БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » ПСО кср » Принципы и источники права социального обеспечения. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Принципы и источники права социального обеспечения. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Принципы и источники права социального обеспечения. Правоотношения в сфере социального обеспечения

1. Понятие, значение и основные группы принципов права социального обеспечения.
2. Действие общеправовых и межотраслевых принципов в сфере социального обеспечения.
3. Отраслевые принципы социального обеспечения.
4. Источники права социального обеспечения.
5. Понятие и виды правоотношений по праву социального обеспечения.
6. Элементы правоотношений по социальному обеспечению.
7. Юридические факты и юридические составы в праве социального обеспечения.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие, значение и основные группы принципов права социального обеспечения.
Принципы права и принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения – основополагающие идеи, руководящие начала, пронизывающие содержание правовых норм о социальном обеспечении и отражающие социальную направленность государственной политики.
В праве социального обеспечения выделяют следующие группы принципов:
1) общеправовые (конституционные);
2) межотраслевые;
3) отраслевые (специальные).

2. Действие общеправовых и межотраслевых принципов в сфере социального обеспечения.
К общеправовым принципам относят конституционные принципы, на которых базируется любая без исключения отрасль национального права. Например:
1) принцип верховенства закона – то есть, все субъекты права социального обеспечения действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
2) равенство граждан – то есть равенство граждан перед законом в связи с назначением тому или иному гражданину того или иного вида социального обеспечения, равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства. Однако равноправие не исключает с учетом фактического неравенства проявление государством особой заботы о лицах, которые в силу определенных, не зависящих от них обстоятельств не в состоянии наравне конкурировать с другими);
3) многообразие форм собственности:
3.1 государственная собственность (субъекты – Республика Беларусь и административно-территориальные единицы);
3.1.1 республиканская собственность (собственность Республики Беларусь);
3.1.2 коммунальная собственность (собственность административно-территориальные единицы);
3.2 частная собственность.
4) сочетание общегосударственного и местных интересов;
5) участие граждан в управлении государственными и общественными делами.
К межотраслевым принципам относят группу принципов, присущих не одной отрасли, а сразу нескольким отраслям, ввиду их смежности. Например, право социального обеспечения является смежной отраслью с трудовым правом, правом социальной защиты в странах Европейского Сообщества. К межотраслевым принципам, таким образом, относятся:
1) принцип оплаты по труду – то есть уровень пенсионного обеспечения и обеспечения пособиями зависит от прошлого заработка граждан, получающих эти виды социального обеспечения;
2) принцип охраны жизни и здоровья граждан, гарантированный бесплатной квалифицированной медицинской помощью, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья;
3) всеобщности труда – то есть равная для всех возможность трудиться в соответствии со своей профессией, квалификацией.

3. Отраслевые принципы социального обеспечения.
Отраслевые принципы являются основой конкретной отрасли права, формируют ее основные идеи и правила. К отраслевым (специальным) принципам права социального обеспечения относят следующие принципы:
1) всеобщность социального обеспечения – равная возможность для всех граждан получить соответствующие виды социального обеспечения при наступлении конкретных обстоятельств и условий (трудовой стаж для получения трудовой пенсии);
2) всесторонность социального обеспечения – предоставление соц. помощи в разных сферах: медицинскому и санаторно-курортному лечению; содержанию престарелых и инвалидов, а также детей в детских дошкольных учреждениях; социальному обслуживанию; транспортные, жилищно-бытовые льготы; натуральные материальные блага;
3) финансирования социального обеспечения – Фонд социальной защиты населения формируется за счет средств государства, отчислений предприятий всех форм собственности в соответствующем проценте от фонда заработной платы и взносов граждан в размере 1% от ежемесячного заработка.
Перечисленные выше принципы (1-3) объединяются принципом дифференциации условий и уровня социального обеспечения – заключается в единстве требований ко всем гражданам при возникновении у них субъективного права на соответствующие виды социального обеспечения в целях выравнивания материального положения различных групп населения и защиты социально незащищенных (бесплатное медицинское обслуживание и лечение, единые требования для назначения пособия при рождении ребенка; требование к продолжительности общественно-полезной деятельности для получения права на пенсию по возрасту, инвалидности, а также по случаю потери кормильца во многом одинаковы для многих категорий граждан).
4) принцип универсальности социального обеспечения – то есть законодательством предусмотрены виды социального обеспечения и при болезни, беременности, старости, инвалидности;
5) принцип адресности и солидарности вытекает из социально ориентированной политики государства, проявляющего заботу о малообеспеченных гражданах и их семьях. О каждом государстве можно судить по тому, как осуществляется социальная защита наименее обеспеченных категорий граждан.
6) многообразия организационно-правовых форм социального обеспечения – обусловлен разными формами собственности предприятий, особыми методами аккумуляции средств, различием в способах и размерах получаемых доходов граждан: государственное социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из средств государственного бюджета; обязательное социальное страхование (Фонда социальной защиты населения); социальное обеспечение и материальная помощь за счет средств предприятий всех форм собственности, местных органов власти и управления, СПК.

4. Источники права социального обеспечения.
Источник права – форма выражения государственной воли, при которой содержащиеся в ней правила приобретают значение норм права – нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения принято классифицировать по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, по органам, принявшим нормативный акт, но правовым институтам.
По юридической силе источники права подразделяются па законы и подзаконные акты. Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений но социальному обеспечению.
Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.
Конституция Республики Беларусь является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 1, которая характеризует основы конституционного строя Республики Беларусь но целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции (ст.ст. 21, 24, 32, 42. 45, 47-49) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.
Статья 2 Конституции закрепляет положение о том, что права и свободы человека и Гражданин являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 47 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение.
В развитие конституционных положений приняты следующие законы:
- Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (с изм. и дон. от 19.07.2006 г.):
- Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (с изм. и дои. от 19.07.2006 г.);
-Закон от 17.04.1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (с изм. и доп. от 29.12.2006 г.);
-Закон Республики Беларусь 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (с изм. и доп. от 19.07.2006 г.);
-Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-ХН «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 29.10.2004 г.);
-Закон Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. № 3317-XII «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (с изм. и доп. от 20.07.2006 г.);
- Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 30 октября 1992 г. № 1898-ХП (в ред. от 19.03.2002 г., с нам. и доп. от 12.12.2005 г., 16.05.2006 г 08.11.2006 г.);
- Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» (с изм. и доп. от 29.06.2006 г.) и ряде других.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти но реализации принятых законов, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 «Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты» (с изм. и дон. от 23.11.2005 г.), постановление Совета Министров Республики
Беларусь 25 января 1999 г. № 115 «Об утверждении Перечня видов выплат, па которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (с изм. и доп. от 17.10.2006 г.).
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены следующие Положения:
- Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам от 30.09.1997 г. № 1290;
- Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях от 31.12.1992 г. № 801;
- Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий от 24.12.1992 г. № 777;
- Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей от 12.06.2002 г № 772).
Разновидностью классификации но сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые).
Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.
Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению занимают декреты и указы Президента, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы в законодательстве (например, Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет», Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).
Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства.
Источники права социального обеспечения наряду с классификацией по юридической силе можно классифицировать и но видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае выделяются акты, регулирующие общественные отношения по пенсионному обеспечению граждан, но обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами, но предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
Правомерна классификация источников нрава социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых способов (норм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет государственного бюджета.
В круг источников права социального обеспечения входит не только национальное законодательство, но и ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.
В силу ст. 8 Конституции Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Бели международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора, т.е. нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам Республики Беларусь.
К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных нравах, соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения, других международных договоров, заключаемых Республикой Беларусь.

5. Понятие и виды правоотношений по праву социального обеспечения.
Правоотношение в сфере социального обеспечения граждан Республики Беларусь – волевое общественное отношение алиментарного характера, урегулированное нормами законодательства по социальному обеспечению, в котором участники выступают как носители прав и юридических обязанностей.
Особенности правоотношений по социальному обеспечению граждан состоят в том, что пенсиями по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца граждане и их семьи обеспечиваются за счет средств Фонда социальной защиты населения. Дополнительное социальное обеспечение (пенсии, пособия, льготы, услуги) может предоставляться нанимателем за счет собственных средств предприятий различных форм собственности.
В зависимости от вида социального обеспечения, с целью получения которого субъект вступает в правоотношения по его приобретению или предоставлению, выделяют:
1. пенсионные правоотношения;
2. правоотношения по обеспечению граждан Республики Беларусь пособиями;
3. правоотношения по предоставлению гражданам Республики Беларусь услуг, льгот и других видов социального обеспечения.
4. другие правоотношения.
Наряду с материальными нормами, на основании которых реализуется право граждан на конкретные виды социального обеспечения, в законодательстве о социальном обеспечении граждан в Республике Беларусь имеется и большое число процессуальных норм, регулирующих порядок реализации и охраны прав граждан на соответствующие виды социального обеспечения. Они не только устанавливают правила доказывания отельных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений по поводу конкретных видов социального обеспечения, но и подробно регламентируют обращение, назначение и выплату всех видов социального обеспечения. Специфика процессуально-правовых норм о социальном обеспечении состоит в том, что они слиты с материально-правовыми нормами.
В связи с вышеизложенным выделяют также следующие группы правоотношений:
1) материальные правоотношения, возникающие по поводу предоставления гражданам определенных материальных благ в виде пенсий, пособий, компенсационных выплат;
2) процедурные правоотношения по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения основных (материальных) правоотношений;
3) процессуальные правоотношения, возникающие в связи с разрешением спора о праве на определенный вид социального обеспечения. Например, если орган, осуществляющий назначение пенсии либо ее перерасчет, отказал гражданину в назначении конкретного вида пенсии или в ее перерасчете, то его решение может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты, а в случае несогласия с решением этого органа спор разрешается в судебном порядке.

6. Элементы правоотношений по социальному обеспечению.
Традиционно к элементам того или иного правоотношения относят:
1) субъекты правоотношения;
2) объект правоотношения;
3) содержание правоотношения.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь, наделенные общей и отраслевой правосубъектностью, а с другой – органы, осуществляющие социальное обеспечение. Оба субъекта наделены соответствующими правами и обязанностями: гражданин имеет право на соответствующий вид социального обеспечения, однако обязан представить в орган социальной защиты документы о возрасте, инвалидности, заработной плате, рождении, смерти. Орган социальной защиты имеет право требовать предоставления документов, подтверждающих субъективное право гражданина на определенный вид и размер социального обеспечения и обязан назначить и выплатить гражданину соответствующий вид социального обеспечения после предоставления требуемых документов.
С понятием субъекта тесно связано понятие правосубъектности: правоспособности и дееспособности. Правоспособность – юридическое свойство граждан, их правовая способность иметь право на соответствующие виды социального обеспечения. Дееспособность – юридическое свойство граждан, определяющее возможность реализации субъектом своими действиями права на пенсионное или другое обеспечение.
Объект – то, по поводу чего возникло конкретное правоотношение в сфере социального обеспечения. Объектами выступают: пенсии, пособия, услуги, льготы и другие виды социального обеспечения. Однако в юридической литературе мнения разделились: 1) материальные блага, честь, достоинство гражданина или то, по поводу чего возникло конкретное правоотношение; 2) действия обязанных субъектов по удовлетворению прав гражданина (конкретная денежная сумма); 3) действие органов социальной защиты по ее назначению и выплате.
Содержание правоотношения – взаимные права и обязанности субъектов. Однако если один из субъектов конкретного правоотношения в сфере социального обеспечения недобросовестно выполняет свою обязанность, то другой имеет право обратиться в вышестоящий орган социальной защиты, к прокурору или в суд и защитить свое право, нарушенное другими субъектами.
Правоотношения в сфере социального обеспечения возникает на основе общих или частных предпосылок, наличие которых является необходимым условием возникновения правоотношения.
К числу общих предпосылок относятся: с одной стороны - нормы права о социальном обеспечении, закрепляющие права граждан на конкретные виды социального обеспечения, а с другой – наличие у граждан Республики Беларусь общей и отраслевой правоспособности и дееспособности, которые являются элементами правового статуса граждан (все права и все обязанности, адресуемые им правовыми нормами).
Отраслевая правоспособность – правовая способность граждан иметь право на предусмотренные в правовых нормах виды социального обеспечения.
Отраслевая дееспособность – юридическое свойство, присущее гражданам как субъектам права, определяющее возможность реализации субъектом своими действиями пенсионной или другой (по видам социального обеспечения) правоспособности.

7. Юридические факты и юридические составы в праве социального обеспечения.
Нормы права не создают правоотношений, а лишь указывают на должное поведение их предполагаемых участников. Для возникновения правоотношений по социальному обеспечению требуется юридический факт или группа фактов – юридический состав, с наступлением которых право граждан на соответствующие виды социального обеспечения и исполнение обязанностей органами, их назначающими, приводится в действие.
Юридические факты – действия или события, которым нормы права о социальном обеспечении придают юридическое значение. При этом события, в отличие от действий, не зависят от воли и сознания людей. К числу событий относят: рождение, смерть, достижение пенсионного возраста. К числу действий: трудовой стаж, выслуга лет, установление лицу группы инвалидности, подача заявления или решение органа социальной защиты о назначении конкретного вида социального обеспечения гражданину.
Однако во многих случаях для возникновения правоотношений в сфере социального обеспечения недостаточно наступления единичного юридического факта, а нужна их совокупность – юридический состав.
К числу частных предпосылок возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения относятся юридические факты образует юридический состав. Так, для возникновения пенсионного правоотношения по возрасту необходимо достижение лицом определенного возраста (60 лет – мужчина, 55 – женщина), наличие трудового стажа соответственно 25 и 20 лет. При отсутствии предпосылок или юридически значимых обстоятельств наличие только юридического факта не может порождать правоотношений по социальному обеспечению.


Задача.
Студентка 4 курса дневного отделения финансово-правового факультета БарГУ родила ребенка.
Имеет ли она право и на какой вид социального обеспечения?
В каких правоотношениях это право будет реализовано?


Тест.
1. Внешняя форма организации содержания права, которое существует в определенных нормативных правовых актах – это:
1) система права;
2) источник права;
3) принцип права;
4) правоотношение;
5) взыскание.

2. Источники права социального обеспечения могут быть классифицированы:
1) по юридической силе;
2) по сфере и сроку действия;
3) по кругу субъектов;
4) по органам, принявшим нормативный правовой акт;
5) по правовым институтам.

3. Официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение – это:
1) акт законодательства;
2) локальный нормативный правовой акт;
3) нормативный правовой акт;
4) законодательство;
5) законодательные акты.

4. Равная возможность для всех граждан получить соответствующие виды социального обеспечения при наступлении конкретных обстоятельств и условий (трудовой стаж для получения трудовой пенсии) – это принцип:
1) финансирования социального обеспечения;
2) оплаты по труду;
3) всеобщности труда;
4) всеобщности социального обеспечения;
5) всесторонности социального обеспечения.

5. Фонд социальной защиты населения формируется за счет средств государства, отчислений предприятий всех форм собственности в соответствующем проценте от фонда заработной платы и взносов граждан в размере 1% от ежемесячного заработка – это принцип:
1) финансирования социального обеспечения;
2) оплаты по труду;
3) всеобщности труда;
4) всеобщности социального обеспечения;
5) всесторонности социального обеспечения.

6. Единство требований ко всем гражданам при возникновении у них субъективного права на соответствующие виды социального обеспечения в целях выравнивания материального положения различных групп населения и защиты социально незащищенных – это принцип:
1) всеобщности социального обеспечения;
2) всеобщности труда;
3) всесторонности социального обеспечения;
4) финансирования социального обеспечения;
5) принципом дифференциации условий и уровня социального обеспечения.

7. Основополагающие идеи, руководящие начала, пронизывающие содержание правовых норм о социальном обеспечении и отражающие социальную направленность государственной политики – это:
1) источники права социального обеспечения;
2) метод права социального обеспечения;
3) предмет права социального обеспечения;
4) система права социального обеспечения;
5) принципы права социального обеспечения.

8. Волевое общественное отношение алиментарного характера, урегулированное нормами законодательства по социальному обеспечению, в котором участники выступают как носители прав и юридических обязанностей – это:
1) источники права социального обеспечения;
2) метод права социального обеспечения;
3) предмет права социального обеспечения;
4) правоотношения в сфере социального обеспечения;
5) принципы права социального обеспечения.

9. Юридический состав – это:
1) взыскание;
2) совокупность юридических фактов;
3) преступление;
4) правонарушение;
5) наказание.

10. Элементами правоотношений в сфере права социального обеспечения являются:
1) субъект правоотношения;
2) объект правоотношения;
3) содержание правоотношения;
4) права субъектов правоотношений;
5) обязанности правоотношений.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии