БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » ИПиПУ » Политические и правовые учения в Англии и Италии в Новое время

Политические и правовые учения в Англии и Италии в Новое время

Автор: Maxvel 1-11-2010, 23:44

Политико-правовые учения Б. Спинозы

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) в работах «Богословско-политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом», «Политический трактат» развивает рационализм в познании государства и права.
Как и Гроций, Спиноза рассматривает вопрос о естественном праве и государстве. Он считает, что вся природа, частью которой является человек, существует на основе естественного права, т. е. законов и правил ее развития. Стремясь освободить политику от схоластики, метафизики, морализаторства, субъективных оценок, Спиноза отождествляет государство и право с частицами природы, которые развиваются по законам природы. В связи с этим подходом государство, право, политика представляют собой систему естественных сил, входящих в механизм мироздания.
Спиноза признает, что все существующее в природе существует по необходимости. Так, естественное право — необходимость, отражающая существование природы в целом или какой-либо ее части.
Высший закон природы — в борьбе отдельных сил, в стремлении каждого к самосохранению. В естественном состоянии это недостижимо. В отличие от Гуго Гроция, который считал источником права человеческий разум, воплощающий мудрость и благонравие, Бенедикт Спиноза, напротив, полагал, что природа права коренится преимущественно в разнообразных влечениях и страстях людей, поскольку человек по своей природе существо эгоистичное и корыстолюбивое. Реальное содержание и объем естественных прав людей зависят от их умственного и физического уровня, из чего следует, что существует угроза истребления людей. Выходом из этого положения является переход к обществу и государству через общий договор.
Происхождение государства и права обусловлено двумя факторами:
1) природой человека, в основе которой лежит противоречие между разумом индивида и его влечениями и страстями;
2) общественным разделением труда.
Государство и право, по мнению Спинозы, создаются не только для обуздания индивидуального своеволия и пассивных страстей, побуждающих человека к неразумным поступкам. Их главным назначением является обеспечение безопасности и самосохранение индивида, гарантии его подлинной свободы и могущества.
Особенность договорной концепции Бенедикта Спинозы состоит в том, что естественное право не отменяется государством, так как в любом случае человек действует по своей природе, движет ли им польза, надежда или страх. Существенное заключается в том, что высшим естественным правом признается государство. Именно верховная государственная власть становится источником закона — частного гражданского права — для всех граждан. Гражданские права — это часть естественных прав, которые сохранило государство. Каждый закон, имея в той или иной степени естественную природу, опирается на силу.
Самой разумной, а, следовательно, лучшей формой правления Бенедикт Спиноза считал демократическую республику.
Демократия — это «народная форма верховной власти», которая опирается на согласие подданных и правит ими только с помощью разумных законов.
Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.
Кроме того, отличие демократии состоит в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Спиноза категорично выступает против концентрации власти в руках одного человека, так как это делает всех остальных граждан бесправными, ставит их в ситуацию зависимости от прихоти властелина.
В рамках аристократии у народа больше прав, чем при монархии, так как он, внушая страх власть имущим, имеет больше шансов диктовать им условия. Но государство не может заставить людей думать или говорить то, что они не желают, а также любить или ненавидеть по своей Прихоти. Таким образом, государство не должно нарушать грань между поступками, подкрепляющими его авторитет, и действиями, подрывающими его: государство должно поступать согласно природе, принципу самосохранения.
Спиноза полагал, что межгосударственные отношения строятся на взаимоотношениях государств, находящихся в естественном состоянии, когда каждое из этих государств по отношению к другому является врагом. Право войны принадлежит любому государству, право мира — по крайней мере, двум. Война должна вестись только в целях мира, прочность которого он видел в сотрудничестве государств.

 

Вопрос 16 Политико-правовые теории Т. Гоббса
Англия была второй европейской страной, где в результате революции во второй половине XVII в. к власти пришла буржуазия. Этому предшествовала длительная, многообразная по своему характеру идейно-политическая борьба различных социальных сил, начиная со сторон¬ников монархии и кончая республиканцами. В ходе этой борьбы в стране за сравнительно короткий период произошла смена нескольких типов политической власти: от монархии к республике, затем к личной диктатуре Кромвеля, реставрации монархии и, наконец, к становлению конституционной монархии.
Виднейшим мыслителем того времени являлся Томас Гоббс (1588—1679 гг.). С одной стороны, он был близок к роялистским кругам, с другой — выступал за правовой характер верховной власти. Основными его трудами являлись «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).
Томас Гоббс занимался развитием договорной теории происхождения государства. Гоббс различал догосударственное (естественное) состояние и государственное, т. е. гражданское состояние.
В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом. Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omniun contra omnes), состояние постоянного страха за свою жизнь. Требовалась сила, которая могла бы преодолеть такое состояние и обеспечить безопасность в обществе. Такой силой явилось государство, возникновение которого Гоббс связывает с общественным договором между людьми. Они передают государству свои естественные права в целях самосохранения. Каждый человек доверял носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчинялся носителю этой власти.
Государство представлялось Гоббсу искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном.
Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: — верховная власть — душа;
_ магистраты — суставы;
 награда и наказание — нервы;
 благосостояние и богатство частных лиц — сила;
__ безопасность народа — занятие;
 справедливость и законы — искусственный разум и воля;
 гражданский мир — здоровье;
 смута — болезнь;
 гражданская война —- смерть.
Гоббс различал три формы государства: если верховная власть принадлежит одному человеку, то это монархия; если собранию всех, кто хочет участвовать во власти, то это — демократия; если собранию лишь части граждан, то это — аристократия. Предпочтение он отдает абсолютной монархии. Неслучайно поэтому он использует термин «подданный», а не «гражданин».
Под правом Гоббс понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.
Сущность права Томас Гоббс выводил из природы человека, в которой заложено стремление к богатству, любовь к славе, инстинкт самосохранения. Природа устроена так, что каждый индивид преследует в своей деятельности лишь собственные эгоистические интересы.
Природному состоянию «войны всех против всех» соответствуют естественная свобода и естественное право, где каждый имеет право на все.
Естественное право, по Гоббсу, есть свобода каждого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы.
Томас Гоббс сформулировал 19 естественных законов, на основе которых люди взаимодействуют в гражданском состоянии. Основными из этих законов являются три первых. Первый (фундаментальный) закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Второй закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы мира и самозащиты. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения или же последние не будут иметь никакого значения. Это — источник и начало справедливости.
Кроме этого, он сформулировал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, раскрывающих одно общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Однако естественные законы сами по себе к исполнению необязательны, ибо они есть свобода что-либо делать или не делать. Необходимая сила (позитивный закон) — предписание делать или, наоборот, не делать чего-либо. Эта сила способна жестко лимитировать право каждого решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им Не является. Необходимо заметить, что Гоббс различал понятия «право» и «закон». Если сущность права состоит в свободе делать или не делать чего-либо, то сущность закона выражаемся в предписании и обязанности что-либо делать или не делать.
Кроме того, понятие «право» шире понятия «закон». Право включает в себя:
1) естественные (моральные) законы, т. е. предписания естественного разума, обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опирающиеся на принуждение;
2) гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиноваться.
Томас Гоббс отстаивал идею единства государства и права, власти и закона, которое необходимо для достижения мира и согласия в гражданском обществе.

Зарождение политической идеологии либерализма
в учениях Дж. Локка
Политические и правовые проблемы нашли теоретическое обоснование в трудах другого видного английского буржуазного идеолога XVII в. Джона Локка (1632—1704 гг.).
Он был основоположником либерализма — политической идеологии, пришедшей на смену средневековой теологии и ставшей новой рационалистической парадигмой в объяснении природы государства и права.
Специфика либерализма в интерпретации государства и права состояла в рассмотрении их в качестве средств, призванных обеспечить достижение главной цели — гарантировать верховенство и неотчуждаемость естественных прав и свобод индивида.
Джон Локк стал первым радикальным критиком абсолютной монархии и первым теоретиком неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности.
Политико-правовое учение Джона Локка изложено в работе «Два трактата о правлении» (1690 г.).
Джон Локк в своих работах активно выступал с критикой абсолютной монархии, которая, по его мнению, была абсолютно несовместима с гражданским обществом и вообще не могла быть формой гражданского правления.
Как и многие мыслители того времени, он считал, что возникновению государства предшествует естественное состояние людей, «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью», а также «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными». Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей.
Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан.
Государство, по Локку, создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми, чтобы удобно, мирно, совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества».
Локк выдвинул тезис о наличии у человека от рождения целого ряда неотъемлемых естественных прав, таких как право на свободу слова, совести, мысли, право на жизнь и личную неприкосновенность, а также на собственность и труд. Под собственностью он понимает единство человеческого труда и природных ресурсов.
Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашались образовать политическое сообщество, учредить государство.
Государство, по Локку, представляет собой ассоциацию граждан, объединенных на основе установленных ими общих законов (мира и безопасности), созданную для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность).
Государство является гарантом естественных прав и свобод и во имя общественного блага имеет право:
1) издавать законы, снабженные санкциями;
2) использовать силы общества для применения этих законов;
3) ведать отношениями с другими государствами, защищать общество от нападения извне.
Либеральная трактовка государства, по Локку, проявляется в том, что при создании государства индивиды не жертвуют своими естественными правами. Руководствуясь разумом, люди передают государству такое количество полномочий, которое достаточно для гарантии неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права никому и ни при каких обстоятельствах не передаются и никем не ограничиваются.
Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми остальными правами: ее утрата влечет потерю гражданином и всех остальных прав. Поэтому обязанностью каждого народа является борьба с тиранической властью, которая не считается с естественными правами граждан.
Локк наделял государство определенными функциями, которые не дают ему покушаться на естественные права людей. Либерализм Джона Локка исходил из того, что гражданское общество сложилось до появления государства. По этой причине государственная власть не столько определяет размеры свободы граждан, сколько защищает ее, не столько устрашает людей, сколько охраняет их. Джон Локк различал государство и гражданское общество как форму и содержание.
В целях предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различными органами Локк первым обосновывает принципы разделения
властей.
Мыслитель выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть действует непродолжительное время, однако она является верховной по отношению ко всем другим видам власти. Законодательная власть, по Локку, отвечает нескольким характеристикам: она является доверенной властью; законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки, ведь это право доверено народом; не может быть абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа; не может лишить человека какой-либо части его собственности без его согласия.
Исполнительная и федеративная власть у Локка действует непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть — это исполнительная власть, ведающая вопросами внешней политики.
Суд Джон Локк не относил к числу самостоятельной ветви власти. Но полагал, что верховная власть должна править с помощью справедливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью разрешать все затруднения на их основе.
Наделяя власть значительными полномочиями, Локк не лишал народ суверенитета, а также права отстранять власть имущих, не оправдавших
его доверия.
Джон Локк разделял понятия естественного и гражданского закона, а различия между ними сводил к проблеме соотношения права и закона.
Естественный закон, по Локку, является воплощением прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые нигде формально не закреплены и не обеспечены принуждением со стороны публичной власти.
Гражданский закон — это формально закрепленный акт законодательного органа, выражающий волю общества, имеющий общеобязательный характер.
Гражданский закон не должен противоречить естественному, а наоборот, должен основываться на его требованиях, т. е. гарантировать неотчуждаемые права и свободы граждан.
Положения Джона Локка о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в качестве основополагающих принципов правового государства.
Взгляды философа в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повы¬шение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просвещения.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии