития.
Каналы воздействия мирового финансового экономического кризиса на экономику:
1)мировой валютный рынок характеризуется нестабильностью курсов валют
2)мировой рынок кредитных ресурсов обозначивший ограничение доступа к влиянии кредитных ресурсов
3)мировой рынок товаров и нефинансовых услуг, показывает снижение конъюктуры, что выражается в уменьшении спроса на товары и услуги в результате недостатка ликвидности и ведет к рецессии.
Для ликвидации последствий мирового финансового экономического кризиса РБ принят и реализуется ряд мер по реализации экономики по обеспечению стабильной работы предприятий, укреплению денежно-кредитной политики и банковских систем, а также соц защиты населения.
Либерализация — расширение экономической свободы, вмешательства государства в ценообразование и торговлю в том числе во внешнее обеспечение бесприпятственного создания новых компанию
Гос. инновационная политика выступает как совокупность мероприятий направленных на ускорение научно-технического процесса.
Основные функции инновационной политики:
А)планово-прогностическая(анализ современных мировых тенденций и состояние нац инновационной системы, разработка прогнозов и сценариев развития)
Б) кардинационно-регулирующая(создание условий для использование технологий)
В)нормативно-правовая
Г)защита авторских прав и ИС
Д)организационно-управленческая(создание инфраструктуры инновационной деятельности)
Е)подготовка кадров по новейшим отраслям знаний
Ж)финансовая

26. Характеристика промышленного комплекса РБ и его основных отраслей.
Промышленность — важнейшее звено национальной экономики. Промышленности принадлежит основополагающая роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Основными составляющими промышленного комплекса Республики Беларусь являются: топливно-энергетический комплекс; черная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; легкая промышленность; пищевая промышленность; производство потребительских товаров.
Топливно-энергетический комплекс
ТЭК— сложная межотраслевая система добычи топливно-энергетических ресурсов, их преобразования, транспортировки, распределения и использования. В состав ТЭК Беларуси входят отрасли топливной промышленности (нефтяная, газовая, торфяная, нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая) и электроэнергетика. Ведущее место в составе ТЭК по значению и объему выпускаемой продукции занимает нефтяная промышленность, которая включает нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли. Газовая промышленность осуществляет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. Торфяная промышленность производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки; занимается производством торфобрикетов. Она представлена 37 предприятиями, где ведется добыча и переработка торфа. В год добывается более 2 млн. т торфа. Электроэнергетика осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, которые вырабатывают 99,9% всей электроэнергии.
Металлургическая промышленность
Металлургический комплекс включает черную и цветную металлургию. Черная металлургия Беларуси специализируется на выплавке стали; чугунном литье; производстве стальных и чугунных труб, металлического корда, метизных и других металлических изделий. Предприятия цветной металлургии Беларуси осуществляют переработку лома цветных металлов, производство твердые сплавов, тугоплавких и горячестойких металлов (крупная цветная металлургия в Беларуси отсутствует).
Химическая и нефтехимическая промышленность
представляет собой совокупность предприятий химической и нефтехимической промышленности, вспомогательных и обслуживающих отраслей и учреждений управления, объединяемых сходством технологических процессов, применением химических способов преобразования веществ природы и целевой направленностью на удовлетворение потребностей населения и хозяйства в продукции химического производства. В составе химической промышленности выделены три группы производств:
• горнохимическая промышленность, включающая добычу первичного химического сырья (калийной соли, мела, известняков и т. д.);
• основная химия, специализирующаяся на производстве минеральных удобрений (калийных, фосфорных, азотных), серной кислоты, газов, щелочей и ряда продуктов, являющихся сырьем для других отраслей промышленности;
• химия органического синтеза и полимерных материалов (производство углеводородного сырья, полимерных материалов и изделий из них, например синтетических каучуков и волокон, пластмассы, красителей, лаков, красок и др.). Сырьевой базой этой группы производств служат нефть, газ, уголь и лесохимическое сырье
Машиностроение и металлообработка
Машиностроение — одна из главных отраслей тяжелой промышленности. Здесь создается наиболее активная часть основных производственных фондов — орудия труда, и поэтому машиностроение оказывает значительное влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях, рост производительности труда и другие экономические показатели
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Лесной комплекс — это совокупность отраслей, выполняющих функции по воспроизводству, охране, защите лесов; заготовке древесины; механической, химико-механической и химической переработке древесного сырья.В структурном отношении лесопромышленный комплекс включает четыре отрасли: лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую.
Лесозаготовительная промышленность производит около 14% валовой продукции лесопромышленного комплекса.. Деревообрабатывающая промышленность делится на лесопильную, производство стандартных садовых домиков и строительных деталей из дерева, фанерную, мебельную, производство спичек. Доля ее в структуре комплекса составляет более 60%. Сегодня целлюлозно-бумажная промышленность производит примерно 10% валовой продукции лесопромышленного комплекса. Лесохимическая промышленность выпускает около 1 % валовой продукции лесопромышленного комплекса. Она основана на химической переработке древесины. К ней относятся: сухая перегонка древесины, углежжение и различные виды канифольно-скипидарных производств.
Легкая промышленность
Она обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. Одновременно она выпускает и продукцию производственного назначения (корд, технические ткани и т. д.). В состав легкой промышленности входят три группы отраслей: текстильная; швейная; кожевенная, меховая и обувная. Текстильная промышленность, объединяет производство всех видов тканей (льняных, хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых), трикотажа, валяльно-войлочных изделий, производство нетканых материалов, производство текстильной галантереи. Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий...
Главными задачами легкой промышленности : полное удовлетворение спроса населения на продукцию отрасли и почти двукратное увеличение ее экспорта.

27.Характеристика агропромышленного комплекса РБ и его основных отраслей.
АПК – это крупное межотраслевое объединение, осуществляющее производство продовольствия и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья, их хранением и реализацией потребителю; производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, их производственно-техническим обслуживанием Организационно-экономическая структура АПК включает 3 сферы:
1) Отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для пищевой промышленности; ремонт сельскохозяйственной техники; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; добыча торфа для сельского хозяйства; микробиологическая промышленность; сельское производственное строительство.
2) Сельское хозяйство, которое осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности: состоящее из растениеводства и животноводства, занимает важное место в структуре национальной экономики.
Задачи с/х:
- Обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т. е. быть гарантом продовольственной безопасности.
- Снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем.
- Сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.
3) Отрасли, обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей: заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции:
Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК. Она включает крупные подотрасли мясной, молочной, пищевкусовой, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности и первичной обработки льна. К ведущим отраслям перерабатывающей промышленности относятся мясная, молочная, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, которые в структуре товарной продукции пищевой промышленности составляют более 55%.
Беларусь вывозит молочные, мясные и кондитерские изделия, плодоовощные консервы, алкогольные и безалкогольные напитки, солод пивоваренный, эндокринное сырье, соль и др.
В то же время Беларусь импортирует пищевые продукты из более чем 30 стран мира. Ввозятся в основном плодоовощные консервы из южных сортов овощей и фруктов, растительное масло, виноградное вино, коньяк, морская рыба и рыбопродукты, чай, кофе, специи, а также технологическое оборудование для отраслей пищевой промышленности.
Поставлена задача в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к концу пятилетки обеспечить увеличение рентабельности продаж до 10—11%, производительности труда — в 1,5 раза, рост экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 2 раза с доведением его объема до 6 млрд. долларов в эквиваленте. К окончанию пятилетки сельское хозяйство в Беларуси должно стать бездотационным и самоокупаемым.

28. Характеристика строительного комплекса РБ и его осн отраслей.
Строительный комплекс — межотраслевое объединение, деятельность которого направлена на создание, реконструкцию и обслуживание объектов производственного и непроизводственного назначения. Он включает само строительство, href="http://snoszdanii.ru, зданий и совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства и обеспечивающих его материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и подготовкой кадров. Основными составляющими строительного комплекса являются капитальное строительство и промышленность строительных материалов.
Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов: промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.
Материальной основой строительства является промышленность строительных материалов, доля которой в общем объеме промышленного производства республики составляет около 5,5%.
Потенциал предприятий строительных материалов и конструкций позволяет полностью обеспечить внутренние потребности республики и поставлять продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. Беларусь экспортирует стекло, цемент, стеновые, кровельные, облицовочные материалы и др. В стране производятся отечественные материалы и изделия, позволяющие возводить здания и сооружения, по долговечности и эстетическим требованиям не уступающие европейскому уровню.
Основные направления развития строительного комплекса включают:
- создание новых и увеличение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений нового поколения;
- возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение стоимости строительства объектов за счет снижения затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла (предпроектная стадия, инженерные изыскания, проектирование, производство строительно-монтажных работ) и сокращения потребления ресурсов;
- активизацию участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ (услуг);
- повышение эффективности работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб;
- государственное регулирование стоимости строительства жилья, осуществляемого с государственной поддержкой, особенно в сельскохозяйственных организациях;
- расширение объемов строительства объектов «под ключ»;
- улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, жилых домов, применение долговечных и качественных материалов, изделий и конструкций, эффективных систем утепления, новых кровельных, гидроизоляционных и отделочных материалов.

29. Характеристика отраслей «транспорт» и «связь» в РБ
Транспорт–отрасль экономики, которая обеспечивает производственные связи отраслей хозяйства, перевозки грузов и пассажиров, является составляющей общественного разделения труда. Транспорт: общего и индивидуального пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт : пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт отличается массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет магистральный(представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога») и промышленный виды транспорта(обслуживающие подъездные пути предприятий).
Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Он подразделяется на грузовой и пассажирский.
Внутренний водный транспорт — вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания и маломерных судов.
Воздушный транспорт: комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Важнейшими направлениями развития воздушного транспорта: обеспечение безопасности полетов; обеспечение рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий; расширение объемов применения авиации в экономике страны.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен, главным образом, для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
СВЯЗЬ — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Она является одним из основных компонентов инфраструктуры любого государства, обеспечивая передачу и распространение информации, необходимой для нормальной деятельности всех сфер общества.
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных).
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему. Она проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей.
Электросвязь - это связь, при которой передача информации любого вида (речевой, буквенно-цифровой, зрительной) осуществляется электрическими сигналами, распространяющимися по проводам, или радиосигналами.
Основными задачами развития связи на 2011-2015 гг. являются:
- формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики,
- развитие цифрового теле- и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;
- расширение использования и доступности информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);
- создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

30. Характеристика комплекса соц-культурных отраслей в РБ
Комплекс соц.культ. отраслей — совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания. Важнейшими составляющие: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и искусство, социальное обслуживание.
Образование - система учреждений, осуществляющих образовательную деятельность: процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям; удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии; подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование осуществляется через факультативные занятия, повышение квалификации и др.
Дошкольное образование. Его основными задачами являются: - формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире; - выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала; - охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основных навыков здорового образа жизни; - подготовка к получению основного образования в буд.
Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.
Среднее специальное образование обеспечивает получение специальной теоретической и практической подготовки, развитие творческого потенциала личности, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. Высшее образование направлено на подготовку националь¬ных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу экономические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике.
Здравоохранение— система гос, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Основной задачей развития здравоохранения : улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства. Составляющими здравоохранения являются: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санаторно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологические мероприятия; лекарственное обеспечение населения; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.
Физическая культура и спорт— самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Составляющими этой отрасли являются: физическая культура, спорт, туризм.

31. Характеристика социально-потребительского комплекса
Соц.потребит. комплекс — совокупность отраслей, объединяющих предприятия, организации, фирмы и др., которые соединяют воедино производство материальных благ и услуг для населения. Он включает розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основной целью развития торговли : создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуготечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и расширения ее инфраструктуры.
Основными задачами развития торговли на 2011-2015 гг. станут: - развитие инфраструктуры торговли; - формирование крупных конкурентоспособных торговых организаций, интегрированных структур; - совершенствование каналов товародвижения путем развития электронной торговли; - стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах; - снижение кадрового дефицита в торговле, повышение
уровня профессиональной подготовки; - обеспечение условий для развития конкуренции; - поддержка развития малого и среднего бизнеса.
Общественное питание — отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов). Оно включает производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Бытовое обслуживание — совокупность предприятий и организаций, выполняющих индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
Основными направлениями развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь на 2011—2015 гг. являются:
- увеличение объемов реализации и совершенствование структуры бытовых услуг;
- развитие бытового обслуживания в сельской местности;
- повышение технического уровня производства и качества бытовых услуг;
- совершенствование системы управления и организационных структур бытового обслуживания;
- развитие предпринимательства и создание конкурентной среды в бытовом обслуживании.
ЖКХ — это специфическая отрасль, обеспечивающая необходимые условия для жизнедеятельности людей. Она включает в себя следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).
Основными направлениями работы ЖКХ на ближайшую пятилетку будут: замена тепловых сетей, переоборудование котельных в мини-ТЭЦ, тепловая модернизация жилфонда, замена насосного хозяйства.

32Понятие региона и экономического района. Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации
Региональная соц.экон.система — часть территории государства, характеризующаяся относительной однородностью социально-экономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующая с другими частями территории государства и имеющая в обязательном порядке органы управления.
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков (природных, исторических, демографических) и обладающая некоторой целостностью и взаимосвязанностью ее элементов (производственной и социальной инфраструктурой). Как социально-экономическая система регион: часть территории, на которой создан и развивается самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. В этом плане его рассматривают как:
- подсистему более крупной системы национальной экономики;
- внешнюю среду для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории;
- как объект государственного регулирования и управления.
Район рассматривают в двух значениях. Во-первых — это территория или местность, обладающая целостностью и выделяющаяся по каким-либо признакам, особенностям от других территорий. Во-вторых – это небольшая административо-территориальная единица внутри области или крупного города.
Экономический район — территориально-целостная часть государства, объединяющая всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеющая соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи. Выделение экономических районов осуществляется, как правило, в федеративных государствах и обусловлено особенностями определенной территории (наличием природных ископаемых, природно-климатическими условиями). Экономический район обычно не совпадает с административным районом.
Соц.экон. комплекс —отдельный регион (район) страны, характеризующийся своеобразной социально-экономической структурой и занимающий определенное место во внутриреспубликанском разделении труда.

33. Особенности специализации регионов РБ
Основу внутриреспубликанских экономических районов составляют территориально-хозяйственные комплексы (ТХК),—совокупность хозяйственных единиц на определенной территории, связанных между собой использованием региональных ресурсов и природных условий.
Исторически в РБ сложились следующие региональные социально-экономические комплексы: Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской областей и г. Минска.
Социально-экономический комплекс Брестской области
Образована4 декабря 1939 г. В административном делении имеет следующую структуру: районов — 16, городов — 21, поселков городского типа — 8, сельских населенных пунктов - 2167. Территория области — 32,8 тыс. км2 с численностью населения 1394,8 тыс. человек (на 01.01.2011 г). Крупнейшие города области: Брест (315,8 тыс. чел.), Барановичи (169,1 тыс. чел.), Пинск (132,4 тыс. чел.), Кобрин (51,4 тыс. чел.). Ведущая отрасль хозяйства — промышленность, доля которой в общереспубликанском объеме промышленной продукции в 2010 г. составляла 9,5%. В области производят почти все белорусские электролампы, бытовые газовые и электрические плиты (99,95% и 96,9% соответственно); все компрессоры для бытовых холодильников (100%); более 65,4% общереспубликанского производства кузнечнопрессового оборудования; около 38% мебели; 36,1% керамической плитки; 45% синтетических моющих средств; 24,2% сахара-песка; 20,4% чулочно-носочных изделий и др. Брестская область обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом.
Социально-экономический комплекс Витебской области
Образована 15 января 1938 г. Крупнейшие города области: Витебск (354,6 тыс. чел.), Новополоцк (99,3 тыс. чел.), Орша (117,2 тыс. чел.), Полоцк (83,6 тыс. чел.). Промышленность здесь — главная отрасль экономики. Область специализируется на производстве электроэнергии (40,3%); продуктов нефтепереработки (49,8%); металлорежущих станков (55,4%); стекловолокна (100%); известняковой и доломитовой муки для известкования кислых почв (100%); полиэтилена (99,9%); телевизоров (75,6%); льняных тканей (99,9%); обуви (42,9%) и др. В С/Х область специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве и льноводстве. Экономический потенциал Витебской области дополняется свободной экономической зоной «Витебск», созданной в 1998
Социально-экономический комплекс Гомельской области
Образована 15 января 1938 г.Наиболее крупными городами области являются: Гомель (491,8 тыс. чел.), Мозырь (110,1 тыс. чел.), Светлогорск (73,9 тыс. чел.), Жлобин (76,8 тыс. чел.), Калинковичи (39,7 тыс. чел.), Рогачев (34,4 тыс. чел.). Производстве проката черных металлов (100%), зерноуборочных комбайнов (90%), полированного стекла (100%), фарфорофаянсовой посуды (100%), фосфатных удобрений (100%), обоев (75,3%) и др. С/Х области специализируется на производстве зерна, молочно-мясном скотоводстве, птицеводстве и картофелеводстве.Экономический потенциал области дополняется свободной экономической зоной «Гомель-Ратон»,
Социально-экономический комплекс Гродненской области
Образована 20 сентября 1944 г. Крупнейшими городами Гродненской области являются: Гродно (338,3 тыс. чел.), Лида (108,9 тыс. чел.), Волковыск (56,0 тыс. чел.), Слоним (48,7 тыс. чел.), Сморгонь (36,4 тыс. чел.), Новофудок (30,4 тыс. чел.). Область специализируется на производстве капролактама (100%), азотных удобрений (91,6%), синтетического аммиака (100%), строительного стекла (100%), картофелеуборочных машин (100%), тракторных сеялок (63,4%), литейных машин (66,7%), кордной ткани (98,2%), шифера (46,4%), цемента (41,5%), табачных изделий (69,7%). С/Х области специализируется на производстве зерна и зернобобовых, льноволокна, сахарной свеклы, картофеля, овощей, мяса скота и птицы, молока. Экономический потенциал области дополняется свободной экономической зоной «Гродноинвест», функционирующей с 2002 г
Социально-экономический комплекс Минской области
Образована 15 января 1938 г. Крупнейшие города Минской области (кроме г. Минска): Борисов (146,4тыс. чел.), Солигорск(113,1 тыс. чел.), Молодечно (99,4 тыс. чел.), Слуцк (61,4 тыс. чел.), Дзержинск (38,4 тыс. чел.), Пуховичи (30,3 тыс. чел.), Вилейка (26,7 тыс. чел.). Промышленная отрасль области специализируется на производстве калийных удобрений (100%), черепицы (100%), макаронных изделий (86%), сахара-песка (55,4%), труб и деталей трубопроводов из термопласта (52,2%), прицепов к легковым автомобилям (35,1%), древесноволокнистых плит (43,2%) и др. С/Х области специализируется на производстве зерна, картофеля, овощей, молочно-мясном и мясомолочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве. Экономический потенциал области дополняется социальной инфраструктурой. В области функционирует 25 средних специальных учреждений образования. На территории находятся: природный национальный парк «Нарочанский», часть Березінского биосферного заказника, республиканский мемориальный заповедник «Вязынка», 53 заказника и 190 памятников природы республиканского и местного значения, являющиеся базой для отдыха и туризма.
Социально-экономический комплекс Могилевской области
Образована 15 января 1938 г. Крупнейшими городами Могилевской области являются: Могилев (360,9 тыс. чел.), Бобруйск (215,7 тыс. чел.), Горки (31,6 тыс. чел.), Кричев (26,8 тыс. чел.), Осиповичи (35,4 тыс. чел.). Промышленность области специализируется на производстве шин автомобильных и для сельскохозяйственных машин (100%), лифтов (100%), деревообрабатывающих станков (97,7%), тракторных прицепов (72,3%), автомобильных прицепов (88,5%), тюлегардинных изделий (98,7%), мягких кровельных материалов (89,8%), электродвигателей переменного тока (68,8%), цемента (58,5%), шифера (72,3%) и др.
Сельское хозяйство области специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве, льноводстве. Выбор сельскохозяйственной специализации Могилевской области во многом определен загрязнением значительной части сельскохозяйственных земель радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Экономический потенциал области дополняется свободной экономической зоной «Могилев», функционирующей с 2002 г., а также социальной инфраструктурой. В области функционирует 5 высших и 34 средних специальных учреждений образования. На ее территории находятся гидрологические заказники республиканского значения «Заозерье» «Острова Дулебы», 130 заказников и 81 памятника природы республиканского и местного значения, являющиеся базой для отдыха и туризма.
Социально-экономический комплекс г. Минска
Основан в 1067 году. В административном делении имеет 9 районов. Территория — 0,307 тыс. км2 с численностью населения 1864,1 тыс. человек (на 01.01.2011 г.). Трудовые ресурсы города на эту дату составляли 1416,2 тыс. человек, из которых 1086,3 тыс. — занятое население. Город специализируется на производстве грузовых автомобилей, тракторов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, силовых трансформаторов, бытовых холодильников и морозильников, подшипников, шерстяных тканей. В Минске находятся 17 музеев, 10 театров, цирк, зоопарк и ряд других учреждений культуры.
Устойчивое развитие регионов — это залог устойчивого развития республики в целом. Целью регионального развития на ближайшую пятилетку должны стать повышение эффективности и структурные преобразования экономики на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.
Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.

41. Рынок капитала
Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала – рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций , векселей и др.)
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля – продажа ценных бумаг.
Ценные бумаги – это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага выступает в качестве документа, определяющего долю собственности в компании – эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице государства или других организаций.

42. Валютный рынок
Валютный рынок — это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.
Валюта — национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях, международных расчетах. Валюта обслуживает внешнюю торговлю товарами и услугами, международное движение капитала, перевод прибылей из одной страны в другую, внешние займы и субсидии, международный туризм, государственные и частные денежные переводы и др. Важной характеристикой валюты является ее конвертируемость.
Валютный курс (обменный курс) — цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты. Различают фиксированный валютный курс и плавающий валютный курс.
Валютный рынок Беларуси проходит стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика высокоразвитых стран прошла многовековой путь и достигла высокой степени совершенства. Накопленный опыт функционирования валютных рынков, рыночного поведения валют, потенциал валютных операций и валютного регулирования представляют для стран с переходной экономикой жизненно важный интерес и должны быть глубоко изучены. Ключевыми категориями для рассмотрения этого опыта и понимания сущности национальных и мирового валютного рынков являются понятия платежного баланса и валютного курса, факторов динамики валютного курса, его прогнозирования и регулирования, совокупность и механизмы валютных операций с валютными ценностями.

43. Фондовый рынок.
В экономической системе государства фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.
Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой, являющейся связующим звеном между инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности.
Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.
В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Он играет значительную и возрастающую роль в экономике промышленно развитых стран.
Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:
• инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;
• передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.
Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике. Посредством фондового рынка обеспечивается перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.

44 Институты товарных рынков.
Цели рынка:
1) Удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения
2) Создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства к собственным производствам
3) Обеспечение положительного внешнеторгового баланса
Для достижения целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия позиционирования товарных рынков.
Рыночная инфраструктура — совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение, продажу, прием и выпуск товаров, хранение, отсортировку, упаковку, транспортировку, информационное обслуживание.
Инфраструктура рынка товаров народного потребления представлена сетью различных торговых предприятий, товарных бирж, выставок, ярмарок, аукционов, торговых представительств, дилерских дистрибьюторских организаций, оптово-посреднических фирм.
По характеру выполнения в сфере товарного обращения акций процессы и операции, совершаемые в торговле делятся на технологические и коммерческие.
Промежуточное положение между двумя видами процессов занимают дополнительные торговые услуги. Различают 2 вида поставщиков: изготовителей и посредников.
Приоритетные направления развития товарных рынков:
• Рост объемов реализованной продукции новых видов услуг
• Создание системы электронной торговли

45 Преобразование форм собственности
Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.
Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность
В нашей стране существуют две формы собственности — государственная и частная. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-теририториальных единиц). .Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.
Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:
• формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов;
• усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;
• создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;
• увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного
В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.
На первом этапе (1991 —1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества.
Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % — чеками «Имущество»..
Третий этап — этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности.
В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:
• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО);
• выкуп арендованного имущества арендной организацией;
• продажа на аукционе и по конкурсу.
Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации

Продолжение ->



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии