БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы психологии и педагогики » Средства и способы профессионального самовоспитания учителя

Средства и способы профессионального самовоспитания учителя

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Средства и способы самовоспитания бесконечно многообразны. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разными приемами самовоспитания.
Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.
В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами — самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т. д.
В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений в своей личности.
Программирование изменений в своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания (ныне в практику вошло составление индивидуальных творческих планов учителя, в которых намечаются мероприятия как по самообразованию, так и по самовоспитанию), ведение дневниковых записей, публичное объявление намерений и т. д.
Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. В идейно-политическом воспитании это — идейно-политическая активность, в профессиональном воспитании и самовоспитании — соответствующая профессиональная деятельность.
Однако часто в целях овладения той или иной деятельностью человек пользуется не самой деятельностью, а ее моделями. Поэтому к средствам профессионального самовоспитания можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.
Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К. Д. Ушинский, Н. И, Пирогов, Л. Н. Толстой).
Средствами самовоспитания учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.
В процессе профессионального самовоспитания могут быть использованы многочисленные приемы воздействия на свою личность. Среди них можно выделить по крайней мере три группы — самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
1. Самоинформирование
Этот прием включает различные виды и формы самообразования. Содержание самообразования учителя многогранно. Учителю необходимо непрерывное идейно-политическое, специальное, профессионально-педагогическое, а также общекультурное (научное, эстетическое и т. д.) образование. Заниматься самообразованием — значит, как указывал В. И. Ленин, вести серьезную, труднейшую, большую работу, глубоко продумывая и критически перерабатывая воспринятую информацию. Важнейшим помощником в деле самообразования учителя является литература — педагогическая, психологическая, художественная и т. д.
В настоящее время принимаются меры по созданию специальных программ самообразования педагогов. Разработаны первые общесоюзные программы для самообразования учителя-предметника. Журналы «Политическое самообразование», «Советская педагогика» и другие публикуют примерные планы и материалы по важным разделам идейно-политического самообразования учителя. Подобные публикации позволяют повышать организованность и управляемость самообразования. Значительную помощь учителю в его самообразовательной деятельности оказывают такие способы работы над собой, как участие в семинарах, собеседованиях, конференциях и т. д., организуемых домами политического просвещения.
К сожалению, в этом важном деле не изжита еще значительная доля формализма — и в организации работы учителя над собой, и в контроле за ее ходом и результатами. Между тем крайне важно добиваться того, чтобы самостоятельная работа учителя была более целенаправлена. В процессе самообразования, например, учитель должен изучать конкретные философские проблемы, актуальные проблемы психологии и педагогики, обучения и воспитания учащихся. Каждая такая проблема может состоять из ряда взаимосвязанных тем.
Например, если в качестве такой комплексной проблемы взята «Активизация учебного процесса», то частными темами здесь будут: «Формирование у учащихся потребностей, мотивов и интереса к знаниям»; «Формирование умений и навыков самостоятельной работы: (самоорганизации, самоконтроля и самооценки»; «Совершенствование методики преподавания в целях повышения познавательной активности учащихся» и т. п.
Продуктивность самообразования в значительной мере зависит от культуры человека. Надо уметь не просто читать, а изучать прочитанное. Учитель должен быть энергичным, активным и оперативным читателем.
В числе проблем учительского чтения — вопрос о быстрочтении. Традиционно сложившиеся темпы чтения уже не годятся в век быстро растущего потока информации. Скоростное чтение позволяет читать в два, три и более раз быстрее, чем обычно. Очень быстро умели читать К. Маркс, В. И. Ленин, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, М. Горький и другие выдающиеся люди.
Близко знавшие В. И. Ленина, восторгались его манерой чтения. О. Б. Лепешинская вспоминает. Увидев, как В. И. Ленин энергично перелистывает какую-то объемистую иностранную книгу, она обратилась К нему:
«— Владимир Ильич, что Вы делаете?
— Как что? — ответив с удивлением Ленин.— Читаю.
— Разве так читают? Все читаете или только просматриваете?
— Конечно, все, — и очень внимательно.
— Но разве можно так быстро читать?
—Вот оно что, — улыбнулся Ленин. — Вы правы: я читаю быстро. Но так надо, я себя приучил к этому. Мне необходимо очень много прочесть. Поэтому медленно читать мне нельзя».
Ленин выработал свой особый стиль чтения газет: одну газету из почты читал обстоятельно, другие просматривал легко и быстро. Он умел сразу находить в них нужное. В. И. Ленин читал не по словам, даже не по строчкам, а целыми абзацами.
Секреты скоростного чтения теперь известны, и каждый может значительно ускорить темп своего чтения. Надо помнить, мозг наш может работать в очень быстром темпе, надо только устранить преграды для более эффективного использования его возможностей.
Во-первых, необходимо поупражнять и развить свое восприятие с таким расчетом, чтобы увеличить его объем: вместо одного слова научиться воспринимать сначала 2— 3 слова, затем — целую строчку, а то и две строчки. Во-вторых, ускорить смену фиксаций восприятия, быстрее перемещать взор на новую порцию графических изображений. В-третьих, нужно преодолеть «слуховой барьер», отучиться от обязательного произношения (в том числе и про себя) прочитанного. Как для понимания устной речи нет необходимости переводить ее в письменную, так и для понимания печатного текста перевод его в слышимый вариант излишен. Надо научиться воспринимать и понимать непосредственно зрительно печатное слово.
Многие люди, овладевшие быстрочтением, темп своего чтения от обычной нормы в 250—300 слов в минуту довели до 15 000 слов в минуту (т. е. до 500—600 страниц в час).
Несколько слов о личной библиотеке учителя. Учитель не может обойтись без нее. Ныне создаются более благоприятные условия для снабжения учителей необходимой литературой. Рождаются и новые формы информационного обслуживания учителя. Так, появляются возможности создавать личные микробиблиотеки из микрофильмов и микрофиш, изготавливаемых информационными центрами и крупными библиотеками по заявкам читателей.
Важнейшей составной частью самоинформирования является самопознание — информация о своей личности. Без точного знания и оценки особенностей своей личности учитель не может определить направление работы над собой.
Самопознание должно осуществляться на всех уровнях: социальном, профессиональном и индивидуально-типологическом. Основные способы самопознания описаны в психологической литературе. Укажем на те из них, которые наиболее доступны учителю.
Прежде всего, следует обратить внимание на умение критически оценить мнение окружающих людей: коллег, руководителей школы, учащихся и других лиц, с которыми учителю приходится взаимодействовать. Внимательный и чуткий учитель не может не фиксировать реакции учащихся или коллег на свои поступки и не отдавать себе отчет об их последствиях.
Возможным способом самопознания является самоиспытание, например, самоиспытание развитости, силы, устойчивости, и другие особенности психических процессов и свойств.
Наконец, самопознание может осуществляться в результате систематического наблюдения за собой и анализа своих поступков.
В. Гете писал: «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
Все названные приемы могут по-разному использоваться разными учителями в зависимости от ценностных ориентации, притязаний, самооценки и других личностных качеств. Многообразие это выразится в конкретных и частых приемах самоинформирования.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Думается, что эта мысль верна не только по отношению к учащимся, но и по отношению к самому учителю как профессионалу. Лишь тот учитель приблизится к идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, ожиданий своих учащихся, кто сделал свою личность объектом непрестанного совершенствования.
Объективность знаний учителя о себе зависит от его самокритичности. К. С. Станиславский писал: «Меня — одни хвалили, другие (их было больше) бранили. Но... я сужу о себе не по отзывам прессы и зрителей, а по собственному ощущению и разумению. Для себя самого — я жестоко провалился в роли Сальери. Но я не променяю этого провала ни на какие успехи и лавры; так много важного принесла мне моя неудача».
Объективно оценив свои плюсы и минусы, учитель ставит вопрос: «Что делать дальше, как быть?»
Мудро ответил на этот вопрос Н. Островский: «Мне кажется, что для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, пороки и по-большевистски решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт. Самокритика — это весьма действенное средство, данное нам партией для перевоспитания людей. Это надо постоянно иметь в виду.
Во-вторых, необходимо поставить себе определенную цель жизни, может быть, разбив ее на ряд отдельных последовательных звеньев. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам».
Осознание перспектив саморазвития и установка на самосовершенствование являются путеводной звездой и катализатором самовоспитания.
2. Самопобуждение
В самовоспитании непосредственным источником побуждений является сам занимающийся им. Все внешние влияния и побуждения срабатывают, только преломляясь через внутреннее «я» личности, только будучи принятыми ею.
Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Так, если человек отличается достаточной самостоятельностью, высоким уровнем самосознания, а его усилия по преодолению своих недостатков или развитию у себя нужных качеств — успешны, то, очевидно, самостимуляция может ограничиться самоодобрением и самоободрением.
Более значимой и эффективной формой самостимуляции является самоубеждение. На основе анализа своей деятельности, благодаря строгим логическим доводам учитель может выработать сознательную установку — взяться за свое дальнейшее развитие.
Ценность самоубеждения как побудителя к самовоспитанию заключается в том, что благодаря ему учитель более четко осознает качества личности, подлежащие изменениям. Уже сам факт появления в сознании учителя образов исходного и желаемого состояния профессионально значимых качеств личности является стимулом, мобилизующим, активизирующим и направляющим деятельность учителя по самоизменению.
Однако могут возникнуть и такие ситуации, когда необходимость самовоспитания осознана, намечена даже программа самоизменений, а реализация ее не осуществляется. Ведущая причина такого состояния, очевидно, кроется в пробелах развития волевых качеств личности.
В этих случаях важную роль в стимуляции самовоспитания может сыграть самоприказ. Когда дело проанализировано, принято решение, необходимо принудить, заставить себя приступить к его исполнению.
Поучителен в этом отношении пример П. И. Чайковского, который говорил, что надо уметь работать и тогда, когда нет особой охоты работать, человек должен обладать большой властью над собой, вдохновение к ленивым не приходит.
С удовольствием выполнять любую педагогическую работу, даже если она не очень приятна,— нравственная норма отношения учителя к своему труду. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать, а повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.
Самопобуждение может осуществляться не только с помощью самоприказа. Л. Н. Толстой в молодые годы после каких-либо оплошностей сам писал себе критические письма. Вероятно, это тоже один из способов заставить себя исправить ошибки.
Формой самопобуждения может явиться и самопринуждение. Оно всегда есть сознательный выбор между «не хочу» и «надо», сознательное обеспечение доминирования последнего. Для этого человеку часто приходится преодолевать самого себя, бороться с самолюбием, признавать свои ошибки, свои недостатки. Самопринуждение под силу только человеку с развитыми волевыми и нравственными качествами.
Самопринуждению может предшествовать не только эмоциональное состояние недовольства собой, но и сознательная самокритика. Она заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритике отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных качеств, притягательная сила которых является побуждением к самоизменению.
Очевидно, существуют и многие другие формы самостимуляции к самовоспитанию.
3. Самоорганизация
Среди способов самоорганизации процесса самовоспитания на первое место выходят способы самоконтроля. Самоконтроль реализуется в таких конкретных приемах, как самонаблюдение, самопроверка, самоотчет и самоанализ.
Самонаблюдение предполагает умение фиксировать в памяти результаты наблюдений за своей деятельностью — поведением, мыслями и переживаниями. Оно идет как бы вслед за событиями или параллельно с ними, собирая факты, информацию.
Привычка к самонаблюдению является важным условием успеха самовоспитания учителя, ибо без установления обратных связей невозможно самоуправление.
Самонаблюдение необходимо отличать от таких отрицательных явлений, как самосозерцание, самолюбование или «самокопание». Для развития самонаблюдения нужны сознательные усилия, упражнения в преднамеренном слежении за собой, своими поступками. Выработке навыков самонаблюдения и самонаблюдательности предшествуют действия по наблюдению за объектами внешнего мира и наблюдательность как свойство личности, основанное на развитости внимания и восприятия.
Самоконтроль — это способность мысленно опережать события и отдавать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков. Если бы человек всегда осуществлял такой контроль за принимаемыми решениями и совершаемыми поступками, он почти никогда не допускал бы ошибок, поведение его всегда было бы целесообразным. Основой самоконтроля является способность к опережающему отражению, благодаря воображению и критическому мышлению. В отличие от наблюдения, которое идет вслед за событиями, самоконтроль опережает их, делает их преднамеренными. А это имеет особое значение в самовоспитании.
Частным проявлением самоконтроля для учителя является мыслительно-эмоциональный перенос себя в положение другого человека, в возможные педагогические ситуации.
Нетрудно представить себе значение самоконтроля для учителя, которому необходимо держать себя в состоянии постоянной мобилизованности, внимательно оценивать свои высказывания, поступки, отношения с учащимися.
Самоотчет — одна из форм проявления самоконтроля. В работе учителя достаточно часто возникают ситуации, в которых он должен оглянуться и дать себе отчет в том, что он делает, как делает и что из этого получается. Кончилась учебная четверть, полугодие или год; осуществлен выпуск класса. Учитель должен проанализировать пройденный отрезок времени, обобщить факты и определить новые перспективы своей работы. Постоянно ставя перед собой вопросы, учитель вырабатывает привычку к самоотчету.
Самоанализ. Вышеназванные приемы самоконтроля могут не дать существенного эффекта, если они не затронули чувства и мысли человека, если они не проанализированы, не обобщены. Разумеется, самоанализ существует не изолированно. Все приемы самоконтроля взаимосвязаны, действуют как единый ансамбль. Без анализа нет ни наблюдений, ни контроля.
Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, в которых выражается динамика его самосовершенствования. Поэтому самоанализ может осуществляться при достаточном количестве данных на разных этапах самовоспитания.
Способы и приемы самоконтроля, будучи усвоенными, образуют основные механизмы рациональной организации деятельности человека. Их наличие свидетельствует о том, что человек достиг относительной независимости от . обстоятельств, что он научился управлять ими, влиять на них, использовать их по своему усмотрению.
В зависимости от целей можно говорить о самоконтроле непреднамеренном, преднамеренном и привычном. Очевидно, разные виды самоконтроля относятся к разным уровням самовоспитания.
На самом низком, стихийно протекающем уровне самовоспитательной деятельности самоконтроль может не осуществляться вовсе или осуществляться случайно, инстинктивно. Когда же процесс самовоспитания поднимается до уровня сознательного, то и самоконтрольные действия приобретают преднамеренный характер. Наконец, когда самовоспитание становится привычной формой деятельности, то самоконтроль протекает без усилий, непроизвольно, как и на первом уровне, но осознаваемо и схематически.
Мы уже говорили о влиянии педагогической практики на профессиональное развитие учителя. Подчеркнем: средством самовоспитания профессиональная деятельность становится лишь в том случае, если она преднамеренно используется в качестве такового. Например, учитель решил овладеть техническими средствами обучения и воспитания учащихся, выработать у себя необходимые для этого знания и умения, привычку пользоваться ими. Учитель знает, что уместное применение этих средств обучения эффективно сказывается на качестве обучения и воспитания, облегчает труд учителя. Но он знает и другое: и без них можно удовлетворительно вести обучение и воспитание, однако овладеть ими — значит сделать шаг в своем профессиональном развитии. А для этого нет другого пути, кроме как - упражняться в их применении. Так и поступает учитель. А через некоторое время он констатирует: уже умею пользоваться без особого труда и лишней траты времени' наиболее доступными техническими средствами. Научился сам.
Примерно по такой же логике учитель может использовать передовой опыт и создавать собственный. И еще один пример. Учитель знает, что терпение, спокойствие и неторопливость, уверенность в себе являются важными условиями эффективности педагогических воздействий. Однако именно этих качеств ему недостает. Упражняясь в преднамеренной терпеливости, неторопливости, входя в роль спокойного человека, учитель может выработать более умеренный темп действий, большую сдержанность в ситуациях, которые раньше выводили его из равновесия. Так в процессе организации своего труда происходит совершенствование качеств самого учителя.
Одним из способов самоорганизации может служить упражнение в особых действиях, рассчитанных на выработку тех или иных психических качеств. Так, например, благодаря специально подобранным упражнениям можно развивать внимание, память, мышление и другие психические процессы.
В этих целях можно использовать книги из серии «занимательных». Например, «Занимательную психологию» К. К. Платонова, «Задачи и упражнения по психологии» под редакцией А. В. Петровского, а также «занимательные» пособия по предметам преподавания, пособия по социально-психологическому тренингу, учебные педагогические игры.
Действенным приемом самоорганизации в процессе самовоспитания является самоинструктирование. Выработав установку на профессиональное самосовершенствование, на развитие у себя тех или иных профессионально значимых качеств (например, волевых, организаторских, этико-педагогических и т. д.), учитель может пользоваться приемами самоинструктирования — заранее мысленно напоминать себе, как надо поступать в ожидаемой педагогической ситуации: «Надо проявить хладнокровие и терпение», «Надо предъявить такие-то требования к себе», «Надо будет проследить за собой, как смогу показать...» и т. д.
Такое опережающее напоминание, став привычной формой поведения, обеспечивает учителю более рациональную деятельность, предупреждает от многих оплошностей.
Наконец, стоит сказать и об организующей роли самооценки в процессе самовоспитания. Казалось бы, самооценка относится не к процессу самовоспитания, а к его результатам и потому едва ли может служить средством самоорганизации. Однако это не так. Самооценка должна осуществляться не только в конце самовоспитания, но и на его этапах. Благодаря объективной самооценке занимающийся самовоспитанием имеет возможность вносить в его процесс нужные коррективы; самооценка формирует определенное эмоциональное отношение учителя к процессу самовоспитания, стимулирует его.
Подводя краткие итоги, следует подчеркнуть, что от богатства арсенала средств и способов самовоспитания, от умения владеть ими в существенной мере зависит успех работы учителя над развитием своей личности. Поэтому получение обстоятельной информации о них и усилия по овладению ими — особая забота учителя, решившего заниматься профессиональным самовоспитанием.
4. Программирование и планирование деятельности по профессиональному самовоспитанию
Переход от потребности в самоизменении к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Планирование самовоспитания может осуществляться в самых разных формах: в виде записанных или произнесенных самообязательств, в виде конкретных индивидуальных планов мероприятий и т. д.
Разумеется, между формой планов и результативностью самовоспитания нет прямой связи. При любой форме можно вести успешную самовоспитательную работу и, наоборот, при самом лучшем плане не иметь успеха. Тем не менее, форма планирования имеет определенное значение. Чем менее зрел человек как личность, чем менее опытен он в деле самовоспитания, тем больше нуждается он в конкретном, материализованном в виде записанного плана документе. Для начинающего заниматься самовоспитанием молодого учителя такой план является необходимым ориентиром и средством самосовершенствования. Учитель, имеющий опыт самовоспитания, может заниматься им без фиксированных на бумаге планов. Для него достаточно обдумать, что именно нужно изменить в себе, как это делать и выработать соответствующее намерение.
Однако чтобы это сделать, необходимо иметь достоверную информацию прежде всего о своей личности, получение которой представляет определенные трудности. И вот почему. Во-первых, потому, что пока не разработаны научно обоснованные и удобные для пользования профессиограммы для учителей разных специальностей, а во-вторых, потому, что объективное познание учителем своей личности и критическая самооценка — процедура сложная, требующая солидной психологической грамотности.
В литературе по самовоспитанию также мало информации по вопросам самопознания и его методики. Между тем если допущены ошибки в исходных ориентирах, то самовоспитание может получить неверное направление. В некоторых случаях самовоспитание может вообще не начаться, например, если учитель отличается отсутствием самокритичности и завышенной самооценкой. В случае же чрезмерно низкой оценки и чрезмерной самокритичности может возникнуть неверие в свои силы. Человек не будет видеть смысла в самовоспитании и не начнет им заниматься.
Следует разделить понятия программирования и планирования профессионального самовоспитания. Программирование предполагает определение всего возможного содержания самовоспитания безотносительно к конкретному человеку, планирование же — определение конкретных мероприятий для конкретного учителя по совершенствованию своих профессионально значимых качеств.
Программа самовоспитания учителя по необходимости отражает все основные требования педагогической профессии к его личности. Поэтому содержит три раздела, соответствующих трем основным блокам в структуре личности учителя.
I. Общие качества.
1. Идейность. Гражданственность. Нравственность.
2. Педагогическая направленность. Коммунистические
педагогические убеждения.
II. Особенные качества.
1. Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.
2. Психолого-педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности.
3. Развитость педагогических умений и способностей.
III. Индивидуальные качества.
1. Особенности познавательных процессов, их педагогическая направленность.
2. Эмоционально-нравственная отзывчивость.
3. Волевые качества.
4. Культура темперамента.
Указанные разделы можно конкретизировать, отметив более частные качества и представить в виде эталонной карты личности учителя. Такую карту можно использовать при реальном проектировании развития личности молодого учителя. В опыте работы автора подобная карта личности была использована для проектирования развития личности студентов — будущих учителей. Заполнялась она каждым студентом с помощью педагогов и представляла собой программу-план самовоспитания. Ниже приводим схематическую форму карты личности студента.

Основные качества личности учителя Оценка исходного состояния качества Планируемые изменения Динамика изменений
II курс III курс IV курс
Студент, имея такую программу-план, приучается к целостному и структурному анализу своей личности, приобретает навык проектирования своего развития и совершенствования.
Руководители школы, используя такую форму планирования при организации самообразования и самовоспитания учителей, могут влиять на качество этой работы.
Возможны и другие формы планирования работы учителя над собой, в частности «узкие», охватывающие не все стороны личности, а только отдельные, в развитии которых учитель испытывает особую необходимость. Учителю полезно познакомиться с планами самовоспитания, которые составляли известные деятели прошлого — К. Д. Ушинский, А. В. Суворов, Л. Н. Толстой и др. Вот, например, программа-план самовоспитания юного К. Д. Ушинского, будущего великого педагога России.
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее,
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не но страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала».
Весьма удобной формой самовоспитания учителя может стать вхождение в роль. Создав в своем воображении образ опытного, умного и творчески работающего педагога, учитель в своих педагогических действиях ориентируется на него.
В моменты, когда нужно разрешить сложную педагогическую ситуацию, подумайте, как бы поступил на вашем месте тот, кому вы подражаете. Еще лучше — вообразите, что вы — это он, сыграйте его роль. В подобных упражнениях намного успешнее усваиваются нужные педагогические умения. Психологически это можно объяснить ролью образов в поведении и деятельности человека. Образ управляет действием.
Человек всегда может больше, чем проявляет на деле. Всегда впереди есть некая зона еще не реализованных возможностей. Вообразив себя сильнее, чем он есть, человек может стать сильнее. Вообразив себя суровым или веселым, в какой-то мере человек станет суровей или веселей. Овладев педагогической техникой, способностью выражать свое психическое состояние физическим действием, мимикой, жестами, учитель научается правильному педагогическому воздействию, как актер сценическому искусству.
Опытные учителя умеют в разных педагогических ситуациях «играть» роли то очень строгого, то доброго и доступного педагога, в зависимости от того, что более целесообразно в данном конкретном случае. Но известно и то, что наиболее часто культивируемый «образ» накладывает на личность учителя свой отпечаток. Используемые и усвоенные при этом способы и формы поведения становятся для учителя привычными и автоматически осуществляемыми. А отсюда и требование: пользоваться только достойными образцами,
В деятельности по самовоспитанию учитель может встретиться с ситуациями, когда те или иные действия не могут быть опробованы в реальной практике. В таких случаях приходится пользоваться моделями педагогического процесса или различными упражнениями, которые создают как бы квазипрактику. Такой способ наиболее полезен студентам и молодым педагогам.
Для этих целей нужно пользоваться специальными дидактическими материалами. К сожалению, таких материалов разрабатывается и публикуется крайне мало. Исключение составляют различные задачники по психологии и педагогике для студентов и единственная в своем роде брошюра А. А. Леонтьева «Педагогическое общение» (М., 1979). В указанной брошюре автор привел ряд очень ценных упражнений для самоподготовки учителя.
Моделирование педагогического процесса и процесса самовоспитания может не только временно заменять реальные педагогические процессы, но и иметь некоторое превосходство над последними. В процессе моделирования отбираются и наглядно подаются наиболее существенные признаки и свойства моделируемых явлений, как бы отбрасываются их избыточные и «ненужные» признаки. Тем самым происходит более эффективная организация усвоения необходимых знаний и умений;
Решение педагогических задач как моделей педагогических проблемных ситуаций позволяет быстрее обычного овладеть такими важными профессионально-педагогическими умениями, как умение анализировать условия педагогических задач, выявлять скрывающиеся за педагогическими явлениями качества и свойства участников педагогического процесса, ставить педагогический диагноз, формулировать конкретные педагогические проблемы, строить педагогический прогноз, отбирать оптимальные пути и средства решения этих проблем и т. д.
Решение педагогических задач, участие в учебных педагогических играх, социально-психологический тренинг — важные средства и методы работы учителя над повышением своей профессиональной компетентности и умелости.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии