БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы психологии и педагогики » Универсальность педагогической профессии. Профессиональная пригодность учителя

Универсальность педагогической профессии. Профессиональная пригодность учителя

Автор: Maxvel 1-06-2015, 19:24

Основные идеи: профессиональная пригодность учителя. Профессиональный рост учителя. Самовоспитание, самопознание, самосовершенствование в педагогической деятельности. Личность учителя XXI в. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Критерии мастерства педагога. Авторитет учителя.
Основные понятия: профессиональная пригодность, организация самообразования, самовоспитания; критерии и ступени профессионализма.
"В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности", — утверждал К.Д.Ушинский.
Профессия учителя — одна из весьма сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, идеи о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому учителю самостоятельно приходится находить решение в различных педагогических ситуациях. А это значит, что от учителя требуется, помимо глубокой теоретической подготовленности, педагогическая гибкость, творческий подход, умение убеждать, владеть техникой рационального мышления и воздействия на эмоционально-чувственный мир человека, владеть этическими, психологическими, психотерапевтическими, валеологическими (валеология - наука о сохранении здоровья человека) знаниями и следовать им на практике. Все названные требования относятся к числу требований, характеризующих профессиональную пригодность учителя.
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических, морально-политических качеств, которые требуются для приобретения определённых рабочих функций и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.
Учитель постоянно создаёт сам себя. Культура самовоспитания учителя есть основание культуры самовоспитания учащихся. Культура самовоспитания личности связана с пониманием философии жизни, с человекознанием, со знанием законов существования всего живого на Земле, таких как: 1) закон сосуществования, напоминающий человеку о том, что всё живое связано между собой и существует благодаря другим живым существам; 2) закон равновесия — всё живое существует на грани жизни и смерти, а высшее благо во всем мире благ есть жизнь; 3) закон активности, направленности жизни и др.
Самовоспитание, самообразование, самопознание и самосовершенствование — органическая часть, которая никогда не может отсутствовать в деятельности педагога. Эти процессы требуют от учителя осознания своего Я: Я — личностного, Я — педагогического, Я — этического, Я — социального. Для успешного протекания этих процессов необходимы нравственная готовность, соответствующее волевое развитие, а также знание путей, приёмов, способов осуществления названных процессов.
Методика самопознания включает три основные пути: 1) связь результатов деятельности с имеющимися положительными и отрицательными качествами; 2) сравнение себя с другими людьми; 3) сопоставление мнения о себе других людей с собственными представлениями о себе (гармония критики и самокритики).
К основным приёмам самопознания можно отнести самонаблюдение, самокритику, самоанализ.
Для формирования навыков самонаблюдения используют следующие приемы:
а) самоопрос (что произошло, когда именно, в какой последовательности развивались события, что ощущал и др.);
б) воспоминание, сравнение того, что запомнилось, с записями в дневнике, воспоминаниями других;
в) самоанкетирование;
г) сопоставление;
д) воображаемое повторение прошедшего.
Самокритика — обработка результатов самонаблюдения с помощью методов — анализа и самооценки. В основе самокритики лежит развитое мышление.
При самоанализе поведения самое главное — практические результаты своей деятельности: что сделано, можно ли было сделать больше, лучше, что этому помешало во мне самом, в чём виноваты другие.
К методам и приёмам работы над собой можно отнести следующие. Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения.
Самовнушение — воздействие словом на свою психику без всякого критического анализа идеи, без сопротивления чужому мнению. Мысль принимается за веру.
Аутотренинг — основной метод самоуправления поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей. Приёмы аутотренинга строятся на синтезе интеллектуального, физического и волевого самоуправления деятельностью и поведением.
Организация самовоспитания связана с постановкой целей, задач, выработкой конкретных норм, требований, правил, адресованных себе, а также с составлением личностной программы роста.
В выработке такой программы может помочь методика, разработанная известным изобретателем, инженером и педагогом Г.С.Альтшуллером. Решая многочисленные инженерные задачи, учёный пришёл к выводу о необходимости включать в план чисто технических разработок нравственный компонент, ставя его на первое место. Изобретатель обязательно должен "очеловечить" свою работу, видя в ней определённый этап достижения своей личной сверхзадачи. Пути достижения сверхзадачи для личности Г.С.Альтшуллер называет жизненной стратегией творческой личности (ЖСТЛ). Но не следует думать, что Г.С.Альтшуллер предлагает конкретные решения такого выбора подобно тому, как поступают иногда сердобольные родители. Наоборот, он предполагает многовариантность решений в выборе жизненного пути и выделяет лишь инварианты, которые отличают настоящую творческую высоконравственную личность. Было выявлено 6 взаимосвязанных качеств:
- наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);
— наличие программы достижения поставленной цели и контроля за выполнением этой программы;
— желание и осуществление огромного объёма работы по выполнению намеченных планов;
— владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;
— способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели;
— соответствие достигнутых результатов поставленной цели.
Среди этих инвариантов творческой личности следует особо выделить первый. Именно он несёт основную педагогическую и моральную нагрузку, нацеливая личность на гуманные, ранее никем не достигнутые и обязательно достойные цели. Жизненная стратегия творческой личности объединяет изобретательство и педагогику, распространяет изобретательство, ранее решавшее чисто технические задачи, на область человеческих взаимоотношений, оптимизацию и гуманизацию их. Наличие достойной цели — вот что объединяет всех людей прошлого, настоящего и будущего. И примеров тому много.
В четырнадцатилетнем возрасте будущий знаменитый академик О.Ю.Шмидт составил план своей жизни. В нём было подробно записано, какие книги нужно прочитать, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически. Юноша подсчитал: для выполнения этой программы ему понадобится 900 лет! Шмидт "ужал" программу — опять немыслимый результат: 500. Сократил еще — получил 150.
Распланировав всю жизнь по минутам, работая на пределе, учёный к концу жизни (умер в 64 года) выполнил почти всю стопятидесятилетнюю программу.
Подобные программы были у многих людей. А.И.Герцен, обращаясь к взрослому сыну, писал: "Введи в жизнь серьёзные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой как натуралист и как медик и старайся разумом исправить то, что было запущено. Мне очень хотелось бы возбудить в тебе истинный дух наблюдения и анализа".
Программа самовоспитания в юношеские годы у Л.Н.Толстого включала такие правила: "1) Что назначено непременно выполнить, то выполняй несмотря ни на что; 2) Что исполняешь, исполняй хорошо; 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить; 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силой...".
Л.Н.Толстой обладал замечательной способностью самонаблюдения. "Постоянные упражнения в этом, тонкий анализ собственных психических процессов и состояний, – пишет Н.Г.Чернышевский, - позволили Льву Николаевичу полно и реалистично изобразить психологию разных людей". Н.Г.Чернышевский отмечает, что тот, "кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей". Эта мысль Н.Г.Чернышевского относится не только к писателю, художнику, создающему литературные образы, но и к учителю.
Самонаблюдение и самоконтроль не должны быть эпизодическими. Важно, чтобы учитель анализировал сдвиги в самовоспитании в течение определённого времени. Поэтому результаты работы над собой полезно фиксировать. Так, Л.Н.Толстой пишет в своём дневнике, что глубокий анализ достигнутых результатов нередко вынуждает человека признать недостаточность своих волевых усилий для достижения поставленных целей и отсутствие собранности. Собранность же можно воспитать, планируя работу на год, месяц, день и час.
Известны правила, составленные К.Д.Ушинским для себя:
— спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;
— прямота в словах и поступках;
— обдуманность действий;
— решительность;
— не говорить о себе без нужды ни единого слова;
— не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится;
— издерживать только на необходимое и приятное, а не по страсти издерживать;
— каждый вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках;
— ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Выработка правил может предшествовать этапу активной работы человека над собой. Успех дела в самовоспитании решают волевые, целеустремленные усилия, обеспечивающие самонаблюдение и систематическое самопобуждение.
Только самосозидающийся учитель может научить самосозиданию и самосовершенствованию ученика. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Какова же личность учителя на пороге XXI в. и какова модель личности выпускника школы.
Методологический аспект личности учителя XXI в. предложен И.И.Казимирской. Модель личности выпускника школы разработана и Р.Гуровой. Обратимся к рассмотрению названных моделей.
И.И.Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI в.
1. Гносеологический потенциал: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности, в логике культурно-исторического формирования объекта; концептуальные знания и владение рациональными технологиями, обеспечивающими педагогическую деятельность и др.
2. Аксиологический потенциал: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; осознание педагогической деятельности как наилучшего способа самореализации духовных сил и возможностей; осознание себя как творца духовного мира растущей личности; признание самоценности каждого периода жизни человека; ценностное отношение к культуре; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
3. Творческий потенциал: способность организовать время своей жизни как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность выявлять ведущие противоречия в системе образования, находить средства для их разрешения; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
4. Коммуникативный потенциал: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, умение вести дискуссию и др.
5. Этический потенциал: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений действительности в логике оптимального целеполагающего гармонического формирования эстетических отношений человека как органической части биосферы, назначенного своей уникальностью оберегать природу, её целостность и гармоничность.
Р.Гурова к основным компонентам модели личности выпускника школы относит следующие: направленность личности, воспитанность, образованность, социализированность, культуру, физическое развитие и здоровье, развитость психических свойств и процессов личности. Системообразующим элементом Р.Гурова выделяет направленность личности, которая включает потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, систему отношений. Уточняя структурные компоненты модели, Р.Гурова подчеркивает, что образованность, воспитанность, культура - основа подготовки выпускника школы к самостоятельной жизни, к выполнению основных социальных функций. При этом исследователь указывает, что от развитости воли, психических процессов зависит продуктивность всей деятельности человека и темпы его совершенствования. Оптимальный уровень развития психических процессов, свойств, особенностей и склонностей, определяющих самобытность личности, несравненно шире, чем их реализация. Если бы человеческий мозг работал хотя бы в половину его возможностей, не представляло бы труда выучить несколько десятков языков, усвоить курс многих учебных заведений, запомнить большой объём информации. Ядром личности, по мнению Р.Гуровой, является истинная интеллигентность. Это обострённое чувство социальной справедливости, приобщённость к богатствам национальной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям; следование велению совести, личная порядочность, скромность, действенная доброта, принципиальность.
Анализируя предложенные модели личности учителя и выпускника школы, можно сделать следующие умозаключения. Все действия педагога должны быть целесообразными, продуманными, упорядоченными. Гуманистическая направленность личности учителя обусловливается высоким уровнем педагогических способностей и умений, которые стимулируют самораскрытие учителя и учащихся. Обретение результата, адекватного замыслам педагога, возможно, если в педагогической деятельности соблюдаются условия: 1) целесообразность и продуктивность в содержании обучающего и воспитывающего материала; 2) оптимальность и творчество в методических подходах; 3) постоянное совершенствование педагогического мастерства.
Обновление многих процессов, происходящих в обществе, имеет прямую связь с педагогической деятельностью, ибо объект и результат ее — человек. Без высокого профессионализма немыслимы изменения в той или иной сфере жизнедеятельности. Профессионализм учителя — важнейший фактор обновления различных сфер социальной практики. Это означает следующее: выпускники школ, вынесшие из школьной практики понимание значимости отношения к профессии, ценностные ориентации, совокупность необходимых личностных качеств, позитивное отношение к себе, к другим, к миру, способны к преобразованию себя и окружающей действительности.
Поскольку от высокой ступени профессионализма учителя зависят процессы социализации личности, взаимодействия её с обществом, изменения в духовной и производственной сферах, обратимся к критериям и ступеням профессионализма.
А.К.Маркова разработала следующие группы психологических критериев и ступени профессионализма учителя.
1. Объективные критерии: высокая производительность труда, количество и качество, достижение определённого социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи и др.
2. Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его склонностям, насколько человек удовлетворён трудом; профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, её ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности; позитивное отношение к себе как к профессионалу.
3. Результативные критерии: достигает ли человек ожидаемых обществом результатов в своём труде, позитивные качественные умения в умственном, личностном развитии и др.
4. Профессиональные критерии: использует ли учитель социально приемлемые способы, приёмы, технологии, как применяет профессиональные знания, умения, приёмы, технику, технологии; присутствует ли педагогическая эмпатия, какова психологическая цена результата в виде затраты времени учащихся и учителя и др.
5. Нормативные критерии: усвоены ли нормы, правила, эталоны профессии, воспроизводятся ли высокие эталоны профессии на уровне мастерства и др.
6. Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек самореализовать в труде свои потребности, проявить самобытность, развить себя средствами своей профессии; индивидуальность, оригинальность, неповторимость, наличие собственного стиля.
7. Критерии наличного уровня: достиг ли человек достаточно высокого уровня профессионализма (актуальный уровень профессионального развития обычно оценивается при аттестации).
8. Прогностические критерии: имеет ли человек перспективы роста, какова зона ближайшего профессионального развития и саморазвития.
9. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, профессиональная открытость и др.
10. Критерии творческие: самостоятельный творческий поиск, преобразование опыта, обогащение его творческим вкладом.
11. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессий в обществе: умение вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества профессии, и др.
12. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть её специфический неповторимый вклад в прогресс общества; профессиональный патриотизм, преданность.
13. Критерии качественные и количественные: оценка профессионализма как в параметрах качества (глубина, системность знаний, сформированность навыков учебной деятельности, мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.).
Учитель-профессионал высокого класса — это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы .
Обобщенная эталонная модель учителя-профессионала А.К.Марковой приведена для того, чтобы специалист в области педагогики видел свой труд в целом, чтобы стремился к эталонной модели как к цели.
Учитель со сложившейся профессиональной позицией — это творец, новатор, изобретатель с гибким педагогическим мышлением, способный к решению педагогических ситуаций в различных условиях. Активная социальная позиция и истинная интеллигентность отличают настоящего учителя-профессионала. Это человек, у которого не бывает в жизни мелочей, который никогда не прекращает работу по самосовершенствованию, самосозиданию.
К.И.Чуковский в книге "Люди и книги" рассказывает о том, какой мучительный путь "самодрессировки" проделал А.П.Чехов, "чтобы выбросить из души всё мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения". Брату Николаю А.П.Чехов писал: "Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час".
В том же письме А.П.Чехов сообщал, какими, по его мнению, должны быть воспитанные люди: "Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают"... потому что всё это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
Они не суетятся. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастаются тем, что их пустили туда, куда других не пустили.
Они воспитывают в себе эстетику.
Учитель, воплощающий в себе такой уровень воспитанности, о котором говорит А.П.Чехов, авторитетен в глазах учащихся, родителей, коллег.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии