БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика как наука

1. Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу.
2. Задачи дошкольной педагогики.
3. Понятийный аппарат дошкольной педагогики.
4. Источники дошкольной педагогики.
5. Становление дошкольной педагогики как науки.
6. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Современная дошкольная педагогика изучает:
- процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления;
- влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности;
- теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и учреждения дошкольного образования;
- выполняет прикладную функцию:
- разработка новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения;
- играет прогностическую роль: изучение тенденций и перспектив развития системы образования, организации воспитания;
- создание новых концепций воспитания;
- разработка стандартов образования.
Опираясь на общие основы педагогики, дошкольная педагогика имеет свой предмет и свое содержание, так как направлена на особый объект воздействия. Ребенок-дошкольник обладает большим своеобразием физиологического и психического развития, заставляет по-особому подходить к определению задач воспитания и обучения, отбору содержания, форм и методов работы.
Отличительные возрастные особенности дошкольников:
• большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения;
• огромные потенциальные возможности для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения;
• конкретность мышления детей;
• повышенная эмоциональность и впечатлительность;
• непроизвольность таких психических процессов, как память, внимание;
• высокая степень подражательности и склонность к повторению;
• стремление делиться друг с другом своими знаниями и умениями.
Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

2.Задачи дошкольной педагогики
1) выявление характерных особенностей периода дошкольного детства, обоснование закономерностей его воспитания, обучения и развития;
2) определение теоретических основ содержания, методов и форм воспитания и обучения детей в учреждении дошкольного образования с учетом достижений в области смежных наук;
3) изучение и обобщение передового опыта работы учреждений дошкольного образования;
4) разработка содержания, форм и методов взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников;
5) определение эффективных способов сотрудничества педагогов учреждения дошкольного образования и начальной школы.

3. Воспитание – в широком социальном смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.
В широком педагогическом значении – целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру;
в узком педагогическом значении – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.
Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, а также способами познавательной деятельности.
Формирование – процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Развитие – процесс и результат физического, психического и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных качеств.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Дошкольное образование – как процесс – освоение в учреждениях дошкольного образования знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
как система – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений дошкольного образования, органов управления дошкольным образованием.

4. Дошкольная педагогика имеет ряд источников, развивающих и обогащающих ее содержание:
1) народная педагогика.
2) религия.
3) педагогическая мысль прошлого.
4) педагогическая практика.
5) специальные экспериментальные исследования.
6) данные смежных наук

5. Возникновение дошкольной педагогики как науки связано с именами таких великих педагогов, просветителей прошлого:
Зарубежных:
Ян Амос Коменский (1592–1670);
Джон Локк (1632–1704);
Жан Жак Руссо (1712–1778);
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827);
Фридрих Фребель (1782–1852);
Роберт Оуэн (1771–1858);
Мария Монтессори (1870–1952);
Российских:
Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870);
Лев Николаевич Толстой (1828–1910);
Петр Францевич Лесгафт (1837–1909);
Елизавета Ивановна Тихеева (1866–1944);
Антон Семенович Макаренко (1888–1938).
Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин, Е.А. Флерина,
А.П. Усова, В. А. Сухомлинский, А. М. Леушина и мн. др.

6. Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с
1) педагогическими дисциплинами:
общая педагогика,
• история педагогики,
• этнопедагогика,.
• социальная педагогика,
• сравнительная педагогика,
• дефектология,
• семейная педагогика,
• коррекционная педагогика,
• пренатальная педагогика,
• методики дошкольного образования.
• лечебная педагогика;
2) с науками естественнонаучного цикла:
философия,
социология
• анатомия
• физиология
• гигиена;
3) с психологическими науками:
• детская психология,
• педагогическая психология,
• социальная психология,
• дифференциальная психология;
4) с другими науками:
• математические и технические науки,
• гуманитарных наук,
• науки об искусстве.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии