БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Бюджетное право и система РБ

Бюджетное право и система РБ

Автор: Maxvel 2-03-2011, 16:54

Бюджетное право и система РБ

1.Понятие и социально экономическая сущность бюджета
2.Понятие и принципы построения бюджетной системы
3. Состав доходов и расходов бюджета.
4.Распределение доходов и расходов между раздельными звеньями бюджетной системы
5.Правовые основы доходов и расходов бюджета
6.Понятие цели и методы бюджетного регулирования
7.Понятие и предмет бюджетного права
8.Сравнительный анализ бюджетного права с иными отраслями права
9.Понятие и классификация субъектов бюджетного права

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1)Основным ядром финансовой системы РБ является её бюджетная система. Бюджет занимает центральное место в этой системе. Он является признаком государства и основой существования государства т.к. это научно обоснованный источник финансового обеспечения всех мероприятий всего бюджетного года. Принятие исполнение бюджета гарантирует усп6ешное развитие экономики и повышение жизненного уровня народа. Бюджетное право базируется на понятии бюджет при этом бюджетное право как и все финансовое право тесно взаимосвязано с экономическими категориями и экономическими науками финансовое право это единственная отрасль права которая имеет параллельно существующую экономическую научную дисциплину. В частности это финансовое право и финансы бюджетное право и бюджет налоговое право и налог. Со временем слово бюджет возникшее в эпоху средневековья от обозначения кошелька или сумки превратилось в отчет министра казначейства перед парламентом, эта процедура была направлена на ограничение абсолютной власти короля и по этому бюджет выступал не только путем финансового контроля но и орудием политической власти за ограничение власти короля государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых капиталах которые аккумулируются в бюджете с помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей:
-содержание аппарата управления
-обеспечение внутренней и внешней безопасности 
-социальная сфера
-поддержка отдельных отраслей хозяйства
В целом необходимо отметить что не одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многоуровневого перераспределения средств как бюджет и одновременно представляет четкую картину как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования не зависимо от уровня формирования бюджет можно рассматривать в трех аспектах:
-экономическая категория 
-в материальном плане
-как субъект права
Как экономическая категория бюджет присущ государству с самого его зарождения уже тогда он охватывает круг отношений между государством его подданными в сфере централизации формирования и управления финансовыми потоками.
В материальном смысле бюджет является централизованным денежным фондом формируемым для обеспечения потребностей государства. Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования распределения и использования центрального денежного фонда утвержденного представителями закона при этом бюджет выступает как основной финансово плановый акт закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений в этом случаи для бюджета характерны следующие признаки:
-бюджет является универсальным финансовым планом показатели которого охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития.
-бюджет по отношению к другим финансовым документам является координирующим 
Эти аспекты дополняют особенности закона о бюджетной системе который рассматривает бюджет как основной финансовый план формирования и использования экономических средств для нужд государства или соответствующей административной единице. 
Таким образом бюджет можно рассматривать как систему экономических отношений по поводу формирования распределения и использования централизованных денежных фондов разного уровня как основной финансовый план РБ или АТЕ централизованный денежный фонд формируемый на республиканском или местном уровне, а так же как центральное звено финансовой системы.

2)После формирования РБ происходит формирование независимой бюджетной системы которая была определена по конституции как составная часть финансово кредитной системы государства. Одновременно происходит формирование бюджетного права РБ которое базируется на традициях бюджетного права СССР (в отличии от финансового права бюджетное право развивалось). Формирующиеся в процессе деятельности взаимоотношения регулируются нормами финансового конституционного и административного права поэтому необходимо выделить те отношения которые регулируются именно нормами бюджетного права в общем содержанием бюджетного права будут являться элементы обеспечивающие функционирование бюджетных систем в государстве. В этих отношениях участвуют РБ АТЕ государственные органы в итоге в предмет бюджетного права входят отношения между указанными субъектами по образованию и использованию бюджетных средств в частности:
-определение бюджетного устройства РБ
-определение состава доходов и направлений расходов бюджета
-определение принципов разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы
-определение полномочий РБ и АТЕ в области бюджета
-определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга
-организация и осуществление бюджетного процесса и бюджетного контроля
Таким образом бюджетное право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово правовых норм которые регулируют финансовые отношения возникающие в связи с образованием распределением и использованием республиканских и местных бюджетов именно регулирование бюджетных отношений трансформируется в правоотношения с соответствующими признаками:
-бюджетные правоотношения возникают в процессе бюджетной деятельности РБ и АТЕ 
-круг субъектов бюджетного права более узкий чем круг финансового права
-субъектами бюджетных правоотношений выступают ОТО и государственные органы 
-бюджетные правоотношения длятся в течении года т.к. бюджет основной финансовый план государства действующий в течении года
-сфера действия бюджетных правоотношений ограничивается рамками бюджетного процесса 
-бюджетные правоотношения классифицируются по следующим основаниям
--по характеру регулируемых правоотношений они делятся на процессуальные и материальные. К материальным относятся правоотношения содержанием которых является определение бюджетной системы. К процессуальным относятся правоотношения которые содержат бюджетные процессы по формированию и принятию бюджета.
--по функциональным признаку бюджетные правоотношения делятся на:
---на отношения касающиеся бюджетного устройства
---связанные с определение состав доходов и распределением расходов
---по определению принципов распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы
---по распределению полномочий РБ и АТЕ в области бюджета
---отношения по определению принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживанию государственного долга
---отношения по участию в бюджетном процессе 
---по организации и осуществлению контроля за реализацией всех стадий бюджетного процесса
--по субъектному составу бюджетных правоотношений
---между органами представительной и исполнительной властью
---отношения внутри представительной власти по вертикали и горизонтали (между парламентом РБ и областным советом депутатов) ( между областными советами депутатов)
---отношения между республиканскими органами 
-правоотношения между РБ и иностранными государствами
---правоотношения между РБ и другими участниками СНГ 

К общей части относят нормы бюджетного права закрепляющие экономическую и правовую основу бюджета. 
Особенная часть состоит из следующих разделов 
-правовое регулирование бюджетных доходов 
-правовое регулирование расходов 
-правовое регулирование дефицита

2.В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная система - это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (ст. 2 БК).
В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь наша страна является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень - республиканский бюджет; второй уровень - местные
 
Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь (ст. 133).
Местные бюджеты подразделяются на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Общая совокупность республиканского и местных бюджетов имеет строго-иерархическую систему построения в контексте выделения вышестоящих и нижестоящих бюджетов.
Вышестоящий бюджет - республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.
Нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
В ст. 7 БК предусмотрены четыре виды консолидированных бюджетов:
- консолидированный бюджет района - бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;
- консолидированный бюджет области - бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет;
- консолидированный бюджет Республики Беларусь - республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;
- консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь -консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организации.
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории.
Принципы бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в ст. 8 БК. К ним относятся следующие десять принципов:
Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать. \тверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением: расходов государственных целевых бюджетных фондов; целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; государственных займов; добровольных взносов; средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий; средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь; иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

3. Правовые основы доходов и расходов бюджетов
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами государственной власти возложенных своих задач. Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения возложенных на государство функций.
В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд (ст. 2 БК).
Ст. 24 БК доходы бюджета классифицирует по следующим группам:
- налоговые доходы;
- взносы на государственное социальное страхование;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
В рамках данной агрегированной группировки доходов проводится их детализация, в рамках которой:
- к налоговым доходам относятся: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом;
- к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы;
- к безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания - на налоговые и ненатоговые, но и по другим признакам.
Бюджетное законодательство Республики Беларусь предусматривает деление доходов бюджетов на собственные и регулирующие.
Собственные доходы - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе (ст. 2 БК). Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя: налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.
Нормативы отчислений собственных доходов бюджетов разных уровней предусмотрены ст. 30-37 БК (при этом допускается установление иных нормативов Президентом Республики Беларусь и (или) законами).
Регулирующие доходы - доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими в целях бюджетного регулирования (ст. 2 БК). К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся: доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии со ст. 30, 32 и 24 БК установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.
С точки зрения функционального назначения к отдельной группе доходов бюджета отнесены доходы государственных целевых бюджетных фондов, формирование которых осуществляется в особом порядке (как правило, за счет уплаты налоговых платежей, взимание которых регламентируется как бюджетным, так и налоговым законодательством). Количественный состав государственных целевых бюджетных фондов ежегодно определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-3 «О республиканском бюджете на 2011 год» государственными целевыми бюджетными фондами в 2011 году являются:
- республиканский фонд охраны природы;
- фонд национального развития,
- фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,
- фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания)
- инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.
Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом и возникают в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития страны.
С правовой точки зрения расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства (ст. 2 БК).
Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности.
Направления расходов (в зависимости от уровня бюджета, из которого они финансируются) определены ст. 44-47 БК, а конкретные размеры устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Данная классификация получила свое закрепление в бюджетном законодательстве Республики Беларусь (ст. 39-40 БК).
Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
Ст. 101 БК в русле исполнения бюджета выделяет кассовые и фактические расходы. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 41 БК предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
- межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- бюджетные кредиты;
- расходы на обслуживание долговых обязательств;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 41 БК).
В рамках вышеуказанных форм ст. 44-47 БК определяет функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска.
В соответствии со ст. 42 БК в расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.
Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

4.Распределение расходов и доходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению задач:
1. наделить Республику Беларусь и местное самоуправление таким объемом средств, который обеспечит выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций;
2. определить такие расходы Республики Беларусь и местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.
Принципы распределения расходов и доходов между различными уровнями:
- самостоятельности,
- центрального регулирования (законодательство устанавливает общие основы расходов и доходов бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей и города Минска),
- территориальности,
- сбалансированности бюджетов.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.
Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета (ст. 48 БК). В соответствии со ст. 48 БК предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Ст. 50-51 БК определяют источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:
- государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь;
- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством. Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:
- бюджетные кредиты;
займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
- средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета:
- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым в соответствии со ст. 2 БК понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.
При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования, т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 2 БК).
Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.
В соответствии со ст. 2 БК оборотная кассовая наличность - сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.
По формальным признакам бюджетный кредит представляет собой разновидность внутренних долговых активов Республики Беларусь. В то же время, в контексте принятия мер по достижению сбалансированности бюджета бюджетный кредит может рассматриваться и в качестве дополнительной формы финансовой помощи, которой присущи отдельные признаки государственного кредитования. Ст. 2 БК под бюджетным кредитом понимает бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов в русле покрытия затрат соответствующих публичных образований. В связи с этим к межбюджетным отношениям относят оказание финансовой помощи, именуемой на легально-бюджетном уровне (ст. 2 БК) межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 75 БК межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.
Ст. 2 БК дает определение дотации и субвенции. Дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Субвенция -межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых . расходов.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется:
1. В порядке закрепления определенных видов доходов за конкретными бюджетами. Закрепленные доходы образуют постоянную основу бюджета любого уровня, что повышает самостоятельность органов местного самоуправления;
2. в порядке бюджетного регулирования.

5.Наличие закрепленных доходов и расходов является характерным для всех бюджетов. Однако существуют ситуации, когда средств бюджета недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. В подобных ситуациях необходимо осуществление правительством государства бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование — это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Необходимость бюджетного регулирования обусловливает выделение из вышестоящего в нижестоящие бюджеты финансовой помощи не только на безвозвратной и безвозмездной основе, но и на условиях срочности, возвратности и возмездное™. Подобными формами оказания финансовой помощи являются бюджетный заем (денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа) и бюджетная ссуда (денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению).
В процессе бюджетного регулирования используются два основных метода:
1. Метод отчислений регулирующих доходов.
Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.
2. Метод оказания прямой финансовой поддержки.
Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах:
• дотация (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическими лицами для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств);
• субвенция (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели);
субсидия (денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующего региона).


6.В настоящее время в финансово-правовой науке доминирует точка зрения о бюджетном праве как подотрасли финансового права.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, регулирующий систему отношений Республики Беларусь, административно-территориальных единиц и органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов.
Бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, имеет соответствующий предмет правового регулирования.
В соответствии со ст. 1 БК предметом бюджетного права являются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающими при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Отношения, составляющие предмет бюджетного права, подразделяются на материальные (имущественные) и процессуальные, которые в совокупности являются бюджетными правоотношениями, под которыми следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств государственного и местных бюджетов. Бюджетные отношения, являясь производными от финансовых правоотношений, отличаются от последних более узкой сферой применения.
Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присуши и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:
- они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств;
- в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления;
- бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что обусловлено ежегодностью принятия такого основополагающего акта в бюджетной сфере как закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Однако в рамках наличия такого правового института бюджетного права как бюджетный процесс, опосредованного понятием бюджетного цикла, который, как правило, длиться около двух лет, можно вести в некоторых случаях и о более длительном временном аспекте бюджетных правоотношений.

7.Основы функционирования бюджетной системы изложены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. Бюджетное право имеет свой предмет регулирования, в чем близко по содержанию к финансовому праву, но отлично то, что бюджетное право регулирует отношения в сфере бюджета, а финансовое право - отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Бюджетное право связано и с налоговым, регулирующим отношения, складывающиеся по поводу формирования доходной части бюджета. Не следует отождествлять нормы бюджетного права и налогового, т.к. последнее имеет свой предмет регулирования, а именно: отношения по поводу установления и взимания налогов с юридических и физических лиц (налоги поступают не только в бюджет).
Бюджетное право связано и с таким финансово-правовым институтом, как государственный кредит, т.к. в условиях бюджетного дефицита государство прибегает к заимствованию временно свободных денежных средств юридических и физических лиц с целью финансирования расходов не обеспеченными налоговыми поступлениями.
Бюджетное право также связано с административным (бюджетное устройство есть отражение административно-территориального устройства), конституционным (Национальное Собрание ежегодно принимает закон о бюджете на очередной финансовый год), и гражданским правом (для финансирования бюджетного дефицита Совет министров получает у Национального банка средства на основании договора).

8.Система бюджетного права - это структура с присущим ей внутренним строением, объединением и расположением бюджетно-правовых норм в логической последовательности.
В бюджетном праве выделяют общую часть - в нее входят нормы права закрепляющие: экономическую и правовую природу бюджета, предмет и понятие бюджетного права, место бюджетного права в системе права, систему и источники бюджетного права, бюджетное устройство Республики Беларусь, состав доходов и расходов, бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления, бюджетный процесс и т.д.
Особенная часть включает нормы права определяющие: правовое регулирование бюджетных доходов и расходов, правовой режим бюджетных и внебюджетных фондов, порядок сметно-бюджетного финансирования.
Источники бюджетного права - это правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.
Виды источников бюджетного права:
1. Конституция Республики Беларусь
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3
3. Ежегодные законы (решения местных советов депутатов) о республиканском (местных) бюджетах на очередной финансовый (бюджетный) год
4. Декреты и указы Президента Республики Беларусь
5. Постановления правительства Республики Беларусь
6. Нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь и других органов государственного управления
7. Нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.

9.Субъекты бюджетного права - это носители бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования централизованного денежного фонда. Эти права и обязанности принадлежат субъектам в силу действия бюджетно-правовых норм независимо от участия в конкретных бюджетных правоотношениях.
В круг субъектов бюджетного права Республики Беларусь входят:
1. Республика Беларусь в лице представительных и исполнительно-распорядительных государственных органов республиканского масштаба.
2. Административно-территориальные единицы в лице их представительных и исполнительных органов.
3. Национальный банк Республики Беларусь.
Субъекты бюджетных правоотношений должны иметь хотя бы один из следующих признаков: 1. Участвовать в распределении доходов и расходов между бюджетами
2. быть стороной бюджетного процесса
3. получать из бюджета денежные средства в форме финансирования.
Из изложенного следует, что к субъектам бюджетного права не относятся коммерческие организации и физические лица, т.к. они не наделены соответствующими признаками, а их отношения с бюджетом опосредуются налоговым и трудовым правом.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии