БарГУ.by » Учебные материалы » Курсовые » Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………..…………..………..…....4

ГЛАВА 1 РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ – ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….….…..…….….6      

1.1 Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…..…………………………….….…6

1.2 Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования …………..…..….9

1.3 Исследование нормативной правовой базы, регулирующей аудит учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………………....11

ГЛАВА 2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.............................……………………………….…….15

2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогам……………..……….…...….15

2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты труда работников.…………………………………………………………………18

2.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом………………………….…..20

2.4 Аудит расчетов с органами социального страхования………..…..23

ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ..………...27

3.1 Оформление материалов проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования…………………………..27

3.2 Совершенствование аудита расчетов…………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…..….....…...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………..….…..36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………...……….….…..………39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование эффективной налоговой системы – одна из важнейших экономических проблем общегосударственного значения. Происходящие в Республике Беларусь преобразования приводят к постоянному изменению налогового законодательства. Поскольку налоги  являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества, изучение налогов всегда было и остается актуальным вопросом для организаций всех форм собственности [4, с. 15].

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики проведения аудита расчетов с бюджетом и органами социального страхования в ОАО «Лунинецкий молочный завод» провести аудит расчетов по налогам, а также предложить меры совершенствования данного вида аудита. 

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

определены задачи и источники аудита расчетов с бюджетом;

описан порядок составления плана и программы аудита расчетов с бюджетом и органами социального страхования;

проведен обзор нормативных документов, регулирующих данный вид аудита; 

осуществлен аудит расчетов с бюджетом по налогам и с органами социального страхования:

проведена инвентаризация расчетов с бюджетом;

оформлены материалы проверки;

предложены меры совершенствования аудита расчетов с бюджетом и органами социального страхования.

В данной курсовой работе объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Лунинецкий молочный завод», предметом исследования – аудит расчетов с бюджетом и органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод».  

ОАО «Лунинецкий молочный завод» – один из наиболее известных в Беларуси производителей натуральной молочной продукции.

19 декабря 1969 года комиссией подписан акт приемки в эксплуатацию Лунинецкого завода масла и сухого обезжиренного молока. В 1994 году завод акционировался и стал ОАО «Лунинецкий молочный завод».

Основные виды выпускаемой продукции: масло животное, сухое обезжиренное молоко и казеин. 

В настоящее время на предприятии трудятся около 530 человек. 

В процессе написания курсовой работы применялись такие методы исследования, как пересчет, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, проверка документов, аналитические процедуры, процедуры тестирования, прослеживание.

При выполнении курсовой работы использовались учебники, учебные пособия, материалы следующих научных периодических изданий: «Главный бухгалтер», «Финансы, учет и аудит». 

Данные бухгалтерского учета в курсовой работе взяты за 2014 г.

Данной темой исследования занимались многие белорусские и зарубежные ученые-экономисты, в числе которых В. Д. Андреев [1, с. 56-62], Г. М. Пупко [18, с. 252-256], В. А. Хмельницкий [23, с. 319-325], и др.  

Учебное пособие В. А. Хмельницкого содержит описание всей технологии проведения контрольной и аудиторской деятельности, начиная с заключения договора с аудитором, включая все стадии проверки и заканчивая получением аудиторского заключения. В своем учебнике Г. М. Пупко подробно описывает порядок проведения аудита расчетов с бюджетом. 

Таким образом, в курсовой работе будет проведено исследование аудита расчетов с бюджетом по налогам в ОАО «Лунинецкий молочный завод», а также предложены методы совершенствования данного вида аудита.

 

ГЛАВА 1 РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ – ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Задачи и источники аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

В современном цивилизованном обществе налоги представляют собой основную форму доходов государства. Кроме этого, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса [10, с. 38].

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний и запретов. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические  и социальные цели [5, с. 9].

По своей экономической  природе установление налогов носит  односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика [20, с. 281].

Целью аудита расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. Такой аудит осуществляется по следующим направлениям:

аудит правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

аудит местных налогов и сборов;

аудит расчетов с Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь [1, с. 52].

По каждому виду расчетов с бюджетом и органами социального страхования аудитором проводится проверка: 

состояния внутреннего контроля этих расчетов;

правильности определения налогооблагаемой базы;

правильности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

правильности применения ставок налогов, сборов и отчислений;

правильности применения льгот при расчете и уплате налогов;

правильности возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета по приобретенным ценностям;

полноты и своевременности начисления налоговых платежей, правильности составления налоговой отчетности;

причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

правильности оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования служат расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с перосналом по оплате труда» и др., Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу, расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др. [9, с. 81].

Таким   образом,  налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. Впоследствии данные средства республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. К   настоящему   времени   в   Республике   Беларусь сформировалась

систематизированная     нормативно-правовая     налоговая система, образованная из совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и  своевременности их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством. 

 

1.2 Составление плана и программы аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

Планирование аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования и обеспечения осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта [19, с. 218]. 

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка.

Для составления плана и программы проверки, аудитору необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся налогов и страховых взносов у проверяемого экономического субъекта, а именно:

кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономическом субъекте;

имеется ли утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения;

имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам;

какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и страховым взносам;

компьютеризирован ли учет по расчетам по налогам и страховым взносам;

когда наступает обязанность по уплате налогов и страховых взносов;

когда исполнена обязанность по уплате налогов и страховых взносов;

что является объектом по уплате налогов и страховых взносов;

каков состав налоговой базы по налогам и страховым взносам;

какие налоговые льготы имеются у проверяемого экономического субъекта;

какие имеются основания для использование льгот по налогам и сборам у проверяемого экономического субъекта [24, с. 179].

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказываются сформированными план и программа проведения проверки расчетов с фондом социального страхования и намечается состав аудиторских процедур.

Общий план аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования представлен в таблице 1.1:

 

Таблица 1.1 – Общий план аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

№№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнитель

11Общая оценка организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхованияВ течение отчетного года

22Оценка перечня уплачиваемых организацией налогов и сборовВ течение отчетного года

33Аудит правильности начисления налогов и сборовВ течение отчетного года

34Оценка своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетВ течение отчетного года

55Составление аудиторского отчета о проверке расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхованияВ течение отчетного года

 

Примечание – Источник [25]

 

Таким образом, перед началом осуществления проверки аудитор должен составить план и программу проверки, описав в них предполагаемые объем и порядок проведения работ. План и программа аудита  расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования должны быть составлены таким образом, чтобы включать выборочную проверку всех основных аспектов деятельности организации на данном участке. При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования. В ходе проведения аудита предварительные план и программа аудита могут меняться в зависимости от потребностей аудита на конкретном предприятии.

  

1.3 Исследование нормативной правовой базы, регулирующей аудит учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

При проверке расчетов с бюджетом и органами социального страхования аудитор руководствуется действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения, которую можно представить в следующем иерархическом порядке:

Первый уровень:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления такой деятельности.

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и финансовой отчетности.

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-ХIII  «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», который определяет объекты, плательщиков и размеры для начисления страховых взносов. 

Налоговый кодекс Республики Беларусь, принят палатой представителей 15.11.2002 года, одобрен Советом республики 02 декабря 2002 года с изменениями от 31.12.13 года № 96-З, который устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов, пошлин.

Второй уровень:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 80 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных ценах, ошибки» определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала,  доходов, расходов организации при изменении учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций [14].  

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» с изменениями и дополнениями в Постановлении Министерства финансов от 30.04.2012 г. № 25, 26, от 20.12.2012 г. № 77 – введен в действие Типовой план счетов, который предназначен для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи [7].

Третий уровень представлен следующими документами:

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)» в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.10.2012 № 34 – устанавливает формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения.

К четвертому уровню относятся разработанные в ОАО «Лунинецкий молочный завод»:

Устав ОАО «Лунинецкий молочный завод»;

Положение по учетной политике на 2014 год, в котором содержатся общие положения, методические аспекты учетной политики,  организационно-технический аспект  организации бухгалтерского учета (Приложение А). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации [16, с. 13].

Рабочий план счетов, который разработан и утвержден на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и в котором предусмотрены синтетические счета и субсчета, применяемые в ОАО «Лунинецкий молочный завод» (Приложение Б);

Должностные инструкции работников бухгалтерии;

График документооборота, на основании которого происходит движение документов между подразделениями предприятия;

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Лунинецкий молочный завод» (Приложение В).

Таким образом, для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь, необходимо приложить значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Необходимо разработать отраслевые методические рекомендации по расчету налогов и заполнению налоговых деклараций. В настоящее время расчет и уплата налогов, форма и сроки предоставления налоговых деклараций  ОАО «Лунинецкий молочный завод» в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по Лунинецкому району осуществляются в соответствии с нормами государственных правовых актов. Иные положения выбраны предприятием самостоятельно путем закрепления в разработанном главным бухгалтером и утвержденным руководителем ОАО «Лунинецкий молочный завод» Положении по учетной политике организации на 2014 год. 

 

ГЛАВА 2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

  

2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогам

 

Законодательством Республики Беларусь предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам, которое имеет право применять к организациям финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы; при повторном нарушении – штрафа в двойном размере, а также взыскание определенного процента от причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода), ведение этого учета с нарушением установленного порядка, за непредоставление либо несвоевременное предоставление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей [21, с. 504].

В силу этого при проверке расчетов с бюджетом аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связан¬ных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в Беларуси законодательством [22, с. 320].

По каждому налогу, уплачиваемому ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (Таблица 2.1):

 

Таблица 2.1 – Ведомость проверки правильности и полноты уплаты налога на добавленную стоимость ОАО «Лунинецкий молочный завод» за октябрь 2014 г.

 

Наименование налогаНачислено по расчету организацииСледовало начислить по расчету аудитораОтклонение (+/-)Срок перечисленияФактически перечисленоОтклонение (+/-)

Налог на добавленную стоимость10859790301085979030-22.11.14 г.22.11.14 г.-

 

Примечания:

1. Источник: данные Приложения Г, Д, Е

2. Источник: собственная разработка

 

На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что в результате аудита правильности начисления и уплаты налога на добавленную стоимость ОАО «Лунинецкий молочный завод» за октябрь 2014 г. аудитором не выявлено никаких отклонений: расчет организации соответствует расчету аудитора.

Далее в ходе аудита правильности и полноты уплаты налога на прибыль аудитор составляет аналогичную вспомогательную ведомость (Таблица 2.2):

 

Таблица 2.2 – Ведомость проверки правильности и полноты уплаты налога на прибыль ОАО «Лунинецкий молочный завод» за 9 месяцев 2014 г.

 

Наименование налогаНачислено по расчету организацииСледовало начислить по расчету аудитораОтклонение (+/-)Срок перечисленияФактически перечисленоОтклонение (+/-)

Налог на прибыль28668923912866892391-22.10.14 г.22.10.14 г.-

 

Примечания:

1. Источник: данные Приложения Ж, З

2. Источник: собственная разработка

 

 

Таким образом, на основании данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что в результате аудита правильности начисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Лунинецкий молочный завод» за девять месяцев 2014 г. аудитором не выявлено никаких отклонений: расчет организации соответствует расчету аудитора.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере (соответствующей машинограмме) и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению. Как правило, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, виновного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствующие платежи в бюджет [18, с. 253].

Поскольку местные налоговые инспекции систематически проверяют состояние расчетов предприятий с бюджетом, то в процессе аудиторской проверки следует обстоятельно изучить акты проверок, проведенных налоговой инспекцией, выяснить у нее, имеются ли претензии к проверяемому предприятию.

Таким образом, перечень платежей в бюджет и во внебюджетные фонды регламентируется действующим законодательством республики, а порядок осуществления расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по отдельным видам платежей – соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам. Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчис¬ления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, ви¬новным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.  

 

2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты труда работников

 

Аудит расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты труда работников, проводится в рамках проведения проверки оплаты труда работников, в ходе которого проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда.

Из оплаты труда работников производятся удержания подоходного налога, отчисления по социальному страхованию, по исполнительным документам, по поручениям-обязательствам за приобретенные товары в кредит, по письменному поручению о переводе страховых взносов по договорам личного страхования, авансов, выданных в счет оплаты труда, в возмещение ущерба, причиненного предприятию и др. [3, с. 209].

При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечис-ления взысканных налогов бюджету. Особенно тщательно следует проверять правильность сделанных удержаний у лиц, уволенных за проверяемый период. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50 % заработка.

Из заработной платы работников ОАО «Лунинецкий молочный завод» ежемесячно уплачивается в бюджет подоходный налог. В настоящее время в Республике Беларусь ставка подоходного налога составляет 12 %. 

В 2014 году при определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:

в размере 630 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3 830 000 белорусских рублей в месяц;

в размере 180 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца [11, с. 290].

В ходе проверки расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты труда работников ОАО «Лунинецкий молочный завод», аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (Таблица 2.3):

 

Таблица 2.3 –  Ведомость проверки расчетов с бюджетом по налогам, удержанным из оплаты труда работников ОАО «Лунинецкий молочный завод», за октябрь 2014 г.

 

Вид налогаНачислено по сводной ведомости распределенияНачислено по журналу-ордеру 8Начислено по Главной книгеОтклонение +/-

Подоходный налог, руб.282 981 558282 981 558282 981 558-

 

Примечания:

1. Источник: данные Приложения Д, И, К

2. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, в ходе проведенной проверки начисления подоходного налога в ОАО «Лунинецкий молочный завод» за октябрь аудитором не было выявлено нарушений: не найдено отклонений между начисленным подоходным налогом, подоходным налогом, отраженным в журнале-ордере № 8-АПК и Главной книге, а также подоходным налогом, начисленным по расчету аудитора. 

 

2.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом

 

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их реальности. Инвентаризация расчетов включает в себя: расчеты с банками; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с поставщиками; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с работниками, депонентами; расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, а также расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы [8, с. 175]. 

При проверке расчетов следует установить, имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить внимание, имеются ли суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

 Инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в том, что налоговая инспекция по запросу налогоплательщика выдает ему акт сверки, в котором указываются виды налогов (которые уплачивает данный налогоплательщик), начисленная по каждому виду налога сумма (сумма берется из представленных налогоплательщиком расчетов), суммы фактически поступивших от данного налогоплательщика в бюджет налогов, суммы недоимки или переплаты, а также суммы начисленных пеней и штрафов (если они имеются) [2, с. 34].

Задача предприятия состоит в том, чтобы проверить данные, отраженные в акте сверки и в случае обнаружения несоответствия каких-либо сведений (например, неправильно начислена (или вообще не отражена в акте) сумма по какому-либо расчету, не все уплаченные предприятием суммы налогов отражены в акте сверки и т.п.) сообщить об этом налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую отчетность. 

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитор сопоставляет сальдо по журналу-ордеру №8 АПК и акту сверки налоговой. Следует помнить, что задолженность отраженная по кредиту организации будет дебиторской в акте сверки Инспекции Министерства по налогам и сборам и наоборот. В результате инвентаризации расчетов аудитором составляется следующая вспомогательная ведомость (Таблица 2.4):

 

Таблица 2.4 – Ведомость инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам ОАО «Лунинецкий молочный завод по состоянию на 01.11.14 г.

 

Вид налогаВид задолженности по отношению к ОАО «Лунинецкий молочный завод»Сальдо по журналу-ордеру № 8 АПКСальдо по акту сверки налоговойОтклонение

+/-

1 Налог на добавленную стоимостьдебиторская2 264 117 4542 264 117 454-

2 Налог на прибыльдебиторская272 453 302272 453 302-

2.1 Налог на прибыльдебиторская282 908 819282 908 819-

2.2 Налог на прибыль из дивидендовдебиторская45 42145 421-

 

Продолжение таблицы 2.4

2.3 Санкции, пени по налогу на прибылькредиторская10 500 93810 500 938-

3 Подоходный налогкредиторская193 362 115193 362 115-

4 Налог на добычу природных ресурсовкредиторская4 049 0904 049 090-

5 Экологический налогкредиторская4 828 1294 828 129-

6 Сброс сточных водкредиторская12 591 77012 591 770-

7 Налог на землюкредиторская11 003 26011 003 260-

8 Налог на недвижимостькредиторская18 817 82118 817 821-

 

Примечания:

1. Источник: данные Приложения Д

2. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, в ходе проведения инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не обнаружено отклонений: размеры задолженности по бухгалтерскому учету организации совпадают с суммами задолженности по соответствующим налогам по акту сверки Инспекции Министерства по налогам и сборам. На основании данных таблицы 2.4 можно также сделать вывод о том, что ОАО «Лунинецкий молочный завод» своевременно рассчитывается с бюджетом по своим обязательствам. На 01.11.14 г. по налогу на прибыль у организации существует переплата. По налогу на добавленную стоимость сумма налоговых вычетов превышает сумму к уплате. По остальным налогам существует кредиторская задолженность в сумме налога за текущий месяц, подлежащего уплате в следующем месяце.

 

 

2.4 Аудит расчетов с органами социального страхования

 

Аудит расчетов с органами социального страхования подразумевает проверку отчислений в фонд социаль¬ной защиты населения, учитываемых на счете 69 «Расчеты по соци¬альному страхованию и обеспечению» [23, с. 317].

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

для работодателей – 28 процентов;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, – 24 процента;

для работающих граждан – 1 процент.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда производится плательщиками единым платежом [13, с. 4]. 

При проверке правильности и своевременности расчетов с дан¬ным фондом аудитору следует руководствоваться действующим за-конодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако су¬ществует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по го¬сударственному социальному страхованию. К таким выплатам отно¬сятся:

государственные пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, премии, стипендии, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;

выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта);

компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам;

суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством; обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения; приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников; медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь; поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях; строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий;

суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию и по договорам добровольного страхования (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года);

доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

материальная помощь, оказываемая работникам в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников;

ежемесячные выплаты, работникам деревообрабатывающей промышленности [15, с. 2]. 

В ходе аудита расчетов с органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (Таблица 2.5):

 

Таблица 2.5 – Ведомость аудита расчетов с органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод»

 

Вид заработной платыБаза для начисления взносов в ФСЗННачислено взносов по данным ОАО «Лунинецкий молочный завод»Начислено взносов по расчету аудитораОтклонение (+/-)

34 %1 %34 %1 %

1 Работникам строительства9746810331391597468331391597468-

2 Работникам, связанным с приобретением ТМЦ657258942234680465725922346804657259-

 

Продолжение таблицы 2.5

3 Основным рабочим6772257412302567526772257230256 7526772257-

4 Работникам вспомогательных производств49904733416967609449914731696760944991473-

5 Персоналу общепроизводственного назначения276313529967097352763135967097352763135-

6 Руководителям45120855015341090745120861534109074512086-

7 Работникам торговли129658675440839501296587440839501296587-

8 Работникам обособленных подразделений549959831869863454996018698634549960-

9 Премии375991691315970937599213159709375992-

10 Отпуска будущих периодов214 583 076729582462145831729582462145831-

ИТОГО:24161047618246147462416204882461474624162048-

 

Примечания:

1. Источник: данные Приложения К, Л, М

2. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, в ходе проверки расчетов с органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не выявлено нарушений. Отчисления производятся в размере 1 % из заработной платы работников и 34 % от фонда оплаты труда. Отчисления в Фонд социальной защиты организацией производятся в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

  

3.1 Оформление материалов проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования

 

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет [12, с. 42]. Так, бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Лунинецкий молочный завод» ежегодно подвергается обязательному аудиту.

В ходе аудиторской проверки аудитор выдает организации аудиторское заключение.

В письменной информации аудиторская организация обязана указать все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Лунинецкий молочный завод», которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом аудиторская организация вправе привести в письменной информации любые сведения, касающиеся аудита и фактов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Лунинецкий молочный завод», которые сочтет целесообразным.

В ходе проведения проверки расчетов с бюджетом по налогам ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не было выявлено никаких нарушений.

В случае, если отклонения выявлены, отчет аудитора будет состоять из двух частей: описание допущенных ошибок и рекомендации аудитора по исправлению. 

Таким образом, перечень платежей в бюджет и во внебюджетные фонды регламентируется действующим законодательством республики, а порядок осуществления расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по отдельным видам платежей – соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам. Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчис¬ления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, ви¬новным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений. 

В ходе проведенной проверки начисления подоходного налога в ОАО «Лунинецкий молочный завод» за октябрь аудитором не было выявлено нарушений: не найдено отклонений между начисленным подоходным налогом, подоходным налогом, отраженным в журнале-ордере № 8-АПК и Главной книге, а также подоходным налогом, начисленным по расчету аудитора.

В ходе проведения инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не обнаружено отклонений: размеры задолженности по бухгалтерскому учету организации совпадают с суммами задолженности по соответствующим налогам по акту сверки Инспекции Министерства по налогам и сборам. На основании проведенного аудита можно также сделать вывод о том, что ОАО «Лунинецкий молочный завод» своевременно рассчитывается с бюджетом по своим обязательствам. На 01.11.14 г. по налогу на прибыль у организации существует переплата. По налогу на добавленную стоимость сумма налоговых вычетов превышает сумму к уплате. По остальным налогам существует кредиторская задолженность в сумме налога за текущий месяц, подлежащего уплате в следующем месяце.

В ходе проверки расчетов с органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не выявлено нарушений. Отчисления производятся в размере 1 % из заработной платы работников и 34 % от фонда оплаты труда. Отчисления в Фонд социальной защиты организацией производятся в соответствии с законодательством.

 

 

3.2 Совершенствование аудита расчетов

 

Отсутствие заинтересованности работодателей в уплате налогов и страховых взносов требует новых путей улучшения работы всей налоговой системы государства. В условиях неустойчивого законодательства совершенствование инструментов аудита расчетов налогов и страховых взносов является одним из самых важных направлений их контроля [25, с. 30].

Для совершенствования проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и страховым взносам рекомендуется методика, которая включает:

перечень основных нормативных документов, которыми должен руководствоваться аудитор при проверке;

перечень первичных документов, позволяющих аудитору сделать ввод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применение типовых форм первичных документов, оформление документов и т. д.);

регистры аналитического и синтетического учета и отчетности;

классификатор возможных нарушений, содержащий наиболее часто встречающиеся нарушения;

вопросник аудитора, направленный на выявление возможных нарушений организации учета, оформлении документов;

методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке: инвентаризация, наблюдение за выполнением хозяйственных операций, опрос, письменное подтверждение, проверка документов, полученных от третьих лиц, проверка документов клиента, арифметический расчет, анализ;

описание аудиторских процедур выявления возможных нарушений.

Для проведения контрольных процедур можно предложить следующий классификатор возможных нарушений при расчетах с бюджетом и Фондом социальной защиты населения:

нарушение порядка формирования базы по налогам и страховым взносам;

нарушение порядка применения ставок по налогам и страховым взносам;

нарушение правомерности применения льгот при начислении налогов и страховых взносов;

нарушение порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и страховым взносам по счету 68 «Расчеты по налогам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

несоответствие записей в отчетах и журналах, других регистрах.

Оценку системы внутреннего контроля при аудите расчетов с бюджетом по налогам и органами социального страхования необходимо производить на основании тестов внутреннего контроля. Такие тесты раскрывают требования к документации; ответственность руководителя, полномочия и коммуникации; обеспеченность ресурсами и условия деятельности работников, ответственных за ведение учета налогов и сборов; требования к учету; контроль; улучшения.

Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля.

Выявить методические и наиболее существенные ошибки учета позволяет программа проверки расчетов налогов и социальных страховых взносов, содержащая перечень вопросов, подлежащих проверке, источники информации к этим процедурам и ссылку на рабочий документ аудитора.

Также с целью совершенствования аудита расчетов необходимо разработать внутрифирменный стандарт проведения аудита расчетов налогов и страховых взносов, где сформулировать общие принципы и подходы к проведению аудита налогов и страховых взносов, представить оценку системы учета экономического субъекта, а также представить разработанную документацию для сбора общих сведений о клиенте, запроса информации для планирования аудита и осуществления услуг в форме консультирования.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и органами социального страхования необходимо пользоваться следующими подходами:

использование выборочного метода и проверок на соответствие во всех существенных аспектах нормам законодательства;

описание выявленных нарушений проводится в отчетных документах с обязательными ссылками на нарушенные положения законодательных и нормативных актов;

при выявлении фактов предполагающих за собой финансовые потери для аудируемого лица, аудитор обязан дать рекомендации по устранению недостатков и минимизации негативных эффектов;

при установлении системности выявленных ошибок аудитор обязан произвести оценку влияния таких ошибок на достоверность обязательств предприятия перед бюджетом и Фондом социальной защиты населения;

аудитор обязан применять установленное при планировании аудита значение показателя существенности к суммам обязательств.

Таким образом, применение предложенного стандарта позволит сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ (с помощью рабочих таблиц и тестов внутреннего контроля, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. В последствии данные средства республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. К   настоящему   времени   в   Республике   Беларусь сформировалась     систематизированная     нормативно-правовая     налоговая система, образованная из совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и  своевременности их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством. 

Перед началом осуществления проверки аудитор должен составить план и программу проверки, описав в них предполагаемые объем и порядок проведения работ. План и программа аудита  расчетов с бюджетом по налогам и сборам и органами социального страхования должны быть составлены таким образом, чтобы включать выборочную проверку всех основных аспектов деятельности организации на данном участке. При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования. В ходе проведения аудита предварительные план и программа аудита могут меняться в зависимости от потребностей аудита на конкретном предприятии.

Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь, необходимо приложить значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Необходимо разработать отраслевые методические рекомендации по расчету налогов и заполнению налоговых деклараций. В настоящее время расчет и уплата налогов, форма и сроки предоставления налоговых деклараций  ОАО «Лунинецкий молочный завод» в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по Лунинецкому району осуществляются в соответствии с нормами государственных правовых актов. Иные положения выбраны предприятием самостоятельно путем закрепления в разработанном главным бухгалтером и утвержденным руководителем ОАО «Лунинецкий молочный завод» Положении по учетной политике организации на 2014 год.

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет. Так, бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Лунинецкий молочный завод» ежегодно подвергается обязательному аудиту.

В ходе аудиторской проверки аудитор выдает организации аудиторское заключение.

В ходе проведенной проверки начисления подоходного налога в ОАО «Лунинецкий молочный завод» за октябрь аудитором не было выявлено нарушений: не найдено отклонений между начисленным подоходным налогом, подоходным налогом, отраженным в журнале-ордере № 8-АПК и Главной книге, а также подоходным налогом, начисленным по расчету аудитора.

В ходе проведения инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не обнаружено отклонений: размеры задолженности по бухгалтерскому учету организации совпадают с суммами задолженности по соответствующим налогам по акту сверки Инспекции Министерства по налогам и сборам. На основании проведенного аудита можно также сделать вывод о том, что ОАО «Лунинецкий молочный завод» своевременно рассчитывается с бюджетом по своим обязательствам. На 01.11.14 г. по налогу на прибыль у организации существует переплата. По налогу на добавленную стоимость сумма налоговых вычетов превышает сумму к уплате. По остальным налогам существует кредиторская задолженность в сумме налога за текущий месяц, подлежащего уплате в следующем месяце.

В ходе проверки расчетов с органами социального страхования ОАО «Лунинецкий молочный завод» аудитором не выявлено нарушений. Отчисления производятся в размере 1 % из заработной платы работников и 34 % от фонда оплаты труда. Отчисления в Фонд социальной защиты организацией производятся в соответствии с законодательством.

С целью совершенствования аудита расчетов необходимо разработать внутрифирменный стандарт проведения аудита расчетов налогов и страховых взносов, где сформулировать общие принципы и подходы к проведению аудита налогов и страховых взносов, представить оценку системы учета экономического субъекта, а также представить разработанную документацию для сбора общих сведений о клиенте, запроса информации для планирования аудита и осуществления услуг в форме консультирования.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и органами социального страхования необходимо пользоваться следующими подходами:

использование выборочного метода и проверок на соответствие во всех существенных аспектах нормам законодательства;

описание выявленных нарушений проводится в отчетных документах с обязательными ссылками на нарушенные положения законодательных и нормативных актов;

при выявлении фактов предполагающих за собой финансовые потери для аудируемого лица, аудитор обязан дать рекомендации по устранению недостатков и минимизации негативных эффектов;

при установлении системности выявленных ошибок аудитор обязан



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии