БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Дошкольная педагогика » Цель, задачи и принципы воспитания дошкольного возраста

Цель, задачи и принципы воспитания дошкольного возраста

1. Понятие цели воспитания.
2. Многообразие целей воспитания.
3. Идеальная цель воспитания.
4. Реальные цели воспитания.
5. Современные цель и задачи воспитания дошкольников.
6. Закономерности и принципы воспитания дошкольников.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты.

2.Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер. О цели воспитания высказывались философы, педагоги, просветители: Платон; Аристотель; Я. А. Коменский, Дж. Локк; К. Гельвеций; Ж. Ж. Руссо; И.Г. Песталоцци; И. Гербарт; К.Д. Ушинский.

3.Идеальная цель – всестороннее гармоническое развитие личности. О ней высказывались: Ф. Рабле, М. Монтень. Т. Мор, Т. Компанелал, Р. Оуэн, Сен-Симон, Ш. Фурье. К. Гельвеций, Д. Дидро. А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский. К. Маркс и Ф. Энгельс.

4.Реальные цели имеют исторический характер. Это означает, что на разных исторических этапах развития человеческого общества ставились разные цели, они изменялись в зависимости от потребностей общества, государственной политики и идеологии. Реальные цели воспитания носят объективный характер, всегда имеют ярко выраженную классовую направленность.
Цели воспитания изменяются в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

5.В настоящее время цель воспитания подрастающего поколения сформулирована в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.).
Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
Задачи отражают основные стороны воспитания дошкольников:
физическое, социально-нравственное, интеллектуально-познавательное, эстетическое и трудовое.
Ведущее место в учреждении дошкольного образования отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физических качеств. К концу пребывания в детском саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенические навыки и основы знаний о здоровом образе жизни.
Решая задачи интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста, следует помнить, что здесь ведущее место занимает развитие речи, мышления ребенка, формирование у него познавательных интересов и способностей.
Большое внимание в учреждении дошкольного образования уделяется социально-нравственному воспитанию. Развитие нравственных чувств, воспитание нравственных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дошкольного возраста в связи с их высокой эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художественная литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.
Важно также решать задачи трудового воспитания дошкольников. Сюда относится формирование у детей трудолюбия, трудовых умений и навыков, организаторских способностей в процессе общего труда.

6.Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на основе определенных закономерностей:
- воспитание личности, способной к самореализации, осуществляется только в деятельности;
- воспитание происходит только в процессе общения, в ходе которого растущая личность черпает идеальные образцы деятельности и поведения;
- воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (ее мотивы, цели, отношения);
- неравномерность развития личности в процессе воспитания, что обусловлено множественностью процессов (вербальных, сенсорных, двигательных), которые могут развиваться несогласованно;
- соответствие воспитания особенностям и потребностям растущей личности, позволяющее педагогам опираться на познавательные возможности, имеющиеся знания и умения, опыт воспитуемых.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания. Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Воспитание детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах:
• природосообразности;
• культуросообразности;
• деятельностного подхода в воспитании;
• ненасилия и толерантности (гуманности);
• связи с жизнью;
• уважения ребенка и соблюдения его прав;
• самоценности детского возраста.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии