БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Социология права » Шпоры по девиантному поведению

Шпоры по девиантному поведению

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Возникновение и развитие психологии девиантного поведения (дп).
Дп всегда связано с каким-либо несоответствием действий, видов деят-ти, распространенным в общ-ве правилам поведения, идеям, установкам, ценностям и ожиданиям. Поскольку дп не соответствует социальным нормам и ожиданиям, а они различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе и в одно и то же время, то и дп носит относительных характер. Сущ-т 3 подхода к объяснению причин формирования дп: биологический, социологический, психологический. Дп-устойчивое поведение лич-ти отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а тж сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Психология дп – это междисциплинарная область знаний, которая изучает механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так же способы и методы их профилактики и коррекции. Предмет: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а так же особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

2. Структура психологии девиантного поведения в современных условиях
В структуре можно выделить следующие виды:1. Индивидуальные и групповые (индивидуальные – не носит хар-р зависимости от окружающих. Нередко индивид сознательно выбирает изолированную индивидуальную девиацию, желая кардинально отличаться от других. Наиболее ярко проявляются при психопатологических и патохарактерологических типах отклоняющегося поведения. К изолированным можно отнести коммуникативные формы дп: аутичное поведение, гиперобщительность. 2 форма – аутоагрессивное поведение: суицидальные попытки, нарушение пищевого поведения. 3 форма-сверхценностные психопатологические увлечения: клиптомания. Групповые – носят хар-р зависимоти от поведения окружающих. Основа-принцип группового давления. Его может оказывать как референтная группа, так и семья), 2. Временные и постоянные (временные – малая длительность. Дп часто связаны с групповым давлением и невозможностью находится вне группы. Постоянные – длительное существование, малая зависимость от внешнего воздействия.). 3. Устойчивые и неустойчивые (устойчивые – в поведении че-ка преобладает лишь каккае-то единственная форма. Неустойчивые – склонность к частой смене клинических проявлений). 4.Стихийные и спланированные (стихийные- склонность к быстрому, хаотичному и не спланированному образованию. Возникают под воздействием внешний обстоятельств. Носят временный хар-р. Спланированные- носят хар-р спланированной заданности и строгой очередности – употребление алкоголя). 5. Структурированные и не структурированные (структурированные – групповая форма, в рамках которой четко расписаны роли участников – скинхеды. Не спланированные (слабоорганизованные) не имеют четкой иерархии взаимоотношений). 6. Экспансивные и не экспансивные (экспансивные – вторжение в сферы жизнедеятельности людей, зачастую со склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободу – гиперобщительность. Не экспансивные формально могут не задевать интересы окружающих - аутизм). 7. Эгоистические и альтруистические (эгоистические отличаются нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды – наркотическая зависимость, злоупотребление алкоголем. Альтруистические – направлены на интересы др людей и нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению – жертвоприношение при религиозном фанатизме, смертники). 8. Осознаваемые и не осознаваемые (осознаваемые – дп, которое чел-к осознает как отклонение от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить, но как правило критичность своего поведения носит волнообразный хар-р – наркопотребители. Не осознаваемые встречаются в рамках психических растройств). 9. Первичные и вторичные (первичные – любая форма отклонения в поведении. Вторичные возникают в рез-те вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком - зэки).
Задачи психологии дп: дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявлений. В частности, следует различать дп, которое носит социально творческий характер, является порождением или отражением социальных инноваций, от дп, которое порождено или открывает путь социальной патологии, носит «-» характер.
Существует проблема классификации поведенческих отклонений, которая является дискуссионной. Трудности заключаются в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, поэтому и существуют многообразные классификации поведенческих отклонений. Условии можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.
Рассматривая психологию девиантного поведения как молодую и перспективную отрасль, ее дальнейшее развитие в нашей стране позволит принять своевременные меры по предупреждению, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий девиации.

3. Определение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение»
Понятие норма явл исходным для изучения любых девиации, поскольку они всегда явл отклонением от этих норм. Нормы явл тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В переводе с латинского –правило, образец, предписание. В общенаучных дисциплинах – предел и мера допустимого для сохранения и изменения системы. Соц нормы – совокупность требований об ожиданиях, которые предъявляет социальная общность (группы, организации, классы, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Соц норма закреплена исторически в конкретном обществе и определяет интервал дозволенного и обязательного в поведении людей. Для соц нормы характерно: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность, т.к норма является исторически выработанным и обобщенным предписанием обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. Особую трудность представляет такое свойство как относительность и динамичность. В целом соц нормы создают нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества и в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. По сфере регулирования отношений выделяют: духовно-нравственные (носители-сами люди, соц институты семьи и религиозные конфессии. Вкл: общечеловеческие ценности – народняе традиции, обычаи), морально-этические (ожидания, предписанные определенной соц. группой в отношении ее членов. Носители – конкретн соц объединения, их лидеры и руководители. Чаще всего текстуально не закреплены), правовые (закреплены в документах, более конкретны), политические (сформированны в основных международных документах, регулируют отношения между государствами и странами), организационно-профессиональные (регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка и профессиональными традициями), индивидуальные (признание ценностей каждой личности). Соц нормы интериоризируются во внутренний мир личности начиная с ранних этапов развития реб-ка в семье. Присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Соц отклонение – нарушение соц норм, которое характеризуется определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Признаки: историческая детерминированность, негативные последствия для общества, относительная массовость и относительно устойчивый хар-р во времени. Соц отклонение количественно и качественно характеризуется уровнем, структурой и динамикой. Уровень (коэффициент) определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонений относительно численности населения. Структура отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Динамика –показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемых явлений за определенное время. Девиантное поведение- отклоняющееся – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным соц нормам. Дп и личность его проявляющая вызывает негативную оценку(осуждение, соц санкции, в тч уголовное наказание) со стороны др людей. Дп наносит реальный ущерб личности или окружающим. Оно характеризуется стойкой повторяемостью, однако оценивается исходя из критерия степени опасности для жизни человека. Дп согласуется с общей направленностью личности. Всегда рассматривается в пределах медицинской нормы. Сопровождается различными проявлениями соц дезадаптации. Дп имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Термин не может применятся к детям младше 9 лет.

4. Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения»
Определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. При этом под нормальным поведением, Как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, несвязанное С болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Статистический критерий (метод),который позволяет определить норму для Любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно Встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50%случаев. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Психопатологический критерий используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах . можно разделить на две группы:нормальные и Патологические в значении «здоровье—болезнь». социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. Соответственно, дезадаптация —это состояние Сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также Реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает всевозрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. Самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами
Личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по Отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

5. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения
Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец. В естественных и общественных науках норма понимается как предел , мера допустимого для сохранения и изменения систем . Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими , биологическими , эстетическими). Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций . При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием , обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

6. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.

10. Биологические предпосылки формирования отклонений в поведении. Роль биологического в формировании личности.Биологические предпосылки девиаций включают: 1-наследственно-генетические особенности. 2-врожденные свойства индивида (приобретенные в течение внутриутробного развития и родов). 3–импринтинг(запечатление). Чезаре Ломброзо. Связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. 37 характеристик врожденного преступного типа, среди них: выдающаяся нижняя челюсть , сплющенный нос,редкая бородка. Лоренс Конрад. Агрессия – врожденный инстинкт борьбы за существование. У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении своего собственного вида. Чарльз Пирс. Лишняя Y-хромосома у мужчины определяет предрасположенность к криминальному поведению. Айзенк. Экстраверты более склонны к преступлениям, чем интроверты (наследственный фактор).

11. Социальные факторы формирования отклонений в поведении. Социальные девиации подчиняются соц. закономерностям, зависят от времени и общества.Их сложно прогнозировать и в ряде случаев ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются: Эмиль Дюркгейм – Концепция аномии: Термин аномия (фр.) – отсутствие закона организации.Такое состояние соц. дезорганизации, т.е. соц. вакуум, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.(пр: количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин). Он пытался придать соц. отклонениям нормальность. В.Парето, Л.Козер, Р.Мертон.ДП – результат несогласованности между опр. культурой, устремлениями и соц. структурой, задающими средства их удовлетворения. (пр: В Американской культуре доминирует идея благосостояния, которая определяет высокую значимость успеха, но не все имеют одинаковые условия для достижения успеха). В качестве путей адаптации могут выступать: -конформизм, -инновация, -ритуализм, -ретрюм (пассивный уход от выполнения соц. норм), -мятеж (активный бунт).Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации.Р.Клацфд, Л.Оулин.Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминал, конфликтная среда и т.д.), с большей вероятностью будет проявлять формы ДП. В качестве фактора возникновения ДП можно рассматривать влияние современных субкультур: -аристократическая элита, -хиппи,-металлисты, -скинхеды, -реперы, и т.д. Э.Леммерт, Г.Беккер – теория стигматизации (наклеивания ярлыков).Девиации – следствие того, что само общество (вернее – соц. группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

14. Основные типы девиантного поведения.
Менделевич: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на основе гиперспособностей. 2-ой подход:Короленко, Данских: 1.не стандартное, 2.деструктивное. 1-может иметь фому нового мышления и взглядов, а тж идей, выходящих за рамки соц стериотипов. Она предполагает актуальность, хотя и выходит за рамки принятых норм, но играет позитивную роль для прогрессивного развития. 2- может быть внешне деструктивной, когда направлена на нарушение соц норм, и внутридеструктивное, когда направлена на дизинтеграцию личности / Внешнедеструктивное: аддиктивное (прием наркотиков, алкоголя) и антисоциальное поведение (противоправное, ассоциальное, морально-безнравственное поведение). В гр внутридиструктивного поведения относят: суицидальное, комформистское (лишение индивидуальности и ориентир на внешние авторитеты), нарцисическое (поведение управляется чувством собственной грандиозности), фанатическое (приверженость идеям), аутистическое (отгороженность от людей, окружающей действительности) поведение.

15.16. Определение аддиктивного поведения (АП), виды аддикций.
АП- одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Для людей с данной аддикцией свойственно снижение волевых качеств. АП отличается от увлечений по признакам:1. Наличие жизненной установки на сиеминутное получение удовольствия любой ценой. 2. Наличие иллюзионного контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции. 3. Возможность легкого перехода от 1 вида зависимого поведения к 2. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями адаптации к трудным жизненным ситуациям. Личность находит простой способ решения проблем-уход от них. Она характеризуется соц-психологической дезадаптацией. Эти люди плохо переносят фрустрацию, часто наблюдаются перепады настроения, ощущают психологический дискомфорт и для его восстановления они выбирают аддикцию, стремясь искусственно изменить психическое состояние. Таким образом создается иллюзия решения проблем. Аддикция представляет собой наименьший путь решения проблем. Факторы: психофизиологические, семейная предрасположенность, типологические основы н\с, характерологические особенности, отсутствие смысла жизни. Существует 3 группы АП: 1. Химическая (фармакологичская): алкогольная, токсическая, никотиновая. 2. Не химическая: различные виды фанатизма, работоголизм, компьютерная зависимость, игровая (гемблинг), сексуальная. 3. Промежуточные виды аддикции: пищевая (булемия, анарексия). Наркотическая зависимость: повреждение ЦНС. Носовая перегородка – летучие вещества. Язвы ротовой полости, опухолевые заболевания – конопля. Привыкание в два раза быстрее чем к алкоголю. Признаки: зрачки, стойкий запах ацетона, кожа бледнеет, потеют ладошки, жажда, частая смена настроений, пружинистая походка, резкое включение и отключение в разговоре.

17.Этапы формирования аддиктивного поведения

18.Агрессивное поведение: основные понятия, место в структуре девиантного поведения.
Агрессия – нападение. Чаще всего термин употребляется с такими явлениями как негативные эмоции (гнев), негативная мотивация (стремление навредить), негативные установки (рассовые убеждения), разрушительные действия. В психологии под агрессией (А) понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. А может быть как позитивной, если является источником достижения цели, либо служит жизненным интересам и выживанию, либо негативной, если является удовлетворением агрессивного увлечения самого по себе. Целью А может быть как собственно причинение страданий жертве, так и пользы. Выделяют следующие подходы в классификации видов А: 1. По направленности на объект: гетероагрессия (на окружающих, в виде убийств, побоев, угроз, оскорблений, ненормативной лексики), аутоагрессия (на себя, вплоть до самоуничижения). 2. По причине появления: реактивная (ответная р-ция на кокой-либо внешний раздражитель), спонтанная (без видимых причин). 3. По целенаправленности: инструментальная (ср-во достижения результата), мотивационная (заранее сплонированное действие). 4. По открытости проявления: прямая, косвенная(на объекты непосредственно не вызывающие раздражения). 5. По форме проявления: вербальная (слова), экспрессивная (невербальные ср-ва), физическая(применение силы). Соц негативноую оценку имеют прежде всего те формы поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда др живому существу, не желающему подобного обращения.

20. Делинквентное поведение: основные понятия, факторы и условия его формирования
ДелП - понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом. Условия: 1. Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни. Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление. Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство провозглашает борьбу с насилием, само используя его по отношению к провинившимся. 2. Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.3. Индивидуальные условия существенно определяются половыми и возрастными различиями. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование. Возрастная динамика правонарушений: кол-во преступлений растет от 14до 29 лет. Максимал. кол-во случаев приходится на 29 лет. С 29 – 40 наблюдается постепенное снижение преступлений. После 40 – случаи совершения преступлений редки.

22. Понятие «суицидальное поведение». Типология суицидов
Суицид трактуется как намеренное лишение себя жизни. Что же лежит в основе данного явления? Можно предположить, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности. Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяют две фазы: преддиспозиционную и суицидальную. уицидальное поведение представляет собой любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутреннее суицидальное поведение включает суицидальные мысли, представления, а также суицидальные тенденции.  пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия;
- суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации;- суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение. К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные попытки и завершенный суицид. Существует также типология самоубийств, основанная на категории цели, в соответствии с которой выделяют три типа суицидального поведения: демонстративно-шантажное, аффективное и истинное.
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения, обращая тем самым на себя внимание и вызывая сочувствие.
Аффективное суицидальное поведение характеризуется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания.

23.Возрастные особенности суицидального поведения
Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я.Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают "семейные" проблемы, а в пубертатном - "сексуальные" и "любовные".
Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

24. Сексуальные девиации и их классификация
Сексуальные девиации – различные формы отклоняющегося (от общепринятых в рамках данной этнической культуры) полового поведения, не относящиеся к болезни. Различают: гиперсексуальность-хар-ся повышением ценности секс.жизни и вытеснением иных ценностей. Целью секс.отн-ий становися кол-во партнеров, желание унизить партнера и причинить ему боль. Асексуальное поведение – снижается значимость и ценность секс.жизни, отрицается ее существование и исключаются все возможные секс.контакты. На основании возрастного фактора партнеров- адекватным считается влечение на лиц своего возраста. Выделяют педофилию (направл-ть взр.чел-ка на реб-ка), эфебофилию (влечение к подросткам), геронтофилию (влечение к партнерам старческого возраста). Фетишизм –хар-ся замещением секс.партнера каким-нибудь предметам или символом, который возводится в роль культа и вызывает сильное возбуждение. Выделяют гетерохромию(объект фетиша-цвет кожи партнера), пигмолеанизм(картины, фото, статуэтки), фетишизм деформации(уродливость тела человека), никрофилию(мертвое тело), ретифизм(обувь). Нарциссизм-направленность секс.влечения на себя. Хар-ся самолюбованием, завыш.самооценкой, интересом к собств. Внешности. Инцестное поведение – склонность к секс. влечению в контактах с кровными родственниками. На основе нарушения правовых, этических и эстетических норм: садизм(реализуется в стремлении подавлять секс.партнера, унижать его, оказывать болевое и психол.давление), мазохизм(стремление быть униженным и подавленным), садомазохизм(эти 2 тенденции проявляются в разных ситуациях). Гомосексуализм – проявляется во влечении к лицам своего пола без искажения и потери своей сексуальной идентификации.

26. Проявление девиантного поведения у ДДВ.Об антисоциальном поведении имеет смысл говорить лишь по достижению ребенком 6- 8 лет. Маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Нарушение социального поведения на ранних этапах онтогенеза представляет собой проблемы психического развития ребенка, или невротические реакции, которые носят преходящий характер. С поступлением в ДУ агрессия ребенка наиболее ярко проявляется в период дезадаптаци ребенка к д/с. В это время малыш может обзываться, кусаться, щипаться, плеваться и драться. Все эти действия ребенок совершает импульсивно, неосознанно и открыто. Прямым проявлением агрессии будет упрямство, негативизм и отказ. Поведение ребенка в ДВ будет зависеть от эмоционального климата семьи. В целом, детская агрессия в этом возрасте является обратной стороной беззащитности. Стремясь справиться со страхом, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

28. Психология девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. С момента поступления в школу, ситуация меняется. Начинается этап интенсивной социализации ребенка. В МШВ дел.П. проявляется в мелком хулиганстве, нарушении школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. В МШВ агрессия проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, и драк. Необходимо учитывать адекватную оценку проявления агрессии в данном возрасте, так как резко негативная оценка со стороны учителей и родителей может не только не присечь данную форму поведения, но и усилить ее, так как будет служить косвенным доказательством силы и независимости. Нельзя оставлять без внимания данную форму поведения, так как ребенок выберет её как социально-одобряемую. Суиц.П. в детском возрасте носит ситуативно-личностный характер. Оно связано не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовой ситуации, или наказания. У детей до 11-14 лет не сформирована концепция смерти. Маленький ребенок, фантазируя на тему смерти, плохо понимает различия м/д живущим и умершим. Ребенок по-настоящему не осознает реальность и необратимость смерти.

30. Типология акцентуаций характера у подростков. По Леонгарду: 1 тип – гипертимный(хар-ся общительностью, чрезмерной самостоятельностью, смелостью, склонностью к лидерству, имеют неустойчивые эмоц.проявления. раздражается при подавлении их активности, легко игнорируют правила и законы. Могут попасть в сомнительные компании. Рано проявляется половое влечение. Нарушают этические нормы. Склонны к ранней алкоголизации, токсикомании, уходу в асоциальные компании и побегами из дома). 2 тип-циклотимный(частые яркие перепады настроения. Склонны к дел.П., побегам из дома, характерны алкоглизация, уход в асоциальные компании и суицидальные попытки в субдепрессивную фазу). 3 тип- аффективно-экзальтированный(бурное реагирование на жизнь, хар-на сильная впечатлительнось, особенно от печальных событий. Страх нарастает очень редко. Артистичны и экспрессивны. Хар-ны частые конфликты из-за повышенной чувствительности. В крайних проявлениях свойственно суиц.поведение.)4 тип –эмотивный(частая резкая смена настроений. Присущи глубокие чувства, сильная привязанность и преданность. Способны утешить, понять и разделить эмоц.состояние людей. Секс.активность ограничивается флиртом. Душевные потрясения могут привести к суицидальным попыткам.) 5 тип- тревожный(замечания вызывают отчаяние и слезы. Хар-на чрезмерная требовательность к себе и к окружающим. В большей степени присуще аддиктивное поведение. Под возд. алкоголя обостряются депрессивные переживания, что может привести к суицидальным попыткам.) 6 тип- педантичный(хар-ся склонностью к фобиям, которые проявляются в разных сферах. Наиболее выражено интеллектуальное общение со взрослыми. Склонен к бесконечным рассуждениям, тревожности за будущее, отличается нерешительностью,мнительностью. Наиболее хар-но Ад.П., в крайней степени-суицид.) 7 тип- возбудимый(хар-ся периодамизлобного настроения, с потребностью выместить на ком-нибудь зло. Эмоц.вспышки кажутся внезапными, но аффект накипает постепенно и долго. Аффекты сильные и продолжительные. Наблюдается сильное половое влечение, склонность к секс.эксцессам, кот. Сочетаются с садистскими и мазохистскими проявлениями. Легко меняют секс.партнеров, проявляется неразборчивость связей. Эмоц.расстройство носит депрессиыный хар-р, что приводит к попыткм самоубийства.) 8 тип-демонстративный(хар-ся эгоцентричностью, жаждой внимания. Самым страшным для них является безразличие. Хар-на наигранность переживаний. Склонны к риску и позерству. Склонны к вызывающему поведению в обществ.местах. чаще проявл. Дел.П. в групповой форме. Ярко проявл. Секс.влечение, способны на саооговор дабы привлечь внимание. Наблюдается истерический невроз вплоть до самоубийства, если они свергнуты с пъедестала лидера.) 9 тип-застревающий(Сильные эмоц.переживания м.б. вызваны даже при воспоминании о неприятных событиях. Хар-ся злопамятнстью, мстительностю, болезненной обидчивостью и чувствительностью. Сильно выражена жажда материальных благополуия. Натыкаясь на преграды отвечают враждебностью. Такие ситуации м.вызвать состояние аффекта, длительное пребывание в котором приводит к возникновению сверхценных, бредовых и параноических идей. Наиболее яркие аффекты проявляются на почве ревности. Хар-но суиц.П, ад.П и аггр.П.) 10 тип- дистимический(хар-ся робостью, нерешительностью, подавленностью и застенчивостью. Они тяжело входят в группу сверстников, поэтому проявляют благодарность к любому кто оказывает им помощь и внимание. Состояние радости испытывают редко. Чаще всего находятся в депрессии, что м.привести к психическим заболеваниям и суиц.попыткам. Критически относится к себе, во всех неудачах винят себя, в силу этого часто набл. Адд.П.)

34. Суицидальное поведение: определение, структура, типы.
Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют: собственно суицидальные действия; суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их Реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый нресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни(экстремальные виды спорта, паркур, скоростная езда). Э.Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Аномическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований.

36. Понятия «трудный подросток» Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами». Понятие “трудный” - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность. Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания трудиться, т.е. ленью. Большинство трудных подростков, несмотря на высказываемое желание трудиться, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное времяпрепровождение. Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору Александру Ильичу Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:1.Дети с нарушениями в сфере общения,2.Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные),3.Дети с недостатками умственного развития,4.Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные). Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний. Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков Для детей и подростков, наряду с групповыми тренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении.

37. Основные подходы к диагностике девиантного подхода. Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях для получения новых знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого (проследить реакцию испытуемого). Наблюдение-описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.наблюдение должно иметь план, протокол для фиксации ситуаций вызывающие ту или иную реакцию испытуемого, желательно,чтобы оно проводилось несколькими экспертами, кот знают реб и могут объективно оценить его поведение.Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. Стандартизированная беседа строится в строгом соответствии с заранее составленным планом. Свободная беседа, допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов. Она дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранить ее естественность, поддерживать эмоциональный контакт с ребенком и обеспечить ему возможность самовыражения. Анализ продуктов деятельности: это могут быть стихи (например подросток в своих стихах пишет о смерти,что может свидетельствовать о суицидальном поведении), рисунки (проективные методики тест Розенцвейга-проявление агрессии),записи в личных дневниках (например биографические описания наркоманов, по которым,можно, проследить решающие обстоятельства, склонившие их к вступлению на путь порока, и отношение к ним самого больного, выявить его индивидуальные механизмы психологической защиты, и т.п).Анализ таких источников дает исследователю неоценимую информацию.

38. Использование проективных методик для изучения девиантного поведения. Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Различают следующие группы проективных методик:1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой то испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить: -Незаконченные предложения -Незавершенные рисунки. Незаконченные предложения-весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества - род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений ТАТ- хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории. 5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.7. Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи.Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностические значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормам и оценками;3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

39. Специальные методики диагностики девиантного поведения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОП(А.Н.ОРЕЛ). Измеряется готовность(склонность) подростков к реализации различных форм ОП. Опросник предст.собой набор специализир.психодиагн.шкал(1-шкала установки на соц-желательные ответы, 2-шкала склонности к преодолению норм и правил, 3-шкала склонности к аддиктивному поведению, 4-шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 5-шкала склонности к агрессии и насилию, 6-шкала волевого контроля эмоц.реакций, 7-шкала склонности к дел.П., 8-шкала принятия женской соц.роли), направл. На измерение готовности(склонности) к реализации отдел.форм ОП. Методика предп. учет и коррекцию установки на соц-желательные ответы испытуемых. Прочитав утверждения, решаете,верно ли утверждение по отношению к вам. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ФОРМ КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕСИВНОСТИ(В.В.БОЙКО)Методика позволяет определить тонкие формы проявления агрессивности и потребности в ней, степени агрессивного заражения и сп-ть к торможению, способы переключения агрессивности. В бланке ответов ставиться «да» или «нет». Подсчитываются ответы по шкалам:спонтанность агрессии, несп-ть тормозить агрессию, неумение переключать агрессию на д-ть или неодушевл.объекты, анонимная агрессия, провокация агрессии у окр-их, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, ритуализация агрессии, склонность заражаться агрессией толпы, удовл-ие от агрессии, расплата за агрессию. Баллы слаживаются по всем шкалам и определяется низкий, средний или высокий ур-нь агрессии. ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА(Т.Н. РАЗУВАЕВА). Экспресс-диагн-ка суиц.риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначен да учащихся 8-11 кл. В бланке ставится «-» или «+». По каждому диагностическому концепту(демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, соц.пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор) подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицид.намерений и конкр.факторах суиц.риска. ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ(А.АКУЧЕР, В.П.КОСТЮКЕВИЧ). внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Его задача соотнести выражение с соответствующей колонкой, на обдумывание 5-7 сек. О наличии суиц.риска свидетельствует рез-т, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ(Т.Н.БАЛАШОВА). Читаются предложения и зачеркивается соответствующая цифра справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ЗАВИСИМОСТЯМ(Г.В.ЛОЗОВАЯ). Текст опросника содержит 70 вопросов, направл. на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей. Рез-ты диагностики явл. Ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зав-ти, не являясь основанием для постановки диагноза. Методика предст.собой анкету с вариантами ответов:нет1б., скорее нет2б.,ни да ни нет3б.скорее да4б., да5б. ТЕСТ ФАГЕРСТРОМА. Используя тест, . определить степень табачной зав-ти по общему кол-ву баллов. Суммируются полученые баллы и определяется степень никотиновой зав-ти. АНКЕТА ХОРНА «ПОЧЕМУ ВЫ КУРИТЕ». На вопросы отвечают те,кто хотя бы иногда закуривает и часто курит. Каждое утверждение оценивается в баллах:никогда1б., редко2б., от случая к случаю3б.,часто4б., всегда5б. Сумма баллов подсчитывается из 6 групп мотивов, тоесть психол.причин курения. СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК «Д-ТЕСТ».Читаются вопросы и отвечаются «да» или «нет». Подсчитывается кол-во утвердит.ответов на все вопросы, затем опред-ся степень алкогольного влечения. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ. На предлагаемые вопросы дается тот вариант ответа, кот. В большей степени вам соот-ет. За вариант ответа «а»1б., «б»0б. ЭКСПРЕСС-ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА(С.А.КУЛАКОВ). Ответы на вопросы даются по 5-бальной шкале. 1очень редко, 2иногда, 3часто, 4 очень часто,5всегда. Подсчитывается сумма баллов и смотрится в какой мере выражена интернет зав-ть.

40. Определение понятий «профилактика девиантного поведения» и «социальный контроль». Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Социальный контроль — это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями. Порядок в обществе означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения.Методы и формы профилактики ДП. Существуют различные формы психопрофилактической работы: Первая форма- организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию (в ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение), тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения (для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом), тренинг формирования жизненных навыков (прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях). Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия. Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов психопрофилактичеокая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

41. Понятие «социально-психологическая интервенция»
Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации. Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом: формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;стимулирование личностных изменений; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды. Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии: поддерживающая психотерапия - обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения; переучивающая психотерапия - стремится к изменению поведения; личностно-реконструктивная - нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии