БарГУ.by » Вопросы 1-30 по ЕП

Вопросы 1-30 по ЕП

Скачать 

 

1. Понятие Европейского права и его основные характеристики Европейское право — это относительно самостоятельная, автономная и специфическая правовая система, которая носит преимущественно наднациональный характер и призвана регулировать общественные отношения, возникающие в процессе создания и функционирования европейских интеграционных объединений и связанные с ним. Европейское право обязательно для всех субъектов права ЕС, какими являются государства-члены, институты, органы, организации ЕС, а также физические и юридические лица, находящиеся под его юрисдикцией. Под европейским правом в широком смысле понимается право всех европейских организаций, к которым относятся формы европейской интеграции (Совет Европы, НАТО, Европейские сообщества, Европейский союз и др.). Т. е. это право, созданное в ходе развития европейской интеграции. Право Европейского союза в широком смысле включает в себя наряду с нормами, регулирующими сотрудничество государств-членов ЕС в рамках так называемых «второй и третьей опор», и право Европейских сообществ, поскольку в соответствии со ст. А абзаца третьего Договора о ЕС Европейские сообщества образуют основу Европейского союза. Под европейским правом в узком смысле понимается право Европейских сообществ либо право Европейского союза. Система норм, созданных в трёх сообществах, образует общее право сообществ и является стержнем и основой европейского права. Этим объясняется то, что в специальной литературе для обозначения европейского права используются также термины «право Европейских сообществ» или даже «право Европейского сообщества». Союз образуют прежде всего европейские сообщества, которые называются его «первой опорой». Понятие союза включает также «вторую опору», т. е. общую внешнюю политику и политику безопасности, и «третью опору» — сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Нормы права Европейских сообществ («первой опоры») содержатся в учредительных договорах, а также создаются институтами самих сообществ. Эти нормы имеют прямое действие не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц, проживающих в государствах-членах, и обеспечены судебной защитой. Напротив, сотрудничество в рамках «второй и третьей опор» в основном осуществляется на международно-правовой основе. Т. е. термин «право Европейского союза» шире понятия «права Европейских сообществ», поскольку он дополняет последнее сотрудничеством государств-членов в сфере политики, юстиции и внутренних дел. Акты, принимаемые в рамках «второй» и «третьей опоры», не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой со стороны находящегося в Люксембурге Суда. Видимо поэтому, несмотря на образование Европейского союза, его судебный орган сохранил прежнее название Суда Европейских сообществ (в настоящее время — Суд Европейского союза). Иначе говоря, европейское право включает право Европейских сообществ, право Европейского союза (нормы и установления, не входящие в право сообществ) и основные права и свободы человека, как они изложены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., подписанной в рамках Совета Европы. Европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, что и порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы. Нормы европейского права создаются в результате взаимосогласования воль государств-членов и нормотворческой деятельности институтов ЕС. Их легитимность возможна лишь при условии, что они полностью соответствуют основным принципам права, которыми выступают права и свободы, зафиксированные в Европейской конвенции 1950 г., принципы правового государства, а также демократические основы и принципы, составляющие общее конституционное достояние государств-членов союза. Противоречие общим принципам права делает любой нормативно-правовой акт союза не имеющим юридической силы. Европейское право в качестве системы не является столь всеобъемлющим, как национальная система права. Сфера ведения Европейских сообществ устанавливает пределы применения норм европейского права. В то же время оно включает ряд отраслей, отчасти схожих с аналогичными отраслями, существующими обычно в рамках национальных правовых систем: конституционное, административное, таможенное, финансовое и другие отрасли права. 2. Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация. Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. Договор о ЕС основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств-членов Европейского союза. Договор уточняет, что под общими принципами права ЕС понимаются основные права и свободы в том виде, в котором они закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов. Общие принципы права, включая правовые обычаи и традиции, представляют собой «исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи другим правовым системам» [1]. К ним могут быть отнесены принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (п. 1 ст. 6 Договора о ЕС (далее — ДЕС)), принцип пропорциональности, равенства, правовой определённости, принцип ответственности государств-членов за нарушение принципов ЕС. Общепризнанные принципы и нормы международного права как нормы jus cogens являются универсальными и обязательными для всех субъектов международного права (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), что подтверждается в преамбуле ДЕС и Конституциях ряда государств-членов ЕС. Наряду с основополагающими нормами общего характера, в правовой системе Европейского союза действуют и специальные принципы. Они представляют собой основные начала правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни. Специальные принципы закрепляются, главным образом, в учредительных договорах Европейских сообществ, а иногда и в нормативных актах. Специальные принципы европейского права объединяют большую группу разнородных по своему характеру принципов: • принципы деятельности ЕС; • функциональные принципы; • отраслевые принципы. Принципы деятельности ЕС (стст. 2 и 6 ДЕС) определяют порядок реализации союзом имеющейся у него компетенции — принцип законности, принцип гласности, принцип уважения национальной индивидуальности государств-членов, принцип самоидентификации ЕС. К функциональным принципам права ЕС относятся: • принципы субсидиарности и пропорциональности; • приоритет норм права ЕС над национальным правом государств-членов; • прямое действие норм права ЕС на территории государств-членов; • принцип ответственности государств-членов за нарушение права союза (возможность судебной защиты прав, вытекающих из права ЕС); • открытость правотворческого процесса в рамках ЕС. К принципам отраслевого сотрудничества относятся: • принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС; • принципы экономической системы и экономической политики Союза (открытая рыночная экономика со свободной конкуренцией, стабильные цены, здоровое состояние публичных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс); • принципы экологической политики, определяющие содержание экологического права сообщества (принципы предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем, принцип «загрязнитель платит»); • принцип продвинутого сотрудничества; • принципы институционального права, закрепляющие основы правового статуса его органов и должностных лиц, например принцип независимости судов и судей ЕС, Европейской комиссии и ряда других органов; • принципы правового положения и уважения прав человека и гражданина и др. 3. Характеристика Первого этапа развития Европейского права. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали — это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС. Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью — финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике. На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг — ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам. ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд. Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС. Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров. 4. Характеристика Второго этапа развития Европейского права. Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)1957 г. Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров. Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром. В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно — к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС. В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права. Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 — 15 лет. 5. Характеристика Третьего этапа развития Европейского права. Единый европейский акт (ЕЕА) 1986 г. Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г. В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств — учреждению Европейского союза. Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г. 6. Характеристика Четвертого этапа развития Европейского права. Договор о Европейском союзе 1992 г. Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором. В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели: • создание экономического и валютного союза; • формирование общей социальной политики; • преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции; • дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел. Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС. 7. Характеристика Пятого этапа развития Европейского права. Амстердамский договор 1997 г. Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС. Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС. Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию — Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ. Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности». Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти. Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные. Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой — экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие. Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица. Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами. Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы. 8. Характеристика Шестого этапа развития Европейского права. Ниццский договор 2001 г. Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах. Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы. Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов. Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г. Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС. 9. Характеристика Седьмого этапа развития Европейского права. «Европейская конституция» 2004 г. 2004 г. главы всех 25 государств-членов ЕС подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность - на 20 языках и стал самой всеобъемлющей конституцией в мире. Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в институциональную структуру , систему европ . безопасностияяя;включение в её состав Хартии основных прав; фиксировался институт европейского гражданства. Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны-члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект ратифицирован в 18 странах. Причины отклонения : слабая адаптация к новым реалиям Европейского союза после его расширения до 25 государств-членов. Избиратели показали, что им становится все труднее ассоциировать себя с «новой Европой». 10. Характеристика Восьмого этапа развития Европейского права. Лиссабонский договор 2007 г. Со времени отклонения проекта Конституции ЕС выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г ЕС готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции Главной проблемой стала необходимость политического и институционального реформирования ЕС, не приспособленного к управлению 27 странами-членами. Результатом стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС.Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества, Маастрихтский договор, и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. Европейский союз становится «правосубъектным». Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство— становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка». 11. Правовая природа Европейского Союза - федерация или конфедерация? Европейское право порождено и является результатом, как межнационального сотрудничества, так и наднационального правотворчества. Данная система права выступает как симбиоз межнационального и наднационального начала, в котором доминирует последнее. В то же время применительно к сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел преобладающим остаётся метод традиционного международно-правового регулирования. С точки зрения условий, порядка формирования и иерархии норм европейского права все они подразделяются на три группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы производного (вторичного) права и нормы дополнительного права. Под первичным правом понимаются нормы, закреплённые в учредительных договорах об образовании европейских сообществ и Европейского союза. Главная отличительная особенность учредительных договоров состоит в том, что они непосредственно порождают права и обязанности не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц указанных государств. Нормы первичного права обладают верховенством по отношению к нормам вторичного и дополнительного права. Производное или вторичное право образуют те правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского союза. При этом данные нормы обязательны для государств-членов, а также для физических и юридических лиц. Главные их особенности — верховенство по отношению к национальным правовым установлениям, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность судебной защитой. Дополнительное право составляют нормы, содержащиеся в соглашениях, заключаемых государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах. Это соглашения о предоставлении национального режима, устранении двойного налогообложения и др., например: Неаполитанская конвенция 1967 г. о сотрудничестве таможенных служб, Конвенция об устранении двойного налогообложения от 23 июля 1990 г. При всей теоретической значимости дискуссии о понятии и природе права Европейских сообществ практическое значение для развития интеграции государств-членов ЕС имеют, прежде всего, два момента. Во-первых, понимание того, что совокупность норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских сообществ, образует правопорядок, а не право, важно с точки зрения необходимости уяснения механизмов, которые содержит в себе данный правопорядок, позволяющие ему эффективно действовать во внутреннем праве государств-членов и обеспечивать цели интеграции государств. Во-вторых, правопорядок Европейских сообществ может быть условно выделен в относительно самостоятельную систему права и рассматриваться как право Европейских сообществ, которое образует в совокупности с национальными правовыми системами такую правовую систему, которая содержит элементы двухуровневой системы права, так называемого федеративного государства. Очевидно, что по мере углубления европейской интеграции данная система будет приобретать всё более ярко выраженные черты двухуровневой системы права. 12. Понятие и классификация источников европейского права Как и в других правовых системах, нормы права Европейского Союза создаются посредством их закрепления в определенных источниках. Источники права Европейского Союза — это внешние формы выражения его правовых норм. Круг источников права Союза чрезвычайно объемен (десятки тысяч документов) и разнообразен по содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерных для современной правовой цивилизации: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. В некоторых случаях формируются также правовые обычаи, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися нормами, как правило, не признается. В европейской доктрине к числу источников права Союза принято относить также акты индивидуального, рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобязательной силы. В качестве собирательного их наименования используется термин «мягкое право» (в отличие от права «жесткого», т. е. права в традиционном смысле этого слова). Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют, источники первичного права.Они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организаций и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным».Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене. Самостоятельное положение занимает третья группа источников — источники прецедентного права. Она сочетает в себе черты как первичного, так и вторичного права Союза, занимает промежуточное положение между ними. 13. Международная правосубъектность Европейских сообществ и Европейского союза. Оба сообщества (Европейское Сообщество и Евратом), из которых состоит Европейский Союз, обладают правосубъектностью. Однако ни в одной статье договора о Европейском Союзе не упоминалась Правосубъектность ЕС, хотя Союз и складывается из обоих названных сообществ плюс две сферы межправительственного сотрудничества – общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам. Теперь Лиссабонский договор ввел правосубъектность ЕС. Это означает, что он может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: - Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; - Если того требует достижение целей, означенных в договорах; - Если того требует юридически обязательный документ ЕС; - Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их». Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза. Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. 14. Компетенция Европейского союза: понятие и природа Субъекты Европейского права. Компетенцию Европейского союза в теоретическом аспекте можно определить как совокупность предметов ведения, властных и иных полномочий по регулированию сфер общественной жизни, определенных и делегированных ЕС государствами-членами в учредительных документах, носящих по своей природе международно-правовой характер. Единственным непосредственным источником компетенции Европейского союза является его первичное право — комплекс международных договоров, учреждающих это объединение. В то же время развитие компетенции Европейского союза может осуществляться и без внесения поправок в учредительные договоры. Ключевую роль в этом процессе играет Суд ЕС, осуществляющий нормативное толкование первичного и вторичного права ЕС. Суд своими решениями ввёл принципы верховенства и прямого действия права Европейских сообществ, оказал решающее влияние на формирование доктрины подразумеваемых полномочий и доктрины внешнеполитического сопровождения. Следовательно, прецедентное право, наряду с изменениями учредительных договоров, обеспечивает постепенное расширение и усложнение компетенции Европейского союза, направленное на её совершенствование и приспособление к постоянно меняющимся условиям. Компетенция Европейского союза имеет государственно-подобный характер в том смысле, что включает в себя широкий спектр властных прерогатив по управлению обществом. К ним относится, в том числе, издание законодательных, административных и юрисдикционных (судебных) актов. Эти акты способны иметь обязательную силу не только для государств-членов, но и для их граждан, одновременно являющихся гражданами Союза в целом, а также для других физических и юридических лиц, которые проживают, находятся или занимаются какой-либо деятельностью в ЕС. С другой стороны, не будучи полноценным государством, Союз приобретает свою компетенцию не непосредственно от «европейского народа», а за счёт уступки в его пользу части суверенных прав государствами-членами ЕС, которая оформляется посредством соглашений между ними. С 50-х г. XX в., когда были созданы Европейские сообщества, предметная компетенция ЕС прошла путь от узкоспециализированных сфер до общеэкономических проектов (общий рынок ЕЭС, дополненный сотрудничеством по вопросам мирного использования атомной энергии в рамках Евратома) и, наконец, до распространения на весь спектр общественных отношений, включая разработку общей внешней политики и политики безопасности с военным компонентом и вопросы борьбы с преступностью. Дальнейшее расширение компетенции ЕС осуществляется, главным образом, посредством расширения и углубления его задач и полномочий в уже подведомственных ЕС сферах общественной жизни и, в меньшей степени, путём признания за ЕС новых сфер компетенции. В частности, Лиссабонский договор 2007 г. признал за ЕС полномочия осуществлять политику и мероприятия в следующих областях: службы общеэкономического значения; космос; спорт; туризм; энергия (помимо атомной, сохраняющейся в ведении Евратома); гражданская оборона; координация административного сотрудничества государств-членов в области претворения в жизнь права Европейского союза; координация мер по оказанию помощи государствам-членам, пострадавшим от террористических актов или катастроф; гуманитарная помощь третьим странам. Уже в 2007 г., непосредственно при подготовке текста Лиссабонского договора, государства-члены согласились усилить роль ЕС в природоохранной и энергетической сферах, в частности, применительно к вопросам борьбы с изменением климата и другими глобальными и региональными проблемами окружающей среды, интеграции энергетических систем. Категории компетенции ЕС различаются между собой объёмом полномочий, предоставленным ЕС, и соотношением этих полномочий с теми, которые сохраняются за государствами-членами. Самые широкие полномочия ЕС и, соответственно, наиболее значительные ограничения суверенных прав государств-членов присущи исключительной компетенции ЕС. В рамках этой категории компетенции национальные власти полностью лишены права принимать решения, если только они специально не уполномочены на это Европейским союзом или не действуют во исполнение принятых им правовых актов. Количество сфер исключительной компетенции ЕС относительно невелико — пять. К ним относятся: • установление пошлин общего таможенного тарифа и другие вопросы таможенного союза в рамках ЕС; • установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС (запрет согласованных действий предприятий, нарушающих конкуренцию, злоупотребления доминирующим положением, правила оказания государственной помощи предприятиям в ЕС и др.); • денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»; • определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов в рамках общей политики по вопросам рыболовства как особого направления общей сельскохозяйственной политики ЕС; • общая торговая политика, включающая установление антидемпигновых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из третьих стран. К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции. Своеобразной противоположностью исключительной компетенции ЕС является категория его компетенции, названная «компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов». Сферы этой деятельности перечислены в ст. 6 договора о функционировании ЕС: здравоохранение; повышение конкурентоспособности промышленности; культура; туризм; образование, профессиональное обучение, молодёжь и спорт; гражданская оборона; координация административного сотрудничества государств-членов при реализации права Европейского союза. Остальные сферы ведения Европейского союза отнесены к категории его совместной компетенции с государствами-членами (параграф 2 ст. 2 договора о функционировании ЕС). Перечень этих сфер зафиксирован в параграфе 2 ст. 4 договора о функционировании ЕС, но он не является исчерпывающим. В соответствии с параграфом 1 той же статьи к совместной компетенции ЕС отнесены любые вопросы его ведения, которые не входят в число сфер исключительной компетенции либо сфер его поддерживающей, координирующей и дополняющей деятельности. 15. Общая характеристика «трех опор» Европейского права. Сотрудничество в рамках «второй и третьей опор» осуществляется на м\н-правовой основе. Акты не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой. 1 опора, органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения; в рамках общей внешней политики и политики безопасности — совместные действия и общие позиции; для обеспечения третьей опоры — общие позиции, рамочные решения, решения. Регламент предназначен для общего пользования,подлежит применению во всех гос-ах-членах;адресован неограниченному кругу и предназначен для непосредственного применения на территории государств без имплементации в национальное право. Применяются с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования).Директивы обязательны для государства, которым адресованы.Сохраняют за нац.властями свободу выбора форм и методов действий:нельзя ссылаться в спорах между физ. и юр.л. ОВПБ-совместные действия и общие позиции. Совместные действия-признаны необход-и практические действия со стороны ЕС, и являются обязательными для государств-членов как при выражении ими своих позиций, так и при осуществлении действий, в том числе через их дипломатические или консульские представительства, а также представительства при международных межправительственных организациях. Сотрудничество государств в уголовно-правовой сфере обеспечивается путем принятия Советом ЕС общих позиций, рамочных решений, решений и разработки конвенций. 16. Европейское право и национальное право государств-членов. Принципы верховенства, прямого действия, интеграции, юрисдикционной защиты. При рассмотрении характера взаимосвязи и взаимодействия правовой системы ЕС и правовых систем государств-членов особое внимание уделяется верховенству наднационального европейского права по отношению к национальному. Взаимоотношения права ЕС и национального права государств-членов характеризуются четырьмя важными принципами: • верховенством права ЕС по отношению к праву государств-членов; • прямым действием права ЕС; • интегрированностью норм права ЕС в национальные системы; • юрисдикционной защитой права ЕС судебной системой ЕС. Верховенство права ЕС означает, что в случае коллизии (противоречия, столкновения) нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Именно она и подлежит применению национальной администрацией и судами. Принцип верховенства права ЕС в значительной степени основывается на практике Суда ЕС, который исходит из того, что, создавая сообщества или вступая в них, государства добровольно передают им определённые суверенные права, а следовательно, и верховенство в определённых областях. При этом все разночтения национальной конституции и учредительных актов должны быть устранены до ратификации и вступления учредительных актов в силу. Так, например, поступал целый ряд государств (ФРГ, Франция, Ирландия и др.) в преддверии ратификации Маастрихтского договора. Принцип прямого действия проявляется в непосредственной и обязательной применимости норм учредительных договоров (за исключением «второй и третьей опор»), а также нормативно-правовых актов сообществ национальной администрацией и национальными судами. Такими актами являются регламенты, директивы и решения сообществ. Принцип интеграции предполагает интегрированность, инкорпорацию норм права сообществ в национальные системы права всех государств-членов. Это означает, что право сообществ действует и применяется на территории государств-членов на тех же условиях, что и национальное право. Юрисдикционная (судебная) защищённость в данном случае означает, что не только судебные учреждения ЕС, но и национальные суды государств-членов обязаны обеспечить применение права сообществ и эффективную защиту прав и интересов, возникающих на основе этого права. Национальный суд обязан применить норму права ЕС, даже если ей противостоит национальный источник права. Это следует из принципа верховенства права ЕС. Общее требование обязательного применения права ЕС распространяется на все национальные судебные органы всех уровней. Если же национальный суд не вправе рассматривать дело, оно в соответствии с разграничением юрисдикции передаётся на рассмотрение в судебные учреждения ЕС. Таким образом, суть и содержание верховенства европейского права по отношению к национальному сводится к тому, что оно: • закрепляет приоритет права Европейского союза над правом государств-членов; • устанавливает, что юридическая сила права Европейского союза превышает юридическую силу права государств-членов; исходит из того, что нормы национального права не могут и не должны находиться в противоречии с нормами наднационального права, и наоборот. 17. Суверенитет государств-членов Европейского союза. 18. Компетенция Европейского Союза. Компетенция ЕС-сов-ть предметов ведения, властных и иных полномочий по регулированию сфер общественной жизни, делегированных Союзу гос-и-членами в учредительных документах. Компетенция ЕС имеет гос-нно-подобный характер, включает широкий спектр властных прерогатив по управлению обществом. К ним относится, в том числе, издание законодательных, административных и юрисдикционных (судебных) актов. Расширение компетенции осущ-тся через расширение задач и полномочий ЕС;путем признания за ЕС новых сфер компетенции(гражданская оборона; гуманитарная помощь третьим странам. В рамках этой категории компетенции национальные власти полностью лишены права принимать решения, если только они не уполномочены на это. Сфера исключительной компетенции ЕС:установление пошлин общего таможенного тарифа; правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС; денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»; определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов;общая торговая политика, включая установление антидемпигновых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из третьих стран. К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции. Компетенция осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств (здравоохранение; гражданская оборона).Остальные сферы ведения ЕС отнесены к категории его совместной компетенции с государствами. 19. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права 20. Соотношение компетенции Европейского Союза и стран-членов. Совместная и исключительная компетенция. 21. Принцип наделения компетенцией, субсидиарность, пропорциональность. 22. Охрана товарного знака в праве Европейского Союза. Со времени перехода к массовому производству предприниматели стали использовать для выделения своей продукции из массы товаров, поступающих на рынок, особые запоминающиеся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя. Товарный знак выполняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет важную роль в развитии мировой экономики, особенно в отраслях, ориентированных на широкие слои населения. В условиях общества массового потребления принято говорить даже о «брендовом сознании», определяющем психологию покупателя. Решающим в выборе товара или услуги становится проставленное на них производителем обозначение (англ. brand), которое, в случае его правовой охраны, именуется товарным знаком (англ. trade mark, франц. marque). С момента своего образования Европейский союз придавал важное значение охране интеллектуальной собственности, особо выделяя необходимость гармонизации регулирования защиты товарных знаков. Было принято решение о создании единой Европейской системы регистрации товарных знаков, при которой регистрация такого товарного знака действовала бы во всех странах ЕС. Данное решение было закреплено в постановлении Совета Европейского союза от 20 декабря 1993 г. № 40/94 «О товарном знаке Европейского союза». В государствах-членах ЕС специальное законодательство о товарных знаках начало складываться ещё с середины XIX в. В 1883 г. положения об этом виде промышленной собственности были включены в Парижскую конвенцию. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остаётся Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в 2001 г. присоединились государства-члены Европейского союза. Договор о товарных знаках, подготовленный в рамках ВОИС, до сих пор не вступил в силу. Регламент о товарном знаке сообщества был принят в 1993 г. и позднее дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регламентами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляционной палаты могут быть обжалованы в трибунале первой инстанции и далее в Суде ЕС. Система товарного знака сообщества была сформирована к началу 1996 г. В г. Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке. Оно принимает заявки, проводит регистрацию и ведёт реестр товарных знаков сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствующих субъектов очевидны — в результате одной процедуры предприниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг в 27 государствах ЕС. Основная сложность действия товарного знака сообщества связана с тем, что он не отменяет действия национальных товарных знаков. Более того, регламент 1993 г. устанавливает безусловную преимущественную юридическую силу обозначения, зарегистрированного на национальном уровне. В конце 2008 г. была принята Директива Совета Европейского союза о сближении законодательств государств-членов о товарных знаках. Директива признала целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства государств-членов только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС. Главная задача, на решение которой направлены положения директивы, заключается в установлении близких к идентичным норм во всех государствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Директива содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товарного знака, а также дают право требовать отмены действующей регистрации. Основными чертами регистрации товарных знаков по системе ЕС являются: • подача единой заявки на регистрацию товарного знака. Правовая охрана распространяется на все страны Европейского союза (27 стран-участниц), выделение отдельных стран невозможно; • значительное уменьшение стоимости регистрации товарного знака по сравнению с национальной процедурой; • европейская система является открытой. Лицами, которые могут получать правовую охрану, являются физические и юридические лица, являющиеся гражданами ЕС или имеющие местоположение в странах ЕС или странах-участницах Парижской конвенции по охране промышленной собственности или Всемирной торговой организации, либо других государств, если в них предоставляется принцип взаимности; • система регистрации товарных знаков ЕС является автономной, не содержит требований об обязательном наличии базовой заявки и связи с ней. С другой стороны, аннулирование заявки приведет к потере правовой охраны во всех странах; • принцип старшинства является главной особенностью системы ЕС. Если при подаче заявки ЕС существует национальная регистрация на то же обозначение и с тем же перечнем товаров и услуг, то может быть применён данный принцип. При заявлении принципа старшинства национальная регистрация может быть отозвана. Если регистрация на товарный знак ЕС впоследствии прекращает своё действие, то национальная регистрация может быть восстановлена; • система ЕС является единой, и правовая охрана предоставляется на всей территории Европейского союза. Использование товарного знака на территории даже одной страны считается использованием товарного знака ЕС. Данная процедура регистрации товарных знаков получила очень широкое распространение на территории ЕС и является эффективной для регистрации товарных знаков именно на этой территории. Директива о товарных знаках 2008 г. устанавливает, что её правовые нормы в полной мере соответствуют положениям Парижской конвенции и не затрагивают обязательств государств, вытекающих из Парижской конвенции. В случае, если коллизия норм всё же возникнет, она должна быть разрешена согласованными действиями государств-членов в соответствии с процедурой п. 2 ст. 307 ДЕС. Было также принято решение разработать наднациональный механизм охраны прав на товарный знак, которые должны признаваться в силу единовременной регистрации в едином ведомстве и действовать на всей территории Европейского союза. Товарному знаку подобен ещё один вид промышленной собственности — наименование места происхождения товара. Защиту географическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания предоставляет специальный регламент, принятый советом в 1992 г. В соответствии с ним географические наименования, свидетельствующие об определённом регионе изготовления продукта, который придаёт продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского союза после включения их в регистр посредством издания отдельного регламента. Этот регламент поддержан также и практикой Суда ЕС. 23. Общая экономическая политика в Европейском союзе. Группа евро. 24. Общая внешняя политика и политика безопасности в Европейском Союзе. 25. Пространство свободы, безопасности и законности в праве Европейского союза. 26. Авторское право в Европейском Союзе Каждое государство-член Европейского союза имеет своё собственное законодательство в области авторского права. Это способствовало появлению проблем с момента создания единого Европейского рынка со свободным перемещением товаров, в том числе книг, фонограмм, фильмов и т. д. (например, вследствие различных условий их защиты), что и привело к необходимости частичной гармонизации авторских прав. Прежде всего, все государства-члены Европейского союза пообещали присоединиться к основным международным соглашениям в области авторского права и смежных прав — к Бернской и Римской конвенциям. Во-вторых, пять Европейских директив гармонизировали национальные законодательства в области авторского права по некоторым пунктам (например, защита компьютерных программ, арендное право и т. д.). Тем не менее, все пятнадцать национальных законов остались в силе, хотя и были гармонизированы по этим конкретным пунктам. Охрана авторских и смежных прав в полном объёме относится к прерогативе национального законодателя. ЕС берёт на себя устранение расхождений в национальном законодательстве об авторском праве и смежных правах, которые становятся препятствием на пути свободного движения товаров и услуг, а также ведут к искажению конкуренции на внутреннем рынке сообщества В европейском праве охрана интеллектуальной собственности подчинена задаче обеспечения бесперебойного функционирования внутреннего рынка ЕС. Статус исключения или временной монополии на использование произведений и других объектов права, допускаемой ради поощрения творчества и инвестиций в сферу науки и культуры, определяет философию подхода к действию авторского права и смежных прав. Вместе с тем органы ЕС не довольствуются лишь устранением возмущающих факторов. Они активно разрабатывают общие нормы и подходы к законодательству об авторском праве и смежных правах в сфере информационных и коммуникационных технологий. Обоснование подобной законодательной активности обычно содержится в преамбулах соответствующих директив. 27 июля 1995 г. Европейская комиссия выпустила «Зелёную книгу» по авторскому праву и смежным правам в информационном обществе. Констатировав сдвиг в сторону повышения важности товаров и услуг с высокой интеллектуальной составляющей, её авторы отметили повышенную уязвимость современного информационного общества от разночтений и несовершенства законодательства именно в данной области. Было поставлено четыре задачи: • устранять юридические препятствия и расхождения в национальном законодательстве по авторскому праву, которые мешают функционированию единого рынка; • повышать уровень конкурентоспособности сообщества благодаря высокому уровню авторско-правовой охраны продуктов и услуг; • не допускать, чтобы интеллектуальная собственность, возникшая внутри сообщества в результате творческих усилий и существенных инвестиций, была присвоена третьими лицами, находящимися за пределами сообщества; • нивелировать сдерживающее воздействие авторского права на конкуренцию в таких областях, как охрана промышленных образцов и компьютерных программ. Одна из особенностей европейского законодательства об авторском праве и смежных правах заключается в многоступенчатости процесса сближения национальных систем правового регулирования. При введении новых сроков и дополнительных условий правовой охраны и распоряжения правами фиксируется срок, в течение которого продолжают действовать национальные регуляторы и нормы двусторонних отношений. Таким образом, в области гражданского оборота исключительных имущественных прав на использование произведений и объектов смежных прав фактически складывается индивидуальный правовой режим результатов творческой деятельности. 27. Содержание понятия «внутренний рынок» Под внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок: 1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами; 2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы): свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов. Единый внутренний рынок является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества. Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС. 28. Свобода движения товаров В основе идеи создания общего рынка ряда государств Западной Европы лежал принцип свободного движения товаров. Основные нормы Римского договора, касающиеся свободного движения товаров, немногочисленны, например, ст. 30 договора гласит, что «количественные ограничения на импорт и все меры, имеющие аналогичное действие, без ущерба для последующих положений, запрещаются между государствами-членами», а ст. 34 содержит такое же положение относительно экспорта. В начале 2010 гг. объём внутрирегиональной торговли, реализуемой при успешном посредстве принципа взаимного признания, был равен 430 млрд евро. В частности, данный принцип обеспечивал примерно 25% объёма внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жёсткие требования в отношении качества, таких, как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам. Однако в сегментах рынка технически сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она ещё не пришла, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортёра повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортёре. Как отмечается в одном из официальных отчётов Европейской комиссии, всё новые технические правила, выпускаемые в больших количествах государствами-членами в целях усиления контроля (комиссия получает на экспертизу ежегодно в среднем более 500 таких национальных законодательных инициатив), несут в себе угрозу бесперебойному функционированию внутреннего рынка. Страдает рынок стройматериалов, продуктов, содержащих витаминные добавки, грузового и пассажирского транспорта. Почти все администрации подтверждают, что в их странах существует процедура проверки соответствия и одобрения товара перед его внедрением на рынок. В такой ситуации для экспортёров гораздо проще уйти от трудностей, т. е. адаптировать свою продукцию к требованиям, существующим на целевом рынке, и предпочтениям местных потребителей, чем отстаивать в суде право беспрепятственного допуска на этот рынок. Чтобы повлиять на ситуацию, институтам ЕС приходится постоянно освежать существующий в данной области правовой пакет. В частности, так появился регламент Совета № 2679/98 (декабрь 1998 г.). Он создал механизм, позволивший комиссии с помощью правовых решений достаточно быстро (в течение нескольких дней) предупреждать покушения государств-членов на свободу движения товаров. В свою очередь на помощь производителю пришла марка соответствия, ставшая пропуском в любую точку единого внутреннего рынка. В 2001 г. появилась директива 2001/95/EC Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство, устанавливающим санитарные требования и требования безопасности, и не противоречащим стст. 28—30 Договора о ЕС. В текст директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведён по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС. В феврале 2007 г. комиссия выдвинула проект регламента о новом транспарентном порядке применения национальных технических правил к продукции, выпущенной в коммерческое обращение в другом государстве-члене. Речь здесь главным образом идёт о тех технических правилах, которые имеют следствием ограничение поступления иностранной продукции на национальный рынок или изменение её характеристик. В частности, данный принцип обеспечивал примерно 25% объема внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам. Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере. В 2001 г. появилась Директива Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС. 29. Свобода предоставления и получения услуг Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу предоставления услуг гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, тем не менее, не либерализовал разом всю сферу. В статье 52 говорится о необходимости достройки единого рынка услуг через посредство вторичных правовых актов — директив, которые-то и обяжут тех, кому адресованы, гарантировать свободу доступа и предоставления конкретного вида услуг. Сфера услуг общеэкономического значения — электро- и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться единому внутреннему рынку. Соответственно, с середины 1980-х гг. здесь проводится поэтапная либерализация. В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия-перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории единого внутреннего рынка, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества. Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п. Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям, а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам. Важнейшей составляющей свободы движения услуг является взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации. В отношении устройства на постоянную работу прописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным — до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. Иностранец к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом. 30. Внутренний рынок трудовых ресурсов В масштабах всего региона ЕС использование рабочей силы становится более эффективным. Её профессионализм постоянно растёт. Наиболее технологичные, современные и эффективные навыки труда получают распространение в масштабах всего ЕС. Общий результат — повышение нормы прибыли и конкурентоспособности. В повестке дня всех политических органов и институтов ЕС стоит вопрос об обеспечении доступа к занятости, равных возможностях и усилении мобильности. Все эти моменты нашли отражение в Лиссабонской стратегии построения наиболее конкурентоспособной экономики в мире, основанной на знаниях, и Европейской стратегии занятости. Однако пока существующую в ЕС нехватку рабочей силы и заполнение вакансий обеспечивают, в основном, приезжие из третьих стран (Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы). Иммигранты вносят огромный вклад в экономическое развитие преуспевающей части Европы. В целом по ЕС иностранцы составляют порядка 9% от активной части населения. Все «старые» государства-члены ЕС оговорили для себя право на введение ограничений в том, что касается приёма у себя трудовых мигрантов из стран-новобранцев. Правовые основы общего рынка труда были созданы первоначальной шестёркой, образовавшей Европейское экономическое сообщество, за период с 1958 по 1968 г. Однако, когда в сообщество в 1980-е гг. влились Греция, а затем Португалия и Испания, им не сразу был предоставлен доступ на этот рынок. Аналогичным образом поступили старожилы и два десятилетия спустя. В 10 из 12 случаев договоры о вступлении в ЕС стран Новой Европы предусматривают переходный период в 7 лет (исключение сделано только для Кипра и Мальты). В соответствии с ними любое государство Старой Европы вправе потребовать от их граждан соблюдения национального законодательства, если они хотят трудиться или приезжают в поисках работы в эти страны. Переходный период разбит на три фазы по формуле «2+3+2». На протяжении каждой из фаз действуют свои ограничения. Применительно к восьмёрке стран Новой Европы вторая фаза началась с 1 мая 2006 г. Формально она закончилась 30 апреля 2009 г. Однако отдельные государства-члены имеют право сохранить ограничения только в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Таких случаев два: если, по их мнению, упразднение введённых ранее мер может вызвать серь



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии