БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Идеология » Белорусская идеология - шпоры

Белорусская идеология - шпоры

Автор: Maxvel 8-01-2015, 18:53

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Теория и методология изучения идеологии белорусского государства.

2. Идеология и мировоззрение: содержание, структуры, функции.
Понятие идеологии (от греч. Idea - идея, образ и logos – слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства. В отличие от объективистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления соответствующих социальных программ, идеологический способ представления знаний оперирует концептуально-теоретическими и эмоционально-психологическими средствами, обращается к соответствующей системе ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, политических симпатий и антипатий, программ действия, обеспечивая своего рода посредническую связь между научно-теоретическим и естественно-обыденным взглядом на мир и выступая в зависимости от отстаиваемых приоритетов как объединяющий, консолидирующий или разъединяющий фактор общественного сознания.
История идеологии показывает неоднозначное к ней отношение, как на современном этапе, так и в прошлом — от объявления ее надуманным, искусственным, и даже вредным, духовным образованием, от которого человечество должно избавиться, до признания ее как необходимого элемента консолидации общества. Отметим, что в конце 80-х начале 90-х г.г. 20-го века началась новая критика идеологии, которая была связана с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам. Противники идеологии, ассоциируя начало демократических трансформаций с крахом коммунистической идеологии, утопических идеалов, устаревших стереотипов и ценностей, видели в этом доказательство "конца идеологии", избавления от всякой идеологии. Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом.
Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей2.
Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.
Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры3.
Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет система рационально и логически обоснованных теоретических концепций, идей и взглядов, выражающих сущность общественного строя и его идеалы. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рационально строгими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало доступны широкому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психологический и нравственный опыт, коммуникативные стороны. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостного характера идеологии.
Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются "предметные" и "субъектные" ценности. Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей. Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.
Важнейшим компонентом системы мировоззрения и идеологии является убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают действенного мировоззрения человека, его гражданской позиции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления человека, таким образом, включает: знания – ценности – убеждения – воля к действию.
Идеология является своего рода связующим звеном между научно-теоретическим, рационально-обоснованным взглядом на общество в целом и различные социальные явления и обыденным представлением о мире, основанном на понимании естественного хода истории и общественной практики с учетом активной роли личности в истории, преследующей свои цели. Идеология при этом может выступить как объединяюще-связующий конструктивный компонент общественной жизни, сплачивающий и консолидирующий усилия людей или же как разделяющий на противоборствующие элементы и субъекты общественного сознания регулятив.
Кроме идей, взглядов и представлений, системы ценностей, приори-тетов, убеждений идеология включает в себя также идеологическую деятель-ность, идеологические учреждения, организации и идеологические процессы.
Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет разнообразные функции. Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики, т.е. идеология выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизиру-ющую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологи-ческую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.
Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции, идеология объединяет людей в социальное целое. Идеология несет в себе критическую функцию. Она обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно содержит в себе знания об обществе, реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.
В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.
Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему социальную значимость, но выполняет и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

3. Национально-государственная идея Республики Беларусь на современном этапе.

4. Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства.
1) связан с формированием белорусского этноса, возникновением первых государственных образований: Полоцкого и Туровского княжеств, расширением идей христианства и проповеднической деятельностью Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климента Смоленича и взаимоотношениями белорусских земель с Киевской Русью.
2) Развитие белоруской идеи обусловлено формированием многоэтнического государства ВКЛ и развитием белоруской народности. Значительный вклад в становление белоруской национальной идеи внесли гуманисты, представители эпохи Возрождения в Беларуси: Франциск Скорина, Лев Сапега, Сымон Будный, Николай Гусовский, Василий Тяпинский. Статуты ВКЛ 16в. создали одну из первых совершенных правовых систем в Европе и способствовали развитию идеи правового государства.
3) связан с развитием буржуазных отношений, формированием белоруской нации, национально-культурным возрождением, деятельностью газеты «наша нива». В данный этап происходит развитие белоруской национальной культуры и языка, которые связаны с деятельностью К. Калиновского, М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, Э. Пашкевич.
4) связан с октябрьской революцией 1917г., образованием БССР и СССР, построением социалистического общества, формированием марксистско-ленинской идеологии и ошибками руководства коммунистической партии и страны в построении социализма.
5) Формирование белоруской государственной идеологии связано с обретением независимости и суверенитета РБ в 90-е годы, построением социально-ориентированного государства, развитием институтов госвласти и управления гражданского общества, а также реализацией основной идеологической концепции «сильное и процветающее белорусское государство для народа».
Белорусская модель социально-экономического развития включает в себя следующие характерные черты: повышение эффективности госвласти, развития в экономике государственного и частного сектора, интеграционные процессы со странами СНГ и прежде всего с Россией, сильная социальная политика и многовекторность внешней политики, что обеспечивает устойчивость развития в современных условиях.

5. Современные идеологические концепции и доктрины: либерализм и неолиберализм.
Политическая история дает нам наглядное представление о социальной роли многих идеологических доктрин. Их детальный анализ не входит в предмет политологии. Задача студента, изучающего курс политологии, заключается в том, чтобы уяснить характерные свойства наиболее влиятельных политических идеологий современности.
Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века, когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII–XVIII вв. В числе основателей, классиков этого течения по праву считаются англичане Джон Локк (1632–1704), Адам Смит (1723–1790), Иеремия Бентам (1748–1832), французы Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Анри-Бенжамен Констан де Ребек (1767–1830), Франсуа Пьер Гийом Гизо (1787–1874), немцы Иммануил Кант (1724–1804), Вильгельм Гумбольдт (1767–1835), американцы Томас Джефферсон (1743–1826), Джеймс Мэдисон (1751–1836) и др. В последующие периоды значительный вклад в разработку идей либерализма внесли англичане Джон Стюарт Милль (1806–1873), Герберт Спенсер (1820–1903), Джон Мейнард Кейнс (1883–1946), французский философ, социолог и политолог Раймон Арон (1899–1988), американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1908), американский политолог Роберт Даль (р. 1915).
Основные идеи либерализма:
• признание самоценности личности, уважение ее прав и свобод;
• равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;
• народовластие и политический плюрализм;
• конституционализм и разделение властей;
• свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;
• ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.
В XX веке в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных идей, возникла новая форма либеральной идеологии — неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины XX века и стал прочно доминировать в либеральной традиции.
Сущность политической программы неолиберализма:
• главное условие самореализации индивида — зрелое гражданское общество и правовое государство;
• государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость — гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант;
• консенсус управляющих и управляемых; развитие промышленной демократии посредством стимулирования участия масс в управлении производством и политическом процессе;
• предпочтительность использования плюралистических форм организации и осуществления политической власти.
Носителями идеологии либерализма являются политические партии.
Первые политические партии либералов возникли в XIX веке. В 1947 году 32 партии объединились в «Либеральный интернационал». Одной из самых первых и влиятельных в прошлом была либеральная партия Великобритании (образована в 1832 г.). Обладают большим политическим весом в своих странах Итальянская либеральная партия (образована в 1922 г.), Либеральная партия Швейцарии (образована в 1923 г.), Демократическая партия США (образована в 1828 г.).

6. Современные идеологические концепции и доктрины: консерватизм и неоконсерватизм.
Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции, англичанина Эдмунда Берка (1729–1797), французов Жозефа де Местра (1753–1821) и Луи Бональда (1754–1840). Безусловно, пальма первенства среди указанных «отцов-основателей» консерватизма как социально-политического течения по праву принадлежит Эдмунду Берку. Его книга «Размышления о революции во Франции», которая появилась в 1790 г., до сих пор считается чем-то вроде библии консерватизма.
В последующем видными представителями консервативной мысли являлись французы Франсуа де Шатобриан (1768–1848), Фелиста де Ламенне (1782–1854), Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882), англичанин Бенджамин Дизраэли (1804–1881), испанец Хуан Доносо Кортес (1809–1853), немец Отто фон Бисмарк (1815–1898). Из известных ученых XX века к числу последователей этой аналитической традиции можно отнести итальянца Гаэтано Моска (1858–1941), немцев Карла Шмитта (1888–1985), Мартина Хайдеггера (1889–1976), американцев Даниела Белла (р. 1919), Сеймура Мартина Липсета (р. 1922). Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную социально-политическую традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.
Консерватизм — это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим испытание временем, апробированным формам социально-политической организации общества.
Политические идеи консерватизма:
• традиционные нормы жизни общества — главная движущая сила прогресса;
• исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства;
• власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);
• свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;
• частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство — естественные жизненные начала; частная собственность — гарант личной свободы, защиты социального порядка;
• безнадежно несовершенна природа человека, и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, социального статуса);
• государство — не «дойная корова»: «социальное попечительство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенчество — источник «революций растущих притязаний»; помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).
Консерватизм, как и либерализм, — развивающаяся идеология. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929–1933 гг. — кейнсианские идеи умеренных социальных реформ и государственного регулирования экономики. После второй мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либеральных ценностей. В 1970–80 гг. сложился современный тип консерватизма — неоконсерватизм (Д. Белл, М. Нован, С. Хантингтон, Р. Арон).
Политические идеи неоконсерватизма:
• усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы;
• индивидуальная свобода, поведение человека не могут «выходить» за рамки традиционных ценностей общества (это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития);
• укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии;
• развитие институтов гражданского общества;
• стабильность общества, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.
Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в европейских странах. Христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и Европейскую народную партию. Интересы консерваторов представлены также в Европейском демократическом союзе.
7. Современные идеологические концепции и доктрины: социалистическая и социал-демократическая идеологии.
Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX веке. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
Социалистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.
Политические идеи социалистической (марксистско-ленинской) идеологии:
• капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;
• построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатур пролетариата и коммунистической партии;
• социализм = обобществление + плановая экономика;
• от каждого — по способностям, каждому — по труду;
• всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;
• социализм — переходный этап на пути к коммунизму — подлинно справедливому и свободному обществу.
Носители социалистической (марксистско-ленинской) идеологии — коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран), в 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов. Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, компартии Италии, Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, Кипра, Чили.
Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу. Драматический исход социалистического эксперимента обусловлен рядом объективных и субъективных причин: внутренней противоречивостью и догматизмом коммунистической идеологии; неверным выбором путей, средств и способов достижения гуманных целей; грубыми и непоправимыми ошибками политических лидеров; консерватизмом в коммунистическом движении, другими причинами. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами обернулось прямо противоположным результатом.
Крах коммунистического эксперимента, которому положила начало Октябрьская революция 1917 года, значительно ослабил влияние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятельность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.
Несмотря на провал коммунистического эксперимента, XX век стал веком социал-демократии. Западноевропейские социал-демократы, отмежевавшиеся от социалистической (марксистско-ленинской) идеологии в начале прошлого века, осуществили многие идеи социалистического (коммунистического) движения.
Социал-демократическая идеология — доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.
Политические идеи социал-демократической идеологии:
• социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов «социального партнерства» — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель — ничто, движение — все»);
• социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;
• государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;
• движение к социализму — это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития;
• движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоденствия».
Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. В 1889 году они образовали II Интернационал, в котором и РСДРП имела своих представителей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной политической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали сотрудничество с западноевропейской социал-демократией, подвергли острой критике ее реформистский курс, а затем образовали в 1919 году III Коммунистический интернационал.
Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других стран. Они образовали в 1923 году Социалистический интернационал. Сегодня он объединяет партии и общественные организации более 50 стран. «Духовные отцы» западно-европейской социал-демократии — Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннер, Л.Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.

8. Современные идеологические концепции и доктрины: коммунизм, национализм, глобализм.

9. Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства.
Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).
В Конституции Республике Беларусь проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.
Положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданин закреплены в Конституции, в разделе II «Личность, общество, государство».
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Республики Беларусь всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо - является ли оно гражданином или нет - зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод - так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства».
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
I. Право на жизнь (статья 24).
II. Право на свободу (статья 25).
III. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 28).
Лица, проводящие следственные действия, обязаны также хранить тайну.
IV. Право на жилище и его неприкосновенность (статья 29).
Никто не может быть произвольно лишен жилья, (ст. 4855 КРБ).
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
Согласно ст. З Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.
Статьей 35 Конституции Республики Беларусь гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Статья 36 Конституции Республики Беларусь фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.
Так, для избрания на пост президента Республики Беларусь необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Национального собрания - 21 года.
Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.
Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

10. Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь в идеологическом воспитании.

11. Избирательная система в Республике Беларусь в контексте идеологических процессов.

12. Средства массовой информации в идеологических процессах.

13. Президент Республики Беларусь — глава государства и формирования идеологии белорусского государства.
Статья 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».
Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь:
• гражданин Республики Беларусь по рождению;
• не моложе 35 лет;
• наделенный избирательным правом;
• постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст.79–89).
Основные концепции формирования идеологии белорусского государства изложены в докладе президента от 28 марта 2003 года «Сильная, процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».

14. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
Законодательная власть — это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
• Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь;
• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
Основные направления и механизмы реализации идеологической политики Парламента:
• подготовка законов, которые соответствуют требованиям Конституции, принципам демократии, построению правового государства;
• подготовка правовой базы идеологической работы и разработка законопроекта, в соответствии с которым организуется идеологическая деятельность;
• участие в разработке концепции, взглядов, идей на идеологию белорусской государственности;
• пропагандистская деятельность, участие в информировании населения.

15. Правительство Республики Беларусь и идеологические процессы.
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство — Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Компетенция Правительства:
• разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
• проведение единой государственной политики;
• разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
• принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• организация управления государственной собственностью.
Идеологические концепции работы Правительства — это формирование социально ориентированной рыночной экономики на принципах прав и свобод граждан в свободе предпринимательства, равенстве всех форм собственности, гарантия ее неприкосновенности.
Стратегические цели Правительства в экономике и как результат в идеологической области изложены в концепции политического и социально-экономического развития на перспективу.
Второй этап социально-экономического развития (2001–2005 годы) — создание условий устойчивого экономического роста. Задачи определены в решениях Второго Всебелорусского собрания 18 мая 2001 года (доклад «За сильную и процветающую Беларусь»).
Третий этап (2005–2010 годы) — структурная перестройка экономики, выход на уровень индустриально развитых стран.
Четвертый этап (2011–2015 годы) — создание основы постиндустриального общества.
Идеология исполнительной власти заключается в повышении уровня жизни и благосостояния белорусского народа.

16. Судебная власть в Республике Беларусь и её роль
Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды).
Задачи судебных органов:
• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
• правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
• независимость судей и их подчинение только закону;
• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
• гласность судебного разбирательства;
• обеспечение обвиняемому права на защиту;
• обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
• неприкосновенность судей.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда — 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
• о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
• о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
• о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
• о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.»

17. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
Местное (территориальное) управление — управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

В Республике Беларусь «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.» (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае, если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным.
Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов.
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии — административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.

18. Внешняя политика Республики Беларусь и информационно-идеологическое обеспечение. Геополитические изменения на рубеже XXI века и Республика Беларусь.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»:
• обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;
• развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;
• непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.
Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Отличительная особенность внешней политики государство — многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».
1) Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.
Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996 года осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.
2) Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими странами.
Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999 году составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.
В феврале 1992 года суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядоминициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.
Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003 году разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.
3) Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.
С этой целью утверждена в 1998 году Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.
4) Интеграция и развитие сотрудничества с Россией. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор не динамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции.
В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.
Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).

19. Белорусская экономическая модель развития — компонент идеологии белорусского государства.
В современных условиях интенсивного перехода к рыночной экономике белорусское общество нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальные активности.
Республика Беларусь предусматривает формирование социальных ориентиров рыночной экономики, которая строится на принципах прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечение благосостояния работников от результатов его труда, социальную защиту нетрудоспособных и других социально-незащищенных слоев населения.
Государственное регулирование рыночной экономики включает следующие специфичные функции:
• приоритетную поддержку науки, образования, НТП как главного фактора повышения эффективности производства;
• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
• обеспечение социальной ориентации рыночной экономики, создание системы социальной гарантии и социальной защиты;
• создание системы гражданского законодательства, адекватного требованию рыночной экономики;
• обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, злоупотребление монопольным положением, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности;
• формирование высокоэффективного частного и государственного секторов экономики, введение и обеспечение нормальной защиты прав собственности, форм хозяйствования, адекватных требованиям рыночной экономики;
• создание среды для малого и среднего бизнеса.
В соответствии с данными приоритетами развития рыночной экономики разработана концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года.
Приоритеты современного социально-экономического развития следующие:
• эффективное развитие внешнеэкономических связей, рост доходов за счет экспорта;
• устойчивое развитие аграрного сектора экономики, повышение его рентабельности;
• решение социальных вопросов и в первую очередь обеспечение граждан страны жильем;
• использование различных форм собственности в здравоохранении и в первую очередь государстве и повышение его эффективности;
• устойчивый рост развития народного хозяйства, экономики, подъем заработной платы и благосостояния граждан.

20. Идеологическая политика Республики Беларусь в социальной сфере.
Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.
Понятие социального государства в мировой политической мысли означает сосуществование людей в обществе и государстве, где законодательно и реально сглаживаются противоречия в интересах людей, обеспечиваются достойные условия жизни людей, повышение их благосостояния, забота о малоимущих, создание равных, справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.
В Конституции Республики Беларусь характеристики государства как социального нашли свое отражение: в статье 13: «Собственность может быть государственной и частной», в статье 21: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий», в статье 32: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства», и в статьях 41–49, где гарантируется:
• право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека;
• справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением;
• предоставляется право на отдых, рабочая неделя не превышает 40 часов;
• гарантируется каждому право собственности и содействие в ее приобретении;
• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду;
• право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и других случаях;
• каждый имеет право на образование;
• доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.
Принят ряд законов о социальном обслуживании граждан: «О пенсионном обеспечении», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь», «О социальном обслуживании», «О государственных минимумах социального страхования».
Социальное обслуживание имеет своей целью удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей людей, поддержание их нормы жизни. Система социального обслуживания в Республике Беларусь включает оказание следующих услуг: медицинских, правовых, психологических, педагогических, социально-бытовых тем гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Целью социальной политики белорусского государства является создание стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствует нищета, а социальные противоречия разрешаются на правовой основе без острых конфликтов.

21. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.
Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, гарантированной в сфере общественной жизни, и обеспечения правовой системе, на светском характере государства, образования публично-правовых институтов и социально-политической жизни.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.»
Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т. е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.
Религиозная политика является частью социальной политики белорусского государства. Ее существование закреплено конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.
В Республике Беларусь действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
В Беларуси действуют различные религиозные общины. Среди них — общины Белорусской Православной Церкви, Римско-католической Церкви, русских старообрядцев, Греко-католической Церкви, Союза Евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников), Церкви адвентистов Седьмого Дня, Церкви христиан Полного Евангелия, Новоапостольской Церкви, иудейские, исламские, Свидетелей Иеговы.
Среди вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, известные в нашей стране как «нетрадиционные» или «неокультовые». Таковы Международное общество сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь Объединения (Муна), Международная Сайентологическая Церковь, множество школ йоги, существуют также незначительные по численности движения сатанистов. Возникают неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество.
Ныне нетрадиционные культы в Беларуси — едва ли не самая динамичная, быстрорастущая и многовариантная часть религиозного движения.
Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает среди верующих, являющихся последователями трех основных для Беларуси конфессий: православия, католицизма и ислама. В новых культах они склонны видеть угрозу устоявшимся формам духовности.
Появляются политические партии с религиозной ориентацией, их лидеры видят в той или иной религии свою опору, стремятся использовать приверженцев в своих целях. Консолидируясь с некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою социальную базу, усиливают своевластные позиции.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.

22. Идеологическая политика Республики Беларусь в молодежной сфере.
Государство приводит последовательную молодежную политику с целью формирования будущего нации и перспектив построения демократического общества и правового государства. Ведущей молодежной организацией является Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ). Основная цель БРСМ — создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развития в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.
Основные задачи БРСМ:
• содействие в разработке в установленном порядке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих их возможности с другими социальными группами;
• поддержка инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи, а также на создание условий для развития предпринимательской деятельности;
• участие в установленном порядке в разработке молодежных программ;
• воспитание у членов БРСМ патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности;
• участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программах, не противоречащих действующему законодательству. В Республике Беларусь 59 ВУЗов, где обучается 340 000 студентов, поэтому должен быть государственный подход к реформированию высшего образования, учитывая решение Болонской конференции;
• привлечение внимания СМИ и органов государственной власти и общественности к молодежным проблемам и инициативам;
• осуществление деятельности, связанной с организацией и оздоровлением детей, молодежи в Республике Беларусь и за ее пределами.
Членoм БРСМ может быть любой гражданин Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года.

23. Роль образования в Республике Беларусь и идеологические процессы.
24. Традиционные, социокультурные идеалы и ценности белорусского народа.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии