БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Автор: Maxvel 1-11-2010, 23:38

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Возрождение (Ренессанс) — эпоха духовного и культурного преобразования Западной Европы. Этот период в истории Западной Европы отличался прежде всего засильем гуманистических идей и, естественно, научной направленностью. Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени — латыни.
Большинство гуманистов отрицательно относились к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых, в свою очередь, признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.
Виднейшим представителем эпохи Возрождения, выступавшим против тирании религии в жизни общества, был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Основными сочинениями мыслителя были «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «О военном искусстве», «История Флоренции».
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или, по примеру древних, определить средства и способы действий, полезных в настоящем. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».
Макиавелли впервые ввел в политическую лексику понятие «stato», которым он обозначил общее понятие государства независимо от его конкретных форм. Государство — это дело рук человеческих. Государство — это целостное образование, которое образовано подчиненностью управляемых управляющим, состоящее из законов и скрепленное политической властью.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, как неустанно повторял Макиавелли, посягать на имущество подданных, ибо это неизбежно порождает ненависть.
Макиавелли выделял три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия и распущенность).
Новация Макиавелли сводилась к утверждению, что все государства по форме либо республики, либо монархии.
Наилучшей формой правления Макиавелли считал умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».
Республиканский строй призван для достижения компромисса между народом и знатью: аристократия необходима — из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Между тем народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона. Для него не характерны честолюбивые устремления знати. Суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства другой его части на эти интересы.
Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры. Много места, прежде всего в работе «Государь», Макиавелли отводит правителю, выявлению тех качеств, которыми он должен обладать. При этом допускается использование всех средств, в том числе и аморальных. Для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на злодейство, подлость и предательство, ибо в политике единственным критерием оценки действий правителя является укрепление власти, расширение границ государства. «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Такое соотношение политики и морали, решение которого получило название «макиавеллизма», и принесло автору всемирную известность. Сущность макиавеллизма, названная оплотом имморализма — безразличия к добру и злу, заключена в выводе о том, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам. При этом следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим.
Макиавелли выстроил целостную стратегию политического искусства. Он говорит, что действия и поступки государя стоит оценивать не морально, а судя по их результатам и общественной пользе. Здесь можно прибегать к каким угодно средствам — от военной силы до коварства и обмана.
По Макиавелли, все средства хороши, если цель — благо государства, завоевание и удержание власти.
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушаемость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право — орудие власти, по его мнению, «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».
Макиавелли стоит за соблюдение законов, которое необходимо для обеспечения общественной безопасности. «Когда народ увидит, что никто не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной». Но Макиавелли стоит за хорошие законы, которые, естественно, должны обеспечивать провозглашенную ими свободу деятельности людей.
В качестве средства регуляции Никколо Макиавелли рассматривал религию — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. По этой причине мудрые законодатели часто ссылались на волю богов. По мнению Макиавелли, религия должна быть на службе государства, а не наоборот. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении Церкви и государства.
Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Святого Писания или сконструированы умозрительно. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и не должном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. «Государства, — писал Макиавелли, — создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман».

Политико-правовые теории М. Лютера и Ж. Кальвина
Реформация ставила перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина. Реформация отвергла идею католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком И Богом. Главным очагом европейской Реформации была Германия.
У истоков Реформации в Германии стоял доктор богословия Мартин Лютер (1433—1546 гг.). Его главными работами являются «Лекции о Послании к римлянам», «Девяносто пять тезисов», «Разговор об отпущениях и милости», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».
Лютер первым выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. В основе его доктрин лежали следующие постулаты: источником веры может быть только Библия, но не догмы, придуманные церковью; религия — личное дело самого мирянина, но не церковной епархии; — равенство паствы и духовенства между собой и равной их обязанности повиноваться Богу;
— демократизация уклада церковной жизни;
— отмена индульгенций (отпущение грехов за деньги) и т. д.
Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь Богу — существу совершеннейшему — обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Возможность верующих быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается согласно М. Лютеру мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на Божественное право. Будучи в конечном счете производным от воли Божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право Божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.
Позднее Лютер вовсе пришел к выводу о необходимости отрицания существующей католической церкви. Церковь присвоила себе роль обязательного посредника между Богом и христианами, благодаря чему почитание Бога подменено почитанием Церкви. Истинная вера — это не показное молебствование в церкви, а доверие к Христу в сердце, которое может пробудить только Господь.
Основой политико-правовых трудов Мартина Лютера стало учение о «Двух царствах», духовном и светском. Духовное царство Бог создал для истинно верующих, а светское — для людей с целью обеспечить внешний мир и спокойствие. Необходимость государства (светского правления) обусловлена греховной природой человека. Если бы мир состоял из истинно верующих людей, то потребность в государстве, законах, наказаниях отпала бы.
Более радикальным течением Реформации являлся кальвинизм, основателем которого был швейцарский богослов Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа Церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде «Наставления в христианской вере». Центральной идеей учения Жана Кальвина являлся догмат о Божественном предопределении, в соответствии с которым судьба каждого человека определена Богом. Если человек угоден Богу, значит, он преуспевает, если трудолюбив и покорен, Небо ему благоволит. Изменить свою судьбу, начертанную Всевышним, человек не может, но Божье отношение к себе он способен уяснить по тому, какова его жизнь. Кальвин призывает всех независимо от своего социального положения принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с Божественной предопределенностью. «Предопределенность человека выше сословных и иных различий, если ты успешен — ты избран», — так рассуждали кальвинисты.
Из догмата об абсолютном Божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предизбранность и спасение человека.
Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, Церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда исчерпаны все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. Наихудшей формой правления была для Ж. Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.
В кальвинизме в религиозной форме выражены основные положения протестантской этики, ставшей идеологией зарождавшейся буржуазии: культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение прибыли в дело.

Политико-правовая мысль раннего социализма
Родоначальником утопического социализма был лорд-канцлер английского королевства Томас Мор (1478—1535 гг.), труд которого «Утопия» лег в основу нового учения. «Утопия» — выдуманный рассказ о путешествии некоего Гитлодея, волею судеб оказавшегося на неведомом ранее острове, название которого стало названием книги. В переводе (здесь с английского) «утопия» — это «место, которого нет». От «Утопии» берет свое название и термин «утопизм», которым обозначают нереальные социальные проекты по улучшению общества; в широком смысле утопическими называют любые нереальные идеи и мечты.
Основная причина всех вообще пороков и бедствий, по мнению Мора, — частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительности труда, роскоши и нищеты. На острове Утопия частной собственности нет, здесь царит полное имущественное равенство, проявление роскоши запрещено. Земля, как и все произведенное на ней— общее достояние. Основная хозяйственная ячейка — семья.
Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:
— коллективная собственность;
— всеобщая обязательность труда;
— аскетический образ жизни;
— централизованное распределение произведенной продукции.
По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику: она состоит из 54 городов, представители каждого из которых заседают в Сенате. В каждом из городов проживает около 6 тысяч семей. Все государственные должности в Утопии выборные; наиболее важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, вне закона лишь религиозный догматизм, но атеизм не приветствуется — безбожие нельзя пропагандировать.
Физический труд, по Мору, на острове является обязательным для всех. Свободны от него только должностные лица республики, а также та часть молодежи, которая пригодна по своим способностям для научной работы. Для осуществления неприятного труда существует категория рабов, которая создается из лиц, приговоренных к пожизненным принудительным работам.
В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем: «У утопийцев законоведом является всякий. Ведь у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование; утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения...».
Томас Мор выступал против наказания. Он считал, что более гуманно смертную казнь заменить принудительными работами, а за тяжкие преступления обращать в рабство. Рабами в Утопии являлись и военнопленные. Однако рабство не было пожизненным и наследуемым.
Другим идеологом раннего социализма-утопизма был итальянец Томмазо Кампанелла (1568—1639 гг.). В своем фантастическом романе «Город Солнца» он сформулировал собственные политические и правовые воззрения, которые испытали существенное влияние социальной утопии Томаса Мора. В этом произведении Томмазо Кампанелла рисует образ общества, в котором отсутствует частная собственность, а каждый работает в соответствии со своими природными задатками. Все заняты физическим трудом в течение четырех часов в день. Остальное время отдается научным занятиям, спорту и другим видам деятельности, которые способствуют совершенствованию личности.
Политическое устройство города Солнца не знает аналогов и представляет собой государство, основанное на следующих принципах:
— принцип народного суверенитета участия населения в управлении обществом;
— принцип тотальной регламентации со стороны государства производственной, распределительной, семейной и воспитательной сфер жизни;
— принцип профессионализма в организации управления.
По форме правления город Солнца является аристократической республикой — теократия особого типа, которую возглавляют ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства.
Во главе республики верховный правитель — Солнце (Метафизик). Он правит, опираясь на трех своих высших советников — соправителей, каждый из которых ведает управлением отдельных сфер человеческого бытия: мощью, мудростью, любовью.
Тщательная регламентация всех сфер жизни определяет незначительную роль права, правосудия и наказания. Это проявляется в том, что законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие, предметом спора являются почти исключительно вопросы чести, судебный процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки не допускаются, наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

 

Вопрос 14 Политико-правовые взгляды Г. Гроция
XII в. в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. В это время капитализм получил в Западной Европе широкое распространение. Появилась новая социальная и экономическая сила — буржуазия, которая начинает требовать перераспределения власти в обществе, а также правовых гарантий своей деятельности — обеспечения свободы и безопасности личности и частной собственности.
Первая буржуазная революция произошла в Голландии. Выдающимися идеологами, внесшими крупный вклад в разработку ранней буржуазной политико-правовой мысли, были голландские мыслители Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза.
Голландский правовед Гуго Гроций (1583—1645 гг.) являлся одним из создателей рационалистической философии права и государства, основанной на теории естественного права, которую он сформулировал в трактате «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.
На тезисе о том, что людям свойственно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными, была построена договорная теория происхождения государства.
Гуго Гроций исследовал раннюю историю человеческого общества, именуемую им как «естественное состояние», без государства и частной собственности. Стремление людей к общению, а не Божественное установление, побудило их заключить договор о создании государства, цель которого — защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы.
Государство, по Гроцию, — осознанное объединение свободных индивидов. Государство — совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы, а также особая форма организации публичной власти. Специфика данной формы гражданской власти — в суверенитете.
Суверенитет государства выражается в ряде признаков:
1) исключительное право на издание законов;
2) осуществление правосудия;
3) назначение должностных лиц;
4) взимание налогов;
5) право на заключение международных договоров, решение вопросов мира.
Следовательно, государство как договор заключается между народом и носителем государственного суверенитета. Гроций различал общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «... Ибо какую бы форму ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств, или опасностей. Народ, избравший определенную форму правления, должен был повиноваться правителям и без их согласия не мог изменить данную форму правления».
Однако в полномочия подданных Гроций включил их право на вооруженное сопротивление насилию. Народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в договоре или если договор расторгнут самим правителем. При чрезвычайных обстоятельствах народ также имел право изменить систему правления.
Однако народ может прибегнуть к данным правомочиям в тех случаях, если государь становился явно враждебным всему народу, если государь уже отрекся от престола, если он утратил свою власть, полученную под каким-либо условием или же если при вручении ему власти сам дал согласие на то, что в известных случаях можно оказывать сопротивление, и другое.
Учение о естественном праве, по мнению Гуго Гроция, составляет естественную, неизменную часть юриспруденции как науки. Под правом Гроций имеет в виду естественное право — «право в собственном смысле слова», «предприятие здравого разума». Его источник — справедливость, разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к спокойному, руководимому собственным разумом общению человека с «себе подобными» (societatis appetites). Потребность в праве обусловлена природой человека, а именно:
— внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными;
— способностью человека руководствоваться в этом общении разумом.
Склонность каждой личности к совместной жизни, природная общительность нуждаются в социальных регуляторах. Такими регуляторами выступают предписания человеческого разума.
Естественному праву Гроций противопоставил волеустановленное право.
Источником волеустановленного (позитивного) права является воля, которая может быть человеческой и Божественной.
Соответственно позитивное право по субъекту делится на право Божественное, основанное на «свободной воле Бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам наш разум», и на право человеческое. Человеческое право, в свою очередь, включает в себя:
1) право народов, т. е. нормы, приобретшие «обязательную силу волею всех народов или многих из них»;
2) внутригосударственное право, т. е. предписания органов публичной власти.
Международное право Гроций рассматривал с присущей ему общей оценкой права, отличительным признаком которого является сила. Поэтому война как состояние борьбы силой не противоречит естественному праву. Но это не значит, что все войны допустимы. Гроций первый из идеологов ставит на научно-теоретическую основу проблему о справедливых и несправедливых войнах. Справедливые войны — оборонительные, для сохранения целостности государства, защиты имущества. Несправедливые — захватнические, в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Конечной целью войны должно быть заключение справедливого, основанного на естественном праве, мира.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии