БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Основы психологии и педагогики » Шпоры по изобразительному искусству школьников

Шпоры по изобразительному искусству школьников

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой.
Изучением восприятия детьми графических образов занимались такие ученые как Казакова Т.Г., Горунович Л.Б., Братская Т.Б., Теплов Б.М.и др. Золотой фонд советской русской книжной графики: Ю. Васнецов, Е. Чарушин,
Я. Рачов, В Лебедев, В Конашевич.
Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте.
Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических образов, дети выбирают яркие изображения, с возрастом их больше привлекает реализм в изображении. Художественное (эстетическое) восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением. Художественное восприятие - это осмысленное восприятие содержания. В первую очередь мы видим на графической работе предмет, изображение пространства, образ, а не линии, пятна, штрихи. При рассмотрении иллюстрации дети эмоционально воспринимают образ, детям доступны средства выразительности графики, это значит, что они могут соотносить цветовое пятно, линию с характеристикой образа. Иллюстрация является художественным средством, которое помогает более полно воспринимать литературный образ.
Восприятие произведений графики - стимул для развития детского творчества, так как дети в своих рисунках пользуются теми же выразительными средствами, что и художники-графики.
Младший дошкольный возраст.
Задачи: знакомить с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой, содействовать развитию интереса малышей к иллюстрациям, желание рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно; учить узнавать образы: кто, что изображено, что делают герои, цвета, основные и дополнительные детали, связь изображения с текстом.
Рекомендуемая тематика: иллюстрации к книге «Ладачки-ладки» В. Басалыги, Е Лось, Н. Поплавской; Е. Лось к книгам «Малышок», «Калыханки»; В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу», «Цыпленок и утенок» и др.
Происходит только процесс листания, отсутствует запоминание, дети не умеют видеть и замечать. Надо учить детей рассматривать иллюстрации. Процесс ознакомления с книжной графикой должен быть специально организован.
Основные приемы работы: беседа, вопросы, обыгрывание, драматизация, использование музыкальных компонентов.
При ознакомлении с книжной графикой детей 3-4 лет можно за один раз рассматривать несколько иллюстраций, предусмотреть повторный просмотр иллюстраций. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей.
Дети этой возрастной группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера героев. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т.д. В этом возрасте предлагается рассматривать следующие произведения: иллюстрации Елены Лось к сборнику "Колыбельные", иллюстрации Юрия Васнецова и Е. Рачова, рисунки В. Конашевич к сказкам К.Чуковского и др. Главное условие - конкретность, верность тексту.
Для детей 5-го года жизни знакомим со средствами художественной выразительности в произведениях книжной графики (цветное пятно, линия, штрих, композиция), учим понимать связь между характером художественного образа и избранными художником средствами выразительности.
Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой целесообразно продолжить в практической деятельности, связать с графическими возможностями детей
Старший дошкольный возраст
Задачи: продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности, обращать их внимание на особенности изобразительных материалов, которыми работают художники-графики, стиль художника. Детям старшего дошкольного возраста уже понятны некоторые выразительные средства, с помощью которых художник создает образы в книжной графике. Приемы, которые способствуют восприятию детьми этих выразительных средств следующие:
- чтение художественных произведений, адекватных по содержанию иллюстрациям, которые дети рассматривают;
- объяснения, с помощью которых воспитатель учит понимать взаимоотношения героев, их настроение, язык жестов, мимики, движений;
- вопросы, направленные на выяснения взаимосвязи содержания и средств выразительности, которыми пользовался художник (например, можно было бы нарисовать эту иллюстрацию другими цветами? А что бы тогда произошло?).
- прием вхождения;
- игры-инсценировки, мини-представления по сюжету иллюстрации.
Только в группе в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание иллюстраций; осознавать средства художественной выразительности, понимать своеобразие манеры художника, весь этот опыт и знания проявляются в практической деятельности старшего дошкольника.
Перед тем как вводить детей в мир книжной творчестве одного из художников графиков, затем продемонстрировать иллюстрации. Каждая новая книга рассматривается всесторонне: обложка, заставки, иллюстрации. Однако внимание детей сосредотачивается преимущественно на иллюстрациях: цветовом решении композиции, позах героев, динамике действий, стилевых особенностях, общем настроении изображения.
Содержание иллюстрации связывается с текстом. Книжная графика широко используется на занятиях по изобразительной деятельности. Например, перед рисованием на темы "Радуга", "Краски лета" полезным будет рассмотреть" разноцветную книгу" С. Маршака, иллюстрированную В. Лебедевым (каждая страница книги выполнена в каком-то одном цвете).

2.Методика ознакомления дошкольников с произведениями живописи.
Психолого-педагогическим исследованиям в области восприятия дошкольниками произведений живописи посвящены работы авторов Казаковой Т.Г., Горунович Л.Б., Чумичевой Р.М., Комаровой Т.С. и др.
Задачи: приоткрыть старшим дошкольникам окно в мир большого искусства, учить детей понимать замысел художника, выделять выразительные средства с помощью взрослого. Обратить внимание на разнообразие жанров живописи позволяю следующие произведения:В. Белыницкий-Бируля "Зеленый май": В. Васнецов "Аленушка" И. Шишкин "Утро в сосновом бору"и др.
Исследования показывают, что только в старшем дошкольном возрасте дети могут воспринимать живописные произведения, картины, и не только предметно-сюжетный содержание, но и образно-художественный смысл, способны к эстетическому восприятию картины.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, осознанным. Это создает основу для понимания последовательного, планомерного и логического содержания произведения. Заметно меняется образная память и воображение: увеличивается объем сохраненных представлений, они становятся обдуманными, точными, системными.
Дети достаточно легко усваивают понятие жанров (пейзаж, натюрморт, бытовой, портрет). По данным ученых, дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, меньше их привлекают натюрморт и пейзаж.
Портрет - самый сложный жанр, для восприятия дошкольниками, что обусловлено особенностями портретного жанра.
Организация процесса восприятия живописного произведения. Репродукцию желательно оформить в раму, можно повесить на стене на уровне глаз детей, можно разместить на мольберте. Если знакомят детей с произведениями живописи, то говорить надо не только о художественном произведении, но и о работе художника, художественных материалах. Показать, что картины пишут масляными красками на холсте, холст натянут на раму, художник в работе использует мольберт. Дать возможность детям рассмотреть краски (масляные, акварельные, гуашевые, кисточки для масла и акварели).
Выбор методов обусловлен подготовленностью детей, уровнем их знаний, характером и содержанием художественных произведений. Знакомит с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж и.д.
Искусствоведческий рассказ должен быть доступным, последовательным, достаточно образным и интересным. Рассказ-образец собственного отношения воспитателя к картине или к автору может применяться только на первом этапе знакомства с живописью.
Необходимо формировать у детей свое личное отношение к художественным произведениям. И если у них есть определенный опыт, мы используем метод беседы.
Рассматривая репродукцию картины, дети в какой-то момент должны почувствовать свою сопричастность к тому, что на ней изображено. Воспитатель использует метод «вхождения в картину», создает эффект присутствия.
При помощи игрового метода у детей развивается внимание, они вовлекаются в поисковую исследовательскую деятельность.
Можно предложить детям игры-задания: «Найди картину по палитре», «Узнай картину по наброску», «Сложи картину из частей».
Метод воссоздания ситуаций «до» и «после» дает возможность перемещаться по картине в пространстве и во времени: раздвигать рамки картины, изменять ее колорит в соответствии с изменением настроения картины, изменением времени года, содержания, названия картины. Это развивает воображение, побуждает к экспериментированию.
Чтобы показать возможности раскрытия образа, темы и идеи художниками, следует рассматривать картины в сравнении.
Чтобы восприятие было более глубоким, осознанным, запоминающимся, необходимо использовать художественное слово, музыку,
Но, пожалуй, самое глубокое впечатление оставит демонстрация процесса создания художественного произведения.
Комплексное использование разнообразных методов и приемов, умелое варьирование их дает возможность ребенку погружаться в знакомый и новый мир красок, цвета, музыки, поэзии. Дети постигают язык искусства, у них формируется эмоционально-личностное отношение к нему, они постепенно учатся уважительно относиться к ценностям культурного наследия. От восприятия красоты и добра ребята становятся богаче духовно, формируются их личностные качества.

3.Методика ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры.
Исследования Горунович Л.Б., Косминской В.Б., Погодиной С.В., Халезовой Н.Б. и др. посвящены изучению роли произведений скульптуры в эстетическом воспитании дошкольников.
Знакомство с произведениями скульптуры начинается в средней группе и продолжается в старшей группе. Средний дошкольный возраст: формировать представления детей о скульптуре малых форм как виде изобразительного искусства (ее объеме, материале, функции и т.д.); содействовать пониманию характера художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связи с выбранными художником выразительными средствами.
Старший дошкольный возраст: формировать представления о жанрах скульптуры; расширять представления о скульптуре малых форм, познакомить с монументальной, станковой, декоративной скульптурой (в зависимости от местных условий), ее функциями, спецификой (7-й год); расширять сведения о средствах художественной выразительности.
Организуя процесс восприятия скульптуры, необходимо специально подбирать произведения мелкой пластики доступные эстетическому восприятию дошкольника:
Чтобы занятие прошло интересно, знакомство со скульптурой можно провести в форме выставки, Для чего подбирают скульптуры, разные по содержанию или определенной тематики (изображение людей, животного мира). После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.
Во время прогулок или специально организованных экскурсий старших дошкольников знакомят с произведениями парковой или монументальной скульптуры. Ребятам нужно объяснить, в честь каких знаменательных событий воздвигнуты монументальные скульптуры или мемориальные комплексы. Все это способствует нравственному воспитанию детей.
При ознакомлении дошкольников с выразительными средствами скульптуры значительная роль принадлежит вопросам. Средства художественной выразительности станут более понятны дошкольникам при сравнении скульптуры из разных материалов. Будет кстати и использование игровых приемов.
В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы цвета, фактуры. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества, так как ребенок придумывает рассказы об этих животных.
Рассказ о том, как скульптор по-разному передает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски, внимательнее рассматривать скульптуру с разных сторон. Педагоги-исследователи считают, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным.
Можно использовать еще один интересный прием обучения восприятию и передаче характера персонажа в лепке. Предложить детям принять позу какого-нибудь персонажа после слушания текста и рассматривания скульптуры. Подобный прием помогает им лучше понять и увидеть образ. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник.

4.Методика ознакомления дошкольников с произведениями ДПИ.
Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. На важность использования ДПИ в дошкольном образовании одна из первых выступила Флерина Е.А.. Данной проблеме посвящены работы и таких ученых как Силивон В.А., Горунович Л.Б., Саккулина Н.П. и др.
Младший дошкольный возраст: знакомить с доступными детскому восприятию произведению декоративно-прикладного искусства; знакомить с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращать внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, материал, звук (игрушка-свистулька); стимулировать интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.
Средний дошкольный возраст: формировать представления о белорусском декоративно-прикладном искусстве (знакомить с видами, специфическими чертами: традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента); знакомить с назначением различных изделий декоративно-прикладного искусства, композиционными особенностями их декорирования (повтор узора, чередование, ритм, симметрия).
Старший дошкольный возраст: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с функциями и спецификой, с народным и профессиональным декоративно-прикладным искусством, его видами, со специфическими чертами декоративно-прикладного искусства других народов.
Младшая группа.
Ознакомление детей с ДПИ имеет две фазы. Первая фаза – это восприятие, обследование, любование, вторая – действие.
Для раннего возраста свойственна только первая фаза. На втором этапе задача усложняется. Дальнейшее знакомство нацелено на развитие у детей способностей замечать образ: игрушка веселая, она поет, прыгает, сидит и т д. на каждом этапе необходимо обязательно обыгрывать функциональные возможности игрушки, учить не спеша любоваться игрушкой, играть с ней.
Как видно процесс ознакомления с народной игрушкой в младшей группе связан с тремя основными моментами: узнаванием игрушки, рассматриванием ее и обязательным обыгрыванием.
Средняя и старшая группа
В среднем возрасте содержание и характер восприятия народной игрушки, ее обследование и анализ более глубокий, подробный, продолжительный по времени, сопровождается любованием. Это связано с возросшими возможностями детей, их умением замечать наиболее характерные особенности игрушечного образа. Рассматривание можно организовать двумя способами: от характерного, самого интересного к общему, и, наоборот, от общего к частному.
Простота формы, выразительность пластического решения игрушки не только вызывает у детей радость, восхищение, но и побуждает их к самостоятельной лепке, творчеству.
Дети 5 – 6 лет знакомятся с еще одним видом народной пластики – белорусской керамикой. Это разнообразные миски, масленицы, горлачи, збаны и др. Все они имеют характерные для гончарного искусства Беларуси художественные особенности. В процессе исследования и анализа необходимо помочь детям определить их. Сначала рассматривается форма, выявление связи формы и функциональности. Дальнейшее рассматривание связано с анализом декора, которым украшены гончарные формы. Сначала определяются основные элементы. Чаще всего ими являются различные волнистые, прямые, узкие и широкие линии. В заключении определяется основная цветовая гамма.
Современная декоративная пластика представлена и малыми скульптурными формами. В процессе рассматривания, необходимо помочь воспитанникам увидеть и почувствовать объем, форму, пластику, фактуру материала, другие выразительные средства, которые использовал мастер, чтобы передать жизнерадостный или грустный характер персонажей.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ознакомление детей с разными видами народных промыслов - белорусской народной росписью, вышивкой, ткачеством, а также с русским прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой, жестовской росписью.
Для знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства рекомендуется проводить дидактические игры ("Найди по описанию", "В чем сходство и в чем отличие", "Сложи узор" и др.).
Использование произведений ДПИ в декоративной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация) способствует формированию у дошкольников художественно-практических навыков и умений, обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.

5.Приёмы обучения изо деятельности.
Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. (В.Б. Косминская).
Приемами обучения в дидактике называют отдельные детали, составные части метода (Т.С. Комарова).
В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие). Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут; использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на, данном занятии.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения.
Анализ детских работ как прием обучения.
Чтобы знания упрочились, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимы упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.
Упражнения проводят во всех группах детского сада, однако их содержание и форма меняются в зависимости от возраста.
Словесные приемы обучения используются в процессе специально организованной деятельности: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.
Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Приемы, которые относятся к эвристическому методу, нацелены на развитие способностей, художественного творчества, личных качеств ребенка: постановка задачи, вопросы проблемного характера, проблемно-творческие задания, проблемные ситуации, размышления, эксперимент, анализ и самоанализ.
Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание.
Эксперимент. Проводится со старшими дошкольниками. Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.
Выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и уровня их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

6.Методика руководства рисованием в группах разного возраста.
В исследованиях Силивон В.А., Горунович Л.Б., Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С., Косминской В.В, Шайдуровой Н.В. и др. раскрывается роль разнообразных методов обучения в формирования графических навыков у дошкольников, в развитии художественно-образной основы деятельности, в развитии творческих способностей в рисовании.
Рисование - это важный и любимый детьми вид изобразительной деятельности. Рисование развивает дошкольника эстетично, умственно и физически. При этом при обучении рисованию решается комплекс задач: изобразительных, технических, воспитательных, развивающих.
В дошкольном учреждении используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Обучение осуществляется в процессе специально организованной деятельности. Лучше проводить занятия по подгруппам, которые формируются воспитателем с учетом уровня подготовки и психофизического развития детей. Подготовка к изобразительной деятельности складывается с 3-х взаимосвязанных процессов:
- подготовка воспитателя: методическая и практическая (совершенствование умения рисовать);
- подготовка детей: предыдущая деятельность (наблюдения, экскурсии, рассмотрение картин, иллюстраций и т.д.), или подготовка материала.
- подготовка групповой комнаты.
Младший дошкольный возраст.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения. Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.
Методы и приемы: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу.
Средний дошкольный возраст.
Предметное рисование.
В начале года, где предлагаемая тематика рисунков знакома дет, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы и аккуратной раскраске изображения.
Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху— внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.
Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек.
Сюжетное рисование.
Темы, предлагаемые детям, несложные дом, около, него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядам гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2—3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
Декоративное рисование.
Дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге.
Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.
Воспитатель при рассматривании предмета, пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
В качестве образца используются игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части); муляжи; естественные вещи; изделия художников и мастеров; иллюстрации; произведения живописи.
Проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций делают рисование не только более увлекательным для детей, но и способствуют развитию их представлений, фантазии, умственных действий.
Старший дошкольный возраст. Обучение детей старшей группы предметному рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.
Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет, приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.
Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям.
Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей.
Проблемно-творческие задания выступают как основное направление комплексной деятельности старших дошкольников, в центре которой — рисование.
Дети 5—6 лет с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями.

7.Лепка как вид изо деятельности дошкольника.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.
Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.
Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой.
Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру ДОСКИ, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами: Лепка предмета из отдельных частей, Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.
П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.

8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста.
Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.
Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения.
Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.
Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.
Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье).
В качестве образца для лепки детей 2 — 3 лет используются естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игрушки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизованные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготовленные воспитателем.
При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.
Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточно сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассивных движений.
В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.
На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5—б человек.
Первоначальные занятия проводятся в течение 5—8 мин с каждой подгруппой.
Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная
4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.
Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.
Дальнейшее обучение связано с формированием у детей умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и животного.
Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка.
- совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;
- знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.
В старшей группе больше места занимает коллективная лепка.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Проблемно-творческие задания. В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский.
В старшей группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти.
На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель.
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.

9.Аппликация как вид изо деятельности дошкольника.
Аппликация— один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект.
Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д
Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.
В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:
- по содержанию: предметные — вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов; сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему; декоративные — из геометрических и растительных форм;
-по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.
Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений .
- по технике выполнения: мозаика; обрывание краев бумаги; аппликация из вырезанных форм.
- по цветовому решению: монохромные;полихромные
- по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин
Последовательность выполнения аппликации:
1. продумывание композиции
2. подбор бумаги
3. заготовка деталей
4. детали изображения располагают на фоне
5. наклеивание и высушивание деталей изображения
Способы вырезывания
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное).
Силуэтное вырезывание.
Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

10.Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.
Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.
Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.
Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.
Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративнойЁ сюжетной апп.
Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами
Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.
Средний дошкольный возраст.
Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.
Методы и приемы обучения.
Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.
В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.
В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе.
Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль слова. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово.
Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.
Старший дошкольный возраст.
На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом — от этого зависит качество работ.
Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение.
Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.
Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной деятельностью детей, но значительно реже — только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения. Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анализировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.
Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и эстетических интересов; формирование самооценки.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.
Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.
Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

11.Конструирование как вид деятельности в дошкольном возрасте.
Конструирование означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструирование из бумаги, является наиболее сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы.
Конструирование из бросового материала. Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др.
Конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная с младшей группы.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.
Способы конструирования из бумаги: относится к художественной деятельности.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.
Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает возможность создавать сложные, объемные игрушки.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами решают, что и как будут конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Важно создать условия для сохранения детских конструкций.
Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.

12.Методика руководства конструированием в группах разного возраста.
Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной деятельности внесли такие ученые как Куцакува Л.В., Парамонова Л.А., Комарова Т.С., и др.
Младший дошкольный возраст. В раннем возрасте создаются только предпосылки конструирования, накапливается самый первый опыт этой деятельности.
У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола.
Формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу.
В обучении детей младшей группы конструированию воспитатель использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.
В конце специально организованной деятельности воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2—3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.
Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только специально организованную деятельность , но и процесс уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает, не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
Средний дошкольный возраст. Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности: оригами, киригами. (снежинки, цветы и т.п.).
Конструирование из полос бумаги: мебель для кукольного домика, поделки из полосок и мятой бумаги
Конструирование из природного материала. Объемное конструирование из природного материала, доступные способы флористики, способ соединение при помощи пластилина, оформление при помощи цветной бумаги.
Методы и приемы: В средней группе при конструировании из строительного материала, прежде всего используют информационно-рецептивный метод. Обучая детей сооружать какую-то новую конструкцию (мост, машина, трамвай и т. д.), воспитатель посредством рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с самим объектом или его изображением, помогает выделять основные части и определять их практическое назначение. При этом к анализу привлекает самих детей. На занятии при обследовании образца постройки, используется опора на прошлый опыт детей.
Формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по условиям.
Старший дошкольный возраст.
В данной группе при конструировании из строительного материала воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами.
Детей учат конструировать по более сложным условиям, начинают учить строить по рисункам, фотографиям.
Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном. Начинается целенаправленное обучение работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов.
Основные методы обучения — информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический, т. е. детей знакомят с объектами изображения по образцу, объясняют, показывают, проводят предварительные целенаправленные наблюдения на прогулках (по рисункам, фотографиям).
Беседы в начале занятия — один из методов активизации знаний детей, словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности. У них появляются элементы самоконтроля.
В момент затруднения педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь-совет, указания, напоминание, поощрение.
Игра занимает большое место в жизни ребенка. В старшей группе все чаще используется дидактическая игра.
Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в их играх.

13.Организация самостоятельной изо деятельности дошкольников.
Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка.
Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому — рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.
Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.
Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.
В самостоятельное пользование в свободное время следует предоставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; работая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.
Самостоятельную художественную деятельность детей воспитатель может организовать как в помещении, так и на воздухе: рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.
Задача воспитателя — наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, отмечать особенности проявлений.
В самостоятельной изобразительной деятельности дети действуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или большими группами.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.
Предположительно намечается следующая структура самостоятельной художественной деятельности.
1. Возникновение художественных замыслов (цели)
2. Реализация замысла
3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.
Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный.
Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.
Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.
Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.

14.Содержание изо деятельности в группах разного возраста.
В содержание изобразительной деятельности младших дошкольников входит рисование, лепка, аппликация.
Рисование. Из всех видов изобразительной деятельности наверняка более увлекательным для малышей является рисование: карандаш, кисточка оставляют след. Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, содействовать развитию движений руки.
Основные объекты для изображения: человек, природа, общество.
Лепка. Лепка является чрезвычайно важным видом изобразительной деятельности, в процессе которого происходит развитие у детей чувств, восприятий и представлений.
В содержание лепки включаются доступные для пластического воплощения образы, объекты природы.
Подведение детей к передаче образа человека происходит в три этапа:
первый этап — фигуру человека лепит воспитатель, дети наблюдают, свободно пользуются материалами;
второй этап — воспитатель создает фигурки, передающие образы взрослых и ребенка, а дети лепят для них разные гостинцы;
третий этап — вы лепите взрослого, дети — себя.
Аппликация.
Аппликационная деятельность помогает малышам исследовать материалы, площадь фланелеграфа, листа бумаги, куска ткани, знакомит с разнообразием их цветной окраски, фактурой и тем самым способствует развитию сенсорной культуры.
Педагог подводит детей к пониманию того, что вещи, существующие в окружающей мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно очень интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы.
Средний дошкольный возраст.
Рисование.
Основные объекты для изображения: человек, природа, общество.
В детских рисунках отражается все разнообразие окружающего мира: человек, природа, элементы общественной жизни. Педагог подводит воспитанников к осмыслению изображения обобществленного образа человека, передачи особенностей в изображении фигуры мужчины, женщины, ребенка в сравнении. Человек может стоять, идти, бежать, сидеть; он может быть веселым и грустным, добрым и злым. Дети могут показать это в своих рисунках. Воспитатель отмечает творческие проявления и находки детей.
Средние дошкольники знакомы уже и с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства: знают элементы белорусского геометрического и растительного орнамента.
Лепка. В лепке стимулируется свободная деятельность детей с материалами, закрепляется и усложняется конструктивный способ лепки, создаются сюжетные композиции.
Дети с удовольствием будут лепить предметы с четко выраженной формой основных частей: овощи, фрукты, птиц, рыб, домашних и диких животных.
В лепке дети отражают свои впечатления от посещения зоопарка, цирка, праздничного утренника. Передают в пластике сказочные образы, и образы любимых игрушек .
С помощью педагога средние дошкольники уже могут создавать достаточно сложные сюжетные композиции. Много лепят по собственному замыслу.
Аппликация. В аппликации, как в рисовании и лепке, стимулируется свободная деятельность детей с материалами; поддерживается интерес к созданию аппликационных композиций; закрепляется техника наклеивания подготовленных форм; осваиваются приемы прямолинейного и криволинейного вырезания.
Старший дошкольный возраст.
Как свидетельствуют данные исследований в области психолого-педагогических наук (Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.С.Лейцес, А.Н.Матюшкин, В.С.Мухина, Л.А.Панько, Б.Н.Теплов, Г.Д.Чистякова и др.), у старших дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия. Они часто придумывают невероятные истории, рассказывают о необычайных происшествиях.
Рисование. Старший дошкольник в своих рисунках не только отражает окружающую действительность (человек, явления природы, общественная жизнь), но и передает личное отношение к ней.
В декоративное рисование включаются новые элементы белорусского геометрического и растительного орнамента: восьмиугольная розетта; василек, колокольчик, желудь, ягоды смородины; элементы, передающие образы животных.
Педагог знакомит детей с некоторыми видами русской росписи: хохломской, гжельской, дымковской.
Лепка. Дети старшего, возраста уже достаточно хорошо владеют приемами и способами лепки, что открывает большие возможности для расширения тематики и воплощения творческих идей детей.
В лепке, как и в рисовании, отражается образ человека, объекты природы, впечатления от знакомства с общественной жизнью.
Дети лепят по мотивам белорусской народной игрушки и дымковской; создают образ человека, образы сказочных героев; с большой любовью изображают своих родных, передают в лепке образ "я".
Дети лепят объемные вещи и украшают их рельефом; лепят посуду по мотивам белорусской народной керамики; игрушки; украшают рельефом или способом налепливания пластины.
Аппликация. Дети уже овладели навыками работы с ножницами, поэтому больше внимания уделяется их творческим проявлениям: подбор цветов в зависимости от цвета фона; построение композиции; дополнение новыми деталями и т.д.
В аппликации, как и в других видах изобразительной деятельности, отражается окружающий мир: человек, природа, общество.
Не меньше, чем предметная и сюжетная, детям нравится декоративная аппликация. Все элементы для данного вида аппликации они готовят самостоятельно.

15.Методические особенности руководства декоративной деятельностью дошкольников.
Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие ученые (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С Комарова, Н.Б. Халезова, 3. А. Богатеева, И. Л. Силивон и др.).
Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и приобщение их к народным ремеслам формируют у детей первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре.
На занятиях декоративной деятельностью дети могут научиться выполнять своими руками множество красивых и полезных вещей. Декоративная деятельность развивает у детей творческие способности, художественный вкус и логику, что очень актуально не только для будущего обучения в школе, но и для всей жизни. Формирование творческих способностей и творческого мышления вырабатывает у детей умение решать творческие задачи, находить оригинальные решения, делать что-то неповторимое и индивидуальное.
Декоративная деятельность детей представлена рисованием, лепкой, аппликацией.
Особенности декоративной деятельности младших дошкольников.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора
В декоративном рисовании младшие дошкольники знакомятся с элементами декоративного рисования, точка, линия, мазок, которые используют для украшения.
Декоративная деятельность дошкольников среднего возраста - дети составляют узоры из прямых полос, мазков, колец, точек для украшения определенных вещей, предметов.
Основная задача в этой группе - учить детей располагать простейшие декоративные элементы в определенной последовательности по цвету, форме, величине на бумаге, вырезанной в виде полосы, квадрата, круга. Знакомить детей средней группы с простейшими элементами белорусского узора лучше всего через декоративную аппликацию, где составлением узора дети овладевают быстрее.
Простые декоративные задания, имеющие конкретное целевое помогают детям лучше понять способы их применения. Поэтому лучше украшать форму конкретного предмета, а просто рисовать узор на полосе.
Декоративная аппликация способствует пониманию структуры узора, развитию чувства цвета, формы, ритма.
Декоративная деятельность старших дошкольников - знакомятся со специфическими и общими чертами не только белорусского ДПИ, но и с произведениями декоративно-прикладного искусства других народов, выполняют узоры на основе образцов народного декоративного искусства.
Основные задачи: привлечь внимание детей к вещам, украшенным декоративным узором, возбудить интерес к труду людей, которые делают такие красивые вещи; на основе развития восприятия декоративного искусства воспитывать у детей художественный вкус, эстетические чувства, творческую инициативу в составлении узора.
Дети усваивают особенности расположения узора в зависимости от формы и назначения украшаемой вещи.
В качестве образцов используется народная вышивка, красочное узорное ткачество, инкрустированные предметы, керамика.
В декоративное рисование включаются новые элементы белорусского геометрического и растительного орнаментов: восьмиугольная розетка (звездочка), василек, колокольчик, желудь, смородина, усики винограда (завиток), элементы, передающие образы животных. Все элементы стилизованы.
В декоративной аппликации композиции выполняются из различных материалов. Все элементы для данного вида аппликации дети готовят самостоятельно.
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.
Освоение новых способов лепки: гончарного, ленточного способов лепки посуды, украшения лепного изделия — углубленный рельеф, налеп.
Дети лепят объемные вещи и украшают их рельефом; лепят посуду по мотивам белорусской народной керамики; игрушки; украшают рельефом или способом налепливания декоративные пластины.
Ознакомление с декоративной деятельностью и обучение осуществляется поэтапно.
Первый этап – восприятие. Второй этап – информационно-практический. Здесь процесс восприятия соединяется с практическими действиями. На третьем этапе, этапе упражнений, продолжается усвоение опыта практических действий и творческого поиска. Четвертый этап – самостоятельное творчество.
Обозначенные этапы помогают определить организационные формы, типы занятий. На первом этапе преобладают занятия информационного характера. Это беседы, сравнения, рассматривание, обследование. На втором проводятся занятия-упражнения, занятия-задания, где одновременно присутствует восприятие и действие. На третьем этапе предлагаются различные творческие задания с целью обучения. На четвертом этапе организуется творческая работа детей под руководством взрослого.
Среди приемов, которые использует педагог на занятиях изобразительной деятельностью, преобладают показ, объяснение, совет, поощрение, беседа. В некоторых случаях, когда ребенок не понял общего для всех объяснения, рекомендуются совместные действия педагога и воспитанника.
Важным приемом в работе является совет и поощрение.
Наблюдение необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц, которые выражают их характерные черты
Обследования, рассматривания образцов ДПИ находит своё применение. Образец педагога в обучении декоративной деятельности занимает особое место. Демонстрация способов действия, применение художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное ДПИ с музыкальным и поэтическим фольклором, элементы которых можно использовать на занятиях. Анализ детских работ .
В ходе обучения декоративной деятельности используются и такие методические приёмы: игровой приём; создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; экспериментирование, импровизация, формотворчество (развитие творчества);
работа в паре, коллективная работа, работа подгруппами; положительная оценка детских работ и др.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии