БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Политология » Еще одни шпоры по политологии

Еще одни шпоры по политологии

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Предмет и назначение политологии

 

Политология (от гр. politike — государственные дела, + logos — логия (учение, знание) — это наука о политике. Объект изучения политологии — политика, т.е. политическая действительность, политическая жизнь в прошлом и настоящем, действительность людей в сфере политики. При ее изучении мы будем осваивать наследие политических мыслителей разных стран, накопленный политический опыт, а также использовать метод самопознания.

Определяя содержание и назначение политологии, выделим ее два качественных направления. 

1. Политология как академическая наука, занимающаяся исследованием истории мировой политической мысли и политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей политической мысли.

2. Политология как учебная дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общества, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.

 

2. Функции политологии как науки и учебной дисциплины


Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

— познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных

компонентах;

— прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

— практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

— идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

— культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

— воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Образование — это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

 

5. Основные направления современной политологии

 

1. Социологическое направление.

М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.

Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».

М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.

2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.

3. Концепция политического плюрализма.

Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.

Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.

4. Теория демократии.

А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.

5. Теория бюрократии.

М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.

6. Концепция тоталитаризма.

Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.

7. Теория международных отношений.

Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.

С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.

 

6. Структура власти:


1.субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество;

2.объекты власти: человек, социальные группы, этнические общности, государственные органы, общественные организации, учреждения;

3.источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

4.ресурсы власти, её средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, организационные, культурно-информационные, демографические.

Функции власти:

1.господство;

2.руководство;

3.контроль;

4.регуляция;

5.координация;

6.организация;

7.мобилизация.

Признаки власти:

1.власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.

2.власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.

3.власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.

4.власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.

5.высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Верховенство государственной власти проявляется в следующем:

а) единственный источник власти – народ;

б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;

в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;

г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему политического господства в обществе, способность её субъектов реализовывать свою властную волю, используя полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

государственная;

партийная;

власть общественно-политических организаций и движений.

Социальное предназначение власти:

•удовлетворение общественных интересов и потребностей;

•управление обществом, активное содействие его стабильности и прогрессу, реализация прав и свобод личности;

•совершенствование общественных отношений на основании принципов гуманизма и норм демократии;

•обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, общественного контроля за их деятельностью;

•защита, укрепление и развитие государства.

Концепции власти:

системная. Рассматривает власть как свойство политической системы. Т. Парсонс, Г. Алмонд.

правовая (власть – производная от права). Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, И. Кант.

поведенческая. Возникла в 20-30 г.г. ХХ в., Чикагская школа. Характеризует власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду влиять на поведение другого.

Органы государственной власти Республики Беларусь в соответствии с Конституцией:

Президент – глава государства;

Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь, законодательный, представительный орган власти;

Правительство – Совет министров Республики Беларусь, исполнительная власть;

Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;

Прокуратура, Комитет государственного контроля, контрольно-надзорные органы власти.

 

8. Легитимность политической власти и ее типы


Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

 

9. Термин "демократия"

 

(от гр. demos — народ + cratos — власть) переводится буквально "власть народа", или по словам американского президента А. Линкольна, «управление народа, избранное народом и для народа».

Принципы:

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип выборности основных органов государства.

 

10. Разновидности современной демократии


Олигархическая демократия позволяет лишь только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении страной и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику большей частью в интересах крупного капитала.

Эгалитарная демократия заключает собственной функцией осуществление политики в интересах всей нации и ставит их ранее интересов меньшинства либо отдельного гражданина. Националистические варианты данной модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами всего только лица определённых национальностей.

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, впрочем сфокусирована на воле легкого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и главным образом государственную собственность на средства производства.

Либеральная (в свою очередь буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов:

Правление с согласия народа на основе волеизъявления многих

Мирная смена власти через периодических выборов

Общественный компромисс и поиск консенсуса

Информационная открытость процесса принятия политических решений

Воздействие граждан на принятие решений

Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны многих

Верховенство права

Залога политических, гражданских и социальных прав человека

Залога прав оппозиции

Имитационная демократия заключает ряд внешних атрибутов народовластия, впрочем фактически воздействие граждан на процесс принятия решений исключительно немного. Это может быть связано с тем, что раздел граждан лишена избирательного права, или избранные представители не определяют всю политику правительства, или исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, или система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью данной модели является система с доминирующей партией.

 

11. Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы 

Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (передача престола по наследству, революционный переворот, демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы

Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика

В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности.

Политическая власть использует экономические ресурсы не только для завоевания власти, реализации ее целей и ее поддержания, но и для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может:

-  заставить притормозить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость (и наоборот, когда это необходимо);

-  стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;

-  стимулировать инвестиции в национальную экономику;

-  не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;

-  предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;

-  замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.

Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги – это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала.

Роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.

Силовые ресурсы как вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д

С понятием "силовые ресурсы" нередко связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.

Социальные ресурсы – довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. 

Информационные ресурсы – это в первую очередь средства массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира.

 

12. Понятие политической системы, ее структура и функции

 

Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Значительный вклад в развитие теории политических систем внесли Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс.

Подходы к изучению политических систем:

1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).

2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Политическая система, взаимодействуя с обществом, решает конкретные задачи:

•Определяет и реализует политический курс государства;

•Совершенствует механизм власти;

•Мобилизует и распределяет ресурсы общества, необходимые для удовлетворения его потребностей;

•Интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Структура политической системы общества:

1.Институциональная включает все государственные и общественные институты, ведущая роль принадлежит государственным органам и учреждениям.

2.Нормативно-регулятивная корректирует и развивает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи, традиции, поведение и отношение субъектов политики.

3.Коммуникативная обеспечивает обмен информацией, соблюдение действующих норм политических отношений.

4.Культурно-идеологическая включает политическую идеологию  и культуру, служит ценностной основой  развития и совершенствования политической системы.

5.Функциональная представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных отношений, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

 

14. Политический режим: понятие и признаки


Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”

 

16. Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини. 

Основные признаки режима:

1.Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, куль¬туру, религию, частную жизнь.

2.Формирование власти идет бюрократическим спосо¬бом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.

3.Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.

4.В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».

5.Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.

6.Запрещено все, кроме того, что приказано.

7.СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».

8.Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание

9.Социальная структура общества имеет классовый характер.

10.Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру

Авторитарный режим – основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц.

Основные признаки авторитарного режима: 

1.Характер и мера осуществления власти – власть одного человека

2.Контроль и насилие не носят общественный характер.

3.Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.

4.Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности

5.Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.

6.Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

7.Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.

8.Разрешено все кроме политики.

9.Осуществляется частичный контроль над СМИ.

10.Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.

11.В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти.

 

26. Законодательная власть. Структура и функции


Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. 

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:

•Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;

•Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. 

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.

Основные полномочия Палаты представителей:

•Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;

•Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;

•Назначение выборов Президента РБ;

•Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории  Республики Беларусь.

 

18. Признаки и функции гос.

 

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.

Признаки государства:

1.единая территориальная организация политической власти.

2.общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством. 

3.органы и учреждения наделены властными полномочиями.

4.Суверенитет и независимость.

5.Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства:

I.Внутренние функции:

1.Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

2.Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.

3.Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

4.Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.

5.Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.

6.Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.

II.Внешние функции:

1.Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.

2.Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.

3.Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 

19. Формы государственного устройства и правления. Типы государств


Формы административно-территориального устройства:

•Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).

•Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).

•Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).

•Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

Формы государственного правления.

1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:

•Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).

•Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

•Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)

2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:

•Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

•Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.

•Полупрезидентская (смешанная)  - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

 

20.Правовое гос. Понятие, признаки. Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.

Признаки правового государства:

1.Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.

2.Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.

3.Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.

4.Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

 

23. Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество


Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.

Признаки правового государства:

6.Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.

7.Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.

8.Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.

9.Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества:

•Гуманизм и стабильность социальных отношений.

•Правовая защищенность каждого гражданина.

•Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.

•Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.

•Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.

•Равная ответственность государства, общества, личности.

•Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

 

22.Понятие и сущность гражданского общества


Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества:

•Гуманизм и стабильность социальных отношений.

•Правовая защищенность каждого гражданина.

•Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.

•Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.

•Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.

•Равная ответственность государства, общества, личности.

•Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

 

24. Понятие Конституции, её юридические и политические  свойства


Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.

Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой.

Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества. 

Функции Конституции: 

•Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности

•Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.

•Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга. 

 

27. Понятие, структура и компетенция Парламента Республики Беларусь


Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – это представительный и законодательный орган республики, выражает интересы граждан.

Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат.

Срок полномочий Парламента — четыре года. 

Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Основные полномочия Палаты представителей:

• рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

• рассмотрение проектов Законов;

• внесение предложений о проведении референдумов, назначение выборов Президента;

• дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

• рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др.

Основные полномочия Совета Республики:

• одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

• дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

• избирает шесть судей Конституционного Суда;

• избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

• отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

• принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом и др.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Любой законопроект, как правило, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. 

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. 

Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

 

29. Понятие, состав и компетенция Правительства Республики Беларусь


Правительство Республики Беларусь – Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Срок полномочий Правительства строго не определен. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Состав Правительства Республики Беларусь: Премьер-министр, его заместители и министры. 

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Полномочия Премьер-министра:

• осуществляет непосредственное руководство дея¬тельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

• подписывает постановления Правительства;

• представляет Парламенту программу деятельности Правительства;

• информирует Президента об основных направлениях своей деятельности и др.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. 

Полномочия Правительства Республики Беларусь:

• руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

• отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

 

30. Понятие и сущность исполнительной власти


Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и  Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

1.Руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

2.разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

3.разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;

4.обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и

5.обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

6.выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

7.обеспечивает выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряжений Президента.

 

31. Формы правления. Гос. управление


Различают две основные формы правления:

Монархия. Республика.

Монархия (греч. monarhia – единовластие) – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха).

Выделяют виды монархии:

•Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Саудовская Аравия, Ката, Оман).

•Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

•Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).

Республика (лат. respubliku – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Различают 3 вида республики:

•Президентская – значительная роль президента в системе органов государственной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).

Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией выборщиков. Присутствует четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

•Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.

•Полупрезидентская (смешанная)  - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность перед Президентом и Парламентом.

 

32. Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.

Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии