БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Судоустройство » Предмет, основные понятия и система курса «судоустройство»

Предмет, основные понятия и система курса «судоустройство»

Предмет, основные понятия и система курса «судоустройство»

1. предмет, система, значение курса, его соотношение с другими юридическими дисциплинами
2. правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции)
3. концепция судебно-правовой реформы в РБ
4. правовые источники курса судоустройства

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Название менялось. В послеоктябрьское время до 1954г. она называлась «советское судоустройство», затем в течение 20 лет «организация суда и прокуратуры в СССР», с середины 70-х «правоохранительные органы в СССР», с 1992г. – «судоустройство». 
Обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, охрана прав и законных интересов граждан, государства и негосударственных организаций и других участников правоотношений составляют одну из главных функций государства – правоохранительную. Правоохранительная функция РБ реализуется посредством деятельности судов и правоохранительных органов. Формирование демократического правового государства является одним из фундаментальных принципов, которые являют идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предопределяя выделение суда как органа судебной власти из системы других госорганов, выполняющих правоохранительную функцию. Система , состав, структура, порядок образования, история учреждения судов и правоохранительных органов РБ, а также ряда других госорганов, правовые основы их организации и деятельности, задачи, функции, компетенции, формы и методы работы, правовой статус работников соответствующих органов освещаются в курсе судоустройства. Все это и составляет предмет курса судоустройства.

Дисциплина судоустройства – это учебный курс, изучающий теорию судебной и правоохранительной деятельности государства, организацию, компетенцию и деятельность судов и правоохранительных органов РБ и других государств. Система курса подразделяется на 3 части:
1) общую
2) особенную
3) специальную
В общей приведены сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса: предмете, системе, правовых источниках и т.д. В особенной излагается современная организация и деятельность суда и конкретных правоохранительных органов, а также история их образования и развития. Специальная посвящена вопросам устройства судов и правоохранительных органов зарубежных стран. Основное значение дисциплины проявляется в том, что судоустройство – необходимый вводной курс для изучения других юридических наук.

Судоустройство находится в тесной связи и взаимодействии с другими учебными дисциплинами. Это относится к конституционному праву, которое наряду с другими вопросами освещает место и роль судебной власти, суда и правоохранительных органов в системе государственной власти и государственного аппарата. Связь судоустройства с административным правом определяется тем, что последнее изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти государства. К этим органам относится и часть правоохранительных органов: Минюст, МВД и др. Тесная связь судоустройства с уголовным процессом, гражданским, хозяйственным, прокурорским надзором. Эти дисциплины объединяет предмет изучения: правовые нормы, регулирующие деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и других правоохранительных органов при предварительном расследовании уголовных дел и их рассмотрении и разрешении в суде, при рассмотрении и разрешении гражданских и хозяйственных дел, при осуществлении прокурорского надзора. Существует связь между курсом «судоустройство» и общей теорией государства и права, историей государства и права Беларуси. Это связано с тем, что изучение многих вопросов органов и деятельности суда и правоохранительных органов, история их становления и развития требует общетеоретических и исторических знаний.  

2.Государство, для решения стоящих перед ним задач осуществляет различные функции, одной из которых является правоохранительная. Правоохранительная функция – это направленная деятельность государства по обеспечению правопорядка и законности, защиты прав и законных интересов участников правоотношений, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений. Правоохранительная функция реализуется с помощью правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность (в широком и узком смысле). Все государственные органы и должностные лица в пределах своей компетенции занимаются правоохраной, тем самым осуществляя правоохранительную деятельность в широком смысле слова. Правоохранительная деятельность в узком смысле – это специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений, осуществляемая специально созданными для того судами и правоохранительными органами.

Предметом изучения курса судоустройства является специальная правоохранительная деятельность. Для осуществления данной функции государство создает специальные правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариата, таможенные органы, налоговые, адвокатура, юридическая служба предприятий и объединений. Хотя адвокатура и юридическая служба предприятий и объединений не являются правоохранительными органами. Все действующие суды и правоохранительные органы принято называть органами юстиции.

Правоохранительной деятельности присущ ряд черт:
1) назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отношений, так и на обеспечение выполнения своих обязанностей.
2) Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании предписаний НПА, а также в установленной процессуальной форме
3) Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами: судами и правоохранительными органами
4) Правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения и взыскания.

Правоохранительная деятельность - это предусмотренная законодательством и осуществляемая в определенном процессуальном порядке деятельность судов и правоохранительных органов по охране прав и законных интересов участников правоотношений и обеспечению выполнения ими своих обязанностей, связанный с применением юридических мер воздействия. В зависимости от целей и задач правоохранительная деятельность подразделяется на ряд направленных функций. К числу таких направлений относятся:
1) правосудие
2) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и управлений в области юстиции
3) прокурорский надзор
4) выявление и расследование преступлений
5) охрана общественного порядка, обеспечение государственной безопасности 
6) оказание юридической помощи и услуг физическим и юридическим лицам и другим субъектам правоотношений

3. 23 апреля 1992г. верховным судом РБ была разработана концепция судебно-правовой реформы, определяющей долгосрочную программу преобразования и дальнейшего развития судебно-правоохранительных органов. Целями судебно-правовой реформы являются:
1) создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства
2) утверждение самостоятельной и независимой судебной системы, как основного гаранта прав и свобод граждан, действенность законов
3) воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки.

Концепция судебно-правовой реформы состоит из 10 разделов:
1 – обоснование причин реформы
2-8 – перспективы развития и реформирования судебной власти и системы предварительного расследования, прокурорского надзора, Минюста и его органов на местах, органов адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, общественных формирований юристов.
9 – вопросы реформирования законодательства 
10 – этапы реализации концепции судебно-правовой реформы.
Большинство заложенных концепцией идей претворены в жизнь, часть - в процессе реализации, от некоторых отказались ввиду их несостоятельности, многие положения концепции пересмотрены и переосмыслены. Современная позиция государства по поводу правового совершенствования, организации и деятельности судов и правоохранительных органов изложено в концепции совершенствования законодательства РБ, утвержденной указом президента РБ от 10 апреля 2002г. №205.

4.Правовыми источниками судоустройства являются законодательные и другие НПА, регулирующие порядок организации и деятельности судов и правоохранительных органов. Правовое источники подразделяются на 2 основные группы:
1) национальные акты
2) международные правовые акты (всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах, европейская концепция о защите прав человека).

Национальные правовые акты делятся по юридической силе и по предмету регулирования. По юридической силе делятся на виды:
1) конституция – основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов
2) кодексы. Основной кодекс судоустройства – кодекс РБ «о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006г., также УПК, гражданско-процессуальный кодекс и хозяйственно-процессуальный кодекс.
3) Законы: «о прокуратуре» от 3 мая 2007г., «об ОВД», «об органах государственной безопасности», «об адвокатуре», «о конституционном суде», « о хозяйственных судах»
4) Декреты и указы: декрет президента от 3 марта 1997г. «о некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности» и указ президента «о некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел РБ»
5) Постановления Совмина РБ, было утверждено положение о Минюсте РБ. Постановления Совмина утверждает инструкции «о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяйственных судов РБ»  
6) НПА судов и правоохранительных органов, в том числе заключения конституционного суда, постановление пленума верховного суда, постановления пленума высшего хозяйственного суда.

В зависимости от регулирования того или иного направления правоохранительной деятельности выделяют следующие группы правовых источников курса:
1) правовые источники общего характера: акты, содержащие правовые предписания, касающиеся организации и деятельности каждого правоохранительного органа и суда (конституция, международные правовые акты)
2) правовые источники о судебной власти, правосудии и судах
3) правовые источники об организации и материально-техническом обеспечении деятельности судов и управлений в области юстиции
4) правовые источники о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
5) правовые источники об организации, выявлении и расследовании преступлений
6) правовые источники об организации охраны общественного порядка и обеспечения государственной безопасности
7) правовые источники об организации оказания юридической помощи и юридических услуг.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии