БарГУ.by » Вопросы 31-55 шпор по ЕП

Вопросы 31-55 шпор по ЕП

Скачать

 

31. Компетенция Суда ЕС.
Компетенцию Европейского союза в теоретическом аспекте можно определить как совокупность предметов ведения, властных и иных полномочий по регулированию сфер общественной жизни, определенных и делегированных ЕС государствами-членами в учредительных документах, носящих по своей природе международно-правовой характер.
Единственным непосредственным источником компетенции Европейского союза является его первичное право — комплекс международных договоров, учреждающих это объединение. В то же время развитие компетенции Европейского союза может осуществляться и без внесения поправок в учредительные договоры. Ключевую роль в этом процессе играет Суд ЕС, осуществляющий нормативное толкование первичного и вторичного права ЕС.
Суд своими решениями ввёл принципы верховенства и прямого действия права Европейских сообществ, оказал решающее влияние на формирование доктрины подразумеваемых полномочий и доктрины внешнеполитического сопровождения. Следовательно, прецедентное право, наряду с изменениями учредительных договоров, обеспечивает постепенное расширение и усложнение компетенции Европейского союза, направленное на её совершенствование и приспособление к постоянно меняющимся условиям.

32. Общая аграрная политика Европейского Союза и политика в сфере рыболовства
Общая аграрная политика Европейского Союза и политика в сфере рыболовства
Общая аграрная политика является сферой компетенции, разделенной между Европейским союзом (ЕС) и странами-членами Союза. Его целями являются поддержание доступных для европейских потребителей цен и достаточных прибылей фермеров, в частности посредством создания общей организации сельскохозяйственных рынков и через гарантию соответствия принципам единой цены, финансовой солидарности и превалирования интересов Сообщества.
Общая аграрная политика уже достигла своей главной цели, а именно достижения самообеспечения продуктами питания ЕС. Тем не менее, вскоре подтвердилась необходимость значительных изменений в политике для корректировки дисбаланса и перепроизводства, явившегося следствием общей аграрной политики.
Реформа в июне 2003 г. привела к значительному развитию общей аграрной политики. Были воплощены в жизнь следующие инновации:
1. Система единых выплат фермерам ЕС, вне зависимости от производства;
2. Приведение выплат в соответствие со стандартами, относящимися к окружающей среде, безопасности пищевых продуктов, здоровья растений и животных, благосостояния животных;
3. Усиленная политика развития села с одновременным сокращением прямых выплат большим хозяйствам для финансирования новой политики;
4. Механизм финансовой дисциплины
В июне 2007 г. министры сельского хозяйства Совета Европы достигли политического соглашения по предложению Европейской комиссии относительно Организации общего рынка для фруктов и овощей. Эта реформа должна была привести плодоовощной бизнес в соответствие с другими секторами, которые уже реформированы согласно новой Общей сельскохозяйственной политике.
Общая рыболовная политика является областью совместной ответственности Европейского Союза и государств-членов.
В ходе нескольких реформ изначальные цели Общей рыболовной политики были дополнены и охватывают теперь помимо прочего следующие моменты: разумное использование ресурсов, защита окружающей среды, обеспечение высокого уровня охраны здоровья, а также экономическое и социальное единение.
Рыболовная политика охватывает четыре уровня, а именно:
• охрана и разумное использование рыболовных ресурсов для сохранения рыбных запасов;
• организация рыночной торговли с целью обеспечения соответствия спроса и предложения в интересах производителя и потребителя;
• структурно-политические меры по поддержке сфер рыболовства и аквакультуры при адаптации их оснащения и форм организации к требованиям, возникающим в результате истощения ресурсов и конъюнктуры рынка;
• взаимодействие с третьими странами и международными организациями для заключения торговых сделок в области рыболовства на международном уровне.

33. Общая транспортная политика Европейского Союза
Общая транспортная политика Европейского Союза
Объективной потребностью экономического развития ЕС в 1990-е годы стало открытие единого транспортного рынка ЕС, что способствовало значительному падению потребительских цен, которое сочеталось с улучшением качества предоставляемых услуг и более широким их выбором.
В настоящее время стратегия развития транспорта в ЕС подразумевает уже не только беспрепятственное функционирование единого рынка, но и создания современных транспортных систем, соответствующих достигнутым уровням и изменениям в структуре европейского и мирового хозяйства.
Одно из важнейших направлений современной транспортной политики ЕС заключается в решении актуальных проблем в транспортной области, обусловленных отсутствием гармоничного развития общей транспортной политики. Прежде всего, речь идет о неравномерном росте использования разных видов транспорта.
Политика ЕС в области интермодальных перевозок направлена главным образом на совершенствование объектов инфраструктуры, обеспечивающих сплочение европейского континента в области международных перевозок. Большое внимание при разработке транспортной политики уделяется формированию информационного обеспечения транспортных потоков.
Спутниковая радионавигация — это технология, позволяющая получать сигналы, передаваемые множеством спутников, дающие информацию о точном расположении транспортного средства с позиций широты, долготы или высоты в любой момент времени. Эта технология пользуется всё большей популярностью, и постоянно обнаруживаются её новые применения.

34. Энергетическая политика Европейского Союза
Энергетическая политика Европейского Союза
Вопросы энергетической политики впервые детализированы в договоре ЕС. ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области, хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств. Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. В настоящее время ситуация, связанная с обеспечением энергией, остается стабильной, а эволюция рынков и техники приобретает новые очертания. Нефть остается самым востребованным сырьем, несмотря на устойчиво высокие цены на нее на мировых рынках. В странах Европы в целом снизился интерес к ядерной энергии, в то же время заметно увеличился интерес к разного рода возобновляемой (чистой) энергии.
«Зелёная книга — Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг.
Зелёная книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Основной посыл данной стратегии заключается в том, что Европейский Союз располагает весьма ограниченными возможностями маневра в сфере энергообеспечения, в первую очередь, вследствие недостаточных объемов ресурсов, а в ряде случаев (если, к примеру, речь об угле) — их низкой конкурентоспособностью.
Структура поставок природного газа в ЕС в настоящее время выглядит достаточно сбалансировано, ни одной из стран-поставщиков не принадлежит более трети рынка. При этом запасы природного газа основных европейских поставщиков или достаточно истощены, или несопоставимы с запасами российского газа.
Значительное внимание в Зелёной книге уделено экологическим рискам, вызванным энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ.
Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды.

35. Цели, задачи и сферы деятельности Европейского инвестиционного банка.
Европейский инвестиционный банк (далее — ЕИБ) — это особый орган Европейского сообщества и ЕС, который функционирует в качестве кредитной организации. В соответствии с договором о ЕС и приложенным к нему Протоколом «Об Уставе Европейского инвестиционного банка» он имеет статус юридического лица и располагает собственным уставным капиталом, подписчиками на который являются все государства-члены (в качестве членов Банка).
ЕИБ был образован в 1957 г. (одновременно с учреждением Сообщества) для того, чтобы способствовать выравниванию экономического развития между разными странами и регионами создаваемого общего рынка ЕС. «С этой целью, путём предоставления займов и гарантий, не стремясь к получению прибыли, он помогает финансированию следующих проектов во всех секторах хозяйства» (ст. 267 Договора о ЕС):
• направленных на повышение благосостояния менее развитых регионов сообщества (например, юг Италии);
• по модернизации или конверсии предприятий либо по созданию новых видов деятельности, которые не могут быть в полной мере профинансированы отдельными государствами-членами;
• представляющих общий интерес для нескольких государств-членов, для реализации которых им также не хватает финансовых средств.
Как лидирующий в мире несуверенный заёмщик, ЕИБ пользуется максимально возможным рейтингом кредитоспособности (ААА) на рынках долгосрочного ссудного капитала. Это позволяет ему на очень конкурентоспособных условиях мобилизовать значительные объёмы сбережений, необходимые для поддержания его деятельности заимодавца.
Штат ЕИБ, который находится в Люксембурге, составляет высококвалифицированный персонал, в котором представлены все страны Европейского союза. Акционеры ЕИБ — это государства-члены ЕС. Они совместно подписываются на капитал банка, деля между собой доли участия в соответствии со скользящей шкалой, которая отражает, так сказать, экономический «вес» каждого из государств Союза.
Хотя почти 90% финансовой активности ЕИБ приходится на государства ЕС, существенная доля средств банка идет на инвестиции в проекты стран, обращающихся за помощью к ЕИБ, для которых банком созданы специфические механизмы финансирования.
Европейский инвестиционный банк, кроме того, содействует жизнеспособному развитию Средиземноморских стран, Африки, государств Карибского моря и Tихого океана, а также вкладывает средства в обоюдовыгодные проекты в странах Латинской Америки и Азии. Помимо всего прочего, EИБ — владелец контрольного пакета акций Европейского инвестиционного фонда (ЕИФ) (у ЕИБ 60,5%, у Европейской комиссии — 30%, остальные 9,5%— у различных европейских банков и финансовых структур) и глава его правления. Созданный в 1994 . ЕИФ находится там же, где и ЕИБ, — в Люксембурге. Его главная задача состоит в том, чтобы поддерживать инвестиции в малые и средние европейские предприятия.
Европейский инвестиционный банк берёт и предоставляет займы, основываясь на экономической политике, определённой Союзом. Каждый год банк представляет отчёт, полностью описывающий его деятельность. Отчёт содержит детали операций банка, ведения им счетов, а также список и описание финансируемых проектов.
По приглашению Европейского парламента банк принимает участие в работе ряда парламентских комиссий, занимающихся вопросами, имеющими отношение к деятельности банка. Он также вовлечен в подготовку работы Совета ЕС, которому докладывает о своем вкладе в достижение целей ЕС и о наиболее вероятном изменении этих целей в зависимости от функциональных потребностей экономики. Банк, кроме того, сотрудничает с другими европейскими учреждениями в контексте политики сообщества и в вопросах, имеющих отношение к его деятельности. Президент Европейского инвестиционного банка может посещать заседания совета, участвуя там в обсуждениях и оказывая влияние на их результаты в силу того, что экспертная точка зрения ЕИБ обязательно принимается во внимание.
В соответствии со своим уставом, Европейский инвестиционный банк в системе институтов сообщества пользуется в принятии решений полной автономией. Его управленческие и контрольные структуры позволяют банку самому решать, где и на каких условиях брать займы, кому и на каких условиях их давать, основываясь исключительно на собственной оценке достоинств каждого проекта и возможностей, предлагаемых финансовыми рынками.
Сотрудничество Европейского инвестиционного банка с другими учреждениями ЕС и международными банковскими кругами помогает ему гарантировать соответствие предоставления им ссуд бюджетным инструментам ЕС, позволяет привлекать инвестиции в проекты, которые он поддерживает в интересах достижения экономических целей ЕС.
В своих операциях по предоставлению финансирования ЕИБ должен соблюдать следующие принципы:
• банк следит за тем, чтобы его фонды использовались наиболее рациональным образом в интересах ЕС.
Он может предоставлять займы или гарантии займов лишь при условии, что:
• выплата процентов и погашение долга обеспечиваются за счёт прибылей от эксплуатации в случае инвестиций, осуществляемых предприятиями производственного сектора, либо обязательством, принятым на себя государством, в котором производится инвестиция, или любым иным способом в случае прочих инвестиций, и
• осуществление инвестиции содействует повышению эффективности экономики в целом и способствует формированию внутреннего рынка;
• банк не должен приобретать каких-либо долей участия в капиталах предприятий и принимать на себя какую-либо ответственность за их хозяйственное управление, если только это не требуется для защиты прав банка с целью гарантировать возврат ему долга.
Однако в рамках принципов, установленных советом управляющих, согласно п. «б» параграфа 3 ст. 7, если это требуется для осуществления мероприятий, предусмотренных в ст. 309 договора о функционировании Европейского союза, административный совет квалифицированным большинством устанавливает условия и порядок участия в капитале коммерческого предприятия (обычно в дополнение к займу или гарантии), насколько подобное участие необходимо для финансирования инвестиции или программы;
• банк может уступать свои права требования на рынке капиталов и с этой целью требовать от своих заёмщиков выпуска облигаций или других ценных бумаг;
• ни банк, ни государства-члены не должны накладывать условия, требующие расходовать предоставленные в заём суммы исключительно внутри определённого государства-члена;
• банк может подчинять выделение займов условию об организации международных торгов;
• банк не финансирует полностью или частично никакие инвестиции, против которых возражают государства-члены, на чьей территории данные инвестиции подлежат осуществлению;
• в дополнение к своей деятельности в области кредитования банк может предоставлять услуги по техническому содействию согласно условиям и порядку, которые определяет совет управляющих, постановляя квалифицированным большинством, и при соблюдении настоящего Устава.
Сам банк имеет дело напрямую только с учредителями крупномасштабных проектов (не менее 25 млн евро), а финансирование меньших проектов (учредители: малые и средние предприятия или органы местного самоуправления) он осуществляет при помощи примерно 180 банков и европейских финансовых посредников, которые, в соответствии с его критериями, используют фонды Европейского инвестиционного банка.

36. Порядок формирования и состав Европейской комиссии.
общее число членов Комиссии должно составлять 2/3 от количества государств-членов (18 человек для Европейского Союза в составе 27 стран). Между государствами-членами должна производиться равноправная ротация в отношении присутствия их граждан в Комиссии (в порядке, установленном Европейским советом);
чтобы сделать количественные параметры Комиссии более гибкими, Европейский совет наделяется правом изменять указанное число. С этой целью он принимает решение, постановляя единогласно (то есть с согласия всех государств-членов);
в отношении состава Комиссии вступление в силу новых правил отсрочено до 1 ноября 2014 г. Первый состав Комиссии, сформированный с учетом поправок Лиссабонского договора, должен комплектоваться по прежней формуле «одно государство один комиссар», то есть должен насчитывать 27 человек.

37. Полномочия, задачи и функции Европейской комиссии.
Функции ЕК:1.Продвижение общих интересов Союза и разработка инициатив по его дальнейшему развитию.
Комиссия выступает в качестве подлинно наднациональной инстанции, состоящей из независимых европейских должностных лиц — комиссаров. Комиссары в своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно интересами ЕС.Законодательные акты Союза могут издаваться только по предложению Комиссии.
2Обеспечение соблюдения и надзор за применением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС под контролем Суда Европейского Союза. Комиссия выполняет общий надзор за претворением в жизнь правовых норм Союза на территории всех государств-членов и самими этими государствами.
3.Исполнение бюджета и управление программами, в рамках которых ЕС финансирует различные проекты и мероприятия. Комиссия осуществляет многообразные виды деятельности: издание правовых актов; координация мероприятий гос-в в сфере социальной политики; сбор информации и проведение проверок; участие в подготовке и проведении заседаний министров государств-членов, входящих в зону евро и т. д.
Утверждение состава Комиссии производится по согласию Европейского совета и Совета и Европейского парламента.
Учредительные документы ЕС предписывают получение Комиссией двух вотумов доверия со стороны Европарламента: сначала Председателю, затем всей Комиссии в целом. Вотум недоверия м.б. вынесен Европейским парламентом.

38. Основные направления развития корпоративного права Европейского Союза.
Основные направления развития корпоративного права Европейского Союза.
Корпоративное право ЕС — совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансово-правовых, административно-правовых, трудовых, гражданско-правовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле — система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волю ее коллектива и регулирующих различные стороны её деятельности.
Основную роль в выработке и осуществлении политики ЕС в области корпоративного права играют политические институты: Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия.
Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:
1. Законодательное регулирование деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из государств-членов ЕС) и наднациональном (общеевропейском).
2. Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы;
3. Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.
Законодательство ЕС в области корпоративного права обращено к коммерческим юридическим лицам, подпадающим под юрисдикцию одного из государств-членов. Проблема состоит в том, что понятие и признаки юридического лица, равно как и круг субъектов, охватываемых этим понятием, разнятся в зависимости от конкретного национального законодательства.
Правовое регулирование юридических лиц в праве Европейского Союза в настоящее время носит частичный и вспомогательный характер: оно дополняет по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне. Данная отрасль права Европейского Союза развивается медленно и сталкивается с большим сопротивлением, вызванным, в первую очередь, серьезными расхождениями во внутреннем законодательстве различных государств-членов.

39. Политика Европейского Союза в области окружающей среды
Политика Европейского Союза в области окружающей среды
Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики. Её начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономического сообщества в 1972 году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
В начале были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, в том числе в рамках международного сотрудничества, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.
Сегодня цели и задачи политики ЕС в отношении окружающей среды формулируются следующим образом:
1. сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;
2. забота о защите здоровья людей;
3. достижение рационального использования природных ресурсов;
4. содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды.
В область правового регулирования защиты окружающей среды, осуществляемого ЕС, вошли такие меры, как: экологическая стандартизация, оценка антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, мониторинг состояния окружающей среды, экологическая сертификация, экологический менеджмент и экологический аудит, развитие механизма финансирования и защита экологических прав.

40. Порядок формирования и состав Европейского парламента.
Европейский парламент — институт ЕС; члены избираются всеобщим прямым голосованием на пять лет. Каждый гражданин ЕС может голосовать или баллотироваться кандидатом в гос-е, где проживает. Парламент содерж.не более 751 депутата, кол-во парламентариев зависит от численности его населения.
В каждом гос-е должно избираться мин. 6 депутатов, но не более 96.
Проект «Решения ЕС, фиксирующего состав Европейского парламента» получил одобрение всех гос-в при подписании Лиссабонского договора. В соотв-и с этим документом метод убывающей пропорциональности планируется установить как:1, соблюдение макс. (96) и мин. (6) количества мест как жесткого диапазона;2, чем больше численность населения гос-а, тем на большее число мест оно имеет право; 3, чем больше численность населения гос-, тем больше кол- жителей, которое представляет каждый из его европейских депутатов.
Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация
Европейский парламент — институт ЕС, представляющий народы ЕС вместе взятые.
С 1979 г. члены Европарламента избираются всеобщим прямым голосованием сроком на пять лет. При этом каждый гражданин ЕС может голосовать или балло тироваться кандидатом в любом государстве-члене, где он проживает (стст. 20 и 22 договора о функционировании Европейского союза; ст. 39 Хартии Европейского союза об основных правах).
Парламент не должен насчитывать более 751 депутата, а количество парламентариев, избираемых в каждом государстве-члене, зависит от численности его населения.
Величина квот устанавливается согласно методу «убывающей пропорциональности», в силу которого соотношение между представительством в Европарламенте более населённых и менее населенных государств-членов должно быть меньше соотношения между численностью их населения (разница между государствами-членами в стенах Европарламента тем самым частично нивелируется). При этом независимо от количества избирателей в каждом государстве-члене должно избираться минимум 6 депутатов, но не более 96 (данное условие особенно важно для самых малочисленных государств-членов, таких, как Мальта и Люксембург, но способно ограничивать квоты крупнейших государств-членов ЕС, прежде всего Германии).
Проект «Решения Европейского совета, фиксирующего состав Европейского парламента» был подготовлен в октябре 2007 г. и получил предварительное одобрение всех государств-членов при подписании Лиссабонского договора. В соответствии с этим документом метод убывающей пропорциональности планируется установить как совокупность трёх признаков:
• во-первых, соблюдение максимального (96) и минимального (6) количества мест как жёсткого диапазона, в пределах которого должна определяться квота любого государства-члена;
• во-вторых, чем больше численность населения государства-члена, тем на большее число мест оно имеет право;
• в-третьих, чем больше численность населения государства-члена, тем больше количество жителей, которое представляет каждый из его европейских депутатов.
Общие принципы избирательной процедуры, подлежащей применению к выборам в Европарламент, определяет специальный нормативный документ — «Акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием», принятый в 1976 г. и вступивший в силу в 1979 г. (в редакции 2003 г.), который, в частности, устанавливает:
• тип избирательной системы, по которой должны избираться депутаты во всех государствах-членах;
• возможность введения заградительного пункта, т. е. минимального процента голосов, при недостижении которого партии не допускаются к распределению мандатов (не свыше 5% поданных голосов);
• запрет депутату Европарламента являться членом или сотрудником других институтов и органов ЕС, правительств или парламентов государств-членов;
• временные интервалы для проведения голосования по выборам депутатов Европарламента (с четверга по воскресенье одной недели, на практике — последняя неделя июня).
Детализацию указанных правил производят государства-члены в своем национальном законодательстве. Учредительные документы «нового» Европейского союза не исключают при этом введения полностью одинаковой избирательной процедуры на всей территории ЕС. Однако для установления такой процедуры (т. е. для принятия нового акта о выборах в Европарламент или для пересмотра действующего акта 1976 г.) по-прежнему требуется одобрение со стороны всех государств-членов через их представителей в Совете Европейского союза с последующей ратификацией согласно национальным конституционным правилам (ст. 223 Договора о функционировании ЕС).
В механизме управления «нового» ЕС Европейский парламент призван осуществлять четыре функции:
• законодательная функция — издание законодательных актов Европейского союза в форме регламентов, директив, а также решений;
• бюджетная — принятие бюджета Европейского союза и контроль за его исполнением;
• функция политического контроля — одно из важнейших направлений деятельности всех парламентов, вытекающее из их демократической природы;
• консультативная функция, посредством которой он участвует в обсуждении и принятии решений на уровне ЕС, но с правом совещательного голоса;
• сохранение консультативной функции Лиссабонским договором 2007 г., хотя и в более ограниченных масштабах, свидетельствует о том, что «дефицит демократии» в «новом» ЕС не будет преодолён в полной мере.
Совещательные (консультативные) полномочия сохранятся за Европейским парламентом, в частности, в отношении следующих вопросов:
• принятие законодательных актов Европейского союза в рамках консультативной процедуры;
• издание иных правовых актов ЕС в тех случаях, когда учредительные документы требуют предварительного проведения консультации с Европейским парламентом.
Примером таких актов могут служить регламенты Совета о применении правил, касающихся государственной помощи предприятиям, или решения Совета о создании совместных предприятий (стст. 109 и 188 Договора о функционировании ЕС). В обоих случаях Совет Европейского союза перед изданием соответствующего акта обязан запросить мнение (консультативное заключение) Европарламента, которое имеет для него рекомендательный характер;
• формирование отдельных органов, члены которых назначаются совместно государствами-членами или другими институтами ЕС после консультации с Европарламентом. Консультативными полномочиями Европарламент располагает, например, при назначении Дирекции (в том числе Председателя) Европейского центрального банка, членов Счётной палаты;
• большинство мероприятий в сфере внешней политики Союза, в том числе заключение соглашений с третьими странами и международными организациями (кроме важнейших международных соглашений ЕС, которые требуют предварительного одобрения Европейского парламента).

41. Организационные вопросы деятельности Европейского парламента.
Функции: законодательная-издание законодательных актов в форме регламентов, директив, а также решений; бюджетная-принятие бюджета ЕС,контроль за исполнением;функция политического контроля;консультативная-участвует в обсуждении и принятии решений на уровне ЕС, с правом совещательного голоса.
Консультативные полномочия сохранятся за Европарламентом в отношении:принятия законодательных актов ЕС в рамках консультативной процедуры;издания иных правовых актов Союза в тех случаях, когда учредительные документы требуют предварительного проведения консультации с Европейским парламентом.
Совет Европейского Союза обязан запросить мнение (консультативное заключение) Европарламента, которое имеет для него рекомендательный характер; формирование некоторых органов, члены которых назначаются совместно государствами-членами или другими институтами Союза после консультации с Европарламентом. Консультативными полномочиями Европарламент располагает, например, при назначении Председателя ЕЦБ, членов Счетной палаты; мероприятий в сфере внешней политики(соглашений с 3 странами.
Порядок формирования и состав Европейского парламента
Европейский парламент — институт ЕС; члены избираются всеобщим прямым голосованием на пять лет. Каждый гражданин ЕС может голосовать или баллотироваться кандидатом в гос-е, где проживает. Парламент содерж.не более 751 депутата, кол-во парламентариев зависит от численности его населения.
В каждом гос-е должно избираться мин. 6 депутатов, но не более 96.
Проект «Решения ЕС, фиксирующего состав Европейского парламента» получил одобрение всех гос-в при подписании Лиссабонского договора. В соотв-и с этим документом метод убывающей пропорциональности планируется установить как:1, соблюдение макс. (96) и мин. (6) количества мест как жесткого диапазона;2, чем больше численность населения гос-а, тем на большее число мест оно имеет право; 3, чем больше численность населения гос-, тем больше кол- жителей, которое представляет каждый из его европейских депутатов.

42. Особенности судебной системы ЕС.
Под «Судом Европейского Союза» понимается вся система наднациональных органов правосудия ЕС: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.
По инициативе Польши предусмотрено увеличение числа генеральных адвокатов — особой категории членов Суда (в Трибунале и специализированных трибуналах генеральных адвокатов нет). Генеральные адвокаты Суда осуществляют независимое исследование материалов порученных им дел в целях подготовки мотивированных заключений.
Лиссабонский договор 2007 г. сохранил гарантии независимости, порядок назначения (по общему согласию правительств государств-членов, кроме специализированных трибуналов, назначаемых Советом) и срок полномочий (6 лет).
Количество судей: 27 в Суде, столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы.
В целях профессионального отбора кандидатов предусмотрено учреждение специальной квалификационной коллегии в составе бывших членов этих судов и высших судебных органов государств-членов, а также других высококвалифицированных юристов.
Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации.

43. Компетенция Суда первой инстанции ЕС.
Суд ЕС -система наднациональных органов правосудия ЕС: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.
Количество судей: 27 в Суде (по одному от каждого государства-члена), столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы. Рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел;выполняет функции кассационного и конституционного судов.
Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными документами.
Наиболее серьезным среди этих изъятий служит невключение в юрисдикцию Суда Европейского Союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности. Соответственно, и в дальнейшем Суд Европейского Союза не будет полномочен контролировать правомерность актов Европейского совета и Совета, принимаемых по общеполитическим вопросам международных отношений ЕС.

44. Европейская патентная система.
Европейский патент — это документ, выданный Европейской патентной организацией, действие которого распространяется на страны Европы.
Европейская патентная организация (далее — ЕПО) была создана на основе Конвенции о выдаче европейских патентов, подписанной в 1973 г. и ратифицированной в 1977 г., её местонахождение — Мюнхен (Германия); отделение — Гаага (Нидерланды); бюро — Вена (Австрия) и Берлин (Германия).
Европейская патентная система основана на активном сотрудничестве Европейского патентного ведомства (далее — ЕПВ) с национальными ведомствами договаривающихся государств и предполагает согласование национального патентного права с Конвенцией о выдаче европейских патентов.
Основами Европейской патентной системы являются две патентные конвенции — Конвенция о выдаче европейских патентов (Европейская патентная конвенция), принятая в 1973 г. в Мюнхене, и Конвенция о европейском патенте для Общего рынка (Конвенция о патенте Сообщества), подписанная в 1975 г. в Люксембурге и получившая впоследствии (1985) название Соглашения о патенте Сообщества. Европейская патентная организация с 1993 г. заключает с государствами-нечленами ЕПО договоры о распространении действия европейских патентов на их государственной территории при условии, что эти страны имеют собственное патентное ведомство и приняли закон об охране интеллектуальной собственности. Выданные при таких условиях Патенты предоставляют в этих странах такую же защиту, как и европейские Патенты ЕПО.
Европейский патент предоставляет его владельцу патентную защиту сроком на 20 лет, так же, как и национальный патент, в некоторых либо во всех договаривающихся государствах.
Европейский патент подается в ЕПВ непосредственно, либо через национальное патентное ведомство, с которым у ЕПВ есть соответствующее соглашение (у российского ведомства пока нет) либо через Международную организацию интеллектуальной собственности (WIPO) по процедуре «Евро-PCT», согласно которой европейские патенты могут выдаваться на основании международной заявки, поданной в соответствии с договором о патентной кооперации (PCT).
Для осуществления процедуры выдачи европейского патента создана ЕПО. Выдачу европейского патента осуществляет ЕПВ.
Возглавляет ЕПВ президент и пять вице-президентов. В своём составе ЕПВ содержит различные подразделения, специализированные под патентный поиск, экспертизу, международные отношения и является полностью самоокупаемой организацией.
Использование европейской патентной системы даёт заявителю следующие преимущества:
• снижение затрат времени и трудоёмкости патентования;
• единый патент, действие которого распространяется на все страны-участницы;
• получение юридически более сильного патента, так как патент выдаётся только после экспертизы по существу, в то время как в ряде стран национальное законодательство не предусматривает экспертизу (явочная система).
Кроме того, страны, участвующие в Европейской патентной конвенции, получают преимущества, заключающиеся в оптимизации функционирования, исключении дублирования работ, кооперации в области патентной документации и информации, хорошим примером чему является уникальная система бесплатного патентного поиска Еspacenet, в которой можно найти патенты разных стран, не только участниц, но и многих других, включая Россию, и некоторых стран постсоветского пространства.
Подача заявки в ЕПВ происходит следующим образом: заявитель через патентного поверенного своей страны подаёт заявку в ЕПВ, указывая в ней страны-участницы Европейской патентной конвенции, в которых он хотел бы получить охрану. После выдачи по этой заявке европейского патента заявитель получает в этих странах так называемый автономный режим, который предполагает, что в случае аннулирования патента в одной из заявленных стран действие патента будет сохранено в других странах. Заявление о выдаче патента производится на бланке ЕПВ на английском, французском или немецком языке, либо на региональном языке страны-участницы конвенции, из которой подана заявка, при условии последующего представления перевода на указанные основные европейские языки.
Европейские патенты не выдаются на компьютерные программы и базы данных, методы хирургического или терапевтического лечения организма человека или животного, методы диагностики, осуществляемые непосредственно на организме человека или животного, а также на породы животных или сорта растений или способы выведения растений или животных. Заявка на европейский патент подаётся на адрес ЕПВ (Мюнхен, Гаага или Берлин) или в национальное патентное ведомство, откуда она переправляется в ЕПВ, а при подаче европейской заявки уплачиваются пошлины за подачу, за поиск, а также за каждый пункт патентной формулы свыше десяти, отдельно за каждое государство, в котором испрашивается охрана, кроме совместного указания Швейцарии и Лихтенштейна.
В процессе рассмотрения европейской заявки проводится формальная экспертиза и патентный поиск. По их результатам в Европейском патентном бюллетене публикуются отчёт о поиске и информация о европейской заявке на выдачу патента. В отчёте о поиске приводится библиографическая информация о документах, найденных ЕПВ, которые в дальнейшем будут использованы для оценки новизны и изобретательского уровня заявленного технического решения, описанного в заявке. В отчёте не оценивается патентоспособность заявки, а сам отчёт пересылается заявителю для ознакомления по почте до вынесения окончательного решения о выдаче или отказе в выдаче патента. Это делается для того, чтобы заявитель, ознакомившись с результатами поиска и проанализировав их, мог скорректировать или отозвать свою заявку в случае отсутствия в её материалах новизны или изобретательского уровня Материалы заявки публикуются через 18 месяцев от даты подачи. Они содержат описание, формулу, чертежи и реферат. Временная правовая охрана изобретения начинается сразу после публикации.
Далее, в случае уплаты пошлины и поступления соответствующего ходатайства заявителя, которое может быть подано не позднее чем через шесть месяцев после публикации, ЕВП проводит экспертизу по существу — анализ материалов заявки на соответствие критериям патентоспособности и правилам оформления.
Решение по заявке выносится несколькими экспертами ЕВП. Если, по их мнению, заявка соответствует требованиям патентоспособности, то принимается решение о выдаче патента. Патент вступает в силу при согласии заявителя с итоговым текстом описания, уплате им пошлины и переводе пунктов формулы изобретения на два официальных языка Конвенции, не являющихся языками делопроизводства по заявке, после чего заявитель получает патентную грамоту и становится патентообладателем, причем европейский патент считается выданным от даты публикации сведений о его выдаче в европейском патентном бюллетене. Необходимо учесть, что в отдельных странах, указанных в заявке при подаче, патент будет действовать только после перевода патентной формулы на официальные языки этих стран.
После публикации сведений о выдаче патента третьи лица, обычно конкуренты, могут в течение девяти месяцев, уплатив пошлину, подать в ЕПВ протест, направленный на отмену выдачи патента, решение по которому принимает специальный отдел ЕПВ. Возможны три варианта решения: аннулирование патента, сохранение патента в силе без изменений; поддержание патента в силе в сокращённом или изменённом объёме, при условии согласия с этим заявителя, уплаты им необходимых пошлин и перевода изменений на два официальных языка, не являющихся языками делопроизводства по заявке.
Каждое решение того или иного отдела ЕВП может быть обжаловано в том отделе, решение которого обжалуется, или в специальном отделе по рассмотрению протестов. Если отдел счёл жалобу достаточно обоснованной, то он в течение месяца выносит новое скорректированное решение. В случае же отклонения жалобы то она автоматически передаётся в Апелляционную палату ЕПВ, решение которой является окончательным и обжалованию не подлежит.

45. Компетенция Суда по гражданским делам ЕС.

46. Антимонопольная политика Европейского Союза.
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.
Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.
Проведение либерализации рыночных отношений осуществляется за счет создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате:
1. отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений;
2. улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
3. содействия диверсификации производства;
4. поддержки малого бизнеса и венчурных фирм;
5. оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов.
Важно иметь в виду, что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители, которые стремятся защитить себя от законов конкуренции.
Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Сообщества, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка. Необходимость поддержания «конкурентной среды» в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция &

47. Характеристика Европейского центрального банка.
Европейский Центральный Банк был создан в 1998 г. ЕЦБ входит в ЕСЦБ и осуществляет управление ею при помощи своих руководящих органов. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
Главные функции банка: 1. выработка и осуществление валютной политики зоны евро 2.содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими 3.эмиссия банкнот евро 4.установление основных процентных ставок 5.поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов. Все эти акты делятся на три группы:1.акты, имеющие юридическую силу только внутри ЕСЦБ (основные ориентиры, указания и внутренние решения) 2.документы рекомендательного характера 3.нормативные акты всеобщего применения, накладывающие права и обязанности на третьих лиц (регламенты и решения).
Руководящими органами ЕЦБ являются: Исполнительный комитет, Управляющий совет Общий совет
Высшим органом Европейского Центрального банка является Управляющий Совет, который может принимать юридически обязательные решения и который состоит не только из высших должностных лиц собственно ЕЦБ, но и из управляющих центральными банками государств-членов. Управляющий совет является консультативным, а не правотворческим органом. состоит из: членов Исполнительного комитета ЕЦБ; управляющих центральных банков государств-членов
Полномочия Управляющего совета ЕЦБ 1.принимает решения, необходимые для выполнения задач ЕСЦБ и определяет основные ориентиры для осуществления таких решений 2.имеет право принимать решения и в отношении конкретных центральных банков государств-членов 3.обладает исключительным правом принимать регламенты ЕЦБ и ориентиры ЕЦБ; может принимать решения и рекомендации 4.может делегировать свои полномочия Исполнительному комитету
Исполнительный комитет состоит из: Президента ЕЦБ, вице-президента ЕЦБ, четырех других членов
Все члены Исполнительного комитета назначаются единогласным решением Европейского Совета по рекомендации Совета ЕС. До принятия такого решения Европейский Совет должен провести консультации по этому вопросу с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ.
Полномочия Исполнительного комитета: осуществляет валютную политику, ответственен за текущие дела ЕЦБ, имеет право с этой целью принимать решения, а также указания
Решения Общего совета принимаются простым большинством голосов. При этом необходимо наличие кворума в составе двух третей его членов. Компетенция Общего совета сводится к консультативным функциям. Его основным назначением является связь между руководящими органами ЕЦБ и государствами-членами с изъятиями, необходимая для того, чтобы ЕЦБ мог учитывать мнение последних при принятии решений, которые будут иметь правовые последствия и для государств-членов с изъятиями. К ним относятся такие вопросы как порядок сбора статистической информации и порядок предоставления ежегодной отчетности центральными банками всех государств-членов ЕС.

48. Консультативные органы ЕС (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов).
Наиболее важные-Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). У Союза имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости).
ЭСК - орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп ЕС, выносящий консультативные заключения по законопроектам ЕС, по актуальным вопросам общественной жизни. Во многих областях о ЕС предусматривает обязательную консультацию с ЭСК (аграрная, социальная политика). Правовые акты м.б. изданы "после консультации" с Комитетом(консультац.-1 мес.).
Члены комитета избир.на 4 года Советом. Внутри Комитета они объединяются в группы: группа I "Наемные работники", группа II "Работодатели" и группа III "Прочие виды деятельности" (представители ремесленников, ассоциаций потребителей и т. п.).
Представитель каждой из групп избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других - вице-председателями.В структуре образованы специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.).
Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов.

49. Международная защита и обеспечение прав человека по Европейскому праву.

50. Правовая охрана компьютерных программ.
Уже несколько десятилетий компьютерные программы являются объектами коммерческой торговли. Рынок программного обеспечения является одним из самых прибыльных и наиболее интенсивно развивающимся в экономике большинства стран мира (в некоторых государствах доля этой отрасли общественного производства превышает 5% от внутреннего валового продукта). Этому в значительной степени способствует доступность компьютеров, с помощью которых и создаются компьютерные программы.
По мере формирования рынка программ и одновременного возникновения такого явления, как пиратское копирование программ, возникла острая необходимость обеспечения их эффективной правовой охраны, что привело к закреплению в международном праве и национальном законодательстве государств норм, регулирующих отношения по использованию и охране компьютерных программ. Так же, как и доходы от продажи программного обеспечения, убытки от его нелегального распространения исчисляются астрономическими суммами. Эта проблема стала более актуальной в последние годы в связи с появившейся возможностью передачи значительных объёмов информации за короткий промежуток времени посредством сети Интернет.
Охрана компьютерных программ авторским правом является наиболее простой и достаточно эффективной формой. По сравнению с другим возможным вариантом — патентной охраной, — авторско-правовая охрана является более оперативной, дешёвой и демократичной. При этом не требуется долгой процедуры экспертизы программы на мировую новизну, за время которой компьютерная программа может морально устареть и оказаться невостребованной на рынке. Именно поэтому авторско-правовой метод охраны компьютерных программ получил преимущественное признание. Одним из наиболее ощутимых и значимых преимуществ охраны компьютерных программ и баз данных авторским правом является то, что авторское право на произведения науки, литературы, искусства возникает в силу факта их создания; для предоставления охраны достаточно того, что компьютерная программа является результатом творчества и существует в какой-либо объективной форме.
Каких-либо специальных правил, определяющих особенности авторско-правовой охраны компьютерных программ, законодательство зарубежных государств, как правило, не содержит. Так, законодательство об авторском праве большинства стран мира содержит норму о том, что авторское право не распространяется на системы, методы функционирования, концепции, принципы и т. п. Показательным является решение американского суда по иску компании Lotus к компании Borland, в котором суд пришел к выводу о том, что «… иерархия команд в меню программы, хоть и может иметь некое объективное выражение, является в то же время операционным методом и поэтому должна быть исключена из объёма авторско-правовой охраны».
Авторское право защищает компьютерную программу от незаконного копирования и распространения, а независимое создание программы, выполняющей те же функциональные действия, не является нарушением авторского права на ранее существовавшую программу даже в том случае, если разработчик второй программы позаимствует принципы, положенные в основу первой программы.
Заслуживает внимания европейская практика авторско-правовой охраны компьютерных программ и, прежде всего, принятая 14 мая 1991 г. директива ЕС91/250/ЕЭС «О правовой охране компьютерных программ». В соответствии с положениями директивы объектами охраны являются программы для ЭВМ, выраженные в любой форме (понятие «программа для ЭВМ» включает также вспомогательные материалы разработки). В соответствии с общей концепцией авторского права охраняется только форма выражения программы для ЭВМ, а идеи и принципы, лежащие в основе любого элемента программы, в том числе и в основе интерфейсов, не охраняются авторским правом.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Директивы программа для ЭВМ подлежит охране, если она оригинальна в том смысле, что является результатом собственной интеллектуальной деятельности её автора. Никакие иные критерии не должны применяться для определения её охраноспособности.
Основные положения директивы:
• во-первых, в директиве устанавливаются единообразные правила в отношении авторства на программы и принадлежности имущественных авторских прав. Автором компьютерной программы является физическое лицо или группа физических лиц, которые создали программу, или, если это допускается законодательством государства-члена, юридическое лицо, указанное в соответствии с данным законодательством в качестве правообладателя (п. 1 ст. 2 директивы). В отношении компьютерных программ, созданных совместно группой физических лиц, исключительные права принадлежат им совместно. Однако, если компьютерная программа создана работающим по найму в ходе исполнения своих служебных обязанностей или при выполнении указаний, данных его работодателем, исключительно работодатель управомочен осуществлять все имущественные права в отношении созданной таким путём программы, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 2 директивы);
• во-вторых, в директиве уточняется содержание исключительного авторского права в отношении компьютерной программы. В частности, в соответствии со ст. 4 директивы за правообладателем признается право осуществлять или разрешать осуществлять:
o постоянное или временное воспроизведение компьютерной программы любыми средствами и в любой форме, в части или в целом (в той мере, в какой загрузка, демонстрирование, оперирование, передача или хранение компьютерной программы являются необходимыми для её воспроизведения, подобные действия нуждаются в разрешении автора);
o перевод, адаптацию, упорядочивание или любое другое изменение в компьютерной программе и воспроизведение их результатов, без ущерба к правам лица, изменяющего программу;
o любую форму публичного распространения, включая передачу в пользование оригинальной компьютерной программы или её копий (при этом первая продажа в сообществе правообладателем или с его согласия копии программы влечёт за собой прекращение права распространения внутри сообщества данной копии, кроме права контролировать последующие передачи в пользование программы или её копии);
• в-третьих, директива перечисляет допускаемые ограничения прав обладателя авторского права на компьютерную программу. К таким случаям в соответствии со стст. 5 и 6 директивы относятся возможность адаптации программы правомерным пользователем, создание им резервной копии программы, а также при определённых условиях — декомпилирование программы.
Согласно статье 9 директивы, её положения не затрагивают любые другие правовые нормы, в том числе относящиеся к патентным правам, товарным знакам, несправедливой конкуренции, коммерческой тайне, охране полупроводниковой продукции или договорному праву.
Целью законодательства Европейского союза является устранение расхождений в национальном праве. Несмотря на это, определенные различия в законодательстве об охране компьютерных программ данных стран всё же имеются.
Например, срок охраны компьютерных программ является различным, что связано в первую очередь с тем, что, в отличие от других произведений литературы и искусства программы, для ЭВМ очень быстро морально устаревают. Во Франции срок охраны указанных объектов составляет 25 лет с момента их создания, в Германии и Австрии — 70 лет, в Испании — 80 лет.

51. Роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в праве Европейского Союза.
52. Европейский суд по правам человека.

53. Понятие, цели и задачи европейского права конкуренции.
Проблемы правового регулирования конкуренции всегда занимали особое место в системе права Европейского Сообщества. К числу основных целей (задач) этой отрасли права ЕС относятся : достижение экономической эффективности (благосостояния потребителя при оптимальном распределении ресурсов), что возможно, согласно современным экономическим теориям, только при условии существования системы свободной конкуренции; защита прав потребителей и малых предприятий от крупных экономических объединений, как то в форме предприятий монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий (соглашения об объединении); содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц.
Запрещаются как несовместимые с целями и задачами общего рынка любые соглашения между предприятиями, способных повлиять на торговлю между государствами-участниками и имеющими в качестве своей цели предотвращение, ограничение или препятствие конкуренции в пределах общего рынка, в частности те, которые: а) прямо или косвенно устанавливают покупные или продажные цены или иные торговые условия; б) ограничивают или контролируют производство, рынок (продажи), техническое развитие или инвестиции; в) осуществляют раздел рынка или источников обеспечения; г) применяют неравные условия к единым сделкам с иными участниками торговли, ставя их в дискриминационное положение с точки зрения конкуренции; д) порождают дополнительные обязательства, которые по своей природе или в соответствии с коммерческим предназначением не имеют никакой связи с предметом таких соглашений.
Основным субъектом права конкуренции ЕС является предприятие- экономическая общность, состоящая из совокупности человеческих, материальных и нематериальных ресурсов, способная нарушить законодательство о конкуренции ЕС.
Так, субъектами права конкуренции Суд Европейских сообществ в различных делах признавал государственные бюро занятости, пенсионные фонды, некоммерческие по своему статусу кооперативы, сертифицирующие органы и др.
Конкурентное право ЕС представляет собой совокупность норм, запрещающих атиконкурентные соглашения между предприятиями и злоупотребление предприятиями их доминирующим положением.

54. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения.
Европейское кооперативное общество (далее — ЕКО) является субъектом частного права и наделяется статусом юридического лица с момента регистрации в одном из государств - членов ЕС.
Законодательство Европейского Союза о ЕКО, принятое в 2003 г., включает в себя два нормативных акта: Статут ЕКО (в форме регламента ЕС) и директиву, дополняющую Статут правилами по вопросам участия работников в управлении. По остальным вопросам к европейскому кооперативному обществу, подобно ЕАО, подлежат применению нормы законодательства государства-члена, где учреждено ЕКО, и правила его собственного устава.
Капитал ЕКО складывается из средств, вносимых участниками, поделен на акции (если иное не предусмотрено уставом ЕКО), а ответственность участников ограничивается размерами их вклада.
С учетом особенностей кооперативной организационно-правовой формы Статут ЕКО устанавливает более низкий, чем в ЕАО, минимальный размер уставного капитала (30 тыс. евро) и несколько иные способы создания:
1. учреждение как минимум пятью физическими лицами, проживающими в двух и более разных государствах-членах:
2. учреждение как минимум пятью физическими и юридическими лицами, проживающими или зарегистрированными в двух и разных государствах-членах;
3. учреждение юридическими лицами из двух и более разных государств-членов;
4. слияние кооперативов из двух и более разных государств-членов
5. преобразование национального кооператива государства-членов располагающего на протяжении не менее двух лет учреждением дочерним предприятием в другом государстве-члене.
Участник ЕКО может спокойно покинуть его, при этом ему будет компенсирован его вклад в уставный капитал, но доля прибыли общества ему выплачена не будет. Что же касается кооперативной природы ЕКО, то она выражается в том, что один участник обладает правом лишь одного голоса при принятии решений на общем собрании. Если участник — юридическое лицо, о устав может предусмотреть возможность множественного голосования, но при условии что один участник не сосредоточит в своих руках более 10% всех голосов.

55. Единая валюта Европейского Союза (евро) как элемент ЭВС.
С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить семь этапов интеграции входящих в него государств:
1 этап (1947—1957) — начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платёжного союза;
2 этап (1957—1974) — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), «план Вернера»;
3 этап (1974—1985) — ввод первой европейской расчетной единицы — ЕРЕ (European unit of account — EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit — ECU);
4 этап (1985—1992) — разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка»;
5 этап (1992—1999) — подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро.
6 этап (1999—2001) — введение евро в безналичный оборот;
7 этап (с 2002 г. по настоящее время) — введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран.
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьёзный удар по международной валютной системе. В середине ХХ в. впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который ещё в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платёжный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. В то же время первые реальные предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала шесть стран — ФРГ, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты.
В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимость взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться.
В апреле 1975 г. была введена европейская расчётная единица — ЕРЕ (European unit of account — EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих её европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчётах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.
В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979 г. появилась европейская валютная единица «экю» (European currency unit — ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.
В феврале 1988 г. министр иностранных дел ФРГ г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашним председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора&r



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии