БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Педагогика личности и деятельности воспитателя

Педагогика личности и деятельности воспитателя

1. Социальная роль педагога.
2. Характеристика педагогической деятельности.
3. Личностные качества педагога.
4. Функции педагогической деятельности.
5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования.
6. Модели педагогической деятельности.
7. Особенности детской субкультуры.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Педагогическая деятельность — общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т.А. Куликова). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

2.Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способы осуществления – результат.

3.Выделяются общие и специальные качества. К общим относятся направленность на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровень образованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п.
Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д. Большое значение также имеют тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.
Специальные качества включают педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро овладеть методами и приемами педагогической деятельности.
Для педагога важны следующие способности:
— устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);
— воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);
— формировать определенный тип и вид деятельности (академические);
— передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);
— профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно-рефлексивные);
— предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическим оптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные черты ребенка (педагогическое воображение).

4.Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:
— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
— осуществление образовательной работы с детьми;
— участие в педагогическом просвещении родителей;
— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и учреждения дошкольного образования;
— самообразование педагога;
— участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е.А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую (охрана и укрепление здоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую);
коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско- организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.

5.Деятельность педагога учреждения дошкольного образования многогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен в работе А.К. Марковой:
— умения, связанные с постановкой педагогических задач и предвидением результатов их решения;
— умение работать с содержанием материала;
— владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение;
— знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
— владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);
— реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной «Я-концепции»;
— осознание перспективы своего профессионального роста;
— определение обучаемости детей;
— оценка воспитанности детей;
— интегральная оценка своего труда и профессионализма.
Также педагогические умения Е.А. Панько условно делит на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

6.В педагогике описаны следующие модели педагогической деятельности:
— педагогика принуждения (авторитарная);
— полной свободы;
— сотрудничества;
— педагогика любви (Г.Н. Волков).

7.Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детском сообществе.
Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое.
Это особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она проявляется в придуманных детьми дразнилках, словах-перевертышах, импровизированных сказках, танцах, театральных действиях, в различных детских играх, ритуалах, детском «правовом кодексе», детском юморе, словесном творчестве и т. п.
Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.
Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалог двух культур — мира взрослых и мира детей — предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии