БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА…...………………………………………......5
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА……………………………………………………………………..11
2.1. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА…………………………………………...…11
2.2. ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ…………………….13
2.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРОДЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА…………...19
ГЛАВА 3 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…38

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

ВВЕДЕНИЕ

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, свободу и личную неприкосновенность, защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обеспечивается конституционными положениями, которые имеют и непосредственное действие.
Реализации прав и законных интересов лица, нуждающегося в применении принудительных мер медицинского характера, служат уголовно-процессуальные нормы, которые закрепляют порядок производства по такой категории дел, права и обязанности участников уголовного процесса.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что среди вопросов процессуального порядка применения принудительных мер медицинского характера основным является вопрос о правовом положении лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РБ, в состоянии невменяемости и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Создание целостной концепции принудительных мер медицинского характера – одна из наиболее актуальных и далеко не решенных проблем в области правовой науки и юридической практики.
Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера существуют в рамках единого порядка уголовного судопроизводства и их введение продиктовано необходимостью учета специфики рассматриваемого субъекта уголовно-процессуальных отношений в целях обеспечения защиты его прав и законных интересов.
Условия и порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяются уголовно-исполнительным законодательством.
Объектом исследования в курсовой работе выступают общественные отношения в сфере применения законодательства о принудительных мерах медицинского характера.
Предмет исследования - уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст.100 - 107 УК РБ и практика их применения.
Цель курсовой работы – изучение порядка применения принудительных мер медицинского характера, имеющих фундаментальное значение в реализации принципов законности, справедливости и гуманизма, для повышения эффективности в профилактике общественно опасных деяний и преступности на теоретическом, законодательном и правоприменительном уровнях.
Основной целью курсовой работы является исследование вопросов производства о применении мер медицинского характера.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение, понятию принудительных мер медицинского характера, рассмотреть их виды и значение.
2. Охарактеризовать основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера и обстоятельства, подлежащие доказыванию.
3. Раскрыть процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера.
4. Проследить порядок применения принудительных мер медицинского характера, закрепленный в некоторых зарубежных странах.
Нормативную базу курсовой работы составляет конституционное и отраслевое законодательство – уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, а также законодательство о здравоохранении.
Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДЕЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Уголовный закон устанавливает правило, согласно которому не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения "общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического душевного заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 28 УК).
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом меры, которые представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами. Они заключаются в оказании ему медицинской помощи с целью его излечения, или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний. [4]
Под принудительными мерами медицинского характера следует понимать «предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, с целью излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения антиобщественного поведения».
В постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены указанные в ст. 89 УПК РБ обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют два критерия принудительных мер медицинского характера: юридический и медицинский. К юридическому критерию относят основания, цели, виды, порядок назначения, продления, изменения, прекращения этих мер судом в рамках уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. К медицинскому - само содержание этих мер, определяемое врачами-психиатрами.
Меры безопасности и лечения, применяемые к психически больным лицам, называются принудительными потому, что, во-первых, они назначаются, изменяются или прекращаются только по решению суда; во-вторых, без учета желания больного или его родственников; и, в-третьих, влекут в большей или меньшей степени ограничение свободы лица.
Несмотря на то, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, поскольку применяются на основании определения суда, а не приговора, не содержат элемента кары, не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости, длительность их применения зависит от состояния больного, они не влекут судимости. [7]
Рассматриваемый правовой институт не входит в содержание уголовной ответственности. Несмотря на принудительные свойства, меры медицинского характера являются способами лечения, а не наказанием и заключаются в оказании лицу, совершившему общественно опасное деяние, врачебной помощи.
Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
К указанным лицам, согласно ст. 101 УК, применяются принудительные меры безопасности и лечения, целью которых является предупреждение со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, их охрана и лечение.
Уголовный Кодекс РБ называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 101):
1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;
3) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;
4) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением. Названные в законе три вида психиатрических стационаров различаются с учетом критериев обеспечения безопасности помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различиях в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими лицами.
Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке - один из видов психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами. Учитывая принудительный характер этой меры, названный Закон в целях защиты прав таких лиц от злоупотребления властью и произвола устанавливает, что ее применение возможно только по указанным в нем медико-социальным показаниям и при
условии обязательного судебного контроля. [8]
Наряду с психическим состоянием лица, характером совершенного им общественно опасного деяния нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер. Лечение определяется состоянием больного, диагнозом заболевания, а не видом принудительных мер медицинского характера.
Вид назначаемой принудительной меры зависит от степени опасности для общества психически больного лица и тяжести совершенного им общественно опасного деяния.
Практика показывает, что улучшение психического состояния психически больного позволяет врачам-психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специализированного типа в стационар общего типа, а возможно, и использовании перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния – наоборот.
Статья 100 Уголовного кодекса регламентирует:
1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц.
2. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности.
3. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности.
Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить на медицинские и правовые (юридические). Цель медицинского характера определяется альтернативно: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний. [3]
В заключение следует отметить, что принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом меры, которые представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами. Они заключаются в оказании ему медицинской помощи с целью его излечения, или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний. Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
К указанным лицам, согласно ст. 101 УК, применяются принудительные меры безопасности и лечения, целью которых является предупреждение со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, их охрана и лечение.
Уголовный Кодекс РБ называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 101):
1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;
3) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;
4) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением. Названные в законе три вида психиатрических стационаров различаются с учетом критериев обеспечения безопасности помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различиях в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими лицами.
Назначая принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми, суд не определяет их продолжительности, которая не зависит от сроков наказания, предусмотренных законом за совершенное общественно опасное деяние. «Не являясь мерой наказания, принудительное лечение не ограничивается в приговоре каким-либо определенным сроком, поскольку невозможно заранее установить, какую продолжительность займет такое лечение». На этом основании рассматриваемые меры уголовно-правового принуждения осуществляются до полного излечения лица или стойкого улучшения его состояния.


ГЛАВА 2
ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

2.1. ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Решение вопроса о применении вида принудительных мер медицинского характера относится к компетенции суда. УК РБ устанавливает, что за совершение преступлений применяется не только наказание, но также иные меры уголовно-правового характера. К сожалению, законодатель не раскрывает содержание понятия «иные меры уголовно-правового характера», равно как и не указывает, какие это меры и каким образом они соотносятся с уголовным наказанием. [13]
Поскольку уголовная ответственность реализуется посредством тех или иных мер принуждения, в юридической литературе справедливо отмечается, что с помощью данного термина «обозначают собственно уголовную ответственность, различные формы ее реализации». Следует отметить, что данная позиция является спорной и разделяется не всеми авторами, но тем не менее определенные основания в уголовном законодательстве имеет.
Статья 100 Уголовного кодекса регламентирует:
1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные настоящим Кодексом.
2. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми.
3. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Данные меры применяются и к лицам, совершившим преступление, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности сознавать значение своих действий или руководить ими.
Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены, если суд признает доказанным, что (ст. 447 УПК):
1) совершено общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом;
2) это деяние совершено лицом, в отношении которого рассматривается в суде уголовное дело;
3) лицо во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости либо заболело после совершения преступления психической болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими;
4) по характеру совершенного деяния или психическому состоянию это лицо представляет опасность для общества.
При отсутствии хотя бы одного из указанных оснований применение принудительных мер безопасности и лечения недопустимо.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что основаниями назначения принудительных мер медицинского характера является совершение лицом деяния, запрещенного уголовным законом, наличие у него психического расстройства, исключающего или ограничивающего вменяемость, а также опасность такого субъекта для окружающих или самого себя.

2.2. ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, а в частности ч.1 ст. 443 гласит, что по делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обязательно производство предварительного следствия.
Расследование по уголовному делу о совершении общественно опасного деяния невменяемым или лицом, заболевшим психическим заболеванием после совершения преступления, производится только в форме предварительного следствия. Оно в большей мере способно обеспечить установление истины по этой сложной категории уголовных дел и максимально полно гарантировать права психически больного лица, у которого отсутствует или ограничена возможность самому защищать свои интересы. [6]
Орган дознания имеет право возбудить уголовное дело и, в обычном порядке, в течение 10 суток произвести по нему неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению следов преступления, после чего направить дело следователю. Подследственность этих дел определяется общими правилами с учетом предметного, территориального и персонального признаков.
Как и по делам о преступлениях несовершеннолетних, по данной категории уголовных дел значительно расширен предмет доказывания. При производстве предварительного следствия должны быть выяснены следующие обстоятельства (ст. 443 УПК.):
а) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;
б) совершение этого деяния лицом, в отношении которого ведется производство по уголовному делу;
в) наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, психического заболевания в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени производства по уголовному делу;
г) поведение данного лица как до совершения, так и после совершения им общественно опасного деяния;
д) характер и размер ущерба, причиненного общественно опасным деянием психически больного лица.
Таким образом, из приведенного перечня можно выделить две группы обстоятельств, подлежащих доказыванию:
• одна из них связана с выяснением обстоятельств общественно опасного деяния, совершенного невменяемым или лицом, заболевшим психическим заболеванием после совершения преступления;
• другая группа обстоятельств связана с исследованием психического состояния лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
По установлению первой группы обстоятельств применяется большинство общих обычных положений методики раскрытия преступлений. Доказывание обстоятельств, входящих во вторую группу, предполагает определенный комплекс особенностей как криминалистического, так и уголовно-процессуального характера. Данные, характеризующие психическое состояние лица, устанавливаются путем допросов потерпевших, свидетелей, в том числе очевидцев, родственников, сослуживцев, соседей; изъятия и приобщения к делу документов из медицинских учреждений; приобщения к делу документов о снятии с воинского учета и др. Некоторые сведения в этом плане могут дать такие следственные действия, как осмотр места происшествия, обыск и др.
Одним из важных моментов расследования данной категории уголовных дел является обязательное назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы. В гл. 48 УПК, регламентирующей производство по применению принудительных мер безопасности и лечения, нет нормы, предусматривающей обязательность данного следственного действия. Это правило вытекает из ст. 228 УПК, которая обязывает следователя, дознавателя назначить и провести экспертизу в целях установления психического состояния подозреваемого, обвиняемого, если возникли сомнения по поводу их вменяемости, а также из ряда других норм (ст. ст. 443, 447 УПК), обязывающих установить наличие у лица психического заболевания. Определить это состояние можно исключительно путем проведения судебно-психиатрической экспертизы. Такая экспертиза назначается сразу, как только возникли сомнения по поводу психического состояния лица. [1]
Если при назначении или проведении судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, то подозреваемый или обвиняемый могут быть помещены в государственное медицинское учреждение по постановлению следователя, органа дознания. Если указанные лица находятся на свободе, постановление санкционируется прокурором (ст. 235 УПК). Поскольку расследование в форме дознания по уголовным делам по применению принудительных мер безопасности и лечения законом не разрешено, то орган дознания, установив наличие у подозреваемого, обвиняемого по находящемуся в его производстве делу душевного заболевания, направляет дело следователю для производства предварительного следствия.
Качество судебно-психиатрической экспертизы определяется полнотой представленных эксперту материалов уголовного дела. В них должны быть представлены данные, характеризующие личность подэкспертного лица, его поведение и состояние в момент совершения общественно опасного деяния и после него, предшествующие этому деянию события и т. п.
По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление о:
- прекращении производства по уголовному делу - в случаях, предусмотренных статьей 250 Кодекса, или в случаях, когда по характеру совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества;
- передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, принудительных мер безопасности и лечения.
В постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд должны быть также изложены обстоятельства дела, установленные в ходе предварительного следствия, и основания для применения судом принудительных мер безопасности и лечения.
Постановление вместе с уголовным делом направляется прокурору, который при согласии с постановлением передает дело в суд, а при несогласии возвращает дело для производства дополнительно предварительного следствия. При отсутствии оснований для применения принудительных мер безопасности и лечения прокурор прекращает производство по уголовному делу. [11]
При прекращении производства по уголовному делу, когда по характеру совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества, но является психически больным, следователь или прокурор сообщают о нем в орган здравоохранения по месту его жительства.
Получив направленное прокурором в суд уголовное дело для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения, судья при отсутствии оснований для прекращения дела назначает судебный процесс и выполняет действия по его подготовке. Он определяет место и время рассмотрения дела в суде, извещает об этом прокурора, защитника, законных представителей психически больного лица, вызывает потерпевших, свидетелей и, если посчитает необходимым, - эксперта. Как и на предварительном следствии, лицо, в отношении которого рассматривается уголовное дело, может быть вызвано в судебное заседание, если этому не препятствует характер его заболевания.
Судебное разбирательство в соответствии со ст. 446 УПК происходит в обычном порядке, предусмотренном гл. 34-38 УПК, который дополняется следующими правилами, предусмотренными ст. ст. 445-451 УПК.
В судебном заседании, рассматривающем уголовное дело по применению принудительных мер безопасности и лечения, обязательно участие прокурора и защитника. В отличие от других уголовных дел прокурор в данном случае не выполняет в суде роль государственного обвинителя, так как по данному делу душевнобольное лицо не привлекается в качестве обвиняемого и ему не предъявляется обвинение. Но в то же время, поскольку прокурор утвердил постановление следователя о направлении дела в суд, пришел к твердому убеждению, что именно данное лицо совершило общественно опасное деяние и что это лицо подлежит принудительному лечению, он доказывает и обосновывает в судебном заседании наличие оснований для данного решения. Кроме того, прокурор высказывает свое мнение по возникающим в ходе судебного процесса вопросам, выражает свою позицию по вопросу, какой вид принудительной меры лечения и безопасности следует применить в данном конкретном случае. [7]
На защитника же возлагается функция защиты интересов лица, в отношении которого рассматривается дело, способствования выяснению обстоятельств дела.
Как и в обычном судебном процессе, в данном случае после подготовительной части идет судебное следствие, которое начинается с оглашения прокурором постановления следователя о передаче дела прокурору для направления в суд в связи с установлением оснований для применения принудительных мер безопасности и лечения. Затем исследуются доказательства, устанавливающие или опровергающие обстоятельства, составляющие предмет доказывания в суде по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения:
а) имело ли место общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом;
б) совершило ли это деяние лицо, в отношении которого рассматривается уголовное дело;
в) совершило ли данное лицо общественно опасное деяние в состоянии невменяемости;
г) заболело ли данное лицо после совершения преступления психической болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, и не является ли это заболевание временным расстройством душевной деятельности, требующим лишь приостановления производства по уголовному делу;
д) представляет ли психическое заболевание данного лица опасность для него или других лиц либо возможность причинения им иного вреда;
е) подлежит ли применению в отношении данного лица принудительная мера безопасности и лечения и какая именно (ст. 447 УПК).
Судебное разбирательство не содержит таких частей, как судебные прения и последнее слово обвиняемого. Однако по итогам судебного следствия выступают и прокурор, и защитник, которые высказывают свою позицию по доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания, о применении или неприменении принудительной меры безопасности и лечения и, если приходят к выводу о необходимости ее применения, то какой именно меры. Разрешив вышеуказанные вопросы, предусмотренные ст. 447 УПК, суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. [11]
По результатам судебного разбирательства в совещательной комнате выносится не приговор, а определение суда, если дело рассматривалось коллегиально, или постановление судьи, если дело рассматривалось единолично. По существу рассматриваемого вопроса в совещательной комнате принимается решение о применении или неприменении к лицу принудительных мер безопасности и лечения в соответствии со ст. ст. 101-105 УК. Если в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указанные в ст. ст. 29 и 30 УПК, производство по уголовному делу прекращается вне зависимости от наличия и характера заболевания лица.
В определении (постановлении) суда кроме решения основного вопроса о применении или неприменении принудительных мер безопасности и лечения должны быть разрешены и такие вытекающие из дела вопросы, как о предъявленном гражданском иске, о вещественных доказательствах, о взыскании процессуальных издержек, о разъяснении порядка и срока кассационного обжалования или опротестования состоявшегося решения.

2.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРОДЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Назначая принудительную меру безопасности и лечения, суд не определяет срока ее применения. Он зависит от хода и результатов лечения, и в зависимости от этого принудительные меры безопасности и лечения могут прекращаться или изменяться.
Принудительное лечение продолжается до тех пор, пока психическое состояние лица не изменится настолько, что оно не будет представлять опасность как для окружающих, так и для самого себя. Все психически больные, к которым по решению суда применяются меры безопасности и лечения, должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о возможности прекращения судом принудительных мер безопасности и лечения или изменения их вида (ч. 2 ст. 103 УК). Рассматривается и разрешается этот вопрос судом, который принял решение о применении принудительной меры безопасности и лечения.
Суд своим постановлением прекращает применение принудительных мер безопасности и лечения в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении этих мер. Например, если психически больное лицо оказалось недвижимым вследствие наступившего паралича, нет необходимости пребывания его в психиатрическом лечебном учреждении. Изменяется принудительная мера безопасности и лечения также в случае наступления такого психического состояния лица, при котором возникает необходимость в назначении иной, т. е. более мягкой или более жесткой, меры безопасности и лечения. [13]
Поводом для рассмотрения вопросов о прекращении или изменении принудительных мер безопасности и лечения является представление администрации учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, и заключение комиссии врачей-психиатров. Рассматриваются они судом, назначившим эти меры.
Заседание суда проводится по правилам, установленным для разрешения вопросов в стадии исполнения приговора. О дне рассмотрения дела суд извещает законного представителя лица, к которому была применена принудительная мера безопасности и лечения, администрацию психиатрического (психоневрологического) учреждения, защитника и прокурора. Неявка в суд указанных лиц, за исключением прокурора и защитника, не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании исследуются представление администрации психиатрического учреждения, заключение врачей-психиатров, заслушивается мнение участвующих в заседании лиц. Если заключение вызывает сомнение, суд, по собственной инициативе или по ходатайству участвующих в заседании лиц, может назначить судебно-психиатрическую экспертизу, истребовать необходимые дополнительные материалы. Решение суда выносится в совещательной комнате и оглашается в зале судебного заседания.
Если принудительная мера безопасности и лечения прекращена в отношении лица, заболевшего психическим заболеванием после совершения преступления или во время отбывания наказания, оно может быть привлечено к уголовной ответственности или к отбыванию ранее назначенного ему наказания, если не истекли соответственно сроки давности, установленные ст. ст. 83 и 84 УК (ст. 104 УК). В этом случае суд согласно ст. 451 УПК решает вопрос о направлении дела для производства дознания или предварительного следствия, привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего направления дела в суд в общем порядке. Вместе с тем, суд может возобновить производство по уголовному делу со стадии подготовки и назначения судебного разбирательства, рассмотрения дела в суде, исполнения приговора, если лицо заболело на указанных стадиях судопроизводства. При этом время нахождения лица в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении включается в срок нахождения лица под стражей и в срок отбытия наказания (ч.2 ст.451 УПК, ст. 105 УК).
В заключение второй главы хотелось бы сделать следующие выводы.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, а в частности ч.1 ст. 443 гласит, что по делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обязательно производство предварительного следствия.
Как и по делам о преступлениях несовершеннолетних, по данной категории уголовных дел значительно расширен предмет доказывания.
Одним из важных моментов расследования данной категории уголовных дел является обязательное назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы.
Судебное разбирательство в соответствии со ст. 446 УПК происходит в обычном порядке, предусмотренном гл. 34-38 УПК, который дополняется следующими правилами, предусмотренными ст. ст. 445-451 УПК.
Судебное разбирательство не содержит таких частей, как судебные прения и последнее слово обвиняемого. Однако по итогам судебного следствия выступают и прокурор, и защитник, которые высказывают свою позицию по доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания, о применении или неприменении принудительной меры безопасности и лечения и, если приходят к выводу о необходимости ее применения, то какой именно меры. Разрешив вышеуказанные вопросы, предусмотренные ст. 447 УПК, суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения.
В определении (постановлении) суда кроме решения основного вопроса о применении или неприменении принудительных мер безопасности и лечения должны быть разрешены и такие вытекающие из дела вопросы, как о предъявленном гражданском иске, о вещественных доказательствах, о взыскании процессуальных издержек, о разъяснении порядка и срока кассационного обжалования или опротестования состоявшегося решения.
Назначая принудительную меру безопасности и лечения, суд не определяет срока ее применения. Он зависит от хода и результатов лечения, и в зависимости от этого принудительные меры безопасности и лечения могут прекращаться или изменяться.
Суд своим постановлением прекращает применение принудительных мер безопасности и лечения в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении этих мер.
Если принудительная мера безопасности и лечения прекращена в отношении лица, заболевшего психическим заболеванием после совершения преступления или во время отбывания наказания, оно может быть привлечено к уголовной ответственности или к отбыванию ранее назначенного ему наказания, если не истекли соответственно сроки давности, установленные ст. ст. 83 и 84 УК (ст. 104 УК)


ГЛАВА 3
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Принудительные меры медицинского характера таковыми обозначены в белорусском уголовном законодательстве и в теории белорусского уголовного права. Аналог данным мерам существует и в законодательстве зарубежных стран. Они обозначены как меры безопасности (Уголовный кодекс Польши), меры исправления и безопасности (УК ФРГ), меры безопасности, предусматривающие лишение свободы (УК Испании), изоляция дефективных правонарушителей, принудительное лечение алкоголиков, социальное восстановление наркоманов (США) и др.
При этом нормы одного государства в определении понятия принудительных мер медицинского характера, их разновидностей, целей и оснований применения отличаются от соответствующих норм других государств. [12]
В этой связи представляет интерес сравнительный анализ уголовного законодательства, регламентирующего применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, к лицам, страдающим заболеванием алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, с целью взаимного обогащения государств положительным опытом правового регулирования в данной сфере, выявления недостатков, пробелов в национальном законодательстве, дальнейшего развития и совершенствования внутреннего законодательства, а в перспективе и сближения законодательства различных государств, выработки единых международных принципов, положений в данной сфере.
Для законодательства зарубежных стран характерен институт мер исправления и безопасности, который шире, чем институт принудительных мер медицинского характера, существующий в Республике Беларусь. Меры безопасности в зарубежных странах включают в себя также такие меры, как превентивное заключение, превентивный залог, запрещение посещать питейные заведения, информирование о преступниках, руководящий надзор, лишение водительских прав, запрет заниматься определенной профессией и т.п.
Правовая природа рассматриваемых мер является спорным вопросом в уголовном праве зарубежных стран. Во многих из них меры безопасности фактически рассматриваются как альтернатива наказанию (США, Швейцария).
В основе назначения разнообразных видов так называемых "мер безопасности" лежит принцип соответствия, который заключается в соответствии назначаемой меры исправления и безопасности совершенному лицом или ожидаемому от него деянию и степени исходящей от него опасности.
Так, например, в Германии юристы придают большое значение системе мер исправления и безопасности, рассматривая ее, с одной стороны, как воплощение идей ресоциализации, а с другой, как раннюю профилактическую меру. Это помещение в психиатрическую больницу, помещение в терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов, превентивное заключение, руководящий надзор, лишение водительских прав, запрет заниматься определенной профессией. В тоже время, часть ученых Германии говорит о существующих мерах исправления и безопасности в отрицательном плане в связи с неясностью их правовой природы, невозможностью отграничить от наказания, репрессивностью этих мер, они не основаны на виновности лица. [10]
УК Финляндии 1889 г. среди мер безопасности уголовно-правового характера называет: смирительное заведение, лишение права заниматься промыслом или профессией, конфискация имущества. Закон о душевнобольных 1952 г. предусматривает, что лицо, оправданное судом ввиду его невменяемости, может быть подвергнуто соответствующим предохранительным мерам, назначение которых относится к ведению административных органов, а не суда.
В основном среди категорий лиц, к которым применяются меры безопасности, в зарубежных странах обозначены лица, совершившие противоправные деяния в состоянии невменяемости, лица, страдающие заболеванием алкоголизмом, наркоманией.
Также уголовному законодательству зарубежных стран известен институт уменьшенной (ограниченной вменяемости). Например, УК Швейцарии 1937 г., Швеции 1964 г., Дании 1986 г., Франции 1992 г., Германии от 15 мая 1871 г. в редакции 1998 г., Польши 1998 г., Испании 1995 г., Латвийской Республики 1999 г. Уменьшенная вменяемость в различных формулировках признается уголовным законодательством Венгрии, Чехии, Югославии, Италии, Финляндии, стран Ближнего Востока (Иордания, Сирия), Южной Азии (Индия), Африки (Уганда). При этом применение мер медицинского характера к указанной категории лиц предусмотрено законодательством лишь отдельных стран.
Так, УК Швейцарии указывает, что суд по своему усмотрению может смягчить наказание указанной категории лиц (ст.11), и с учетом рекомендаций экспертов принять решение о помещении уменьшено вменяемого в больницу (ст. 14).
УК Франции позволяет применить к лицу, признанному ограниченно вменяемым, меры медицинского характера. Эти лица должны содержаться в специализированном учреждении, режим которого совмещает режим тюремного заключения и проведение медико-психиатрических мероприятий.
УК Латвийской Республики содержит положение о том, что лицам, которые находились в состоянии ограниченной вменяемости в момент совершения преступления, в зависимости от конкретных обстоятельств деяния суд может смягчить назначаемое наказание или освободить это лицо от наказания, при этом суд применяет предусмотренные законом принудительные меры медицинского характера. [10]
В целом в большинстве зарубежных стран последствием признания уменьшенной вменяемости обвиняемого предусматривается смягчение наказания (например, УК Швеции, Дании, Германии, Японии, Польши, Испании). Однако практика зарубежных государств имеет опыт признания психических аномалий обстоятельствами отягчающими ответственность. На человека с психическими аномалиями как бы ложится дополнительная обязанность по более тщательному контролю за своими нездоровыми страстями. Эта позиция занималась определенное время Верховным судом ФРГ.
Согласно УК РБ лицам, совершившим деяния, предусмотренные УК, в состоянии невменяемости, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Целями применения принудительных мер медицинского характера в уголовном праве РБ названы - излечение вышеуказанных лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых противоправных деяний. [12]
В целом по данному вопросу принципиальных отличий в белорусском законодательстве и в законодательстве зарубежных стран нет.
Так, например, согласно ст. 93 УК Польши, суд может назначить меру безопасности, связанную с помещением в закрытое учреждение только тогда, когда это необходимо для предотвращения совершения лицом нового запрещенного деяния, связанного с его психическим заболеванием, умственной отсталостью или зависимостью от алкоголя или другого одурманивающего вещества.
В соответствии с §63 УК ФРГ лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяемости или уменьшенной вменяемости, помещается в психиатрическую больницу. Суд выносит такое решение, если приходит к выводу, что лицо вследствие своего психического состояния может совершить серьезные противоправные деяния и поэтому оно опасно для общества.
Согласно статье 43 УК Швейцарии суд может вынести предписание о направлении душевнобольного, совершившего деяние, наказуемое каторжной тюрьмой или тюремным заключением, в лечебное учреждение или приют. Суд учитывает психическое состояние лица, а также необходимость осуществления за ним врачебного наблюдения или особого ухода. Целью данной меры является предотвращение или уменьшение опасности совершения этим лицом новых противоправных деяний.
Интересным представляется подход в законодательстве некоторых зарубежных стран к конкуренции мер безопасности и наказания.
Так, согласно УК Польши лицо, совершившее преступление в состоянии ограниченной вменяемости, помещается в пенитенциарное учреждение, в котором применяются специальные лечебные или реабилитационные средства. Если лечение дало положительные результаты, то суд может досрочно освободить лицо, осужденное к наказанию в виде лишения свободы до трех лет. При этом за лицом устанавливается надзор. Лицо, страдающее заболеванием алкоголизмом, наркоманией, по постановлению суда помещается в закрытое лечебное учреждение для прохождения курса лечения, если имеется вероятность совершения им нового преступления, и если лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы до двух лет. При положительных результатах суд условно освобождает осужденного от отбывания оставшейся части наказания. При этом в период испытательного срока суд может также обязать пройти еще курс амбулаторного лечения или реабилитации, передав лицо под надзор куратора или общественной организации. При нарушении осужденным условий испытательного срока (уклонении от лечения, реабилитации, совершение преступления, нарушения режима лечебно-реабилитационного учреждения) суд выносит постановление о помещении его в закрытое учреждение для прохождения курса лечения либо в пенитенциарное учреждение.
§67 УК ФРГ предусматривает, что назначенная мера безопасности (помещение в психиатрическую больницу или в лечебное учреждение для алкоголиков) исполняется перед мерой наказания. По решению суда, если цель меры безопасности будет достигнута таким образом лучше, наказание исполняется перед мерой исправления и безопасности. Уголовный кодекс Германии также предусматривает возможность условной отсрочки мер безопасности в случае, если суд придет к выводу о возможности достижения цели мер безопасности без помещения лица в лечебное учреждение. Срок отсрочки варьируется от двух до пяти лет. В случае нарушения условий условного освобождения суд решает вопрос о реальном исполнении данной меры. [10]
Уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает виды принудительных мер медицинского характера. Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрических стационарах общего, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением. При этом лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера только в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.
В уголовных кодексах зарубежных стран также предусмотрены виды мер безопасности, которые условно можно разделить на амбулаторные и на связанные с помещением лица в специализированные лечебные учреждения.
В частности, УК Польши разграничивает виды мер безопасности по категориям лиц. Так, лица, совершившие противоправные деяния в состоянии невменяемости и представляющие значительную общественную вредность, помещаются в психиатрические учреждения. Лица, совершившие преступления в состоянии ограниченной вменяемости, помещаются в пенитенциарное учреждение, где предусмотрены специальные лечебные и реабилитационные средства. Лица, совершившие преступление в состоянии, обусловленном зависимостью от алкоголя, по решению суда помещаются в закрытое учреждение для прохождения курса лечения.
Уголовное право Германии предусматривает виды принудительных мер медицинского характера - помещение лица в психиатрическую больницу и помещение лица в лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов. Лицо, совершившее преступление в состоянии уменьшенной вменяемости также может быть помещено в психиатрическую больницу, если оно вследствие своего психического расстройства может совершить серьезные противоправные деяния и опасно для общества. В лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов согласно §64 УК ФРГ помещается лицо, склонное к чрезмерному употреблению спиртных напитков и других опьяняющих веществ, совершившее противоправное деяние в состоянии опьянения или в результате этой склонности и если имеется опасность, что данное лицо в силу своей склонности будет совершать серьезные противоправные деяния. УК ФРГ устанавливает последовательность исполнения наказания, при котором мерам безопасности отдается приоритет перед мерой наказания.
Согласно ст. 43 УК Швейцарии суд может применить к душевнобольному лицу, совершившему деяние, наказуемое каторжной тюрьмой или тюремным заключением, принудительные меры медицинского характера в виде помещения в лечебное учреждение или в приют. В случае отсутствия угрозы для общества со стороны больного суд применяет к нему амбулаторное лечение. В лечебное заведение для алкоголиков помещаются лица, страдающие алкоголизмом и совершившие в зависимости от этого преступление. При наличии достаточных оснований суд может назначить амбулаторное лечение. При этом он одновременно отсрочивает исполнение наказания в виде лишения свободы, с последующим решением вопроса об условном освобождении лица из лечебного учреждения под охранительный надзор.
Особенностью УК Швейцарии является добровольный характер такой меры безопасности, как помещение лица, страдающего наркоманией и совершившего преступление, в лечебное учреждение. Лицо при этом направляется на лечение только по собственному ходатайству с отсрочкой исполнения наказания.
УК Испании в качестве мер безопасности предусматривает лечение или получение специального образования в учреждении, соответствующем психической аномалии лица, совершившего противоправное деяние в состоянии невменяемости. Лицо, совершившее преступление в состоянии сильного алкогольного (наркотического) опьянения, помещается в государственный или частный восстановительный центр для алкоголиков и наркоманов.
Интересно положение УК Испании, согласно которого продолжительность нахождения в лечебном учреждении не должна превышать срок наказания в виде лишения свободы, который мог бы быть назначен по приговору за совершение деяния. Если лицо совершило противоправное деяние, наказание за которое не предусматривает лишение свободы, суд назначает амбулаторное лечение. При этом мера безопасности засчитывается за исполнение наказания.
УК Франции в зависимости от тяжести совершенного алкоголиком решает вопрос либо он остается на свободе под надзором диспансера психической гигиены, либо принудительно помещается в один из центров специализированного перевоспитания до того времени, когда он снова может вернуться к нормальной жизни. [10]
В англо-саксонском праве к лицам, совершившим преступление, караемое тюремным заключением, признанным привычным алкоголиком, суд может в дополнении к приговору или вместо него назначить направление на срок не свыше трех лет в государственный или частный реформаторий для алкоголиков. Если лицо совершило нетяжкое преступление и степень наркотической зависимости небольшая мера медицинского характера может быть назначена амбулаторно только при согласии преступника. В противном случае суд назначает меру наказания. В частности, В Англии одним из видов мер безопасности является направление лица на срок до трех лет в специальное заведение для алкоголиков, если: лицо осуждено за преступление, преследуемое по обвинительному акту; суд признает, что преступление было совершено под влиянием опьянения и сам преступник или присяжные считают, что он "привычный пьяница". [12]
Сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых зарубежных стран и Беларуси показал, что вопрос осуществления мер безопасности в отношении лиц, страдающих заболеванием алкоголизмом, наркоманией в них урегулирован более подробно.
Мировая практика свидетельствует, что запретительными, ограничительными мерами противостоять угрозе здоровью населения в виде наркомании, алкоголизма не возможно.
Положительным отличительным моментом уголовного законодательства РБ является положение, что применение принудительного лечения к данной категории лиц (больных алкоголизмом, наркоманией) осуществляется независимо от того, были ли совершены преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или нет, не указывается срок применения лечения и он не ставится в зависимость от исполнения назначенного наказания.
В целях совершенствования внутреннего законодательства необходимо обратить внимание на положения законодательства зарубежных стран о возможности отсрочки исполнения наказания лицам, к которым применяются меры безопасности в виде лечения от алкоголизма, наркомании, с установлением надзора за ними и последующим освобождением от наказания. Это имеет большое профилактическое значение.
В заключение третьей главы хотелось бы отметить то, что сравнительный анализ уголовного законодательства, регламентирующего применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, к лицам, страдающим заболеванием алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, не исключающими вменяемости представляет интерес, с целью взаимного обогащения государств положительным опытом правового регулирования в данной сфере, выявления недостатков, пробелов в национальном законодательстве, дальнейшего развития и совершенствования внутреннего законодательства, а в перспективе и сближения законодательства различных государств, выработки единых международных принципов, положений в данной сфере.
Так же необходимо подчеркнуть, что изучение и сравнительный анализ уголовного законодательства различных стран становится еще более актуальным в условиях интеграции мирового сообщества, усиления влияния международно-правовых норм на внутригосударственные правовые системы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы.
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом меры, которые представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами. Они заключаются в оказании ему медицинской помощи с целью его излечения, или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний. Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
К указанным лицам, согласно ст. 101 УК, применяются принудительные меры безопасности и лечения, целью которых является предупреждение со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, их охрана и лечение.
Уголовный Кодекс РБ называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 101):
1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;
3) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;
4) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением. Названные в законе три вида психиатрических стационаров различаются с учетом критериев обеспечения безопасности помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различиях в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими лицами.
Решение вопроса о применении вида принудительных мер медицинского характера относится к компетенции суда. УК РБ устанавливает, что за совершение преступлений применяется не только наказание, но также иные меры уголовно-правового характера. К сожалению, законодатель не раскрывает содержание понятия «иные меры уголовно-правового характера», равно как и не указывает, какие это меры и каким образом они соотносятся с уголовным наказанием.
Статья 100 Уголовного кодекса регламентирует:
1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц.
2. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности.
3. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности.
Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить на медицинские и правовые (юридические). Цель медицинского характера определяется альтернативно: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний.
Основаниями назначения принудительных мер медицинского характера является совершение лицом деяния, запрещенного уголовным законом, наличие у него психического расстройства, исключающего или ограничивающего вменяемость, а также опасность такого субъекта для окружающих или самого себя.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, а в частности ч.1 ст. 443 гласит, что по делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обязательно производство предварительного следствия.
Как и по делам о преступлениях несовершеннолетних, по данной категории уголовных дел значительно расширен предмет доказывания.
Одним из важных моментов расследования данной категории уголовных дел является обязательное назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы.
Судебное разбирательство в соответствии со ст. 446 УПК происходит в обычном порядке, предусмотренном гл. 34-38 УПК, который дополняется следующими правилами, предусмотренными ст. ст. 445-451 УПК.
Судебное разбирательство не содержит таких частей, как судебные прения и последнее слово обвиняемого. Однако по итогам судебного следствия выступают и прокурор, и защитник, которые высказывают свою позицию по доказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания, о применении или неприменении принудительной меры безопасности и лечения и, если приходят к выводу о необходимости ее применения, то какой именно меры. Разрешив вышеуказанные вопросы, предусмотренные ст. 447 УПК, суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения.
В определении (постановлении) суда кроме решения основного вопроса о применении или неприменении принудительных мер безопасности и лечения должны быть разрешены и такие вытекающие из дела вопросы, как о предъявленном гражданском иске, о вещественных доказательствах, о взыскании процессуальных издержек, о разъяснении порядка и срока кассационного обжалования или опротестования состоявшегося решения.
Назначая принудительную меру безопасности и лечения, суд не определяет срока ее применения. Он зависит от хода и результатов лечения, и в зависимости от этого принудительные меры безопасности и лечения могут прекращаться или изменяться.
Принудительное лечение продолжается до тех пор, пока психическое состояние лица не изменится настолько, что оно не будет представлять опасность как для окружающих, так и для самого себя.
Суд своим постановлением прекращает применение принудительных мер безопасности и лечения в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении этих мер.
Поводом для рассмотрения вопросов о прекращении или изменении принудительных мер безопасности и лечения является представление администрации учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, и заключение комиссии врачей-психиатров.
Если принудительная мера безопасности и лечения прекращена в отношении лица, заболевшего психическим заболеванием после совершения преступления или во время отбывания наказания, оно может быть привлечено к уголовной ответственности или к отбыванию ранее назначенного ему наказания, если не истекли соответственно сроки давности, установленные ст. ст. 83 и 84 УК (ст. 104 УК).
Сравнительный анализ уголовного законодательства, регламентирующего применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, к лицам, страдающим заболеванием алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, не исключающими вменяемости представляет интерес, с целью взаимного обогащения государств положительным опытом правового регулирования в данной сфере, выявления недостатков, пробелов в национальном законодательстве, дальнейшего развития и совершенствования внутреннего законодательства, а в перспективе и сближения законодательства различных государств, выработки единых международных принципов, положений в данной сфере.
Так же необходимо подчеркнуть, что изучение и сравнительный анализ уголовного законодательства различных стран становится еще более актуальным в условиях интеграции мирового сообщества, усиления влияния международно-правовых норм на внутригосударственные правовые системы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико.- Минск.: Тесей, 2002. – 288 с.
2. Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс западных государств:учебник / К.Ф.Гуценко. – Москва.: Ось, 2001. – 269 с.
3. Достовалов, С.С. Цели применения принудительных мер медицинского характера: учебник / С.С. Достовалов. – Минск.: Книжный дом, 2006. – 50 с.
1. Егоров, В.С. Правовая природа принудительных мер медицинского характера. Медицинское право: учебное пособие / В.С.Егоров. – Минск.: УП «Молодежное», 2003. – 198с.
4. Звечаровский, И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды: учебник / И.Э.Звечаровский – Москва.: УП «Законность», 2007. – 360с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48с.
6. Кукреш, Л. И. Уголовный процесс. Особенная часть учеб. пособие /. Л. И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2000.- 272. с.
7. Назаренко, Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов / Г.В.Назаренко. - Москва.: Ось, 2008. – 130 с.
8. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Республики Беларусь, 1 июля1999 г. , №272-3: в редакции Закона Республики Беларусь от 1. 07. 1999г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2007.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 2 июня 1999г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999г.: текст кодекса по состоянию на 22 апреля 2008г. – Минск: Амалфея, 2008. – 336с.
10. Уголовные кодексы Европы / сост. А.В. Серебренникова. - М.: БЕК, 1999. – 520 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 11 мая 2000 г. – Минск: Нац. центр правовой информац. Респ. Беларусь, 2009. – 334 с.
12. Шагеева, Р.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном законодательстве зарубежных стран / Р.В.Шагеева. – Москва: Законность, 2004. – 220 с.
13. Шостак, М. А. Уголовный процесс. Общая часть (Альбом схем) учеб. пособие / М. А. Шостак. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2002.- 200с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии