БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Состояние и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Состояние и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

ВВЕДЕНИЕ


Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики и ориентируется не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные отношения с потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями.
Предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения.
Целью данной работы является изучение роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Объектом данной работы является само предпринимательство в Республике Беларусь, а предметом – причины и тенденции его развития, пути улучшения среды функционирования предпринимательства.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
- изучение сущности предпринимательства, его видов и форм;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– изучение основных направлений совершенствования государственной политики в области развития предпринимательства в Республике Беларусь;
– изучение путей улучшения среды функционирования предпринимательства в Республике Беларусь.
При написании работы использованы табличный, графический методы, метод сравнительного анализа, микроэкономическое прогнозирование и планирование.
Данная тема широко освещена в трудах отечественных экономистов. При написании курсовой работы была использована статистическая информация Министерства экономики Республики Беларусь, статьи из периодических изданий белорусских и российских экономистов: Догиль, Л. Ф., Белецкая, З., Мазоль, С. И. и других авторов, а также аналитический отчет о малом и среднем бизнесе в БР в 2011 году.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность предпринимательства

Понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности.
Понятие «предпринимательство» (англ. business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск [5, с.17].
Более глубокому анализу подверг предпринимательство французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства — труда и капитала, в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера - монотонным, рутинным.
Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883-1950), австриец по происхождению, утверждал, что предпринимательство — это прежде всего новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары.
В современной экономической литературе высказывается две точки зрения относительно того, кто может считаться предпринимателем. Сторонники первой отождествляют предпринимателя с любым собственником, что правомерно в условиях малого и отчасти среднего бизнеса. Приверженцы второй приписывают функции предпринимателя менеджеру, и это в значительной степени справедливо, если речь идет о большом бизнесе [5, с.17].
Авторы склонны думать, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получение дохода в условиях риска и осуществляемую от своего имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица).
Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования [7, с.24].
По понятиям американских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее [10, с.58].
Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.
Для развития в Республике Беларусь предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в Республике Беларусь должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение [6, с.111].
Таким образом, каждый из выше перечисленных ученых понятие «предпринимательство» трактовал по-своему. Понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации.

1.2 Виды предпринимательства

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. 
В соответствии с этим различают: предпринимательство государственное и предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности) [7, с. 25].
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства – основная, определяющая [11,с. 85].
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. При¬водимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника — соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль. [6, с.55]
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Таким образом, в РБ существует несколько видов предпринимательской деятельности. Каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. В том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

1.3 Формы предпринимательства

Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.
Единоличное предприятие — это бизнес одного человека, или его частная собственность. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Последнее можно отнести к положительным сторонам единоличного предприятия. Помимо этого еще значительная свобода действий, сравнительно небольшие налоги (не более 35%), возможность предоставлять персональные услуги и получение всей прибыли в случае успеха. К негативным сторонам можно отнести меньшую стабильность, ограниченность предпринимательских способностей и полную ответственность владельца за результаты своей деятельности [16, с.69].
Партнерство – это форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею. Объединение капитала нескольких лиц позволяет открыть более перспективное дело, к тому же ответственность каждого распределяется на определенный участок работы. Партнерства легко создаются и легко, в случае необходимости, привлекают банковский капитал. Более того, регулирование со стороны государства не особенно жесткое, именно поэтому партнерство является более выгодной и перспективной формой предпринимательства. Но у партнерства есть ряд недостатков, и вот некоторые из них: несколько человек участвует в управлении; ограниченность финансовых ресурсов; продолжительность деятельности партнерства непредсказуема.
Под корпорацией понимается малое предприятие, акционерное общество (закрытое и открытое), общество с ограниченной ответственностью (ООО), и совместное предприятие.
Корпорация — это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством “юридические лица” могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. Также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа. У корпораций большие финансовые возможности, максимальная стабильность, возможность найма профессиональных управленцев, ограниченная ответственность (в пределах вложенного капитала) и преимущество на рынках сбыта. При этом за корпорациями тщательно присматривает государство, так как они являются основными поставщиками налогов и предоставляют работы сотням или даже тысячам людей. К самым главным недостаткам относят очень высокие налоги [4, с.299].
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной.
В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.
Акционерное общество – организация, созданная на основе добровольного оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли [9, с.78].
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) представляет собой общество, учрежденное двумя и более лицами, уставный фонд которого разделен на доли в соответствии с учредительными документами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, установленных учредительными документами. Размер ответственности определяется следующим образом: обязательная ответственность (вклад учредителя в ОДО) + дополнительная ответственность (имущество, находящееся в собственности учредителя, пропорционально его вкладу в ОДО и в размере, установленном в учредительном договоре). Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». ОДО действует на основании Учредительного договора и Устава [16, с.76].
Открытое акционерное общество (ОАО) — это акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО проводит открытую подписку на акции и свободную их продажу на условиях установленных законодательством.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) — это акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции ограниченному кругу лиц с согласия других акционеров.
Производственный кооператив (ПК) представляет собой коммерческую организацию, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода. Фирменное наименование ПК должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». ПК действует на основании Устава. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием ПК. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иное не предусмотрено Уставом ПК.
Унитарное предприятие (УП) представляет собой коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. УП действует на основании Устава. Фирменное наименование УП должно содержать указание собственника имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. УП могут быть созданы в форме государственных (республиканских, коммунальных) и частных унитарных предприятий, подробнее про УП - http://zakonnik.by/index.php/registratsiya-unitarnykh-predpriyatij-up.
Совместное предприятие образуется с участием одной или нескольких иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий, объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала. При этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного предприятия [8, с.35].
В Республике Беларусь существует разнообразие форм предпринимательской деятельности. Это свидетельствует о том, что каждый из предпринимателей несет определенную ответственность и имеет прибыль согласно ей.

ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В настоящие время в Республике Беларусь действует развитая нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство, включающая в себя ряд законов ,указов, декретов, к которым относятся:
- Проект Закона "О малом и среднем предпринимательстве". Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами предпринимательства в форме малого и среднего бизнеса. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основные условия их деятельности, виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1721 "О Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы"
- Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства, внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение импортозамещения, адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.
- Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №186 "О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров". Указ разъясняет права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрированных в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ,по приобретению произведенных в Республике Беларусь технически сложных товаров для предпринимательской деятельности;
- Указ президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» Указ предусматривает, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь;
- Постановление совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 863 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) для субъектов малого предпринимательства»;
- Указ президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» В соответствии с указом Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:
1.Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей : финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками ;
2. Облисполкомами и Минским горисполкомом: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя ; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией ;
3. Банками Республики Беларусь льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;
4. Субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) путем предоставления субсидий.
- Декрет президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» В декрете обозначены права и обязанности предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории сельской местности;
- Указ президента Республики Беларусь от24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» В целях создания условий для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Беларусь, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата:
- Указ президента Республики Беларусь 17 октября 2005 г. № 481. «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с законодательными актами наложены административные взыскания, по решению Президента Республики Беларусь могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий.
Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства [1,с.188].

2.2 Малый и средний бизнес в белорусской экономике

Согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства», субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по ряду критериев:
- к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно;
- к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2011 г. продолжилась тенденция роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, а их общее количество достигло 91277, увеличившись по сравнению с 2010 г. Число микро- и малых организаций увеличилось на 5.36% (из них осуществлявших деятельность в 2011 г. – на 4.5%), в то время как количество средних организаций несколько сократилось и составило 94.6% по сравнению с результатами 2010 г. Снизилось и количество индивидуальных предпринимателей (ИП): на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь работало 219285 ИП (в 2011 г. – 231834, снижение на 5.4%).
Доля белорусских МСП в ВВП в 2011 г. вновь увеличилась и составила 22.9% (в 2010 г. – 19.8%). На микроорганизации в республиканском ВВП приходится 4.9% (увеличение на 1.2 процентных пункта по сравнению с результатами 2010 г.), малые организации – 8% (рост на 0.9 процентных пункта.), средние организации – 9.7% (на 0.1 процентных пункта). Министерство экономики Республики Беларусь одной из задач на ближайшие годы видит увеличение этого показателя, предполагая, что к 2015 г. он составит минимум 30%.
Традиционно белорусский малый и средний бизнес расположен преимущественно в г. Минске (22.8%) и Минской области (17.5%), меньше всего белорусских МСП – в Гродненской области (8.1%). Среди индивидуальных предпринимателей схожая тенденция: больше всего – в г. Минске (25%), меньше всего – в Могилевской области (9.7%). На корректировку данной ситуации направлен разрабатываемые в течение 2011 г. и принятый 7 мая 2012 г. Декрет «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», предоставляющие предпринимателям определенные налоговые льготы при осуществлении деятельности вне городских территорий.
Наибольшее количество микро- и малых организаций сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; далее следуют: обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, строительство, транспорт и связь. Распределение средних организаций по отраслям белорусской экономики более равномерно и имеет несколько иной вид.
Больше всего таких фирм – в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Далее следуют обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям [Приложение А].
В результатах опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ, белорусские МСП были распределены в следующие группы: торговля, общественное питание, производство (промышленность), строительство, транспорт и связь, бытовое обслуживание, консалтинговые услуги, образование, компьютерные услуги, туризм, реклама, полиграфия/издательство, недвижимость, другое. Результаты распределения отечественного бизнеса по выделенным сферам экономической деятельности в 2011 г. [Приложение Б].
Наибольшее количество респондентов представляют унитарные предприятия, менее всего – закрытые акционерные общества и кооперативы. Прочая статистика по организационно-правовой форме малого и среднего бизнеса, а также распределение предприятий в зависимости от года основания и количества работников [Приложение В] [14].

2.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь 

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность[2, ст.199].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
- право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;
- защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
- научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- страхование предпринимательского риска;
- запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре)[17].
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства , которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности [12].
В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
- создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
- организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь;
- организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
- обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
- создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
- готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.
Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:
- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
- внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
- создание новых рабочих мест,
- обеспечение импортозамещения,
- адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,
- содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.
осударственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:
мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;
повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.
На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.
Приведенная статистика развития малого предпринимательства является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности [13].

ГЛАВА3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь

Следует отметить, что Правительство Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего бизнеса. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур. Аналогичные сложности, отмеченные выше, испытывали в разное время как развитые страны, так и страны с переходной экономикой.
Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены в Беларуси с целью совершенствования отдельных административных процедур и улучшения деловой среды.
Рассмотрим меры совершенствования отдельных административных процедур более подробно.
Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:
1.Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов. Во многих же странах мира при регистрации субъектов хозяйствования используется заявительный принцип. В этом случае учредитель предоставляет необходимые документы и сведения, за содержание которых он сам несет ответственность.
Она позволит значительно упростить процесс регистрации как для предпринимателей, так и для регистрирующих органов. Но главное, существенно снижает продолжительность процедуры и устраняет проблемы, обусловленные длительным сроком регистрации. Необходимость внедрения такого принципа регистрации предприятия уже осознана руководством страны.
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации.
Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть:
а) подача неполного комплекта документов; б) подача документов в ненадлежащий орган.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.
4. Большое количество требуемых для регистрации документов.
Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Для регистрации юридических лиц в перечне документов, представляемых в регистрирующий орган, достаточно оставить следующие:
а) заявление, оформленное в установленном порядке;
б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации;
в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора);
г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;
д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию;
е) эскизы печатей в двух экземплярах [17].
Данная мера существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.
5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета
Создание единого регистрирующего органа (например, института регистраторов) позволит исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации и унифицировать процедуру, а также снимет нагрузку с исполнительных комитетов и позволит сократить срок прохождения и средства, затрачиваемые предпринимателем на юридическое оформление бизнеса.
Кроме того, при внесении изменений в действующее законодательство необходимо учитывать, что вся работа, направленная на сокращение сроков и стоимости процедуры регистрации, может быть перечеркнута одним принятым актом, предусматривающим перерегистрацию субъектов хозяйствования, а следовательно, влекущим дополнительные затраты времени и денег. Для того чтобы усилия государственных органов управления по совершенствованию административных процедур не пропали даром, необходимо в обязательном порядке осуществлять анализ экономического эффекта и возможных последствий от изменений в законодательстве на этапе его разработки.
Реализация представленных ниже рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны [9, с.205].
Для совершенствования процедуры регистрации следует принять Закон о регистрации, в котором:
1. Отменить требование по проверке содержания учредительных документов, введя заявительный принцип регистрации.
2. Снизить размер гоcударственных нотариальных пошлин, взимаемых при регистрации, а также сократить перечень документов, требующих нотариального заверения.
3. Сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган и ввести стандартные формы (бланки) для оставшихся.
4. Сократить перечень оснований для отказа в регистрации.
5. Создать единый регистрирующий орган (ввести институт регистраторов) с целью исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации.
Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:
- упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию;
- внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований.
Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности.
Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.
Кроме того, данные меры существенным образом устранят почву для злоупотреблений и коррупции. Немаловажно также и то, что реализация этих мер будет способствовать реальному претворению в жизнь политики дебюрократизации.
Также к значительному совершенствованию процедуры лицензирования приведет сокращение лицензируемых видов деятельности. Как показывает опыт стран-соседей, от лицензирования, например, розничной торговли и общественного питания можно отказаться, не боясь, что это увеличит угрозы населению, государству или окружающей среде. В то же время наличие необходимости получать лицензию на розничную торговлю пли общественное питание может привести к существенным потерям выручки предприятий МСБ, т.к. они вынуждены будут простаивать в ожидании лицензии, не имея возможности осуществлять хозяйственную деятельность [17].
Таким образом, изменения процедуры лицензирования, которые могут привести к более существенному сокращению сроков, стоимости и сложности процедуры, возможны при реализации следующих действий:
1. Упразднить лицензирование розничной торговли и общественного питания, а также других видов деятельности, не представляющих опасности.
2. Применить упрощенный порядок продления и внесения изменений в действующую лицензию.
3. Свести лицензионные требования к подтверждению способности заниматься данным видом деятельности и ликвидировать формулировки, допускающие свободное трактование лицензионных требований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать основные выводы по проведенному исследованию:
1. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, способствующая удовлетворению потребностей отдельных граждан и общества в целом.
2. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2011 г. продолжилась тенденция роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, а их общее количество достигло 91277, увеличившись по сравнению с 2010 г.
3. Доля белорусских МСП в ВВП в 2011 г. вновь увеличилась и составила 22.9% (в 2010 г. – 19.8%).
4. Наибольшее количество респондентов представляют унитарные предприятия, менее всего – закрытые акционерные общества и кооперативы.
5. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 %, в 2011 году – 133 %, в 2012 году – 135 %. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 %, в 2011 году - до 113 %, в 2012 году – до 115 %.
6. Основными проблемами для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры: регистрация, лицензирование, получение разрешений, администрирование налогообложения, большое количество проверок, регулирование ценообразования, а также доведение валовых показателей работы предприятия.
7. Следует отметить, что государством предпринимаются определенные попытки стимулирования развития предпринимательства, однако они недостаточны для получения значительного эффекта.
Для развития предпринимательства необходима комплексная система мер, направленная на либерализацию экономики и проведение рыночных реформ.
Такими мерами должны стать:
- формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
- нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
- государственные гарантии развития предпринимательства;
- устранение серьезных административных барьеров, препятствующих развитию сектора МСБ;
- поддержка субъектов МСБ, предоставление льгот, возможность получения кредитов на развитие бизнеса, в частности, развитие микрокредитования;
- научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства;
- международное сотрудничество в сфере предпринимательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Анискин, Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: учеб. пособие / Ю. П. Анискин. - М., 2002. - 243 с.
2 Борисов, С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. - 2004. - № 1. - С. 37 - 39.
3 Белецкая, З. Развитие и поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь / З. Белецкая // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2003. - № 9. - С. 34 - 38.
4 Бусыгин, А. В. Предпринимательство: учебник / А. В. Бусыгин. - М.: Дело, 2009. - 640 с.
5 Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Изд-во “Инфра-М", 2009
6 Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. - Минск: Высшая школа, 2008. - 264 с.
7 Евсеев И.Н. Основы предпринимательства. М.: Изд-во “КОНСЭКО", 2008
8 Как создать и вести свой бизнес в Беларуси?: практическое пособие / Н. И. Атапина, С.-О. Невиак, С. И. Петухова, С. М. Подобед, А. В. Попков; Под общ. ред. С.-О. Невиака. - Минск: Киреев Н.Б., 2010. - 368 с.
9 Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / С. И. Мазоль. - Минск: Книжный Дом, 2004. - 272 с.
10 Муравьев, А. И. Предпринимательство: учебник / А. И. Муравьев. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 696 с.
11 Никитенко, П. Предпринимательство в белорусской институциональной модели / П. Никитенко // Общество и экономика. - 2005. - № 9. - С. 82 - 112.
12 О деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://w3.main.gov.by/.
13 О состоянии и развитии предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/
14 Об экономическом положении малого и среднего бизнеса в 2011г. [Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://research.by/
15 Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 448 с. - (Серия «Высшее образование»).
16 Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. Пособие/ А.Н.Алейников. – М.: Новое знание.2007. – 304с.
17 Регистрация бизнеса в Беларуси: проще, быстрее, дешевле // Малый и средний бизнес в Беларуси. (Аналитический бюллетень). - 2012. - № 25. - С. 7 - 10.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии