БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике

Методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике

1. Общее понятие о научно-педагогическом исследовании.
2. Этапы и логика научно-педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Под исследованием в области дошкольной педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях дошкольного образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

2.Научные педагогические исследования осуществляются по определенной логике. Логика научно-педагогического исследования – это последовательность осуществления научно-педагогической деятельности, упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий.
Условно В.А. Сластенин выделяет два раздела в программе исследования: методологический и процедурный.
Научно-педагогическое исследование осуществляются поэтапно в соответствии с четко определенной логикой.
Этапы и логика педагогического исследования
1 этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.
2 этап Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
3 этап Выбор методов исследования.
4 этап Теоретический анализ проблемы.
5 этап Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций
7 этап Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования.

3.Для осуществления научного исследования нужен инструментарий.
Таким инструментарием являются методы исследования. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования

Общенаучные Конкретно-научные
Теоретические эмпирические
общетеоретические:
абстракция и конкретизация
анализ и синтез
сравнение
противопоставление
индукция и дедукция
социологические:
анкетирование и
интервьюирование
экспертный опрос
рейтинг
социально-психологические:
социометрия
тестирование
тренинг
математические
ранжирование
шкалирование
корреляция анализ литературы,
архивных материалов,
документации,
продуктов
деятельности
анализ понятийно-
терминологической
системы
проведение аналогий,
основанных на
общности
фундаментальных
законов диалектики
для процессов
различной природы
построение гипотез
построение
мысленного
эксперимента
прогнозирование
моделирование наблюдение
беседа
педагогический
консилиум
изучение и
обобщение
массового и
индивидуального
педагогического
опыта
педагогический
эксперимент



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии