БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политическая и правовая мысль Античности

Политическая и правовая мысль Античности

Автор: Maxvel 1-11-2010, 23:27

Политическая и правовая мысль Античности

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

В Греции с VIII в. до н. э. начался процесс разложения первобытной общины и становления государств-полисов. Спарта стала олигархической республикой, Афины утвердились как демократическая республика.
В истории политико-правовых учений Древней Греции традиционно выделяют три периода:
— предфилософский (XI—VI вв. до н. э.), в течение которого преобладали мифологические представления о политике, праве и государстве. На этом этапе стали известны имена таких мудрецов, как Гомер, Гесиод, Солон, Гераклит, Пифагор;
— философский этап (классический) (VI—IV вв. до н. э.), в рамках которого зародилась и достигла расцвета рационализация государственно-правовых явлений. Этот период связан с учениями софистов, Сократа, Платона, Аристотеля;
— эллинский период являлся периодом кризиса и упадка политико-правовой идеологии (III—I вв. до н. э.) и был связан с именами Эпикура, стоиков и Полибия.
Наибольший интерес в изучении истории политико-правовых учений вызывает классический период, в котором произошла рационализация государственно-правового знания.
Политическая и правовая мысль рабовладельческой демократии получила отражение в работах софистов (софос — «мудрый») — философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать публично. Однако после критики Платона, который заметил, что софистам «нет никакого дела до истины, важна только убедительность», термин «софистика» приобрел негативный смысл.
Различают два поколения софистов: старшие развивали демократическую традицию (Протагор, Горнит, Гиппий и др.), а младшие отдавали предпочтение аристократии и тирании (Фрасимах, Калликл, Лико-фрон и др.).
Характерными чертами учения софистов стали релятивизм (отрицание абсолютной единой истины), скептицизм, агностицизм (абсолютное отрицание объективного знания о мире).
Одним из наиболее ярких представителей софистики стал Протагор. Его политико-правовые взгляды изложены в работах «Антилогии», «О государстве».
Согласно Протагору человек первоначально отличался от животного только умением обращаться с огнем, которому его научил Прометей. Люди овладели ремеслами, но еще не умели жить в сообществе, собираясь вместе, они враждовали.
Тогда боги наделили людей стыдом и правдой, и каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не устоит, если политическим искусством будут владеть немногие, в управлении же государством должны участвовать все граждане.

Софисты первыми предложили деление права на право естественное («физис») и право позитивное, условное («номос»). Также они выступали основоположниками современной теории прав человека, опираясь на естественно-правовую теорию.
Закон, по мнению софистов, — это выражение высшей справедливости и истины, на которую не может претендовать ни один человек. Закон, по Протогору, — совместное установление граждан, выражение согласован¬ной взаимной справедливости. Таким образом, софисты внесли в право¬вую теорию учение о законе как договоре, соглашении, объединившем граждан.
Воплощением идеального мудреца в древнегреческом мире стал Сократ (469—399 гг. до н. э.). В противоположность софистам Сократ предложил этико-антропологическое обоснование природы государственно-правовых явлений. Он считал, что поведение человека обусловлено существованием объективных моральных норм, которые делают различия между добром и злом не относительными, как у софистов, а абсолютными.
По Сократу, государство — нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости. Оно является продуктом человеческого разума, его знаний.
Сократ не высказывал своей приверженности тем или иным политическим порядкам, но он сугубо отрицательно относился как к тирании, так и к крайней демократии. Реально возможной и благоприятной формой государства он считал умеренную форму правления, сочетающую компетентность правящих и справедливые законы. Самой худшей формой правления он считал тиранию.
Нравственную основу и сущность государства, по мнению Сократа, составляют хорошие законы. Они — воплощение справедливости, кото¬рая выступает критерием законности в государстве.
Сократ оказал большое влияние на своих учеников, первым из которых был Платон (428—348 гг. до н. э.), родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды изложены в работах «Государство», «Политик», «Законы».
В диалоге «Государство» Платон изложил свой проект идеального государства. Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве разумному началу соответствует совещательное начало, яростному — защитное, вожделеющему — деловое. Эти начала воплощены в деятельности разных сословий: философов, воинов, производителей.
Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: править должны философы, защищать должны воины, которые подчиняются философам, философы и воины вместе должны управлять производителями.
Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству.
Идеальное государство, по Платону, — смешанное государство, состоящее одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. Идеальное государство состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли, причем собственность на землю государственная, а владение землей — частное. В состав граждан идеального государства не входят ремесленники и торговцы, а также в нем существует запрет на ростовщичество.
Управление идеальным государством осуществляется на основе сочетания монархического и демократического элемента. Монархический компонент составляют 37 стражей закона, демократический компонент — совет 360 человек и народное собрание.
Платон называл неправильными те законы, которые установлены не ради общего блага всего государства в целом.
Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государству боги».
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и политической науки. Основными работами Аристотеля являлись: «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».
Государство Аристотель рассматривал как общение, которое является наиболее важным из всех общений людей. Как и другие общения, оно организуется ради достижения блага и представляет собой естественное явление.
Государство для Аристотеля — совокупность граждан, а гражданами он считал тех, кто участвует в суде и народном общении.
Философ выделял шесть форм государственного правления: три правильные и три неправильные. Правильные — монархия, аристократия и полития. Неправильные — тирания, олигархия и демократия.
Идеальной он считал политию — смешанную форму правления, возникающую из двух неправильных форм — олигархии и демократии. Фактически полития — это государство, в котором правит средний класс и существует экономический строй с преобладанием собственности средних размеров.
Правовая теория Аристотеля подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествлял с политической справедливостью. Право — мерило справедливости, регулирующая форма политического общения.
 
Общество не может существовать без законов и права. Аристотель различал естественное и позитивное право. Под позитивным правом философ понимал изменчивые человеческие постановления, которые могли быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимал неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Естественное право, по мнению философа, предписывает разделение людей на рожденных повелевать и повиноваться, а также рабство.
Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы потеряли свою независимость и попали сначала под власть Македонии, а затем Рима.
Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
По своим философским воззрениям Эпикур (341—270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Он был автором таких работ, как «Правило (канон)», «О природе», «Письма», «О конечной цели».
Природа, по мнению Эпикура, развивается по своим собственным законам, без участия богов, а возникновение и становление человека, общества и государства является составной частью естественного процесса всеобщего развития. Данный процесс представляет собой движение атомов в пустоте.
Учение Эпикура о власти было основано на идее договора об общей пользе. Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе — взаимной безопасности.
Учение Эпикура, отличалось проповедью отстранения от политической деятельности. Счастье философ видел в отсутствии страдания, в полной невозмутимости и безмятежности духа. Для достижения этой Цели Эпикур предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самоусовершенствованию. Этим Эпикур выражал полное безразличие к политике.
Основателем стоицизма был Зенон Киттийский (ок. 836—264 гг. до н- э.), написавший ряд трактатов, таких как «О жизни, согласной с природою», «Пифагорейские вопросы», «Всеобщие вопросы», «Этика», «Логика».
  Мироздание в целом согласно стоицизму управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время Божественный характер и смысл. Судьба исключает свободу воли и предполагает подчинение неизбежному року.
В основе гражданского общежития лежит по мысли стоиков естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Лучшей формой правления стоики считали аристократию и царскую власть, а также смешанную форму. Это было обусловлено тем, что мудрецы и правители добродетельны и свободны, поскольку они живут в соответствии с естественным законом.
Стоики понимали государство космополитически — как мировое сообщество. Это обусловлено тем, что человеческая природа является частью общей природы и мироздания и подчиняется закону судьбы.
Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди — граждане единого мирового государства и что человек — гражданин Вселенной.
Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия (210—120 гг. до н. э.) — греческого историка и политического деятеля, создавшего «Историю в сорока книгах».
Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.
Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Полибий придерживался циклических взглядов на развитие общества, в соответствии с которыми происходит его движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются», совершая таким образом круговорот в смене форм государства. Полибий объяснял причины смены форм государства, обращая при этом внимание на то, что каждая из этих форм не является совершенной. Он видел спасение в смешанной форме правления, сочетающей в себе царскую власть, аристократию и демократию.
В качестве исторических примеров смешанного строя Полибий приводил аристократическую Спарту, Карфаген, Крит. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулы), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Обычаи и законы характеризовались Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.



Основные направления политико-правовой мысли
в Древнем Риме
Учения о политике и праве в Древнем Риме имеют много общего с политико-правовыми концепциями Древней Греции, что объясняется культурным влиянием эллинистической культуры на все Средиземноморье. Политико-правовые учения в Древнем Риме испытали влияние философских систем греческих ученых.
Новизна и оригинальность политических идей римских мыслителей объясняется иными формами политического и экономического устройства римского государства, например наличием крупных форм рабовладения, наличием политических институтов, которых не знала Древняя Греция. Представления о формах правления, механизмах власти развивались применительно не к городу-полису, а к мировой Империи.
В Древнем Риме юриспруденция становится самостоятельной наукой.
История Древнего Рима характеризуется ожесточенной классовой борьбой плебеев и патрициев, что отразилось в учениях Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.), последовательно боровшегося против узурпации власти. Его правовые идеи закреплены в трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях».
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находились под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей Римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности.
Цицерон впервые предложил юридическое понимание государства: «Государство (respublica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Происхождение государства Цицерон связывал с врожденной потребностью людей жить вместе, в семье, поселением. Возникновение не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что государство и право основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Придерживаясь концепции о естественном происхождении права, о равенстве всех людей от природы, Цицерон вместе с тем утверждал, что государство является и народным установлением, что существует неравенство между людьми, порожденное установившимися в обществе порядками, что следует признать и рабство, обусловленное самой природой, предоставляющей лучшим людям господствовать над низшими для их же пользы. Подобные высказывания вносят противоречивость в учения Цицерона.
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
В классификации форм государства Цицерон продолжает греческую традицию и в качестве критерия классификации выбирает количество правящих. Цицерон различает простые формы государства: царскую власть — правление одного; власть оптиматов — правление нескольких выборных лиц; народную власть — верховенство народа. «И вот когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».
Однако все эти формы имеют свои недостатки, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. При царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов. При власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы. При демократии несправедливо само равенство.
В случае если бы предстоял выбор среди них, то предпочтение следовало бы отдать царской власти, а на последнее место поставить демократию. «Благоволением своим, — пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.
Смешанная форма, т. е. четвертый вид, образуется от смешения первых трех видов. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Примером является Римская республика, в которой консулы являлись аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народное собрание и народные трибуны — аналогом народной власти.
Право Цицерон полагал основой государства, и в этом смысле государство являлось уже не просто нормальным сообществом свободных граждан, но и правовым сообществом. При этом имелось в виду сообщество свободных сословий и граждан Римской республики, но вовсе не рабов.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.
В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и Неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее Божественного начала) присущи разум и законообразность, определенный порядок.
Цицерон отличал естественное право от человеческих законов. По Цицерону, естественное право возникло раньше, чем писаный закон и государство вообще. Человеческие установления должны соответствовать справедливости и праву.
Цицерон дал следующее развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, Создатель, судья, автор закона».
Право, по мнению Цицерона, устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
Наибольшего расцвета римская юриспруденция достигла в годы Империи. К числу наиболее крупных юристов того времени можно отнести Гая, Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина.
Понятие права юристами толковалось широко, разделялось на части: естественное право — дано от Бога и распространяется на все живое; право народов — определяло правовой статус римлян к покоренным народам и соседним государствам; право граждан — регулировало правовой статус свободных римлян. Эти составные части права не являлись изолированными друг от друга.
римские юристы говорили о праве как о нравственном явлении. «Изучающему право, — писал Ульпиан, — надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» («jus»). Право получило свое название от «jus-titia» («справедливость»), ибо согласно определению Цельса «право есть наука о добром и справедливом».
Важнейшим достижением римских юристов явилось деление права на публичное и частное. Ульпиан различал эти разновидности права: право публичное — относится к положению римского государства; право частное — относится к пользе отдельных лиц. В свете цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы, касающиеся защиты частной собственности, имущественных отношений, семьи, прав личности и некоторых других проблем.
Своего расцвета римская юриспруденция достигла в первые два с поло¬виной века империи. Первые императоры старались заручиться поддержкой известных юристов. Уже со времени правления Августа им предоставили специальное право давать ответы от имени императора. Специальный закон Валентиниана о цитировании юристов (426 г. до н. э.) придал силу закона толкованиям Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина.
Заслуги римских юристов в деле развития юриспруденции переоценить невозможно. Созданная усилиями римских юристов, юриспруденция стала фундаментом развития юридической науки в дальнейшем, что предопределило ее дальнейшую рецепцию (развитие) в ряде стран Европы.
В VI в. до н. э. под руководством Трабониала началась работа по кодификации сочинений римских юристов.
Результатом кодификации стал Кодекс Юстиниана, включавший в себя:
1) институции — основы римского права для начального обучения (Институции Гая);
2) дигесты (Пандекты) — собрание отрывков из сочинений тридцати восьми юристов;
3) собственно Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций;
4) новеллы.
Также важной заслугой римских юристов стало то, что с III в. до н. э. началось публичное обучение юриспруденции, которое получило дальнейшее развитие в системе юридического образования Запада.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии