БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Бухгалтерский учет кср » Новый Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»

Новый Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

C 1 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон). Рассмотрим основные изменения, внесенные данным законом.
Действие Закона будет распространяться на организации – юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). Индивидуальные предприниматели могут не руководствоваться Законом.
В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В соответствии с главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов, вправе не вести бухгалтерский учет на общих основаниях.
Новым Законом государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности будет возложено:
- на Президента Республики Беларусь;
- Совет Министров Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- Министерство финансов Республики Беларусь;
- иные республиканские органы государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности.
Законом конкретизированы функции каждого из органов в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Статьей 6 Закона общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, наделены правом:
1. участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности;
2. участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка;
3.оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
4.представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.
Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
- создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
- передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Нормами Закона конкретизировано, что руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель будет отвечать требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона.
Одним из основных изменений стали требования, предъявляемые к главному бухгалтеру. Кроме наличия высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, должен быть стаж работы по специальности бухгалтера не менее трех лет (ранее было 5 лет), а также отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (ранее этой нормы не было).
Пунктом 4 ст. 8 Закона установлено, что на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие сертификата профессионального бухгалтера;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Под общественно значимыми организациями понимаются открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), страховые организации.
На должность главного бухгалтера страховой организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
1)наличие сертификата профессионального бухгалтера;
2)отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
3)соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
На должность главного бухгалтера Национального банка Республики Беларусь назначается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
На должность главного бухгалтера банка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;
- соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Сертификат профессионального бухгалтера будет выдаваться Министерством финансов Республики Беларусь по результатам аттестации.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера будет взиматься государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Физическое лицо, претендующее на получение сертификата профессионального бухгалтера, должно отвечать следующим требованиям:
а) наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет;
б) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, обязано будет начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
Сертификат профессионального бухгалтера аннулируется в случае:
- подачи физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера;
- установления факта получения физическим лицом сертификата профессионального бухгалтера с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;
- вступления в законную силу решения суда о признании физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, виновным в совершении преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- несоблюдения физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, обязанности подтверждения квалификации.
Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера банка, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера банка, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
Не изменилась норма, регулирующая разногласия, возникшие между главным бухгалтером и руководителем организации. Так, в случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично будет нести ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.
Как и раньше, учетная политика организации включает:
- применяемые организацией виды учетной оценки;
- план счетов бухгалтерского учета организации;
- разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
- применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Новшеством Закона является то, что если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, то такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
Требования, предъявляемые к составлению первичного учетного документа, останутся прежними, добавится лишь то, что одним из обязательных сведений, содержащихся в первичном учетном документе, является наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
- наименование документа, дату его составления;
- наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Как и прежде, организации должны будут вести регистры бухгалтерского учета.
Законом также выделятся несколько оценок учетной стоимости активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации:
1) первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
2) приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
3) переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;
4) другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в ч. 1 п. 3 ст. 12 Закона, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:
- организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций) – на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- бюджетными организациями – на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
После вступления в силу нового Закона рганизации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств в следующих случаях:
1.при реорганизации или ликвидации организации;
2.перед составлением годовой отчетности;
3.при смене материально ответственных лиц;
4.при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
5.при возникновении чрезвычайных ситуаций;
6.в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Согласно Закону выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
- учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации – на увеличение доходов (источников финансирования);
- недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается в коммерческой организации на затраты по видам деятельности, в некоммерческой организации – на увеличение расходов;
- недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы, в некоммерческой организации – на увеличение расходов.
В Законе эти нормы отсутствуют. Согласно п. 3 ст. 13 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета будет устанавливаться Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).
В Новом законе общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, выделены в отдельную статью.
Организация должна будет составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.
Отчетным периодом для годовой отчетности будет являться календарный год – с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
Отчетным периодом для промежуточной отчетности будет являться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности будет являться период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности – с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.
Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.
Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Как и прежде, годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят:
- из бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменении собственного капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят:
- из бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об использовании целевого финансирования;
- примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Статьей 17 Закона будут регулироваться составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО.
В соответствии со ст. 17 Закона № 57-З общественно значимые организации (за исключением банков) будут обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Другие организации не обязаны будут представлять годовую отчетность в соответствии с нормами МСФО.
Годовая отчетность за 2013 год составляется, представляется и публикуется в соответствии с действующим до 1 января 2014 г. законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
Лица, назначаемые до 1 января 2017 г. на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), должны отвечать требованиям, установленным абз. 2 ч. 3 п. 7 ст. 8 Закона.
Лица, занимающие должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), будут обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера до 1 января 2017 г.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии