БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы интеллектуальной собственности кср » Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства

Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства

1. Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к категории исключительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искусства, его наследнику или иному правопреемнику принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий. 
В конце 19 в. Сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы и назначения: моральные (в отечественной литературе – личные неимущественные), выражающие интересы создателя произведения как личности, и имущественные, определяемые как исключительное право использовать произведение любым способом. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств, в том числе и Республики Беларусь.
Ст. 15 закона от 11 августа 1998 г. К числу личных неимущественных прав автора относит право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование.
Имущественные права автора ст. 16 того же закона определены как исключительные права осуществлять или разрешать осуществлять действия, перечисленные в этой статье.
2. Личные неимущественные права автора.
2.1. Право авторства. Право авторства заключается в обеспеченной законом возможности лица считаться автором созданного им произведения и требовать признания этого факта другими лицами.
Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских правомочий. И это не случайно, ибо все остальные права, как неимущественные, так и имущественные предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения.
Авторство всегда индивидуально, поэтому право авторства может принадлежать только физическому лицу. Это право не передается ни по договору, ни по завещанию, ни по какому-либо иному основанию, и сохраняется за автором даже в том случае, когда автор не приобретает или лишается (полностью или частично) права распоряжаться созданным произведением. Право авторства возникает с момента придания произведению объективной формы и существует независимо от того, было ли оно использовано или даже обнародовано или нет. От этого права нельзя отказаться.
Нарушение права авторства может осуществляться в виде опубликования под своим именем чужого произведения (плагиата) или заимствования чужого произведения в целом или в части для создания нового объекта. Плагиат – уголовно наказуемое деяние (ст. 201 УК). Что касается неправомерного заимствования, то оно влечет гражданско-правовую ответственность.
2.2. Право на имя. Сущность права на имя заключается в праве автора избрать способ указания своего имени при использовании произведения. Согласно п. 1 ст. 15 закона от 11 августа 1998 г. Автор может использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно.
Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторами произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них.
В некоторых случаях право на выбор авторского имени может ограничиваться. Так, автор не вправе использовать произведение под псевдонимом, если такое использование будет вводить в заблуждение общественность, например, при выборе псевдонима, совпадающего с подлинным именем или псевдонимом другого автора. Автор не вправе использовать в качестве псевдонима слова и выражения, носящие оскорбительный характер или нарушающие морально-этические нормы.
Право авторства и право на авторское имя принадлежат только автору. После его смерти эти права прекращаются, но признаются и охраняются в общественных интересах.
Нарушением права на имя является внесение каких-либо изменений автором (соавторами) в способ обозначения его (их) имени или псевдонима, а также раскрытие псевдонима автора без его согласия. Право на имя будет нарушаться при использовании произведения или его части без указания имени его создателя.
2.3. Право на защиту репутации автора. Право на защиту репутации автора в ранее действовавшем законодательстве именовалось правом на неприкосновенность произведения.
В п. 1 ст. 15 закона от 11 августа 1998 г. Определено право автора на защиту созданного им произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право проявляется в запрете вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, включая его название, снабжать его иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями, любыми пояснениями без согласия автора.
Анализируя содержание этого права, в литературе справедливо указывали, что в законодательстве об авторском праве право на неприкосновенность произведения выражается не в качестве активного правомочия автора, а как запрет, относящийся к издательствам, зрелищным предприятиям и т.д. . Вместе с тем право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке, т.е. определить тот вид, в котором произведение доводится до неопределенного круга лиц.
2.4. Право на обнародование. «Обнародование» – новый термин в законодательстве Республики Беларусь. В Гражданском Кодексе 1964 г. Ему соответствовал термин «опубликование (выпуск в свет)». Понятием обнародования охватываются все осуществляемые с согласия автора действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом (ч. 12 ст. 4 закона от 11 августа 1998 г.).
Сущность права на обнародование заключается в обеспеченной законом возможности автора публично огласить свое произведение. Только автор вправе определить, готово ли созданное им произведение к сообщению публике, только он вправе избрать место, время и способ такого сообщения. Если произведение является коллективным, разрешение на его обнародование должны дать все соавторы.
Для обнародования не требуется, чтобы произведение было доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением.
В отличие от всех остальных личных неимущественных прав право на обнародование переходит по наследству.
Обнародовать произведение можно только один раз. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим. Если произведение создано, но автор не желает знакомить общество с его содержанием, никто не вправе истребовать это произведение у автора, каким бы значимым не было для общества его использование. (Исключение из этого правила составляют служебные произведения. В силу прямого указания закона (п. 3 ст. 14 закона от 11 августа 1998 г.) автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем). На необнародованное произведение не распространяются ограничения имущественных прав, предусмотренные статьями 18–21 Закона от 11 августа 1998 г., на них не может быть обращено взыскание по долгам его автора.
С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, которое, в случае его реализации, возвращает произведению его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор может возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая имущественную выгоду. Право на отзыв не может быть мущеезовано в отношении произведения, которое было воплощено на материальном носителе и реализовано пользователю по договору купли-продажи. Прямым указанием закона правом на отзыв не обладают авторы служебных произведений (п. 2 ст. 15 Закона от 11 августа 1998 г.).
3. Имущественные права. Согласно ст. 16 закона от 11 августа 1998 г. Автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
– воспроизведение произведения;
– распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;
– прокат оригиналов или экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений;
– импорт экземпляров произведения;
– публичный показ оригинала или экземпляра произведения;
– публичное исполнение произведения;
– передачу произведения в эфир;
– иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
–перевод произведения на другой язык;
– переделку или иную переработку произведения.
Исключительное право на использование принятого архитектурного проекта означает право его автора требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что перечень действий, определенных в п. 1 ст. 16 закона от 11 августа 1998 г., является закрытым. Это значит, что совершение в отношении какого-либо произведения действий, отличных от перечисленных в названной статье, не будет считаться нарушением авторского права.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии