БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Музыкальное образование » Музыкальная форма. Принципы формообразования

Музыкальная форма. Принципы формообразования

1) Понятие муз.формы. Основные принципы формообразования.
2) Основные элементы муз.формы.
3) Классификация муз.формы.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1)Под МФ понимается тип композиции. Среди МФ различают гомофонные и полифонические формы.
- период – наименьшая форма, выражающая относительно законченную муз.мысль, завершенную в первоначальной или другой тональности. Основные части периода называются предложениями, которые в свою очередь делятся на фразы, а те на мотивы. Период может представлять собой самостоятельную форму, а так же может быть составляющей частью более крупных форм.
- простая двухчастная форма.
Эта Ф. состоящая из 2-х периодов, единство которых является обязательным условием. С тематической стороны единство достигается путем повторения чаще всего в конце 2-й части материала из первой, а так же посредством общей однотипности рисунка обеих частей и наличием главной тональности. В музыке 2-хчасная форма применима для небольших самостоятельных произведений ( прелюдия, пьеса программного характера, песни, романс.
- простая трехчастная форма.
Это тонально замкнутая форма, первая часть которой представляет собой период, третья часть является репризой первой, а средняя часть представлена либо периодом, либо рядом построений разработочного характера. В музыке простая 3-хчастная форма широко распространена в ноктюрнах, романсах, в сонатной форме (в качестве средней части).
- сложная 3-хчастная форма.
Эта Ф., крайние части которой представляют простую 2-хчастную или 3-хчастную форму, средняя часть контрастна крайним. Сложная 3-хчастная форма применяется как для отдельных произведений, так и для частей сонатно-симфонического цикла.
- вариационная форма.
Ф., состоящая из первоначально изложенной темы и нескольких ее построений в измененном виде (вариации).
Различают следующие методы варьирования:
-мелодический
-гармонический
- фактурный.
В вариационной Ф. пишутся и самостоятельные произведения, и части более сложных.
-Рондо. Это Ф, в которой одна и та же тема проводится не менее 3-х раз, а между ее проведениями помещаются части и нового содержания. Повторяющаяся тема называется РЕФРЕНА, а части расположенные между проведением рефрена называются ЭПИЗОДАМИ. Как правило, эпизоды тематически и гармонически контрастны, а так же структурно разнообразны. В музыке рондо может быть и самостоятельным произведением, и частью циклического произведения.
- сонатная форма. Основанная на противопоставлении 2-х тем, которые при 1-м изложении контрастируют тематически и тонально. Сонатная Ф. применяется чрезвычайно широко. В большинство в сонатной форме написаны 1-е части и финалы сонат, симфоний, концертов, увертюры, оперы и драматические спектакли.
- циклическая форма. Муз.Ф., состоящая из 2-х или более связанных общим замыслом частей, каждая из которых самостоятельна по строению. Примеры Ц.Ф.: старинная сюита, состоящая из последовательного ряда танцев; песенные циклы в творчестве Шуберта, Шумана.
- Полифонические формы.
Имитация, канон, фуга – полифонические формы, начинающиеся поступенным вступлением голосов с имитационным изложением темы.
Композиционными элементами фуги являются тема, ответ (проведение темы в другом голосе доминантовой тональности, противосложение, интермедия (построения между проведением темы). Разделы фуги: экспозиционный, развивающий, завершающий.
Принципы построения муз.формы: контраст, повторение.

2) Основные элементы М.Ф.:
- муз.период – один из элементов М.Ф., небольшое построение, в котором выражена законченная муз. Мысль. Период чаще всего состоит из 2-х предложений, нередко оба предложения начинаются сходно, но завершаются различными кадансами. Периоды, как правило, состоят из 8 или 16 тактов. Многие мелкие пьесы представляют собой 1 период н, но обычно муз.произведения состоят из ряда муз.периодов.
- муз.предложение – один из элементов М.Ф., наименьшая часть мелодии, завершающаяся каким-либо кадансом. Обычно предложение состоит из 2-х фраз. Объем предложения от 2-4 до 8 тактов.
- муз.фраза – один из элементов М.Ф., часть мелодии, в которой выражена более или менее законченная музыкальная мысль. Обычно раза бывает составлена из 2-х мотивов. Наименьших звеньев мелодии, не обладающих законченным муз.содержанием. Объем фразы от 2-х до 4-х тактов.
- мотив – мельчайший элемент М.Ф., любая наименьшая часть мелодии, которая обладает ясным определенным муз.содержанием. Обычно мотив составляет 1-2 такта и группируется вокруг сильной доли. Отдельные мотивы определяют характер мелодии в целом.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии