БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. В настоящее время для большинства развитых стран стало характерно превышение расходов над доходами государственного фонда – бюджетный дефицит.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами не только внутри страны, но и за рубежом по поводу формирования дополнительного денежного фонда в руках государства. Данный процесс является сложным и многогранным и требует учета множества факторов, но при этом приносит положительный эффект в экономику государства ввиду возможности финансирования необходимых проектов и программ сверх имеющихся в экономике средств [4, с. 158]. 

Определение роли государственного кредита в системе экономических отношений государства в Республике Беларусь осуществляется с момента создания самостоятельного независимого государства. Совершенствование перспектив развития государственного кредита осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на каждый год, декретами и указами Президента, нормативными актами Национального банка.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является выявление проблем и определение путей развития государственного кредита в условиях Республики Беларусь.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

изучить сущность государственного кредита;

исследовать функции, виды и формы государственного кредита; 

рассмотреть необходимость и анализ развития государственного кредита в Республике Беларусь;

провести анализ состава и структуры государственного долга; 

выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является система государственных заимствований.

В свою очередь предметом исследования – механизм функционирования государственного кредита в Республике Беларусь.

В процессе написания работы были использованы следующие методы: анализ, табличный метод, дедукция, обобщение, наблюдение, сравнение, описание,  метод сочетания логического и исторического,  экономико-математические и экономико-статистические методы и др.

Для проведения исследования использовались данные по государственному кредиту и государственному долгу – за 2012-2014 гг.

Вопросы, посвященные проблеме бюджетного дефицита и поддержания оптимально допустимого размера государственного долга, широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Порядок определения дефицита бюджета регулируется нормативно-правовыми актами Республики. При написании данной работы была использована следующая литература: Бочаров В. В. «Финансы», Белоглазова Г. Н. «Финансы и кредит», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год», Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий: «Банковский вестник», «Белорусский банковский бюллетень» и др. Также был использован материал, опубликованный в Internet.

 

1 Сущность, виды и функции государственного кредита 

 

Частью финансовой системы любой страны являются государственные финансы, которые по экономической сущности представляют собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. Структуру финансовой системы Республики Беларусь наглядно изобразим на рисунке:

 

Рисунок – Структура финансовой системы Республики Беларусь

Примечание – Источник: [16, с. 53, рисунок 5.3]

 

Таким образом, на основании рисунка 1.1 видно, что специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Такие отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг [3, с. 219].

В периоды экономического кризиса,  коренных  изменений    в   хозяйственном механизме,  нарушения  сбалансированности  бюджета государство испытывает острый  недостаток   финансовых   ресурсов. Объем  доходной  части  бюджета   ограничен    уровнем   налогообложения, установленным  действующим  законодательством   с  учетом  общего  состояния экономики и  платежеспособности  субъектов  хозяйствования.   В результате  в  сферу бюджетного  распределения  не  попадают    значительные   объемы   ресурсов, находящихся  в  распоряжении  хозяйствующих  субъектов,  и   личные   доходы граждан.  Между  тем  бюджетная  нагрузка  на  расходы  растет. Главным   способом   получения дополнительных финансовых ресурсов  становится  государственный  кредит [30, с. 228].   

Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

С   помощью   государственного   кредита   государство    мобилизует дополнительные финансовые ресурсы   для  финансирования  общегосударственных расходов   и   выполнения   своих   функций.    Объективная    необходимость использования государственного кредита   объясняется  противоречиями   между растущими потребностями общества с возможностью их  удовлетворения  за  счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет  перераспределяет часть  национального  дохода   станы [15, с. 53].

Государственный кредит – одна из форм  кредитных  отношений,  имеющая следующие признаки кредита: 

наличие  кредитора  и  заемщика  как  юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; 

аккумуляция  свободных  денежных средств населения,  предприятий  и  организаций  на  принципах  возвратности срочности и платности (в исключительных  случаях  допускается  беспроцентный заем  ресурсов);

возможность  использования  государственных кредитных  операций  внутри страны и в международных отношениях [8, с. 79].

Государственный кредит можно рассматривать как с экономической, так и с юридической точки зрения. В первом случае государственный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений по формированию дополнительных ресурсов государства. Во втором случае  предстает как самостоятельных институт финансового права, объединяющий финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях финансирования бюджетных расходов, покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным странам и иным субъектам международного права [1, с. 88].

В современной экономической литературе существует множество трактовок понятия «государственный кредит». Для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений.

Т.Г. Струк определяет государственный кредит как «систему денежных отношений, связанную с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц».

Доктор экономических наук, профессор В.В. Ковалев рассматривает государственный кредит как «совокупность экономических отношений, складывающихся между государством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений».

В.И. Тарасов считает, что государственный кредит можно определить как «совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства» [28, с. 157].

Г.К. Мультан подчеркивает, что государственный кредит есть «совокупность финансовых отношений между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими, а также физическими лицами, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта». 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории Республики Беларусь широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

В переходный период от капитализма к социализму широко применялась товарная форма кредита: хлебный и сахарный займы. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения и ликвидации бюджетного дефицита [6, с. 41].

В зависимости от признака существуют различные классификации государственного кредита. 

По сфере размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). 

В системе современных кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

государственные займы – характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг;

обращение части вкладов населения в государственные займы – осуществляется системой государственных учреждений: банков, касс;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда – характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства;

казначейские ссуды – выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности;

гарантированные займы – правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика [12, с. 380].

Государство может брать займы в международных кредитных учреждениях и банках иных государств.

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

Чрезвычайно большие сроки погашения государственных займов полагаются нецелесообразными, поскольку в данном случае отягощаются последующие поколения граждан данной страны. Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствуют его нормальному функционированию (так как увеличивается общая сумма, подлежащая уплате кредиторам). Однако действует и иная закономерность, чем короче срок государственного займа, тем сложнее систематизировать управление и достижение экономического и социального эффекта от такого займа [26, с. 203].

По видам доходности государственные займы подразделяют на:

процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;

беспроцентные (дисконтные) займы: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается собственнику в момент погашения, составляет доход с ценных бумаг; 

выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов – собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения [11, с. 347].

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три основные функции:

распределительную;

регулирующую;

контрольную [14, с. 28].

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита означает, что вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. 

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. В то же время она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [17, с. 240].

Анализируя изложенное, можно отметить, что государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством и физическими и юридическими лицами, на условиях возвратности, платности, срочности в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ, сверх имеющихся в экономике средств. Сущность этой формы общественных финансов определяется содержанием категории «кредит». Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право им пользования. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. В зависимости от классификационного признака существуют различные виды и формы государственного кредита. Рассмотрев функции кредита, можно отметить, что каждая из них имеет свое положительное воздействие на экономику государства. Распределительная функция государственного кредита помогает налоговому бремени более равномерно распределиться во времени. Размещая займы среди различных групп инвесторов государство регулирует денежное обращение через регулирующую функцию. Через контрольную функцию государство осуществляет контроль целевого использования средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

 

2 Особенности развития государственного кредита в Республике Беларусь

  

2.1 Необходимость и анализ развития государственного кредита в Республике Беларусь

 

 Кредитные отношения представляют собой сложный процесс, требующий тщательного анализа и детальной разработки. Поэтому на пути развития государственный кредит сталкивается с множеством проблем, требующих незамедлительного разрешения. Несмотря на это государственный кредит обладает множеством преимуществ, что выделяет его среди других источников финансирования государственного бюджета.

Начало формирования внешнего долга Республики Беларусь приходится на конец 1992 г., когда были заключены первые кредитные соглашения между Республикой Беларусь как суверенным заемщиком и Комиссией Европейских сообществ по поставкам товаров, относящихся к критическому импорту [18, с. 28]. 

Первый кредит Комиссии Европейских сообществ, выделенный в 1992-1993 гг., был предназначен для финансирования импорта в Республику Беларусь сельскохозяйственных, продовольственных и медицинских товаров, производимых в Европейском союзе и странах Центральной и Восточной Европы. Доля займа для кредитования импорта товаров, произведенных в Европейском Сообществе, должна была превышать 50%. В результате Республика Беларусь получила 467,5 тыс. т зерна, 48,7 тыс. т сахара, 7,2 тыс. т детского питания, 34,9 тыс. т растительного масла, а также медикаменты на 24,1 млн. ЭКЮ. Второй кредит Комиссии Европейских сообществ использован Национальным банком Республики Беларусь для поддержания платежного баланса [10, с. 131].

В дальнейшем Республика Беларусь прибегала к кредитным средствам Российской Федерации, Китайской Народной Республики, международных финансово-кредитных организаций: таких, как Международный валютный фонд, Международный банк Реконструкции и развития и др.

Основными кредиторами Беларуси в последние несколько лет являются Международный валютный фонд, Россия, Венесуэла, Международный банк реконструкции и развития, Евразийское экономическое сообщество. Данные о фактическом поступлении кредитных ресурсов в Республику Беларусь в разрезе кредиторов за 2013-2014 гг. представим в таблице 2.1:

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Фактическое поступление кредитных ресурсов Республики Беларусь в разрезе кредиторов 

Кредитор2013 год2014 годИзменение (+/-)

Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %

Правительство и банки России875,636,04526,987,0+3651,3+51,0

Банки Китайской Народной Республики533,322,0626,312,0+93,0-10,0

Международный банк реконструкции и развития140,75,847,30,9-93,4-4,9

Европейский банк реконструкции и развития--0,30,1+0,3-

АКФ ЕврАзЭС880,036,2---880,0-

ИТОГО:2429,6100,05200,8100,0+2771,2-

Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [9, с. 1]

 

На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что основными кредиторами Республики Беларусь в 2013-2014 гг. были правительство и банки Российской Федерации, АКФ Евразийского экономического сообщества и банки Китая. В 2013 году Правительством и банками России было выделено 875,6 миллионов долларов США, в 2014 г. – 4526,9 миллионов долларов США. В 2013 году Беларуси было выделено 880 миллионов долларов из кредитного фонда ЕврАзЭС. Таким образом, в 2014 г. по сравнению с 2013 годом произошло увеличение выделенных кредитных средств на 2771,2 миллионов долларов США, в том числе увеличился удельный вес кредитных средств, представленных Правительством и банками России, на 51 %.

Сумма внешнего государственного долга ежегодно меняется не только из-за привлечения новых кредитов, но и уменьшается путем погашения долгов кредиторам. Состав и структуру погашения внешнего государственного долга Республикой Беларусь в 2013-2014 гг. представим в таблице 2.2:

 

Таблица 2.2 – Состав и структура погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь в разрезе кредиторов 

Кредитор2013 год2014 годИзменение (+/-)

Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %Сумма, млн. долларов СШАУдельный вес, %

Правительство и банки России150,07,52727,559,8+2577,5+52,3

 

Продолжение Таблицы 2.2

Банки Китайской Народной Республики87,24,4182,34,0+95,1-0,4

Международный банк реконструкции и развития--14,10,3

 

+14,1-

АКФ ЕврАзЭС--264,85,8+264,8-

Банк экономического и социального развития Венесуэлы99,55,0107,12,3+7,6-2,7

«стэнд-бай» МВФ1646,983,01263,327,7-383,6-55,3

Прочие кредиторы12,20,13,90,1-8,3-

ИТОГО:1995,8100,04563,0100,02567,2-

Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [9, с. 1]

 

Таким образом, на основании данных таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что сумма погашений по кредитам Республики Беларусь в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 2567,2 миллионов долларов США, что связано с ежегодным ростом кредиторской задолженности, получением новых кредитов, необходимостью погашать не только основной долг, но и проценты. Основной удельный вес в общем объеме погашений в 2013 году занимают погашения по кредитной линии «стэнд-бай» Международному валютному фонду и Правительству и банкам России в 2014 году – 83 % и 59,8 % соответственно. 

Рассмотрим более подробно сотрудничество Республики Беларусь с международными кредитными организациями:

1) Международный валютный фонд (МВФ) – его деятельность в Республике Беларусь определена по трем основным направлениям, важнейшим из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Республики Беларусь при подготовке программ экономической политики с акцентом на следующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политики, обменный курс и торговая политика.

С 1992 года по 2008 год Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ:

по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США; по механизму «стенд-бай» – 77,4 млн. долларов США.

Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ [13, с. 35].

В 2008 году был заключен кредитный договор «стенд-бай». Полная и своевременная реализация Республикой Беларусь предусмотренных данной программой мер и мероприятий позволила обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере.

Реализации программы, завершившейся в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать полномасштабного кризиса платежного баланса, а также предотвратить глубокую рецессию и сохранить низкий уровень безработицы.

В феврале 2009 г. – январе 2014 г. Беларусь осуществила платежи по погашению и обслуживанию кредита Международного валютного фонда на общую сумму 2,583 млрд. долларов США. В результате остаток задолженности по основному долгу кредита снизился с 3,484 млрд. долларов США на 1 января 2012 г. до 1,185 млрд. долларов США на 4 марта 2014 г. (с учетом колебаний обменного курса СДР к доллару США).

Планировалось, что до конца 2014 года Беларусь выплатит Международному фонду еще около 1,106 млрд. долларов США В результате в 2015 году Беларуси придется заплатить проценты и основной долг в размере 0,69 млн. долларов и 84,64 млн. долларов соответственно (Приложение А)

2) Международный банк реконструкции и развития – большая часть кредитных ресурсов направляется на инвестиционные проекты. Сотрудничество с Республикой Беларусь началось в 1992 году и длится по настоящее время. Размер кредитной линии Всемирного банка для Беларуси по состоянию на 31 января 2014 г. составляет 955,306 млн. долларов США, в том числе выделенные кредиты – 743,969 млн. долларов США, нераспределенные средства (невыбранный остаток) – 199,124 млн. долларов США. Остаток задолженности Беларуси по кредитам Всемирного банка по состоянию на 31 января 2014 г. составляет 565,292 млн. долл. США (Приложение Б). Можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране [25, с. 112].

3) Европейский банк реконструкции и развития – ведет активную кредитно-инвестиционную политику на территории республики. В период с 2003 по 2006 гг. Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация предоставляли кредитные ресурсы, которые послужили основным источником финансирования малого и среднего бизнеса Республики Беларусь (более 9 тыс. предприятий), а также ипотечного кредитования физических лиц граждан Республики Беларусь. Основными преимуществами данных кредитов являются крупные суммы и относительно низкие процентные ставки. 

Европейский банк реконструкции и развития по состоянию на 31 декабря 2013 г. профинансировал в Беларуси 61 инвестиционный проект на общую сумму 1,293 млрд. долларов США. Остаток задолженности резидентов Беларуси по основному долгу кредитов ЕБРР по состоянию на 31 декабря 2013 г. составляет 610 млн. евро.

Правительство Беларуси исправно выплачивает купонные доходы держателям суверенных еврооблигаций. 31 января текущего года выплатила седьмой купонный доход по первому выпуску евробондов в размере 43,75 млн. долларов США. В 2011-2014 гг. Беларусь выплатила инвесторам купонные доходы по двум выпускам еврооблигаций на общую сумму 521,05 млн. долларов США.

В настоящее время в обращении находится два выпуска суверенных евробондов: с погашением 3 августа 2015 г. в размере 1 млрд. долларов США (ставка купона составляет 8,75%) и с погашением 26 января 2018 г. на сумму 800 млн. долларов США (8,95%).

Дальнейшее развитие отношений с Международным валютным фондом, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития Республики Беларусь увязывается с началом процесса реальных реформ в экономике республики. На данный момент эти организации преследуют такие основные цели, согласованные с правительством, выдвигая их в качестве условий для получения республикой кредитов:

разгосударствление (приватизация), демонополизация;

либерализация валютного курса;

реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);

сокращение объемов кредитования жилищного строительства;

законодательное закрепление независимости Национального банка от Правительства и Администрации Президента;

реформирование сельского хозяйства [24, с. 79].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что для Республики Беларусь характерны в основном межправительственные, синдицированные кредиты, кредиты под гарантию правительства и международных финансовых организаций, а также развивается проектное финансирование. Многие виды международного кредита в Республике Беларусь используются не в полной мере из-за недостаточного развития нормативной базы, банковской системы и экономики в целом.

 

 

 

2.2 Анализ состава и структуры государственного долга

 

На практике государственный кредит реализуется посредством государственных займов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2015 года) [7, с. 31]. 

Размер внешнего и внутреннего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Состав и структуру государственного долга Республики Беларусь за период 2012-2014 гг. представим в таблице 2.3:

 

Таблица 2.3 – Состав и структура государственного долга Республики Беларусь

ПоказательНа 01.01.2013 г.На 01.01.2014 г.На 01.01.2015 г.Изменение (+/-)

СуммаУдельный вес, %СуммаУдельный вес, %СуммаУдельный вес, %СуммаУдельный вес, %

Государственный долг, трлн. рублей128,8100,0154,0100,0197,5100,0+ 68,7-

Внутренний государственный долг, трлн. рублей25,820,035,723,2

 

48,424,5+ 22,6+ 4,5

Внешний государственный долг, млрд. долларов США12,080,012,476,812,675,5+ 0,6- 4,5

Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [23, с. 1]

 

На основании данных таблицы 2.3 можно сделать вывод, что сумма государственного долга Республики Беларусь ежегодно меняется. По состоянию на 1 января 2015 г. по сравнению с 1 января 2013 г. государственный долг Республики Беларусь вырос на 68,7 трлн. рублей, в том числе внутренний государственный долг увеличился на 22,6 трлн. рублей и внешний государственный долг на 0,6 млрд. долларов США. В течение исследуемого периода произошло изменение удельного веса внутреннего и внешнего долга в общем объеме, в. т.ч. удельный вес внутреннего долга увеличился, а внешнего уменьшился на 4,5 %. Увеличение государственного долга связано с наличием бюджетного дефицита и необходимостью привлечения средств для его покрытия, а также необходимостью финансирования бюджетных расходов, не только с помощью физических и юридических лиц внутри страны, но и средств, ссужаемых международными банками, организациями, правительствами других стран.

Для контроля размеров государственного долга ежегодно законом о республиканском бюджете устанавливаются лимиты внешнего и внутреннего государственного долга, которые представим в таблице 2.4:

 

Таблица 2.4 - Лимиты государственного долга Республики Беларусь

Год2012201320142015

Лимит внешнего государственного долга, млрд. долларов США14,316,315,516,5

Лимит внутреннего государственного долга, трлн. руб.34255060

Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [19], [20], [21], [22]

Из таблицы 2.4 видно, что с каждым годом планируемый показатель как внешнего, так и внутреннего долга увеличивается по сравнению с предыдущим годом. Только на 2014 год запланировано уменьшение размера внешнего государственного долга с 16,3 до 15,5 млрд. долларов США, а на 2013 год – уменьшение внутреннего долга с 34 до 25 трлн. рублей. Но исходя из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что ежегодно реальный внешний долг Республики Беларусь ниже запланированного показателя (Приложение В).

В 2015 году валютные платежи по государственному долгу Республики Беларусь составят 4,1 млрд. долларов, в том числе на погашение основного долга предстоит направить порядка 3 млрд. долларов, его обслуживание обойдется стране в 1,1 млрд. долларов. 

При этом валютные платежи по внутреннему государственному долгу составят около 1 млрд. долларов, на выплаты по внешнему государственному долгу придется направить 3,1 млрд. долларов (в том числе на погашение основного долга предстоит перечислить 2,2 млрд. долларов, на обслуживание – 

0,9 млрд. долларов).

Основные выплаты по внешнему государственному долгу Беларусь должна в наступившем году перечислить России (716,3 млн. долларов), Антикризисному фонду ЕврАзЭС (541,2 млн. долларов), Китаю (380,4 млн. долларов), Международному банку реконструкции и развития (около 130 млн. долларов) и Венесуэле (121,8 млн. долларов) (Приложение Г). 

Кроме этого, еще почти 1,2 млрд. долларов Беларусь в 2015 году должна будет направить на выплаты по еврооблигациям, которые страна выпустила в 2010 и 2011 годах. 

Таким образом, на основании проведенного анализа состава и структуры государственного долга Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что сумма государственного долга Республики Беларусь ежегодно меняется. По состоянию на 1 января 2015 г. по сравнению с 1 января 2013 г. государственный долг Республики Беларусь вырос на 68,7 трлн. рублей, в том числе внутренний государственный долг увеличился на 22,6 трлн. рублей и внешний государственный долг на 0,6 млрд. долларов США. В 2015 году валютные платежи по государственному долгу Республики Беларусь составят 4,1 млрд. долларов, в том числе на погашение основного долга предстоит направить порядка 3 млрд. долларов, его обслуживание обойдется стране в 1,1 млрд. долларов. Погашать внешний государственный долг Министерство финансов Беларуси планирует за счет поступлений нефтяных доходов.

 

 

3 Проблемы и перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь

 

 В современных условиях Республика Беларусь в кредитных отношениях между странами, в основном, выступает  международным должником. Правительству каждой страны необходимо осуществлять управление государственным долгом, наиболее оптимальным методом которого на данный момент является реструктуризация. Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках, а также на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований [2, с. 136]. 

Законом о республиканском бюджете на 2015 год Правительством Республики Беларусь предусмотрено привлечение кредитных ресурсов  от следующих кредиторов (Приложение Д):

Международного банка реконструкции и развития – на реализацию проектов повышения энергоээфективности, развития систем водоснабжения, реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и др.;

Соединенных Штатов Америки – на закупку зернопродуктов;

Российской Федерации – на обеспечение сбалансированности расчетов по взаимной торговле и реализацию инвестиционного проекта по строительству АЭС;

Китайской народной Республики – на развитие различных инвестиционных проектов;

Международного валютного фонда – на поддержку платежного баланса и др.

Таким образом, необходимость привлечения государственного кредита связана не только с необходимостью финансирования бюджетного дефицита и поддержки платежного баланса, но и с целью финансирования инвестиционных проектов, на которые недостаточно собственных средств государства, а также на погашение ранее полученных займов.

Основными проблемами государственного кредита Республики Беларусь являются следующие:

кредиты предоставляются и получаются на условиях, определенных межправительственными соглашениями, которые не всегда являются выгодными для Беларуси;

часть инвестиционных проектов, финансируемых с помощью кредитных средств – социально ориентированные неокупаемые проекты с необходимостью обслуживания кредитной задолженности за счет средств государственного бюджета;

долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительство прибегают к новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга);

так как одним из основных источников погашения внешнего государственного долга являются «нефтяные доходы», экономическое положение страны и платежеспособность Беларуси ставятся в зависимость от цен на нефть и нефтепродукты [5, с. 187].

Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:

обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;

отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление привлечения ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно-неокупаемые проекты. 

К внешнему долгу государства относится также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.

Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

неполная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;

механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.

Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям:

усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики;

уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность;

нестабильность денежно-кредитной политики;

ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов;

повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

Многие аналитики отмечают, что Россия использует все удобные ситуации и возможные рычаги влияния для целенаправленного продвижения своих интересов в Республике Беларусь, а по оценке экономистов, внешний государственный долг Беларуси пока на самом деле не так уж и высок.

Таким образом, не смотря на все проблемы и негативные стороны наличия и роста государственного долга Республики Беларусь, для успешного развития экономики стране необходимы иностранные инвестиции и, в частности, иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии