Денежные поступления предприятия

Автор: Maxvel 2-03-2015, 19:13

1. Сущность и структура денежных поступлений.
2.Выручка от реализации продукции, работ услуг: ее планирование и использование.
3.Сущность и формы финансовых результатов.
4. Планирование и распределение прибыли.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Сущность и структура денежных поступлений.
Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки.
Доход предприятия образуют поступившие за определенный период времени денежные средства или иное имущество, увеличивающее его активы. Доход классифицируется на доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные и внереализационные доходы.
Доходом по видам деятельности предприятия является:
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других видов деятельности, указанных в уставе.
Сумма выручки определяется в соответствии с принятой предприятием учетной политикой на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством. В противном случае полученные в оплату предприятием денежные средства и иные активы рассматриваются как внереализационные доходы.
Доходом предприятия считается не вся выручка от реализации, а только ее часть, за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное ее поступление приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерю прибыли предприятия, но и перебои в работе, остановку производства на смежных предприятиях.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Каждая часть имеет свое направление использования.
Первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т. е. себестоимость выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический, чрезвычайный), а также сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.
Вторая часть выручки - прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды предприятия, обеспечивает решение его экономических, технических социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, иные налоги и обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет).
На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:
— в сфере производства - объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
— в сфере обращения - ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
— не зависящие от деятельности предприятия - нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
2. Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности предприятия, не связанные с производством, например доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов:
— доходы от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия в соответствии с законодательством (когда это не является предметом деятельности);
— доходы от участия в уставных фондах других организаций, а также доходы по ценным бумагам;
— проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке.
3. К внереализационным доходам относятся доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия, в том числе чрезвычайные доходы: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные, присужденные судом или признанные организацией-должником, начисленные в момент их признания или получения:
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные организацией к уплате;
— стоимость безвозмездно полученных активов: основных средств и других амортизационных активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования;
— стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;
— прибыль или убыток прошлых лет;
— суммы недостач, потерь и порчи активов в соответствии с законодательством;
— положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
— сумма дооценки активов;
— другие.

2.Выручка от реализации продукции, работ услуг: ее планирование и использование.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется по формуле
В = Он.г. + ТП - Ок.г.
— В - планируемая сумма выручки от реализации продукции;
— Он.г. - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого года;
— ТП - выпуск товарной продукции, в планируемом году;
— О к.г. - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все элементы формулы расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции на конец периода - в ценах планируемого периода.
Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Товарная продукция (ТП) - предназначенная для реализации продукция в денежном выражении. Включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав ТП входят также работы и услуги промышленного характера на сторону; продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия.
Объем ТП может быть исчислен по формуле:
ТП = С г.п. + Сп.ф. + Ср.п. + Сп.с.
— С г.п - стоимость готовой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной к реализации;
— Сп.Ф - стоимость полуфабрикатов основного производства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству;
— Ср.п - стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации;
— Сдс - стоимость переработки сырья (материалов) заказчика.
В момент планирования точные данные об остатках нереализованной продукции на начало планируемого периода могут отсутствовать. Поэтому в расчет может приниматься ожидаемая величина остатков нереализованной продукции. Стоиvость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска в планируемых ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном - по данным соответствующего квартала.
Увеличению объема реализации способствуют следующие меры:
• мотивированность каждого решения, его соответствие основной цели и ожидаемому результату;
• повышение материальной заинтересованности как непосредственных исполнителей намечаемых мероприятий, так и потребителей производимой продукции;
• расширение сегментов рынка и ассортимента предлагаемых товаров и услуг;
• обоснованность выбора цен на отдельные виды продукции;
• оценка результативности каждого варианта решений исходя из конечных финансовых результатов планируемых трансакций.

3.Сущность и формы финансовых результатов.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в прибыли или убытке.
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет увеличение потенциальных возможностей предприятия, степень его деловой активности.
Внешние факторы — это общие условия хозяйствования предприятия в конкретном периоде.
К важнейшим из них можно отнести следующие:
 общую экономическую ситуацию в стране, отражающуюся на конъюнктуре рынка, спросе и предложении;
 уровень инфляции;
 условия кредитования, налогообложения и т.д.
Внутренние факторы охватывают конкретные условия, связанные с организацией производства, реализацией продукции, ценообразованием, методами управления различными участками деятельности субъекта хозяйствования.
Решающие среди них можно условно разделить на три группы:
 оказывающие влияние на рост (уменьшение) поступлений от реализации продукции;
 определяющие уровень затрат;
 воздействующие на уровень рентабельности реализованной продукции.
Все факторы тесно связаны между собой, хотя их положительное воздействие на финансовые результаты проявляется различными способами. Так, например, для роста поступлений от реализации продукции недостаточно увеличить выпуск высококачественных товаров, необходимо расширить дистрибьюторские каналы, обеспечить эффективность рекламы, кредитной политики и политики ценообразования, чтобы повысить спрос на продукцию.

4. Планирование и распределение прибыли.
Традиционно применяют метод прямого счета или аналитический. Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятельности.
1. Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию.
При этом используют формулу:
П = В – А – НДС – Ин -З,
— П - прибыль от реализации продукции;
— В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах;
— А - акцизы;
— НДС - налог на добавленную стоимость;
— Ин - иные налоги и обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет;
— З - полная себестоимость реализуемой продукции,
или формулу:
П =Пн.г + Пт - Пк.г,
— Пн.г Пк.г - прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода;
— П-т - прибыль на товарный выпуск продукции.
Прямой счет методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает.
Расчет требует:
а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
б) составления калькуляций по изделиям сравнимой продукции;
в) исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что в свою очередь предполагает разработку сметы производства по ее элементам;
г) установления цен реализации выпускаемой продукции.
Недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли, в плановом периоде.
Аналитические методы находят применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки.
Базой расчета служат затраты на 1 тыс. р. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия.
С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле
П=Т(1000-З): 1000,
— П - прибыль от выпуска товарной продукции;
— Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия;
— З - затраты, р. на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах реа¬лизации.
Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Данный аналитический метод применяют при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов.
Объектом распределения является общая прибыль предприятия.
Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по целевому использованию на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются решением компетентного органа, например общим собранием акционеров.
При распределении прибыли рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1. Прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием.
2. Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов я сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки взносов в бюджет устанавливаются законодательством.
3. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат его дальнейшее развитие, во вторую очередь - на потребление и финансирование других расходов.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия.
Обычно в соответствии с уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Средства каждого фонда имеют строго целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой предприятия и утверждаются компетентным органом. В течение года, в связи с производственной необходимостью, размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться.
Средства фонда накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным развитием предприятия. Это расходы на:
— научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;
— затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий;
— расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним;
— затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы вкладов предприятия в создание уставного капитала других предприятий;
— средства, перечисляемые ассоциациями, концернами, в состав которых входит предприятие.
По фонду потребления предусматриваются следующие виды расходов:
— единовременные поощрения отличившимся работникам за выполнение особо важных производственных заданий;
— оказание единовременной помощи;
— строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов-дотаций на питание в столовых;
— на питание в детском саду, оздоровительном лагере для школьников;
— улучшение культурно-бытового обслуживания работников и другие мероприятия социальной направленности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии