БарГУ.by » 2 часть шпаргалок по инвестиционному проектированию

2 часть шпаргалок по инвестиционному проектированию

21. Анализ влияния инфляции может быть произведен для двух вариантов
• темп инфляции различный по отдельным составляющим ресурсов (входных и выходных),
• темп инфляции одинаковый для различных составляющих затрат и издержек.
В рамках первого подхода, который в большей степени отвечает реальной ситуации, особенно в странах с нестабильной экономикой, метод чистого современного значения используется в своей стандартной форме, но все составляющие расходов и доходов, а также показатели дисконта корректируются в соответствии с ожидаемым темпом инфляции по годам. Важно отметить, что произвести состоятельный прогноз различных темпов инфляции для различных типов ресурсов представляется чрезвычайно трудной и практически неосуществимой задачей.
В рамках второго подхода влияние инфляции носит своеобразный характер: инфляция влияет на числа (промежуточные значения), получаемые в расчетах, но не влияет на конечный результат и вывод относительно судьбы проекта.

22. Понятие инвест. риска, основные виды рисков
Риски - финансовые потери в виде снижения капитала или утраты дохода, прибыли из-за последствий неблагоприятных событий в течение срока жизни инвестиций. Управление риском - мероприятия, направленные на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения доходности и риска, включающие оценку, прогноз и страхование соответствующего риска.
К видам рисков относятся:
- инфляционный риск – риск в результате обесценивания реальной стоимости инвестиций (активов) или ожидаемых доходов и прибыли от неконтролируемого роста инфляции;
- рыночный риск, возникаемый в результате отрицательного изменения стоимости активов из-за колебаний процентных ставок, курса валют, цен акций, облигаций. Этот риск принято относить к неуправляемым);
- операционный инвестиционный риск, связанный с вероятностью инвестиционных потерь вследствие технических ошибок, влекущих за собой аварии и простои технологического оборудования, появление брака;
- функциональный риск, вероятность возникновения которого связана с ошибками, допущенными при формировании и управлении портфелем финансовых инструментов;
- селективный инвестиционный риск, связанный с неправильным выбором видов вложений инвестиций;
- кредитный риск, вероятность его связана с невозможностью заемщика или поручителя выполнять принятые на себя обязательства по уплате процентов по займу.
- строительный риск, связ. с ошибками в проектно-сметной документации или банкротством участников.
- производственные риски возникают вследствие использования новой техники и технологии. Кредиторы берут на себя большую часть рисков в том случае, если они поддаются расчету и являются управляемыми;
- финансовые риски проектов связаны с увеличением расходов и соответственно со снижением рентабельности проектов, уменьшением дивидендов и дополнительным заимствованиям;
- риски реализации могут быть следствием ошибочной оценки рынка (его объема, сегментации), устаревания продукции или несоответствия ее потребительским свойствам.
По сфере проявления различаются:
- технико-технологические риски, связанные с факторами неопределенности, оказывающими влияние на технико-технологическую составляющую инвест. деят. - социальные факторы, связ. с ф-ми неопред., оказыв. влияние на соц.сост. - экологические, связ. с ф-ми неопред., оказыв.влияние на экол. сост.
Риск поддается прогнозированию, что делает возможной разработку отдельных мер, обеспечивающих его снижение.

23. Оценка устойчив. проекта в услов. неопредел.
В расчетах эффективности рекомендуется учитывать неопределенность, т.е. неполноту и неточность информации об условиях реализации проекта, и риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Показатели эффективности проекта, исчисленные с учетом факторов риска и неопределенности, именуются ожидаемыми.
При этом сценарий реализации проекта, для которого были выполнены расчеты эффективности рассматривается как основной (базисный), все остальные возможные сценарии – как вызывающие те или иные позитивные или негативные отклонения от отвечающих базисному сценарию (проектных) значений показателей эффективности.
Наличие или отсутствие риска, связанное с осуществлением того или иного сценария, определяется каждым участником по величине и знаку соответствующих отклонений. Риск, связанный с возникновением тех или иных условий реализации проекта, зависит от того, с точки зрения чьих интересов он оценивается. Отдельные факторы неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных значениях этих факторов затраты и результаты по проекту существенно различаются. Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказывается эффективным и финансово-реализуемым, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-экономическим механизмом проекта.

24. Методы оценки риска
В целях оценки устойчивости и эффективности проекта в условиях неопределенности рекомендуется использовать следующие методы (каждый следующий метод является более точным, хотя и более трудоемким, и поэтому применение каждого из них делает ненужным применение предыдущих): 1) укрупненную оценку устойчивости; 2) расчет уровней безубыточности; 3) метод вариации параметров; 4) оценку ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности.
Все методы, кроме первого, предусматривают разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных для каких-либо участников условиях и оценку финансовых последствий осуществления таких сценариев. При выявлении неустойчивости проекта рекомендуется внести необходимые коррективы в организационно-экономический механизм его реализации, в том числе:
- изменить размеры и/или условия предоставления займов;
- предусмотреть создание необходимых запасов, резервов денежных средств;
-скорректировать условия взаиморасчетов между участниками проекта;
- предусмотреть страхование участников проекта на те или иные страховые случаи.
В тех случаях, когда и при этих коррективах проект остается неустойчивым, его реализация признается нецелесообразной.

25. Методы и приемы снижения рисков
риск-вероятность потери ресурсов или неполучения доходов. Задача менеджеров заключается:управлять рисками. Способы управления рисками раздел на 2 осн направления: 1) методы предупреждения и ограничения риска (снизить уровень риска); 2) методы возмещения потерь (компенсировать причиненный ущерб организации).К первому направлению относятся: 1) тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска; 2) лимитирование риска – это установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением; 3) использование различных гарантий и залогов для обеспечения выполнения обязательств должника; 4) диверсификация рисков (инвестирование капитала организации в различные виды деятельности; в различные виды ценных бумаг; дублирование поставщиков; разделение партий при транспортировке ценного груза; хранение ценностей в разных местах); 5) применение эффективных систем контроля, которые позволяют выявлять и предотвращать возможные потери; 6) ориентация на среднюю норму прибыли (высокая прибыль Þ увеличение риска). Ко второму направлению относятся: 1) создание специальных страховых или резервных фондов; 2) страхование рисков в страховых организациях.

26. Способы и формы организ-ии. финансир-я. ИП
В теории и практике финансов различают два таких основных способа.
За счет внутренних источников: неиспользованные амортизационные отчисления; капитализация дивидендов; использ. накоплений нераспределенной прибыли и фондов, резервов; продажа, сдача в аренду, в заклад и т.д. имеющихся в распоряжении активов; использ. внутренних ресурсов в строительстве.
За счет внешних источников: эмиссия новых выпусков акций; эмиссия облигаций; привлечение кредитов и займов; централизованные источники финансирования (из государственного и местных бюджетов, благотворительных фондов и других безвозвратных источников).
На выбор ист-в финансирования влияют: интересы лиц, причастных к реализации ип, темпы роста оборота фирмы и его стабильность, структура активов фирмы, тяжесть налогового бремени, приемелмая степень риска и др.
Методы привлечения инвестиций:
Рублевые и валютные кредиты:
+ проценты в пределах установленных, гибкость во взаимств и погашении.
– краткосрочные, требование залогового обеспечения, может стать препятств для др ист финансир.

ЧП и амортизация –
+ возможность использ льгот по налогу на прибыль при условии полного исп амортизации,
- может возникнуть конфликт с собственниками.
Лизинг – + оплата имущества в рассрочку, ставка % ниже чем при кредите, невыплата лиз. платежей не ведет к банкротству, возможн проверить кач-во оборуд.
– амортиз. оборудов. у лизингополучателя, договор лизинга часто содержит специфич. условия.
Выпуск облигаций - + возможн привлеч. ср-в мелких инвесторов.
– может стать препятств. для послед допол финансир, % выплач из ЧП.
Стратегич. инвестиции - + стратег. инвестор предост не только финансы, но и связи, опыт, собств рынки сбыта.
– возможна уступка крупного пакета акций

27. Собств. средства и проблемы их финансирования
Финанс. основу предприятия – сформир. им собственный капитал. Собств. капитал - общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов.
Цели формир собств капитала: 1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. 2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.
Осн внутр. источн. формир капитала: оставшаяся прибыль, амортиз. отчисления.
Внешние ист: привлеч. дополн. паевого или акционерного капитала; бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Приумножение собственного капитала предприятия связано обеспечением необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

28. Бюджетные ист-ки финансир. инв. проектов
Бюджетные ассигнования -средства (субсидии) из бюджетов различных уровней, которые относятся к средствам, предоставляемым на безвозмездной и безвозвратной основе. Необходимость Б.А. обусловлена наличием таких сфер деятельности и отраслей общественного производства, которые имеют общегосударственное значение, но являются недостаточно рентабельными, малопривлекательными, нереальными для частного инвестора из-за высокой капиталоемкости и материалоемкости, высокого уровня риска.
За счет бюджетных ассигнований финансируются в основном объекты социальной и производственной инфраструктуры, новые прогрессивные развивающиеся отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие структурным изменениям в экономике.
Особенности Б.А.: 1. возможность предоставления средств на условиях безвозвратности и безвозмездности; 2. гласность разработки и исполнения программ бюджетных ассигнований; 3. адресный характер, строгая целевая направленность финансирования и жесткий финансовый контроль; 4. преобладание социальных приоритетов и приоритетов объектов национальной экономики.

29. Банковское кредитование Ип. Кредиты
Кредитование инв. проектов предполагает наличие бизнес-плана, тэо и, , контрактов (договоренностей, сделок), предусматривающих поставку закупаемого имущества, реализацию необходимых работ. Заемщик должен иметь устойчивое финансовое положение, быть способным качественно обслуживать и своевременно погашать предоставляемый кредит. финансирование проекта банк не берет на себя на все сто процентов, требуется обязательная доля вложения заемщиком собственных средств, которая колеблется на уровне от 20 до 50 процентов от общей стоимости проекта. Инв. кредит. предполагает наличие обеспечения, то есть кредиты предоставляются под ликвидный залог.
Кредит – операция банка по предоставлению заемщику средств на условиях срочности, возвратности и платности.
Виды кредита:
1) Банковский 2) Коммерческий
3) Потребительский
4) Международный
5) Государственный

30. Кредитование за счет иностранных кредитов
Привлечение и погашение иностранных кредитов осуществляются на условиях, определяемых международным договором, или (и) межбанковским соглашением, или (и) индивидуальным кредитным соглашением, или (и) иным кредитным соглашением. Предложения о предоставлении иностранных кредитов под гарантии Правительства РБ для рассмотрения целесообразности их использования направляются республиканским органом государственного управления, получившим указанные предложения от иностранного кредитора в Мин. эк. Мин.фин., Мин. иностр. дел и Нац. банк. Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранный кредит является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Контроль за целевым и своевременным использованием иностранных кредитов, а также своевременным погашением задолженности по иностранным кредитам осуществляется банком-агентом, банком-гарантом, Мин фин республиканским органом государственного управления, в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, а также иными органами валютного контроля. В случае неисполнения инвестором (заемщиком) в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невозможности взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке эти обязательства исполняются банком-гарантом.

31. Лизинг как форма финансирования ИП
Лиз. кредит - это отношения между юрид. самост. лицами по поводу передачи в лизинг осн. средств пр-ва или товаров в длит. пользование, а также финансир., приобрет. движ. и недвиж. арендуемого имущества.
Лизинг представляет собой форму имущественного кредита и является одним из видов инвестирования в оборудование, недвижимость и прочие основные фонды.
Объектом лизинга может выступать любое движ. и недвиж.имущество, относящееся к основным фондам и являющееся предметом купли-продажи Субъектами лизинга выступают лизингодатель, лизингополучатель (пользователь), производитель
Виды лизинга:
А) По составу участников:
1. Прямой (собственник имущества (поставщик, изготовитель) самостоятельно без посредников сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка));
2. Косвенный (передача имущества происходит через посредника - лизингодателя).
Б) Способу приобретения имущества:
1. Стандартный (изготовитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает это оборудование в аренду потребителю);
2. Возвратный (собственник имущества продает его лизинговой компании, а затем берет его в лизинг);
3. Производителя или поставщика (лизингодатель финансирует производителя, который выполняет две функции - продавца объекта лизинга и лизингополучателя с правом сублизинга);
4. Возобновляемый (периодическая замена ранее сданного в лизинг оборудования на однородные, но более совершенные образцы);
5. Револьверный (разновидность возобновляемого: позволяет лизингодателю по истечении определенного срока обменять используемое оборудование на другое).
В) По степени окупаемости:
1. Оперативный;
2. Финансовый (полная окупаемость).
Основным достоинством лизинга является то, что данный метод позволяет предприятию-лизингополучателю быстро приобретать необходимое ему оборудование, не отвлекая единовременно из своего оборота значительные финансовые ресурсы.

32. Ипотечное кредитование ИП
Ипотечный кредит - долгосрочный кредит на инвестиции в недвижимость, погашение которого гарантировано передачей заемщиком кредитору права на недвижимость в качестве обеспечения денежной ссуды.
Осн.критериями для банка при определении размера ипотечного кредита являются цена залога, уровень доходов клиента (или его способность выплачивать кредит), документально подтвержденное качество инвестиционного проекта. Самый низкий из этих факторов и определяет макс. возможный размер ипотечного кредита. Сроки предоставления ипотечных кредитов могут быть существенно выше, чем коммерческих кредитов. Но для классиф. видов ипотечных кредитов решающим критерием является не срок погашения, а цель, для которой он предоставлен. Две группы кредитования под залог недвижимости. 1 гр образуют ипотечные кредиты непредпринимательского характера. 2 гр образуют ипотечные кредиты для юридических лиц и физических лиц, используемые в предпринимательских целях. Предпринимат. ипотечные кредиты в большинстве случаев направлены на кредитную поддержку бизнеса в жилищном строит-ве или в жилищном хозяйстве вообще, а также на поддержку такого типа предприним-ва, при котором залогом может быть недвижимость смешанного характера. Возможность разнородного использования одной и той же недвижимости повышает ее цену.

33. Госуд. комплексная экспертиза
Гос. комплексная экспертиза ип осуществляется в течение не более 30 дней со дня поступления материалов по этому проекту в Мин. эк.. Гос. комплексная экспертиза ип основывается на следующих материалах и заключениях: 1. Представл. инвест-м письменное заявление с прилож.: 1.1. бизнес-плана; 1.2. для иностр. инвестора, не являющегося резидентом РБ, –доказательства юрид. статуса иностр. инвестора. 1.3. заключения органа госуд. управления в подчинении которого находится инвестор, если такое подчинение инвестора имеется, либо к компетенции которого относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг); 1.4. аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора (инициатора инвестиц. проекта); 1.5. заключения Гос. комитета по науке и технологиям о научно-техническом уровне используемых технологий по инвест. проектам, претендующим на государ. поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях; а также по иным инвест. проектам в случаях и на условиях, определенных Правит. 2. заключения Мин. финансов о существ. и прогнозир. задолж. инвестора, о ранее предоставленной инвестору государственной поддержке. Заключение о результатах государственной комплексной экспертизы выдается инвестору (инициатору инвестиционного проекта) не позднее 5 дней со дня ее завершения. В случае отказа – возможность доработки проекта.

34. МТО проекта
МТО ип - это процесс, который содержит: систему матер-технич обеспечения проекта, определ. потребности в ресурсах, размещения заказов на поставки и осуществл. их в сроки, согласно требованиям непрерывности и ритмичности инвест.процесса. Система мто ип включает: поставки материальных ресурсов для реализации проектов на стадии освоения инвестиций; оптовую торговлю технологическим оборудованием, строительными материалами конструкциями и деталями; торговлю строительными материалами, конструкциями и деталями через систему строительных бирж, торговых домов и посреднических предприятий и т.д. МТО ИП осущ. через систему закупок и поставок.
Различают следующие организационные формы закупок:
- прямые закупки, при кот.сущ. правовые связи между двумя субъектами купли-продажи закупок путем заключения договора поставок;
- посреднич-е закупки, при кот. лицо, осуществл-ее. проект, вступает в правовые отношения с посредником,;
- биржевые закупки, при кот. лицо, осущ-ее проект, заключает контракты на поставку необходимых материально-технических ресурсов
Потребности в материально-технических ресурсах для реализации инвестиционных проектов определяются, анализируются и уточняются на стадии подготовки ТЭО как в количественном, так и в качественном виде.

35. Орагнизация и проведение тендеров
Тендер - способ выявления поставщика товаров, подрядчика работ, исполнителя услуг, представл. собой соревнование представл. претендентами с т.зр. их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации, и обеспечения лучших условий исполнения контракта с Предприятием. Виды тендеров: Открытый тендер – тендер, к участию в котором приглашаются все желающие фирмы и организации. Закрытый тендер – тендер, который проводиться путем направления персонального приглашения к участию.
Субъекты деятельности по проведению тендеров: Организатор тендера - коллегиальный орган, сформированный и утвержденный Генеральным директором предприятия в целях подготовки и проведения всех процедур тендера. Рабочая группа при комитете – группа раб-в предпр., вкл. в себя представителей предпр., обеспечив. конкретную закупку в силу возложенных на них задач. Претендент - потенциальный поставщик, подрядчик, исполнитель или покупатель, тем или иным способом изъявивший желание принять участие в конкурсе или определенный Организатором конкурса для участия в закрытом конкурсе. Участник тендера - любое физ или юр лицо (вкл иностранное), передавшее в установленном порядке и сроки комитету пакеты конкурсных документов и допущенное комитетом к конкурсу.
Победитель тендера - участник, который решением комитета признан выигравшим конкурс и утверждён решением Председателя договорно-тендерного комитета в установленном положением порядке.
Проведение торгов является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, финансируемых: - за счет средств рес.и (или) местных бюджетов, госуд. целевых бюджетных фондов, госуд. внебюджетных фондов, внешних госуд. займов и кредитов банков , - при стоимости строительства объектов 3 000 базовых величин и более; – за счет иных источников, - при стоимости строительства объектов 50 000 базовых величин и более.
Председатель комитета вправе устанавливать дополнительные требования к участникам:
- опыт работы - не менее 2-х лет;
- наличие необходимых материальных ресурсов;
- наличие квалифицированного персонала, имеющего соответствующие сертификаты;
- отсутствие невыполненных обязательств перед предприятием или третьими лицами
- отсутствие задолженности перед бюджетом;
- отсутствие возбужденных уголовных дел и неснятых судимостей в отношении должностных лиц участника;
Организатор тендера вправе требовать от претендентов предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным Организатором тендера для его участников.

36. Организация контроля и мониторинга за ходом реализации проекта.
Мониторинг — процесс, при пом кот проект-менеджер определяет, правильны ли его решения, как осуществляется проект (по времени, стоимости, ресурсам), не требуются ли корректировки. Задачи мониторинга:получить фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения.
Мониторинг должен обеспечить:
• учет (систематическое и планомерное наблюдение за всеми процессами реализации проекта);
• выявление отклонений от целей ;
• прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
• обоснование необходимости принятия корректирующего воздействия.
отличие мониторинга и контроля – отсутствие в первом и наличие во втором управленческих решений.
Различают три основных вида контроля:
-предварительный; -текущий; - заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ и направлен на соблюдение определенных правил и процедур. Текущий контроль осущ при реализации проекта и включает процедуру мониторинга.
Заключительный контроль проводится на стадии завершения проекта для интегральной оценки реализации проекта в целом. На его основе обобщается полученный опыт для последующей разработки и реализации проектов-аналогов, совершенствуются процедуры управления.

37 Регулирование хода реализации проекта.
Руководитель проекта осуществляет:
• координацию всех видов деятельности по проекту между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиками; .• несет ответственность за подготовку графиков проектных работ и поставок оборудования и материалов;
• отвечает за выполнение указаний по изменению исходных данных;
• несет ответственность за подготовку заявок на приобретение оборудования и материалов;
•отвечает за проведение совещаний,а также за представление данных для отчетности по затратам по проекту.
Менеджеры-исполнители осуществляют:
•повседневный мониторинг выполнения работ и представление в проектную команду информации о ходе реализации работ проекта;
• обеспечение всего комплекса работ по всем параметрам в соответствии с техническими заданиями;
•участие в координационных совещаниях, формирование и осуществление решений по регулированию хода реализации проекта.
Основной функцией контроля являются отчеты. Отчеты должны включать описание имеющихся отклонений в ходе производства заданных объемов работ от плановых показателей. Это необходимо для своевременного внесения корректировок. При этом отклонения дб выражены в относительных единицах (%),и в абсолютных (количествах, руб). ОТЧЕТ должен включ осн пунктов:
1. сметную стоимость (суммарную, на данное число или настоящий период);
2. фактич результаты;
3.прогнозируемые результаты:;
4. отклонения, кот показывают, насколько фактич и прогнозируемые результаты отличаются от планируемых или расчетных показателей;
5. причины.
Управление изменениями предст собой процесс прогнозирования и планирования будущих изменений, регистрации всех Потенц изменений для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также организации мониторинга и координации исполнители, реализующих изменения в проекте.
Инициировать изменения могут заказчик, инвестор, проектировщик,подрядчик. Причинами внесения изменений явл невозможность предвидения на стадии разработки проекта новых проектных решений, более эффективных материалов, конструкций и технологий, а также отставание от запланированных сроков, объемов вследствие непредвиденных обстоятельств. Входные данные общего контроля изменений содержат базовый план проекта, отчетность о ходе реализации проекта и требования на изменения в проекте. Для управления необх применение подходов: реализация эффект взаимосвязи между участниками; разграничение ролей и ответственности; возможность отслеживать влияние изменений на временные и стоимостные показатели проекта.

38 Формы и методы гос регулирования инвестиц деятельности Гос регулирование инвестиц деятельности предусматривает:
1. Прямое участие гос-ва в инвест. деятельности путем:
1.1. принятия госуд. инвестиц. программ и финансир. их за счет средств республ. бюджета;
1.2. предост. централиз. инвестиц. ресурсов из средств респуб. бюджета для финансир. ИП на основе платности, срочности и возвратности;
1.3. предоставления гарантий Правительства РБ по кредитам, привлекаемым для реализации ИП;
1.4. проведения госуд. комплексной экспертизы ИП;
1.5. предост. концессий нац. и иностр.инвесторам.
2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;
2.2. защиты интересов инвесторов;
2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;
2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

39 Стимулирование и гос поддержка инвест деят-ти
В процессе осущ. инвест. деят., в том числе при реализации инв.проектов, инвесторы имеют право получить гос поддержку. Гос поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Инвестиционным проектом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.
Гос поддержка оказывается в виде предоставления:
гарантий Правительства Республики Беларусь;
централизованных инвестиционных ресурсов.
Гос поддержка инвест проектов осущ за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников.
Гарантия Правительства РБ– обязательство РБ перед кредитором отвечать за исполнение обязательств инвестора.
Гарантии Правительства РБ предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков РБ для реализации инвестиционных проектов. Порядок предоставления гарантий определяется Кодексом и иными актами законодательства РБ.
Централизованные инвестиц ресурсы – финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания гос поддержки инвестиционных проектов.

40 Инвест кодекс, его структура и содерж. разделов
Общая часть
Раздел і. Общие положения
Глава 1. Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Глава 3. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций
Особенная часть
Раздел іі. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории республики беларусь
Глава 4. Цель, источники и виды государственной поддержки инвестиционной деятельности
Глава 5. Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов
Глава 6. Гарантии правительства республики беларусь под привлекаемые иностранные кредиты
Глава 7. Условия и порядок предоставления гарантии правительства республики беларусь под привлекаемые кредиты банков республики беларусь
Глава 8. Государственная поддержка производств, основанных на новых и высоких технологиях
Глава 9. Централизованные инвестиционные ресурсы
Глава 10. Инвестиционный договор с республикой беларусь
Раздел ііі. Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий
Глава 11. Общие положения о концессии
Глава 12. Порядок заключения концессионного договора
Глава 13. Условия концессионного договора и его выполнение
Раздел іv. Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории рб
Глава 14. Общие положения
Глава 15. Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Раздел v. Особенности направления инвестиций на территорию иностранных государств
Глава 16. Общие положения по направлению инвестиций на территорию иностранных государств
Глава 17. Особенности открытия счетов и учета инвестиций за пределами республики беларусь
Раздел vі. Заключительные положения
Глава 18. Заключительные положения

41 Гарантия прав инвесторов и защита инвестиций.
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
Государство гарантирует стабильность прав инвестора.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осущ действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование (вложение инвестором в объекты инвестиц деятельности прибыли, уже полученной им в результате такой деятельности).
Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли, полученной на территории Рб в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.
Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества дБ равной рыночной стоимости этого имущества. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LІBOR).
Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице РБ, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.
Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

42. Осущ. инв. деят. на основе концессий
На основе концессии может осущ. инвест. деят-ть в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности гос-ва. Либо деят-ть на осуществление которой распространяется исключительное право государства. концессия - дог-р заключенный РБ в лице прав-ва с одной стороны и нац. инвестором, а также иностр. инвестором с другой стороны по передаче на возмездной основе и на определ. срок права на осуществление на тер-рии РБ отдельного вида деят-ти на которую распространяется исключит. право гос-ва, либо право пользования им-вом находящимся в собств-ти. Инв-ый кодекс выделяет след виды концессионных договоров: 1) полный концессионный дог-р(при котором за инвестором(концессионером) сохраняется право собственности на произведенную им прод-цию. В соотв-вии с дог-ром при этом концессионер уплачивает все установленные законом налоги. 2) концесс-й дог-р о разделе прод-ции. При котором произведенная в соотв-вии с дог-ром прод-ция делится м/у концессионером и гос-вом в порядке и размере опред-ном дог-ром. При этом концессионер полностью или частично освобожд-ся от уплаты налогов, других обязат-ых платежей в связи с передачей гос-ву права собств-ти на часть произведенной прод-ции. 3) Договор о выполнении работ, оказании услуг, при котором право собств-ти на произвед-ю прод-цию передается гос-ву с выплатой концессионеру вознаграждения за оказанные им услуги, вып-е работы.

43. Иностранные инвестиции в РБ
РБ — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвест. кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах. Беларусь предлагает инвесторам следующие преимущества: географическое положение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическая и социальная стабильность, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научный и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, нахождение республики на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии. Входя в единое таможенное пространство с Россией, Беларусь предоставляет потенциальному инвестору широкий доступ не только к белорусскому, но и к огромной емкости российского рынка. В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь, с помощью которого вырабатываются основные задачи и меры для улучшения инвестирования, а так же решающий возникающие проблемы иностранных инвесторов. Иностранным и совместным предприятиям предоставляются различные льготы:-освобождение от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности в течение трех летж;-освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;-безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт для продукции собственного производства;- свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства многие другие льготы и преференции. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми корпорациями. Созданы совместные и иностранные предприятия с голландской «Кока-Кола», американским «МакДональдс», датским «МаерскМедикал».В настоящее время инвестиционная политика приобрела направленность к созданию универсальных общеэкономических условий для национальных и иностранных инвесторов в отношении действия стабилизационных норм, области лицензирования и внешнеэкономической деятельности. Правительство Республики Беларусь предприняло ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвесторов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство».

44. Формы привлеч. иностр. капитала
Привлеч. иностр. капитала (инвестиции) это многосторонний процесс. Необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль, как объекту, так и субъекту (инвестору). Существуют три основные формы иностранных инвестиций: прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им; портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования: 1) Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия). 2) Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). 3) Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

45. Созд. коммерч. организ. с иностр инвестициями
Основными странами-инвесторами в экономику Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия. В стране уже работают 5 тысяч коммерческих организаций с иностранным капиталом из более чем 70 стран мира и их число постоянно растет. Порядка 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовых автомобилей), компанией «Карл Цейсс» (производство оптики), а также иностранные предприятия — «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс», «Уномедикал» (производство медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов», «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков) и др. В республику инвестируют такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера — групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.

46. Гарантии и льготы иностр. инвесторам
Все секторы национальной экономики открыты для иностранных инвестиций, за исключением немногочисленных отраслей, что характерно и для мировой практики (оборона, безопасность, производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ). Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства. Законодательством Беларуси предусмотрена поддержка иностранных инвесторов в форме представления гарантий Правительства Беларуси и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам. Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно национализированы или реквизированы. Государство гарантирует инвестору право самостоятельного распоряжения результатами инвестиционной деятельности (реинвестировать прибыль либо свободно переводить полученный доход за границу после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством). Кроме того, гарантируется возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. Инвестиционная деятельность может осуществляться путем заключения инвестиционного договора иностранного инвестора с Республикой Беларусь. Это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта: право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона;

47. Инвестиции в СЭЗ
В наст время действует 6 свободных экономич зон (СЭЗ), созданных Указами Президента РБ с целью привлечения иностр инвестиций, новых технологий, развития импортозамещающего производства и создания новых раб мест. Резидентами СЭЗ могут стать только юрид лица, созданные в соот-вии с бел законодательством, в том числе с участием иностр инвесторов, могут стать резидентами СЭЗ. Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, заявленный объем иностр инвестиций должен составлять не менее 1 миллиона евро. Резидент СЭЗ должен располагаться на территории СЭЗ и заключить договор об условиях деятельности в СЭЗ с ее администрацией.
Среди главных преимуществ для резидентов СЭЗ:
- уменьшение налога на прибыль на 50% от ставки. Установленной законодательством; налог на прибыль не может превышать 12% для резидентов СЭЗ;
- прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
Предусмотренные законодательством льготы не применяются к юр лицам, осуществляющим деятельность:
• общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
• деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

48,49. Рынок ценных бумаг — совокупность экономич отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками или часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия и обращение специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость и способных самостоятельно обращаться на рынке.
Первичный и вторичный рынок.
Жизненный цикл ценной бумаги состоит из трех фаз: подготовка, конструирование выпуска, т.е. определение вида ценных бумаг в зависимости от конкретных целей, их номинальной стоимости, объемов размещения, доходности, сроков обращения и др.; продажа ценных бумаг первым владельцам; обращение размещенных ценных бумаг на рынке.
Первые две фазы проходят на первичном рынке, а третья — на вторичном. В свою очередь, вторичный рынок может быть организованным, когда обращение ценных бумаг осуществляется на основе устойчивых правил между участниками рынка, и неорганизованным — без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
Кроме того, рынок ценных бумаг может быть биржевым и внебиржевым. Биржевой рынок — это торговля ценными бумагами на фондовых биржах, внебиржевой — минуя фондовую биржу. Биржевой рынок — это всегда организованный рынок ценных бумаг, потому что сделки заключаются по строго установленным правилам и только между членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным.

50 Значимость иностр инвестиций, пути привлечения
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие. Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению.
Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями. С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления привлечения прямых иностранных инвестиций: в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); в создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках; в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии