БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Ревизия и аудит » Проверка расчетных и кредитных операций

Проверка расчетных и кредитных операций

1. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками.
3. Проверка расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям.
4. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами (по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по причитающимся дивидендам и прочим доходам; по депонированным суммам и др.).
5. Ревизия (аудит) внутрихозяйственных расчетов.
6. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Проверка организации налогового учета и правильности формирования объектов налогообложения.
7. Проверка правильности получения и использования кредитов и займов и их отражение на счетах бухгалтерского учета.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

При проверке расчетов проверяющий (аудитор) руководствуется Гражданским кодексом Республики Беларусь от 07.12.1998 года № 218-З (в ред. от 10.01.2011 года №241-З; Указом Президента Республики Беларусь №29 от 21.01.2011г. «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» в редакции от 05.11.2010г. №571.
Осуществляя производственную деятельность, сельскохозяйственные предприятия приобретают необходимые товарно-материальные ценности, а также осуществляют строительство основных средств.
Основным документом, на основании которых производятся поставки материальных ценностей, а также выполнение строительно-монтажных работ, являются договора.
В процессе ревизии контролеры должны установить законность каждого случая поставки материально-технических средств и выполнения строительных работ.
При этом проверяют, предусмотрено ли данное приобретение планом, целесообразна ли покупка, не является ли поставщик внеплановым.
При проверке расчетов с подрядчиками дополнительно проверяют:
1) включены ли строящиеся объекты в титульный список;
2) обеспечены ли источниками финансирования;
3) имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты;
4) заключены ли договора с подрядчиками и условия расчетов (за законченные этапы, объект в целом);
5) достоверность предъявленных к оплате счетов, нет ли приписок объемов выполненных работ.
В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и туже дату по данным аналитического учета, с остатками по синтетическому счету № 60 Расчеты с поставщиками в Главной книге. При наличии расхождения надо проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности в учете или злоупотребления.
При проверке задолженности по аналитическим счетам различают следующие ее виды: 
1. Текущая – предусмотренная договорными условиями, являющаяся неизбежной в процессе хозяйственной деятельности.
2. Задолженность, не оплаченная в срок – задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом надо выяснить причины непогашения ее в установленный срок.
3. Задолженность с истекшим сроком исковой давности. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли письма – напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии.
4. Спорная задолженность – по этой задолженности должны быть направлены претензии (поставщикам, транспортным организациям, в суд). Необходимо проверить копии исковых заявлений, документы о приеме и рассмотрении дел.
5. Безнадежная задолженность, в иске которой суд отказал. Следует выяснить мотивы отказа и др.
Выявленные факты невзысканной просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины рекомендуется обобщить в специальной ведомости, в которой указываются дата возникновения задолженности, причины, характер (спорная), сумма и принятие мер (материалы переданы в хозяйственный суд и др.).
Следует также установить, проводилась ли инвентаризация расчетов в ревизуемом хозяйстве, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов. Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей (сверка с договором), а также использование ревизуемым хозяйством прав в случае невыполнения договорных условий.
Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежные поручения и платежные требования) с данными документов на их оприходование (товарно-транспортные накладные, счета фактуры и др.) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками (журнал-ордер № 6 АПК), книгами складского учета, отчетами о движении товарно-материальных ценностей.
При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги (сопоставляются цены, указанные в счетах поставщиков, с ценами указанными в договорах).
При проверке расчетов с подрядчиками тщательно проверяют счета на выполненные объемы работ, сверяют их с договорами, проектно-сметной документацией.
Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включение в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных строительно-монтажных работ.

2. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

Продажа сельскохозяйственными предприятиями произведенной продукции осуществляется преимущественно в форме государственных закупок через сельскохозяйственные заготовительные организации, с которыми ежегодно или на ряд лет заключаются договора контрактации. Продукция также реализуется через торговую сеть и на рынке.
При проверке устанавливают наличие договоров контрактации, соблюдение хозяйством договорных условий поставки сельскохозяйственной продукции, правильность определения качества принятой продукции, реальность задолженности на момент ревизии.
При отказе заготовительных организаций от приема продукции или изменении ими закупочных цен необходимо тщательно проверить обоснованность отказа или изменения цен, какие меры были приняты для предотвращения потерь, кто из должностных лиц виновен в причиненном ущербе.
Особое внимание следует обращать на правильность определения приемными пунктами показателей качества продукции: упитанность животных, жирность, кислотность. Такая проверка производится изучением приемных квитанций, их встречной проверкой с товарно-транспортными накладными, актами контрольных определений качества продукции. По результатам таких сопоставлений выявляется сумма причиненного материального ущерба и принимаются меры по его возмещению.
Ревизор проверяет правильность расчетов заготовительных организаций за принятую продукцию, так как может быть допущен обсчет сельскохозяйственных предприятий. Для этого сопоставляют цены с прейскурантом цен (закупочных). Недополученная сумма выручки подлежит возмещению.
При проверке расчетов с прочими покупателями, прежде всего, выясняется обоснованность такой продажи, правильность отражения, количества, цены и суммы выручки, также своевременность проданной продукции.
Особенно тщательной проверке следует подвергать операции по расчетам за продукцию, цены на которую устанавливаются по договоренности сторон.
Правильность цен устанавливается сопоставлением их с действующими розничными, закупочными ценами, а также с себестоимостью продукции.
При реализации продукции через представителей хозяйства, надо проверить их отчеты, установить полноту сдачи выручки в кассу ревизуемого хозяйства.
Также целесообразно для проверки полноты и своевременности расчетов с покупателями провести инвентаризацию расчетов.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений покупатель возвращает ре-визуемому хозяйству в течении 10-ти дней со дня получения.
Если покупатели являются одногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.
На основании акта взаимовыверки расчетов бухгалтерия проверяемого хозяйства составляет справку, где по первичным документам устанавливается за что и когда образовалась задолженность.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
При расчетах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
Следует помнить, что субъект хозяйствования, закупивший товар за пределами Республики Беларусь, формирует отпускную цену на внутреннем рынке исходя из контрактной цены, пересчитанной в рубли по курсу Национального банка, таможенной пошлины, расходов по растаможиванию груза, НДС при ввозе, акциза и надбавки до 20 % к сумме перечисленных расходов. Если у покупателя будут документально подтвержденные расходы по страховке и транспортировке груза до своего склада, то он имеет право дополнительно включить их в отпускную цену (сверх оптовой надбавки).
Субъект хозяйствования, купивший товар у импортера при реализации товара оптом потребителю (предприятию, которое не будет перепродавать), при формировании отпускной цены может применить оптовую надбавку (снабженческо-сбытовую наценку) в размере до 20 % к цене импортера (первого продавца).
При продаже или перепродаже продукции и товаров на территории Беларуси в сопроводительных документах (ТТН) продавцы обязаны указывать отпускные цены предприятий-изготовителей или цены, сформированные оптовиком-импортером, размер взимаемой надбавки (наценки) и другие данные.
В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
Источники информации при проверке расчетов с покупателями и заказчиками данные счета 62 – журнал-ордер № 11 АПК, также ведомость аналитического учета 38 АПК, в которой на каждого покупателя и заказчика открывается счет.

3. Проверка расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям

Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с подотчетными лицами в организации.
Основными задачами проверкирасчетов с подотчетными лицами являются установление правильного и целевого использования подотчетных сумм, выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Исходными документами для проверки расчетов с подотчетными лицами служат приказы и распоряжения проверяемой организации, авансовые отчеты, аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами.
Проверка расчетов с подотчетными лицами должна выявить:
использование средств на оплату расходов на незаконные и нецелесообразные служебные командировки (совмещение служебных командировок с очередным отпуском, а также с поездкой по личной необходимости);
случаи возврата больших неиспользованных подотчетных сумм, причины их, а также передачи подотчетных сумм другому лицу;
порядок погашения оправдательных документов, приложенных к авансовым отчетам, с целью предотвращения их повторного использования;
правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в аналитическом учете и в балансах организации. Сальдо по этим расчетам должно показываться развернуто по дебету и кредиту счета расчетов с подотчетными лицами.
При проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить:
соблюдается ли действующий порядок выдачи в подотчет наличных денежных средств. На операционные и административно-хозяйственные расходы деньги должны выдаваться должностным лицам, определенным (утвержденным) приказом или распоряжением руководителя проверяемой организации, а на служебные командировки – в соответствии с приказом по организации. Проверяющий устанавливает, не превышает ли размер выданного аванса запрашиваемой сумме по расчету, нет ли скрытого авансирования подотчетных лиц на личные нужды;
при оплате через подотчетных лиц погрузочно-разгрузочных, ремонтно-строительных и других работ, а также расходов по приобретению материальных ценностей проверяются все документы: железнодорожные и автотранспортные документы, приемные акты, счета, накладные, трудовые соглашения, ведомости, расписки и другие документы, подтверждающие объем выполненных работ, поступление на склад материальных ценностей, а также правильность выплаченных сумм и наличие в документах всех необходимых реквизитов (адрес получателя, номер и дата паспорта, кем выдан). В случае возникновения сомнений ревизор должен путем опроса получателей денег, а также путем встречной проверки документов убедиться в правильности выплаченных сумм;
обоснованность расходов на служебные командировки устанавливается на основании авансового отчета, сдаваемого должностным лицом в бухгалтерию в течение трех дней после возвращения из командировки, и отчета о выполнении задания по командировке;
не выдавались ли подотчетные суммы лицам, не состоящим в списочном составе ревизуемой организации, не было ли повторной выдачи авансов без представления отчета по ранее выданным суммам;
были ли случаи возврата больших подотчетных сумм без их использования и не являлась ли в этих случаях выданная сумма скрытым авансированием подотчетного лица, не было ли случаев передачи подотчетных сумм от одного лица другому;
правильность оплаты подъемных и расходов по перемещению работников, направленных для постоянной работы в другую местность.
К авансовому отчету в соответствии с действующим порядком прилагаются задание, командировочное удостоверение с отметками о прибытии в пункт назначения и выбытии из него, а также проездные документы, квитанции об оплате за гостиницу, за телефонные переговоры и другие документы, подтверждающие расход денежных средств.
Все выявленные по авансовым отчетам переплаты, незаконные выплаты и другие необоснованные расходы должны быть подробно перечислены в отдельной описи, которая прилагается к акту ревизии.
Осуществляя проверку расчетных операций с подотчетными лицами, следует уделить особое внимание правильности возмещения расходов при заграничных командировках:
соблюдение установленных норм расхода денежных средств на суточные и оплату счетов гостиниц;
своевременность представления авансовых отчетов по командировкам;
целесообразность поездок за границу.
Нарушения, которые встречаются в практике учета расчетов с подотчетными лицами, делятся на две группы:
- допускаемые администрацией организации;
- возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.
К первой группе нарушений относятся:
1. отсутствие утвержденного списка лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на хозяйственно-операционные нужды;
2. выдача денег в под отчет работникам, не предусмотренным в списке;
3. выдача подотчетных сумм работникам, имеющим задолженность по ранее полученным авансам;
4. скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов без всякой потребности;
5. несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица по невозвращенному в кассу остатку подотчетных сумм.
Ко второй группе нарушений относятся:
1. несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращения остатка денег в кассу;
2. передача денег другому подотчетному лицу;
3. расходование аванса не по назначению;
4. неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;
5. предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.
При проведении проверки 71 счета «Расчеты с подотчетными лицами» в обязательном порядке проверяется перечень лиц, которым могут выдаваться суммы в подотчет на хозяйственно-операционные расходы.
При проверке расчетов с подотчетными лицами проверяется правильность заполнения авансового отчета бухгалтером, а именно: в какой срок отчитался командированный работник, сумма начисленная к уплате за командировку.
При проверке журнала-ордера 7-АПК проверяющим устанавливается правильность открытия счетов. Открытые счета должны совпадать со счетами указанными в авансовых отчетах командированных работников. Так же в журнале-ордере 7-АПК проверяются суммы записанные в графах 19-25 (с кредита счета в дебет счетов 25-1, 25-2, 26), которые должны быть одинаковые с общей суммой в графе 27 (кредитовый остаток на конец месяца).

4. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами (по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по причитающимся дивидендам и прочим доходам; по депонированным суммам)

От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии расчетов необходима всем пользователям отчетности.
Целью проверки расчетных операций является проверка достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.
В ходе проверки решаются следующие задачи:
1. Наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по расчетным операциям с прочими дебиторами и кредиторами
2. Документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности (общей), реальность ее погашения
3. Выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности
4. Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета
5. Обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям
6. Полнота и правильность отражения в учете претензий
7. Реальность числящейся задолженности по претензиям
8. Своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы
9. Правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям
10. Правильность и своевременность расчетов с прочими организациями по операциям некоммерческого характера и с транспортными организациями
11. Реальность задолженности по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами на дату составления баланса
12. Оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации
13. Оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности.
При проверке расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами ревизор (аудитор) использует:
Основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами:
- приказ об учетной политике;
- бухгалтерскую отчетность;
- регистры синтетического и аналитического учета;
- первичные документы;
В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы – ордера № 8 в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях.
При ведении учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов, аналитические ведомости и Главная книга (оборотно–сальдовая ведомость), книга покупок и книга продаж.
Для оценки состояния контроля за расчетными операциями с прочими дебиторами и кредиторами аудитор выясняет:
- порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
- наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
- формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.
Проверка расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказание работ, выполнение услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача товарно-материальных ценностей против отфактурованного количества либо несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин – по-тавщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:
Все претензии в соответствии с новым планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
Необходимо убедиться «путем отправления запроса поставщику» в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;
Претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товарно-материальных ценностей (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
Удержания по исполнительным листам на детейпроверяется правильность и обоснованность по исполнительным листам в пользу других организаций и лиц (алименты, штрафы, взыскание материального ущерба и т.п.) устанавливается путем сверки учетных записей с расчетно-платежными ведомостями и документами, являющимися для удержания. Своевременность и полнота перечислений выясняется при анализе состояния и движения задолженности по лицам и путем сопоставления дат удержания сумм с работников и перечисления этих сумм получателям.
Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
По невыплаченным на конец года депонированным суммам аудитор устанавливает, произведен ли перерасчет подоходного налога, который должен быть исчислен с суммы фактически выплаченной заработной платы.
В завершении проверки аудитор обобщает записи в рабочих документах и дает оценку правильности ведения учета, достоверности учетных и отчетных данных по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

5. Проверка внутрихозяйственных расчетов

Внутрихозяйственный контроль является разновидностью внутреннего аудита, функция которого состоит в оперативном информировании руководства предприятия о нерациональных расходах сырья, материалов, наличии брака продукции, хищении ценностей и др. Поэтому внутрихозяйственный контроль является объектом аудита.
Работа по обеспечению сохранности общественной собственности предприятия состоит не только в том, чтобы найти и строго наказать виновных, но и в том, чтобы создать условия, которые сделали бы невозможными хищения и злоупотребления, а также бесхозяйственность и расточительство в хранении и расходовании материальных и финансовых ресурсов. Выполнение этих функций возлагается на внутрихозяйственный контроль (аудит). Организация внутрихозяйственного текущего контроля законодательными актами возложена на руководителя и главного бухгалтера предприятия. Осуществляется он непрерывно работниками предприятия в соответствии с планом, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководством предприятия. В план текущего внутрихозяйственного контроля, составленного на год, включается контроль трудовой дисциплины и использования рабочего времени работниками, мест хранения денежных и материальных ценностей, документирования хозяйственных операций (табельного учета, складского учета материалов, кассовых операций), проверки продукции в местах ее производства (учета, качества, хранения), норм и нормативов расходования ресурсов, использования оборудования, производственных площадей и др.
Важнейшей формой внутрихозяйственного текущего контроля (аудита) является инвентаризация денежных средств и расчетов. Проверяя выполнение плана проведения инвентаризаций, аудитор устанавливает: правильно ли определен состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и утвержден ли он приказом руководителя предприятия, установлен ли приказом порядок создания рабочих инвентаризационных комиссий и своевременно ли результаты инвентаризации отражают в учете. При этом устанавливают, рассматривает ли лично руководитель предприятия материалы инвентаризации не позднее 10-дневного срока после ее завершения.
К задачам внутрихозяйственного контроля относится комплексная ревизия структурных подразделений предприятия, находящихся на самостоятельном балансе (подсобные сельские хозяйства, магазины торговли и др.). Поэтому в процессе аудита деятельности предприятия выясняют, принимают ли участие в ревизиях кроме работников бухгалтерии специалисты других служб, насколько полно охвачены эти подразделения контролем и каково качество этих решений (полнота охвата контролируемых объектов, содержание нарушений, принятые меры по их ликвидации и предупреждению потерь). Источниками та-кой проверки являются акты ревизии, решения, принятые по их результатам. Одновременно выявляют, не было ли фактов повторных проверок после проведения ревизии тех же фактов. Результаты деятельности внутрихозяйственного контроля аудитор проверяет по данным бухгалтерского учета на счете «Недостачи и потери от порчи ценностей», где отражают все недостачи и потери, а затем списывают в соответствии с решениями центральной инвентаризационной комиссии, утвержденными руководителем предприятия, на издержки производства и обращения, отнесения на материально ответственных лиц, на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Используя документальные методические приемы, аудитор исследует эти операции и составляет заключение. Кроме того, он использует данные аналитического и синтетического учета на счетах «Расчеты с персоналом по другим операциям», где отражают расчеты по возмещению материального ущерба, «Расчеты по претензиям», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Исследуя эту информацию, аудитор мо-жет выявить завуалированную безнадежную задолженность, негативный результат (убыток) от коммерческого а и т. п.
Своевременность проведения внутреннего контроля и тематических проверок определяется сопоставлением дат по плану и времени их осуществления, указанных в актах, количество ревизий устанавливается по представленным актам. При этом выясняют, рассматриваются ли руководством предприятия и трудовым коллективом результаты ревизий и проверок в двухнедельный срок и эффективность принятых решений по выявленным нарушениям, не было ли случаев сокрытия выявленных нарушений.
В завершение аудита необходимо отразить выполнение плана текущего внутрихозяйственного контроля и принятых решений по результатам проведенных проверок, как они влияют на качество хозяйствования.
Следовательно, внутрихозяйственный контроль (аудит) направлен на выполнение оперативного (текущего) контроля за сохранностью собственности, предупреждение потерь и недостатков в хозяйственной деятельности.

6. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Проверка организации налогового учета и правильности формирования объектов налогообложения

Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Контроль проводится по каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по направлениям:
1) состояние внутреннего контроля;
2) правильность определения базы для исчисления налога, сбора, платежа;
3) правильность применяемых ставок и льгот;
4) правильность возмещения налога из бюджета;
5) полнота и своевременность перечисления налога, сбора, платежа;
6) правильность составления деклараций, расчетов и иных отчетных документов;
7) правильность оформления первичных документов и отражения в учете таких операций.
Источники для проведения контроля: расчетные ведомости по начислению зарплаты, учетные бухгалтерские и налоговые регистры (журналы-ордера, ведомости, карточки по счетам 68, 69, 90, 70, 76 и т. д., Главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), учетная политика организации), расчеты и налоговые декларации по налогам, бухгалтерские справки и т. д.
Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору на отдельном субсчете к указанным счетам.
Необходимо проверить расходы организации, учитываемые для целей налогообложения прибыли, так как не все расходы учитывают для налогообложения либо учитывают в пределах норм.
Проверяется порядок учета распределяемых расходов и расходов, подлежащих отнесению в следующих налоговых периодах.
Чаще всего встречаются ошибки в исчислении базы налогообложения, ненадлежащее ведение учета, не обеспечивающее информацией внутренних и внешних пользователей о состоянии расчетов с бюджетом и фондами, нарушение сроков платежей, неправильное применение льгот, имеются случаи сокрытия, занижения выручки от реализации, которая служит базой для исчисления налога на прибыль, несоблюдения норматива включения затрат в расходы, учитываемые при налогообложении.
Все нарушения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ведут к применению к организации финансовых санкций в виде штрафов, пеней, неустоек, правильность расчетов которых также является объектом контроля.

7. Проверка правильности получения и использования кредитов и займов и их отражение на счетах бухгалтерского учета.

Целью проверки правильности получения и использования кредитов и займов является оценка соответствия ведения бухгалтерского учета операций по кредитам и займам в действующем проверяемы периоде нормативным документам.
К задачам проверки относят:
- проверку правильности оформления и отражения на счета бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредита;
- подтверждение целевого использования кредитов банка;
- проверку правильности определения сумм процентов за пользование кредитов банков;
- проверку правильности оформления на счетах займов, полученных у других предприятий и физических лиц.
Информационной базой проверкикредитных операций являются: учетная политика, отчетность, баланс, счета 66, 67, 91, 51, 60, накладные, счета-фактуры, кредитные договоры, акты сверки расчетов, протокол о зачете взаимных требований и др.
Аудиторы должны изучить содержание кредитных договоров с целью определения объекта кредитования, срока выдачи и возврата кредита, форму обеспечения обязательств, процентных ставок, прав и ответственности сторон и другие условия. Далее оценивается правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета и организация аналитического учета, которая возможна по видам кредитов, по банкам, по отдельным кредитным договорам.
Для того чтобы проверить своевременность возврата кредитов банков, по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета, составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а так же возникшие отклонения.
Для установления целевого использования кредитных средств аудиторы должны сравнить объект кредитования, зафиксированный в договоре и фактические направления перечисления средств, подтверждаемые договорами поставки, счетами-фактурами, платежными поручениями, накладными.
Правильность начисленных процентов подтверждается по результатам их арифметического контроля.
В ходе проверки займов аудиторы устанавливают, правильно ли оформлены договоры займа, своевременно ли погашалась основная стоимость сумма долга и проценты по займам, достоверность аналитического и синтетического учета.
При изучении договоров займа следует обратить внимание на наличие в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеры процентов и порядка их уплаты.
Типичные ошибки: несвоевременный перевод срочной задолженности в просроченную, несоответствующее отнесение процентов на расходы, некорректная корреспонденция счетов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • RalsaM
    Написал(а): RalsaM
  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111